Научная статья на тему 'ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ КАК АСПЕКТ МЕЖДУ НОРМАТИВНОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКОЙ И ОПЕРАТИВНЫМИ ЭКОЛОГИЧЕСКИМИ ПРОГРАММАМИ'

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ КАК АСПЕКТ МЕЖДУ НОРМАТИВНОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКОЙ И ОПЕРАТИВНЫМИ ЭКОЛОГИЧЕСКИМИ ПРОГРАММАМИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
84
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛИ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Воронин Б. А., Чупина И. П., Воронина Я. В.

Целью настоящего исследования является анализ сельскохозяйственной деятельности и её влияния на сохранение природных объектов и окружающей среды. Среди факторов негативно влияющих на сохранность природных объектов и экологическое качество окружающей среды особо следует отметить производственную хозяйственную деятельность предприятий и организаций промышленности и сельского хозяйства. Многое в этом вопросе зависит от кадров человеческого капитала, их экологического сознания и экологической культуры, экологического воспитания и экологического мировоззрения, соблюдения правил экологического правопорядка. Человеческий капитал, работающий в сельском хозяйстве и агропромышленном производстве понемногу приобретает экологическую культуру и экологическое мировоззрение, что способствует соблюдению экологического правопорядка и выполнению требований экологического законодательства. В настоящей статье изложены федеральные экологические законы, регламентирующие хозяйственную деятельность сельскохозяйственных товаропроизводителей. Эти законодательные акты обязаны знать и соблюдать работники сельского хозяйства поскольку без экологизации сельскохозяйственной деятельности не может быть будущего у аграрной экономики, очень важно, чтобы это понимали действующие работники сельскохозяйственных организаций и прогнозировали свою деятельность в сельском хозяйстве потенциальные кадры, проживающие сегодня в сельских территориях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Воронин Б. А., Чупина И. П., Воронина Я. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENVIRONMENTAL MANAGEMENT AS AN ASPECT BETWEEN REGULATORY ENVIRONMENTAL POLICY AND OPERATIONAL ENVIRONMENTAL PROGRAMS

The purpose of this study is to analyze agricultural activities and their impact on the conservation of natural objects and the environment. Among the factors negatively affecting the preservation of natural objects and the ecological quality of the environment, it should be especially noted the production and economic activities of enterprises and organizations of industry and agriculture. Much in this matter depends on human capital staff, their environmental awareness and environmental culture, environmental education and environmental outlook, compliance with the rules of environmental law and order. Human capital working in agriculture and agro-industrial production is gradually acquiring an ecological culture and an ecological worldview, which contributes to the observance of environmental law and order and compliance with the requirements of environmental legislation. This article sets out federal environmental laws governing the economic activities of agricultural producers. Agricultural workers are obliged to know and observe these legislative acts, since without the greening of agricultural activity there can be no future for the agricultural economy, it is very important that the current workers of agricultural organizations understand this and predict their activities in agriculture by potential personnel living in rural areas today.

Текст научной работы на тему «ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ КАК АСПЕКТ МЕЖДУ НОРМАТИВНОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКОЙ И ОПЕРАТИВНЫМИ ЭКОЛОГИЧЕСКИМИ ПРОГРАММАМИ»

УДК 574

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ КАК АСПЕКТ МЕЖДУ НОРМАТИВНОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКОЙ И ОПЕРАТИВНЫМИ ЭКОЛОГИЧЕСКИМИ

ПРОГРАММАМИ

Environmental management as an aspect between regulatory environmental policy and

operational environmental programs

Б. А. Воронин, д.ю.н., профессор Уральского государственного аграрного университета

И. П. Чупина, д.э.н., профессор Уральского государственного аграрного Университета Я. В. Воронина, к.э.н., доцент Уральского государственного аграрного Университета

(Екатеринбург, Карла Либкнехта, 42)

Аннотация

Целью настоящего исследования является анализ сельскохозяйственной деятельности и её влияния на сохранение природных объектов и окружающей среды. Среди факторов негативно влияющих на сохранность природных объектов и экологическое качество окружающей среды особо следует отметить производственную хозяйственную деятельность предприятий и организаций промышленности и сельского хозяйства. Многое в этом вопросе зависит от кадров человеческого капитала, их экологического сознания и экологической культуры, экологического воспитания и экологического мировоззрения, соблюдения правил экологического правопорядка. Человеческий капитал, работающий в сельском хозяйстве и агропромышленном производстве понемногу приобретает экологическую культуру и экологическое мировоззрение, что способствует соблюдению экологического правопорядка и выполнению требований экологического законодательства.

