УДК 387.037 ББК 4511+4481.354
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ СИСТЕМООБРАЗУЮЩИХ ДЕТЕРМИНАНТ В ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
А.М. Козин
Челябинский государственный университет
INTERPRETATION OF BACKBONE DETERMINANTS IN HEALTH PRSERVATION EDUCATIONAL FIELD
A.M. Kozin Chelyabinsk State University
Рассмотрены теоретические аспекты формирования культуры здоровья студенческой молодежи как личной и общественной ценности. Анализируются данные о состоянии здоровья молодежи. Интерпретируются понятия, связанные с проблемой здоровьесбережения человека, а его формирование и обеспечение рассматривается как психолого-педагогическая задача. Предлагается ряд направлений, ориентированных на здоровьесбережение студентов в образовательном пространстве вуза.
Ключевые слова: ценность, ценностные ориентации, здоровье, ценностное отношение к здоровью, индивидуальное здоровье, культура здоровья, здоровье сбережение, здоровый образ жизни, культура здорового образа жизни.
The article touches upon the theoretical aspects of youth health culture formation as a personal and social value. It shows the data analysis of the youth’s state of health, interpretation of notions connected with the problem of health preservation and the formation of health and health support as a psychological and pedagogical problem. The author gives a number of areas oriented on students’ health preservation in institutes of higher education.
Keywords: value, value orientations, health, value attitude to health, individual health, culture of health, health preservation, healthy life-style, culture of a healthy lifestyle.
Здоровая (самоактуализированная) личность все больше становится общественной реальностью и государственной необходимостью. Человек должен обладать хорошим здоровьем, чтобы профессионально выполнять всю полноту задуманной социальной деятельности.
В качестве системообразующих детерминант здоровьесберегающего образования, отражающих культуросообразные аспекты здоровья личности, следует рассматривать необходимость воспитания у молодёжи культуры здоровья, формирование ценностных основ здорового образа жизни, развитие здоровьеориентированных инициатив для востребованных проявлений себя в социуме и в последующей работе.
Ухудшающееся в последние десятилетия состояние здоровья учащейся молодежи ассоциируется с рядом объективных и субъективных причин: неблагоприятными социально-экономическими условиями, практикой учебной деятельности, отсутствием механизма стимулирования культуры здорового образа жизни, низкой активностью по отношению к своему здоровью, снижением интереса студентов к гармонии духовного и физического начала в личности и др. Постоянно возрастает число молодых людей, попавших под физиологическую и психологическую зависимость от психоактивных веществ, компьютеров и пр. В немалой степени негативному воздействию способствует наличие социальных потрясений, «текущий социальный стресс», тре-
вожность, страх, апатия, агрессия, что также отрицательно сказывается на психическом здоровье.
Совершенно очевиден и тот факт, что студенты представляют категорию населения с повышенными факторами риска, к которым относятся нервное и умственное перенапряжение, малоподвижный образ жизни, постоянные нарушения режима питания, труда и отдыха. Накапливаясь в течение учебного года и всего обучения в вузе, негативные последствия оказывают существенное влияние на состояние здоровья данной категории молодежи.
Анализируя данные о состоянии здоровья, приводимые в медицинской, психологопедагогической литературе, можно констатировать, что почти треть студентов имеют значительные отклонения в состоянии здоровья, страдают хроническими заболеваниями, что в целом совпадает с данными по стране. Ежегодно в вузы страны поступает до 30% студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе [10, 12, 15]. Анализ функционального состояния студентов Челябинского государственного университета выявил, что их здоровье характеризуется следующими показателями: высокий уровень - 1,5 %, средний - 32,6 %, ниже среднего и низкий - 65,9 %. Данные медицинского обследования показывают, что 14,5 % от контингента 1-3 курсов имеют хронические заболевания, более 50 % имеют отклонения в состоянии здоровья; в структуре заболеваемости преобладают заболевания опорно-двига-тельного аппарата, центральной нервной системы, органов дыхания, зрения и др. В ходе социологического опроса была дана следующая оценка состояния собственного здоровья: практически здоров -50%; есть недомогания -40 %; хронически болеют - 8,4 %. Изучение физической подготовленности студентов позволяет сделать вывод, что самым проблемным физическим качеством у студентов является общая выносливость, которая лишь у 40-50 % девушек и 30-40 % юношей соответствует среднему уровню и выше, что согласуется с общей картиной по России [13].
