Научная статья на тему 'Экономико-правовые основы обеспечения экологической безопасности российского государства'

Экономико-правовые основы обеспечения экологической безопасности российского государства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
561
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Воронин Б. А., Круглов В. В., Воронина А. Б.

В статье проведен краткий анализ состояния и развития экологического законодательства, направленного на обеспечение экологической безопасности российского государства в современных геополитических и геоэкономических условиях. Целью исследований являлся аналитический обзор правовых актов, определяющих стратегию экологического развития российского государства в современных социально-экономических условиях. Анализ содержания Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 г. свидетельствует, что текущее состояние окружающей среды на территории страны оценивается как неблагополучное. В городах с высоким и очень высоким уровнем загрязнения воздуха проживает 17,1 млн. человек. Это 17 % городского населения России. От 30 до 40 % граждан регулярно пользуются водой, не соответствующей гигиеническим нормативам. Ежегодно образуется примерно 4 млрд. т отходов производства и потребления, из которых 55-60 млн. т твердые коммунальные отходы. Сохраняется повышенное радиоактивное загрязнение, в т. ч. в результате проведения испытаний ядерного оружия. К глобальным вызовам экологической безопасности относятся последствия изменения климата на планете, рост потребления природных ресурсов при сокращении их запасов, сокращение биологического разнообразия и пр. Все эти факторы объективно востребуют более системного и ответственного отношения органов власти всех уровней, а также общества к решению экологических проблем и обеспечению экологической безопасности Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Воронин Б. А., Круглов В. В., Воронина А. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономико-правовые основы обеспечения экологической безопасности российского государства»

Аграрный вестник Урала № 12 (166), 2017 г. - <

УДК 338

ЭКОНОМИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА

Б. А. ВОРОНИН,

доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой, Уральский государственный аграрный университет

(620075, г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, д. 42),

В. В. КРУГЛОВ,

доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой, А. Б. ВОРОНИНА,

магистрант, Уральский государственный юридический университет

(620137, г. Екатеринбург, ул. Комсомольская, д. 21)

Ключевые слова: Российская Федерация, государственная политика, экологическая безопасность, экологическое законодательство, стратегическое планирование.

В статье проведен краткий анализ состояния и развития экологического законодательства, направленного на обеспечение экологической безопасности российского государства в современных геополитических и геоэкономических условиях. Целью исследований являлся аналитический обзор правовых актов, определяющих стратегию экологического развития российского государства в современных социально-экономических условиях. Анализ содержания Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 г. свидетельствует, что текущее состояние окружающей среды на территории страны оценивается как неблагополучное. В городах с высоким и очень высоким уровнем загрязнения воздуха проживает 17,1 млн. человек. Это 17 % городского населения России. От 30 до 40 % граждан регулярно пользуются водой, не соответствующей гигиеническим нормативам. Ежегодно образуется примерно 4 млрд. т отходов производства и потребления, из которых — 55-60 млн. т твердые коммунальные отходы. Сохраняется повышенное радиоактивное загрязнение, в т. ч. в результате проведения испытаний ядерного оружия. К глобальным вызовам экологической безопасности относятся последствия изменения климата на планете, рост потребления природных ресурсов при сокращении их запасов, сокращение биологического разнообразия и пр. Все эти факторы объективно востребуют более системного и ответственного отношения органов власти всех уровней, а также общества к решению экологических проблем и обеспечению экологической безопасности Российской Федерации.

ECONOMIC AND LEGAL FRAMEWORKS FOR ENSURING ENVIRONMENTAL SAFETY OF THE RUSSIAN STATE

B. A. VORONIN,

doctor of law, professor, head of department, Ural State Agrarian University

(42 K. Libknehta Str., 620075, Ekaterinburg),

V. V. KRUGLOV,

doctor of law, professor, head of department, A. B. VORONINA,

graduate student, Ural State Law University

(21 Komsomolskaya Str., 620137, Ekaterinburg)

