Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ'

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
203
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ / ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акоев Арсен Русланович

Формирование культуры здоровья молодежи является одной из актуальных в современном информационном мире. Процессы информатизации и цифровизации образования, обеспечивающие повышение качества образовательного процесса, имеют ряд рисков для здоровья обучающихся, связанных с перегрузкой образовательного процесса, экранной зависимостью, снижением социальных навыков, гиподинамией. В связи с этим необходимо комплексное решение данной проблемы в условиях образовательного процесса вуза. В статье рассматривается история формирования концепции культуры здоровья человека. Раскрываются основные этапы развития научной мысли о культуре здоровья молодежи. Проводится сравнительный анализ взглядов врачей, философов и педагогов, которые убедительно доказали необходимость системного подхода к сохранению и укреплению здоровья. Результаты исследования позволяют наметить основные векторы педагогической деятельности по формированию культуры здоровья студентов в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOWARDS A CULTURE OF YOUTH HEALTH IN THE MODERN WORLD

The formation of a culture of youth health is one of the most relevant in the modern information world. The processes of informatization and digitalization of education, which ensure an improvement in the quality of the educational process, have a number of risks for the health of students associated with an overload of the educational process, screen addiction, a decrease in social skills. In this regard, a comprehensive solution to this problem is necessary in the conditions of the educational process of the university. The article examines the history of the formation of the concept of human health culture. The main stages in the development of scientific thought about the culture of youth health are revealed. A comparative analysis of the views of doctors, philosophers and teachers is carried out, who have convincingly proved the need for a systematic approach to maintaining and strengthening health. The results of the study allow us to outline the main vectors of pedagogical activity in the formation of a culture of students' health at the university.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ»

Учебно-методическое пособие для преподавателей вузов. - Елабуга: Изд-во Елабужского института К(П)ФУ, 2015. - 58 с.

9. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В. Теория и практика дистанционного обучения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / Под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 416 с.

10. Талышева И.А., Салимуллина Е.В. Работа в системе дистанционного обучения LMS Moodle: методические рекомендации. Учебно-методическое пособие. - Елабуга: Изд-во Елабужского института К(П)ФУ, 2018. - 42 с.

Педагогика

УДК 378

ассистент кафедры физического воспитания Акоев Арсен Русланович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова» (г. Владикавказ)

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Аннотация. Формирование культуры здоровья молодежи является одной из актуальных в современном информационном мире. Процессы информатизации и цифровизации образования, обеспечивающие повышение качества образовательного процесса, имеют ряд рисков для здоровья обучающихся, связанных с перегрузкой образовательного процесса, экранной зависимостью, снижением социальных навыков, гиподинамией. В связи с этим необходимо комплексное решение данной проблемы в условиях образовательного процесса вуза. В статье рассматривается история формирования концепции культуры здоровья человека. Раскрываются основные этапы развития научной мысли о культуре здоровья молодежи. Проводится сравнительный анализ взглядов врачей, философов и педагогов, которые убедительно доказали необходимость системного подхода к сохранению и укреплению здоровья. Результаты исследования позволяют наметить основные векторы педагогической деятельности по формированию культуры здоровья студентов в вузе.

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, культура здоровья, формирование культуры здоровья.

Annоtation. The formation of a culture of youth health is one of the most relevant in the modern information world. The processes of informatization and digitalization of education, which ensure an improvement in the quality of the educational process, have a number of risks for the health of students associated with an overload of the educational process, screen addiction, a decrease in social skills. In this regard, a comprehensive solution to this problem is necessary in the conditions of the educational process of the university. The article examines the history of the formation of the concept of human health culture. The main stages in the development of scientific thought about the culture of youth health are revealed. A comparative analysis of the views of doctors, philosophers and teachers is carried out, who have convincingly proved the need for a systematic approach to maintaining and strengthening health. The results of the study allow us to outline the main vectors of pedagogical activity in the formation of a culture of students' health at the university.

Keywords: health, healthy lifestyle, health culture, formation of health culture.

