m
Конституционное, муниципальное и административное право
M. V. Demidov
PUBLIC HEARINGS AS A FORM OF SOCIAL CONTROL
The article discusses some of the legal aspects of conducting public hearings as a form of realization of public control over institutions of public authority. The author substantiates the conclusion about the necessity of increase of efficiency of functioning of the mechanism of implementation of the outcome documents of public hearings, accountability of agencies and officials for failure to comply.
Key words: public (public) hearings, public control, a subject of the Russian Federation, municipality, the legislative body, the representative body of public authority.
DEMIDOV Mikhail Vasilyevich - Doctor of Law sciences, head of administrative and financial law Department, Cheboksary Cooperative Institute of the Russian University of Cooperation, Cheboksary. E-mail: mvdemidov@yandex.ru
УДК 342.6
К ВОПРОСУ О ФОРМАХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ) И ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (на примере Республики Марий Эл)
Дудко Игорь Геннадьевич,
доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой государственного и административного права ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева», г. Саранск. E-mail: idu2000@yandex.ru
Масленникова Валерия Александровна,
магистрант ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола. E-mail: brit-94@mail.ru
В статье рассмотрены основные формы взаимодействия двух ветвей государственной власти - законодательной (представительной) и исполнительной на примере Республики Марий Эл. Исходя из объема осуществляемых полномочий, проводится анализ и дается общая характеристика взаимодействия законодательного в лице Государственного Собрания Республики Марий Эл и исполнительного органа государственной власти -Правительства Республики Марий Эл. Освещены основные формы взаимодействия Государственного Собрания Республики Марий Эл с Главой и Правительством Республики Марий Эл в рамках законотворчества и взаимного контроля, при осуществлении государственного регулирования и в формировании иных органов государственной власти. Делается вывод, что данное взаимодействие служит важнейшим звеном в системе сдержек и противовесов между законодательной и исполнительной власти.
Ключевые слова: законодательный (представительный) орган власти, исполнительный орган власти, разделение властей, взаимодействие властей, Государственное Собрание Республики Марий Эл, Глава Республики Марий Эл, Правительство Республики Марий Эл.
Основы во взаимоотношениях исполнительной и законодательной власти в субъектах Российской Федерации заложены Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», которым установлена самостоятельность субъектов в формировании законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации [1].
Более того, вполне правомерно ставится вопрос о необходимости включения взаимозависимости и взаимодействия различных ветвей власти в качестве дополнения к теории разделения властей. Следовательно, в современных условиях концепция разделения властей дополняется другими положениями, в частности, взаимодействием различных ветвей власти. Как отмечал В. Е. Чиркин, еще Ш. Л. Монтескье говорил не только о разделении властей, а и об их взаимодействии, требуя, чтобы они действовали «в концерте» [2]. Взаимодействие властей позволяет совместить концепцию единства государственной власти и концепцию разделения властей.
Дудко И. Г., Масленникова В. А.
Примечательно, что многие субъекты Российской Федерации в своих конституциях и уставах увидели это позитивное начало и закрепили принцип разделения властей в увязке с взаимодействием ветвей власти. При этом усматривается как бы двусторонняя связь: с одной стороны, принцип разделения властей лежит в основе взаимоотношений законодательной и исполнительной власти субъектов РФ; с другой стороны, само разделение властей не является самоцелью. Оно имеет как бы подчиненное значение по отношению к региональным механизмам взаимодействия соответствующих ветвей власти. Требования разделения властей во многих субъектах РФ рассматривается как один из принципов их взаимодействия.
Самостоятельность субъектов РФ по формированию органов законодательной и исполнительной власти предопределяет все разнообразие и богатство региональных моделей взаимодействия государственных органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ. Согласно Конституции Республики Марий Эл органы, представляющие государственную власть в республике (законодательную, исполнительную и судебную), самостоятельны в своей деятельности [3]. Согласно ей органами государственной власти являются Государственное Собрание Республики Марий Эл (законодательная власть), Глава Республики Марий Эл, Правительство Республики Марий Эл (исполнительная власть), Конституционный Суд Республики Марий Эл и иные органы.
