Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ МОТИВАЦИИ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ МОТИВАЦИИ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
11
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
мотивация / физкультурно-спортивная деятельность / дети школьного возраста / старшеклассники / структурные компоненты модели

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федотова Галина Геннадьевна, Урекина Мария Дмитриевна, Сараев Алексей Сергеевич, Ягмыров Илмырат

В статье раскрыт актуальный вопрос формирования мотивации к физкультурно-спортивной деятельности детей школьного возраста в условиях классической практики школьного физического воспитания. Экспериментально проверена эффективность реализации в физическом воспитании общеобразовательной школы теоретической модели обучению готовности учащихся старших классов самостоятельно заниматься физической культурой и спортом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федотова Галина Геннадьевна, Урекина Мария Дмитриевна, Сараев Алексей Сергеевич, Ягмыров Илмырат

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ МОТИВАЦИИ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»



SCIENCE TIME

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ МОТИВАЦИИ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Федотова Галина Геннадьевна, Урекина Мария Дмитриевна, Сараев Алексей Сергеевич, Ягмыров Илмырат, Мордовский государственный педагогический университет имени М.Г. Евсевъева, г. Саранск

E-mail: galinagf@bk.ru

Аннотация. В статье раскрыт актуальный вопрос формирования мотивации к физкультурно-спортивной деятельности детей школьного возраста в условиях классической практики школьного физического воспитания. Экспериментально проверена эффективность реализации в физическом воспитании общеобразовательной школы теоретической модели обучению готовности учащихся старших классов самостоятельно заниматься физической культурой и спортом.

Ключевые слова: мотивация, физкультурно-спортивная деятельность, дети школьного возраста, старшеклассники, структурные компоненты модели.

В современных условиях организации процесса образования в средней школе повышается значимость и ценность физического воспитания детей школьного возраста. Это обусловлено, во-первых, политикой государства, направленной на развитие физической культуры и спорта как важнейшего инструмента развития человеческого потенциала; во-вторых, особенностями образовательных программ в области физической культуры и спорта, реализация которых направлена на физическое воспитание обучающихся; приобретение ими знаний, умений и навыков в физкультурно-спортивной деятельности; их физическое совершенствование и укрепление здоровья; формирование культуры здорового и безопасного образа жизни человека. Физкультурно-спортивная деятельность является значимой сферой социокультурной жизни общества и отдельного человека [1; 2].

Исследование мотивации физкультурно-спортивной деятельности имеет важное теоретическое значение, так как по ряду аспектов этой проблемы представления и точки зрения отдельных исследователей носят дискуссионный характер. Особую актуальность вопрос мотивации имеет в процессе школьного физического воспитания, поскольку одной из основных задач учителя физической культуры является выработка у учащихся устойчивой потребности и желания выполнять регулярно, добровольно, осознанно и самостоятельно

I

51

1 SCIENCE TIME 1

физические упражнения. В этой связи вопрос формирования мотивации к физкультурно-спортивной деятельности должен пониматься достаточно широко, а именно как формирование мотивации к двигательной активности в целом [3].

Формирование мотивации к физкультурно-спортивной деятельности представляет собой сложный процесс, для осуществления которого учащемуся необходимо приобрести практические умения и навыки физического самовоспитания. Физическое самовоспитание - это процесс сознательной деятельности ученика над собой. Оно составляет объединение приемов и видов деятельности в распорядке дня и направлено на организацию здорового образа жизни для улучшения состояния здоровья, физического развития и физической подготовленно сти.

Состояние мотивации детей школьного возраста к физкультурно-спортивной деятельности рассматривается как условие формирования у них желания и стабильной потребности систематически заниматься физической культурой и спортом - уверенность, собственное видение и взгляд, причины мотивации, силу воли, умственные качества, познание, эрудиция, мастерство, техничность, стремление на адекватное поведение в учебной и общественной жизни [4].

Внесение важных научно обоснованных решений в содержательное и свойственное процессу школьного физического воспитания теоретического и методического контент-анализа делает проблему формирования мотивации и желания учащихся осваивать основы физической культуры и спорта в аспекте внедрения в образовательный процесс школы необходимых педагогических условий [5].

Цель исследования - выявить и определить особенности по воспитанию желания детей школьного возраста, в частности, старшеклассников к самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности.