В то же время самооценка уровня бережного отношения к своему здоровью свидетельствует о том, что 60 % опрошенных склонны приписывать ответственность за свое здоровье внешним обстоятельствам и лишь 35 % отмечают решающую роль собственных усилий в сохранении здоровья; 62 % опро-
шенных указали, что относятся к здоровью не очень бережно, 19 % вспоминают о его состоянии только в период болезни; 7 % стараются не думать и не вспоминать о своем здоровье и 8 % вообще не следят за состоянием своего здоровья. По данным исследований, знакомы с понятием «здоровый образ жизни» 38,2 %, считают необходимым соблюдать ЗОЖ для сохранения своего здоровья 92,6 %, а используют факторы здорового образа жизни лить 10-15 % студентов [1, 3, 7, 12]. Факт обеднения культурной среды, в которой происходит развитие личности наших студентов, приводит к смещению ценностных ориентиров. Так, в рейтинге жизненных ценностей студентов ЧелГУ здоровье оказалось лишь на пятом месте - 33 % [13]. Таким образом можно констатировать, что для большинства студентов здоровье не является ценностью, а, следовательно, отсутствует достаточная мотивация к формированию и ведению здорового образа жизни. Эта ситуация обусловлена, прежде всего, тем, что в человеческой природе заложена медленная реализация обратных связей как рефлексии результатов воздействия на организм негативных и позитивных факторов, что в массовом сознании еще не выражена в достаточной степени действенная мотивация здоровья, а здоровьесберегающая активность не заняла достойного места в структуре жизнедеятельности человека.
На наш взгляд, основные «факторы риска» имеют поведенческую основу и связаны с мотивацией, здоровьеориентированной активностью, привлечением внутренних (индивидуальных) ресурсов, которые вырабатываются именно воспитанием. Установка на здоровье не появляется сама собой, а формируется в результате определенного педагогического воздействия. Здоровье - это итоговая характеристика воспитания, формирования внутренних резервов. С педагогических позиций для эффективного достижения результатов здо-ровьесбережения несомненно значимым становится выбор корректных подходов к обучению и воспитанию субъектов образовательного процесса, ориентированных на гуманистический подход и затрагивающих проблему индивидуальной, личностно-ориентированной здоровьесберегающей педагогики. Очевидной становится необходимость воспитания культуры здоровья, ценностных основ здорового образа жизни и создания здоровьесберегающих условий в образовательной среде, где смысл актуализации определяется принципи-
альной возможностью перехода материального воспитания в ценностно-мотивированный, индивидуальный и саморегулируемый процесс. Более того, имидж будущего специалиста в контексте здоровья интегрирует психологическую организацию субъекта профессиональной деятельности посредством взаимосвязи таких структурных компонентов личности, как ценностные ориентации, рефлексия, идентификация, поведенческие стереотипы, творческая активность профессионально-личностная самореализация и пр. Таким образом, формирование здорового образа жизни, культуры здоровья должно быть осмыслено, прежде всего, как психолого-педагогическая проблема.
Опираясь на вышесказанное, можно утверждать, что в образовании необходимо приобщать молодых людей к пользованию общечеловеческими резервами здоровьесбе-режения. Фактически речь идет о целесообразности направлять образование на развитие готовности студентов к здоровьесбережению как личностного качества индивида, отражающего культуросообразные аспекты здоровья человека, побуждению к самопроявлени-ям своих природоопределенных данных, формированию положительного отношения к здоровому образу жизни, культуры здоровья. В понятие готовности к здоровьесбережению как интегративного личностного образования включаются мотивы, потребности, ценностные ориентации, специальная информированность, здоровьесберегающие умения и навыки, способы управления своим здоровьем и пр. [3, 8, 16]. По мнению Г.Н. Серикова, готовность к осуществлению функции здоровьесбережения выступает как часть профессиональной квалификации и включает в качестве составляющих: осведомленность (компетентность), нравственность (осознанность), инициативность (действенность), профессиональное мастерство (умелость). Рассматривая, например, компетентность - здоровьесбережение, следует понимать знание и соблюдение норм здорового образа жизни, знание своих генетических, физиологических, психологических возможностей; опасность курения, алкоголизма, наркомании; знание и соблюдение правил личной гигиены, обихода; культура здоровья личности, свобода и ответственность в выборе образа жизни; опыт и готовность реализации этих знаний в жизнедеятельности, принятие здоровья как ценности; регулирование психо-матического и эмоционального проявления состояния здоровья; умение адекватно оцени-
вать резервы своего организма, знание средств контроля за здоровьем и пр.
