DOI 10.47576/2712-7559 2021 3 2 43 УДК 378.14
Воронин Борис Александрович,
доктор юридических наук, профессор, Уральский государственный аграрный университет, г. Екатеринбург, Россия, e-mail:[email protected]
Чупина Ирина Павловна,
доктор экономических наук, профессор, Уральский государственный аграрный университет, г. Екатеринбург, Россия, e-mail: [email protected]
Воронина Яна Викторовна,
кандидат экономических наук, доцент, Уральский государственный аграрный университет, г. Екатеринбург, Россия, e-mail:[email protected]
Зарубина Елена Васильевна,
кандидат философских наук, доцент, Уральский государственный аграрный университет, г. Екатеринбург, Россия, e-mail:[email protected]
В статье рассматривается обоснованность использования в учебном процессе методики преподавания студентам аграрного вуза учебных дисциплин, формирующих экологическое мировоззрение. Отмечается, что современное производство каждой отрасли имеет высокоразвитую технологическую систему, где используются новые технологии, которые постоянно совершенствуются. Но озабоченность индустриальным прогрессом, которая стоит на первом плане, не всегда означает и озабоченность экологической обстановкой. Целью исследования является оценка существующей системы формирования у студентов аграрного вуза экологического мировоззрения. Методы, используемые в работе: общенаучные методы исследования на теоретическом и эмпирическом уровне, метод обобщения, социологический и эколого-правовой метод. Значимость темы научного исследования заключается в приращении теоретических знаний в части содержания учебных дисциплин, обеспечивающих формирование экологического мировоззрения у студентов аграрного вуза, а также в возможности использования выработанных предложений в учебном процессе в аграрном вузе.
Ключевые слова: экологическое мировоззрение; аграрный вуз; природная среда; этика при -родопользования; аграрная специализация.
UDC 378.14
Voronin Boris Alexandrovich,
Doctor of Law, Professor, Ural State Agrarian University, Yekaterinburg, Russia, e-mail: [email protected]
Chupina Irina Pavlovna,
Doctor of Economics, Professor, Ural State Agrarian University, Yekaterinburg, Russia, e-mail: [email protected]
К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ У СТУДЕНТОВ АГРАРНОГО ВУЗА
Voronina Yana Viktorovna,
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Ural State Agrarian University, Yekaterinburg, Russia, e-mail: [email protected]
Zarubina Elena Vasilievna,
PhD in Philosophy, Associate Professor, Ural State Agrarian University, Yekaterinburg, Russia, e-mail: [email protected]
TO THE QUESTION OF THE FORMATION OF AN ECOLOGICAL WORLDVIEW AMONG STUDENTS OF AN AGRICULTURAL UNIVERSITY
The article examines the validity of using in the educational process the methodology of teaching students of an agricultural university of educational disciplines that form an ecological worldview. It is noted that the modern production of each industry has a highly developed technological system, where new technologies are used, which are constantly being improved. But concern about industrial progress, which is in the foreground, does not always mean concern about the environmental situation. The aim of the study is to assess the existing system of forming an ecological worldview among students of an agricultural university. Methods used in the work: general scientific research methods at the theoretical and empirical level, generalization method, sociological and ecological-legal method. The significance of the research topic lies in the increment of theoretical knowledge in terms of the content of academic disciplines that ensure the formation of an ecological worldview among students of an agricultural university, as well as in the possibility of using the developed proposals in the educational process at an agricultural university.
Keywords: ecological worldview; agricultural university; natural environment; ethics of nature management; agricultural specialization.
В настоящее время экологические проблемы становятся первоочередными не только в России, но и во всем мире. Промышленные предприятия не справляются с большими потоками загрязнений. И сельскохозяйственный сектор тоже не является исключением. По мере внедрения в сельскохозяйственную деятельность новых технологий нарушение экологического баланса все более усугубляется.
К экологическим проблемам в сельском хозяйстве относятся эрозию почв, загрязнение водоемов, обеднение флоры и фауны. К этому прибавляются и проблемы вырубки лесов. Ежегодно из употребления выбывают пахотные земли из-за эрозии, загрязнения почвы и воды.
Немалый вред приносят пестициды. И если пестициды используются в большом объеме, то они просачиваются в грунтовые и поверхностные воды. Синтетические удобрения также негативно влияют на экологию. В них могут содержаться определенное количество тяжелых металлов, которые наносят большой вред здоровью животных и людей, если растения, которые потом употребляют в пищу, выращены на загрязненной тяжелыми металлами земле.
