Научная статья на тему 'Специфические особенности формирования экологического мировоззрения студентов технических вузов'

Специфические особенности формирования экологического мировоззрения студентов технических вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
238
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / СТУДЕНТЫ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гусейнов Ризван Меджидович, Азизова Луиза Ризвановна

Рассмотрены специфические особенности подготовки студентов технических вузов и педагогические условия формирования у них экологического мировоззрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гусейнов Ризван Меджидович, Азизова Луиза Ризвановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфические особенности формирования экологического мировоззрения студентов технических вузов»

74

• ••

Известия ДГПУ, №3, 2013

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ

СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ © 2013 Гусейнов Р.М., Азизова Л.Р.

Дагестанский государственный педагогический университет

Рассмотрены специфические особенности подготовки студентов технических вузов и педагогические условия формирования у них экологического мировоззрения.

The article deals with specific peculiarities of the students of technical institute universities ’ training and pedagogical conditions of developing their ecological outlook.

Ключевые слова: экологическое мировоззрение; студенты технических вузов; педагогические условия.

Key words: ecological outlook, students of technical universities; pedagogical conditions.

Проблема сохранения окружающей природной среды в надлежащем состоянии и передачи ее будущим поколениям с целью последующего рационального и оптимального природопользования - это, бесспорно, глобальная проблема человечества. Неоценимую роль в решении этой важнейшей проблемы, несомненно,

играет процесс экологизации всех областей науки и соответствующих отраслей производства [1]. Поэтому в современных условиях, когда

антропогенное воздействие на природу достигло гигантских масштабов,

экологическое образование и воспитание населения приобретают первостепенное значение [2]. Основным

распространителем научных и

педагогических знаний, образования и воспитания среди населения любой страны, как известно [3], является научная интеллигенция в лице

преподавательского корпуса вузов и средних специальных учебных заведений (колледжей, лицеев, образовательных центров и т.д.).

Роль и значение знаний о важнейших законах функционирования природной среды в деле формирования экологического мировоззрения личности преподавателей учебных дисциплин экологической направленности нами рассмотрены в работах [1, 3, 4].

Основным объектом передачи знаний, опыта и навыков преподавателей вузов и

технической интеллигенции является студенчество вузов. Студенты технических вузов, как будущие руководители многих технических, технологических и инновационных проектов, применяемых в масштабах всей страны, имеют специфические

особенности и отличия от других категорий населения, в том числе и студентов других вузов. В настоящей работе мы раскрываем эти особенности студентов технических вузов, а также результаты наших научно-

педагогических исследований по влиянию разработанной нами

специальной системы экологического образования, воспитания и подготовки студентов технических вузов на

формирование у них экологического мировоззрения.

Студенты высших учебных заведений технического профиля (в том числе и студенты нефтяных технических вузов) занимают в системе различных групп и категорий обучающегося населения

особое, специфическое положение. Дело в том, что, во-первых, студенты технических вузов изучают большой комплекс учебных дисциплин, имеющих экологическую направленность. Поэтому студенты технических вузов лучше других категорий населения

представляют себе потенциальные возможности и пути загрязнения окружающей природной среды при нарушении санитарных норм и правил

Психолого-педагогические науки •••

эксплуатации инженерных и

промышленных сооружений (при производстве различных промышленных товаров), при добыче нефти и газа, при их транспортировке к местам хранения и переработки, при нарушении

технологических циклов и режимов производства различных нефтепродуктов, при получении из нефти и газа различных химических и промышленных товаров.

Студенты технических вузов (в отличие от других категорий населения) ясно осознают масштабы возможного техногенного загрязнения природной среды и экологические последствия такого загрязнения, поскольку они лучше других знакомы с законами функционирования природных экосистем, с законами экологии, законами рационального и оптимального природопользования.

Во-вторых, студенты технических вузов лучше других представляют себе региональные экологические проблемы своего города, района, региона или области, поскольку они в процессе обучения принимают непосредственное практическое участие в разрешении этих экологических проблем. Более того, экологические проблемы своего региона или области (или города) студенты воспринимают совершенно иначе, чем глобальные экологические проблемы страны в целом или всей планеты. Экологические проблемы региона населением воспринимаются как личные, как собственные проблемы, ощущаются острее и больнее, чем экологические проблемы других стран, областей или же общетеоретические рассуждения на глобальные экологические проблемы. От экологических проблем региона зависит состояние здоровья населения, качество их жизни и ее продолжительность, а также физическое и духовное состояние и здоровье населения в целом и каждого человека в отдельности. Ведь не зря умные люди призывают соблюдать принцип «мыслить глобально, действовать локально». Данный принцип, кстати, соответствует конативному (деятельному) уровню экологического образования и воспитания [5], которого мы придерживаемся в своих исследованиях.

