Научная статья на тему 'Преподавание правовых дисциплин в современном аграрном вузе'

Преподавание правовых дисциплин в современном аграрном вузе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
31
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АГРАРНЫЙ ВУЗ / ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ / ПРЕПОДАВАНИЕ / AGRICULTURAL UNIVERSITY / LEGAL DISCIPLINES / TEACHING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Воронин Б. А.

Статья рассматривает учебные правовые дисциплины, преподаваемые в Уральском аграрном университете, анализирует, какие дисциплины изучают различные факультеты и специальности. Выделяются главные проблемы, существующие сегодня в преподавании правовых дисциплин. Прежде всего, следует отметить отсутствие единой программы с единым количеством часов для главных общеуниверситетских дисциплин («Правоведение», «Аграрное право»), что из-за невозможности совмещать в потоке разные группы приводит к увеличению количества преподавателей и, естественно, к росту фонда оплаты труда. Также вызывает вопросы недостаточная освещенность отдельных отраслей права в учебном процессе, в частности экологического и предпринимательского права. Отмечается особая ответственность разработчиков государственных стандартов и учебных планов для высшего образования, от которых зависят дальнейшее развитие образования и подготовка компетентных специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Воронин Б. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines the legal educational disciplines taught in the Ural Agricultural University, analyzes, what disciplines various departments and specialties are studying. There are considered main modern problems in the teaching of legal disciplines. First of all, we should note the absence of a unified program with a unified number of hours for the main university-wide disciplines (“Law”, “Agrarian Law”). Due to the inability to combine in a stream different groups it leads to an increase of the number of teachers and naturally to the growth of the salary fund. The lack of representation of individual branches of law in the learning process, in particular of the environmental and business law, also raises questions. The article also notes the special responsibility of developers of state standards and curriculums for higher education, on which depend the further development of the education and training of competent professionals

Текст научной работы на тему «Преподавание правовых дисциплин в современном аграрном вузе»

ПРЕПОДАВАНИЕ ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН В СОВРЕМЕННОМ АГРАРНОМ ВУЗЕ The teaching of legal disciplines in the modern agricultural university

Б. А. Воронин, доктор юридических наук, профессор Уральского государственного аграрного университета

(Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, 42)

Аннотация

Статья рассматривает учебные правовые дисциплины, преподаваемые в Уральском аграрном университете, анализирует, какие дисциплины изучают различные факультеты и специальности. Выделяются главные проблемы, существующие сегодня в преподавании правовых дисциплин. Прежде всего, следует отметить отсутствие единой программы с единым количеством часов для главных общеуниверситетских дисциплин («Правоведение», «Аграрное право»), что из-за невозможности совмещать в потоке разные группы приводит к увеличению количества преподавателей и, естественно, к росту фонда оплаты труда. Также вызывает вопросы недостаточная освещенность отдельных отраслей права в учебном процессе, в частности экологического и предпринимательского права. Отмечается особая ответственность разработчиков государственных стандартов и учебных планов для высшего образования, от которых зависят дальнейшее развитие образования и подготовка компетентных специалистов.

Ключевые слова: аграрный вуз, правовые дисциплины, преподавание.

Summary

The article examines the legal educational disciplines taught in the Ural Agricultural University, analyzes, what disciplines various departments and specialties are studying. There are considered main modern problems in the teaching of legal disciplines. First of all, we should note the absence of a unified program with a unified number of hours for the main university-wide disciplines ("Law", "Agrarian Law"). Due to the inability to combine in a stream different groups it leads to an increase of the number of teachers and naturally to the growth of the salary fund. The lack of representation of individual branches of law in the learning process, in particular of the environmental and business law, also raises questions. The article also notes the special responsibility of developers of state standards and curriculums for higher education, on which depend the further development of the education and training of competent professionals.

Keywords: agricultural university, legal disciplines, teaching.

В Уральском государственном аграрном университете студенты изучают несколько правовых дисциплин, определенных образовательными стандартами по специалитету и направлениям бакалавриата.

Общей для всех специальностей и направлений является учебная дисциплина «Правоведение», изучая которую, студенты получают знания о государстве, его функциях и формах, о государственной власти, о государстве в политической системе общества, о государстве и праве, о правах и свободах человека и гражданина, о гражданском обществе и правовом государстве, о правовой системе Российской Федерации и входящих в нее отраслях права, о правопорядке и юридической ответственности и др.

