Научная статья на тему 'Формирование физкультурно-оздоровительной мотивации у школьников с отклонениями в состоянии здоровья на основе компетентностного подхода'

Формирование физкультурно-оздоровительной мотивации у школьников с отклонениями в состоянии здоровья на основе компетентностного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
190
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНИКИ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ / ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВНУТРЕННЯЯ МОТИВАЦИЯ / ВНЕШНЯЯ МОТИВАЦИЯ / КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Парфенова Л.А., Глазкова Г.Б.

Для школьников с отклонениями в состоянии здоровья характерен низкий уровень мотивации к жизненно необходимой им двигательной активности. Данная проблема может быть решена средствами компетентностного подхода. В статье представлены механизмы формирования компетенций и компетентностей в физкультурнооздоровительной деятельности, ведущих к развитию у данной категории учащихся познавательного интереса, устойчивой внутренней мотивации к систематическим занятиям физическими упражнениями и привитию вторичной потребности к здоровому образу жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Парфенова Л.А., Глазкова Г.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование физкультурно-оздоровительной мотивации у школьников с отклонениями в состоянии здоровья на основе компетентностного подхода»

УДК 796.015

ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ У ШКОЛЬНИКОВ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

Г.Б Глазкова1, Л.А. Парфенова-'

ФГБОУ БПО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма», Казань, Россия Для связи с автором: е-mail.larapatf@mail.iu

Аннотация:

Для школьников с отклонениями в состоянии здоровья характерен низкий уровень мотивации к жизненно необходимой им двигательной активности. Данная проблема может быть решена средствами компетентностного подхода.

В статье представлены механизмы формирования компетенций и комнетентностей в физкультурно-оздоровительной деятельности, ведущих к развитию у данной категории учащихся познавательного интереса, устойчивой внутренней мотивации к систематическим занятиям физическими упражнениями и привитию вторичной потребности к здоровому образу жизни.

Ключевые слова: школьники с отклонениями в состоянии здоровья, физкультурно-оздоровительная деятельность, внутренняя мотивация, внешняя мотивация, компетенция, компетентность, компе-тентностный подход.

FORMAITION SPORT AND RECREATION MOTIVATION OF SCHOOLCHILDREN WITH DISABILITIES IN HEALTH BASED ON COMPETENCE APPROACH G.B. Glazkova1, L.A. Parfyonova2

Volga region state academy of physical culture, sport and tourism, Kazan, Russia Abstract:

Pupils with disabilities in health is characterized by a low level of motivation for them vital motor activity. This problem can be solved by means of competence-based approach.

The article presents the mechanisms of formation of competence and expertise in sports and recreational activities, leading to the development of this category of cognitive interest of pupils, a stable internal motivation to regular physical exercise and graft secondary to the needs of a healthy lifestyle. Key words: schoolchildren with disabilities in health, sports and recreational activities, intrinsic motivation, extrinsic motivation, competence, competence, competence approach.

ВВЕДЕНИЕ

Ежегодное ухудшение психофизического здоровья школьников, увеличение количества детей с различными нозологаями показывают обществу необходимость реорганизации современного образовательного процесса в целом и физического воспитания в частно спя с целью формирования у детей новых интересов, ценностно-смысловых установок к ведению здорового образа жизни, ключевых компетенций в физкультурно-оздоровительной деятельности.

При этом школьники, имеющие отклонения в состоянии здоровья и отнесенные к специальной медицинской группе (СМГ), в основном

пассивно присутствуют на уроках физической культуры, утрачивая интерес, мотивацию и потребность к любой двигательной активности Возрастной интерес смещается в сторону онлайн игр, где дети выплескивают неиспользованные эмоциональные переживания побед и поражений [2]

Следовательно, если у детей начальной школы интерес к физкультурно-оздоровительной деятельности базируется на основе первичной потребности ребенка в движении, то у школьников среднего звена первичная потребность в движении, являющемся источником здоровья, замещается вторичными, приобретенными потребностями, сформировавшимися в соответ-

стьии с развита ем высокотехнологического социума (интернет)

