Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ - ВАЖНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА И ОСНОВА УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ - ВАЖНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА И ОСНОВА УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
220
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ / SCHOOLCHILDREN'S HEALTH / HEALTHY EDUCATIONAL ENVIRONMENT / STUDENTS' HEALTH CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кокаева Ирина Юрьевна, Каргиева Замират Каникоевна

Важным условием сохранения и укрепления здоровья обучающейся молодежи является благоприятная для этого образовательная среда. В своей работе авторы, на основе глубокого анализа влияния различных факторов окружающей среды на здоровье человека, характеризуют педагогически обоснованные условия по созданию здоровьесберегающей среды в общеобразовательных учреждениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF HEALTH-SAVING EDUCATIONAL ENVIRONMENT - AN IMPORTANT PEDAGOGICAL OBJECTIVE AND THE BASIS OF SUCCESSFUL EDUCATION

An important condition for maintaining and strengthening the health of students is a favorable educational environment. In their work, the authors, based on an in-depth analysis of the influence of various environmental factors on human health, characterize pedagogically sound conditions for creating a health-saving environment in educational institutions.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ - ВАЖНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА И ОСНОВА УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ»

Литература:

1. Ильинова Е.Ю. Эмоциональный интеллект и ироничный идиостиль как основа коммуникативной терапии / Е.Ю. Ильинова // Эмотивная лингвоэкология в современном коммуникативном пространстве: кол. моногр. / науч. ред. проф. В.И. Шаховский. - 2013. - С. 337-347.

2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Народное образование. - 2004. - № 2. - С. 254-263.

3. Копнина Г.А., Еремина Е.В. Системность языка, экология коммуникации и гуманитарная составляющая образования: к 85-летнему юбилею профессора А.П. Сковородникова / Г.А. Копнина, Е.В. Еремина // Вестник Волгоградского государственного университета. - 2015. - № 1 (25). - С. 21-28. -Серия 2. Языкознание.

4. Копнина Г.А., Сковородников А.П. Стилистика креатива и эколингвистика: точки соприкосновения / Г.А. Копнина, А.П. Сковородников // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2014. - № 8. -С. 101-104.

5. Культура русской речи: энциклопедичекий словарь-справочник / под. ред. Л.Ю. Иванова, А.П. Сковородникова, Е.Н. Ширяева и др. - М., 2003. - 837 с.

6. Литвиненко Ф.М. Коммуникативная компетенция как методическое понятие / Ф.М. Литвиненко // Коммуникативная компетенция: принципы, методы, приемы: сб. науч. ст. - Мн., 2009. - Вып. 9. - С. 22-28.

7. Сальникова О.А. Что включает в себя коммуникативная компетенция // Начальная школа: до и после. - 2012. - № 7 [Эл. ресурс|. - Режим доступа: http://school2100.com/upload/iblock/142/1422ec1747d648de7d80b4516963e8fd.pdf

8. Сковородников А.П. Языковое насилие в современной российской прессе / А.П. Сковородников // Теоретические и прикладные аспекты речевого общения. - 1997. - Вып. 2. - С. 10-15.

9. Сковородников А.П. Лингвистическая экология: проблемы становления / А.П. Сковородников // Теоретические и прикладные аспекты речевого общения. - 1996. - Вып. 1. - С. 5-9.

10. Сковородников А.П. О предмете эколингвистики применительно к состоянию русского языка / А.П. Сковородников // экология языка и коммуникативная практика. - 2013. - № 1. - С. 194-222.

11. Сковородников А.П., Копнина Г.А. Модель культурно-речевой компетенции студента высшего учебного заведения / А.П. Сковородников, Г.А. Копнина // Вестник Сибирского федерального университета. Гуманитарные и социальные науки. - 2009. - 2. - С. 5-18.

12. Шаховский В.И. Лингвистическая теория эмоций: монография / В.И. Шаховский. - М.: Гнозис, 2008. - 416 с.

13. Эффективное речевое общение (базовые компетенции): словарь-справочник / под ред. А.П. Сковородникова. - Красноярск: Изд-во Сибирского федерального университета, 2012. - 882 с.

Педагогика

УДК:371; 379.8

доктор педагогических наук, профессор Кокаева Ирина Юрьевна

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Осетинский государственный университет имени Коста Левановича Хетагурова», (г. Владикавказ), Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный университет» (г. Грозный); доктор педагогических наук, профессор Каргиева Замират Каникоевна Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования Чеченский государственный университет» (г. Грозный)

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ - ВАЖНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА И ОСНОВА УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. Важным условием сохранения и укрепления здоровья обучающейся молодежи является благоприятная для этого образовательная среда. В своей работе авторы, на основе глубокого анализа влияния различных факторов окружающей среды на здоровье человека, характеризуют педагогически обоснованные условия по созданию здоровьесберегающей среды в общеобразовательных учреждениях.

