Научная статья на тему 'К вопросу о формировании интегрированной инновационной системы непрерывного профессионального образования для подготовки и переподготовки конкурентоспособных специалистов автомобильного профиля'

К вопросу о формировании интегрированной инновационной системы непрерывного профессионального образования для подготовки и переподготовки конкурентоспособных специалистов автомобильного профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
232
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛИСТЫ АВТОМОБИЛЬНОГО ПРОФИЛЯ / НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / АВТОМОБИЛЬНАЯ ОТРАСЛЬ / SPECIALISTS OF AUTOMOBILE PROFILE / CONTINUOUS PROFESSIONAL EDUCATION / AUTOMOBILE BRANCH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маврин Г. В., Хабибуллин Р. Г., Макарова И. В., Ахметзянова Г. Н.

В статье рассмотрены проблемы отрасли, региона, требующие разра-ботки системных решений при подготовке персонала для автомобильной от-расли, дана характеристика интегрированной системы непрерывного профес-сионального образования для подготовки и переподготовки высококвалифициро-ванных специалистов для автомобильной отрасли на основе проблемно-целевого подхода в рамках социального партнерства с работодателями и ор-ганами управления образованием.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маврин Г. В., Хабибуллин Р. Г., Макарова И. В., Ахметзянова Г. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article problems of branch, region and the high school, demanding workings out of system decisions in the time of automobile branch personnel training, possible ways of their decision are considered. Innovative educational program of continuous education for training and retraining of highly skilled specialists for automobile branch on the basis of the problem-target approach within the limits of social partnership with employers and educa-tion controls is developed.

Текст научной работы на тему «К вопросу о формировании интегрированной инновационной системы непрерывного профессионального образования для подготовки и переподготовки конкурентоспособных специалистов автомобильного профиля»

Г. В. Маврин, Р. Г. Хабибуллин, И. В. Макарова,

Г. Н. Ахметзянова

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ИННОВАЦИОННОЙ

СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДЛЯ ПОДГОТОВКИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ

СПЕЦИАЛИСТОВ АВТОМОБИЛЬНОГО ПРОФИЛЯ

Ключевые слова: специалисты автомобильного профиля, непрерывное профессиональное образование, автомобильная отрасль. specialists of automobile profile, continuous professional education, automobile branch

В статье рассмотрены проблемы отрасли, региона, требующие разработки системных решений при подготовке персонала для автомобильной отрасли, дана характеристика интегрированной системы непрерывного профессионального образования для подготовки и переподготовки высококвалифицированных специалистов для автомобильной отрасли на основе проблемноцелевого подхода в рамках социального партнерства с работодателями и органами управления образованием.

In the article problems of branch, region and the high school, demanding workings out of system decisions in the time of automobile branch personnel training, possible ways of their decision are considered. Innovative educational program of continuous education for training and retraining of highly skilled specialists for automobile branch on the basis of the problem-target approach within the limits of social partnership with employers and education controls is developed.

Состояние экономики России, обусловленное мировым экономическим кризисом, вызывает необходимость поиска путей оптимизации процессов во всех отраслях. Одним из факторов, определяющих динамичное развитие любой отрасли экономики, является наличие высококвалифицированного персонала. Нехватка квалифицированных кадров технического профиля ощущается во всех отраслях экономики, несмотря на кризисные явления. Автомобильная отрасль не является исключением, поскольку рост конкуренции в ней требует от отечественного автопрома нового подхода, инновационных решений как в конструировании и производстве автомобильной техники, так и в обеспечении ее надежной эксплуатации. 9 сентября 2009 г. на встрече с членами бюро Союза машиностроителей России премьер-министр РФ Владимир Путин отметил «...один из важнейших вопросов - это вопрос подготовки и переподготовки кадров, особенно рабочих специальностей. Необходимо взять эту проблему под особый контроль. В том числе, помочь вузам и профессиональным училищам с разработкой новых образовательных программ, организацией производственной практики, созданием систем контроля за качеством образования» [1].