Логичным образом напрашивается вывод о том, что существует объективная необходимость создания мотив ационных механизмов, выявления психолого-педагогических условий, которые будут содействовать формированию у школьников среднего школьного возраста интереса к физической активности, потребности в систематических физических упражнениях и мотивации к здоровому образу жизни [5, б]. По мнению известных психологов (П Я Гальперин, В.В Давыдов, НФ Талызина, ДБ Эльконин и др.), мотивация может быть либо внутренняя, либо внешняя [9]. Источником внешней мотивации учащегося выступают стимулирующие учебные атрибуты: положительная оценка, похвала, поощрение, награда и т.п. Этому способствует излишняя унифицирован-

ность (однообразие) и регламентация содержания учебного предмета «Физическая культура» Для успешного же обучения важна внутренняя мотивация, в результате которой формируется необходимый познавательный интерес, являющийся интегральным продуктом взаимодействия психических процессов, участвующих в становлении мотивационной сферы школьников.

Мы предположили, что формированию внутренней мотивации к регулярной двигательной активности, являющейся фундаментом физкультурно-оздоровительных компетенций у школьников с различными нозологиями, систематическим занятиям будут способствовать условия внешней мотивации, задаваемые учителем физической культуры посредством физкультурно-соревновательной деятельности, обладающей большим потенциалом в

Рисунок 1 - Модель формирования компетенций и компетентностей в физкультурно-оздоровительной деятельности

аспекте пробуждения у них познавательного интереса

ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для более полного понимания сущности и механизма формирования компетенций и компетентно стей в физкультурно-оздоровительной деятельности мы представили данный процесс в виде модели (рисунок 1), которая наглядно отображает основные задействованные психолого-педагогические аспекты. Систематическая активность школьников в заданных ракурсах и направлениях деятельности

приведет к созданию привычки и привитию вторичной потребности в здоровом образе жизни, что в итоге создаст большие возможно спи для формирования у данной категории учащихся компетенций и компетентносгей в области физической культуры и улучшения состояния здоровья

Внутренняя мотивация, связанная с самой процедурой деятельности, позволяет переносить большие эмоционально-физические нагрузки на основе познавательной потребности, обладающей свойством ненасыщаемссти [3]. Как считают специалисты [3, 5, 8], подобные по-

Рисунок 2 - Алгоритм формирования вторичной потребности к двигательной активности через ПИФО-игру

буждающие к активной деятельно ста мотавы эффективно формируются с помощью проблемного метода обучения Основываясь на данных суждениях, при конструировании физкультурно-обр азовательного процесса из всего разнообразия современных методов образования мы акцентировали внимание на методике проблемною обучения посредством введения в учебный курс жизненно-потребно стных для учащихся ситуаций Для этого мы разработали новую интерактивную форму занятий—проблемно-интеллектуальную физкультурно-оздоровительную игру Проблемно-интеллектуальная физкультурно-оздоровительная (ПИФО) игра — это интерактивная форма организации образовательной деятельности учащихся, предполагающая постановку проблемы, информационный поиск, синтез и подбор необходимых для ее решения средств, их практическую трансляцию при обязательном условии мультимедийного сопровождения

Цель ПИФО-игры: содействовать формированию у школьников с различными нозология-ми ключевых физкультурно-оздоровительных компетенций посредством развитая вторичной потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями и здоровому образу жизни ПИФО-игра реализуется как в урочной, так и во внеурочной деятельности школьников. На рисунке 2 смоделирован алгоритм формирования вторичной потребности к двигательной активности через ПИФО-игру. Основным содержательным вызовом ПИФО-игры является проблемная ситуация, посредством которой мы стремились побуждать школьников к активизации мышления и организации само сто ягельного поиска необходимой информации, к принятию решения выдвинутой проблемы и реализации его в практической деятельности

Игр а вызыв ает э мо цион альный отклик у школьников —интерес, радость, стремление победить При этом включаются в работу лобные доли, которые отвечают за программирование сложной деятельности, что позволяет осваиваемым в игре знаниям, умениям и навыкам выстраиваться в логическую систему и быстро усваиваться обучающимися [4].

