УДК 796.015
ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ, ФОРМИРУЕМЫХ У ШКОЛЬНИКОВ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ
Г.Б. Глазкова, Л.А. Парфенова
Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, Казань, Россия Для связи с автором: е-mail.larapar [email protected]
Аннотация:
Анализ учебных программ по физической культуре школьников показал их недостаточную направленность на реализацию компетентностного подхода, слабое организационно-методическое сопровождение данного процесса, отсутствие взаимосвязи формирования предметных и ключевых компетенций, что приводит к малой эффективности физического воспитания учащихся с отклонениями в состоянии здоровья.
Выявленная проблема предопределяет необходимость совершенствования и оптимизации физического воспитания учащихся с различными нозологиями посредством применения инновационных методов, форм и средств физической культуры, ведущих к формированию компетенций в физкультурно-оздоровительной сфере, овладению навыками здорового образа жизни, улучшению здоровья. Ключевые слова: школьники с отклонениями в состоянии здоровья, физкультурно-оздоровительная деятельность, компетенция, компетентность,компетентностный подход.
STUDY OF INTERRELATION AND PHYSICAL EDUCATION COMPETENCIES FORMED IN SCHOOL CHILDREN WITH DISABILITIES IN HEALTH G.B. Glazkova, L.A. Parfenova
Volga region state academy of physical culture, sport and tourism, Kazan, Russia Abstract:
Analysis of training programs on physical culture of schoolchildren showed their insufficient direction for the implementation of competent approach, poor organizational and methodological maintenance in this process, lack of interrelation formation of subjects and general competences, which leads to low efficiency of physical education in school children with disabilities in health.
Identified problem predetermined the necessity to improvement and optimization physical education of schoolchildren with different nosologies through the application of innovative methods, forms and methods of physical culture, lead to the formation of competence in the area of physical culture, mastering skills of healthy lifestyle and improving health.
Keywords: schoolchildren with disabilities in health, physical and recreational activities, competence, competent approach.
ВВЕДЕНИЕ
Согласно федеральным государственным образовательным стандартам, базирующимся на социально-государственных заказах и потребностях, цель образования в предметной облает «Физическая культура» для учащихся среднего школьного возраста направлена на гармоничное физическое развитие, формирование устойчивых мотивов в бережном отношении к здоровью, приобретение предметных компетентностей, овладение навыками здорового образа жизни [7]
По мнению специалистов, здоровый образ
жизни — это динамичная и взаимосвязанная система знаний, умений, навыков, ценностных установок, проявляющихся в деятельности, направленной на гармоничное развитие индивида, укрепление здоровья [5]. Для школьников данная система развивается и изменяется под воздействием условий образовательной среды (школы), в которых воспитывается каждый ребенок, при этом физическое воспитание играет немаловажную роль
Однако систематическое ухудшение состояния здоровья подрастающего поколения и ежегодное увеличение количества детей с различны-
ми нозологиями говорят о недостаточной эф-фективности физкультурно-образовательного процесса. Анализ современных учебных программ по физической культуре показал, что процесс физического воспитания, в основном, ориентирован на повышение физической подготовленное^ учащихся, где разрозненно и не в полном объеме присутствует обучение навыкам здорового образа жизни (овладение теоретико-практическими знаниями и умениями, воспитание ценностно-смысловых установок в укреплении здоровья), формирование предметных компетенций [2, 4]. Исходя из того, что факторы, составляющие физкультурно-образовательный процесс, взаимосвязаны и в педагогическом воздействии направлены на решение образовательных, оздоровительных и воспитательных задач, для оптимизации учебного процесса и улучшения здоровья учащихся необходимо взаимосвязать цели, задачи физического воспитания с методами, формами и средствами физической культуры.
Неоднократно доказано, что школьники, имеющие необходимый уровень физкультурной образованности, грамотно используют средства физической культуры в процессе физического самосовершенствования для активной жизнедеятельности [1, 3].
Тем не менее традиционный прием передачи теоретического учебного материала в процессе физического воспитания не способствует овладению школьниками прочными знаниями в физкультурно-оздоровительной области и воспитанию на этой основе внутренней мотивации к систематическим занятиям физическими упражнениями, формированию предметных компетенций, улучшению здоровья обучающихся.
