Научная статья на тему 'Влияние социально-экономических процессов на систему непрерывного профессионального образования работников автомобильной отрасли'

Влияние социально-экономических процессов на систему непрерывного профессионального образования работников автомобильной отрасли Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
208
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / СПЕЦИАЛИСТЫ АВТОМОБИЛЬНОГО ПРОФИЛЯ / ЕДИНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / CONTINUOUS PROFESSIONAL TRAINING / EXPERTS OF AN AUTOMOBILE PROFILE / UNIFORM EDUCATIONAL SPACE / SOCIO-ECONOMIC FACTORS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахметзянова Г. Н.

Непрерывность профессиональной подготовки специалистов для автомобильной отрасли рассматривается как основа создания единого образовательного пространства; определены экономические, институциональные и социальные факторы, влияющие на интегрированную систему обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ахметзянова Г. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The continuity of professional training for automobile branch is considered as a basis of creation of uniform educational space; economic, institutional and social factors influencing integrated system of training are defined.

Текст научной работы на тему «Влияние социально-экономических процессов на систему непрерывного профессионального образования работников автомобильной отрасли»

Подводя итог, можно сказать, что компетентностному подходу в подготовке специалистов присущ взгляд, обращенный к будущим требованиям рынков труда (принцип опережающего образования), компетентностный подход является системным, междисциплинарным, в нем есть и личностные и деятельностные аспекты, прагматическая и гуманистическая направленность.

Литература:

1. Морозова Г.Н. Теоретико-методологические основы подготовки компетентного специалиста правовой сферы в ссуз в условиях модернизации российского обра-

зования / Г.Н. Морозова, Н.В. Судденкова // Казанский педагогическийжурнал. -2006. -№ 5 (47). - С. 18-25.

2. Поспелова О. Профессиональные компетенции и повышение квалификации юристов/ http://www.av-msal.ru/notice/850/

3. Профессиональные навыки юриста: опыт практического обучения. М., 2001. С.15

4. Судденкова Н.В. К вопросу о роли профессиональной культуры в обеспечении нового качества подготовки современных специалистов / Н.В. Судденкова // Инновационное развитие образовательных учреждений как условие обеспечения подготовки кадров: Материалы Всероссийского совещания-семинара. - Смоленск: СПЭК, 2006. - С.430 - 434.

ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ НА СИСТЕМУ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РАБОТНИКОВ АВТОМОБИЛЬНОЙ ОТРАСЛИ

Ахметзянова Г.Н.

Непрерывность профессиональной подготовки специалистов для автомобильной отрасли рассматривается как основа создания единого образовательного пространства; определены экономические, институциональные и социальные факторы, влияющие на интегрированную систему обучения.

Ключевые слова: непрерывная профессиональная подготовка, специалисты автомобильного профиля, единое образовательное пространство, социально-экономические факторы, профессиональное образование.

Influence of social and economic processes on system of continuous professional education of automobile branch workers. The continuity ofprofessional training for automobile branch is considered as a basis of creation of uniform educational space; economic, institutional and social factors influencing integrated system of training are defined.

Key words: continuous professional training, experts of an automobile profile, uniform educational space, socio-economic factors

Непрерывность профессиональной подготовки для автомобильной отрасли как закономерность развития системы образования является основой создания единого образовательного пространства «Школа-НПО-СПО-ВПО» подготовки и переподготовки высококвалифицированных конкурентоспособных специалистов для автомобильной отрасли на основе интегрированной системы обучения. Такая интегрированная система обучения должна обеспечивать реализацию концепции «Образование в течение всей жизни», системы формирования профессиональной направленности; индивидуализацию выбора образовательной траектории; ориентацию на конкретный вид последующей профессиональной деятельности в соответствии с требованиями работодателей; участие работодателей в учебном процессе; переподготовку и повышение квалификации персонала и преподавателей; управление качеством обучения на всех уровнях и ступенях обучения.

Необходимость непрерывности профессиональной подготовки работников автомобильной отрасли обусловлена социально-экономическими процессами, прогрессом науки и техники, широким применением инновационных технологий. Основным экономическим фактором, оказывающим влияние на систему непрерывного образования персонала автомобильной отрасли, является развитие экономики и производства, которое характеризуется возрастанием роли человеческого капитала в социально-экономическом развитии. Сегодня высока потребность в высококвалифицированных кадрах, способных обеспечить устойчивое развитие экономики, рост про-

изводства и применение наукоемких технологий. В особенности эта проблема актуальна для города Набережные Челны, градообразующим предприятием которого является флагман Российского грузового автомобилестроения - ОАО «КамАЗ». Падение престижа технического образования, дисбаланс спроса и предложения на рынке труда, растущие объемы информации и быстрое ее устаревание, развитие техники и технологии - вот неполный перечень причин, которые обуславливают поиск новых форм организации образовательной системы, обеспечивающей формирование всех компонентов профессионализма будущих специалистов.

