Научная статья на тему 'Функции физическом культуры в формировании стратегии здоровьесбережения личности'

Функции физическом культуры в формировании стратегии здоровьесбережения личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
756
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ / ЗДОРОВЬСБЕРЕГАЮЩИЕ ФУНКЦИИ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ СТРАТЕГИИ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / HEALTHY LIFESTYLE / ZDOROVESBEREZHENIYA / ZDOROVSBEREGAYUSCHIE FUNCTION STRATEGY SCHOOL HEALTH / PHYSICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Давыдова С. А.

В статье рассмотрены проблемы формирования стратегии здоровьесбережения у подрастающего поколения, посредством использования потенциала общекультурных и специфических функций физической культуры как фактора, обеспечивающего сбережение, укрепление и формирование ценностей здорового образа жизни нации. Также затрагиваются аспекты повышения конкурентоспособности выпускников факультетов физической культуры и спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Давыдова С. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Physical culture functions in shaping individual health savings strategies

The paper considers the problem of health saving strategy formation of the younger generation through the of cultural and specific functions usage of physical culture as a factor ensuring the preservation, strengthening and formation of the nation healthy life values. Also the author considers the aspects of competitiveness improvement for the graduates of Physical Education and Sport faculties.

Текст научной работы на тему «Функции физическом культуры в формировании стратегии здоровьесбережения личности»

. ДИСКУССИЯ

» журнал научных публикаций

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

С. А. Давыдова, старший преподаватель, кафедра теоретических основ физического воспитания, Нижневартовский государственный гуманитарный университет, г. Нижневартовск, Россия, ffkisnv@mail.ru

ФУНКЦИИ ФИЗИЧЕСКОМ КУЛЬТУРЫ

В ФОРМИРОВАНИИ СТРАТЕГИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

Актуальность применения здоровье-сберегающих функций физической культуры обусловлена потребностью общества и государства. Одной из приоритетных задач реформирования системы образования на сегодняшний день является сбережение, укрепление и формирование ценностей здорового образа жизни нации, чему будет способствовать выбор образовательных технологий.

Очевидно, что именно физическая культура имеет приоритетные возможности в формировании стратегии здоровьесбе-режения и мотивации к здоровому образу жизни обучающихся. В законе о физической культуре и спорте РФ она рассматривается как важнейшее направление социальной политики государства.

По мнению В. К. Бальсевича и Л. И. Лу-бышевой, в основе физической культуры лежит деятельность, направленная на социальное преобразование тела человека, его физического состояния. Она включает в себя социально сформированные средства, механизмы и результаты деятельности, связанные с ней нормы и правила поведения, эмоциональные реакции, знания, интересы, потребности, ценностные ориентации.

Ряд ученых сходятся во мнении, что основным перспективным направлением в решении проблемы сохранения и приумножения здоровья обучающихся является совместная здоровьесберегающая деятельность педагога по физической культуре и детей (Н. М. Амосов, Г. Л. Апанасенко,

Э. Г. Булич, М. Я. Виленский, А. Г. Щедрина и др.).

И. И. Брехман, П. В. Бундзен, В. И. Иль-инич, А. В. Чоговадзе, Б. Н. Чумаков и др. в своих исследованиях подчеркивают, что большинство учащихся занимаются не формированием своего здоровья, а в основном реабилитацией утраченного.

Содержание физической культуры как учебного предмета отвечает необходимости формирования стратегии здоровьесбереже-ния обучающихся.

Цель, задачи и содержание физической культуры реализуются через функции. Л. П. Матвеев определил «Функции физической культуры как объективно присущие ей свойства воздействовать на человека и человеческие отношения, удовлетворять и развивать определенные потребности личности и общества»1. Реализуются функции в процессе физкультурной деятельности.

В различных источниках принято выделять общекультурные и специфические функции. Поскольку физическая культура является видом общей культуры личности и общества, то ей присущи, прежде всего, общекультурные функции. К ним можно отнести:

1) общеобразовательную — наиболее полно выражена использованием достижений физической культуры в общей системе образования с целью полноценного формирования жизненного фонда двигательных умений, навыков и знаний, общефизического развития, укрепления здоровья вне

№ 4 (22) АПРЕЛЬ 2012

ДИСКУССИЯ

журнал научных публикаций ™

зависимости от пола, возраста, физической подготовки, а также для создания основы здорового образа жизни, сдерживания процессов инволюции и т. п.;

2) преобразовательную — состоит в преодолении стереотипов наследственного детерминизма физического состояния, формировании здорового образа жизни на поведенческом уровне, что обеспечивает достижение необходимого уровня физического развития, подготовленности и совершенствования личности, укрепления здоровья, подготовки к профессиональной деятельности;

3) коммуникативную — обеспечивает трансляцию опыта ведения здорового образа жизни, преемственность традиций, ценностных ориентаций, формирующих бережное отношение к индивидуальному здоровью, ценности каждой человеческой жизни; объединяет детей, подростков и взрослых в коллективы для занятий спортом и передачи ценностей здорового образа жизни.

Вместе с тем С. М. Оплавин и Ю.Т. Чи-хачев среди функций, обеспеченных средствами физической культуры, выделяют2:

— воспитательную — формирование ценностного отношения к собственному и чужому здоровью, воспитание личностных качеств: воли, лидерства, ответственности, целеустремленности, выдержки; отрицание курения, алкоголя и др. вредных привычек;

— нормативную — позволяет удовлетворять потребности человека в двигательной активности, оптимизировать свое физическое состояние и развитие организма соответственно закономерностям укрепления здоровья и обеспечения физической дееспособности, необходимой в жизни;

— эстетическую — формирование культуры здоровья в эстетическом контексте.