Стоит отметить, что школьникам с отклонениями в состоянии здоровья, количество которых ежегодно увеличивается, труднее адаптироваться к школьной жизни, так как они более нестабильно реагируют на интенсификацию современного образования, отличаются от здоровых сверстников несформированностью интереса и потребности к двигательной активности, не владеют компетенциями в сфере укрепления здоровья.
У школьников с низким психофизическим статусом овладение компетенциями в физкультурно-оздоровительной сфере изначально предопределяет укрепление здоровья каждого индивида и успешную самореализацию в социуме. Поэтому необходимо определить, какие именно компетенции формировать у данной категории учащихся и, соответственно, какие теоретические знания заложить в каждую группу компетенций, какие виды деятельности предложить подросткам для развитая умений и навыков, длч приобретения опыта деятельности в области укрепления и сохранения здоровья для активной жиз-н е деятельно сти.
Указанные обстоятельства определили цель работы — выявить физкультурные компетенции, разработать критериально-уровневое оценивание формирования данных компетенций и определить взаимосвязь физкультурных компетенций для повышения оптимизации и эффективности физического воспитания школьников
ОРГАНИЗАЦИЯ
И СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
В исследовательской работе мы опирались на научно-практические рекомендации А.В Хуторского, который предлагает ввести компе-тентностный подход в действующее содержание образования с целью овладения учащимися практической основой в применении полученных знаний, умений и навыков в повседневной жизни [8].
Поэтому для определения предметных компетенций результаты освоения программного материала учебной дисциплины «Физическая культура» (метапредметные, предметные и личностные), прописанные в Стандарте,были распределены по ключевым компетенциям, разработанным А.В. Хуторским, и адаптированы в соответствии с особенностями содержания и организации учебного процесса школьников, имеющих опслоненияв состоянии здоровья. По нашему определению, физкультурные компетенции являются результатом овладения школьниками знаниями, умениями, способами деятельности, необходимыми для грамотного, качественного и продуктивного применения
форм, средств и методов физической культуры для активной жизнедеятельности На основе данного угеерждениябыли выявлены следующие физкультурные компетенции для учащихся среднего школьного возраста с различными нозологиями. ценно сто-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые, компетенции личного совершенствования Указанные физкультурные компетенции
были конкретизированы, разделены на составляющие компоненты (критерии), соответствующие видам деятельно ст. Кроме того, были определены способы, приемы, формы и методики оценивания уровня формирования данных компетенций (таблица 1). Признавая необходимость формирования всех обозначенных физкультурных компетенций у детей с отклонениями в состоянии здоровья, в данной работе мы акцентрова-
Таблица 1 - Способы оценивания формирования физкультурных компетенций у школьников средних классов, имеющих отклонения в состоянии здоровья
Компетенции Способы оценивания их сформированное™
Ценностно-смысловые компетенции
- способность использовать имеющиеся знания, умения и опыт деятельности в физкультурно-интеллектузльных состязаниях (ЦК-1). -готовность к актив ному участию в оздоровительно-проектной деятельности (ЦК-2); - готовность к систематическому посещению урочных и внеурочных физкультурных занятий (ЦК-3) - готовность к самостоятельной физкультурно-оздоровительной деятельности (ЦК-4) По листам наблюдения ЦК-1: готовность к предложению своего решения проблемы; умение обосновывать решение проблемы; умение демонстрировать способ решения проблемы умение использовать полученные знания нг практике, предлагать различные варианты; участие в итоговом выступлении, умение делать выводы. ЦК-2: владение знанием современных точек зрения по теме проекта и способов выполнения проекта, умение определять проблему, формулировать цель, задачи, способы решения; умение применять оригинальность и творческий подход, применение опыта деятельности в предложенных заданиях умение оценивать деятельность других групп. ЦК-3: урок ФК. утренняя гимнастика; пробламно-интеллектуальные физкультурно-оздоровительные игры, ф и зкул ьтурно-оздоров и'тел ьн ые мероприятия; модульное занятие. ЦК-4: по анкетированию (готовность выполнять дом/ задание по ФК; утреннюю гимнастику дома посещение физкультурно-оздоровительных клубов, готовность к физкультурному отдыху; выполнение комплексов ЛФК дома)
Общекультурные компетенции
- понимание физической культуры как социального явления культуры, - знание основных направлений развития ФК в обществе. их целей, задач и форм организации -методика М.И.Шиловой «Диагностика нравственной воспитанности»; - анкетирование учеников; - анкетирование родителей
Учебно-познавательные компетенции