Методологически оправданным, на наш взгляд, является построение системы формирования культуры здоровья, как и других видов культуры, исходя из понимания человека как субъекта: предметно-познавательной деятельности; социальной активности; чувственной активности; физической активности. Значимым в определении понятия культуры здоровья являются следующие два аспекта: указание на ключевой признак культуры здоровья как результат здоровьеформирующего образования - деятельность индивида по позитивному самопреобразованию, самосовершенствованию; указание на ключевой признак результата этой деятельности - систему образуемых ею (деятельностью) ценностей, сформированность ценностных ориентаций личности на здоровьесбережение, культуру здорового образа жизни.
В современной научной литературе существует множество различных определений понятия «ценность», «ценностная ориентация»: как духовный или материальный объект, имеющий определенную жизненную цену и способный удовлетворить интересы и потребности личности или общества [6]; как мыслительные образы, фиксирующие стремление человека к осуществлению культурноопосредованной формы отношений с существенно необходимой действительностью и создающие для него сферу должного [9, 18]. В культурологии ценности рассматриваются как отношение между субъектами и объектами и как норма, задающая образцы и стандарты поведения личности. В большинстве современных социологических исследованиях ценности предстают как социальное явление, как отношение, как продукт жизнедеятельности общества и социальных групп, как пред-метно-определенные стремления людей [6, 9-11, 18, 19]. Устойчивые отношения к действительности, постоянно проявляя себя, выступают качественными характеристиками личности. Ценности позволяют быстро и разумно ориентироваться в социальной действительности, в установлении отношений между людьми, а также в построении здоровьесберегающей деятельности.
Рассматривая проблему воспитания ценностного отношения к здоровью отметим позиции некоторых авторов к понятию «ценностное отношение»:
- единство направленности личности обу-
чающегося и его готовности, проявляющееся в сознательном стремлении к овладению знаниями в соответствии с тем субъективным смыслом, который знания для него имеют;
- результат целенаправленного и организованного процесса формирования сознания, чувств к той или иной ценности, имеющей значение и определяющий стратегию поведения во всех сферах жизнедеятельности человека;
- устойчивая избирательная предпочтительная связь субъекта с объектом окружающего мира, когда объект, выступая во всем своем социальном значении, приобретает для субъекта личностный смысл, расценивается как нечто значимое для жизни общества и отдельного человека [18]. В качестве общего вектора предметной направленности стремлений (активности) человека, фиксируемых отдельными ценностями, выступает ценностная ориентация. В этом случае, учитывая отражение специфических связей субъекта и объекта и личностный смысл, выстраивается логическая цепочка «ценностные ориентации - воспитание здоровых потребностей - здоровьеориентированная деятельность - здоровьетворящее образование студентов».
Несмотря на накопленный в настоящее время достаточно обширный теоретический и практический материал по проблеме здоровья человека следует заметить, что в научной литературе не сформировалось однозначного подхода в определении понятий проблемы здоровьесбережения: «культура здоровья»,
«здоровый образ жизни», «культура здорового образа жизни», «здоровый стиль жизни» и пр. Междисциплинарное исследование вышеприведенных взаимосвязанных понятий в контексте профессионально-личностного становления студентов позволило выделить их методологический и педагогический аспект.
