УДК 349.41
Е.В. Менис
К ВОПРОСУ О ФОРМЕ, ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ И ПОРЯДКЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА АРЕНДЫ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА
Введение: В современной отечественной правовой системе институт договора аренды земельных участков стал комплексным правовым институтом, выступающим необходимой юридической основой для регулирования отношений, возникающих в сфере оборота земельных участков как особой разновидности недвижимого имущества. Цель: исследовать особенности правового регулирования заключения договора аренды земельного участка по итогам торгов (аукциона). Методологическая основа: диалектический метод научного познания, системный, формально-юридический, сравнительно-правовой методы исследования. Результаты: на основе анализа теоретических работ и судебной практики аргументирована авторская позиция о наличии правовых особенностей заключения договора аренды земельного участка по итогам торгов. Выводы: заключение договора аренды земельного участка регламентируется целой группой отраслей законодательства: гражданским, земельным, градостроительным, административным. Форма договора в большинстве случаев является письменной, а порядок и процедуры, предшествующие его заключению, зависят от целей заключения договора аренды земельного участка.
Ключевые слова: договор аренды, торги, земельный участок, собственность, компетенция, гражданский оборот, государственная регистрация.
E.V. Menis
ON THE QUESTION OF THE FORM, STATE REGISTRATION AND ON PROCEDURE OF THE CONCLUSION OF THE LAND LEASE CONTRACT
Background: in the modern internal legal system the institute of land lease has become an integrated legal institute which forms the necessary legal basis for regulating relations arising in the sphere of the land turnover as a special kind of real estate. Objective: the author of the article supposes to investigate the peculiarities of legal regulation of the conclusion of the land lease contract based on the results of bidding (auction). Methodology: in doing the research the following methods of study were applied: dialectical method of scientific cognition, systematic, formal-legal, comparative-legal research methods. Results: basing on the analysis of the theoretical works and judicial practice the author argues and reasons the position on availability of special aspects of the conclusion of the conclusion of the land lease contract on the basis of bidding. Conclusions: the author states that the conclusion of the land lease contract is regulated by a certain group of branches of law: civil, land, town-planning, and administrative. The form of a contract in most cases should be written, and the order and procedures prior to its conclusion depend on the objectives of the land lease contract.
Key-word: lease agreement, auction, land, property, competence, civil turnover, state registration.
© Менис Елена Владимировна, 2018
Преподаватель кафедры земельного и экологического права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected] © Menis Elena Vladimirovna, 2018
Lecturer of the Land and environmental law department (Saratov State Law Academy) 123
В современной отечественной правовой системе институт договора аренды земельных участков стал комплексным правовым институтом, выступающим необходимой юридической основой для регулирования отношений, возникающих в сфере оборота земельных участков как особой разновидности недвижимого имущества. Земельный фонд Российской Федерации в большей степени находится в государственной и муниципальной собственности и вопрос об эффективности его использования неоднократно становился одним из центральных в ходе обсуждения направлений развития территорий отдельных субъектов РФ и острой необходимости совершенствования законодательства, регулирующего оборот недвижимости. В условиях совершенствования рыночных механизмов вовлечения земельных участков в гражданский оборот договор аренды земельного участка является одним из наиболее востребованных гражданско-правовых договоров, которые облекают в правовую форму отношения временного владения и пользования земельными участками.
Основанием для возникновения права аренды земельного участка выступает сложный юридический состав, включающий в себя как акт государственного органа или органа местного самоуправления, так и договор аренды. Например, заключение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности по итогам торгов, возможно исключительно в результате наступления определенных обстоятельств и наличия ряда юридических фактов. В большинстве случаев договоры аренды земельных участков заключаются на торгах, которые проводятся в форме аукциона.
