74
• ••
Известия ДГПУ, №3, 2013
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ
СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ © 2013 Гусейнов Р.М., Азизова Л.Р.
Дагестанский государственный педагогический университет
Рассмотрены специфические особенности подготовки студентов технических вузов и педагогические условия формирования у них экологического мировоззрения.
The article deals with specific peculiarities of the students of technical institute universities ’ training and pedagogical conditions of developing their ecological outlook.
Ключевые слова: экологическое мировоззрение; студенты технических вузов; педагогические условия.
Key words: ecological outlook, students of technical universities; pedagogical conditions.
Проблема сохранения окружающей природной среды в надлежащем состоянии и передачи ее будущим поколениям с целью последующего рационального и оптимального природопользования - это, бесспорно, глобальная проблема человечества. Неоценимую роль в решении этой важнейшей проблемы, несомненно,
играет процесс экологизации всех областей науки и соответствующих отраслей производства [1]. Поэтому в современных условиях, когда
антропогенное воздействие на природу достигло гигантских масштабов,
экологическое образование и воспитание населения приобретают первостепенное значение [2]. Основным
распространителем научных и
педагогических знаний, образования и воспитания среди населения любой страны, как известно [3], является научная интеллигенция в лице
преподавательского корпуса вузов и средних специальных учебных заведений (колледжей, лицеев, образовательных центров и т.д.).
Роль и значение знаний о важнейших законах функционирования природной среды в деле формирования экологического мировоззрения личности преподавателей учебных дисциплин экологической направленности нами рассмотрены в работах [1, 3, 4].
Основным объектом передачи знаний, опыта и навыков преподавателей вузов и
технической интеллигенции является студенчество вузов. Студенты технических вузов, как будущие руководители многих технических, технологических и инновационных проектов, применяемых в масштабах всей страны, имеют специфические
особенности и отличия от других категорий населения, в том числе и студентов других вузов. В настоящей работе мы раскрываем эти особенности студентов технических вузов, а также результаты наших научно-
педагогических исследований по влиянию разработанной нами
специальной системы экологического образования, воспитания и подготовки студентов технических вузов на
формирование у них экологического мировоззрения.
Студенты высших учебных заведений технического профиля (в том числе и студенты нефтяных технических вузов) занимают в системе различных групп и категорий обучающегося населения
особое, специфическое положение. Дело в том, что, во-первых, студенты технических вузов изучают большой комплекс учебных дисциплин, имеющих экологическую направленность. Поэтому студенты технических вузов лучше других категорий населения
представляют себе потенциальные возможности и пути загрязнения окружающей природной среды при нарушении санитарных норм и правил
Психолого-педагогические науки •••
эксплуатации инженерных и
промышленных сооружений (при производстве различных промышленных товаров), при добыче нефти и газа, при их транспортировке к местам хранения и переработки, при нарушении
технологических циклов и режимов производства различных нефтепродуктов, при получении из нефти и газа различных химических и промышленных товаров.
Студенты технических вузов (в отличие от других категорий населения) ясно осознают масштабы возможного техногенного загрязнения природной среды и экологические последствия такого загрязнения, поскольку они лучше других знакомы с законами функционирования природных экосистем, с законами экологии, законами рационального и оптимального природопользования.
Во-вторых, студенты технических вузов лучше других представляют себе региональные экологические проблемы своего города, района, региона или области, поскольку они в процессе обучения принимают непосредственное практическое участие в разрешении этих экологических проблем. Более того, экологические проблемы своего региона или области (или города) студенты воспринимают совершенно иначе, чем глобальные экологические проблемы страны в целом или всей планеты. Экологические проблемы региона населением воспринимаются как личные, как собственные проблемы, ощущаются острее и больнее, чем экологические проблемы других стран, областей или же общетеоретические рассуждения на глобальные экологические проблемы. От экологических проблем региона зависит состояние здоровья населения, качество их жизни и ее продолжительность, а также физическое и духовное состояние и здоровье населения в целом и каждого человека в отдельности. Ведь не зря умные люди призывают соблюдать принцип «мыслить глобально, действовать локально». Данный принцип, кстати, соответствует конативному (деятельному) уровню экологического образования и воспитания [5], которого мы придерживаемся в своих исследованиях.