Задачи исследования:

1. Выявить педагогические условия, способствующие обучению готовности старших школьников к самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности в педагогическом процессе общеобразовательной школы.

2. Провести апробацию модели обучению готовности старшеклассников к физкультурно-спортивной деятельности и экспериментально осуществить проверку эффективности ее практической реализации в физическом воспитании старших школьников.

Методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, анкетирование, педагогическое наблюдение, тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.

Организация исследования. Педагогический эксперимент проходил на базе средней общеобразовательной школы № 10 г. Саранска. В эксперименте участвовали учащиеся 9-10-х классов (15-16 лет) в количестве 40 человек, из них: 20 человек составили контрольную группу (КГ); 20 человек составили экспериментальную группу (ЭГ).

52

1 SCIENCE TIME 1

Обучение физической культуре в рамках традиционной модели физического воспитания было характерно для учащихся контрольной группы. Экспериментальная группа комплектовалась с учетом спортивных интересов школьников (в основном спортивные игры). Преподавание физической культуры в этой группе осуществлялось на основе моделирования обучению готовности старшеклассников к самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности.

Результаты исследования. Состояние готовности учащихся старших классов к самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности рассматривается как условие формирования у старшеклассников желания самостоятельно и систематически заниматься физической культурой и спортом.

В ходе педагогического эксперимента была апробирована модель обучению готовности старшеклассников к самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности. Структурными компонентами модели являются: мотивационный компонент - потребность в двигательной активности; рефлексивный компонент - развитое самосознание, отношение к процессу и результатам выполняемой физкультурно-спортивной деятельности; физический компонент - уровень развития физических качеств, достаточный для полноценного развития; информационный компонент - знаниевый уровень теоретических и практико-ориентированных основ физкультурно-спортивной деятельности; результативный компонент - уровень владения практическими способами физкультурно-спортивной деятельности. Все компоненты определялись по показателям анкетного опроса.

Диагностика мотивационного компонента определялась по показателям задания «Тест незавершенных предложений» и результатам опроса анкеты «Самооценка мотивов физкультурно-спортивной деятельности». Результаты свидетельствуют об отсутствии значимых различий между учащимися контрольной и экспериментальной групп. В обеих группах преобладает физкультурно-оздоровительный тип направленности. Обращает внимание отсутствие среди учащихся спортивного типа направленности. В ходе педагогического эксперимента в экспериментальной группе вырос процент учащихся типа полуспортивной направленности. Учащиеся ЭГ отличались более высокими показателями уровня развития мотивационного компонента.

Диагностика рефлексивного компонента проводилась по показателям анкеты «Самооценка уровня развития рефлексии». Исходные показатели рефлексии у учащихся обеих групп практически не отличались и находились (при оценке по 5-балльной шкале) на уровне ниже среднего значения. За время педагогического эксперимента показатели рефлексии школьников экспериментальной группы существенно повысились.

Диагностика физического компонента определялась с помощью контрольных упражнений действующей учебной программы по физической культуре для учащихся общеобразовательной школы. На исходном этапе эксперимента учащиеся обеих групп имели примерно равный уровень развития физических качеств. По окончании эксперимента уровень развития физических

1 SCIENCE TIME 1

качеств учащихся контрольной группы практически не изменился, в то время как учащиеся экспериментальной группы, занимавшиеся в спортивной секции со специализацией «спортивные игры», значительно улучшили свои результаты в беге на 100 м, беге на 3000 м и прыжке в длину с места.

Информационный компонент определялся по результатам решения тестовых заданий первого, второго и третьего уровней усвоения. Сравнительный анализ знаний в области физической культуры на уровне требований школьной учебной программы по предмету «Физическая культура», выполненный в начале эксперимента, выявил примерно одинаковый уровень теоретической готовности учащихся обеих групп. По окончании педагогического эксперимента было выявлено значительное преимущество у старшеклассников экспериментальной группы.

Наиболее существенные различия выявлены на уровне знаний и умений, отражающих способность применять приобретенные знания и умения для решения задач самостоятельно заниматься физкультурой и спортом и управлять этим процессом. По результатам выполнения учащимися тестового задания, характеризующего индивидуальное самосовершенствование в области физической культуры и спорта, был выявлен результативный компонент. Учащиеся экспериментальной группы полнее и обоснованно выполнили предлагаемые мероприятия по показателям методических умений.