Являясь частью общей культуры, физическая культура, тем не менее, проявляет свою самостоятельность через специфические функции, отражающие ее структуру, которые позволяют удовлетворять потребности человека в двигательной активности:

Большинство учащихся занимаются не формированием своего здоровья, а в основном реабилитацией утраченного.

1) прикладные — призваны использовать физическую культуру в системе подготовки к трудовой деятельности и защите

Родины (повышение работоспособности, устойчивости к неблагоприятным условиям труда, гипокинезии и гиподинамии);

2) спортивные — наиболее ярко выражены в сфере спорта высших достижений, физическая культура служит главным фактором достижения максимальных результатов в реализации физических способностей;

3) рекреативные и оздоровительно-реабилитационные — выражены при использовании физической культуры в сфере организации досуга и в системе специальных восстановительных мероприятий при утомлении, заболевании, травме.

Рассматривая функции физической культуры в педагогическом вузе, Н. В. Ба-гаутдинов обозначает следующие их разновидности:

— интегративно-организационную, характеризующую возможности объединения молодежи в коллективы, команды, клубы, для совместной физкультурно-спортивной и оздоровительной деятельности;

— преобразовательно-созидательную, что обеспечивает достижение необходимого уровня физического развития, подготовленности и совершенствования личности, укрепления здоровья, подготовки к профессиональной педагогической деятельности;

— проективно-творческую, определяющую возможности физкультурно-спортив-ной и оздоровительной деятельности, в процессе которой создаются модели профессионально-личностного развития будущего педагога, стимулируются его творческие способности, осуществляются процессы самопознания, самоутверждения, саморазвития, обеспечивается развитие индивидуальных способностей;

— проективно-прогностическую, позволяющую расширить эрудицию студентов в сфере физической культуры, активно использовать знания в физкультурно-спор-тивной и оздоровительной деятельности и

соотносить эту деятельность с профессиональными намерениями;

— ценностно-ори-ентационную, в процессе ее реализации формируется культура здоровья, а также профессионально- и личностно-ценностные ориентации, использование которых обе-

с

дискуссия

журнал научных публикаций

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

спечивает профессиональное саморазвитие и личностное самосовершенствование;

— коммуникативно-регулятивную, отражающую процесс культурного поведения, общения, взаимодействия участников физ-культурно-спортивной и оздоровительной деятельности, организации содержательного досуга, оказывающую влияние на коллективные настроения, переживания, удовлетворение социально-этических и эмоционально-эстетических потребностей, сохранение и восстановление психического равновесия, отвлечение от вредных привычек;

— социализации, в процессе которой происходит включение индивида в систему общественных отношений для освоения социокультурного опыта, формирования социально ценных качеств3.

Понимание сущности этих функций дает возможность правильно определить роль и значение физической культуры в жизни отдельной личности и общества в целом, сформулировать цели физической культуры, систему задач, содержание, средства и методы обучения и развития обучающихся в целях формирования у них устойчивой стратегии здоровьесбережения4.

Здоровьесбережение основывается на принципах современной теории здравове-дения, включает в себя мотивационные, социальные, информационные, правовые, ценностные аспекты и финансово-экономическое обеспечение.

Здравотворчество является системообразующим фактором, которое включает в себя личностно-деятельностное начало как знания и осознанность реализации здорового образа и стиля жизни, реализация стратегии здоровьесбережения как умения построить свою жизнедеятельность, пользуясь законами здоровья на основе индивидуальных потребностей, которые будут способствовать хорошему физическому состоянию социума и определят его бережное отношение к здоровью окружающих людей.

Учитывая мнения большинства исследователей в области здоровьесбережения и принимая положение о трех составляющих здоровья (физической, психической и социальной), имеет смысл исследовать и оценивать роль физической культуры в формировании стратегии здоровьесбережения обучающихся, с точки зрения ее влияния на

физическое здоровье, состояние психики, а также на процесс социализации.

Эта мысль стала главной идеей национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», утвержденной в январе 2010 г. Президентом России, в которой говорится о необходимости разработки принципиально новых методик обучения и организации учебного процесса, формирования у учащихся знаний о здоровье и способах его сохранения, внедрения в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий5.

Следовательно, необходимость формирования здоровьесберегающей стратегии у обучающихся средствами физической культуры сегодня продиктована временем, государственными нормативными документами и главное — жизненной потребностью. Необходимо компетентное планирование и проведение работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья обучающихся, применение здоровьесберегающих технологий во всех образовательных областях, внедрение комплекса занятий, которые заключаются не только в формировании и развитии знаний, умений и качеств личности, обеспечивающих возможность обучающимся в течение всего учебного процесса осуществлять эффективную учебную деятельность, основанную на приоритете здоровья, но и устойчивую мотивацию, и ценностное отношение к здоровью на всю жизнь.

1. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для студ. ин-тов физ. культ. — М.: ФиС., 1991. С. 568.

2. Оплавин С. М. Физическая культура в жизни человека / С. М. Оплавин, Ю. Т. Чихачев. — Л.: Знание, 1986, С. 72.

3. Багаутдинова Н. В. Развитие культуры здоровья студентов педвуза (на примере коррекционно-оздо-ровительных групп): Дис. ... канд. пед. наук. — Омск: ОмГПУ, 2004. С. 170.

4. Еркомайшвили И. В. Основы теории физической культуры: Курс лекций / Научный редактор О. Л. Жукова. — Екатеринбург, 2004. С. 192.

5. Кокаева И. Ю. Развитие регионального образовательного пространства как фактор сохранения и укрепления здоровья младших школьников (на примере Республики Северная Осетия — Алания): Автор. дис. ... д-ра пед. наук. — Владикавказ, 2011. С. 49.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.