Keywords: Russian Federation, state policy, environmental safety, environmental legislation, strategic planning. The article provides a brief analysis of the state and development of environmental legislation aimed at ensuring the environmental security of the Russian state in the current geopolitical and geo-economic conditions. The aim of the research was an analytical review of legal acts that determine the strategy of the Russian state's ecological development in modern socioeconomic conditions. An analysis of the contents of the Strategy for Ecological Safety of the Russian Federation for the period up to 2025 shows that the current state of the environment in the country is assessed as unfavorable. 17.1 million people live in cities with a high and very high level of air pollution. This is 17 % of the urban population of Russia. From 30 to 40 % of citizens regularly use water that does not meet hygiene standards. Annually about 4 billion tons of production and consumption waste are generated, of which 55-60 million tons are solid municipal waste. The increased radioactive contamination, including as a result of nuclear weapons tests, is preserved. The global challenges to environmental security include the effects of climate change on the planet, increased consumption of natural resources while reducing their reserves, reducing biological diversity, etc. All these factors objectively require a more systematic and responsible attitude of authorities at all levels and society to address environmental problems and ensuring the environmental safety of the Russian Federation.

Положительная рецензия представлена Ф. М. Раяновым, доктором юридических наук, профессором, членом-корреспондентом Академии наук Республики Башкортостан.

86

www. a vu.usaca. ru

Аграрный вестник Урала № 12 (166), 2017 г. - <

Ш

Цель исследований — аналитический обзор правовых актов, определяющих стратегию экологического развития российского государства в современных социально-экономических условиях.

Методы исследований: юридический; логический (анализ и синтез); диалектический.

Результаты исследований.

В Российской Федерации завершается Год экологии, проводимый в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 7 от 5 января 2016 г. [1].

Год экологии проводится с целью привлечения внимания общества к вопросам экологического развития Российской Федерации, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности.

Следует отметить, что за последние годы органы государственной власти Российской Федерации стали уделять серьезное внимание к созданию необходимых правовых условий для рационального использования природных ресурсов и сохранения окружающей среды.

Так, Федеральным законом № 226-ФЗ от 23 июля 2013 г. [2] внесены изменения в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10 января 2002 г. [3], касающиеся охраны озонового слоя атмосферы. Важные изменения в Федеральный закон № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды» внесены Федеральным законом № 219-ФЗ от

21.07.2014 г. [4].

Эти изменения направлены на снижение негативного воздействия на окружающую среду.

Наряду с внесением изменений и дополнений в Федеральный закон № 7-ФЗ от 10.01.2002 г., который является головным правовым актом в системе экологического законодательства, Федеральный закон № 219-ФЗ от 21.07.2014 г. внес изменения или дополнения в такие Федеральные законы, как «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ от 24 июня 1998 г. [5]; «Об экологической экспертизе» № 174-ФЗ от 23 ноября 1995 г. [6]; часть первую Налогового кодекса Российской Федерации [7]; «Об охране атмосферного воздуха» № 96-ФЗ от 4 мая 1999 г. [8]; часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации [9]; Гражданский кодекс Российской Федерации [10]; Кодекс Российской Федерации Об административных правонарушениях [11]; «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» № 294-ФЗ от 26 декабря 2008 г. [12].

К рассматриваемому Федеральному закону необходимо добавить Федеральный закон № 404-ФЗ от

29.12.2015 г., вступивший в силу с 01.01.2016 г., за исключением отдельных статей, которые будут действовать с 01.01.2019 г. Этот Федеральный закон так-

же внес изменения в Федеральный закон № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. в части по вопросам платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Внесены изменения в Федеральный закон № 89-ФЗ от 24 июня 1998 г. «Об отходах производства и потребления» в части требования к лицам, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-1У классов опасности.

Также внесены изменения: Жилищный кодекс Российской Федерации, Федеральные законы № 416-ФЗ от 7 декабря 2011 г. «О водоснабжении и водоот-ведении» [14]; «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. [15].

Экологическое законодательство ежегодно развивается и совершенствуется с учетом экологической обстановки в стране, причем, принимаются правовые акты, имеющие стратегический характер и ориентированные на длительную перспективу.

К таким правовым актам относятся: Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 г., утвержденные Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 г. [16], а также План действий по реализации основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 г. утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации № 2423-р от 18.12.2012 г. [17].

Разработка настоящих Основ обусловлена необходимостью обеспечения экологической безопасности при модернизации экономики и в процессе инновационного развития.

Необходимо отметить, что экологическая ситуация в современной России характеризуется высоким уровнем антропогенного воздействия на природную среду и значительными экологическими последствиями прошлой экономической деятельности.

Эти факторы в Год экологии повлияли на принятие указа Президента Российской Федерации № 176 от 19 апреля 2017 г. «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 г.» [18].

