Научная статья на тему 'Формирование культуры здоровья младших школьников на уроках "Окружающий мир"'

Формирование культуры здоровья младших школьников на уроках "Окружающий мир" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
692
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ / ЛИЧНОСТНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / YOUNGER STUDENTS / HEALTH CULTURE / PERSONAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кокаева Ирина Юрьевна

Среди различных причин ухудшения здоровья детей и молодежи, ученые все чаще называют, низкую культуру. В своем исследовании автор доказывает большой потенциал интегрированного курса «Окружающий мир» в формировании культуры здоровья младших школьников, предлагает условия, методические приемы и средства для его эффективного достижения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF HEALTH CULTURE OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN IN THE LESSONS “THE WORLD AROUND”

Among the various reasons for the deterioration of the health of children and young people, scientists are increasingly called, low culture. In his study, the author proves the great potential of the integrated course “The World” in shaping the health culture of younger schoolchildren, offers the conditions, methodological techniques and means for its effective achievement.

Текст научной работы на тему «Формирование культуры здоровья младших школьников на уроках "Окружающий мир"»

 Эр минни энинми.

2 Задание 1: Ответьте на вопросы (учитель показывает картинки и имитация ученика) 1) Эр ни?(Эр эне) Эни эдяран? (эни авдями) 2) Эр та? (Эр кунакан) Кунаканэдяран? (кунаканадеми) 3) Эр ни? (Эр акин) Акинэдяран? (акинонедеми) Задание 2: Прослушайте текст и перескажите его по цепочке; Текст: Минникэргэнми: ама, эни, экин, амака, энеке. Энихавандяран, амахавандяран, экинтаткит, акин студент. Задание 3: Прослушайте диалог и перескажите его по ролям, не нарушая последовательности; Экин: Энеке, энекеэдяран? Энеке: Би тандяран, си эдяран? Экин: Би онедеми, энеэдяран? Энеке: Энеуллидеми. Задание 4: Прослушайте список слов и повторите все слова, которые удалось запомнить: - эне, ама, энеке, амака, экин, акин, кунакан, ака, амтыл Задание 5: Прослушайте несколько слов и назовите только те, которые относятся к одной теме: таткит, амака, сулаки, энеке, экин, иргичи, ака Нравственно-этическая ориентация - ориентировка на норму справедливого распределения, взаимопомощи, правдивости.

3 Текст: Минни кэргэнми: эне, ама, экин, амака. Эни гэрбин Екатерина. Амака гэрбин Николай. Энеке хавандяран. Амака хавандяран. Экин студент. Амакааявумтандяран. Би аявумкэргэнми. 1) Этап до прослушивания Задание 1: Постарайтесь догадаться по заголовку о содержании текста: «Минникэргэнми» 2) Этап прослушивания. Задание 2: Слушая текст, впишите имена родственников в семейное древо; 3) Этап после прослушивания Задание 1: Ответьте на вопросы по содержанию текста и пр. - Энекеэдяран? Амакаэдяран? Экинэдяран? Задание 2: Изложите смысл текста одним предложением. Самооценка: - представленность в Я-концепции социальной роли ученика; - рефлексивность как адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика; - осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик».

На первых уроках было заметно, что ученики не понимают смысл изучения эвенкийского языка, была низкая мотивация в обучении, так как для них это было что-то новое. Постепенно в ходе (курса, дети уже I стали более сосредоточенно изучать пройденные и новые темы.

Выводы. Проведение разговорного курса, способствует не только формированию личностных универсальных учебных действий, но развитию фонематических навыков, ребенок слышит и понимает что это слово очень важно, например, слово: «Эне» - мама, какое это красивое слово и что это слово означает для ребенка, он вспоминает свою любимую маму. Тут и развивается оперативная память: учитель закрепляет с помощью вопросов пройденный языковой материал.

В шерспективе] работы над «курсом] разговорного Вэвенкийского] языка ([планируются] внешкольные I практические мероприятия в летнем] лагере по проекту «Инсценировка сказок через эвенкийский язык» в I младшем школьном возрасте, т.к. в этом возрасте через сказку язык воспринимается быстро и лучше.

Литература:

1. Берелтуева Д.М. Обучение родной речи: Уч. пособие для уч-ся 5-9 кл. общеобр. шк. - СПб.: Издательство «Дрофа», 2005. - 92 с.