75
Для исследования влияния процесса комплексного обучения студентов по всему циклу экологических дисциплин на изменение уровня их экологических знаний и уровень их экологической культуры нами был проведен научнопедагогический эксперимент на студентах 3-5-х курсов Дербентского Филиала Грозненского государственного нефтяного технического университета им. Академика Д.М. Миллионщикова (всего 95 студентов). При этом учитывалось то обстоятельство, что в основе большинства учебных дисциплин естественно-научного характера
содержится экологический компонент, что объединяет, сближает и роднит их между собой. По существу речь идет об экологизации учебных и практических дисциплин в вузе. Поскольку каждую учебную и практическую дисциплину в вузе ведет отдельный преподаватель, который является специалистом в своей конкретной специальности, то в нашем эксперименте учитывается суммарный эффект совместных усилий и педагогических действий специалистов различных областей человеческих знаний. При этом формирование экологического мировоззрения и экологической культуры студентов оказывается результатом суммарных педагогических усилий широкого круга специалистов и по этой причине может быть высокоэффективным, поскольку вся их работа преследует одну и ту же цель -повышение уровня экологических знаний и уровня экологической культуры студентов.
Педагогический эксперимент включал в себя изучение студентами следующего цикла естественнонаучных дисциплин: химия, физика, экология, спецкурсы:
«Растительный и животный мир
Дагестана»; «Особо охраняемые природные территории Дагестана»; «Загрязнение природной среды»; «Химия окружающей среды»; топливно-
энергетический комплекс; технология переработки нефти и газа; безопасность жизнедеятельности; нефтегазовое
товароведение; технология бурения
нефтяных и газовых месторождений; экономика природопользования;
76
• ••
Известия ДГПУ, №3, 2013
геология; нефтегазовое дело; геология нефти и газа; химия нефти и газа; химия буровых и тампонажных растворов; сооружение и эксплуатация
нефтегазопроводов; разработка нефтяных и газовых месторождений. Весь этот комплекс учебных дисциплин напрямую связан с экологией и экологическим образованием и воспитанием и имеет непосредственное отношение к проблеме охраны окружающей природной среды, а, следовательно, и к формированию экологического мировоззрения будущих специалистов народного хозяйства нашей страны, от которых зависит экологическое состояние и благополучие нашей родины.
Помимо чисто теоретического курса обучения студентов педагогический эксперимент включал в себя также практическую работу студентов на таких объектах, как нефтеперегонные заводы; установки по сжатию и сжижению природного газа; практическую работу по обслуживанию нефтепровода
«Черномортранснефть», проходящего через территорию Дербентского района РД; практическую работу на территории Самурского природного парка и заказника; работу по ознакомлению с функционированием и состоянием очистительных сооружений г.Дербента и проблемой загрязнения Дербентского участка шельфа Каспийского моря; ознакомление с процессом снабжения г.Дербента и одноименного района питьевой водой и санитарногигиеническим состоянием этой воды и методикой ее подготовки для населения.
Для оценки приобретенных в ходе педагогического эксперимента знаний, умений и навыков были определены три уровня развития экологических знаний и воспитания экологической культуры студентов - высокий, средний и низкий. Для каждого из этих уровней нами были разработаны соответствующие критерии, которые определялись в виде положительных ответов на 10 - 12
тестовых вопросов экологического характера, составленных в порядке возрастания их степени сложности.
Результаты оценки педагогического эксперимента с помощью тестирования,
устных бесед, а также учета приобретенных студентами практических навыков представлены в таблице.
Таблица
Сводная таблица изменения уровней развития экологических знаний студентов Дербентского Филиала ГГНТУ им. Акад. М.Д.Миллионщикова за период педагогического _______ эксперимента______________
Уровень экологиче ских знаний Начало эксперимента Конец эксперимента
Кол-во ст-тов Кон., % Экспе р., % Кол-во ст-тов Кон., % Экспе р., %
Низкий 20 22 21,05 4 6 4,21
Средний 40 41 42,10 46 47 48,42
Высокий 35 37 36,85 45 47 47,37
Всего 95 95
Как видно из таблицы, в результате проведенного нами педагогического экологического эксперимента со
студентами Дербентского Филиала Грозненского государственного
нефтяного технического университета им. Акад. М.Д.Миллионщикова,
наблюдается положительная динамика в повышении уровня экологических знаний студентов. Из 95 студентов Филиала вуза количество с высоким уровнем
экологических знаний возросло с 35 (36,9 %) до 45 (47,4 %), что говорит о
целесообразности внедрения
экологических знаний в учебновоспитательный процесс с целью формирования у данной категории населения экологического
мировоззрения, и экологической
культуры.