Экологическая безопасность Российской Федерации является составной частью национальной безопасности. Настоящая Стратегия — документ стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, определяющий основные вызовы и угрозы экологической безопасности, цели, задачи и механизмы реализации государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности.

Правовую основу настоящей Стратегии составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О страте-

ммм. а vu.usaca.ru

87

Аграрный вестник Урала № 12 (166), 2017 г. - <

гическом планировании в Российской Федерации» и другие Федеральные законы, Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 г., утвержденные Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 г., и иные нормативные правовые акты.

Настоящая Стратегия является основой для формирования и реализации государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности на федеральном, региональном, муниципальном и отраслевом уровнях.

Для успешной реализации Стратегии необходимо учитывать вызовы и угрозы экологической безопасности.

К глобальным вызовам экологической безопасности относятся:

а) последствия изменения климата на планете, которые неизбежно отражаются на жизни и здоровье людей, состоянии животного и растительного мира, а в некоторых регионах становятся ощутимой угрозой для благополучия населения и устойчивого развития;

б) рост потребления природных ресурсов при сокращении их запасов, что на фоне глобализации экономики приводит к борьбе за доступ к природным ресурсам и оказывает негативное воздействие на состояние национальной безопасности Российской Федерации;

в) негативные последствия ухудшения состояния окружающей среды, включая опустынивание, засуху, деградацию земель и почв;

г) сокращение биологического разнообразия, что влечет за собой необратимые последствия для экосистем, разрушая их целостность.

К внутренним вызовам экологической безопасности относятся:

а) наличие густонаселенных территорий, характеризующихся высокой степенью загрязнения окружающей среды и деградацией природных объектов;

б) загрязнение атмосферного воздуха и водных объектов вследствие трансграничного переноса загрязняющих, в том числе токсичных и радиоактивных, веществ с территорий других государств;

в) высокая степень загрязнения и низкое качество воды значительной части водных объектов, деградация экосистем малых рек, техногенное загрязнение подземных вод в районах размещения крупных промышленных предприятий;

г) увеличение объема образования отходов производства и потребления при низком уровне их утилизации;

д) наличие значительного количества объектов накопленного вреда окружающей среде, в том числе

территорий, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению;

е) усиление деградации земель и почв, сокращение количества видов растений;

ж) сокращение видового разнообразия животного мира и численности популяций редких видов животных;

з) высокая степень износа основных фондов опасных производственных объектов и низкие темпы технологической модернизации экономики;

и) низкий уровень разработки и внедрения экологически чистых технологий;

к) существенная криминализация и наличие теневого рынка в сфере природопользования;

л) недостаточное финансирование государством и хозяйствующими субъектами мероприятий по охране окружающей среды;

м) нецелевое и неэффективное использование средств, поступающих в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в качестве платы за негативное воздействие на окружающую среду, возмещения вреда, причиненного окружающей среде, административных штрафов и других экологических платежей и налогов;

н) низкий уровень экологического образования и экологической культуры населения.

Внешними угрозами экологической безопасности являются трансграничные загрязнения атмосферного воздуха, лесные пожары, перераспределение стока трансграничных водотоков, создание препятствий для миграции животных, в том числе водных, несанкционированная добыча (вылов) водных биологических ресурсов, отстрел мигрирующих видов животных, перемещение на территорию Российской Федерации зараженных организмов, способных вызвать эпидемии (эпизоотии, эпифитотии) различного масштаба.

На фоне усиления глобальной конкуренции возможны ведение экологически неоправданной хозяйственной и иной деятельности и попытки размещения на территории Российской Федерации экологически опасных производств, а также отходов производства и потребления недобросовестными иностранными или транснациональными бизнес-структурами. Высока вероятность импорта продукции, представляющей повышенную опасность для окружающей среды, жизни и здоровья людей, как в товарном виде, так и после утраты потребительских свойств.

В условиях проведения в отношении Российской Федерации политики сдерживания формируется угроза ограничения доступа к иностранным экологически чистым инновационным технологиям, материалам и оборудованию.