В особенности остро проблема подготовки кадров для автомобильной отрасли стоит для города Набережные Челны, градообразующим предприятием которого изначально являлся и является в настоящее время флагман Российского грузового автомобилестроения

- КАМАЗ, а также для Камского экономического региона республики Татарстан в целом, где в последние 2 года продолжается интенсивное развитие еще одного крупного автомобильного концерна - Sollers, расположенного как в г. Набережные Челны, так и в особой экономической зоне «Алабуга». Несмотря на то, что кризис отразился на деятельности

этих предприятий, их руководство понимает, что кадровый потенциал - основа успешной деятельности, и предпринимает меры по его сохранению и приумножению.

Конкурентным преимуществом ГОУ ВПО «Камская государственная инженерноэкономическая академия» (ИНЭКА) является накопленный за четверть века опыт в подготовке специалистов для автомобильной отрасли. Широкий спектр специальностей для подготовки техников, инженеров, маркетологов, дизайнеров, экономистов, обеспечивающих весь жизненный цикл автомобильной техники, делает вуз уникальным и дает возможность самоопределения и выбора обучающимся образовательной траектории с учетом будущего вида деятельности. Наличие большого количества предприятий автомобильной отрасли в городе и регионе дает возможность совместить теоретическую подготовку специалистов с практической деятельностью, что сокращает период адаптации на производстве.

Падение престижа технического образования, дисбаланс спроса и предложения на рынке труда, растущие объемы информации и быстрое ее устаревание, развитие техники и технологий и, в связи с этим, повышенные требования к компетенциям специалистов со стороны работодателей - вот небольшой перечень причин, которые обуславливают поиск новых форм организации образовательной системы.

Необходимость интеграции в мировое образовательное пространство вызвала начало реформ в образовании, которые смогли бы решить вопросы академической мобильности, повышения конкурентоспособности и востребованности специалистов. Инновационные процессы в образовании коснулись всех его ступеней. Но при всем различии форм и методов реформирования объединяющим фактором является ориентация образовательной системы на выполнение требований работодателей. На стадии школьного образования это выразилось в реализации профильного и предпрофильного подхода к обучению, на стадиях профессионального образования - в участии работодателей в разработке образовательных стандартов, формировании профессионального заказа и целевой подготовке специалистов. Коснулись реформы и последипломного образования. Поскольку совершенствование техники и технологий требует постоянного роста уровня компетенций работников всех уровней, повсеместно реализуется концепция «образование в течение всей жизни».

Переход к новым образовательным моделям предполагает формирование компе-тентностного подхода к обучению. Формирование на стадии школьного образования ключевых компетенций, обеспечивающих возможности для получения профессиональных компетенций, возможно только при использовании инновационных педагогических методик и технологий, таких как дистанционные мультимедийные технологии, проектнодеятельностный подход, деловые игры, кейс-ситуации и практико-ориентированное обучение. Применение таких педагогических методик и технологий должно стать обязательным на всех стадиях общего и профессионального образования, как и применение различных видов тренингов при организации последипломного обучения.

Поскольку наличие проблем как в экономике, так и в образовательной системе, осознают практически все, появилось большое количество разработок, авторы которых предлагают возможные варианты решения. На наш взгляд, наилучшего результата можно достичь только в том случае, если подойти к решению вопроса системно: обобщить и проанализировать имеющиеся положительные разработки и, систематизировав их, создать такую образовательную систему, которая бы включала и сочетала передовой опыт как отечественных, так и зарубежных ученых и специалистов.

Рассмотрим возможные пути решения проблем. Для удовлетворения потребностей работодателей и ускорения процесса адаптации выпускников инженерных специальностей на рабочем месте в некоторых технических вузах создаются интегрированные системы

обучения (ИСО). Нормативной базой для создания таких систем служит «Положение об интегрированных системах обучения в сфере высшего профессионального образования» [2], разработанное научно-методическим советом «Проблемы подготовки специалистов на основе интегрированных систем обучения». Преимущества ИСО перед традиционной системой обучения в том, что она является практико-ориентированной. Работодатели участвуют в процессе подготовки специалиста в формах, закрепленных договорными отношениями с вузом.

В создании единого образовательного пространства многие вузы видят гарантию повышения качества подготовки кадров, поскольку при реализации начального и среднего профессионального образования используется более высокий потенциал высшей школы. Кроме того, такая «... система обеспечивает последовательное получение разного уровня образования и квалификации в соответствии с интересами личности и потребностями общества в современных социально-экономических условиях, . модель направлена на постоянное развитие личности будущего специалиста, когда обучающийся может совершенствовать профессиональное мастерство на каждом из уровней» [3].