Введение. В современном информационном мире проблема сохранения здоровья молодежи является одной из актуальных. По данным медицинских исследований за время учебы в школе значительно возрастает число детей, страдающих нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения, вегето-сосудистой дистонией, эндокринными заболеваниями и нарушением обмена веществ, болезнями желудочно-кишечного тракта, мочеполовой системы. Кроме того, отмечается трансформация мотивационной сферы в области здоровьесбережения, и как следствие этого - снижение активности, замедление развития, формирование вредных привычек. Таким образом, как подтверждает статистика, в вуз поступают студенты с уже ослабленным здоровьем. В процессе обучения в вузе у 50-70% студентов выявляются хронические заболевания, среди которых болезни органов дыхания составляют 43,4%, болезни органов пищеварения 16,4%, болезни органов нервной системы 11,7% [3, 7].

Это обусловлено такими факторами жизни современной молодежи, как гиподинамия, перегрузка образовательного процесса, бесконтрольное времяпрепровождение в сети интернет, нерациональное питание, неблагоприятная экологическая обстановка, скептическое отношение к здоровому образу жизни. С другой стороны, важным фактором данных явлений является неумение самих обучающихся заботиться о своем здоровье, что также свидетельствует о недостатках в организации процесса обучения и воспитания в образовательной организации.

Недостаточность внимания к проблеме сохранения и укрепления здоровья обучающихся приводит к дальнейшему снижению не только уровня здоровья, но и снижению уровня подготовленности обучающихся к будущей профессиональной деятельности, их мобильности и конкурентоспобности на рынке труда [6]. В связи с этим одной из важнейших задач государственной политики в области образования становится сохранение и укрепление здоровья обучающихся, формирование культуры здоровья и мотивации на здоровый образ жизни.

Изложение основного материала статьи. Известно, что здоровье представляет собой важнейшую ценность как в жизни отдельного человека, так и всего общества. В связи с этим с древнейших времен различные аспекты сохранения и укрепления здоровья, формирования культуры здоровья и здорового образа жизни изучались в медицине, философии, психологии, социологии, педагогике.

Так, например, в Тибете более тысячи лет назад была выработана концепция целостного организма и системного подхода к сохранению и укреплению здоровья. Согласно данной концепции большинство болезней вызывается только двумя факторами - это нерациональное питание и пагубный образ жизни, разрушающие организм человека. Аналогичный взгляд на проблему сохранения здоровья и долголетия был и в традиционной индийской народной медицине. В аюрведе ведущую роль в сохранении здоровья играет нравственно-психологический фактор. Одной из причин всех болезней как в тибетской, так и в индийской врачебной традиции считается невежество. Невосприимчивость к новому знанию и отсутствие желания соблюдать законы жизни приводит к постоянной неудовлетворенности, порождает пессимизм, вызывает губительные страсти, ревность, зависть, злость, ненависть, гнев, которые разрушают здоровье человека. Поэтому основу здорового образа жизни в индо-тибетской традиционной медицине составляет преодоление невежества, установление гармонии внутреннего мира, умеренность в еде, в отдыхе, в сочетании физического и умственного труда. При этом ведущая роль в сохранении и укреплении здоровья отводится самому человеку, его усилиям по достижению гармонии с внешним миром [7].

Аналогичных взглядов на проблему сохранения и укрепления здоровья придерживался великий древнегреческий врач Гиппократ. Отмечая важность эмоционального аспекта в сохранении здоровья, он подчеркивал, что «Веселые люди быстрее выздоравливают и дольше живут». По его мнению, только изменив отношение к своему здоровью, изменив свой образ

жизни, питания и мышления можно избавиться от болезней. Его известная фраза «Тому, кто не хочет изменить свою жизнь, помочь невозможно» до сих пор продолжает оставаться актуальной [13].

Различные аспекты формирования культуры здоровья молодежи рассматривались в трудах философов, психологов, педагогов.

Так, например, Джон Локк в трактате «Мысли о воспитании» подчеркивает важность формирования культуры здоровья, обосновывает необходимость сохранения и укрепления здоровья для полноценной жизни человека. «Здоровый дух в здоровом теле - вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире. Кто обладает и тем и другим, тому остается желать немногого... Тот, у кого тело нездоровое и слабое, никогда не будет в состоянии продвигаться вперед по этому пути» [1].