Кризисные явления, наблюдаемые в настоящее время, привели к спаду производства и снижению объемов выпуска и продаж автомобилей. Однако остается высокой потребность в квалифицированных специалистах, эксплуатирующих и обслуживающих автомобильную технику. Особенно это касается специалистов предприятий дилерско-сервисной сети, сертифицированных по стандартам производителей. По-прежнему высока потребность в конструкторских кадрах, владеющих современными методами разработки конструкторской документации и инженерного анализа, а также в инженерах-технологах, способных к разработке инновационных технологий изготовления и реновации изделий. С появлением в городе и регионе большого числа совместных предприятий по производству автокомпонентов выросла потребность в специалистах, свободно владеющих иностранными языками.

Другим немаловажным фактором является глобальная информатиза-

ция общества, позволяющая решать технические, производственные, экономические, управленческие задачи на качественно новом уровне, реали-зовывать наиболее интеллектуальные функции. Анализ структуры и содержания деятельности специалистов, занятых в автомобильной отрасли, показывает, что компьютер превращается в инструмент решения профессиональных задач на всех стадиях жизненного цикла автомобильной техники. Система образования в таких условиях должна решать новую проблему, связанную поиском новых форм передачи информации в процессе обучения с целью формирования профессиональных компетенций и информационной компетенции как одной из важнейших общепризнанных компетенций будущих специалистов любого, в том числе и автомобильного, профиля. Поэтому при построении учебных курсов следует ориентироваться на приобретение студентами навыков использования тех программных продуктов и математических моделей, которые используются для решения задач, аналогичных тем, с которыми он столкнется в профессиональной деятельности.

Новых подходов требует и информатизация самого образования, рассматриваемая с точки зрения современного состояния и перспектив развития в двух направлениях [1]: инструментально-технологическое -использование новых возможностей средств информационных технологий для интенсификации учебного процесса, повышения эффективности системы образования; содержательное -формирование нового содержания самого образования, при котором изменяется объем и содержание учебного материала, происходит переструкту-

рирование учебных программ, интеграция близких по содержанию тем и, возможно, дисциплин, что приводит к изменению структуры и содержания дисциплин и, как следствие, структуры и содержания образования.

С целью обеспечения условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании создаются новые институциональные механизмы регулирования в сфере образования, обновления структуры и содержания образования. Особую роль в модернизации, совершенствовании и развитии российского образования сыграли Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы, Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)», а также переход на двухуровневую структуру высшего профессионального образования и появление Проектов федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения (ФГОС). Институциональные изменения коснулись и старшей ступени общего образования [2,3]. Эти механизмы направлены на организацию личностно-ориентированного учебного процесса, на выстраивание учащимися собственной образовательной траектории.

Усиление конкуренции рынка товаров и услуг, переход страны к интенсивному развитию требует активной государственной позиции по повышению конкурентоспособности автомобильной отрасли. В «Транспортной стратегии Российской федерации на период до 2030 года» определены направления подготовки трудовых ре-

сурсов для транспортного комплекса, основные мероприятия в области развития человеческих ресурсов. Государственное регулирование в сфере кадровой политики включает совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, повышения качества подготовки в образовательных учреждениях в соответствии с изменяющимися требованиями рынка. Оно направлено на укрепление связей между работодателями и образовательными учреждениями [4].

Одним из факторов, сдерживающих развитие системы образования, является принцип «остаточного финансирования» системы образования, результатом чего являются острая нехватка квалифицированных педагогических кадров, падение престижа профессии педагога, отсутствие условий для роста профессионального мастерства, устаревшая материально-техническая база. Сегодня для проведения занятий на высоком методическом и содержательном уровнях требуются высококвалифицированные педагогические кадры, оснащение аудиторий мультимедийной техникой, сетевым оборудованием, виртуальными и медиа-тренажерами.