Следующей угрозой является наличие нитратов в грунте. Овощи и фрукты, которые выращены на нитратных удобрениях, представляют собой довольно существенную угрозу для здоровья человека.
Животноводческие комплексы также являются загрязнителями окружающей среды. Если навоз считается одним из лучших удобрений, то попадание жидкого навоза в водоемы может вызвать эпидемиологическую опасность для ближайших населенных пунктов.
Поэтому студенты аграрных вузов, которые после будут работать в сельскохозяйственных организациях, должны знать и понимать те угрозы для экологии, которые могут произойти. Для этого необходимо уже с первого курса формировать экологическое мировоззрение студентов.
Мировоззрение, согласно Большому синонимическому словарю русского языка, это взгляды, видения, воззрения, идеология, миропонимание, миросозерцание, правила, принципы, убеждения, философия, взгляды на жизнь (на вещи), образ мыслей [2, с. 347]. Экологическое мировоззрение обусловливает поведение человека в обществе, формирование и развитие экологизированной
экономики, выражающейся в рациональном использовании природных ресурсов и охране окружающей среды в условиях хозяйственной деятельности.
Экологическое мировоззрение формируется с детских лет и всю сознательную жизнь человека. Особая роль в вопросах экологического образования, формирования этики природопользования и экологической культуры отводится студентам, обучающимся в образовательных учреждениях.
Учитывая, что сельское хозяйство тесно связано с природной средой, а от будущих аграрных специалистов зависит сохранение в первозданном виде природных ресурсов, то важно за время обучения сформировать у студентов экологическое мировоззрение.
Рассматриваемая тема научной статьи является актуальной, поскольку в обществе до сих пор у большого числа граждан не сформировано экологическое мировоззрение, и это серьезный пробел в экологическом образовании и просвещении обучающихся в образовательных учреждениях, а также в системе обучения персонала аграрных организаций.
Проблемы формирования экологического мировоззрения рассматриваются в учебниках и учебных пособиях, в монографиях и сборниках научных статей, в журнальных публикациях в России и за рубежом. Особенно активно рассматривается эта тема в изданиях гуманитарных и общественных наук (соци -ология, культурология, психология, история, педагогика, философия и др.).
Тем не менее имеется целесообразность в разработке темы формирования экологического мировоззрения в современных условиях развития экономики и общества, подверженных трансформационным изменениям.
Научная новизна темы настоящей статьи обусловлена исследованием системы обучения студентов аграрного вуза вопросам этики природопользования, экологической культуры и формирования экологического мировоззрения, что в совокупности будет способствовать созданию в обществе экологического правопорядка.
Практика сельскохозяйственной деятельности свидетельствует, что сельское хозяйство, при несоблюдении персоналом сельскохозяйственных организаций экологи-
ческих норм и правил, может негативно влиять на качество окружающей среды.
Особая ответственность за экологизацию аграрного производства лежит на руководителе и специалистах организации, которые, как правило, имеют высшее и среднее специальное аграрное образование и изучали в учебных учреждениях основы экологических знаний.
Например, в Уральском государственном аграрном университете в настоящее время студенты-агрономы изучают дисциплину «Агроэкология». Студенты зоотехнического направления изучают экологические основы ведения животноводства. Эти направления, в основном, связаны с изучением общих и специальных технологических приемов организации производства с учетом экологических требований. В то же время недостаточно уделяется внимания преподаванию учебных дисциплин, формирующих экологическую культуру, этику природопользования и другие гуманитарные знания, которые в со -вокупности могут быть основой для экологического мировоззрения.
В синтезированном виде вышеизложенные направления подготовки студентов можно объединить в учебной дисциплине «Социальная экология», которая рассматривается как комплексная область социально-экономического и гуманитарного знания, где органически сочетаются в себе различные уровни освоения гуманистической реальности: исторической, теоретической, научной и эмпирической [7-9]. Главной целью социальной экологии является оптимизация существования человека и окружающей среды на системной основе.
Большое место в социальной экологии принадлежит сфере экологического просвещения, воспитания, образования.
К важнейшим функциям социальной экологии ученые относят: природоохранную, прагматическую, прогностическую, мировоззренческую и методологическую.
Социальная экология является основой для формирования правовой экологии, принципы которой участвуют в создании отрасли экологического права.