Основной задачей учебной дисциплины «Правоведение» является формирование у студентов правового мировоззрения, политической и правовой культуры, активной гражданской позиции.

Все эти качества важны для современного гражданина Российской Федерации.

Учитывая, что УрГАУ - вуз аграрный, то естественно, что второй по значимости после правоведения является учебная дисциплина «Аграрное право». Предметом правового регулирования аграрного права являются общественные отношения в сфере производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации, а также социально-экономического развития сельских территорий.

Аграрное право - комплексная отрасль права, регулирующая вышеуказанный комплекс общественных отношений и использующая для полноты правового регулирования нормы других отраслей российского права, прямо или опосредованно касающиеся предмета правового регулирования.

Аграрное право использует нормы конституционного, гражданского, административного, трудового, земельного, экологического, предпринимательского, налогового, страхового права и других отраслей, что придает полноту аграрным правоотношениям и повышает эффективность и качество правового регулирования аграрной сферы. Наряду с аграрным правом по отдельным направлениям бакалавриата учебным планом предусмотрено изучение других правовых дисциплин. В частности, на факультете агротехнологий и землеустройства студенты изучают земельное право, а также земельное право с основами административного и гражданского права, правовое обеспечение землеустройства и кадастров.

В институте экономики, финансов и менеджмента студенты изучают предпринимательское право, трудовое право, правовое обеспечение экономики. Товароведы изучают коммерческое право, правовое регулирование профессиональной деятельности.

В магистратуре изучаются дисциплины «Правовое регулирование управленческой деятельности», «Правовое регулирование научно-исследовательской деятельности».

На направлении бакалавриата «Управление персоналом» студенты изучают наряду с правоведением и аграрным правом и экологическое право.

Какие проблемы имеются сегодня в преподавании правовых дисциплин?

Прежде всего, следует отметить существующий разброс по лекционным и практическим занятиям, так как у каждого направления бакалавриата свой учебный план, и в результате по одной и той же дисциплине «Правоведение» приходится разрабатывать более 50 учебно-методических комплексов, отличающихся друг от друга 2-3 часами. Это усложняет работу преподавателей, увеличивает количество аудиторных часов и не лишает возможности объединить потоки, что приводит к увеличению количества преподавателей и, естественно, к росту фонда оплаты труда. Такая же картина с учебной дисциплиной «Аграрное право».

Считаем, что и «Правоведение», и «Аграрное право» должны преподаваться на всех факультетах и направлениях бакалавриата по единой учебной программе и по единому количеству часов на лекции и практические занятия.

Студенты аграрного вуза и будущие специалисты аграрного производства, на наш взгляд, должны знать нормы земельного права. Это им пригодится и на работе, и в жизни, поскольку земельные отношения всегда так или иначе связаны с жизнедеятельностью человека. Заслуживает внимания и экологическое право. Сегодня в вузе изучаются специальные экологические дисциплины, такие как агроэкология, экология и зоогигиена и др. Но это все биологические дисциплины, а обществу и государству важно иметь граждан, а тем более специалистов с экологическим мировоззрением, экологической культурой, знающих и соблюдающих экологический правопорядок. Эти знания можно получить при изучении правовой экологии и дисциплины «Экологическое право».

В условиях членства России в ВТО актуальной учебной дисциплиной может стать право ВТО и изучение норм законодательства, существующего в Таможенном союзе.

Востребованной учебной дисциплиной должно стать и предпринимательское право, так как вуз должен дать основы знаний о современном предпринимательстве, в том числе и в аграрной сфере.

Полноценное обучение предпринимательству позволит выпускникам вуза быть востребованными на рынке труда и быстрее найти свое место в трудовой жизни. Все успешные сегодня предприниматели уже давно поняли, что бизнес невозможно создать и устойчиво развивать без прочного знания законодательства, без опоры на законы и иные нормативные правовые акты. Это обуславливает задачу вуза дать студентам необходимые правовые знания.

Особая ответственность в этом плане лежит на тех, кому доверено разрабатывать государственные стандарты и учебные планы для высшего образования, так как от их понимания задач современного аграрного образования зависят дальнейшее позитивное и адекватное развитие образования и подготовка кадров, действительно обладающих современными профессиональными компетенциями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.