Проблемам рационального использования природных ресурсов и сохранности окружающей сре-

88

ммм. а уи.иваса. ги

»- Аграрный вестник Урала №12(166), 2017 г. - < JfJ^^l ^^

Экономика ^

ды посвящено значительное количество научных Как отмечено в Стратегии, в числе механизмов публикаций. реализации государственной политики в рассматри-

Среди авторов этих работ отметим научные труды ваемой сфере — создание системы экологического докторов юридических наук, профессоров С. А. Бо- аудита, информирование населения и организаций голюбова, М. М. Бринчука, Б. А. Воронина [19-22], об опасных гидрометеорологических и гелиогеофи-А. К. Голиченкова, О. Л. Дубовик, В. В. Круглова, зических явлениях, о состоянии окружающей среды О. И. Крассова. и ее загрязнении, внедрение комплексных экологи-

Выводы. ческих разрешений в отношении экологически опас-

Рассмотренные в настоящей статье отдельные ных производств, использующих наилучшие доступ-правовые акты российского экологического законо- ные технологии. Предусматривается создание и раз-дательства свидетельствуют о серьезном внимании витие системы экологических фондов. органов государственной власти к обеспечению Очевидно, что необходима активизация действий правовыми и экономическими средствами экологи- государства и общества в области экологического ческой безопасности государства. развития экономики и других сфер, оказывающих

негативное воздействие на сохранение окружающей природной среды. Литература

1. О проведении в РФ Года экологии : Указ Президента РФ № 7 от 05.01.2016 г.

2. О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты РФ : Федеральный закон № 226-ФЗ от 23 июля 2013 г. // Российская газета. 26.07.2013.

3. Об охране окружающей среды : Федеральный закон № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. // Собрание законодательства РФ. 2002. № 2. Ст. 133.

4. О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты РФ : Федеральный закон № 219-ФЗ от 21.07.2014 г. (с изменениями и дополнениями) // Российская газета. 25.07.2014.

5. Об отходах производства и потребления : Федеральный закон № 89-ФЗ от 24.06.1998 г. // Собрание законодательства РФ. 1998. № 26. Ст. 3009.

6. Об экологической экспертизе : Федеральный закон № 174-ФЗ от 23 ноября 1995 г. // Собрание законодательства РФ. 1995. № 48. Ст. 4556.

7. Часть первая Налогового кодекса РФ // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3824.

8. Об охране атмосферного воздуха : Федеральный закон № 96-ФЗ от 4 мая 1999 г. // Собрание законодательства РФ. 1999. № 18. Ст. 2222.

9. Часть вторая Налогового кодекса РФ // Собрание законодательства РФ. 2000. № 332. Ст. 3340.

10. Гражданский кодекс РФ // Собрание законодательства. 2005. № 1. Ст. 16.

11. Кодекс РФ Об административных правонарушениях // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1. Ст. 2005.

12. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля : Федеральный закон № 294-ФЗ от 26.12.2008 г. // Собрание законодательства РФ. 2008. № 52. Ст. 6249.

13. Жилищный кодекс РФ // Собрание законодательства РФ. 2005. № 1. Ст. 14.

14. О водоснабжении и водоотведении : Федеральный закон № 416-ФЗ от 07.12.2011 г. // Собрание законодательства РФ. 2011. № 50. Ст. 7358.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Об образовании в РФ : Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. // Собрание законодательства РФ. 2012. № 53. Ст. 7598.

16. Основы государственной политики в области экологического развития РФ на период до 2030 г. [Электронный ресурс]. URL : http://base.garant.ru/70169264.

17. О плане действий по реализации Основ государственной политики в области экологического развития РФ на период до 2030 г. : Распоряжение Правительства РФ № 2423-р от 18.12.2012 г. // Российская газета. 2012. [Электронный ресурс]. URL : https://rg.ru/2012/12/25/ekoplan-site-dok.html.

18. О стратегии экологической безопасности РФ на период до 2025 г. : Указ Президента РФ № 176 от 19.04.2017 г. [Электронный ресурс]. URL : http://www.kremlin.ru/acts/bank/41879.

19. Donnik I., Voronin B., Loretts O. Production of Organic Agricultural Products is an Important Area of "Green" Economy // Indian Journal of Science and Technology. 2016. Vol. 9 (14).

20. Воронин Б. А., Донник И. М., Круглов В. В., Воронина Я. В. Организационно-правовые и экономические механизмы рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды в сельском хозяйстве // Аграрный вестник Урала. 2017. № 8. С. 10-17.

www.avu.usaca.ru Qg

» - Аграрный вестник Урала № 12 (166), 2017 г. - < (jjviS

_Экономика —*'

21. Воронин Б. А. Экологическая безопасность страны : монография. Актуальные проблемы национальной безопасности России. Екатеринбург : Изд-во УрГСХА, 2010. С. 13-41.