Ключевые слова: здоровье школьников, здоровьесберегающая образовательная среда, культура здоровья обучающихся.

Anmtation. An important condition for maintaining and strengthening the health of students is a favorable educational environment. In their work, the authors, based on an in-depth analysis of the influence of various environmental factors on human health, characterize pedagogically sound conditions for creating a health-saving environment in educational institutions.

Keywords: schoolchildren's health, healthy educational environment, students' health culture.

Введение. Человечество вступило в такой период развития, когда здоровье стало необходимой объективной потребностью и жизненной необходимостью. От состояния здоровья зависит настроение, работоспособность, успешность обучающихся. Вместе с тем статистика говорит о том, что только 20% детей всего земного шара можно условно назвать здоровыми, остальные по своему психофизиологическому состоянию занимают граничное положение между здоровьем и болезнью [5]. В литературе имеются данные [3, 6], что лишь 10% молодежи имеет нормальный уровень физического развития. Низкий уровень здоровья детей, поступающих в первый класс, неблагоприятным образом сказывается на процессах их адаптации к учебным нагрузкам и является причиной дальнейшего нарастания психической напряженности и различных заболеваний [8].

В связи с этим забота о здоровье обучающихся и формирование здоровьесберегающей образовательной среды являются приоритетными задачами российской системы образования. В статье 41 «Охрана здоровья обучающихся» Федерального закона «Об образовании в РФ» (№ 273 от 29 декабря 2012 г.) подчеркивается, что на образовательные организации и на педагогических работников возложена большая ответственность за физическое и психическое здоровье обучающихся [1]. Это обстоятельство требует серьезных подходов к

моделированию здоровьесберегающей образовательной среды в общеобразовательной организации, направленной на формирование у обучающихся знаний о здоровье и здоровом образе жизни человека.

Изложение основного материала статьи. Анализ трудов выдающихся классиков (К.Д. Ушинского, П.Ф. Лесгафта, П.П. Блонского, В.П. Кащенко, А.С. Сухомлинского и многих других), а также современных ученых (И.Ю. Кокаева, Ю.Л. Лисицын, Н.К. Смирнов, Л.Г. Татарникова, Ф.Ф. Харисов и др.) свидетельствуют о том, что забота здоровье обучающихся всегда была в центре внимания педагогов.

Здоровье является важнейшим фактором гармоничного развития детского организма и полноценного выполнения новых социальных функций [4]. Социальной функцией обучающихся является выполнение всех требований школьной жизни, овладение знаниями, умениями, предусмотренными учебной программой, соблюдение поведения во взаимоотношениях с педагогами и сверстниками [9].

Здоровье человека - многокомпонентное понятие, которое определяется и зависит от многих факторов. Ученые Р.И. Айзман, И.М. Брехман, Э.Н. Вайнер, В.П. Казначеев, ЮЛ. Лисицын, Л.Г. Татарникова выделяют следующие взаимосвязанные компоненты здоровья индивида: физическое, социальное, духовно-нравственное, психологическое, эмоциональное. Эти компоненты или виды здоровья обязательно должны учитываться при формировании здоровьесберегающей образовательной среды.

Среда - это все то, что нас окружает. М.М. Мокеева, И.П. Сетко указывают пять значимых факторов, формирующих образовательную среду и оказывающих влияние на здоровье школьников [6]. Это социально-экономические, биологические, экологические, духовно-нравственные и школьные факторы. Действительно, здоровьесберегающая среда немыслима без соответствующих социально-экономических условий, уровня интеллектуальной, нравственной и физической культуры всех участников образовательного процесса [4].

Под здоровьесберегающей образовательной средой мы понимаем все то, что создает гигиеническую, физическую, психологическую и эмоциональную комфортность участников образовательного процесса (педагоги, обучающиеся и их родители, законные представители) обеспечивающих развитие и (или) сохранение их здоровья.

Детский развивающийся организм особенно чувствителен к таким вредным воздействиям как гиподинамия, неполноценный отдых, несоблюдение гигиенических требований к урокам и классным помещениям [4]. Сегодняшний день среднестатистического школьника - это 2-3 часа неподвижного образа жизни у компьютера, 1,5-2 часа - у телевизора, плюс уличный шум, громкая музыка в наушниках на улице, сотовые телефоны. Свой отдых современные дети проводят вместе с гаджетом или у телеэкрана, зачастую в ущерб сну. Многие педагоги не знают СанПинов [2], поэтому не соблюдают гигиенических требований, необходимых для реализации учебно-воспитательного процесса.