Каждая ПИФО-игра состоит из нескольких последовательно связанных между собой проблемных игр со своим нестандартным заданием, где прохождение первой игрь: системно переводит данный процесс к последующей проблемной задаче следующей игры. Окончательное решение определяется в заключительной часта ПИФО-игры

Такая растянутость прохождения игры базируется на научно доказанном методе психолога Б В. Зейгарник — «эффекте неоконченного действия», при котором начатое и незаконченное дело постоянно мысленно прокручивается субъектом, пока он не решит окончательно данное действие, что обеспечивает прочность самостоятельно полученных знаний и применение их в практической двигательной деятельности

Каждаяигра сопровождается созданием группового мультимедийного продукта с целью опосредствованного запоминания теоретических знаний и практических умений. При этом мы использовали метод «двойной стимуляции» А.С Выготского и метод «внутренне опосредствованного запоминания» АН. Леонтьева [1]. Поскольку современный учебный физкультурно-обр азовательный процесс направлен не только на улучшение показателей двигательной подготовленности учащихся с отклонениями в состоянии здоровья, но и на сформирован-ность у них двигательно-оздоровительной компетентности, являющейся индикатором эффективности педагогической деятельности, в ходе проводимого нами исследования определялась результативность авторского подхода к формированию у школьников ключевых компетенций и компетентностей в физкультурно-оздоровительной сфере

В педагогическом эксперименте принимали участие две группы — контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ), по 45 школьников в каждой. Ученики КГ занимались по традиционной программе для СМГ, школьники ЭГ обучались по разработанной нами экспериментальной программе, в которую была включена ПИФО-игра «Портфолио здоровья» как одна из дополнительных форм учебного процесса Организация физкультурно-обр азовательного процесса в КГ и ЭГ представлена в таблице 1.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Для изучения влияния разработанных новаций и получения достоверных данных была проведена диагностика формирования ценно сто-смы еловых ориентиров (компетенций) у школьников КГ и ЭГ

Необходимо уточнить, что Государственные стандарты не предлагают четкой методологической инструкции к системе контроля и проверки сформированности данных компетенций, что привело нас к самостоятельной разработке системы оценивания и содержания ключевых компетенций в физкультурно-образовательном процессе школьников с отклонениями в состоянии здоровья [7]

Многие ученые и практики утверждают, что компетентность как интегрированное качество личности не поддается прямой диагностике, поэтому оценивание компетентности проводится в форме демонстрации или применения компетенций (М.В Аргунова, Г.М. Можаев, Г.А. Цукерман, М.М. Шалашова), при этом разрабатывается шкала показателей развития учебных навыков и критериев, по которым оценивается сформированное*]!» ключевых компетенций [2, 5, 8]

Опираясь на данные научно-практические работы, мы разработали критериально-рейтинговое оценивание формирования ключевых компетенций, где каждой компетенции соответствуют критерии (компоненты, составляющие компетенцию). Формирование компетенции происходит по четырем уровням сформированности (слабый, средний, хороший, отличный) Каждому уровню присваивается определенное количество баллов (слабый — 2 балла, средний — 3 балла, хороший — 4 балла, отличный — 5 баллов), при этом отсутствует негативная составляющая традиционного оценивания, так как все баллы суммируются и кумулятивный результат показывает степень

успешности в формировании данных компетенций

Формирование у школьников, участвующих в эксперименте, ценностно-смысловой компетенции мы оценивали по следующим составляющим ее компонентам (критериям):

- познавательно-двигательной активности в ПИФО-игре (таблица 2),

- посещаемости школьниками урочных и внеурочных занятий (таблица 3),

- самостоятельной физкультурно-оздоровительной деятельности во внеурочное время (таблица 4).

Таким образом, экспериментальное доказательство прироста у школьников ЭГ по сравнению с таковым у школьников КГ по всем компонентам ценностно-смысловой компетенции (о чем свидетельствуют данные таблиц) наглядно подтверждает выдвинутую нами гипотезу и целесообразность применения разработанных нами новаций в физкультурно-образовательном процессе школьников, имеющих отклонения в состоянии здоровья. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Реализация физического воспитания на основе компетентностного подхода способствует оптимизации физкультурно-обр азовательного процесса учащихся средних классов с отклонениями в состоянии здоровья и направлена на формирование познавательного интереса, устойчивой мотивации к систематическим занятиям физическими упражнениями и привитие вторичной потребности к здоровому образу жизни.

Исследование выполнено в решках научно-исследовательского проекта РГНФ «Спортивно■ культурное наследие как фактор повышения уровня физкультурного образования школьников Ульяновской области, имеюя/юс отклонения в состоянии здоровья», проект М 14-16-73007а(р).

