УДК 378.147.85
Р. Г. Хабибуллин, И. В. Макарова, Г. Н. Ахметзянова
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ АВТОМОБИЛЬНОГО ПРОФИЛЯ
Ключевые слова: информационная компетентность, специалист автомобильного профиля, информационные технологии. information competence, specialists of automobile profile, supporting the automotive engineering lifecycle, information technologies, software tools
Рассмотрены инновационные подходы к формированию информационной компетентности при подготовке специалистов автомобильного профиля: определено содержание информационной компетентности как базовой и как составляющей профессиональной компетентности во взаимосвязи с задачами обеспечения жизненного цикла автомобильной техники. The article is devoted to the innovative approaches to the development of information competence for preparing specialists of automobile profile: the content of information competence is defined as basic and as a constituent part of professional competence in interconnection with the tasks of supporting the automotive engineering lifecycle.
В современных условиях модернизации российской системы образования, когда парадигмой образования является переход от знаниевого подхода к компетентностному, одной из важнейших общепризнанных компетенций будущих специалистов любого профиля является информационная, поскольку глобальная информатизация общества предполагает подготовку специалистов, способных решать профессиональные задачи при помощи того инструментария, который предоставляют современные информационные технологии [1]. Рассматривая структуру информационной компетентности, большинство исследователей считают, что она предполагает умение работать с компьютерной техникой, использовать современные программные продукты, привлекать средства информационных технологий для выполнения математических расчетов, обработки данных экспериментов, поиска необходимой информации, осуществления деловой переписки и коммуникаций, а также подразумевает рациональную деятельность в области освоения и использования средств информационных технологий.
Информационная компетентность является, с одной стороны, базовой (ключевой), с другой стороны, она все чаще рассматривается как важная составляющая в структуре профессиональной компетентности.
Базовая информационная компетентность, являясь надпрофессиональной, надпредметной, включает в себя единый для всех категорий пользователей круг вопросов в области базовых технических и программных средств вычислительной техники, познаниями и опытом в которых должен обладать специалист любого профиля. Базовая информационная компетентность является одной из составляющих информационной культуры специалиста и предполагает не только сформированные навыки использования информационных технологий, но и понимание природы информационных процессов, проникновение в суть процессов обработки информации, рефлексивное отношение, критичность, системность и ответственность в использовании информации, творчество в информационном поведении, социально-информационную активность и новаторство.
Информационная компетентность как составляющая профессиональной включает круг специфических вопросов, соответствующих уровню и содержанию компьютеризации в рамках конкретной профессиональной среды, познаниями и опытом в которых должен
обладать специалист данного профиля. Кроме того, предполагается, что специалист должен уметь совершенствовать свои знания и опыт в профессиональной и смежных областях. Формирование информационной составляющей профессиональной
компетенции должно обеспечиваться определенным набором дисциплин, учебных ситуаций и практик, имитирующих реальные профессиональные задачи.
Определим содержание базовой и профессиональной информационной компетентности как образовательного результата при подготовке специалистов автомобильного профиля. Базовая информационная компетентность формируется при изучении дисциплин общематематического, естественнонаучного и
общепрофессионального циклов. Она связана с умением найти, обработать и хранить информацию различных типов, использовать различные информационные технологии для решения общенаучных и прикладных задач. Она определяется не только компьютерной, но и информационной грамотностью, то есть предполагает не только владение «компьютерным минимумом», но и осознанность потребности в информации, знание как получить, использовать информацию, умение проанализировать и оценить ее, способность ею обмениваться.
Для всех инженерных специальностей, связанных с автомобилестроением и в целом с автомобильной отраслью, необходимый минимум знаний и компетенций в области IT-технологий может обеспечиваться следующим набором программных средств, включенных в рабочие программы:
1. При изучении дисциплин общематематического и естественнонаучного цикла:
- при изучении информатики расширяется спектр изучаемых базовых программных продуктов, кроме Windows и офисных приложений (в расширенном варианте Word, Excel, PowerPoint);
- при изучении математики расширяется использование специализированных программных продуктов, таких как Maple, Mathematica, MATLAB, MathCAD, STATISTICA, SPSS;
- при изучении физики предполагается использование виртуальных лабораторных практикумов, разработанных для технических вузов фирмой PHYSICON;
- при изучении химии - использование ChemOffice - комплекса приложений для химиков;
- при изучении экологии - использование программных продуктов фирмы «ЛОГОС» для экологов, включая программу «Отходы автотранспорта».
2. При изучении дисциплин общепрофессионального цикла:
- начертательной геометрии и инженерной графики - использование пакетов трехмерной графики «КОМПАС», AutoCAD, SolidEdge;
- теоретической механики, сопротивления материалов, теории машин и механизмов, деталей машин - программных продуктов PLM-технологий, в частности CAD/CAE -систем, таких как PRO/Engineer, APM WinMachine, Unigraphics Solutions, Ansys;
- гидравлики, гидро-пневмоавтоматики, теплотехники - CosmosFloWorks, EFD.Lab (аэрогидродинамика, гидродинамика и теплопередача);
- электротехники и электроники - Multisim - системы, предназначенной для конструирования электронных схем; УМК «Аналоговая и цифровая электроника» фирмы hps System Technik;
- материаловедения и теории конструкционных материалов - анализаторы изображений с программным обеспечением «ВидеоТесТ-Структура», аппаратно-программный комплекс М-СТРУКТУРА;
- информационных технологий - расширенное изучение средств обработки и анализа информации и обзорное изучение программных разработок в соответствии с родом профессиональной деятельности в рамках специальности.