-овладениетеоретико-методическими знаниями в физкультурно-оздоровительной области (УПК-1) - способность проявлять познавательно-интеллектуальную активность в физкультурно-интеллектуальных состязаниях (УПК-2) -умение самостоятельно проводить различные формы занятий ФК (элементы подготовительной части урока, элементы заключительной части урока; комплексы корригирующей и суставной гимнастики физкультпау-зы'и физкультминутки на уроках других дисциплин) ' (УПК-3) УПК-1: тестирование (олимпийское движение; основы физической культуры и спорта, связь ЗОЖ с укреплением здоровья, роль и место физической культуры в его организации организационно-содержательные аспекты занятий физическими упражнениями; методы самоконтроля физического развития и физической подготовленности). УПК-2: по листам наблюдения (умение обобщить и проанализировать информацию; умение разъяснить технику выполнения ФУ; умение правильно показать технику выполнения упражнения: проявление необходимых познавательных качеств) УПК-3: по листам наблюдения Элементы подготовительной и заключительной частей урока; комплексы корригирующей и суставной гимнастики; физкультминутки)
Информационные компетенции
-умение перерабатывать информацию (сбор, анализ, обобщение) (ИК-1); -умение использовать технологические возможности компьютера (ИК-2); - умение создавать наглядные пособия, презентации (ИК-3) -умение загружать полезные программные продукты (ИК-4) - умение работать с эл. почтой, общаться в он-лайн времени (ИК-5) ИК-1: по листам наблюдения (сбор, анализ, обобщение информации). ИК-2: по листам наблюдения (умение строить графики); ИК -3: умение создавать наглядные пособия, презентации; ИК-4: умение загружать полезные программные продукты; ИК-5: умение работать с эл. почтой, общаться в он-лайн времени, делиться знаниями через дискуссионные группы
Окончание таблицы 1 па 84 стр.
Окопчапие таблицы 1
Коммуникативные компетенции
-уважительное отношение к окружающим, проявление культуры взаимодействия в достижении общих целей при совместной деятельности: - владение навыками иноязычного общения и взаимодействия в виртуальных сообществах; - владение умением логически грамотно излагать и обосновывать точку зрения. - умение оказывать помощь занимающимся, - владение умением оценивать ситуацию и принимать решения -лист наблюдения за поведением и общением школьников в процессе спортивных игр. вне^очных физкультурно-оздоровительных мероприятии, групповой защиты проектов, в командной деловой игре - методика определения лидерских способностей -диагностика уровня эмпатических способностей по В.В.Бойко; -лист анализа виртуального общения (написание эссе, размещение в виртуальных сообществах, зацита на форуме)
Социально-трудовые компетенции
- ответственное отношение к порученному делу, проявление дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции -умение планировать режим дня. обеспечивать оптимальное сочетание нагрузки и отдыха - опросник ГН. Казанцевой (изучение общей самооценки); - анкетирование родителей - анкетирование учителей-предметников
Компетенции личного совершенствования
- поддержание оптимального уровня работоспособности в процессе учебной деятельности, использование занятий ФК для профилактики утомления; - способность организовывать и проводить физкультурные занятия, составлять индивидуальные комплексы физических упражнений, регулировать величину физической нагрузки; - владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений в различных внешних условиях - методика Т. Элерс «Мотивация к успеху»; - анализ «портфолио здоровья» ученика; карта личного физического развития, карта самоконтроля: индивидуальные комплексы утренней зарядки, физических упражнений в соответствии с собственным состоянием здоровья, лист учёта самостоятельных занятий ФУ вне школы: лист учёта посещаемости урочной и внеурочной физкультурной деятельности, режим дня, личный режим питания, любимые виды спортивно-оздоровительной деятельности
ли внимание на наиболее информативных в аспекте оптимизации физического воспитания специальных результатов физкультурно-образовательной деятельности, к которым мы отнесли ценностно-смысловые (ЦК), учебно-познавательные (УПК) и информационные (ИК) компетенции Каждой формируемой в нашей работе qэyппe компетенций был присвоен шифр для удобства проведения анализа получаемых результатов и графического представления
Учебно-развивающая деятельность по формированию выделенных компетенций проводилась в ходе экспериментального внедрения педагогической модели физического воспитания учащихся среднего школьного возраста с отклонениями в состоянии здоровья, основу которой составили экспериментальная про-q:>aммa и организационно-педагогические условия, ориентированные на достижение результатов обучения (формирование физкультурных компетенций) и улучшение состояния здоровья подростков
В организованном эксперименте принимали участие 90 школьников с отклонениями в состоянии здоровья, где контрольная группа (45 учеников 5-6-х классов) занималась по традиционной программе по физической культуре для СМГ, а экспериментальная группа (45 уче-
ников 5-6-х классов) проходила обучение по разработанной нами экспериментальной программе.