Одним из существенных факторов, негативно влияющих на систему образования, является тенденция демографического спада. Сокращение контингента учащихся и выпускников общеобразовательных школ, связанное с сокращением рождаемости, и, как следствие, уменьшение спроса на образовательные услуги разного уровня, требуют от высших учебных заведений активизации профориента-ционной работы в самых разных формах с целью ранней профилизацией и

привлечения потенциальных абитуриентов.

Современный этап развития общества характеризуется изменением отношения общества к образованию как к социальной ценности. Так в 80-ые годы основным мотивом было будущее благополучие, в 90-ые годы на первом плане было желание получить новую работу, преодолеть кризисные явления переходного периода в материальном плане [5]. Сегодня основными мотивами являются желание овладеть новыми специальностями, повысить свой профессиональный и личностный уровень, самосовершенствоваться и самореализоваться, поэтому появляются новые потребности и запросы к системе образования и, как следствие, новые формы, содержание обучения и средства для ее реализации.

Особого внимания, на наш взгляд, заслуживает современное состояние самой образовательной системы. Наблюдаемый сегодня кризис образования можно рассматривать как дуальную проблему. С одной стороны, это проявление глобального кризиса образования в целом, а с другой стороны, это процесс, протекающий в условиях и под влиянием кризиса всего общества [6]. Кризисные явления в образовании проявляются сегодня в различных формах: несоответствие содержания и технологий образования, отставание образования от других социально-экономических институтов, непривлекательность образовательных услуг, репродуктивность методов обучения, отрицательная мотивация и другие.

Однако, несмотря на негативные тенденции, можно отметить и положительные результаты. Необхо-

димость интеграции в мировое образовательное пространство вызвало начало реформ в образовании, которые направлены на решение вопросов академической мобильности, повышения конкурентоспособности и востребованности специалистов.

Наметились направления дальнейшего совершенствования высшего образования: фундаментализация инженерного образования [7], гармонизация образовательных стандартов и учебных программ, информатизация образования, языковая подготовка.

Принципиальные изменения в экономике, обусловленные тем, что основой, фундаментальным базисом социально-экономического развития становятся знания и информация, уверенное владение которыми должно обеспечивать высшее профессиональное образование, требуют не только формирования знаний, умений и навыков, но и адаптации к постоянно меняющимся технологическим, социальным, качественно новым условиям социально-экономической среды. Поэтому сегодня актуальной является проблема перехода от классификационной к компетентностной модели специалиста, соответствующей требованиям как профессионального стандарта с учетом вида профессиональной деятельности, для которой он подготовлен, так и образовательного стандарта соответствующего уровня, содержащего, кроме профессиональных, дополнительные компетенции, соответствующие принципам социализации и гуманизации образования. Необходимы методики установления соответствия уровня компетенций специалиста требованиям, заложенным в модели данного уровня, а также механизмы корректировки модели

в соответствии с меняющимися внешними условиями.

Для формирования системы непрерывного образования необходимы гармонизация учебных планов и разработка интегрированных учебных планов системы профессионального образования по форме «НПО-СПО-ВПО», использование дуальных программ, выражающихся в объединении программ подготовки специалистов и практической подготовки на производстве по заказу и при активной помощи работодателя и реализуемых в различных вариантах по различным направлениям, специальностям, уровням. Дуальные программы обеспечивают диверсификацию профессионального образования, открывают новые возможности повышения эффективности подготовки кадров высокой квалификации, являются средством повышения мотивации и привлекательности обучения.

Для того, чтобы обеспечить подготовку конкурентоспособных специалистов для автомобильной отрасли, необходимо, чтобы абитуриенты на момент поступления в высшее учебное заведение уже обладали определенным набором ключевых компетенций и осознанно подходили к выбору направления обучения. В рамках системы непрерывного образования промежуточным результатом служит соответствие выпускника профильных инженерных классов соответствующей модели, которая должна соотноситься с моделью выпускника общеобразовательной школы и отражать готовность выпускника к освоению выбранной специальности, т.е. набор компетенций должен быть таким, чтобы дальнейшее обучение было успешным.