Немалый вклад в экологическое образование и воспитание студенческой молодежи и в формирование у него экологического мировоззрения может вносить духовное, эмоциональное
восприятие природы. Мы считаем, что
давно назрела существенная,
настоятельная необходимость выработки совокупности или свода законов и правил поведения и обязательств человека по отношению к Природе, который можно назвать Природным кодексом по
аналогии с Кодексом чести или моральным кодексом. Такой свод правил
Психолого-педагогические науки •••
и принципов мы назовем экологической моралью или экологической этикой [6].
Основной задачей экологической этики, на наш взгляд, должно быть создание нравственных и моральных барьеров перед людьми, разрушающими живую природу ради удовлетворения своих безграничных потребностей без оглядки на законы экологии и без учета отрицательных последствий для экосистем.
Поскольку нельзя ставить знак равенства, а тем более знак тождества между уровнем экологических знаний и уровнем экологической культуры человека, то прежде чем разработать научно обоснованные педагогические критерии оценки уровня экологической культуры студентов, мы предприняли попытку в качестве первого шага в этом направлении привлечь наиболее отличившихся в ходе педагогического эксперимента студентов для составления текста Природного кодекса. Для этого мы предварительно ознакомили студентов с первой частью Природного кодекса, составленного нами ранее [6]. На этот раз при составлении текста Природного кодекса внимание было сосредоточено на другой составляющей природной среды -на экологической этике человека по отношению к воде - к этому бесценному дару природы. Ниже мы приводим наиболее удачные и заслуживающие внимания мысли и высказывания, которые могли быть положены в основу второго раздела или части Природного кодекса, которую мы назовем Водным кодексом:
1. Воду следует рассматривать как продукт первой необходимости для человека вслед за атмосферным воздухом;
2. Загрязнение воды, равно как
отравление ее, следует рассматривать как большое преступление перед
человечеством и большой грех перед Богом и Природой и должно быть строго наказано по закону.
3. Беречь и охранять воду - священная и важнейшая обязанность и долг каждого жителя Земли.
4. Рассматривать воду как колыбель жизни, поскольку жизнь на Земле
77
первоначально возникла в воде и дальше распространилась по суше;
5. Поскольку жизнь без воды
невозможна, поэтому считать эти два понятия равноценными и
эквивалентными. Вода может обойтись без человека, а человек без воды не может обойтись. Это верно в целом и по отношению к Природе.
6. Источник пресной воды ввиду ограниченности их запасов и объемов рассматривать как национальное богатство каждого государства должно охраняться государством законодательно.
7. Вода, как дар природы всему человечеству, не должна быть предметом торга между государствами и не должна быть использована в политических и экономических целях.
8. Водные ресурсы, как и любой ресурс Земли, должны использоваться экономно, бережно и рационально.
9. Глубже и всестороннее следует изучать уникальные свойства воды, такие как наличие «памяти» у воды, структуру воды и влияние внешних факторов (физических, магнитных, электрических, гравитационных и иных полей) на структуру воды и использовать эти свойства в различных практических и других научных целях.
10. Разработать и принять международные (помимо национальных) стандарты качества питьевой воды и проводить постоянный международный мониторинг этого качества на территории всех стран и принимать законодательные штрафные санкции в случае загрязнения воды;
11. Изучать способность воды к самоочищению в различных природноклиматических условиях;
12. Изучать влияние различных видов загрязнения на изменение свойств воды и на различные виды живых организмов, в том числе гидробионтов, на растительность и на почву;
13. Загрязнение Мирового океана считать большим преступлением перед Природой и человечеством;
14. Относиться к воде ласково, нежно и со словами благодарности и с молитвами перед приемом воды (молитвы на всех языках произносятся на
78
• ••
Известия ДГПУ, №3, 2013
частоте 7 Гц и оказывают благотворное влияние, как на структуру воды, так и на человеческую психику и нервную систему, успокаивая последнюю);
15. Высоко ценить лечебные, целебные и бальнеологические, физические, химические, термальные и закаливающие свойства воды.
Все эти мысли, высказывания и рекомендации в какой-то степени также свидетельствуют, на наш взгляд, о возросшей степени не только экологических знаний, но и экологической культуры наших студентов в ходе проводимого нами педагогического экологического
эксперимента.