Залогом мотивированного выбора профессии является ранняя профилизация. «Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории» - говорится в «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования» [4], где определены цели, задачи, возможные направления и способы реализации профильного обучения. Однако без участия учреждений профессионального образования такая профилизация будет иметь формальный характер, поэтому наряду с обучением по совместно разработанным учебным планам, профориентационной работой, дающей представление о будущей профессии, необходимо выявлять способности учащихся к обучению по тем или иным направлениям и возможности для наилучшей реализации их потенциала. Для этих целей разработаны методики проведения психологического тестирования.

Одним из путей диверсификации образования являются дуальные образовательные программы, которые можно рассматривать один из способов получения действительно по-липрофессионального специалиста. Многие работодатели - представители бизнеса - выражают неудовлетворенность уровнем компетенций выпускников, считая, что современный специалист должен быть более «разносторонним». К сожалению, выполнение всех пожеланий в рамках подготовки по одной специальности и направлению зачастую представляет определенную сложность, в то время как, сочетая программы разных направлений, можно получить ту комбинацию компетенций, которая будет актуальной для данного предприятия и даже данного вида деятельности. Специалист в этом случае не только становится более конкурентоспособным, но и может полнее реализовать свой потенциал, а также право формирования индивидуальной образовательной траектории. Использование такого подхода при реализации второго уровня высшего образования расширяет возможности при составлении совместных межвузовских программ при сотрудничестве как с российскими, так и с зарубежными вузами.

Для того, чтобы набор компетенций выпускника был адекватным запросам бизнеса, необходимо иметь модель специалиста, соответствующую требованиям как профессионального стандарта с учетом вида профессиональной деятельности, для которой он подготовлен, так и образовательного стандарта соответствующего уровня, содержащего кроме профессиональных дополнительные компетенции, соответствующие принципам социализации и гуманизации образования. Помимо этого, наличие модели необходимо для построения

системы, позволяющей оценить результаты образовательного процесса в рамках системы менеджмента качества, а также корректировать его в соответствии с меняющимися внешними условиями с целью организации опережающей подготовки инженерных кадров.

Для того, чтобы образовательная система успешно функционировала с целью реализации задач, стоящих перед современным образованием, нужна эффективная система повышения квалификации педагогов, базирующаяся на передовых технологиях обучения. В своем докладе о развитии инновационного образования в России на заседании Совета федерации министр образования и науки Андрей Фурсенко подчеркнул, что такое образование предполагает появление новых госстандартов, более тесную связь теории с практикой, а также улучшение технического обеспечения школ. В частности, обсуждается идея о введении новой системы повышения квалификации учителей, что должно привести к качественно новому довузовскому образованию [5].

Система повышения квалификации, являясь частью системы непрерывного образования педагогов, может и должна выступать в качестве его организатора, обеспечивать научную, методическую, психологическую поддержку педагогов. Важный показатель результативности повышения квалификации - темпы профессионального развития педагогов. Чем быстрее учитель становится высокопрофессиональным специалистом, мастером своего дела, тем выше качество результатов повышения квалификации [6].

В полной мере это относится и к системе повышения квалификации профессорско-преподавательского состава вузов. В то же время при организации такой системы следует учитывать, что она должна функционировать в тесной связи с работодателями и имеющимися у них системами обучения персонала. Эта необходимость вызвана тем, что педагоги системы профессионального образования ориентированы на подготовку персонала для конкретных отраслей производства, поэтому целью становится организация опережающего обучения, поскольку набор компетенций, получаемых обучаемым, должен оставаться актуальным по завершении процесса обучения. Таким образом, наличие постоянно действующей системы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава становится гарантом успешности образовательной системы.

Системы качества, рассматриваемые как совокупность средств и технологий, используемых для создания условий гарантированного достижения установленного уровня подготовленности обучаемых, являются надежным и эффективным средством управления качеством подготовки и развития обучающихся, получения своевременной, достоверной и полной количественной и качественной информации о предоставляемом и получаемом образовании и требуют решения множества задач, среди которых выделяют главные: формирование стандартов качества; сравнение достигнутого объектами контроля (обучаемые, педагоги) уровня подготовки со стандартом и оценка его качества; выработка управляющих воздействий на условия, внешние и внутренние факторы, определяющие достигнутое качество, с целью минимизации выявленных отклонений.