Большое значение для развития физического здоровья детей имеют уроки физической культуры. Однако они восполняют дефицит двигательной активности школьников всего на 11% [11]. Потому, у большинства современных школьников к концу девятого года обучения имеется по 2-3 хронических заболевания [10], среди которых преобладают болезни органов пищеварения, костно-мышечной и эндокринной систем. Нарушения осанки выявлены у 40-80% подростков [6]. При моделировании здоровьесберегающей среды необходимо продумать организацию динамических (физкультурных) пауз на уроках и переменах и другие формы активного отдыха в каникулярное время. Отдых означает не отключение, а переключение с одного вида деятельности к другому, например, от учебной к игровой.

Игра - лучшее лекарство от гиподинамии и детской нервозности. Подвижные и соревновательные игры помогают повысить уверенность в своих силах, самооценку. Ежедневное пребывание детей на воздухе в сочетании с подвижными играми и физическими упражнениями - важный атрибут здоровьесберегающей среды, направленной на укрепление здоровья, закаливание детского организма. Дети младшего школьного возраста должны ежедневно находиться на воздухе не менее 3-4 часов. Поэтому ценность школьных перемен и прогулок на улице чрезвычайно велика. Все упомянутые виды физической активности снимают психоэмоциональное напряжение, предупреждают утомление и способствуют развитию физического здоровья.

При формировании здоровьесберегающей среды необходимо создать условия не только для физического развития обучающихся, но и для их психо-эмоционального и духовно-нравственного оздоровления.

Эмоционально и нравственно здоровый человек готов к творчеству и самосозиданию, осознает свою ответственность за свое здоровье и здоровье окружающих [9]. Духовное здоровье является главной предпосылкой, позволяющей человеку справиться с социальными, психическими и физическими трудностями [8]. Показателями духовного здоровья являются: наличие цели и смысла жизни, надежда человека, его желание жить, учиться, созидать. Эти показатели свидетельствуют об эффективности воспитательного процесса в образовательном учреждении.

важнейшим условием сохранения психо-эмоционального здоровья является учет индивидуальных особенностей обучающихся. Основанием для индивидуально-дифференцированного подхода является различный тип мышления, группы здоровья, темперамент учащихся, их гендерные различия.

Известно, что психический и физический уровни, а также темпы развития учеников одного и того же класса неодинаковы. Во время обучения в школе индивидуальные различия между учениками увеличиваются, склонности и черты характера постоянно дифференцируются. Зная особенности и возможности каждого ученика, используя педагогические, психологические, социально-гигиенические и дефектологические знания, учитель может создать дифференцированные условия для развития здоровья всех обучающихся.

Отечественные исследователи [4, 6, 10] убедительно доказали высокую зависимость физического здоровья от психоэмоционального здоровья, тесно связанного с объемом и интенсивностью учебных нагрузок. Многие учителя по отношению к детям отличаются излишней строгостью, которая порой доходит суровости и жестокости, равнодушия, эмоциональной холодности. Постоянный страх упреков в несостоятельности, унижения - основной источник школьного стресса [7]. Причиной стресса школьника могут быть: постоянное оценивание, ограничение времени в выполнении заданий, неудачи, неудовлетворенность родителей результатами обучения, быстрый темп урока, постоянная спешка и др.

М.М. Безруких [4] выделяет школьные факторы, которые негативно отражаются на здоровье обучающихся и должны быть минимизированы в образовательной среде. К школьным факторам риска она относит:

• стрессовую педагогическую тактику;

• интенсификацию учебного процесса;

• несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;

• нерациональную организацию учебно-воспитательной деятельности;

• отсутствие системы работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

Здоровьесберегающую образовательную среду невозможно представить без использования

здоровьесберегающих технологий. Такие технологии направлены на формирование, укрепление и развитие здоровья обучающихся, воспитание культуры здоровья, а также на охрану здоровья педагогов.

Здоровьесберегающие технологии - это качественная характеристика любой образовательной технологии, совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют все традиционные технологии обучения, воспитания, развития задачами здоровьесбережения [11]. Здоровьесберегающие образовательные технологии можно разделить на группы: эколого-санитарно-гигиенические; организационно-педагогические; психолого-педагогические.