В настоящей статье изложены федеральные экологические законы, регламентирующие хозяйственную деятельность сельскохозяйственных товаропроизводителей. Эти законодательные акты обязаны знать и соблюдать работники сельского хозяйства поскольку без экологизации сельскохозяйственной деятельности не может быть будущего у аграрной экономики, очень важно, чтобы это понимали действующие работники сельскохозяйственных организаций и прогнозировали свою деятельность в сельском хозяйстве потенциальные кадры, проживающие сегодня в сельских территориях.

Ключевые слова: экологический менеджмент, человеческий капитал, экологическая культура, промышленное производство, сельскохозяйственные производители, экологическое сознание.

Abstract

The purpose of this study is to analyze agricultural activities and their impact on the conservation of natural objects and the environment. Among the factors negatively affecting the preservation of natural objects and the ecological quality of the environment, it should be especially noted the production and economic activities of enterprises and organizations of industry and agriculture. Much in this matter depends on human capital staff, their environmental awareness and environmental culture, environmental education and environmental outlook, compliance with the rules of environmental law and order. Human capital working in agriculture and agro-industrial production is gradually acquiring an ecological culture and an ecological worldview, which contributes to the observance of environmental law and order and compliance with the requirements of environmental legislation. This article sets out federal environmental laws governing the economic activities of agricultural producers. Agricultural workers are obliged to know and observe these legislative acts, since without the greening of agricultural activity there can be no future for the agricultural economy, it is very important that the current workers of agricultural organizations understand this and predict their activities in agriculture by potential personnel living in rural areas today.

Keywords: environmental management, human capital, environmental culture, industrial production, agricultural producers, environmental awareness.

Сельская местность является территорией, где растёт лес, и лесная растительность из которых производятся пиломатериалы и другая лесопродукция, в лесолуговых угодьях обитают дикие животные, птицы, полезные насекомые, произрастают растения дикой флоры. Сельская местность является кладовой дикорастущих грибов, ягод, лекарственного технического сырья и других даров природы.

При рациональном использовании и сбережении природных ресурсов сохраняется биоразнообразие флоры и фауны и экологически чистая среда для обитания человека.

Однако человек, как биосоциальное существо, не всегда ответственно относится к сохранению объектов природы. Наряду с промышленными предприятиями, при несоблюдении экологических норм и правил, загрязнение атмосферного воздуха, земельных, водных, лесных и других объектов природы и окружающей среды может осуществляться в результате сельскохозяйственной деятельности.

В связи с этим, особая роль в экологизации аграрного производства отводится человеческому капиталу - кадрам, работающим в сельскохозяйственных организациях и пищевых предприятиях, которые обязаны соблюдать и выполнять в процессе хозяйственной деятельности экологические требования установленные экологическим законодательством.

Могут нанести ущерб природной среде и другие лица, проживающие в сельских территориях. За последние годы участились пожары, происходящие от весенних палов при сжигании старой травы. От пожаров наносится серьезный ущерб лесам, дикой флоре и фауне сельским поселениям, а также производственным объектам сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Отдельные представители человеческого капитала сельских территорий могут быть и браконьерами, незаконно добывая диких зверей, птицу, рыбу. Вообще сельские территории должны быть местом, где соблюдается экологический правопорядок и сохраняется природная среда и в этом видится огромная роль человеческого капитала.

На законодательном уровне экологические требования к хозяйственной и иной экономической деятельности изложены в федеральном законе «Об охране окружающей среды» № 7 -ФЗ от 01.01.2002 года. Собственно требования к хозяйственной деятельности сельскохозяйственных организаций размещены в статьях 42 - 55 этого закона.

Так, в статье 42 федерального закона «Об охране окружающей среды», устанавливаются требования в области охраны окружающей среды при эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения.