При таком подходе системы качества рассматриваются не как карательный, а как эффективный аппарат управления освоением знаний и качеством образовательного процесса на основе объективных показателей, однозначно определяющих результаты обучения на различных уровнях обобщения - от результатов отдельного обучающегося и деятельности педагога до всей образовательной системы в целом.

Системы качества рассматриваются сегодня не только как средство диагностики и измерения знаний, но и как эффективное средство, указывающее направления, темп и характер развития обучающихся и образовательных систем. Принятие управленческих решений и мер оперативного и целенаправленного воздействия на повышение результатив-

ности образовательной деятельности по результатам оценки уровня подготовки должно способствовать модернизации содержания и социально-экономической адекватности образования, т. е. удовлетворению потребности личности в получении требуемого уровня образования, соответствию этого уровня запросам общества и экономики [7].

Изменения, наблюдаемые в экономике и образовании, диктуют необходимость изменения подхода к формированию системы непрерывного профессионального образования. Для обеспечения автомобильной отрасли и региона компетентными специалистами необходимо создание интегрированной инновационной системы непрерывного образования для подготовки и переподготовки высококвалифицированных конкурентоспособных специалистов автомобильной отрасли, основанной на интеграции различных уровней образования (общего, профессионального, дополнительного), образовательной системы с производством.

Первой ступенью инновационной системы подготовки конкурентоспособных специалистов для автомобильной отрасли являются профильные инженерные классы, созданные на базе шести школ города в докризисный период. Изменившиеся внешние условия требуют изменения подхода к организации обучения и управлению системой довузовского образования. Совершенствование системы обучения в сети профильных классов предполагает использование проблемно-целевого подхода к разработке учебных планов профильной направленности, предполагающий формирование иерархии целей в соответствии с выявленными проблемами в определенной области, разработку и утверждение рабочих программ дисциплин с учетом межпредметных связей и возможности интеграции дисциплин разных блоков, использование кейс-методов, приемов триз-педагогики, деловых игр; разработку системы тестов как для определения начального уровня сформированности представления о будущей профессии, так и достигнутого по завершению изучения дисциплин профильного цикла уровня компетенций. Образовательный процесс в сети профильных классов, рассматриваемый как основа системы инновационного обучения, должен обеспечивать осознанное профессиональное самоопределение учащихся, формирование базовых компетенций, необходимых для дальнейшего успешного обучения выбранному направлению, преемственность между общим (полным) и последующими уровнями образования.

Интегрированная система непрерывного профессионального образования может быть реализована с помощью различных моделей, основанных на внутренней интеграции образовательного процесса, реализуемой через формирование межпредметных связей, учебных планов непрерывного профессионального образования в системе НПО-СПО-ВПО, дуальных программ на разных уровнях профессионального образования, на сочетании теоретической и практической составляющих образовательного процесса.

Одной из проблем взаимодействия профессионального образования и работодателей является несоответствие набора компетенций выпускников требованиям работодателей. Поэтому одной из важнейших задач является разработка моделей специалистов уровней НПО, СПО, ВПО с учетом профессиограмм, перечня компетенций, сформулированных работодателем, а также требований образовательных стандартов соответствующего уровня. Кроме того, необходимы методики установления соответствия уровня компетенций специалиста требованиям, заложенным в модели данного уровня и механизмы ее корректировки в соответствии с меняющимися внешними условиями.

Для формирования системы непрерывного образования необходима гармонизация учебных планов с целью возможности сокращения нормативного срока обучения за счет теоретической подготовки. Такое сокращение возможно только в том случае, если обучение в данной системе будет вестись по сквозному учебному плану. Необходимы методики

модульного составления интегрированных учебных планов на основе выделения дидактических единиц и установления межпредметных связей, составления интегрированных учебных планов при индивидуализации образовательной траектории, что позволит разработать учебные планы непрерывной интегрированной подготовки с интеграцией уровней профессионального образования «по горизонтали» и «по вертикали».