Ученые часто критически оценивают аукцион и выдвигают предложения отдать предпочтение конкурсу как способу заключения договора аренды [1, с. 17; 2, с. 12-13], однако на уровне федерального законодательства приоритетной формой предоставления государственных и муниципальных земель является аукцион. В п. 8 ст. 39.11 Земельного кодекса РФ (далее — ЗК РФ) сформулирован закрытый перечень оснований, наличие которых исключает возможность выставления земельного участка на аукцион. Так, земельный участок не может являться предметом аукциона, если: его границы подлежат уточнению; на него не зарегистрировано право государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, если такой участок образован из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена); в отношении него не определены предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции (за исключением случаев, если в соответствии с разрешенным использованием земельного участка не предусматривается возможность строительства зданий, сооружений) и т.д. Несоблюдение какого-либо из этих условий может повлечь за собой признание торгов недействительными1.
Кроме решения уполномоченного органа о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды, факта надлежащего извещения об этом общественности и признания одного из участников победителем, необходимо наличие письменно оформленных документов. Результаты аукциона оформляются протоколом, который составляет организатор аукциона в двух экземплярах, один из которых передается победителю аукциона, а второй остается у организатора аукциона. Договор аренды земельного участка направляется для подписания
1 См.: Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 5 мая 2006 г. по делу № А35-12133/05-С27. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
арендатору и если в течение 30 дней со дня направления победителю аукциона проектов указанных договоров они не были им подписаны и представлены в уполномоченный орган, организатор аукциона предлагает заключить указанные договоры иному участнику аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене предмета аукциона по цене, предложенной победителем аукциона.
Из анализа судебной практики можно сделать следующий вывод: акт государственного органа или органа местного самоуправления служит основанием для заключения договора аренды, однако сам по себе арендных правоотношений не порождает. Например, в одном из споров суд кассационной инстанции отклонил как несостоятельную ссылку подателя жалобы на то, что постановление Администрации служит основанием для последующего принятия решения о предоставлении участка для строительства и предусматривает предоставление земельного участка в аренду сроком на 49 лет. Между тем постановление Администрации не является актом, который предусмотрен законом в качестве основания для возникновения гражданских прав и обязанностей по аренде земельного участка и содержит лишь указание на возможность предоставления Обществу в будущем участка сроком на 49 лет2.
Аналогичный вопрос возникает и при прекращении договора аренды. Судебная практика подтверждает, что издание акта соответствующего органа публичной власти само по себе не влечет расторжение договора аренды. В одном из споров положения оспариваемого акта органа публичной власти об обязании органа власти субъекта РФ обеспечить расторжение договора аренды были признаны судом не противоречащими нормам ст. 450, 619 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ), но принятие постановления не влечет расторжение указанного договора и иной порядок расторжения договора не устанавливает. Правительство субъекта РФ как высший исполнительный орган субъекта РФ вправе давать указание подчиненным органам власти субъекта РФ по осуществлению расторжения договора.
Таким образом, право арендатора государственного или муниципального имущества не может быть прекращено путем принятия соответствующим органом ненормативного акта об отмене ранее принятого акта, служащего основанием для возникновения права аренды или издания ненормативного акта о передаче этого же предмета в аренду иному лицу.
Особенность правового регулирования договора аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключается в том, что он регулируется нормами гражданского, земельного, административного права, а правоотношения по приобретению на праве аренды земельных участков являются межотраслевыми [3, с. 167]. Е.С. Разина, рассматривая нормотворческие полномочия органов местного самоуправления в сфере организации и проведения торгов, а также разграничивая их компетенцию, обращает внимание на необходимость учитывать положения п. 5 ч. 10 ст. 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 29 декабря 2017 г.)3. Принятие по данным вопросам соответствующих актов
2 См.: Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 9 марта 2010 г. по делу № А13-8978/2009. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
3 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2003. № 40, ст. 3822; 2018. № 1, ч. I, ст. 47. 125
исполнительными органами муниципальной власти правомерно рассматривать как превышение полномочий, а также как основание для признания подобных актов недействующими [4, с. 28]. Это значит, что к случаям заключения особых видов договоров аренды земельных участков применяется ряд специальных законов. Например, актуальными представляются нормы специального закона, которыми урегулированы порядок и основания заключения договора аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Дальневосточного региона, с гражданами Российской Федерации. Граждане имеют возможность приобрести гектар земли в пользование либо путем заключения договора безвозмездного пользования земельным участком (с возможностью последующего бесплатного приобретения), либо путем заключения договора аренды на срок до 49 лет, в т.ч. и в отношении предоставленного земельного участка из состава земель лесного фонда. Данная мера направлена на стимулирование землепользования в ряде субъектов РФ, где необходимы трудовые ресурсы и в данном случае правовые инструменты, предусмотренные в законе (в частности и договора аренды), служат реализации публичных интересов.