В.Ф. Базарный к здоровьесберегающим технологиям относит следующие приемы:

- режим динамической смены позы обучающихся;

- упражнения на зрительную координацию;

- зрительно-координационные тренажеры, с помощью опорных зрительно-двигательных траекторий (офтальмотренажеры);

- упражнения на мышечно-телесную координацию [3].

Здоровьесберегающая образовательная среда не только создает комфортные условия для развития здоровья, но и должна способствовать формированию культуры здоровья обучающихся. Сегодня, когда миссия образования ориентирована на формирование личности с высокой культурой, - культура здоровья является главной общечеловеческой ценностью и качественной характеристикой развития общества.

Оценить эффективность создаваемой здоровьесберегающей среды можно по нозологической (заболеваемость, физическое состояние, группы здоровья) и донозологической диагностике (определение стадий адаптационного процесса - напряжение, перенапряжение, срыв механизмов адаптации) [9]. Первые связаны с физическими методами, вторые - с психологическими. Эти методы в отличии от физиологических, не требуют дорогостоящей специальной аппаратуры, обученного персонала. При оценке здоровьесберегающей среды учитывается настроение обучающихся в конце каждого урока и в конце рабочего дня, количество пропусков. Эмоциональное состояние ребенка является субъективным индикатором, отражающим удовлетворенность пребыванием в школе.

Главную роль в создании комфортной здоровьесберегающей образовательной среды играет учитель [6]. Педагог управляет и определяет способы взаимодействия учащихся в образовательной среде. Он является посредником между всеми субъектами образовательного пространства. Учитель должен не только владеть основами здорового образа жизни, анализировать педагогическую ситуацию в условиях педагогики оздоровлении, но и личным примером учить учащихся заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих людей.

Система ценностей и приоритетов школьных учителей, их культура здоровья и нравственная позиция, компетенции в реализации здоровьесберегающих технологий становятся тем цементирующим началом, которые формируют здоровье школьника на всю последующую жизнь.

Выводы. Одним из главных атрибутов здоровьесберегающей среды является соответствие режима учебных занятий, методов преподавания, содержания и насыщенности учебных программ возрастным возможностям обучающихся. Она предполагает создание здоровьесберегающей инфраструктуры современной образовательной организации, оптимальный режим различных видов деятельности и отдыха, рациональную организацию учебно-воспитательного процесса, оптимальную двигательную активность, развитие физической культуры, соблюдение санитарно эпидемиологических и гигиенических требований, динамический мониторинг за здоровьем школьников и учителей.

Литература:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. [Электронный ресурс] URL: http://standart.edu.ru/ (дата обращения: 28.03. 2017).

2. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. Приказ № 189 от 29.12.2010. СанПиН 2.4.2. 2821-10. с изменениями на 2016 год [Электронный ресурс] URL: http://rospotrebnadzor.ru/news (дата обращения: 28.12. 2018).

3. Айдаркин Е.К. Возрастные основы здоровья и здоровьесберегающие образовательные технологии [Электронный ресурс] / Е.К. Айдаркин, Л.Н. Иваницкая. Электрон. текстовые данные. Ростов-на-Дону: Южный федеральный университет, 2008. 176 c. Режим доступа: http://elibrary.ru/. (дата обращения: 22.03.2019).

4. Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа. М. 2004. 240 с. http://www.knigafund.ru/books/19145

5. Дзятковская Е.Н., Колесникова Л.И. Сберегающие здоровье технологии в образовании: Опыт Иркутской области/ Е.Н. Дзятковская, Л.И. Колесникова // Здоровье человека: Материалы Международного конгресса валеологов. Иркутск, 2013. 123 с.

6. Кокаева И.Ю. Развитие регионального образовательного пространства как фактор сохранения и укрепления здоровья младших школьников: диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук Владикавказ, 2011.

7. Кокаева И.Ю. Современные подходы к формированию здорового образа жизни обучающихся // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2016. № 2. С. 50-53.

8. Кокаева И.Ю. Психоэмоциональное здоровье младших школьников и условия его сохранения в современной начальной школе (монография) Под ред. докт. пед. наук, проф. Б.А. Тахохова, Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2009. 220 с.

9. Пахальян В.Э. Развитие и психологическое здоровье личности в дошкольном и школьном возрасте [Электронный ресурс]: учебное пособие / В.Э. Пахальян. Электрон. текстовые данные. Саратов: Вузовское образование, 2015. 235 c. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/29300.html

10. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья М.: АРКТИ, 2005, 250 с.

11. Тхор Л.К. Здоровьесберегающие технологии как фактор сохранения здоровья младших школьников // Педагогика и современность. Перо, 2013. № 4. С. 102.