22. Воронин Б. А., Целищев Н. Н. Экологические проблемы населения страны. Геополитическая безопасность России: история и современность : мат. 2-й Всероссийской научн.-практ. конф. Екатеринбург, 2014. С.31-40.

References

1. On the holding of the Year of Ecology in the Russian Federation : Decree of the President of the Russian Federation No. 7 of January 5, 2016.

2. On Amendments to the Federal Law "On Environmental Protection" and certain legislative acts of the Russian Federation : Federal Law No. 226-FZ of July 23, 2013 // Russian Gazette. 26.07.2013.

3. On Environmental Protection : Federal Law No. 7-FZ of 10.01.2002 // Collected Legislation of the Russian Federation. 2002. No. 2. Art. 133.

4. On the introduction of changes to the Federal Law "On Environmental Protection" and certain legislative acts of the Russian Federation : Federal Law No. 219-FZ of July 21, 2014 (with amendments and additions) // Russian Gazette. 25.07.2014.

5. On production and consumption wastes : Federal Law No. 89-FZ of 24.06.1998 // Collection of Legislation of the Russian Federation. 1998. No. 26. Art. 3009.

6. On environmental impact assessment : Federal Law No. 174-FZ of November 23, 1995 // Collected Legislation of the Russian Federation. 1995. No. 48. Art. 4556.

7. Part one of the Tax Code of the Russian Federation // Collection of the legislation of the Russian Federation. 1998. No. 31. Art. 3824.

8. On the protection of atmospheric air : Federal Law No. 96-FZ of May 4, 1999 // Collection of Legislation of the Russian Federation. 1999. No. 18. Art. 2222.

9. Part Two of the Tax Code of the Russian Federation // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2000. No. 332. Art. 3340.

10. Civil Code of the Russian Federation // Collection of Legislation. 2005. No. 1. Art. 16.

11. Code of the Russian Federation on administrative violations // Collection of legislation of the Russian Federation. 2002. No. 1. Art. 2005.

12. On the protection of the rights of legal entities and individual entrepreneurs in the exercise of state control (supervision) and municipal control : Federal Law No. 294-FZ of December 26, 2008 // Collected Legislation of the Russian Federation. 2008. No. 52. Art. 6249.

13. Housing Code of the Russian Federation // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2005. No. 1. Art. 14.

14. On water supply and sanitation : Federal Law No. 416-FZ of 07.12.2011 // Collection of legislation of the Russian Federation. 2011. No. 50. Art. 7358.

15. On education in the Russian Federation : Federal Law No. 273-FZ of December 29, 2012 // Collected Legislation of the Russian Federation. 2012. No. 53. Art. 7598.

16. Fundamentals of state policy in the field of environmental development of the Russian Federation for the period until 2030. [Electronic resource]. URL : http://base.garant.ru/70169264.

17. On the action plan for the implementation of the Fundamentals of State Policy in the Field of Environmental Development of the Russian Federation for the period up to 2030 : Order of the Government of the Russian Federation No. 2423-r of December 18, 2012 // Russian Gazette. 2012. [Electronic resource]. URL : https://rg.ru/2012/12/25/ ekoplan-site-dok.html.

18. On the strategy of environmental security in the Russian Federation for the period until 2025 : Presidential Decree No. 176 of April 19, 2017. [Electronic resource]. URL : http://www.kremlin.ru/acts/bank/41879.

19. Donnik I., Voronin B., Loretts O. Production of Organic Agricultural Products is an important area of the "Green" Economy // Indian Journal of Science and Technology. 2016. Vol. 9 (14).

20. Voronin B. A., Donnik I. M., Kruglov V. V., Voronina Ya. V. Organizational and legal and economic mechanisms of rational use of natural resources and environmental protection in agriculture // Agrarian Bulletin of the Urals. 2017. No. 8. P. 10-17.

21. Voronin B. A. Ecological security of the country : monograph. Actual problems of national security in Russia. Ekaterinburg : UrSA, 2010. P. 13-41.

22. Voronin B. A, Tselischev N. N. Ecological problems of the population of the country. Geopolitical Security of Russia: History and Modernity : mat. of the 2nd All-Rus. scientific-practical conf. Ekaterinburg, 2014. P. 31-40.

90

www. a vu.usaca. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.