Заключение договора аренды сопровождается возникновением ряда вопросов
относительно применения законодательства об аренде земельных участков [5,
с. 94-100]. Один из таких вопросов — вопрос о необходимости государственной
регистрации договора аренды и дополнительных соглашений в случае изменения
существенных условий договора аренды. Ответ на этот вопрос следует искать не
только в законодательных актах, но и в судебной практике. До недавнего времени
а суды исходили из того, что требования, предъявляемые к форме договора, рас° т
? пространялись и на дополнительное соглашение к этому договору. Так, например, я в Постановлении Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от » 17 июля 2012 г. по делу № А24-246/2012, отказывая в удовлетворении требова-I ний о взыскании арендной платы, руководствуясь п. 9 информационного письма | Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 16 февраля 2001 г. № 59, суд ! указал, что рассматриваемый в настоящем споре договор аренды недвижимого § имущества заключен на срок более года и зарегистрирован в установленном за-| коном порядке, следовательно, и вносимые в него изменения по правилам п. 1 | ст. 452 ГК РФ также подлежат государственной регистрации. 'I В других делах Высший Арбитражный Суд РФ по-иному трактует положения
| ГК РФ об аренде. В п. 14 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда | РФ от 17 ноября 2011 г. № 73 отмечается, что если судами будет установлено, что собственник передал имущество в пользование, а другое лицо приняло его без каких-либо замечаний, соглашение о размере платы за пользование имуществом § и по иным условиям пользования было достигнуто сторонами и исполнялось § ими, то в таком случае следует иметь в виду, что оно связало их обязательством, | которое не может быть произвольно изменено одной из сторон (ст. 310 ГК РФ), | и оснований для применения судом положений ст. 1102, 1105 этого Кодекса не имеется. В силу ст. 309 ГК РФ пользование имуществом должно осуществляться и оплачиваться в соответствии с принятыми на себя стороной такого соглашения обязательствами.
До недавнего времени в судебной практике при рассмотрении споров относительно необходимости государственной регистрации договора аренды земельного 126 участка большое внимание уделялось срокам заключения договора.
Позиция Высшего Арбитражного Суда РФ по данному вопросу заключалась в том, что срок действия договора аренды здания (сооружения), определенный с 1-го числа какого-либо месяца текущего года по 30-е (31-е) число предыдущего месяца следующего года, в целях применения п. 2 ст. 651 ГК РФ признается равным году. Однако при разрешении споров, связанных с регистрацией таких договоров, возникает проблема, поскольку 30-е число месяца не всегда является его последним днем и в таком случае срок действия договора аренды здания (сооружения), определенный с 1-го числа какого-либо месяца текущего года по 30-е число предыдущего месяца (если в месяце 31 день) следующего года, фактически составляет менее года. Суды же при разрешении споров иногда занимают прямо противоположные позиции.
Анализируя порядок заключения договоров аренды земельного участка, необходимо отметить, что заключение договора аренды земельного участка, находящегося в частной собственности, а также в государственной или муниципальной, отличается тем, что во втором случае договор аренды заключается только по итогам аукциона (торгов).
Договор аренды земельного участка, находящегося в частной собственности, заключается при достижении потенциальными сторонами договора согласия по всем существенным условиям. В дальнейшем порядок заключения договора не отличается от порядка заключения любого другого договора аренды.