Таблица 1 - Организация физкультурно-образовательного процесса в контрольной и экспериментальной группах

Понедельник вторник Среда Четверг Пятница

КГ Урок ФК СИГ Урок ФК СМ Г Урок ФК

ЭГ Урок ФК.домашнее задание с ИКТ Урок по модульной системе Урок ФК метапредметное теоретическое занятие Урок по модульной системе Урок ФК.домашнее задание с ИКТ

Примечание: ФК - физическая культура. ИКТ - информационно-компьютерные технологии

Таблица 2 - Диагностирование участия в ПИФО-игре

Компоненты (критерии) Уровень сформированное™

Слабый Средний Хороший Отличный

к-во % к-во % к-во % к-во %

Личное активное участие в организации поиска решения проблемы Н эг 24 23 53.2 51,1 14 31.1 31,1 4 4 м 8,9 5 4 6.8 8,9

кг 14

К эг 0 22 0 48 9 0 13 0 28,9 3 6 6.8 13,3 42 93.2 8.9

кг 4

Обоснование решения проблемы н эг 27 60,0 57,7 13 14 28.9 31,1 4 3 6,8 1 2 2.2 4,4

кг 26

к эг 0 26 0 57,7 0 14 0 31,1 4 3 8.9 6.8 41 91.1 4.4

кг 2

Демонстрация способа решения проблемы (мультимедийный продукт) н эг 18 40.0 400 12 2 6.6 33,3 12 26,6 19.9 5 3 6.8 6,8

кг 18 15 9

к эг 0 17 0 37.7 0 17 0 37.7 3 8 6.8 17,8 42 93.2 6.8

кг 3

Трансляция физических упражнений, умение использовать полученные знания на практике н эг 23 28 511 62,2 14 31.1 26,6 4 3 8.9 6,8 4 2 8.9 4.4

кг 12

к эг 0 27 0 60,0 0 13 0 28.9 _3_ 4 6.8 8,9 42 93.2 2.2

кг 1

Участие в итоговом выступлении, умение делать заключительные выводы н эг 29 64.4 66,7 11 24.4 17.8 3 5 6.8 11.1 2 2 44 4.4

кг 30 8

к эг 0 28 0 62.2 0 9 0 19.9 3 5 6 8 11.1 42 3 93.2 6.8

кг

Примечание: к-во - количество учащихся; Н - начало эксперимента; К - конец эксперимента «отличный» уровень -ученик четко представляет проблемную ситуацию, выдвигает гипотезу,участвует в организации работы в малой группе сотрудничества, обсуждает в группе планирование исследования, поиск информации, промежуточно обрабатывает собранные данные, самостоятельно и в группе оформляет результаты, защищает презентацию, активно оппонирует и рефлексирует, свободно демонстрирует личностно-ориентированную компетентность в рамках данного проекта (5 баллов);

«хороший» уровень -ученик применяет знания для решения предложенной проблемы, но теоретическая часть проекта слабо связана с практической, учащийся затрудняется в трансляции найденных способов решения проблемы (4 балла); «средний» уровень -ученик представляет проблему и ставит задачи для исследования, но отсутствие метзпредметных взаимосвязанных понятий и навыков приводит к неполному решению проблемы (3 балла);

«слабый» уровень - ученик не обосновал актуальность проблемы соответственно теме не представил все элементы структуры проблемного задания, не решил поставленную проблему (2 балла)

Таблица 3 - Посещаемость школьниками урочных и внеурочных занятий в ходе эксперимента

Компоненты (критерии) Уровни сформированности

Слабый Средний Хороший Отличный

к-во % к-во % к-во % к-во %

Урок физической культуры Н ЭГ 27 26 60.0 57,7 13 14 28.9 31,1 4 3 _2£ 6.8 1 2 2.2 4.4

кг

К эг 0 25 0 55.5 0 15 0 33,3 4 3 8.9 6,8 41 91.1 44

кг 2

Утренняя гимнастика в школе Н эг 24 23 53 2 51,1 10 14 22.2 31,1 8 4 17.8 8,9 3 4 6.8 8 9