75

Для исследования влияния процесса комплексного обучения студентов по всему циклу экологических дисциплин на изменение уровня их экологических знаний и уровень их экологической культуры нами был проведен научнопедагогический эксперимент на студентах 3-5-х курсов Дербентского Филиала Грозненского государственного нефтяного технического университета им. Академика Д.М. Миллионщикова (всего 95 студентов). При этом учитывалось то обстоятельство, что в основе большинства учебных дисциплин естественно-научного характера

содержится экологический компонент, что объединяет, сближает и роднит их между собой. По существу речь идет об экологизации учебных и практических дисциплин в вузе. Поскольку каждую учебную и практическую дисциплину в вузе ведет отдельный преподаватель, который является специалистом в своей конкретной специальности, то в нашем эксперименте учитывается суммарный эффект совместных усилий и педагогических действий специалистов различных областей человеческих знаний. При этом формирование экологического мировоззрения и экологической культуры студентов оказывается результатом суммарных педагогических усилий широкого круга специалистов и по этой причине может быть высокоэффективным, поскольку вся их работа преследует одну и ту же цель -повышение уровня экологических знаний и уровня экологической культуры студентов.

Педагогический эксперимент включал в себя изучение студентами следующего цикла естественнонаучных дисциплин: химия, физика, экология, спецкурсы:

«Растительный и животный мир

Дагестана»; «Особо охраняемые природные территории Дагестана»; «Загрязнение природной среды»; «Химия окружающей среды»; топливно-

энергетический комплекс; технология переработки нефти и газа; безопасность жизнедеятельности; нефтегазовое

товароведение; технология бурения

нефтяных и газовых месторождений; экономика природопользования;

76

• ••

Известия ДГПУ, №3, 2013

геология; нефтегазовое дело; геология нефти и газа; химия нефти и газа; химия буровых и тампонажных растворов; сооружение и эксплуатация

нефтегазопроводов; разработка нефтяных и газовых месторождений. Весь этот комплекс учебных дисциплин напрямую связан с экологией и экологическим образованием и воспитанием и имеет непосредственное отношение к проблеме охраны окружающей природной среды, а, следовательно, и к формированию экологического мировоззрения будущих специалистов народного хозяйства нашей страны, от которых зависит экологическое состояние и благополучие нашей родины.

Помимо чисто теоретического курса обучения студентов педагогический эксперимент включал в себя также практическую работу студентов на таких объектах, как нефтеперегонные заводы; установки по сжатию и сжижению природного газа; практическую работу по обслуживанию нефтепровода

«Черномортранснефть», проходящего через территорию Дербентского района РД; практическую работу на территории Самурского природного парка и заказника; работу по ознакомлению с функционированием и состоянием очистительных сооружений г.Дербента и проблемой загрязнения Дербентского участка шельфа Каспийского моря; ознакомление с процессом снабжения г.Дербента и одноименного района питьевой водой и санитарногигиеническим состоянием этой воды и методикой ее подготовки для населения.

Для оценки приобретенных в ходе педагогического эксперимента знаний, умений и навыков были определены три уровня развития экологических знаний и воспитания экологической культуры студентов - высокий, средний и низкий. Для каждого из этих уровней нами были разработаны соответствующие критерии, которые определялись в виде положительных ответов на 10 - 12

тестовых вопросов экологического характера, составленных в порядке возрастания их степени сложности.

Результаты оценки педагогического эксперимента с помощью тестирования,

устных бесед, а также учета приобретенных студентами практических навыков представлены в таблице.

Таблица

Сводная таблица изменения уровней развития экологических знаний студентов Дербентского Филиала ГГНТУ им. Акад. М.Д.Миллионщикова за период педагогического _______ эксперимента______________

Уровень экологиче ских знаний Начало эксперимента Конец эксперимента

Кол-во ст-тов Кон., % Экспе р., % Кол-во ст-тов Кон., % Экспе р., %

Низкий 20 22 21,05 4 6 4,21

Средний 40 41 42,10 46 47 48,42

Высокий 35 37 36,85 45 47 47,37

Всего 95 95

Как видно из таблицы, в результате проведенного нами педагогического экологического эксперимента со

студентами Дербентского Филиала Грозненского государственного

нефтяного технического университета им. Акад. М.Д.Миллионщикова,

наблюдается положительная динамика в повышении уровня экологических знаний студентов. Из 95 студентов Филиала вуза количество с высоким уровнем

экологических знаний возросло с 35 (36,9 %) до 45 (47,4 %), что говорит о

целесообразности внедрения

экологических знаний в учебновоспитательный процесс с целью формирования у данной категории населения экологического

мировоззрения, и экологической

культуры.