А. Смит одним из главных человеческих добродетелей считал «благоразумие, направленное для сохранения здоровья». По его мнению «.Жизнь и здоровье составляет главный предмет заботливости внушаемой каждому человеку природой. Заботы о собственном здоровье, о собственном благосостоянии, обо всем, что касается нашей безопасности и нашего счастья, и составляют предмет добродетели, называемой благоразумием» [9, с. 238]. «Оно не допускает нас рисковать нашим здоровьем, нашим благосостоянием, нашим добрым именем» [9, с. 239]

К.А. Гельвеций обозначил решение проблемы формирования культуры здоровья как одну из важнейших задач воспитания, имеющих государственное значение. Он писал: «Задача этого рода воспитания заключается в том, чтобы сделать человека более сильным, более крепким, более здоровым, следовательно, более счастливым, более часто приносящим пользу своему отечеству» [2, с. 117]. «Совершенство физического воспитания зависит от совершенства правительства. При мудром государственном устройстве стремятся воспитать сильных и крепких граждан. Такие люди и будут счастливы, и более способны выполнять различные функции, к которым их призывает интерес государства» [2, с. 207].

В российской педагогической науке различные вопросы формирования культуры здоровья раскрывались в трудах К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, А.С. Сухомлинского, и др.

Большую роль в укреплении здоровья и формировании здорового образа жизни обучающихся К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий отводили физическому воспитанию. К.Д. Ушинский определил принципы «здоровой медицины», выделил основы здорового питания, закаливания, разумного сочетания труда и отдыха [12, с. 43]. Большое внимание он уделял психическому состоянию учеников. Он считал, что основу любой болезни составляют психические расстройства, причины которых лежат в «измененном состоянии нервов» [4, с. 266].

А.С. Макаренко считал воспитание здорового поколения одной из основных задач системы образования. В своих работах он выделил основные правила оздоровления обучающихся. При этом большую роль он отводил воспитанию культуры эмоций, оптимизму. Здоровье воспитанника он рассматривал комплексно как состояние физического, душевного и социального благополучия [5].

По мнению В.А. Сухомлинского забота о здоровье обучающихся должна стать неотъемлемой частью образовательного процесса. При этом «Учитель должен знать и чувствовать, что на его совести судьба каждого ребенка, что от его духовной культуры и идейного богатства зависит разум, здоровье, счастье человека, которого воспитывает школа» [11, с. 257]. Он считал, что педагог обязан знать «что происходит с ребенком, почему он нездоров, как состояние его здоровья отражается на его умственном и нравственном развитии» [11, с. 46].

В современных исследованиях проблема формирования культуры здоровья рассматриваются с различных позиций. Так, например, В.А. Скумин, представляет культуру здоровья как неотъемлемый элемент нравственной культуры человека, который обеспечивает решение задач всестороннего развития психических, физических и духовных сил человека, его психологической, социальной и профессиональной адаптации к среде [8].

И.А. Яковлева исследуя проблему формирования культуры здоровья студентов будущих педагогов, рассматривает ее как часть базовой культуры, интегрирующую культурно-оздоровительную грамотность и культурно-оздоровительную готовность. По ее мнению культура здоровья студентов это «целостное образование, представляющее собой единство приоритета ценности здоровья, высокой активности по освоению и трансляции в предстоящей профессионально-педагогической деятельности, глубоких знаний о путях и средствах эффективного формирования, сохранения и укрепления здоровья» [14].

В современных условиях пандемии изменились условия жизни людей практически во всех областях деятельности людей, и особенно это коснулось сферы образования. Цифровизация системы образования, перевод на дистанционный формат обучения предполагает кардинальные изменения как в организации учебно-воспитательного процесса, так и в методиках преподавания. В этих условиях наиболее важной проблемой становится проблема сохранения и укрепления здоровья участников образовательных отношений.