При использовании модели обучения готовности старшеклассников к физкультурно-спортивной деятельности были намечены педагогические условия для развития способности к самоанализу и самонаблюдению в отношении к физкультурно-спортивной деятельности и своему «Я» на уровне собственного личного самоопределения в физической культуре и спорте; для развития скоростных, скоростно-силовых качеств и общей выносливости; для воспитания теоретических и методических знаний на уровне готовности их действенного применения в самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности; для овладения умениями индивидуального самосовершенствования в занятиях физической культурой и спортом. При реализации этих педагогических условий большая часть старшеклассников становится подготовленной к физкультурно-спортивной деятельности на уровне совершенствования и оптимизации процесса готовности с учетом конкретных условий ее выполнения.

Анкетный опрос позволил определить уровень развития готовности старшеклассников к самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности в целостном процессе и относительно его структурных компонентов. Так, 75 % учащихся экспериментальной группы вышли на уровень совершенствования и оптимизации (сформировано желание и готовность ученика вносить изменения в реализуемые способы физкультурно-спортивной деятельности на уровне отдельных действий с учетом физического здоровья, уровня физического развития и физической подготовленности); 16,7 % учащихся вышли на репродуктивный уровень (сформированы умения механически воспроизводить физические упражнения); 8,3 % учащихся остались на нулевом уровне обучению

1 SCIENCE TIME 1

готовности (отсутствие физкультурно-спортивной направленности; сформирована неготовность самостоятельно и добровольно включиться в физкультурно-спортивную деятельность, хотя знаниевый уровень и комплекс умений в области физической культуры и спорта может быть различным).

Большая часть учащихся контрольной группы достигает только репродуктивного уровня (66,7 %), небольшая часть (11,1 %) выходит на уровень самосовершенствования и оптимизации, 22,2 % учащихся не готовы к самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности.

Выводы.

1. Физкультурно-спортивная деятельность является разновидностью человеческой деятельности и, соответственно, выражает, воспроизводит ее сущностные особенности. Исключительную важность приобретает обучение готовности учащихся старших классов к самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности, что обеспечивается взаимодействием компонентов мотивационного, рефлексивного, физического, информационного и результативного значения. Выявление уровня выраженности этих компонентов и установление их взаимосвязи позволяет осуществлять изучение мотивации к физкультурно-спортивной деятельности с позиций системного подхода. Применение этого подхода в нашем исследовании позволило установить тесную связь между указанными компонентами.

2. В рамках модели обучения готовности старшеклассников к самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности обеспечивается существенное развитие мотивационного и рефлексивного компонентов. У школьников экспериментальной группы наблюдается достижение более высоких, чем при традиционных подходах, показателей качества усвоения теоретических знаний и овладения методическими умениями. По имеющимся показателям они выходят на более высокий уровень желания и готовности самостоятельно заниматься физической культурой и спортом в целостном процессе физического воспитания.

3. Рассматриваемые педагогические условия по обучению готовности учащихся старших классов к самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности представляют собой совокупность мер, включающих диагностику уровня желания и готовности старшеклассников к самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности; реализацию системы подготовки старших школьников к данной деятельности в урочной и внеурочной работе; поддержание самостоятельности школьников в указанной деятельности, положительной мотивации и желании в регулярной физической активности как факторе саморазвития и самосовершенствования личности. Успешное решение педагогической работы позволяет развивать физкультурно-спортивные способности учащихся и формировать их личность.

1 SCIENCE TIME 1

Литература:

1. Гилев Г.А. Образование, физическое воспитание, спорт учащейся молодежи: монография. - М.: Издательство «СМП-Индустрия», 2017. - 166 с.

2. Лубышева Л.И. Спортизация в системе физического воспитания: от научной идеи к инновационной практике: монография. - М.: НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта», 2017. - 200 с.

3. Серова Л.К. Мотивация в спортивной деятельности: монография. - М.: Спорт: Человек, 2020. - 144 с.

4. Слепченко А.Л. Мотивация как компонент занятий физической культурой // Молодой ученый. - 2019. - № 19 (257). - С. 388-390.

5. Столяров В.И. Личностно-ориентированное комплексное физическое воспитание школьников: монография. - Саратов: Издательский Центр «Наука», 2017. - 196 с.

56

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.