кг

К эг 0 22 0 48,9 0 13 0 28,9 3 5 6.8 11.1 42 93.2 11,1

кг 5

Физкультурно-оздоровительные мероприятия Н эг 28 27 62.2 600 9 13 19.9 28,9 5 4 11.1 8.9 3 1 6.8 2.2

кг

К эг 0 26 0 57,7 0 15 0 33,3 4 3 8.9 6,8 41 91.1 2.2

кг 1

Проблемно-интеллектуальные физкультурно-оздоровительные игры Н эг 23 28 511 62 2 14 31.1 2 6.6 4 3 8.9 6,8 4 2 8.9 4.4

кг 12

К эг 0 27 0 60,0 0 13 0 28.9 3 4 6.8 8.9 42 93.2 2.2

кг 1

Модульное занятие (ЭГ) Занятие СМГ(КГ) Н эг 29 30 644 66,7 11 24.4 17,8 3 5 6.8 11.1 2 2 4.4 4.4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

кг 8

К эг 0 28 0 62,2 0 9 0 19,9 3 5 68 11,1 42 3 93.2 6,8

кг

Примечание: к-во - количество учащихся; Н - начало эксперимента; К - конец эксперимента «отличный» уровень - ученик посещает все формы учебного процесса, проявляет активную двигательную позицию, оказывает помощь другим ученикам, активно рефлексирует (5 баллов);

«хороший» уровень - ученик ввиду личных нозологий иногда пропускает данные мероприятия, пэоявляет активную двигательную позицию, оказывает помощь другим ученикам, активно рефлексирует (4 балгэ); «средний» уровень - ученик пропускает занятия физической культурой без определенной причина!, проявляет среднюю двигательную активность (3 балла),

«слабый» уровень-ученик часто пропускает урок физкультуры и физкультурные мероприятия, пассивен в двигательной деятельности (2 балла)

Примечание: к-во - количество учащихся Н - начало эксперимента; К - конец эксперимента «отличный» уровень - ученик аетивен в самостоятельной физкультурно-оздоровительной деятельности, систематично выполняет ФУ дом а и на отдыхе, регулярно посещает физкультурно-оздоровительные клубы (Б баллов), «хороший» уровень - ученик не всегда активен в самостоятельной физкультурно-оздоровительной деятельности ввиду определенных нозологий, но в период улучшения здоровья систематично выполняет ФУ как дома,так и на отдыхе, посещает физкультурно-оздоровительные клубы (4 балла);

«средний» уровень - ученик нерегулярно выполняет ФУ дома, нерегулярно посещает физкультурно-оздоровительные клубы, нечасто проводит отдых в физкультурной направленности (3 балла); «низкий» уровень - ученик редко и несистематично выполняет ФУ дома., не посещает физкультурно-оздоровительные клубы, пассивен на физкультурно-оздоровительном отдыхе с родителями и друзьями (2 балла)

Таблица 4 - Самостоятельная физкультурно-оздоровительная деятельность участников эксперимента во внеурочное время

Виды самостоятельной деятельности Уровни сформированности

Слабый Средний Хороший Отличный

к-во % к-во % к-во % к-во %

H эг 29 64.4 11 24,4 3 6.8 2 44

Домашнее задание по физической кг 30 66.7 8 17,8 5 11,1 2 4,4

культуре К эг 0 0 0 0 3 6.8 42 93,2

кг 28 53,2 12 26,6 3 6.8 2 4,4

H эг 28 62.2 9 19.9 5 11.1 3 6.8

Утренняя гимнастика дома кг 27 60.0 13 28,9 4 8,9 1 2,2

К эг 0 0 0 0 4 8.9 41 911

кг 25 55,5 15 33,3 3 6.8 2 4,4

H эг 27 60.0 13 28,9 4 8 9 1 2.2

Посещение физкультурно- кг 26 57.7 14 31,1 3 6.8 2 4.4

оздоровительных клубов к эг 0 0 0 0 7 15.6 38 844

кг 26 57,7 14 31,1 3 68 2 4,4

H эг 24 53.2 10 22,2 8 17.8 3 6.8

Физкультурный отдых с родителя- кг 23 51,1 14 31,1 4 8,9 4 8,9

ми или друзьями к эг 0 0 0 0 3 6.8 42 93 2

кг 22 48.9 13 28.9 5 11,1 5 11,1

H эг 29 64.4 11 24,4 3 6.8 2 44

Выполнение комплексов ЛФК кг 30 66.7 8 17,8 5 11,1 2 4,4

дома к эг 0 0 0 0 4 8.9 41 911

кг 26 57,7 15 33,3 3 6.8 1 2,2

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Выготский, Л С. Собрание сочинений в 6т/Л. С. Выготский. - M , 1983. - Т. 3. История развития высших психических функций. - 144 с