2. Кочнева З.И Хочу знать родной язык. Учебное пособие по эвенкийскому языку для учащихся 2 класса, не владеющих родным (эвенкийским) языком. - СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2004. - 62 с.

Педагогика

УДК:372.8

доктор педагогических наук профессор Кокаева Ирина Юрьевна

Северо-Осетинский государственный университет имени Коста Левановича Хетагурова» (г. Владикавказ), Чеченский государственный университет (г. Грозный)

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ

«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

Аннотация. Среди различных причин ухудшения здоровья детей и молодежи, ученые все чаще называют, - низкую культуру.

В своем исследовании автор доказывает большой потенциал интегрированного курса «Окружающий мир» в формировании культуры здоровья младших школьников, предлагает условия, методические приемы и средства для его эффективного достижения.

Ключевые слова: младшие школьники, культура здоровья, личностная компетенция. Annotation. Among the various reasons for the deterioration of the health of children and young people, scientists are increasingly called, - low culture.

In his study, the author proves the great potential of the integrated course "The World" in shaping the health culture of younger schoolchildren, offers the conditions, methodological techniques and means for its effective achievement.

Keywords: younger students, health culture, personal competence.

Введение. Забота о здоровье обучающихся, формирование у них ответственного отношения к здоровью является одной из важнейших задач российской системы образования [3]. От состояния здоровья ребенка зависит его настроение, работоспособность, успешность обучения [1]. Однако, статистика свидетельствует, что только 20% детей всего земного шара условно являются здоровыми, остальные или по своему психофизиологическому состоянию занимают граничное положение между здоровьем и болезнью, или страдают нарушениями психического развития, или больны. за последние десять лет произошло качественное ухудшение здоровья российских школьников [5]. Данные ученых (Е.Н. Дзятковская, Л.И. Колесникова, В.И. Ковалько, И.Ю. Кокаева и др.) свидетельствуют, что примерно у 86% учащихся 1 класса и у 93% старшеклассников обнаружены различные патологические изменения [2].

Среди различных факторов риска [6], хотелось бы остановиться на факторе, который может быть значительно минимизирован за счет системы общего образования. Это, в первую очередь - низкая культура здоровья обучающихся. Современная миссия образования ориентирована, прежде всего, на формирование личности с высокой культурой. Культура здоровья человека формируется с детства и является главной общечеловеческой ценностью, качественной характеристикой развития общества. Выделение культуры здоровья как особого феномена в начальном школьном образовании, обусловлено возрастными особенностями детей младшего школьного возраста и требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. [4, 8].

Анализ исследований по вышеуказанной проблеме свидетельствует, что забота о здоровье детей и стремление к воспитанию у детей и молодежи здорового образа жизни всегда была в центре педагогов-классиков (К.Д. Ушинского, П.Ф. Лесгафта, П.П. Блонского, В.П. Кащенко, А.С. Сухомлинского и многих других).

Однако, в погоне за предметными знаниями, учителя уделяют не достаточное внимание формированию культуры здоровья обучающихся как важной личностной компетенции [7]. Большой потенциал в формировании культуры здоровья младших школьников, по нашему глубокому убеждению, имеет интегрированный курс «Окружающий мир» [9]. Научные работы, обобщающие практический опыт педагогического сопровождения начального общего образования свидетельствует о наличии противоречий между необходимостью формирования культуры здоровья как личностной компетенции обучающихся и недостаточной научно-теоретической и методической разработанностью проблемы формирования культуры здоровья младших школьников.

Формулировка цели статьи. Цель исследования - определить условия формирования культуры здоровья у младших школьников на уроках «Окружающий мир» и проверить их эффективность.

Изложение основного материала статьи. Под культурой здоровья мы понимаем результат присвоения младшими школьниками различных знаний о здоровье, на их основе которых каждый может строить индивидуальный алгоритм укрепления и охраны своего здоровья.

Содержание интегрированного курса «Окружающий мир» позволяет младшим школьникам не только усвоить основы медико-физиологические и гигиенические знания, умения и навыки по укреплению и развитию здоровья, но и сформировать эмоционально-ценностное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих людей [10].