Заключению договора аренды земельного участка, находящегося в государственной (муниципальной) собственности, предшествует проведение специализированных торгов. В зависимости от целей заключения договора торги (аукцион) проводятся в соответствии с земельным либо с градостроительным е законодательством. и
В юридической науке высказывается мнение о необходимости введения спе- а циальных торгов по продаже права заключения договора аренды только для о субъектов малого и среднего предпринимательства [6, с. 9-10]. К
Для участия в аукционе, проводимом в целях продажи права аренды земель- о
с
ного участка, требуется перечислить задаток, а также предоставить следующие а документы: заявку на участие в аукционе по установленной в извещении о про- в
н
ведении аукциона форме с указанием банковских реквизитов счета для возврата но задатка; копии документов, удостоверяющих личность заявителя (для граждан); ю
"О
надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государ- |
ственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством К
иностранного государства, если заявителем является иностранное юридическое а
лицо; документы, подтверждающие внесение задатка. |
В соответствии со ст. 39.12 ЗК РФ указанный перечень документов является и
закрытым, и организатор аукциона не может истребовать других документов. №
Иную информацию о заявителе, содержащуюся в едином государственном 1
реестре юридических лиц и едином государственном реестре индивидуальных )
предпринимателей, организатор аукциона получает с использованием единой 8 системы межведомственного электронного взаимодействия в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей. Подача документов для аукциона может быть осуществлена не позднее чем за 5 дней до проведения аукциона по продаже земельного участка, находящегося
в государственной или муниципальной собственности, либо аукциона на право 127
заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
Поданная заявка может быть возвращена заявителю в случае подачи заявки на участие в аукционе лицом, которое в соответствии с ЗК РФ не имеет права приобрести земельный участок в аренду. Информация о субъектах, не имеющих права приобрести земельный участок на указанном праве, является разрозненной и содержится в различных статьях ЗК РФ, нормативных актах земельного законодательства, а также в актах судебной практики. В частности, в Постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда № 11АП-8360/2016 указывалось на то, что Комиссией по проведению аукционов Департамента было отказано в допуске к участию в аукционе Ульяновскому областному государственному унитарному предприятию бюро технической инвентаризации (протокол от 28 января 2016 г. № 02.04-05-2016) на основании подп. 3 п. 8 ст. 39.12. ЗК РФ как не имеющему права приобретения земельных участков с разрешенным использованием «отдельно стоящие индивидуальные жилые дома и дома коттеджного типа на одну семью». Запрет на участие в аукционе по продаже права на заключение договора аренды установлен и для заявителя, если информация о его учредителях (участниках), членах коллегиальных исполнительных органов, лицах, исполняющих функции единоличного исполнительного органа, содержится в реестре недобросовестных участников аукциона.
Согласно ст. 39.12 ЗК РФ в случае признания аукциона несостоявшимся, договор аренды земельного участка заключается с лицом, подавшим единственную заявку на участие в аукционе, которая соответствует указанным в извещении о а проведении аукциона требованиям и условиям аукциона либо с заявителем, при? знанным единственным участником аукциона либо с участником, единственным я принявшим участие в аукционе. При этом заключение такого договора является » обязанностью как для уполномоченных органов, так и для указанных лиц. I В соответствии с ранее действовавшими правилами организации и проведе-
| ния торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной ! собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды § таких земельных участков, утвержденными Постановлением Правительства | РФ от 11 ноября 2002 г. № 808, организатор торгов в случае признания их не-| состоявшимися имел право объявить о повторном проведении торгов. Ранее 'I действовавший порядок проведения аукционов по продаже земельных участков | либо права на заключение договора аренды земельного участка для жилищного | строительства предусматривал возможность заключения соответствующего договора только с единственным участником аукциона в случае признания аукциона несостоявшимся по причине присутствия менее двух участников. | Как указывает Е.Л. Ковалева, утвержденный подход представляется бо-
§ лее целесообразным, поскольку заключению договора с единственным лицом | предшествует процедура уведомления неограниченного круга потенциальных | участников аукциона, и проведение повторного аукциона не гарантирует появление новых участников. Она также отмечает, что в целях предотвращения злоупотреблений на практике предусмотрено, что в данном случае договор купли-продажи земельного участка заключается по начальной цене предмета аукциона, а размер ежегодной арендной платы или размер первого арендного платежа по договору аренды земельного участка определяется в размере, равном 128 начальной цене предмета аукциона [7].