1. При эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, проводиться мероприятия по охране земель, почв, водных объектов, растений, животных и других организмов от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.

2. Сельскохозяйственные организации, осуществляющие производство, заготовку и переработку сельскохозяйственной продукции, иные сельскохозяйственные организации при осуществлении своей деятельности должны соблюдать требования в области охраны окружающей среды.

3. Объекты сельскохозяйственного назначения должны иметь необходимые санитарно -защитные зоны и очистные сооружения, исключающие загрязнение почв, поверхностных и подземных вод, водосборных площадей, атмосферного воздуха.

Изложенные в статье 42 требования имеют унифицированный характер и являются базовыми для правового регулирования экологизации сельскохозяйственной деятельности и обязательными для исполнения всеми субъектами предпринимательства в аграрном секторе экономики.

Наряду с этими интегрированными требованиями закон №7-ФЗ от 10.01.2002 г. подходит дифференцированно к регулированию отдельных наиболее важных в экологическом отношении видов сельскохозяйственной деятельности, которые могут негативно воздействовать на качество и безопасность окружающей среды.

Отметим отдельные требования, изложенные в статьях рассматриваемого закона.

Статья 43. Требования в области охраны окружающей среды при мелиорации земель, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений.

При осуществлении мелиорации земель, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений должны приниматься меры по охране водных объектов, земель, почв, лесов и иной растительности, животных и других организмов, а также предупреждению другого негативного воздействия на окружающую среду при осуществлении мелиоративных мероприятий. Мелиорация земель не должна приводить к ухудшению состояния окружающей среды, нарушать устойчивое функционирование естественных экологических систем.

Правовые основы деятельности в области мелиорации земель определены федеральным законе №4-ФЗ от 10 января 1996 г. «О мелиорации земель». В этом законодательном акте в зависимости от характера мелиоративных мероприятий определены следующие направления мелиорации земель:

- гидромелиорация;

- агромелиорация;

- культуротехническая мелиорация;

- химическая мелиорация

При несоблюдении требований химическая мелиорация явно негативно может воздействовать на состояние фауны и флоры, имеющихся в сельскохозяйственных угодьях.

Гидромелиорация так же может влиять на объекты животного мира, поскольку в мелиоративных канавах гибнут дикие животные: лоси, олени, косули, кабаны, зайцы, ежи и другие. Особой охране подлежат гидротехнических сооружения, необходимые для мелиорации, так как при прорыве плотины возможны затопления полей, лесных массивов, а также сельских населённых пунктов, то есть оказывается негативное воздействие на окружающую среду.

Сельское хозяйство является крупным водопользователем, ибо вода нужна для полива овощей открытого и защищенного грунта в теплицах, а также иных сельскохозяйственных растений и плодово - ягодных культур. Без воды не может существовать животноводство и птицеводство, так как вода нужна для поения животных и птиц, для технологических нужд, мытье вымени у коров перед доением, смыв жидких фракций навоза и помета и на другие нужды. Использованная вода должна удаляться через систему водоотведения прежде всего в очистные сооружения, пруды, отстойники (лагуны).

Правовые основы регулирования водных отношений определены в Водном кодексе Российской Федерации, а отдельные технологические процессы регулирования нормами федерального закона «О водоснабжении и водоотведении».

Необходимо отметить, что в настоящее время не на всех аграрных производствах имеются современные очистные сооружения, а в отдельных организациях вообще нет работающих систем очистки и обезвреживания стоков и по этой причине продолжается сброс загрязнённой воды в водные источники или болота.

Статья 44. Требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции городских и сельских поселений.

На первый взгляд, перечисленные в этой статье требования в большей степени касаются органов исполнительной власти и местного самоуправления.

Вместе с тем, строительством занимаются сельскохозяйственные организации, которые строят подрядным или хозяйственным способом жильё, объекты коммунальной, социально -бытовой и производственной инфраструктуры в сельских населённых пунктах.

Здания и сооружения должны размещаться с учётом экологических норм и правил, а также требований Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Важное значение в области строительства имеет Земельный кодекс Российской Федерации [4], федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995г. [1]. И иные законодательные и нормативные правовые акты, регулирующие отношения в рассматриваемой сфере.