По мнению ряда ученых, сохранение, формирование и укрепление здоровья находятся в прямой зависимости от уровня культуры общества и личности, которая отражает меру осознания и отношения человека к самому себе и окружающим. Эта мера включает в себя систему знаний о здоровье, направленных на стиль жизни, имеющей нравственные начала [3, 4, 7, 10, 14]. Существующие дефиниции Всемирной организации здравоохранения, определения ученых рассматривают здоровье в сложной нерасторжимости биологических, социальных, культурных, психологических и духовных факторов, выделяя совокупность его четырех компонентов: духовное, психиче-
ское, социальное и физическое здоровье. Функционирование этих сфер во всем их разнообразии и целостности определяет содержание жизни и деятельности человека, качества его здоровья [5, 11, 14, 15]. Таким образом, крепкое здоровье - это весьма емкое понятие, включающее в себя разнообразные аспекты реализующихся отношений человека к себе и к окружению, с собой и с окружением, объединяющих обширную сферу индивидуального бытия в мире, условие полноценной жизни необходимо интерпретировать как предпосылку здорового образа жизнедеятельности (как состояние, как процесс, как способность). Другими словами, здоровый образ жизнедеятельности ведет не только к крепкому здоровью, но и создает физиологический, психологический, нравственный плацдарм для востребованных человеком проявлений себя в социуме.
В зависимости от развития общей культуры «культура здоровья», как видовое понятие, принимает определенные формы и наполняется соответствующим содержанием и как аспект общечеловеческой культуры представляет собой специфический процесс и результат деятельности, средство и способ психофизического совершенствования (саморазвития) человека для выполнения социальных (профессиональных) обязанностей, в целом отражает уровень образованности людей в их сфере жизнедеятельности [1, 3, 7, 9, 14—16]. Культуру отношений к собственному телу, к своему социальному окружению, профессии, к жизни и мировосприятию в целом можно представить в качестве составляющих понятия «культура здоровья» и являющимся тем образованием, которое обусловливает не только эффективность психофизического развития личности, но и формирует ответственное, здоровьесберегающее поведение человека в обществе. Эффективность формирования культуры здоровья становится выше, если она является ценностью в ряду жизненных приоритетов личности. Таким образом, культура здоровья как интерсоциальная ценность является показателем социальной зрелости личности, некой основой ее гуманистической направленности [4, 8, 18]. А воспитание культуры здоровья можно представить как процесс формирования ценностно-ориентированных, ценностно-смысловых, ценностно-мотивационных и деятельностных установок, направленных на сохранение, сбережение и совершенствование личного здоровья и на здоровый
образ жизни. Для осуществления здоровьесозидающей деятельности как целенаправленной формы активности, посредством которой удовлетворяются потребности в сохранении, развитии и укреплении здоровья, студент должен владеть культурой здоровья как составляющей общей культуры. В образовательном учреждении здоровьеориентированная деятельность должна быть направлена на реализацию генеральной цели образования -воспитание, обучение и развитие человека в соответствии с целостным пониманием здоровья (в единстве физического, психического, социального, нравственного его компонентов).
В контексте исследуемой проблемы «здоровый образ жизни» - это часть общей культуры человека, характеризующаяся определенным уровнем специальных знаний и мотивационно-ценностных ориентаций, приобретенных в результате воспитания, образования, самовоспитания [2, 4, 10, 14]. По мнению ряда авторов [14, 15], «здоровый образ жизни» есть способ жизнедеятельности, соответствующий генетически обусловленным типологическим особенностям данного человека, конкретными условиями жизни и направленный на формирование, сохранение и укрепление здоровья и на полноценное выполнение человеком его социально-биологи-ческих функций, т.е. образ жизни человека складывается из определенного комплекса способов его взаимодействия с действительностью. Человек в силу сфоромированных жизненных установок выбирает себе образ жизни с учетом ее условий, опираясь на достигнутый уровень культуры. Согласно акмео-логическому подходу «здоровый образ жизни» - гибкий индивидуальный способ успешной жизнедеятельности в соответствии с изменяющимися уровнями биологического и социального развития человека, на основе приоритета ценностно-смысловой установки на здоровье и в целях социальной адаптации и творческой самореализации личности. Естественно представить здоровый образ жизни как активную (жизнедеятельность людей, направленную, в первую очередь, на сохранение и улучшение здоровья. Следовательно, ценностные основы здорового образа жизни формируются как ценностные отношения человека с окружающим миром и людьми и составляют условия, позволяющие свободно развертываться сущностным качествам человека как такового. Образ (стиль) жизни чело-века как индивидуально опосредованный спо-