Применяемые в нашем эксперименте учебная программа и выявленные организационно-педагогические условия объединены инновационным содержанием и находятсяв интегра-тивной зависимости.
Исходя из того, что факторы, составляющие педагогический процесс и педагогические воздействия были консолидированы, физкультурные компетенции по учебной дисциплине «Физическая культура» для учащихся с различными нозологиями разрабатывались таким образом, чтобы данные индикаторы учебной деятельно сти были в тесной взаимосвязи и при улучшении показателей формирования одной группы компетенций происходило повышение уровня формирования других В связи с этим и полученные в процессе физического воспитания результаты (формирование физкультурных компетенций) взаимосвязаны между собой. По нашему определению, для того чтобы целенаправленно влиять на эффективность педагогического процесса, необходимо определить взаимосвязь полученных результатов На основании сделанных выводов создается большой потенциал в оптимизации физического воспитания школьни-
ков с различными нозологиями посредством совершенствования составляющих компонентов той группы физкультурных компетенций, которые более тесно взаимосвязаны с другими группами компетенций и содействуют повышению уровня их формирования Для доказательства имеющегося положительного взаимовоздействия формируемых компетенций, выявления взаимосвязи результатов сформированности у обучающихся среднего школьного возраста с отклонениями в состоянии здоровья физкультурных компетенций и раскрытия их особенностей был применен метод корреляционного анализа, направленность которого заключалась в том, чтобы на основе статистического материала выявить факт влияния одной группы компетенций на другие и подтвердить полученные в результате эксперимента выводы
Известно, что «корреляция» (лат correlation — соотношение) — это связь между двумя или более переменными, при которой систематическое увеличение в значении одной переменной сопровождается систематическим увеличением (уменьшением) значения другой или других. Чем сильнее корреляция, тем вероятнее, что по значению одной переменной можно судить о возможном значении другой (других) переменной [б].
Изначально коррелировались (анализировались) результаты формирования исследуемой группы физкультурных компетенций (УПК, ЦК, ИК) по входящим в группу компетенциям и компонентам (критериям), составляющим каждую компетенцию.
Результаты в конце учебного года показали, что в экспериментальной группе произошло усиление корреляционной связи в каждой группе исследуемых физкультурных компетенций При этом все составляющие компетенции и компоненты компетенций взаимосвязаны между собой при формировании одних компетенций и компонентов повышается уровень формирования других, составляющих отдельно взятую группу.