Немалый вклад в экологическое образование и воспитание студенческой молодежи и в формирование у него экологического мировоззрения может вносить духовное, эмоциональное

восприятие природы. Мы считаем, что

давно назрела существенная,

настоятельная необходимость выработки совокупности или свода законов и правил поведения и обязательств человека по отношению к Природе, который можно назвать Природным кодексом по

аналогии с Кодексом чести или моральным кодексом. Такой свод правил

Психолого-педагогические науки •••

и принципов мы назовем экологической моралью или экологической этикой [6].

Основной задачей экологической этики, на наш взгляд, должно быть создание нравственных и моральных барьеров перед людьми, разрушающими живую природу ради удовлетворения своих безграничных потребностей без оглядки на законы экологии и без учета отрицательных последствий для экосистем.

Поскольку нельзя ставить знак равенства, а тем более знак тождества между уровнем экологических знаний и уровнем экологической культуры человека, то прежде чем разработать научно обоснованные педагогические критерии оценки уровня экологической культуры студентов, мы предприняли попытку в качестве первого шага в этом направлении привлечь наиболее отличившихся в ходе педагогического эксперимента студентов для составления текста Природного кодекса. Для этого мы предварительно ознакомили студентов с первой частью Природного кодекса, составленного нами ранее [6]. На этот раз при составлении текста Природного кодекса внимание было сосредоточено на другой составляющей природной среды -на экологической этике человека по отношению к воде - к этому бесценному дару природы. Ниже мы приводим наиболее удачные и заслуживающие внимания мысли и высказывания, которые могли быть положены в основу второго раздела или части Природного кодекса, которую мы назовем Водным кодексом:

1. Воду следует рассматривать как продукт первой необходимости для человека вслед за атмосферным воздухом;

2. Загрязнение воды, равно как

отравление ее, следует рассматривать как большое преступление перед

человечеством и большой грех перед Богом и Природой и должно быть строго наказано по закону.

3. Беречь и охранять воду - священная и важнейшая обязанность и долг каждого жителя Земли.

4. Рассматривать воду как колыбель жизни, поскольку жизнь на Земле

77

первоначально возникла в воде и дальше распространилась по суше;

5. Поскольку жизнь без воды

невозможна, поэтому считать эти два понятия равноценными и

эквивалентными. Вода может обойтись без человека, а человек без воды не может обойтись. Это верно в целом и по отношению к Природе.

6. Источник пресной воды ввиду ограниченности их запасов и объемов рассматривать как национальное богатство каждого государства должно охраняться государством законодательно.

7. Вода, как дар природы всему человечеству, не должна быть предметом торга между государствами и не должна быть использована в политических и экономических целях.

8. Водные ресурсы, как и любой ресурс Земли, должны использоваться экономно, бережно и рационально.

9. Глубже и всестороннее следует изучать уникальные свойства воды, такие как наличие «памяти» у воды, структуру воды и влияние внешних факторов (физических, магнитных, электрических, гравитационных и иных полей) на структуру воды и использовать эти свойства в различных практических и других научных целях.

10. Разработать и принять международные (помимо национальных) стандарты качества питьевой воды и проводить постоянный международный мониторинг этого качества на территории всех стран и принимать законодательные штрафные санкции в случае загрязнения воды;

11. Изучать способность воды к самоочищению в различных природноклиматических условиях;

12. Изучать влияние различных видов загрязнения на изменение свойств воды и на различные виды живых организмов, в том числе гидробионтов, на растительность и на почву;

13. Загрязнение Мирового океана считать большим преступлением перед Природой и человечеством;

14. Относиться к воде ласково, нежно и со словами благодарности и с молитвами перед приемом воды (молитвы на всех языках произносятся на

78

• ••

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Известия ДГПУ, №3, 2013

частоте 7 Гц и оказывают благотворное влияние, как на структуру воды, так и на человеческую психику и нервную систему, успокаивая последнюю);

15. Высоко ценить лечебные, целебные и бальнеологические, физические, химические, термальные и закаливающие свойства воды.

Все эти мысли, высказывания и рекомендации в какой-то степени также свидетельствуют, на наш взгляд, о возросшей степени не только экологических знаний, но и экологической культуры наших студентов в ходе проводимого нами педагогического экологического

эксперимента.