Педагогика

УДК 378.046

аспирант Колпакова Евгения Николаевна

Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования (г. Санкт-Петербург)

ПРОБЛЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Автор статьи ставит перед своим исследованием цель раскрыть проблемы, имеющиеся на сегодняшний день в формировании современной модели профессиональной переподготовки педагогов и руководителей в системе дополнительного профессионального образования. В работе даётся характеристика дополнительного профессионального педагогического образования. Всесторонне анализируется состояние и эффективность этого вида образования в современном образовательном процессе. Ставится под сомнение результативность переподготовки специалистов и возможность педагогов за короткие сроки обучения овладеть предусмотренным программой материалом. По мнению автора, сложившаяся сегодня система дополнительного профессионального образования требует совершенствования и пересмотра.

Ключевые слова: профессиональный стандарт, проблемы в организации, квалификация, учитель, воспитатель, переподготовка.

Anmtation. The author of the article sets before his research the goal to uncover the problems that exist today in the formation of a modern model of professional retraining of teachers and managers in additional professional education. The work gives the definition and characterization of additional professional education. The state and efficiency of this form of education in the modern educational process is comprehensively analyzed. The effectiveness of the retraining of specialists and the possibility of teachers to master the material provided by the program are questioned. According to the author, the current system of additional vocational education requires improvement and revision.

Keywords: professional standard, problems in organization, qualification, teacher, retraining.

Введение. Сегодня модернизация образовательного процесса, в первую очередь, направлена на повышение качества современного образования, что в свою очередь невозможно без роста профессионального уровня педагогического коллектива дошкольных и общеобразовательных организаций, педагогов высшей школы и управленцев в системе образования всех уровней, а также усиления контроля за образовательными программами.

Изложение основного материала статьи. Относительно новое явление в трудовом праве Российской Федерации - профессиональные стандарты, определяющие квалификации и обязательные компетенции для той или иной категории специалистов. Сегодня в стране экспертами разработано более 1000 различных профессиональных стандартов для всевозможных сфер деятельности человека. Одной из первых, утвердивших профессиональные стандарты, стала система образования. Стандарты в этой системе предъявляют требования к квалификации специалистов в сфере образования и содержанию их профессиональной деятельности.

Являясь практическим инструментом реформирования отечественной системы образования, стандартизация педагогической деятельности даёт специалистам чёткое определение места и роли педагогического работника, определяет его возможности и обозначает ресурсы для активного профессионального развития.

Как мы понимаем, ведущая роль в деле подготовки педагогического коллектива к продуктивной работе в условиях новых требований профессионально стандарта педагога принадлежит управленческому звену образовательной организации, поскольку профессиональное управление обеспечивает и качество работы педагогических кадров, и выступает гарантом высокого уровня образовательных результатов обучающихся.

Нужно отметить, что пути повышения эффективности обучения изучают и открывают эксперты в сфере образования во всех странах мира. В Российской Федерации вопросы эффективности образовательного процесса инициативно разрабатываются на основе применения новейших достижений в области психологии, информатики и теории управления познавательными процессами [1].

В настоящее время определился обязательный переход системы образования на гуманистические методы и направления воспитания и обучения подрастающего поколения. Следовательно, основополагающей задачей является разработка и рекомендации к использованию новейших педагогических технологий.

Специалистами в сфере педагогической науки разработано множество разнообразных педагогических концепций, позволяющих на научной основе, эффективно организовать процесс обучения. Выбор соответствующей концепции обучения зависит от характера подготовки педагогических кадров, содержания проводимых учебных занятий, профессиональной компетенции и методического мастерства специалистов.

Для того, чтобы поставить образовательный процесс на высокий уровень, организация, осуществляющая образовательную деятельность и реализующая образовательные программы, должна не только соответствовать самым высоким требованиям, но и непрерывно развивать качество и актуальность своих образовательных программ.

Повсеместное внедрение инновационных технологий, курс Российской Федерации на цифровизацию, заставляют систему образования не только искать новые пути достижения эффективности образовательного процесса, но и из всех имеющихся выбирать самые действенные и рациональные [1]. Сейчас в практику работы школьных, дошкольных и других организаций широко и повсеместно внедряются образовательные программы нового поколения и инновационные педагогические технологии. Формируется единое образовательное пространство, в котором проходит «совместное обучение лиц, имеющих физические и (или) психические недостатки, и лиц, не имеющих таких недостатков, с использованием специальных средств, методов и при участии педагогов-специалистов» [5]. Однако, к сожалению, не редко оказывается, что не

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.