По итогам аукциона оформляется протокол в двух экземплярах: один передается победителю аукциона, второй — организатору. Кроме того, протокол о результатах аукциона размещается на официальном сайте в течение одного рабочего дня со дня подписания данного протокола.
Уполномоченный орган направляет победителю аукциона или единственному принявшему участие в аукционе его участнику три экземпляра подписанного проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в 10-дневный срок со дня составления протокола о результатах аукциона. При этом договор купли-продажи земельного участка заключается по цене, предложенной победителем аукциона, или в случае заключения указанного договора с единственным принявшим участие в аукционе его участником по начальной цене предмета аукциона, а размер ежегодной арендной платы или размер первого арендного платежа по договору аренды земельного участка определяется в размере, предложенном победителем аукциона, или в случае заключения указанного договора с единственным принявшим участие в аукционе его участником устанавливается в размере, равном начальной цене предмета аукциона. Не допускается заключение указанных договоров ранее, чем через 10 дней со дня размещения информации о результатах аукциона на официальном сайте.
При проведении аукциона в целях предоставления земельного участка в аренду для комплексного освоения территории одновременно с договором аренды земельного участка лицу, с которым заключается указанный договор, направляются также два экземпляра проекта договора о комплексном освоении территории, подписанного представителем уполномоченного органа [8, с. 72-77]. В случае, если лицо, признанное по итогам аукциона победителем, уклоняется е от заключения договора аренды земельного участка, сведения о нем, наряду со и сведениями, предусмотренными п. 27 ст. 39.12 ЗК РФ, включаются в реестр не- а добросовестных участников аукциона. о
Сведения, внесенные в реестр недобросовестных участников аукциона, исклю- о чаются из него по истечении 2-х лет со дня их внесения в реестр недобросовестных о
с
участников аукциона. В случае предоставления земельного участка субъекту | в аренду без проведения торгов в соответствии со ст. 39.14 ЗК РФ должен быть в соблюден следующий порядок: о
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земель- ю
Т5
ный участок предстоит образовать, и не утвержден проект межевания террито- |
рии, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; К
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом за- а явления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в | случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного ии участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом от 13 июля № 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (в ред. от 1 3 апреля 2018 г.)4. В случае, если земельный участок, на котором расположе- ) ны здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного 8 участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
4 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2015. № 29, ч. I, ст. 4344; 2018. № 15, ч. I, ст. 2031. 129
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению;
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора аренды земельного участка, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Для заключения договора аренды в целях развития застроенной территории, комплексного освоения территории проводится аукцион в соответствии с нормами градостроительного законодательства.
В соответствии с требованиями ст. 46.3 Градостроительного кодекса РФ (далее — ГрК РФ) для участия в аукционе заявители должны представить в установленный в извещении о проведении аукциона срок следующие документы:
1) заявка на участие в аукционе по установленной форме с указанием реквизитов счета для возврата задатка в случае установления органом местного самоуправления требования о внесении задатка для участия в аукционе;
2) документы, подтверждающие внесение задатка в случае установления органом местного самоуправления требования о внесении задатка для участия в аукционе;
3) документы об отсутствии у заявителя задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает 25% балансовой стоимости активов заявителя по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период.
При проведении аукционов на право заключения договора об освоении территории в соответствии со ст. 46.7 ГрК РФ также требуется предоставить документы, подтверждающие статус строительной организации, документы, подтверждающие успешный ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию. Таким образом, перечень документов при проведении аукциона на право осуществления работ по застройке территории отличается от перечня документов для проведения аукциона по продаже права аренды земельного участка. Это, по нашему мнению, объясняется тем, что развитие территории имеет важное социальное значение, а неисполнение сторонами договора своих
обязанностей влечет более серьезные негативные последствия, по сравнению с договором аренды, заключаемым для текущей деятельности.