Основываясь на результатах нашего исследования и приняв во внимание многолетние педагогические наблюдения за экологическим поведением студентов высших учебных заведений различного профиля (педагогических и технических), мы можем предложить следующие научно-педагогические рекомендации для повышения эффективности процесса формирования экологического
мировоззрения студентов технических вузов:
1. Сочетание теоретического
экологического обучения студентов по большому циклу экологизировнных учебных дисциплин и практического участия студентов в решении большинства региональных
экологических проблем.
2. Экологизация всех возможных
учебных дисциплин вузовской подготовки студентов и
соответствующих видов
промышленности и производства.
3. Совместные экологические усилия
вузовской интеллигенции в лице преподавателей конкретных учебных дисциплин экологической
направленности и руководителей производственной практики по всем видам производств и промышленности.
4. Непрерывность,
последовательность и преемственность экологического образования на всех этапах учебы и практической работы студентов как будущих специалистов ведущих отраслей народного хозяйства.
Примечания
1. Гусейнов Р. М., Алиев М. Н., Азизова Л. Р. Экологизация науки как основа формирования природоохранного мировоззрения у интеллигенции // Известия ДГПУ. 2008. №2. С. 70-76. 2. Гусейнов Р. М., Алиев М. Н., Азизова Л. Р. О значении экологического образования в современных условиях // Известия ДГПУ. 2009. №4. С. 72-76. 3. Гусейнов Р. М., Алиев М. Н., Азизова Л. Р. Формирование экологического мировоззрения личности // Известия ДГПУ. 2010. №2. С. 21-24. 4. Азизова Л. Р. Педагогические условия формирования экологического
мировоззрения студентов технических вузов: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Махачкала, 2013. 156 с. 5. Хотунцев Ю. Л. Экология и экологическая безопасность. М. : Центр «Академия», 2002. 480 с. 6. Гусейнов Р. М., Хасиханов М. С., Магомедова К. Д. Правовые, этические и образовательно-воспитательные аспекты экологии // Вестник ДГПУ. Махачкала, 2005. С. 56-63. Notes
1. Guseynov R.M., Aliev M.N., Azizova L.R. The science ecologization as a basis for developing the intelligentsia's nature-protecting outlook // Proceedings of DSPU. 2008. № 2. P. 70-76. 2. Guseynov R.M., Aliev M.N., Azizova L.R. The significance of ecological education in modern conditions // Proceedings of DSPU. 2009. № 4. P. 72-76. 3. Guseynov R. M., Aliev M.N., Azizova L. R. The developing the personal ecological outlook // Proceedings of DSPU. 2010. №2. P. 21-24. 4. Azizova L. R. Pedagogical conditions of forming the ecological outlook of students of technical universities: Abstract of. diss. ... Cand. Pedagogy. Makhachkala, 2013. 156 p. 5. Khotuntsev Yu. L. Ecology and ecological safety. M. :”Academy” Centre, 2002. 480 p. 6. Guseynov R. M., Khasikhanov M. S., Magomedova K.D. Legal, ethic and educational aspects of ecology // Bulletin of DSPU. Makhachkala, 2005. P. 5663.
Primechanija
1. Gusejnov R. M., Aliev M. N., Azizova L. R. Jekologizacija nauki kak osnova formirovanija priro-doohrannogo mirovozzrenija u intelligencii // Izvestija DGPU. 2008. № 2. S. 70-76. 2. Gusejnov R. M., Aliev M. N., Azizova L. R. O znachenii jekologiche-skogo obrazovanija v sovremennyh uslovijah // Izvestija DGPU. 2009. №4. S. 72-76. 3. Gusejnov R. M., Aliev M. N., Azizova L. R. Formirovanie jeko-logi-cheskogo mirovozzrenija lichnosti // Izvestija DGPU. 2010. № 2. S. 21-24. 4. Azizova L. R. Ped-
Психолого-педагогические науки
• ••
79
agogicheskie uslovija formirovanija jekologichesko-go mirovozzrenija studentov tehnicheskih vuzov: Avtoref. diss. ... kand. ped. nauk. Mahachkala, 2013. 156 s. 5. Hotuncev Ju. L. Jekologija i jekolo-gicheskaja bezopasnost'. M. : Centr «Akademija», 2002. 480 s. 6. Gusejnov R. M., Hasihanov M. S., Magomedova K. D. Pravovye, jeti-cheskie i obrazovatel'no-vospitatel'nye aspekty jekologii // Vestnik DGPU. Mahachkala, 2005. S. 56-63.
Статья поступила в редакцию 24.10.2013 г.