Экологическое право функционирует как отрасль права в российской правовой системе, отрасль науки, отрасль законодательства и учебная дисциплина [1].
Все эти функции экологического права обеспечивают качественное правовое регулирование комплекса отношений по рациональному и сберегающему использованию природных ресурсов и правовой охране окружающей среды, что в совокупности оказывает определяющее влияние на состояние экологической безопасности государства и общества.
Задачей экологического права является формирование требований к эколого-право-вой ответственности за правонарушения и преступления, связанные с несоблюдением норм экологического законодательства.
Логическим завершением деятельности в области экологизации экономических и иных общественных отношений, как правило, наступает юридическая ответственность. Этот правовой механизм может также влиять на экологическое мировоззрение.
Рассмотрим, какова роль в этой сфере экологической культуры.
Экологическая культура рассматривается учеными [8] как органическое единство экологического развития сознания, эмоционально-психических состояний и научно обоснованной волевой унитарно-практической деятельности. Экологическая культура органически связана с сущностью личности в целом, с ее различными сторонами и качествами.
Экологическая культура - нравственно-духовная сфера жизнедеятельности человека, способствующая сохранению и развитию системы «общество - природа».
Проблема «человек - общество - природа» уже по самому определению столь значительна и объемна, что не только ее грамотное решение, но и даже исходная ее постановка невозможна без развиваемого и зрелого мировоззрения. Без высокого уровня мировоззрения нельзя прийти и к столь важному для экологии эмоциональному восприятию окружающего мира. В силу жизненной важности экологической проблематики обязательным становится экологическое образование и воспитание, которые реализуются в системе дошкольного, школьного, среднего специального и высшего образования, а также неформальное экологическое образование взрослого населения.
Экологическое образование не является частью формального образования, поскольку имеет новые смыслы и цели.
Экологизация системы образования имеет целью подготовки экологически грамотных специалистов самого различного профиля, обладающих профессиональными компетенциями и высоким уровнем специальных знаний [4-6].
Помимо учебных дисциплин, экологическое воспитание необходимо развивать и при помощи игровой деятельности, что внесет не только развлекательный момент, но и проявит творческие способности студентов. Игры показывают модель поведения в определенных ситуациях. Еще одним воспитательным моментом служит метод наблюдения. При его помощи происходит сравнение каких-либо показателей и их оценка.
Метод дискуссии как один из методов обучения помогает находить оптимальное решение при спорных ситуациях, где студенты высказывают свое мнение о сложившихся проблемах. Особый интерес, наравне с игровыми моментами, представляют экологические праздники и тематические мероприятия, например День леса, Праздник осени, где главной целью являются не развлечения, а формирование активной жизненной позиции и ответственности за окружающую среду.
Общие подходы к экологизации образования, формирование экологического мировоззрения особенно важно для студентов аграрного вуза как будущих специалистов в аграрной сфере, которая самым тесным образом связана с природопользованием и сохранением окружающей природной среды.
Экологизация сельскохозяйственной деятельности на всех стадиях агропромышленного производства - это столбовое направление развития аграрного сектора экономики в современных условиях. Сегодняшние студенты аграрного вуза наряду с из -учением учебных дисциплин, формирующих у них экологическую культуру, этику природо -пользования, эколого-правовое поведение в обществе, экологическое мировоззрение, должны принимать активное участие в движении «зеленых» (экологическое движение).
Работая в сельском хозяйстве на должностях специалистов, выпускники аграрного вуза обязаны соблюдать экологические требования, которые на правовом уровне установлены Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей
среды» и иными нормативными правовыми актами экологического законодательства.
Большое значение в комплексе мер по формированию экологического правопорядка отводится юридической ответственности за экологические правонарушения [3; 10].
Каждый человек может внести свой небольшой вклад в улучшение экологии. Самые элементарные требования - это поддержание чистоты помещений и улиц, соблюдение требований пожарной безопасности и чистоты на природе. Именно с этого начинаются азы экологического воспитания. Экологическое воспитание помогает осознать, что каждый человек несет ответственность за все, что происходит на планете. Поэтому главной целью экологического воспитания является воспитание ответственного отношения к окружающей среде. Должна быть сформирована система знаний об окружающей среде и ее проблемах, а также способах решений этих проблем. Необходимо формировать у студентов аграрных вузов потребности в пра -вильном экологическом поведении не только на рабочем месте, но и в повседневной жизни, развивать умения по самостоятельному изучению окружающей среды и ее оценке.