С условиями охраны и укрепления физического, социального, психоэмоционального и нравственного здоровья младших школьников можно знакомить младших школьников не только при изучении блока (модуля) «Человек и здоровье», но и при изучении других тем («Режим дня», «Правила поведения на улице», «Насекомые», «Комнатные растения», «Лес», «Плоды и овощи», «Что нам осень подарила?», «Грибная пора», «О времени и о часах» и многие другие. Факторы здоровья можно рассматривать при изучении различных тем по социологии, экологии, медицине и т.д.

Учитывая многокомпонентность категории «здоровье» социальную и личностную значимость здорового образа жизни обучающихся вопросы, связанные с охраной и укреплением физического, социального, духовного, нравственного, психоэмоционального здоровья необходимо включать с первого класса в различные темы уроков «Окружающий мир».

Во 2 классе изучая блок «Познаю себя» учащиеся знакомятся с факторами риска для здоровья и правилами здорового образа жизни. Младшие школьники должны знать и уметь характеризовать основные психоэмоциональные состояния человека и показать способы их выражения с помощью жестов, мимики, позы; иметь осознанное представление о необходимости соблюдения правил личной гигиены; выражать убежденное мнение о позитивном отношении к людям с ограниченными возможностями здоровья, необходимости поддерживать их, общаться с ними.

В 3 классе младшие школьники знакомятся с анатомо-физиологическими основами, изучают важнейшие органы человека и их функциями.

В процессе формирования культуры здоровья у младших школьников развивается социальная активность, творчество, самостоятельность, формируется здоровый образ жизни, умение адаптироваться к любым условиям природной и социальной среды [3].

На констатирующем этапе исследования была зафиксирована недостаточная гигиеническая грамотность второклассников. На вопрос «Что такое гигиена?», «Что такое здоровье?» правильно ответили только 13% опрошенных. На вопрос «Нужно ли чистить зубы%» 70% ответили утвердительно, 25% ответили - не обязательно. Душ принимать, по мнению 47% - следует каждый день, 23% - считают, что один раз в неделю, а 10% -дважды в день (утром и вечером). У 1/3 второклассников зафиксирован низкий уровень культуры здоровья, Большая половина второклассников (58%) имеет средний уровень культуры здоровья. А высокий уровень культуры здоровья имеют только 15% второклассников.

С целью формирования культуры здоровья младших школьников в рамках интегрированного курса «Окружающий мир» были разработаны уроки: «Что такое здоровье?», «Как сохранить здоровье?», «Зачем мы спим ночью?», «Почему нужно чистить зубы и мыть руки?», «Лекарственные растения», «Здоровье и безопасность», «Про кошек и собак», «Опасные незнакомцы», «Воды Северной Осетии», «Если хочешь быть здоров!», «Наш организм», «Органы пищеварения. Гигиена питания», «Органы дыхания. Гигиена дыхания» и др.

С целью формирования культуры здоровья были продуманы организационно-педагогические условия на традиционных и не традиционных уроках. На всех занятиях использовали игровые методы, физминутки или психоэмоциональные расслабляющие паузы.

Создание и закрепление целостного позитивного психомоторного состояния при выполнении различных видов заданий, оздоровительные игры способствовали психоэмоциональному оздоровлению, снижению утомления, вызванного интенсивными интеллектуальными нагрузками.

Активные формы обучения позволяют младшим школьникам «прожить» тот опыт, который они впоследствии могут использовать в жизни; сформировать готовность самостоятельно создавать в учебно-воспитательном процессе безопасные для себя и окружающих условия.

Больщое значение в формировании культуры здоровья имеет межпредметная интеграция. Использование музыки, живописи, поэзии в качестве средств обучения на уроках «Окружающий мир» способствуют формированию культуры здоровья как необходимой личностной компетенции младших школьников, способствует психоэмоциональному оздоровлению обучающихся [6].

С целью проверки сформированности культуры здоровья у выпускников начальной школы провели повторное исследование в конце четвертого класса.

Культуру здоровья у четвероклассников диагностировали по следующим критериям:

- ответственное отношение к своему здоровью, сознательную потребность к его укреплению и сохранению, стремление вести здоровый образ жизни, включив в учебный план факультативы и кружки, позволяющие целенаправленно готовить к этому;

- мировоззренческие взгляды на здоровый образ жизни в сочетании с накопленным у них практическим опытом самосовершенствования, самопознания в контексте физического, психического и нравственного воспитания;

- понимание оптимальных гигиенических и экологических условий для образовательного процесса;

- использование навыков преодоления утомления, гиподинамии, школьных стрессов, правильного питания;

- наличие или отсутствие вредных привычек.