2. Глазкова, Г Б. Применение информационно-коммуникационных технологий в физкультурно-образовательном процессе школьников, имеющих отклонения в состоянии здоровья /Л.А Парфенова. Г Б Глазкова //Научное мнение. - СПб. - 2014 - № 9(2).-С. 151-158

3. Дуркин.П.К.Формированиеушкольников интереса к физической культуре : учебное пособие для факультетов физической культуры /П. К.Дуркин. - Архангельск : Литера, 1996. - 120 с.

4. Еремеева, В. Д. Мальчики и девочки - два разных мира /В Д Еремеева !П.Хризмэн//Нейропсихоло-ш - учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам. - М. : ЛИНКА - ПРЕСС, 1998. - 184 с

5. Парфенова. Л. А Интегративный подход в физическом воспитании школьников имеющих отклонения в состоянии здоровья монография / Л А Пар-

BIBLIOGRAPHY

1. Vygotsky, L. S. Collected Works: in 6 m. /L. S Vygotsky. - M.. 1983. - T. 3. History of development of higher mental fanerions. - 144 p.

2. Glazkova. G. В The use of information and communication technologies in the sports and educational process pupils with déviations in health

фенов а. - Ульяновск : УлГПУ, 2013 - 160 с.

6. Парфенова Л. А. Организационно-содержательные аспекты физического воспитания учащихся среднего школьного возраста, имеющих отклонения в состоянии здоровья / Л. А. Парфенова, Г Б. Глазкова, С. Н. Ключникова / Педэгогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта - 2012 -Т. 25. - № 4 - С 116-124.

7 Федеральный государственный стандарт среднего (полного) общего образования. - М.: Омега, 2012. -17 с.

8. Хуторской. А. В. Ключевые компетендии как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А В Хуторской //Доктады 4-й Всероссийской дистанционной августовской педагогической конференции «Обновление российской школы» (26 августа - 10 сентября 2002 г.). - http:// www.eidos.ru/conf/

9 Эльконин, Д Б. Психология игры / Д Б. Эльконин. -М.: Педагогика, 1978. - 304 с

/ L A. Parfenova, G. В. Glazkova /scientific opinions -SPb -2014-№9 (2).-P. 151-158

3. Durkin Р. К. Formation at schoolboys interest in physical education : a manual for the faculties of Physical Culture / P. K. Durkin. - Archangelsk : Litera, 1996.-120 p.

4. Eremeeva, V D Boys and girls - two different worlds

/V D. Eremeeva.T. P Hrizman //Neuropsychologists -teachers, educators, parents, school psychologists. - M .: link-PRESS. 1998 - 184 p.

5. Parfyonova, L. A Integrative approach to physical training of schoolchildren with disabilities in the state of health monograph / L A Parfenova - Ulyanovsk UIGPU, 2013. - 160 p.

6 Parfyonova, L. A Organizational and substantive aspects of physical training of pupils of secondary school age, with deviations in health status. / L A. Parfenova G. B Glazkova S N. Klyuchnikova / Pedagogical-psychological and medical-biological

problems of physical training and sports. - 2012.-T 25. - № 4 - P. 116-124

7 Federal State standard of secondary (full) general education. - M Omega 2012. -17 p

8. Hutorskoy, A. V. Key competences as a component of personality-oriented paradigm of education / A. V Hutorskoy // Reports 4th All-Russian remote August pedagogical conference "Renewal of the Russian school" (August 26-10 September 2002) - http: // www.eidos ru/conf/

9. El'konin, D B Psychology Game / D. B El'konin - M Education, 1978.-304 p.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Парфенова Лариса Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой адаптивной физической культуры и безопасности жизнедеятельности Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма

Глазкоеа Галина Борисовна, соискатель. Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.