соб жизнедеятельности, детерминированный его мировоззрением (отношением к себе, окружающему миру и людям), его жизненная позиция, а также самосохранительное поведение и личностно значимая здоровьесберегающая деятельность определяют уровень здоровья, работоспособности, конкурентоспособности и в целом жизнеспособности человека. К настоящему времени доказано, что здоровье зависит на 50-70 % от условий и образа жизни. Следовательно, личностная установка человека на воплощение своих социальных, физических, интеллектуальных и психических способностей и возможностей лежит в основе формирования здорового образа жизни. Экстраполируя культуру личности на здоровый образ жизни, можно утверждать, что, трансформируясь в сознании людей, культура здоровья должна изменить сложившиеся стереотипы в отношении своего здоровья и содействовать формированию здорового образа жизнедеятельности как способу самовыражения индивидуальности к здоровому стилю жизни, способу включения личности в систему трудовых и социальных отношений. В контексте нашего исследования ценностные основы здорового образа жизни могут быть воспитаны только в целостном образовательном процессе и образовательной среде, которые ориентированы на становление культуры ЗОЖ.
Культура здорового образа жизни определяется как совокупность значимых для формирования мировоззрения в области здо-ро-вого образа жизни элементов личной физической культуры, гигиенической культуры, культуры межличностных отношений, культуры психофизической регуляции и др. [3, 5, 8, 12, 19]. В таком понимании мы рассматриваем здоровьесбережение как атрибут и процесс сохранения и укрепления здоровья студентов в образовательном процессе, основными компонентами которого являются формирование здорового образа жизни, культуры здоровья и здоровьесберегающего поведения. Сама здоровьесберегающая процессуальная реализация процесса в образовании может представлять собой некий «ресурсный резерв», направленный на сохранение или укрепление здоровья участников образования, а также на рост качества образованности и профессиональной квалификации [14, 15]. Работа над собой и своим здоровьем требует такого же большого труда и усилий, как этого требует хорошее освоение любой сложной
профессиональной деятельности, поэтому важнейшей задачей вуза является не только включение студентов в активный процесс познания окружающего мира, но и познание себя как личности, формирование у них культуры здоровья. В этом случае приобщение студентов к здоровому образу жизни происходит в результате успешного протекания ряда взаимосвязанных процессов: присвоения как инте-риоризации социальных ценностей здорового образа жизни (хочу); освоения знаний (знаю); овладения умениями и навыками (умею); развития личностных качеств (могу); обогащения субъективного опыта (имею и буду).
В качестве одного из направлений формирования культуры здоровья у студентов как части педагогического процесса может стать совершенствование и усиление того позитивного, что есть в каждом человеке; расширение жизненных ресурсов, его физического, психического и духовного потенциала; развитие здоровьеориентированных инициатив. В определенной степени это связано с созданием и реализацией образовательных программ в сфере здоровьесбережения, расширение представлений о здоровом образе жизни, просвещение относительно интеграции многообразного опыта культуры здоровья молодого человека, различных способов самооздоров-ления, саморегуляции, побуждение к само-проявлениям своих природоопределенных данных в осуществлении ЗОЖ и др. Поскольку здоровье человека в этом случае мы видим как предмет научного постижения, базовую ценность и цель оздоровительной практики, представляется верным положить в основание здоровьетворящих концепций и программ формирование базовых компонентов культуры здоровья человека, которые бы актуализировали потребности студентов к здоровьесбе-режению, сохранению и укреплению собственного здоровья и здоровья окружающих.