Список литературы
1. Бринчук, М. М. Экологическое право: учебник / М. М. Бринчук. - Москва : Юристъ, 2004. - 670 с.
2. Большой синонимический словарь русского языка. - Санкт-Петербург : Нева, 2003. - Т. I.
3. Воронин, Б. А., Воронина, Я. В., Вагина, О. В. К вопросу о содержании юридической ответственности за экологические правонарушения и преступления / Б. А. Воронин, Я. В. Воронина, О. В. Вагина // Экономико-правовые аспекты аграрных и экологических отношений : междисциплинарный сборник научных статей. - Екатеринбург : Уральское аграрное издательство, 2021. - С. 359.
4. Глазачев, С. Н. Становление экологической культуры на рубеже веков / С. Н. Глазачев // Использование и охрана природных ресурсов в России. - 2013. -№ 2. - С. 126-130.
5. Егоренков, Л. И. Экологическая культура: учебное пособие / Л. И. Егоренков. - Москва : МГОУ, 2018. -159 с.
6. Лещинская, В. В. Развитие экологической активности молодежи как фактор формирования экологиче -ской культуры / В. В. Лещинская // Философские науки. - 2017. - № 3. - С. 127-135.
7. Ситаров, В. А. Социальная экология: учебное по -собие / В. А. Ситаров, В. В. Пустовойтов. - Москва : Академия, 2000. - 280 с.
8. Ситаров, В.А. Экологическая культура : учебное пособие / В. А. Ситаров, В. В. Пустовойтов. - Москва : Академия, 2000. - С. 166-167.
9. Социальная экология : учебное пособие для вузов. - Москва : ВЛАДОС, 1998. - 312 с.
10. Стожко, Д. К. Экологическая ответственность как условие повышения качества взаимодействия человека и природы / Д. К. Стожко, К. П. Стожко // Экономико-правовые аспекты аграрных и экологических отношений : междисциплинарный сборник научных статей. - Екатеринбург : Уральское аграрное издательство. - 2021. - С. 493.
References
1. Brinchuk M.M. E'kologicheskoe pravo: uchebnik. Moskva : Yurist'', 2004, 670 p.
2. Bol'shoj sinonimicheskij slovar russkogo yazyka. Sankt-Peterburg : Neva, 2003, vol. I.
3. Voronin B.A., Voronina Ya.V., Vagina O.V. K voprosu o soderzhanii yuridicheskoj otvetstvennosti za e'kologicheskie pravonarusheniya i prestupleniya, E'konomiko-pravovye aspekty' agrarny'x i e'kologicheskix otnoshenij: mezhdisciplinarny'j sbornik nauchnyx statej. Ekaterinburg : Ural'skoe agrarnoe izdatel'stvo, 2021, p. 359.
4. Glazachev S. N. Stanovlenie e'kologicheskoj kul'tury' na rubezhe vekov, Ispol'zovanie i oxrana prirodny'x resursov v Rossii, 2013, no. 2, pp. 126-130.
5. Egorenkov L.I. E'kologicheskaya kul'tura: uchebnoe posobie. Moskva : MGOU, 2018, 159 p.
6. Leshhinskaya V.V. Razvitie e'kologicheskoj aktivnosti molodezhi kak faktor formirovaniya e'kologicheskoj kul'tury', Filosofskie nauki, 2017, no. 3, pp. 127-135.
7. Sitarov V.A., Pustovojtov V.V. Social'naya e'kologiya: uchebnoe posobie. Moskva : Akademiya, 2000, 280 p.
8. Sitarov V.A., Pustovojtov V.V. E'kologicheskaya kul'tura : uchebnoe posobie. Moskva: Akademiya, 2000, pp. 166-167.
9. Social'naya e'kologiya : uchebnoe posobie dlya vuzov. Moskva : VLADOS, 1998, 312 p.
10. Stozhko D.K., Stozhko K.P. E'kologicheskaya otvetstvennost' kak uslovie povy'sheniya kachestva vzaimodejstviya cheloveka i prirody', E'konomiko-pravovye aspekty' agrarny'x i e'kologicheskix otnoshenij: mezhdisciplinarny'j sbornik nauchnyx statej. Ekaterinburg : Ural'skoe agrarnoe izdatel'stvo, 2021, p. 493.