Особую роль в интегрированной системе обучения играет сочетание теоретической и практической составляющих, которое может быть реализовано в различных формах: проведение практик, выполнение договорных работ по тематике предприятий и т. п. Для этого требуется разработка таких учебно-методических комплексов по дисциплинам циклов ОПД, СД, ДС, которые будут предусматривать решение творческих задач, работу в проектных группах для выполнения учебных проектов, проведение деловых игр, анализ кейс-ситуаций, выполнение лабораторных работ в учебных лабораториях ИНЭКА.

В условиях интенсивного развития техники и технологии внедрение инновационных технологий обучения является практически единственным способом подготовки специалиста, востребованного производством. Несмотря на всю очевидность необходимости их применения, сдерживающими факторами является неготовность системы профессионального образования к повсеместному внедрению инноваций. Решение ряда дидактических, организационных, психологических задач и задач, связанных с материальнотехническим обеспечением, позволят подготовить высококвалифицированных компетентных специалистов. Дидактическими задачами являются:

- разработка методических приемов и средств создания проблемных ситуаций (включая мультимедиа), технологизация этого процесса;

- разработка и создание банка исследовательских проектов, творческих занятий, системы проблемных ситуаций по различным учебным дисциплинам;

- сочетание теоретического и практического аспектов обучения в контексте будущей профессиональной деятельности с имитацией реальных ситуаций с целью побуждения студентов к изобретениям, пониманию и осваиванию новых технологий, принятию обоснованных решений, выполнению проектов на темы, актуальные для отрасли;

- разработка методических приемов и средств воспитания творческой личности для выработки умения свободно пользоваться различными инструментами исследования, менять их в зависимости от обстоятельств, замечать собственные ошибки, находить новые применения однажды полученной идеи, уметь переключаться по поводу одних и тех же событий, явлений и оценивать их как на эмоциональном уровне, так и логически, использовать различные взаимодополняющих модели исследования одного и того же явления, а также их сочетание, уметь позитивно критиковать имеющиеся теории, модели, а также предлагать альтернативные методы решения, осознавать свои мотивы, мысли, действия.

Организационными задачами и задачами материально-технического обеспечения являются:

- обеспечение условий для проведения занятий как в традиционной, так и в инновационной форме (оснащение аудиторий мультимедийной техникой и сетевым оборудованием, виртуальными и медиа-тренажерами и т.п.);

- заключение договоров на проведение мастер-классов и лекций-экскурсий на профильных предприятиях, практик и конкурсов профессионального мастерства;

- обеспечение литературными и интернет-источниками для подготовки к занятиям и самостоятельной работы;

- обеспечение мультимедийными ресурсами для подготовки к тестированию по различным дисциплинам;

- разработка мультимедийных ресурсов по дисциплинам ОПД, СД, ДС;

- организация НИРС для повышения творческой активности студентов; организация конкурсов, смотров, олимпиад и конференций студентов для демонстрации разработок.

К психологическим задачам относятся:

- создание творческой атмосферы с привлечением психологической службы ИНЭКА;

- создание системы мотивации, побуждения к творчеству, стимулирование наиболее успешных творческих групп;

- выявление склонностей и способностей студентов путем психологического тестирования и развитие творческих способностей.

Эффективность преобразований в системе профессионального образования напрямую зависит не только от компетенций преподавателей в своей профессиональной области, но и от степени их владения педагогическими методами и технологиями. Поэтому особое внимание уделяется созданию системы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава, интегрированной как с профильными предприятиями (для повышения уровня профессиональных компетенций), так и с ведущими научноисследовательскими институтами педагогического профиля.

Ресурсное обеспечение, являющееся важной составляющей профессионального образования и характеризующееся сегодня сокращением финансирования образовательных учреждений, требует выработки системы мер по его улучшению. Сегодня назрела необходимость создания филиалов кафедр на предприятиях для проведения практических, лабораторных занятий и выполнения исследований по тематике предприятий; создания единого информационного пространства между участниками проекта с целью организации взаимодействия и объединенного доступа к электронным ресурсам, оптимизации управления системой; проведения совместных мероприятий на базе ИНЭКА, предприятий и профильных классов; разработки электронных образовательных ресурсов с регистрацией авторских прав в Роспатенте, методических материалов.