Основываясь на результатах нашего исследования и приняв во внимание многолетние педагогические наблюдения за экологическим поведением студентов высших учебных заведений различного профиля (педагогических и технических), мы можем предложить следующие научно-педагогические рекомендации для повышения эффективности процесса формирования экологического

мировоззрения студентов технических вузов:

1. Сочетание теоретического

экологического обучения студентов по большому циклу экологизировнных учебных дисциплин и практического участия студентов в решении большинства региональных

экологических проблем.

2. Экологизация всех возможных

учебных дисциплин вузовской подготовки студентов и

соответствующих видов

промышленности и производства.

3. Совместные экологические усилия

вузовской интеллигенции в лице преподавателей конкретных учебных дисциплин экологической

направленности и руководителей производственной практики по всем видам производств и промышленности.

4. Непрерывность,

последовательность и преемственность экологического образования на всех этапах учебы и практической работы студентов как будущих специалистов ведущих отраслей народного хозяйства.

Примечания

1. Гусейнов Р. М., Алиев М. Н., Азизова Л. Р. Экологизация науки как основа формирования природоохранного мировоззрения у интеллигенции // Известия ДГПУ. 2008. №2. С. 70-76. 2. Гусейнов Р. М., Алиев М. Н., Азизова Л. Р. О значении экологического образования в современных условиях // Известия ДГПУ. 2009. №4. С. 72-76. 3. Гусейнов Р. М., Алиев М. Н., Азизова Л. Р. Формирование экологического мировоззрения личности // Известия ДГПУ. 2010. №2. С. 21-24. 4. Азизова Л. Р. Педагогические условия формирования экологического

мировоззрения студентов технических вузов: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Махачкала, 2013. 156 с. 5. Хотунцев Ю. Л. Экология и экологическая безопасность. М. : Центр «Академия», 2002. 480 с. 6. Гусейнов Р. М., Хасиханов М. С., Магомедова К. Д. Правовые, этические и образовательно-воспитательные аспекты экологии // Вестник ДГПУ. Махачкала, 2005. С. 56-63. Notes

1. Guseynov R.M., Aliev M.N., Azizova L.R. The science ecologization as a basis for developing the intelligentsia's nature-protecting outlook // Proceedings of DSPU. 2008. № 2. P. 70-76. 2. Guseynov R.M., Aliev M.N., Azizova L.R. The significance of ecological education in modern conditions // Proceedings of DSPU. 2009. № 4. P. 72-76. 3. Guseynov R. M., Aliev M.N., Azizova L. R. The developing the personal ecological outlook // Proceedings of DSPU. 2010. №2. P. 21-24. 4. Azizova L. R. Pedagogical conditions of forming the ecological outlook of students of technical universities: Abstract of. diss. ... Cand. Pedagogy. Makhachkala, 2013. 156 p. 5. Khotuntsev Yu. L. Ecology and ecological safety. M. :”Academy” Centre, 2002. 480 p. 6. Guseynov R. M., Khasikhanov M. S., Magomedova K.D. Legal, ethic and educational aspects of ecology // Bulletin of DSPU. Makhachkala, 2005. P. 5663.

Primechanija

1. Gusejnov R. M., Aliev M. N., Azizova L. R. Jekologizacija nauki kak osnova formirovanija priro-doohrannogo mirovozzrenija u intelligencii // Izvestija DGPU. 2008. № 2. S. 70-76. 2. Gusejnov R. M., Aliev M. N., Azizova L. R. O znachenii jekologiche-skogo obrazovanija v sovremennyh uslovijah // Izvestija DGPU. 2009. №4. S. 72-76. 3. Gusejnov R. M., Aliev M. N., Azizova L. R. Formirovanie jeko-logi-cheskogo mirovozzrenija lichnosti // Izvestija DGPU. 2010. № 2. S. 21-24. 4. Azizova L. R. Ped-

Психолого-педагогические науки

• ••

79

agogicheskie uslovija formirovanija jekologichesko-go mirovozzrenija studentov tehnicheskih vuzov: Avtoref. diss. ... kand. ped. nauk. Mahachkala, 2013. 156 s. 5. Hotuncev Ju. L. Jekologija i jekolo-gicheskaja bezopasnost'. M. : Centr «Akademija», 2002. 480 s. 6. Gusejnov R. M., Hasihanov M. S., Magomedova K. D. Pravovye, jeti-cheskie i obrazovatel'no-vospitatel'nye aspekty jekologii // Vestnik DGPU. Mahachkala, 2005. S. 56-63.

Статья поступила в редакцию 24.10.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.