Однако наибольшее количество достоверных отношений между составляющими компонентами показала учебно-познавательная компетенция УПК-I (овладение теоретико-
методическими знаниями в физкультурно-оздоровительной области), которая в последующем активно коррелирует с УПК-2 (способность проявлять познавательную активность в физкультурно-интеллектуальных состязаниях) и УПК-3 (умение самостоятельно проводить различные формы занятий физической культурой)
Б начале эксперимента темы теоретико-методического учебного материала были подобраны и распределены на пять разделов с учетом основных задач при формировании у школьников с отклонениями в состоянии здоровья учебно-познавательных компетенций (олимпийское движение; основы оизической культуры и спорта, связь здорового образа жизни с укреплением здоровья, роль и место физической культуры в его организации, ор ганиз ационно- со дер ж ательны е асп екты физкультурных занятий; методы самоконтроля физического развития и физической подготовленности)
Корреляционный анализ в УПК-1 зыявил следую щие зависимости: наблюдается наибольшее усиление корреляционной сзязи между овладением учащимися знаниями по разделу «Связь здорового образа жизни с укреплением здоровья, роль и место физической культуры в его организации» и разделом «Олимпийское движение» (г=0,б2), разделом «Основы физической культуры и спорта» (г=0,47), разделом «Организационно-содержательные аспекты физкультурных занятий» (г=0,37). По мнению специалистов, знания есть фундамент для мотивации к любой деятельности [2, 3, 8], что и было подтверждено итоговыми результатами эксперимента успешное овладение школьниками экспериментальной группы теор етико-методич ескими зн шиши (УПК) обеспечило осознание жизненно необходимой важности физкультурных занятий и приобретение опыта деятельности в укреплении и сохранении индивидуального здоровья (ЦК). По данным результатам был проведен корреляционный анализ, который выявил следующие усиления корреляционных связей После реализации разработанной нами учебной программы в экспериментальной группе наблюдается усиление корреляционной
связи между УПК-1 (овладение теоретико-методическими знаниями в физкультурно-оздоровительной области) и ЦК-1 (способность использовать имеющиеся знания, умения и опыт деятельности в физкультур неинтеллектуальных состязаниях) — г = 0,63, между УПК-1 и ЦК-2 (готовность к активному участию в оздоровительно-проектной деятельности) - и = 0,67, между УПК-1 и ЦК-3 (готовность к систематическому посещению урочных и внеурочных физкультурных занятий) - г = 0,56, между УПК-1 и ЦК-4 (готовность к самостоятельной физкультурно-оздоровительной деятельности) — г = 0,37 (таблица 2).
Также большое количество достоверных отношений между исследуемыми физкультурными компетенциями показала ЦК-3 (готовность к систематическому посещению урочных и внеурочных физкультурных занятий), которая активно коррелирует с УПК-1, УПК-2 (способность проявлять познавательную активность в физкультурно-интеллектуальных состязаниях) — г = 0,44, с ЦК-1 - г = 0,56, ЦК-2 - г = 0,62, ЦК-4 - г = 0,56.
Формирование у обучающихся информационных компетенций (ИК) является одной из основных компетенций, так как современное общество заинтересовано в будущих специалистах, оперативно владеющих ресурсами компьютера и Интернета для активной жизнедеятельности [1]
В конце эксперимента было выявлено усиление корреляционных связей между группой учебно-познавательных компетенций и группой информационных компетенций, что обусловлено тем, что овладение школьника-
ми теоретическими знаниями проходило на основе проблемного метода обучения посредством оздоровительно-ориентированной проектной деятельности, где подростки самостоятельно выполняли домашнее задание с помощью ИКТ и приобретали опыт деятельности в работе с ресурсами компьютера и Интернета.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Представленное исследование позволяет сделать вывод о взаимозависимости и взаимовлиянии компонентов и результатов процесса физического воспитания учащихся с отклонениями в состоянии здоровья. Повышение уровня формирования учебно-познавательных навыков влияет на уровень сформированности ценностно-смысловых и информационных компетенций Следовательно, посредством систематизации теоретико-методического учебного материала по физической культуре, совершенствования методики передачи данных знаний, определения видов двигательной деятельности, где учащиеся смогут развивать умения и навыки в физкультурно-оздоровительной сфере и приобретать опыт деятельности, создаются большие возможности для оптимизации и эффективности процесса физического воспитания школьников с отклонениями в состоянии здоровья.