В настоящее время необходимым инструментом, обеспечивающим возможность оптимизации управления процессами вуза, являются системы управления качеством подготовки специалистов. Однако часто средства учета, анализа и контроля различных параметров имеют формальный характер, что не позволяет получить адекватные результаты анализа. Поэтому необходимо:

- разработать критерии оценки результатов деятельности в интегрированной системе и инструмент для проведения мониторинга параметров, необходимых для анализа;

- создать систему объективного качественного и количественного мониторинга результатов творческой, социальной, образовательной и профессиональной деятельности студентов на основе компьютерных тестовых технологий;

- разработать технологию итогового контроля образовательных достижений студентов на основе тестов в соответствии с требованиями к профессиональным компетенциям в модели выпускника;

- создать систему мониторинга результатов образовательной, творческой, научной, проектной и других видов деятельности профессорско-преподавательского состава с целью своевременного принятия решения о ее корректировке;

- разработать механизм принятия решений о необходимости повышения квалификации, переподготовки или получения дополнительного образования профессорско-преподавательского состава с указанием тематики и модулей, подлежащих изучению.

Вышеизложенные основные положения интегрированной системы непрерывного профессионального образования нашли свое отражение в проекте «Формирование системы непрерывного профессионального образования для подготовки персонала автомобильного профиля на основе социального партнерства», который был представлен для участия в «Творческом конкурсе научных разработок, инновационных решений и программ в области начального и среднего профессионального образования», проводимом в рамках Всероссийского форума «Образовательная среда - 2008», и получил Гран-при, а также в проекте «Проблемно-целевой подход к формированию системы непрерывного образования для подготовки персонала автомобильного профиля» для участия в «Творческом конкурсе научных разработок, инновационных решений и программ в области высшего профессионального образования» в рамках Всероссийского форума «Образовательная среда - 2009», по результатам работы которого разработчики проекта были награждены медалью и дипломом «За разработку и демонстрацию проекта по модернизации высшего образования».

Литература

1. Путин лишил российский автопром иллюзий. 10.09.2009 10:24 Росбалт. [Электронный ресурс]

- Режим доступа: http://news.mail.ru/politics/2886327

2. Положение об интегрированных системах обучения в сфере высшего профессионального обра-

зования./ Министерство образования РФ. Научно-методический совет «Проблемы подготовки специалистов на основе интегрированных систем обучения». М. 2000 /

http://aeer.cctpu.edu.ru/winn/ingobr/disc_polozhen.phtml

3. Сергей Уральский. Образование должно быть непрерывным. / «Российская газета» - Юг России №3403 от 12 февраля 2004 г. / http://www.rg.ru/2004/02/12/obrazovanie.html

4. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. / Министерство образования Российской Федерации. Российская академия образования. //Одобрена на заседаниях Федерального координационного совета по общему образованию 24.04.2002 и 28.06.2002. Доработана по отзывам, поступившим из субъектов Российской Федерации (май-июнь 2002), и результатам 2-ого Всероссийского совещания по профильному обучению (28.06.2002). М. 2002 / http://www.minobr.sakha.ru/iro/institut/doc/koncprof.htm

5. Минобрнауки готовит новую систему повышения квалификации педагогов. 27 Марта 2009 / Gzt.ru / http://www.eurekanet.ru/ewww/promo/9496.htm

6. Мозгарев, Л.В. [Электронный ресурс] - Режим доступа:

http://www.portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1193319289&archive =1196814959&start_from=&ucat=&

7. Ефремова, Н.Ф. Тестовый контроль в образовании: учебное пособие / Н.Ф. Ефремова. - М.: Логос, Университетская книга, 2007. - 386 с.

© Г. В. Маврин - канд. хим. наук, доц., проректор по УВР ГОУ ВПО «Камская государственная инженерно-экономическая академия», mavrin-g@rambler.ru; Р. Г. Хабибуллин - канд. техн. наук, доц., зав. кафедрой сервиса транспортных систем ГОУ ВПО «Камская государственная инженерноэкономическая академия», hrg_kampi@mail.ru; И. В. Макарова - д-р техн наук, проф. той же кафедры, kamIVM@mail.ru; Г. Н. Ахметзянова - канд. пед. наук, доц. той же кафедры, agnineka@yandex.ru.

Все статьи номера поступили в редакцию журнала в период с 1.02.11 по 8.05.11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.