Значительные отличия в результатах анкет четвероклассников и уровнях сформированности культуры здоровья, можно объяснить эффективностью разработанных уроков по «Окружающему миру» и созданных для обучающихся условий для успешного усвоения младшими школьниками представлений о здоровье человека и значении здорового образа жизни.

Анализ полученных результатов свидетельствует, что к концу обучения младших школьников в начальной школе значительно повысился уровень сформированности культуры здоровья. Вдвое увеличилось количество детей с высоким уровнем, а количество детей с низким уровнем сократился до 2 %.

Выводы. Опытно-экспериментальное исследование позволило сделать следующие выводы.

1. В современных условиях уровень культуры общества немыслим без культуры здоровья, а картина мира не будет полной без понимания сути здоровья человека. Обучение здоровью должно способствовать формированию культуры здоровья.

2. Культура здоровья - это личностная и предметная компетенция, которая позволяет сохранить здоровье современному школьнику, живущему в условиях стремительного роста информации, изменения экономических основ общества, стресса, экологического дисбаланса. Без культуры здоровья, н возможно, представить себе комфортную образовательную среду, при которой обучение приносит здоровье и радость, а не приобретенные болезни.

3. Эффективными средствами формирования культуры здоровья являются активные методы обучения («Инфо-угадай-ка», «Белые пятна», «Кластер», «Мозговой штурм»), межпредметная интеграция, игровые методы, нетрадиционные уроки-экскурсии, уроки на открытом воздухе.

4. Разработанные уроки и используемые в ходе формирующего эксперимента на уроках «Окружающий мир» методы активного обучения, как ролевые игры, групповые дискуссии, совместная работа над проектами, способствовали успешному формированию культуры здоровья, мотивируют младших школьников на качественное усвоение дисциплины и ведение здорового образа жизни.

Литература:

1. Боженская И.С., Кокаева И.Ю. Влияние поликультурной образовательной модели на эмоциональное здоровье младших школьников (на примере республики Северная Осетия-Алания) // Экономические и гуманитарные исследования регионов. — 2017. — № 3. — С. 20-23.

2. Боженская И. С., Кокаева И. Ю. Комфортная образовательная среда как условие развития эмоционального здоровья младших школьников // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. — Выпуск № 10. — 2015. — С. 51.

3. Кокаева И.Ю. Современные подходы к формированию здорового образа жизни обучающихся // Экономические и гуманитарные исследования регионов. — 2016. — № 2. — С. 50 —53.

4. Кокаева И.Ю. Компетентностный подход при формировании здорового и безопасного образа жизни обучающихся // Экономические и гуманитарные исследования регионов. — 2016. — № 5. — С. 43-46.

5. Кокаева И.Ю. Формирование культуры здоровья и информационной безопасности студентов как активных пользователей сети Интернет // Приднепровский научный вестник. — 2018. — Т. 9. —№ -1. — С. 046-051.

6. Кокаева И.Ю. Условия психоэмоционального оздоровления младших школьников // Проблемы современного педагогического образования. 2018. — № 60-1. — С. 154-157.

7. Кокаева И.Ю. Подготовка студентов-будущих учителей начальной школы к психоэмоциональному оздоровлению младших школьников // Экономические и гуманитарные исследования регионов. — 2017. — №5. — С. 40 — 47.

8. Кокаева И.Ю. Значение поликультурной модели полилингвального образования в создании комфортной образовательной среды и психоэмоциональном оздоровлении младших школьников (на примере РСО-Алания) // Проблемы современного педагогического образования. — 2017. — № 57-8. —С. 70-75.

9. Кокаева И.Ю., Гобозова Н.Г., Санакоева А.А. Потенциал интегрированного курса "Окружающий мир" в формировании здорового образа жизни младших школьников / В сборнике: Образование, охрана труда и здоровье Материалы VI Международной научно-практической конференции. — 2017. — С. 51-53.

10. Цопанова А.Б., Кокаева И.Ю. Значение уроков «Окружающий мир» в социально-эмоциональном оздоровлении младших школьников национальных регионов России // Научный альманах. - №10 -2 (12). -2015. — С.487-490. [Электронный ресурс] URL:http://ucom.ru/doc/na.2015.10/02pdf (дата обращения: 28.01. 2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.