Статья 45. Требования в области охраны окружающей среды при производстве и эксплуатации автомобильных и иных транспортных средств.

Сельское хозяйство не может функционировать и развиваться без автомобильных и иных транспортных средств, которые при несоблюдении норм и правил эксплуатации реально оказывают негативное воздействие на окружающую среду. Не случайно в Стратегии развития сельскохозяйственного машиностроения России на период до 2030 года имеется раздел обеспечения качества окружающей среды и экологической безопасности в области механизации сельского хозяйства, в котором акцент сделан на снижение выбросов вредных веществ двигателями самоходных сельскохозяйственных машин, вредного воздействия на почву, соблюдение правил хранения горючее - смазочных материалов и т.д.

Статья 49. Требования в области охраны окружающей среды при использовании химических веществ сельском хозяйстве и лесном хозяйстве.

Как уже отмечалось, в сельскохозяйственных производствах широко применяются гербициды и пестициды синтетического химического происхождения.

То же касается применения в качестве ветпрепаратов в животноводстве, особенно, антибиотиков, произведённых химическим способом.

Что касается специального правового регулирования в области применения агрохимикатов, то эту функцию осуществляет федеральный закон №109-ФЗ от 19.07.1997 г. «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» [2]. А в области применения синтетических химических препаратов в животноводстве 14 мая 1993 года был принят закон «О ветеринарии». В настоящее время действует федеральный закон №243- ФЗ от 17.07.2015 года «О внесении изменений в Закон Российской Федерации» «О ветеринарии и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [3]. К этому закону надо добавить ещё значительное количество подзаконных актов, в которых так же имеются нормы о безопасном применении антибиотиков и других ветпрепаратов влияющих на здоровье животных, птиц, аквакультуры, а через продовольственные продукты на здоровье человека и оказывающих в отдельных случаях вредные воздействия на природную среду.

Статья 50 - Охрана окружающей среды от негативного биологического воздействия.

Требования этой статьи направлены на исключение из сельскохозяйственного производства технологий генной инженерии, так как ГМО (генетические модифицированные организмы) в Российской Федерации запрещены, кроме использования в научных опытах.

Правовое регулирование в этой сфере осуществляется федеральным законом №86-ФЗ от 05.07.1996 «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности» [4]. Косвенно нормы об охране окружающей среды от негативного биологического воздействия заложены федеральных законах «О семеноводстве» [5], «О племенном животноводстве», «О карантине растений» [6], в постановлениях Правительства Российской Федерации и иных нормативных правовых актах, регулирующих отношения в области биологического воздействия на окружающую среду.

Статья 51. Требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления.

Отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Отметим, что правовое регулирование отношений в области отходов производства и потребления осуществляется федеральным законом № 89-ФЗ от 24 июня 1998 г. «Об отходах производства и потребления».

В настоящее время проблема отходов, в том числе сельскохозяйственного производства стала актуальной, требующей кардинального решения.

В рассмотренном федеральном законе «Об охране окружающей среды» имеются и другие статьи, так или иначе оказывающие регулирующие воздействие на сохранение объектов природы и в целом окружающей среды на территории Российской Федерации. Задачей всех сельскохозяйственных товаропроизводителей, их союзов и ассоциаций, а также органов государственной власти и местного самоуправления обеспечить безусловное выполнение и соблюдение требований в области окружающей среды.

Хозяйственная деятельность в аграрном секторе экономики должно быть экологизированной.

В Свердловской области имеются случаи, когда сельскохозяйственные организации грубейшим образом загрязняют окружающую среду отходами производства. Речь идёт о птицефабрике «Среднеуральская», которая загрязняет реку Пышма. Здесь же обнаружено незаконное складирования куриных отходов в лесном массиве около села Мурзинка, о чем имеются акты Россельхознадзора по Свердловской области и ветеринарных служб.

Птицефабрика агрофирмы «Артёмовский» вывозит на поля в Артёмовском городском округе жидкий птичий помет, такую же операцию проделывает птицефабрика «Свердловская» вывозя жидкий помет на поля в Белоярском городском округе. Имелись нарушения природоохранного и экологического законодательства у свинокомплекса «Уральский» и других аграрных организаций.