Такой подход позволит обеспечить общий уровень подготовки в области IT-технологий и возможность изучения дисциплин специальных циклов на современном уровне.
Информационная компетентность как составляющая профессиональной компетентности специалиста автомобильного профиля формируется при изучении дисциплин специального цикла и неразрывно связана с предметно-ориентированными информационными технологиями, используемыми для решения научно-исследовательских, проектно-конструкторских, производственно-технологических и организационно-управленческих задач.
Таким образом, при изучении дисциплин специального цикла обеспечивается ориентация на конкретный вид профессиональной деятельности [2] (рис. 1):
- проектно-конструкторский - предусматривается выполнение курсовых и дипломных проектов с использованием современных программных продуктов для проведения инженерного анализа - CALS-технологий (CAD/CAM/CAE-систем, например, APM WinMachine, Unigraphics Solutions, Ansys и т.д.);
- производственно-технологический - предусматривается выполнение курсовых и дипломных проектов с использованием программных средств управления жизненным циклом продукции PLM (Production Life cycle Management), включая как CAD/CAM/CAE-системы, так и системы управления данными продукции - PDM (Production Data Management) и системы управления ресурсами предприятия ERP (Enterprise Resource Planning);
- эксплуатационный, включая обеспечение рациональной организации дорожного движения, безопасности дорожного движения, надежной эксплуатации автомобильной техники, соблюдение экологических требований. Предусматривается изучение и практическое использование оптимизационного и имитационного моделирования (системы имитационного моделирования GPSS, AnyLogic), изучение GIS-систем (ArcView GIS, «GeoDraw/ГеоГраф» и MapInfo, Network Engine (NetEngine) для создания функций сетевого моделирования, нахождения пути (маршрута), включая Network Analyst, для определения кратчайшего пути (маршрута), программные продукты для проведения экологического мониторинга);
- сервисный, включая исследование рынков сбыта, организацию продаж, техническое обслуживание и ремонт (выбор оборудования для технического обслуживания и ремонта, определение оптимального количества постов обслуживания и т. п.), обеспечение запасными частями и комплектующими. Предусматривается изучение и практическое использование оптимизационного и имитационного моделирования (системы имитационного моделирования GPSS, AnyLogic - для реализации моделей массового обслуживания); систем статистического анализа (SPSS, STATISTICA), программного обеспечения фирмы KonSi - для проведения SWOT-анализа, бенчмаркинга, сегментации рынка, анализа эффективности и повышения конкурентоспособности предприятия, проведения кластерного и факторного анализа (KonSi-Data Envelopment Analysis for Benchmarking, KonSi-Segmentation&Positioning, Brand Price Trade Off и т.д.).
Рис. 1 - Применение 1Т-технологий в подготовке специалистов автомобильного профиля
Такой подход в сочетании с разработкой и внедрением индивидуальных программ обучения по договорам с работодателями и проведением производственных практик на местах будущей производственной деятельности позволит сократить сроки адаптации специалиста на конкретном рабочем месте, повысит его компетентность как в профессиональной сфере, так и в области высоких технологий, что обеспечит его конкурентоспособность на рынке труда.
Подход является инновационным как с педагогической, так и с предметно-ориентированной точки зрения, поскольку базируется на применении нового подхода к построению образовательного процесса, включая:
- использование мультимедийных лекционных и практических курсов;
- сочетание реальных и виртуальных лабораторных практикумов;
- формирование целостного восприятия комплекса 1Т-технологий как современного инструментария для проведения исследовательской, конструкторской и других видов профессиональной деятельности;
- формирование у студента как базовых, так и профессиональных компетенций, повышая его конкурентоспособность и обеспечивая современное производство высококвалифицированным персоналом.
Тесное сотрудничество с работодателями, ориентация на формирование единого образовательного пространства в форме образовательных кластеров, использование
инновационных технологий обучения, включая дистанционное, сочетание образовательной, научно-исследовательской и научно-производственной деятельности позволит обеспечить не только формирование профессиональной компетентности и ее информационной составляющей, но и создание системы подготовки и переподготовки персонала как реализации концепции «образование через всю жизнь».
Литература
1. Байденко, В.И. Компетенции в профессиональном образовании (К освоению компетентностного подхода) / В.И.Байденко // Высшее образование в России. -2004.- №11. -С.67-75.
2. Хабибуллин, Р.Г. Создание информационной среды для подготовки специалистов автомобильного профиля. / Р.Г.Хабибуллин [и др.] // Новые информационные технологии в образовании: Материалы междунар. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 26-28 февраля 2008 г.: В 2 ч. // Рос. гос. проф.-пед. ун-т. Екатеринбург, 2008. - Ч. 1. - С.266-269.
© Р. Г. Хабибуллин - канд. техн. наук, зав. кафедрой сервиса транспортных систем Камской госуд. инженерно-экономической академии; И. В. Макарова - д-р техн. наук, проф. той же кафедры; Г. Н. Ахметзянова - доц. каф. сервиса транспортных систем Камской госуд. инженерно-экономической академии. E-mail [email protected].