По нашему мнению, в качестве обязательного условия эффективности работы по здоровьесбережению необходимо рассматривать и внешний ресурс - наличие здоровьеобеспечивающей образовательной среды как совокупности различных условий и возможностей, содержащихся в пространственнопредметном и социальном окружении. Средообразующее пространство - это содержательносмысловой и пространственно-временной континуум, способствующий включению личности в ценностно-смысловой мир здоровье-созидания и личностной самореализации, сво-
его рода эталон «территории здоровья». Индивиду предоставляется возможность осознанно организовывать собственное жизненное пространство, являясь в этом процессе активным субъектом. Этот путь может осуществляться через самоуправляемый процесс преодоления, который состоит из осмысления, понимания, оценки и принятия требований среды и закрепляемый в форме жизненного поведенческого стиля. В социально-педагогическом плане это совокупность условий и возможностей развития человека, целенаправленно создаваемых различными субъектами образовательного процесса и формируемых здоровьесозидательной средой жизнедеятельности личности.
Оптимизация такого пространства - это, прежде всего, проблема воспитания ценностных основ здорового образа жизни. Специфика данного процесса состоит в том, что он осуществляется опосредованно - через создание оптимальной социально-психологической и здоровьеформирующей среды, включение личности в различные виды здоровьетворящей деятельности. Компонентами такой среды выступают учебно-воспитательная, профессиональная, научно-исследовательская, досуговая деятельность, процесс коммуникации, эстетическое пространство, материальнопредметный мир образовательного учреждения и пр. Для формирования культуры здоровья студентов необходимо культивирование в образовательном пространстве вуза идей философии «здоровья» и «успешной личности» с точки зрения современного общества; освоение участниками образовательного пространства эталонов самосохранительного поведения и культуры здорового образа жизни, повышение здоровьесберегающей активности. Таким образом, складываются два вектора в работе по здравостроительству:
- формирование мотивации и восприятия здоровья как ценности, необходимой для профессиональной и творческой самореализации будущих специалистов на уровне профессионально значимых, личностно и социально желаемых стандартов и предполагающей совершенствование и усиление того позитивного, что есть в каждом человеке, расширение его внутренних жизненных ресурсов, чувства благополучия, радости жизни;
- формирование открытой, гибкой и когерентной потребности субъектов внутривузов-ской здоровьеобеспечивающей воспитательнообразовательной среды как совокупности раз-
личных условий и возможностей, содержащихся в пространственно-предметном и социальном окружении.
В качестве некоторых процессуально сопровождающих направлений здоровьесберегающей деятельности можно отметить следующие.
1. Включение в учебный план вуза расширенного интегративного курса (дисциплины) «Культура здоровья» («Культура здорового образа жизни», «Основы культуры здоровья», «Философия здоровья» и пр.), предполагающего освоение студентами знаний в области сохранения и укрепления здоровья, развития аналитических умений в определении собственных «маршрутов» здравотворческой деятельности, трансляции гуманистических ценностей и эталонов самосохранительного, социально активного гражданского поведения.
2. Интеграция учебной и внеучебной работы по здоровьесбережению, представляющей студентам широкий выбор форм и видов активной деятельности; развитие эстетики здоровья во всех воспитательных мероприятиях.
3. Участие в пропаганде и рекламе здорового образа жизни, «моды на здоровье»; формирование общественного мнения, поддерживающего здоровый образ жизни; показ возможностей здорового, физически и духовно развитого человека в достижении высокого социального положения; активное противостояние вредным привычкам (наркомании, пьянству, злоупотреблению алкоголем, бездуховности, сквернословию и пр.).
4. Совершенствование деятельности со-циально-психологической, педагогической и медико-консультационной служб по проблемам формирования здоровья, психокоррекционной и реабилитационной помощи и др.; консультационная помощь по вопросам «ситуационного» характера, призванная уменьшить недостаток информации по вопросам здоровьесбережения.
5. Внедрение современной системы профилактических, оздоровительных и спортивномассовых мероприятий; формирование санитарно-гигиенической культуры, навыков организации труда и разумного отдыха, т.е. комфортных условий образовательной деятельности.
6. Активизация и использование поисковых способов научно-исследовательской деятельности и научно-методического обеспечения в аспекте здоровьесберегающего образо-вания; социальное проектирование (индиви-
дуальное и коллективное) по проблемам здоровья и здорового образа жизни.
7. Внедрение действенной системы диспансеризации и психолого-педагогического мониторинга состояния здоровья студентов и др.