Отходы животноводства чреваты для окружающей среды загрязнением земли, воздуха и воды. Большая Энциклопедия гласит: «Отходы животноводства являются опасными загрязнителями окружающей природной среды, создающие напряженную санитарно -гигиеническую обстановку и могущими отрицательно влиять на здоровье населения.

Животноводческие отходы, особенно жидкие, во время ливневых дождей весеннего паводка смываются в водоемы, приводя к гибели водной флоры и фауны, а также разносится

на большие расстояния. Отходы животноводства содержат различные формы азота, фосфора, калия, серы и других соединений, обладающих высокой токсичностью».

Заметный след загрязнения природных объектов и окружающей среды оставляют прошлая хозяйственная деятельность сельскохозяйственных организаций, когда производство действовало, а природоохранные требования не выполнялись. У многих хозяйствующих субъектов сегодня в связи с усилением требований к организации аграрного производства меняются подходы к экологизации сельскохозяйственной деятельности.

В хозяйствах строятся или реконструируются очистные сооружения, монтируются установки по очистке атмосферного воздуха, выходящего из птицефабрик, свинокомплексов иных животноводческих помещений, решаются проблемы с хранением, утилизацией и переработкой навоза, помета, птичьего пера, иловых отложений и иных биологических отходов производства.

В состав человеческого капитала с точки зрения экологизации входит и его здоровье. С одной стороны здоровье человека является природным фактором - здоровье у каждого человека не одинаковое, оно может быть природным или наследственным. С другой стороны, на здоровье влияют факторы природного значения, которые зависят от деятельности самого человека. Примером служит загрязнение окружающей среды, или, наоборот, соблюдение всех экологических норм и требований на производстве. Здоровье человека только на 10 % зависит от системы здравоохранения. Все остальное - это экологические условия, генетические факторы и образ жизни человека.

Главная задача сохранения окружающей среды - это экологическая безопасность. Здесь должна быть эффективная экологическая политика не только в общих чертах на уровне государства и отдельно взятых регионов, но и в каждом отдельно взятом предприятии, в сознании каждого отдельно взятого человека.

Существует такое понятие - «экологический менеджмент». Основной целью экологического менеджмента является связь между нормативной экологической политикой и оперативными экологическими программами. Поэтому можно сказать, что существует активная и пассивная экологическая политика на каждом отдельно взятом предприятии. Если предприятие придерживается пассивной экологической политики, то это лишь выполнение данным предприятием законов, стандартов и норм по экологической безопасности. Здесь нужно отметить, что далеко не каждое предприятие придерживается выполнения данных норм и часто нарушают нормативы. Активная экологическая политика предполагает изменение технологии при изготовлении продукции в пользу сохранения окружающей среды, чистой экологической составляющей. Это и борьба с загрязнением окружающей среды, с производством продукции, которая будет являться более экологически чистой и полезной для человека. Именно это должно быть в основе развития и совершенствования человеческого капитала с позиции экологизации природной среды.

«Зелёная» экономика уже недалекое будущее аграрного сектора и человеческий капитал должен быть готовым к работе в новых экологических условиях.

Библиографический список

1. Федеральный закон «Об экологической экспертизе» №174-ФЗ от 23 ноября 1995 г./ Собрание законодательства РФ 1995.

2. Федеральный закон № 109-ФЗ от 19.07.1997 г. «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» /Собрание законодательства РФ 1997 № 29 ст. 3510.

3. Федеральный закон № 243-ФЗ от 13 июля 2015 г. «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О ветеринарии» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»/ СЗ РФ 2015, № 29, ст. 4369.

4. Федеральный закон № 86-ФЗ от 05.07.1996 г «О государственном регулировании в области генной - инженерной деятельности» / Собрание законодательства РФ 1996 № 28, ст. 3348.

5. Федеральный закон № 149-ФЗ от 17.12.1997 «О семеноводстве» /Собрание законодательства РФ, 1997 № 51, ст. 5715.

6. «О карантине растений» Федеральный закон № 206-ФЗ от 21.07.2014 СЗ РФ, 2014, №30, ст. 4207.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.