Только комплексное формирование учебно-познавательных компетенций способствует повышению уровня других результатов физкультурного образования школьников с различными нозологиями, что в итоге позволит им успешно самореализоваться и социализироваться в современном обществе
Таблица 2 - Корреляционные связи между показателями, определяющими уровень формирования физкультурных компетенций у школьников с различными нозологиями
УПК1 УПК 2 УПКЗ ЦК1 ЦК2 ЦКЗ ЦК4 И К
УПК1 0,59 0,42 0,63 0,67 0,56 0,37 0,58
УПК2 0,59 0,47 - - 0 44 0.56
УПКЗ 0,42 0,47 0,51 0,31 - 0,44
ЦК1 0.63 0.47 0.56
ЦК2 0.67 0.31 0.47 0.62
ЦКЗ 0,56 0,44 0,56 0,62 0,56
ЦК4 0.37 0.56
ИК 0.58 0,56 044
Примечание: числовые значения - коэффициенты корреляции
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Глазкова, Г. Б. Применение информационно-коммуникационных технологий в физкультурно-образовательном процессе школьников, имеющих отклонения 8 состоянии здоровья / Л А.Парфенова. Г Б. Глазкова // Научное мнение, СПб. - 2014 - № 9 (2).-С. 151-158.'
2. Глазкова., Г Б. Формирование физкультурно-оздоровительной мотивации у школьников с отклонениями в состоянии здоровья на основе компетентностного подхода / Г. Б. Глазкова, Л. А. Парфенова / Наука и спорт: современные тенденции. - 2015 -Т. 9. - № 4. - С 55-62
3. Парфенова, Л. А Интегративный подход в физическом воспитании школьников, имеющих отклонения в состоянии здоровья : монография / Л. А. Парфенова -Ульяновск УлГПУ, 2013 -160 с
4 Парфенова,Л.А.Организационно-содержательные аспекты физического воспитания учащихся среднего школьного возраста, имеющих отклонения в состоянии здоровья /Л.А. Парфенова, Г Б. Глазкова,
BIBLIOGRAPHY
1. Glazkova, G.B. The use of information and communication technologies in the sports and educational process pupils with deviations in health / LA Parfenova, G.B Glazkova / scientific opinions, SPb -2014.-№ 9 (2).-P. 151-158.
2. Glazkova, G.B. Formation of sports and improving motivation at school students with deviations in the state of health on the basis of competence-based approach / G.B. Glazkova L A. Parfenova / Science and sport current trends. - 2015. -T 9. - № 4 - P 55-62
3. Parfenova, L.A. Integrative approach to physical training of schoolchildren with disabilities in the state of health monograph / L A. Parfenova -Ulyanovsk : UIGPU, 2013. - 160 p.
4 Parfenova, LA Organizational and substantive aspects of physical training of pupils of secondary school age, with deviations in health status. /
С. H. Ключникова / Педагогико-пси<ологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта - 2012 -Т. 25 - № 4 - С 116-124.
5. Пашин, А. А. Формирование ценностного отношения к здоровью в физическом воспитании школьников монография/А. А. Пашин. - Пенза : ПГПУ, 2011 -228 с.
6. Педагогический энциклопедическим словарь / гл. ред Б. М. Бим-Бад - М.: Большая Рос энцикл , 2009 - 527 с.
7. Федеральный государственный стандарт среднего (полного) общего образования - М.: Омега, 2012. -17 с.
8. Хуторской А В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентироеанной парадигмы образования / Доклады 4-й Всероссийской дистанционной августовской педагогической конференции «Обновление российской школы» (26 августа - 10 сентября 2002 г.). - http:// wweidos ru/ conf/
LA Parfenova, G.B Glazkova. S.N Klyuchnikova / Pedagogical-psychological and medical-biological problems of physical training and sports. - 2012.-T. 25 - №4 - P 116-124.
5. Pashin, A.A. Formation of the valuable attitude towards health in physical training of school students: monograph / A A. Pashin. - Penza PGPU, 2011 -228 p
6. Pedagogical encyclopedic dictionary/hi. edition В M. Bim-Bud. - M. Big I Grew 2009. - 527 p.
7 Federal State standard of secondary (full) general education.-M. Omega, 2012 - 17 p.
8. Hutorskoy, AV. Key competences as a component of personality-oriented paradigm of education / Reports 4th All-Russian remote August pedagogical conference "Renewal of the Russian school" (August 26-10 September 2002). - http // wweidos.ru/ conf/
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
Парфенова Лариса Анатольевна - кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой здагтивной физической культуры и безопасности жизнедеятельности Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма, е-таЛ: [email protected]
Глазкова Галина Борисовна - соискатель Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма.