Научная статья на тему 'Экологическая экспертиза в системе обеспечения экологической безопасности сельскохозяйственной деятельности'

Экологическая экспертиза в системе обеспечения экологической безопасности сельскохозяйственной деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1083
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА / ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ / ПРИНЦИПЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ / ЭКОЛОГИЗАЦИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Воронин Б. А., Воронина Я. В., Круглов В. В.

Несмотря на принимаемые Российским государством меры по оздоровлению окружающей среды, экологические отношения по-прежнему продолжают развиваться в неблагоприятном для природы и общества направлении. С каждым годом в России нарастает экологическая напряженность, проявляющаяся в экологических катаклизмах, в отдельных случаях, зонах экологического бедствия, граничащих с экологическими катастрофами. Сейчас в нашей стране, как и во всем цивилизованном мире все больше внимания уделяется вопросам эффективности экологического контроля и управления, где важное место занимает соблюдение природоохранных норм и правил на всех стадиях реализации того или иного проекта. Не вызывает сомнений, что основные принципы деятельности, базовые технические и технологические решения нужно выбирать и принимать еще на стадии подготовки предпроектной и проектной документации по реализации объекта, и именно на этой стадии важно оценить будущее воздействие намечаемой деятельности на окружающую природную среду и заложить условия максимального снижения отрицательных аспектов этого воздействия. Осуществление экологической политики государства тесно связано с экологической экспертизой. Как вид деятельности специально уполномоченных государственных органов, общественных и иных формирований в области экологической безопасности, при принятии важнейших законопроектов, обоснований программ, решений и других объектов, внедрение и реализация которых может негативно влиять на состояние окружающей среды, здоровье и жизнь человека. Таким образом, экологическая экспертиза выполняет функцию предупредительного экологического контроля. В статье приводится информация о истории института экологической экспертизы, видах и принципах экологической экспертизы в Российской Федерации, направлениях экологической экспертизы в сельском хозяйстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экологическая экспертиза в системе обеспечения экологической безопасности сельскохозяйственной деятельности»

Экономика

УДК 631.95

экологическая экспертиза в системе обеспечения экологической безопасности

сельскохозяйственной деятельности

Б. А. воронин, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой, Я. В. воронина, старший преподаватель, уральский государственный аграрный университет

(620075, г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, д. 42)

В. В. КруГЛОВ, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой, уральский государственный юридический университет

(620137, г. Екатеринбург, ул. Комсомольская, д. 21)

Ключевые слова: экологическая экспертиза; история формирования экологической экспертизы; принципы экологической экспертизы; экологизация сельскохозяйственной деятельности; экологическое законодательство; Государственный доклад о состоянии окружающей среды.

Несмотря на принимаемые Российским государством меры по оздоровлению окружающей среды, экологические отношения по-прежнему продолжают развиваться в неблагоприятном для природы и общества направлении. С каждым годом в России нарастает экологическая напряженность, проявляющаяся в экологических катаклизмах, в отдельных случаях, зонах экологического бедствия, граничащих с экологическими катастрофами. Сейчас в нашей стране, как и во всем цивилизованном мире все больше внимания уделяется вопросам эффективности экологического контроля и управления, где важное место занимает соблюдение природоохранных норм и правил на всех стадиях реализации того или иного проекта. Не вызывает сомнений, что основные принципы деятельности, базовые технические и технологические решения нужно выбирать и принимать еще на стадии подготовки предпроектной и проектной документации по реализации объекта, и именно на этой стадии важно оценить будущее воздействие намечаемой деятельности на окружающую природную среду и заложить условия максимального снижения отрицательных аспектов этого воздействия. Осуществление экологической политики государства тесно связано с экологической экспертизой. Как вид деятельности специально уполномоченных государственных органов, общественных и иных формирований в области экологической безопасности, при принятии важнейших законопроектов, обоснований программ, решений и других объектов, внедрение и реализация которых может негативно влиять на состояние окружающей среды, здоровье и жизнь человека. Таким образом, экологическая экспертиза выполняет функцию предупредительного экологического контроля. В статье приводится информация о истории института экологической экспертизы, видах и принципах экологической экспертизы в Российской Федерации, направлениях экологической экспертизы в сельском хозяйстве.

environmental assessment in the system of ensuring

ecological safety of agricultural activity

B. A. VORONIN, doctor of jurisprudence, professor, head of the department, Ya. V. VORONINA, senior teacher, Ural State Agrarian University

(42 K. Liebknechta Str., 620075, Ekaterinburg)

V. V. KRUGLOV, doctor of jurisprudence, professor, head of the department, Ural State Law University

(21 Komsomolskaya Str., 620137, Ekaterinburg)

Keywords: environmental assessment; history of formation of environmental assessment; principles of environmental assessment; greening of agricultural activity; ecological legislation; State report on state of environment.

Despite the measures for improvement of the environment taken by the Russian State, the ecological relations still continue to develop in the direction, adverse for the nature and society. Every year in Russia increases the ecological tension which is shown in ecological cataclysms, in some cases, the zones of ecological catastrophe adjoining on environmental disasters. Now in our country, as well as in all civilized world more and more attention is paid to questions of efficiency of environmental control and management where the important place is taken by respect for nature protection norms and rules at all stages of implementation of this or that project. Doesn't raise doubts that the basic principles of activity, basic technical and technology solutions it is necessary to choose and accept at a stage of preparation of the preproject and project documentation on realization of an object, and at this stage it is important to estimate future impact of the planned activity on the surrounding environment and to put conditions of the maximum decrease in negative aspects of this influence. Implementation of environmental policy of the state is closely connected with environmental assessment. As a kind of activity of specially authorized public authorities, public and other formations in the field of ecological safety, at adoption of the major bills, justifications of programs, decisions and other objects which introduction and realization can have negative effect on state of environment, health and human life. Thus, environmental assessment performs function of precautionary environmental control. In article information on history of institute of environmental assessment, types and the principles of environmental assessment is provided in the Russian Federation, the directions of environmental assessment in agriculture.

Положительная рецензия представлена А. Н. Митиным, доктором экономических наук, профессором, заведующим кафедрой теории и практики управления Уральского государственного юридического университета.

Цель и методика исследования. Целью исследования является анализ формирования и развития института экологической экспертизы в системе экологического законодательства, направлений экологической экспертизы в сельском хозяйстве.

Методы исследования: исторический, эколого-правовой, логический.

Результаты исследования. Термин «экспертиза» происходит от латинского «опытный». Под ним понимается исследование специалистом (экспертом) каких либо вопросов, решение которых требует специальных познаний в области науки, техники, искусства.

Экспертные оценки представляют собой количественные или порядковые оценки процессов или явлений, не поддающихся непосредственному измерению, а потому обосновываются на суждениях специалистов.

Как сказанов ст. 1 Федерального закона «Об экологической экспертизе » от 23 ноября 1995 года [1], экологическая экспертиза - это установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.

Становление института экологической экспертизы началось в 70-х годах XX века сначала в США и Канаде (первым законом, целенаправленно регулирующим деятельность в данной области, был Закон об экологической экспертизе, принятый в США в 1969 году), затем в странах Западной Европы (в Швеции в 1969 и 1981 гг., в Германии и во Франции в 1976 г.) и в Японии (в 1973 и 1988 гг.), а в начале 80-х годов - в восточноевропейских странах и СССР.

Функционирование государственной экологи ческой экспертизы в нашей стране началось с образованием в 1988 году Государственного комитета СССР по охране природы и системы аналогичных территориальных органов государственного управления в регионах страны.

Хотя в структурах Госплана и Госстроя, отраслевых министерствах существовали экспертные подразделения, призванные проверять соблюдение разработчиками проектов действующих норм и правил, в том числе и в области охраны окружающей природной среды, но эти подразделения учитывали в первую очередь интересы ведомств, зачастую противоречащие экологическим интересам общества.

Эффективность экологической экспертизы сейчас, как и в период ее возникновения, во многом зависит от уровня развития действующего законода-

тельства, предусматриваемой им системы социально-правовых гарантий.

Анализ правового регулирования тех лет, дает основание говорить, что отношения в области экологической экспертизы регламентировались значительным, но не упорядоченным массивом правовых норм, которые содержались в законодательных и подзаконных актах общесоюзного, республиканского, ведомственного и локального назначения.

Совокупность таких актов условно можно было подразделить на комплексные (по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, планированию, проектированию, строительству) и дифференцированные (определяющие порядок проведения экологической экспертизы строительных, других объектов, правовой статус эколо-го-экспертных органов, функциональное назначение, полномочия эколого-экспертных структур, порядок привлечения специалистов для проведения экспертизы в качестве экспертов).

Следует признать, что в «те годы такой массив нормативных актов скорее образовывал некий конгломерат правовых норм, регулирующих разнообразные отношения по экологической экспертизе, чем логичную, стройную, последовательную систему» [2]. На этом этапе не было той правовой основы, которая бы была необходима для функционирования экспертизы, многие нормативные акты носили временный характер.

К примеру, «Временная инструкция о порядке проведения государственной экологической экспертизы», принятая Госкомприроды СССР в августе 1990 года. Практика, однако, свидетельствует, что нет ничего стабильней ,чем временные , а тем более ведомственные акты. Увы, не нашли своей реализации в жизни и требования постановления Верховного Совета СССР «О соблюдении требований законодательства об охране природы и рациональном использовании природных ресурсов» от 3 июля 1985 года в части выполнения Советом Министров СССР поручения об установлении порядка проведения обязательной экологической экспертизы новой техники, технологии и материалов, а так же проектов на строительство, реконструкцию и техническое перевооружение народнохозяйственных объектов.

Не принесло реальных результатов принятие постановления Совета Министров СССР «Об усилении роли экспертиз проектов на строительство крупных народнохозяйственных объектов в целях предупреждения отрицательных экологических последствий» от 26 мая 1987 г. [2].

Для регулирования отношений по проведению экологической экспертизы необходим был единый закон, который бы учел максимум интересов обще-

ства, гарантировал возможность быть не только наблюдателем за проведением экспертизы, но и непосредственным участником при решении вопросов, затрагивающих экологические права человека.

В связи с этими задачами и был принят Федеральный закон № 174-ФЗ от 23 ноября 1995 г. «Об экологической экспертизе», который стал крупномасштабным законодательным актом, регулирующим отношения, прежде всего, в области экологизации хозяйственной деятельности.

Как отмечал профессор М. М. Бринчук [3], «если иметь в виду роль экологической экспертизы-как гаранта обеспечения учета экологических требований при планировании экологически опасной хозяйственной деятельности и принятии решений, представляется важным вопрос о принципах проведения государственной экологической экспертизы. Последовательное их соблюдение в процессе ее организации и проведения - основное требование и условие эффективности экологической экспертизы в обеспечении реализации экологического права».

Законом установлено два вида экологической экспертизы: государственная и общественная.

Рассмотрим содержание принципов, определенных в законе «Об экологической экспертизе».

Принцип презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности означает, что при оценке материалов, являющихся объектом экологической экспертизы должны исходить из того, что реализация соответствующей деятельности может повлечь вредные воздействия на окружающую природную среду.

Принцип обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации соответствующего объекта адресован заказчику планируемой деятельности и органам государственной экологической экспертизы. Для заказчика это означает, что он не вправе принять решение о реализации планируемой деятельности и осуществлять ее, если она в соответствии со ст. 11 и 12 Федерального закона «Об экологической экспертизе» представляет собой объект государственной экологической экспертизы. До принятия решения он обязан представить материалы на такую экспертизу согласно п. 1 ст. 14 этого Закона.

Принцип комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственный и иной деятельности и его последствий.

Этот принцип обязывает органы комиссии государственной экологической экспертизы оценить полноту видов и масштабов воздействий на природную среду в процессе реализации объекта экологической экспертизы.

Принцип обязательности учета требований экологической безопасности. Как минимум, он обязывает

субъектов эколого-экспертного процесса обеспечить соблюдение нормативов качества окружающей природной среды, устанавливаемых на уровнях, безопасных для здоровья человека, объектов животного и растительного мира, правовых экологических требований к размещению, проектированию, строительству, эксплуатации объектов, влияющих на состояние окружающей природной среды, и в конечном счете права каждого на благоприятную окружающую среду [3].

Принцип достоверности и полноты информации, представляемой экологическую экспертизу, обязывает заказчика, прежде всего, обеспечить представление достоверных и полных сведений об объекте экспертизы. Достоверной является бесспорная информация, не вызывающая сомнений, неискаженная, соответствующая требованиям законодательства, других нормативно-правовых актов и нормативно-технических документов, с учетом специфики объекта экспертизы, подтверждаемая путем проведения лабораторных исследований или специальной экспертизы либо иным способом, установленным законодательством Российской Федерации. Полной считается информация об объекте, передаваемая на экологическую экспертизу в объеме, в котором может и должен обладать ею заказчик планируемой деятельности для того, чтобы выполнить адресованные ему требования законодательства об охране окружающей природной среды. Если объект экологической экспертизы несет конфиденциальную информацию (государственную, производственную и иную установленную законом тайну), требование о полноте представления информации выполняется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации - Законом Российской Федерации «О государственной тайне» от 21 июля 1993 года [4] (ст. 7 - содержатся сведения, не подлежащие засекречиванию, в том числе и сведения о состоянии экологии. Должностные лица, принявшие решение о засекречивании либо о включении сведений об экологической обстановке в носители сведений, составляющих государственную тайну, несут уголовную, административную или дисциплинарную ответственность в зависимости от причиненного обществу, государству и гражданам материального и морального ущерба. Граждане вправе обжаловать такое решение в суд.), Гражданским кодексом Российской Федерации (ст. 139) и другими нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в данной сфере.

Пунктом 5 ст. 16 Федерального закона «Об экологической экспертизе» установлена обязанность эксперта государственной экологической экспертизы обеспечивать конфиденциальность представленных ему сведений. Что же касается общественной эко-

логической экспертизы, то в соответствии со ст. 21 этого Закона она не может проводиться по объектам, сведения о которых составляют государственную, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну.

Принцип независимости экспертов при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы, что никто не вправе вмешиваться в работу эксперта, выполняемую в соответствии с требованиями законодательства об экологической экспертизе, техническим заданием на ее проведение, задачами, поставленными перед экспертом руководителем экспертной комиссии или руководителем группы.

Принцип научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы - один из основных. Каждая из его составных частей имеет собственное содержание.

Заключения экологической экспертизы должны быть научно обоснованными. Это требование касается как индивидуальных заключений экспертов, так и свободных заключений экологической экспертизы.

Принцип гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения при проведении экологической экспертизы является проявлением «демократизации российского права о защите окружающей природной среды» [5] и средством реализации права граждан благоприятную окружающую среду.

Принцип ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы адресован, в основном участникам государственной экологической экспертизы. Он означает, что в случае невыполнения ими требований организации и проведения экспертизы они будут нести ответственность, предусмотренную действующим законодательством.

Рассмотрим роль экономической экспертизы в системе правовой охраны окружающей природной среды в сельском хозяйстве.

До настоящего времени традиционно считалось, что основные нарушители природного равновесия -промышленность и транспорт, а возможное вредное влияние сельского хозяйства на окружающую среду недооценивалось. Вместе с тем сельское хозяйство - это сфера активного взаимодействия общества и природы, в процессе которого (на базе технического и научного прогресса) видоизменяются естественные экосистемы, создаются новые агрозооэкосисте-мы, предназначенные для удовлетворения потребностей общества в продовольственных и сырьевых ресурсах [6]. Никакая другая отрасль материального производства не связана так с использованием природных ресурсов, как сельское хозяйство. Поэтому

его необходимо рассматривать как огромный, постоянно действующий механизм охраны, культивирования живых природных богатств и подходить к нему надо еще под одним углом зрения - охраны окружающей среды.

В сельском хозяйстве уровень общественного производства зависит главным образом от формы соединения рабочей силы с основным, причем весьма специфичным средством производства - землей, с ее плодородием и теми биологическими процессами, которые в ней происходят. Эта особенность сельского хозяйства - зависимость от природно-климатических факторов - носит постоянный и устойчивый характер. Сельское хозяйство представляет собой отрасль экономики, в которой производственный процесс тесно переплетается с природными факторами. Земля, животные и растительные организмы вписываются в круговорот расширенного воспроизводства и в кругооборот биогеоценоза, т. е. находятся в неразрывной связи с окружающей средой. Следовательно, сельское хозяйство и другие отрасли агропромышленного комплекса непосредственно используют природные ресурсы, преобразуют окружающую среду.

Использование природных ресурсов и охрану окружающей среды необходимо рассматривать как основные условия производства продуктов питания и сырья для промышленности, жизнеобеспечения сегодняшнего и последующих поколений людей. Воспроизводственный процесс в сельском хозяйстве обладает существенными особенностями по сравнению с производством в промышленности. Земельные, водные, лесные ресурсы, минеральное сырье -основные элементы в системе природопользования в сфере сельскохозяйственного производства. Поэтому и эффективность сельскохозяйственной деятельности, характер ее воздействия на природу во многом зависят от организации рационального природопользования, поддержания процесса постоянного возобновления природных ресурсов и охраны окружающей среды.

В прошедшем столетии в результате внедрения в сельское хозяйство индустриальных методов производства изменилось соотношение сил между природой и этой отраслью экономики. Применение сложной и тяжелой машинной техники, химизация производства, мелиорация земель, концентрация производства, особенно в животноводстве, сделали природу весьма уязвимой перед лицом современного сельскохозяйственного производителя. Именно с развитием сельского хозяйства связаны рост дефицитности водных ресурсов на обширных территориях нашей страны, уменьшение видового разнообразия растительного и животного мира, засоление, заболачивание и истощение почв, накопление в почве

и воде ряда особо стойких и опасных загрязнителей природной среды.

В зависимости от региона доля того или иного источника загрязнения может значительно колебаться. В последние годы на заметное место по загрязнению выдвинулось сельское хозяйство. Это объясняется тремя обстоятельствами.

Первое - строительство животноводческих ферм и комплексов при отсутствии или несовершенстве очистки образующихся навозосодержащих отходов, сточных вод и их утилизация. Второе - нарушение норм и санитарных правил применения минеральных удобрений и ядохимикатов. Третье - реконструкцией животноводческих комплексов и птицефабрик, разрушенных в 90-х годах без проведения государственной экологической экспертизы и без соблюдения экологических требований. Указанные источники причиняют значительный ущерб не только почвенному плодородию, но и становятся причиной отравления животного мира, загрязнения вод и атмосферного воздуха, что в конечном итоге сказывается на состоянии окружающей среды в целом и представляет потенциальную опасность для здоровья людей.

Интенсивное и разностороннее воздействие сельского хозяйства на окружающую среду объясняется не только растущим потреблением природных ресурсов, необходимых для непрерывного роста аграрного производства, но и образованием значительных отходов и сточных вод от животноводческих ферм, комплексов, птицефабрик и других сельскохозяйственных объектов. Например, один только свиноводческий комплекс на 100 тыс. голов или комплекс крупного рогатого скота на 35 тыс. голов могут дать загрязнение, равное загрязнению окружающей среды, производимому крупным промышленным центром с населением 400-500 тыс. человек. Поэтому очень важно обратить внимание на строительство очистных сооружений на фермах, причем оно должно производиться опережающими темпами с соответствующим экологическим обоснованием, в частности, посредством проведения экологической экспертизы.

Предприятия, объединения, организации и граждане, ведущие сельское хозяйство, обязаны выполнять комплекс мер по охране почв, водоемов, лесов, ной растительности, животного мира от вредного воздействия стихийных сил природы, побочных последствий применения сложной сельскохозяйственной техники, химических веществ, мелиоративных работ и других факторов, ухудшающих состояние окружающей природной среды, причиняющих вред здоровью человека.

Животноводческие фермы и комплексы, предприятия, перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию, должны иметь необходимые санитарно-защитные зоны и очистные сооружения, исключаю-

щие загрязнение почв, поверхностных и подземных вод, поверхностей водосборов водоемов и атмосферного воздуха.

Задачи рационального природопользования и охраны окружающей среды в процессе современного сельскохозяйственного производства формулируются в праве в четких и конкретных правовых требованиях. Правовое регулирование общественных отношений в области охраны окружающей среды в целом распространяется и на сельское хозяйство. Правовая охрана окружающей среды в сельском хозяйстве осуществляется в следующих направлениях. Это, во-первых, установление соответствующих прав и обязанностей субъектов аграрного производства. Во-вторых, усиление экономической заинтересованности сельскохозяйственных организаций в реализации экологических требований. В-третьих, организация экологического контроля за выполнением природоохранительных мероприятий. В-четвертых, возложение юридической ответственности за нарушение экологического законодательства.

Основу механизма правового регулирования природоохранительной деятельности в сельском хозяйстве составляют нормы экологического законодательства.

В числе базовых природоохранительных норм, служащих основой для экологизации правового регулирования сельскохозяйственной деятельности, следует назвать ст. 42, 43 ФЗ «Об охране окружающей среды» [7].

ФЗ «Об экологической экспертизе» в статьях 11, 12 устанавливает перечень объектов, подлежащих обязательной экологической экспертизе лишь на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации. Каких-либо конкретных объектов сельского хозяйства в нем не указано.

Директивой Совета европейского сообщества 85/337/ЕЭС «Об оценке воздействия на окружающую природную среду отдельных государственных и частных проектов» были обозначены проекты, включающие в себя экологически опасные производства, требующие обязательной экологической экспертизы, и проекты, которые могут быть подвергнуты экологической экспертизе при определении экологической опасности в процессе проведения оценки воздействия.

Сельское хозяйство отнесено к проектам, требующим экологической экспертизы при значительных воздействиях на окружающую среду: в том числе:

проекты землепользования; проекты использования невозделанных земель или слабоосвоенных территорий для интенсификации сельского хозяйства;

— проекты водопользования;

— лесонасаждение в тех случаях, когда оно может обусловить серьезные за проведение государствен-

ной экологической экспертизы в 2016 году составило 1182,036 тыс. рублей.

Департамент лесного хозяйства Свердловской области проводит государственную экспертизу проектов освоения лесов. В 2016 году проведена государственная экспертиза 367 проектов освоения лесов (в 2015 году - 369).

За 2016 год Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу рассмотрено 1175 проектов нормативов предельно допустимых выбросов, из них: утверждено - 471, отклонено - 704; выдано 273 разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух; выдано 2 разрешения с установленными лимитами на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух для ПАО «Надеж-динский металлургический завод», ООО «СУАЛ-Кремний-Урал»; согласовано 109 проектов нормативов допустимого сброса веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей; выдано 92 разрешения на сброс загрязняющих веществ со сточными водами; рассмотрен 351 проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также 925 технических отчетов о неизменности производственного процесса; установлено 165 лимитов на размещение отходов.

За 2016 год Министерством природных ресурсов и экологии Свердловской области выдано 255 разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для стационарных источников, находящихся на объектах, не подлежащих федеральному экологическому надзору. Поступление средств в областной бюджет за их выдачу составило 844,8 тыс. рублей.

В 2016 году Постановлением Правительства Свердловской области от 12 октября 2016 г. № 720-ПП «Об установлении срока поэтапного достижения предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для общества с ограниченной ответственностью "СУАЛ-Кремний-Урал" установлен срок достижения предельно допустимых выбросов ООО "СУАЛ-Кремний-Урал"».

В 2016 году Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу предоставлено 243 лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-1У классов опасности.

Приведенная информация свидетельствует о том, что в Свердловской области институт экологической экспертизы действует и вносит свой вклад в сохранение окружающей среды.

Выводы. Проведение экологической экспертизы хозяйственной деятельности в аграрном секторе экономики вызвано тем, что сельское хозяйство обладает рядом особенностей, которые влияют на экологич-ность производства [9]. Это:

1. органическая связь ведения производства с использованием земли и природной среды (ландшафтов);

2. зависимость ритма и результатов производства, сроков и методов технологий от региональных и местных природно-климатических условий;

3. сезонность производства и воздействия на природную среду;

4. устойчивость к длительной антропогенной нагрузке на природную среду, техногенному загрязнению;

5. исторически сложившиеся местные и региональные традиции в жизни и производства может, как привести к огромным потерям для самого сельского хозяйства, так и причинить трудновосполни-мый ущерб окружающей среде.

Тем не менее, на практике решение этого кардинального вопроса отодвигается на второй план. Экологические требования столь существенны и принципиально важны, что, не соблюдая их, нельзя говорить об экономической эффективности аграрного производства. Ведь ни наука и техника, ни базирующаяся на них технология сельскохозяйственного производства не дадут обществу ожидаемый конечный социально-экономический эффект, если нанесут природе экологический ущерб. Для сельского хозяйства это имеет особо важное значение, поскольку данная отрасль общественного производства, как никакая другая, тесно связана с живыми и неживыми объектами природы. Поэтому мелиорация, химизация, механизация и другие направления развития сельского хозяйства могут приумножить силу земли, повысить ее продуктивность, если проводить их с учетом экологических требований [10].

Этим же целям служит институт экологической экспертизы как эффективный инструмент государственного экологического контроля [11].

Литература

1. Об экологической экспертизе : федеральный закон № 174-ФЗ от 23 ноября 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4556.

2. Андрейцев В. И. Экологическая экспертиза: проблемы организации и кодификации законодательства // Советское государство и право. 1991. № 7. С. 100.

3. Бринчук М. М. Правовой институт экологической экспертизы и ее принципы // Журнал Российского права. 1998. № 9. С. 23-32.

Экономика ^Ф/

4. О государственной тайне : федеральный закон от 21 июля 1993 года // СЗ РФ. 1995. № 8. Ст. 609.

5. Завидов Б. Д., Курцев Н. П. Краткий комментарий законодательства об экологической экспертизе // Экологическое право. 1998. № 1. С. 6.

6. Аграрное право : учебное пособие / под общ. ред. С. А. Боголюбова. М., 2000. С. 352.

7. Об экологической экспертизе : федеральный закон №7-ФЗ от 10 января 2002 г. // СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 133.

8. О состоянии и об охране окружающей среды Свердловской области в 2016 году : государственный доклад // Областная газета. 21.09.2017 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Воронин Б. А. Аграрно-правовая наука России: история и современность : монография. Екатеринбург, 1998. С. 11.

10. Воронин Б. А. Актуальные проблемы аграрно-правовой науки в Российской Федерации : монография. Екатеринбург, 2000. С. 40-47.

11. Воронин Б. А. Правовое регулирование охраны окружающей среды при проектировании предприятий, сооружений и иных объектов : дис. ... канд. юрид. наук. Уфа, 1994.

References

1. On environmental assessment : federal law № 174-FZ ofNovember 23, 1995 // CL of RF. 1995. № 48. Art. 4556.

2. Andreytsev V. I. Environmental assessment: problems of the organization and codification of the legislation // Soviet state and right. 1991. № 7. P. 100.

3. Brinchuk M. M. Legal institute of environmental assessment and its principles // Magazine of Russian law. 1998. № 9. P. 23-32.

4. On the state secret : federal law of July 21, 1993 // CL of RF. 1995. № 8. Art. 609.

5. Zavidov B. D., Kurtsev N. P. Short comment of the legislation on environmental assessment // Ecological right. 1998. № 1. P. 6.

6. Agrarian right : the manual / ed. by S. A. Bogolyubov. M., 2000. P. 352.

7. On environmental assessment: federal law № 7-FZ of January 10, 2002 // CL of RF. 2002. № 2. Art. 133.

8. On a state and On environmental protection of Sverdlovsk region in 2016 : state report // Regional newspaper. 9/21/2017.

9. Voronin B.A. Agrarian and legal science of Russia: history and present : monograph. Ekaterinburg, 1998. P. 11.

10. Voronin B.A. Current problems of agrarian and legal science in the Russian Federation : monograph. Ekaterinburg, 2000. P. 40-47.

11. Voronin B.A. Legal regulation of environmental protection at design of the enterprises, constructions and other objects : dis. ... cand. of law sci. Ufa, 1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.