В результате этого здоровьесберегающая деятельность, теоретико-методологической базой формирования которой является синтез культурологического, гуманистического и когнитивного подходов, приобретает характер ценностной ориентации, то есть определяет сознание, деятельность и поведение студентов в различных жизненных ситуациях, в решении личных проблем, отражает процесс накопления и обобщения индивидуального опыты работы личности над собой и своим здоровьем. В данном контексте ведущую закономерность исследуемой проблемы можно сформулировать следующим образом: чем выше уровень зрелости здоровьеориентированной системы вуза, тем в большей степени обеспечиваются условия для обучения, воспитания и развития здорового студента.
Литература
1. Агаджанян, Н.А. Цивилизация и здоровье / КА. Агаджанян, В. Руженков, И. Ру-женкова. - Ставрополь: Кн. изд-во, 1990. - 93 с.
2. Ананьев, В.А. Введение в психологию здоровья: учеб. пособие / В.А. Ананьев. — СПб.: Изд-во БПА, 1998. - 248 с.
3. Васильева, О.С. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / О. С. Васильева, Ф.Р. Филатов. -М.: Издат. центр «Академия», 2001. - 352 с.
4. Выжлецов, Г.П. Аксиология культуры / Г.П. Выжлецов. - СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1996. -152 с.
5. Виленский, В.К. Социально-психологические детерминанты формирования здорового образа жизни / В.К. Виленский // Теория и практика физической культуры. - 1994. -№ 9. - С. 9-15.
6. Дуранов, М.Е., Личность обучающегося и ее развитие: учеб. пособие / М.Е. Дуранов,
В.Б. Орлов. - Челябинск: ЧГПУ, 1997. -301 с.
7. Зайцев, Г.К. Педагогика здоровья: образовательные программы по валеологии / Г.К. Зайцев, В.В. Колбанов, М.Г. Колесникова. -СПб.: УПМ, 1994.-218 с.
8. Козин, Э.М. Основы индивидуального
здоровья человека / Э.М. Козин, Н.Г. Блинова, Н.А. Литвинова. - М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2000. -192 с.________________________
9. Кармин, A.C. Культурология/A.C. Кармин. - СПб.: Лань, 2004. - 327 с.
10. Кузьмин, Ä.M. Принципы формирования здоровьеориентированного сознания студентов / А.М. Кузьмин, М.Р. Валетов // Физическая культура и спорт в системе жизнедеятельности человека: материалы Всерос. науч.-практ. конф. / под ред. В.А. Вострикова, Н.В. Сократова. - Оренбург: Изд-во ОГПУ’ 2005. -288 с.
11. Никифоров, /УС Психология здоровья: учеб. для вузов / Г.С. Никифоров. - СПб.: Речь, 2002. - 256 с.
12. Орехова, Г.Ф. Здоровьетворящее образование как педагогическая категория / Т.Ф. Орехова // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2004. —214 с.
13. Программа по профилактике злоупотребления психоактивными веществами среди студентов и аспирантов ГОУ ВПО ЧелГУ на 2008-2012 гг.: ЧелГУ - территория здорового образа жизни. - Челябинск, 2008. -16 с.
14. Сериков, Г.Н. Образование и развитие человека / Г.Н. Сериков. — М.: Мнемозина, 2002.-416 с.
15. Сериков С.Г. Здоровьесберегающее образование: паритет здоровья и образованности учащихся: монография. - Челябинск: ЧГНОЦ УрО РАО, 2002. - 226 с.
16. Созонтов, А.Е. Проблема здоровья с позиций гуманистической психологии / А.Е. Со-зонтов//Вопросы психологии. - 2003. -№ 3. -
С. 82-91.
17. Уляева, Л.Г. Здоровый образ жизни: учеб. пособие/Л.Г. Уляева. - М.: СГА, 2001. -201 с.
18. Худякова, Л.Н. Воспитание ценностных основ здорового образа жизни: философское обоснование: научное издание / Н.Л. Худякова. - Челябинск: ЧГНОЦ УрО РАО, 2009. -44 с.
19. Юдин, Б.Г. Здоровье: факт, норма, ценность / Б.Г Юдин // Мир психологии. -2000. -№ 1. - С. 54-68.
Поступила в редакцию 3 августа 2009 г.