Традиционно эта задача рассматривалась лишь с точки зрения содержания образования, которое сводилось во многих случаях к углубленному изучению отдельных предметов. При этом остальные составляющие, а именно цели, формы, методы и средства обучения оставались вне рассмотрения. Модернизация российского образования в целом, включая и старшую ступень школьного образования, создает новые условия, возможности и средства, обеспечивающие реализацию преемственности школьного и вузовского образования. Принятые законодательные акты [2,3] направлены на создание «...системы специализированной подготовки (профильного обучения) учащихся в старших классах общеобразовательной школы, апробации нового содержания и форм организации учебного процесса с учетом потребностей рынка труда и обеспечения сознательного выбора учащимися будущей профессии», которая может быть реализована путем создания единого образовательного кластера «школа-вуз» или «школа-колледж-вуз», основанная на единстве целей образовательных учреждений разных уровней и форм. Новые цели определяют необходимость становления новых, инновационных методов, форм и средств обучения, «. привнесения в школьную практику таких элементов вузовского обучения, которые обогащают, совершенствуют возможности средней школы» и сближают содержание учебной деятельности школьника и студента [8]. Эффективность такого образовательного кластера будет значительно выше, если на этапе организации предпрофильной подготовки учащихся для дальнейшего обучения в профильных классах будет органи-

зовано взаимодействие с работодателями с целью знакомства школьников с будущими профессиями, привлечены дополнительные образовательные ресурсы в различных формах (проведение экскурсии на предприятия автомобильного профиля, мастер-классов, получение учащимися рабочих профессий по профильным направлениям).

Современный уровень научно-технического прогресса ведет к быстрому устареванию знаний и со временем к уменьшению уровня профессиональной компетентности. По результатам исследований, проведенных в США, выявлена тенденция, при которой уровень профессиональной компетентности для выпускников инженерных вузов актуален в течение 5 лет. Поэтому как никогда востребована дополнительная профессиональная подготовка и переподготовка, реализующая концепцию «образование в течение всей жизни», развивающая имеющиеся профессиональные компетенции и дополняющая новыми (как правило, смежными) компетенциями.

Литература:

1. http://intel.kspu.karelia.rU/seminar/2/ thesis.shtml.

2. http://www.minobr.sakha.ru/iro/ institute/doc/koncprof.htm.

3. http://www.school.edu.ru/dok_min. asp?ob_no=12533.

4. Транспортная стратегия Российской Федерации (одобрена на заседании Госсовета Российской Федерации 29 октября 2003 года). http://www.mintrans.ru/pressa/ TransStrat_Oglavl.htm

5. Тасимова А.А. Социально-педагогические условия организации многопрофильных институтов образования

взрослых. Автореф. дисс. канд. пед.наук. СПГТУ. Спб., 1994.- С. 12.

6. АношкинаВ.Л., Резванов С.В. Образование. Инновация. Будущее. (Методологические и социокультурные проблемы). -Ростов-на-Дону: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2001. - С. 25.

7. Наумкин Н.И., Майков Э.В. Современное состояние инженерного образова-

ния в России: возможные пути его совершенствования. http://ime.mrsu.ru/getfile. php?id=1207

8. Коржуев А.В., Попков В.А. Вузовское и послевузовское профессиональное образование. Критическое осмысление, поиск новых решений. - М.: Янус-К, 2002. -С. 35.

К ПРОБЛЕМЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ «УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС»

А.Д. Рапопорт

Статья посвящена теоретической проблеме определения педагогической категории «учебно-методический комплекс» и построению структурно-функциональной модели УМК. Выделяются феноменологические характеристики УМК в сопоставлении с категорией «учебник» и «учебное пособие», описываются три типа компонентов УМК.

Ключевые слова: учебно-методический комплекс, учебник, учебное пособие, структурно-функциональная модель УМК, личностно ориентированная модель образования, компоненты УМК

To the problem of definition of «The Reference & Practice Complex». This article is dedicated to the problems of the separation and definition the pedagogical category «the Reference & Practice Complex». There are descriptions of basical creatures such complexes, its components.

Key words: The Reference & Practice Complex (RPC), textbook, structure fUnctional model, components RPC, personal-oriented education

Одним из основных препятствий на пути реформирования отечественной школы и адаптации ее к современным социально-экономическим условиям является отсутствие учебных материалов нового поколения -таких, которые создавали бы условия для развития личности учащихся и становления их базовых компетенций и мировосприятия. Неоднократно предпринимаемые попытки разработки инновационных учебников, учеб-

ных пособий, учебно-методических комплексов зачастую оказываются нереализованными из-за терминологического хаоса и отсутствия четкого понимания, что скрывается за категориями «учебник», «учебное пособие», «учебно-методический комплекс». Эти категории нередко подменяют друг друга, выступают в синонимических или иерархических отношениях. Настоящая статья посвящена выявлению специфики педагогичес-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.