H.Е. Строгова исследуя проблему сохранения здоровья всех субъектов образовательного процесса в условиях цифровизации вуза приходит к выводу, что невозможно решить эту проблему полагаясь лишь на медицину. По ее мнению в условиях цифровизации должна быть сформирована новая социокультурная здоровьесберегающая парадигма, являющаяся сплавом медицины, образования и культуры [10].

Это особенно актуально в ситуации пандемии и самоизоляции, при которых полностью изменился образ жизни современных студентов. Вынужденное пребывание дома приводит к изменению в режиме труда и отдыха, снижению уровня физической активности, значительному увеличению времени, затрачиваемому на выполнение домашних заданий, большему времени работы за компьютером, изменению режима питания, увеличению количества приемов пищи, снижению времени на сон, увеличению психо-эмоциональной нагрузки.

Выводы. Таким образом, одной из актуальных проблем современного информационного мира является формирование культуры здоровья молодежи. Культура здоровья, являясь частью общей культуры человека, представляет собой многоуровневое целостное образование, включающие собственную активность личности, направленную на сохранение и укрепление физического, психического, социального и нравственного здоровья человека. Важным фактором формирования культуры здоровья является собственная активность и мотивация на здоровый образ жизни. Формирование культуры здоровья происходит в семье, в учебно-воспитательном процессе школы, вуза при организации условий для поддержания физического, душевного и социального благополучия обучающихся. В условиях цифровизации, в электронной информационно-образовательной среде вуза, должны быть созданы условия для формирования здоровьесберегающей компетенции обучающихся.

Литература:

I. Андреева И.Н., Буторина, Т.С. История педагогики и образования. - М.: Академия, 2009. - 429 с.

2. Гельвеций К.А. Сочинения. Т. 1. - М.: Мысль, 2006. - 437 с.

3. Кобыляцкая И.А., Осыкина А.С., Шкатова Е.Ю. Состояние здоровья студенческой молодежи. Успехи современного естествознания. - 2015. - № 5. - С. 74-75

4. Лимонцева Г.В. Психологические аспекты физического и психического здоровья в трудах К.Д. Ушинского. Наука и современность. - 2013. - № 20. - С. 110-114.

5. Макаренко А.С. Школа жизни, труда, воспитания. Учебная книга по истории, теории и практике воспитания. Часть 1. Деловые и личные письма, статьи 1921-1928 гг. / Сост. А. А. Фролов, Е.Ю. Илалтдинова. - 536 с.

6. Малиева З.К., Тахохов Б.А., Цагараев В.А. Образование. Воспитание. Культура. Владикавказ: СОГУ, 2012.

7. Никифоров Г.С. Психология здоровья. - СПб.: Питер, 2006. - 607 с.

8. Скумин В.А. Культура здоровья - фундаментальная наука о человеке. - Новочебоксарск: Терос, 1995. - 132 с.

9. Смит А. Теория нравственных чувств. - М.: Республика, 1997. - 351 с.

10. Строгова Н.Е. Проблема реализации здоровьесберегающей составляющей образовательной деятельности студентов в условиях цифровизации вуза / В книге: Образование в России и актуальные вопросы современной науки. сборник статей IV Всероссийской научно-практической конференции. - Пенза, 2021. - С. 206-210.

11. Сухомлинский В.А. Избранные произведения: В 5-ти т. / Ред. коллегия: А.Т. Дзеверин (пред.) и др. - Т.З. - К: Рад. школа, 1979. - С. 364-409.

12. Ушинский К.А. Избранные педагогические произведения: В 2-х т. / Под ред. А.И. Пискунова и др. - Т.1. - Москва: Педагогика, 1974. - С. 243-275.

13. Холмогорова Г.Т. Гиппократ о здоровом образе жизни и профилактике болезней. Профилактическая медицина. 2018. - №3. - С. 70-73.

14. Яковлева И.А. Организационно-педагогические условия формирования культуры здоровья студентов. Автореферат диссертации кандидата педагогических наук. - Красноярск. - 2007. - 30 с.