Перечень оснований, по которым заявитель не допускается к участию в аукционе, ограничен: непредставление определенных ч. 10 ст. 46.3 ГрК РФ необходимых для участия в аукционе документов или предоставление недостоверных сведений; непоступление задатка на счет, указанный в извещении о проведении аукциона, до дня окончания приема документов для участия в аукционе в случае установления органом местного самоуправления требования о внесении задатка для участия в аукционе; несоответствие заявки на участие в аукционе требованиям, указанным в извещении о проведении аукциона.
В остальном порядок проведения аукциона не отличается от аукциона, проводимого в соответствии с земельным законодательством.
Таким образом, заключение договора аренды земельного участка регламентируется целой группой отраслей законодательства: гражданским, земельным, градостроительным, а также административным.
Форма договора в большинстве случаев является письменной, а порядок и процедуры, предшествующие его заключению, зависят, по нашему мнению, от целей заключения договора аренды земельного участка.
Библиографический список
1. Румянцев Ф.П. Правовое регулирование оборота земель сельскохозяйственного назначения: вопросы теории и практики: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2011.56 с.
2. Пантин Е.В. Правовое обеспечение целевого рационального использования земель сельскохозяйственного назначения: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013. 24 с.
3. Чаркин СА. Земельные правоотношения как межотраслевая правовая категория. М.: Юрайт, 2012. 237 с.
4. Разина Е.С. Муниципальные земельные торги: продажа земельных участков или права на заключение договоров аренды земельных участков // Государственная власть и местное самоуправление. 2013. № 6. С. 25-28.
5. Анисимов А.П., Козлова М.Ю., Рыженков А.Я. Актуальные проблемы проведения торгов по продаже земельных участков (права их аренды) в Российской Федерации // Вестник Калмыцкого университета. 2013. № 18. С. 94-100.
6. Бериев Т.В. Правовое регулирование договора аренды земельных участков, заключаемого с субъектами малого и среднего предпринимательства: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011. 198 с.
7. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации (постатейный) / автор комментария к ст. 39.12 Е.Л. Ковалева / С.А. Боголюбов, А.И. Бутовецкий, Е.Л. Ковалева и др. / под ред. С.А. Боголюбова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2017. 784 с.
8. Анисимов А.П. Предоставление земельных участков в аренду для комплексного освоения в целях жилищного строительства // Аграрное и земельное право. 2008. № 4. С. 72-77.
References
1. Rumyantsev F.P. Legal Regulation of Agricultural Land Turnover: Questions of Theory and Practice: extended abstract thesis ... doctor of law. M., 2011. 56 p.
2. Pantin EV Legal Provision of the Target Rational Use of Agricultural Land: extended abstract thesis. cand. of law. M., 2013. 24 p.
3. Charkin S.A. Land Legal Relations as an Inter-branch Legal Category. M., 2012. 237 p.
4. Razin E.S. Municipal Land Biddings: Sale of Land Plots or Rights to Conclude Lease Land Contracts // State Power and Local Self-government. 2013. No. 6. P. 25-28.
5. AnisimovA.P., Kozlova M.Yu., RyzhenkovA.J. Actual Problems of Tendering on Sale of Land Plots (rights for their lease) in the Russian Federation // Bulletin of the Kalmyk University. 2013. No. 18. P. 94-100.
6. Beriev T.V. Legal Regulation of Land Lease Contract Concluded with Small and Medium-sized Businesses: thesis... of cand. of law. M., 2011. 198 p.
7. The Commentary to the Land Code of the Russian Federation (article by article) / author of the commentary to article 39.12 E.L. Kovaleva / S.A. Bogolubov, A.I. Bukovets-kiy, E.L. Kovalev, etc. / under the editorship of S.A. Bogolyubov. 2nd ed. M.: Prospekt, 2017. 784 p.
8. Anisimov A.P. Granting of the Land Plots in Rent for Complex Development for the Purpose of Housing Construction // Agrarian and land law. 2008. No. 4. P. 72-77.