Педагогика

УДК 378

доктор педагогических наук, профессор, исполняющий обязанности заведующего кафедры педагогики, психологии и философии Александров Евгений Павлович

Краснодарский государственный институт культуры (г. Краснодар); аспирант Кругликов Алексей Евгеньевич

Краснодарский государственный институт культуры (г. Краснодар)

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ВОЕННЫХ ЛЕТЧИКОВ К ЭФФЕКТИВНОМУ РАДИООБМЕНУ

Аннотация. Авторы статьи обращают внимание на то, что учебные планы подготовки летного состава ВВС, в отличие от планов образовательных учреждений гражданской авиации, не содержат специализированных учебных курсов, направленных на формирование коммуникативной компетентности курсантов в условиях радиообмена. Учитывая факт, что значительная часть летных происшествий связана именно с нарушениями взаимопонимания между пилотами и операторами наземных служб управления полетами, авторы предлагают пути повышения уровня подготовленности будущих летчиков к эффективному взаимодействию в радиоэфире.

Ключевые слова: имитационно-моделирующая среда, радиообмен, фразеология радиообмена, фонематический слух, аудирование, ролевая игра.

Annotation. The authors of the article draw attention to the fact that the curricula for the training of Air Force flight personnel, unlike the plans of educational institutions of civil aviation, do not contain specialized training courses aimed at the formation of the communicative competence of cadets in the conditions of radio exchange. Taking into account the fact that a significant part of flight accidents is associated with violations of mutual understanding between pilots and operators of ground flight control services, the authors suggest ways to increase the level of preparedness of future pilots for effective interaction in the radio.

Keywords: simulation and modeling environment, radio exchange, radio exchange phraseology, phonemic hearing, listening, role-playing game.

Введение. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования 25.05.04 и «Руководству по организации и проведению летного обучения в высших учебных заведениях ВВС» процесс профессионального обучения прежде, чем курсанты приступят к летной практике, должен обеспечить глубокую теоретическую подготовку и опыт управления воздушным судном в условиях имитационно-моделирующей обучающей среды тренажерных комплексов (А.А. Ворона, Д.В. Гандер, В.А. Пономаренко [3; 4; 5]. Теоретическое обучение позволяет курсантам осознавать причинно-следственные связи профессионально значимых феноменов и процессов и формировать их ментальные модели. Погружение в имитационно-моделирующую среду становится важным связующим звеном между теорией и летной практикой.

В вузах гражданской авиации значительное внимание уделяется формированию коммуникационных умений и навыков радиообмена в рамках специализированных учебных курсов, что связано с широким использованием в профессиональной практике английского языка. В военных летных вузах такого рода учебные курсы фактически отсутствуют поскольку все переговоры в радиоэфире осуществляются на русском языке. Однако, немалая часть авиапроисшествий связана с коммуникативными нарушениями между взаимодействующими в радиоэфире экипажами и специалистами служб управления полетами. Вот почему задача формирования коммуникативной компетентности радиообмена у будущих военных летчиков как фактора обеспечения безопасности полетов и эффективности решения задач боевого применения воздушного судна должна занять достойное место в общей системе задач профессионального обучения. С нашей точки зрения, когнитивные компоненты готовности будущих военных летчиков к радиообмену должны быть сформированы дисциплинами учебного плана «Русский язык и культура речи», «Психология и педагогика», «Психология летного труда». В дальнейшем они дополняются коммуникативной практикой в имитационно-моделирующей среде в рамках учебного курса «Авиационно-тренажная подготовка».

Хотя в своей базовой части радиообмен основывается на стандартной фразеологии, то есть на составляющих профессиональный язык терминах, словах и фигурах речи, но, по данным К.Л. Симантьевой, реальная практика радиообмена такого рода лексическими единицами заполняется лишь на треть [12]. Поэтому, с одной стороны, даже уверенное владение стандартной фразеологией радиообмена не является гарантией достижения полного взаимопонимания участников в стрессовых ситуациях, а с другой стороны, именно опора на устоявшиеся профессионально-речевые нормы снимает значительную часть угроз коммуникативных нарушений, провоцирующих авиационные происшествия. Так, наряду с другими задачами языкового обучения, курс «Русский язык и культура речи» знакомит курсантов с особенностями и функциями русского языка в сфере военно-профессиональной деятельности, с речевыми нормами радиообмена в военно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.