Исходя из объема осуществляемых полномочий, можно выделить несколько форм взаимодействия законодательного и исполнительного органа государственной власти Республики Марий Эл:
1) организационное взаимодействие, проявляющееся в возможности участия в формировании иных органов государственной власти
Данная форма взаимодействия базируется на том, что орган законодательной (представительной) власти субъекта Федерации участвует в формировании субъектного состава региональных органов государственной власти и наделении полномочиями отдельных должностных лиц, в процедуре отрешения указанных лиц от должности. Так Глава Республики Марий Эл по согласованию с Государственным Собранием Республики Марий Эл формирует Правительство Республики Марий Эл, вносит в его состав изменения. Государственное Собрание, в свою очередь, устанавливает соответствующую систему исполнительных органов власти [4].
Кроме того, Государственное Собрание Республики Марий Эл обладает рядом функций по согласованию представленных Главой республики кандидатур: - на должность первых заместителей и заместителей Председателя Правительства Республики Марий Эл, министров Республики Марий Эл, руководящих
сферами финансов, экономики, сельского хозяйства, здравоохранения и образования [5].
- на должность судей Конституционного суда Республики Марий Эл[6].
- на должность Уполномоченного по правам человека в Республике Марий Эл [7].
2) взаимодействие при осуществлении законотворчества
Глава и Правительство Республики Марий Эл наделены правом законодательной инициативы в Государственное Собрание Республики Марий Эл.
Законопроект, внесенный в Государственное Собрание Главой Республики Марий Эл, оформляется в форме распоряжения и рассматривается по его предложению в первоочередном порядке.
Участие Правительства Республики Марий Эл в законотворчестве является одним из приоритетных направлений его деятельности. Это объективно вытекает из статуса Правительства, уполномоченного при осуществлении исполнительной власти решать важные вопросы управления Республикой Марий Эл. Современная роль Правительства Республики Марий Эл характеризуется тем, что этот орган государственной власти, реализуя полномочия в законотворческой деятельности, конкретизирует и воплощает их на практике как самостоятельно, так и совместно с другими субъектами, наделенными такими полномочиями[8].
Заслуживает внимания позиция ряда ученых, согласно которой в основу законопроектной и законодательной деятельности положены принципы «рационализированного парламентаризма», предполагающие активное влияние исполнительной власти на законодательную как в части разработки проектов законов, так и при их прохождении[9].
3) взаимодействие при осуществлении государственного регулирования
Глава Республики Марий Эл представляет Государственному Собранию проекты программ социально-экономического развития Республики Марий Эл и отчеты об их исполнении. Государственное Собрание, в свою очередь, придает данным программам правовую оболочку в виде закона[10].
Целью данных программ является обеспечение устойчивого экономического роста на основе перехода экономики республики на модель инновационного развития, предусматривающую активизацию предпринимательской деятельности, создание экспортно ориентированных и импортозамещающих производств, выпуск наукоемкой, высокотехнологичной, конкурентоспособной продукции, построение целостной инфраструктуры и ее современной информационной составляющей, а также более эффективное использование человеческого капитала и новых знаний, что позволит повысить уровень и качество жизни
Ф1
Конституционное, муниципальное и административное право
населения и обеспечить улучшение экологической ситуации.
Глава Республики Марий Эл выступает с ежегодным посланием Государственному Собранию Республики Марий Эл о внутреннем и внешнем положении республики, о важных вопросах жизни республики [11].
Кроме того, Главе Республики Марий Эл принадлежит исключительное право представлять проект республиканского бюджета и отчет о его исполнении.
4) осуществление взаимного контроля
Государственное Собрание вправе выразить недоверие Председателю Правительства, его первому заместителю или заместителю. Принятие Государственным Собранием большинством не менее двух третей от числа избранных депутатов Государственного Собрания решения о выражении недоверия члену Правительства Республики Марий Эл влечет его отставку. Следует отметить, что за период своей деятельности Государственным Собранием Республики Марий Эл указанное полномочие не было применено.
Глава Республики Марий Эл вправе требовать созыва вне очередного заседания законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации, а также созывать вновь избранный законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Федерации на первое заседание ранее срока, установленного для этого законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта Федерации его конституцией (уставом). Он также вправе участвовать в работе законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации с правом совещательного голоса.
Государственное Собрание Республики Марий Эл может принять решение о недоверии Главе Республике Марий Эл. Решение законодательного органа носит только предварительный характер, само отрешение от должности осуществляется Президентом Российской Федерации, что переводит санкцию выражения недоверия в плоскость федеральной или смешанной ответственности.
Глава Республики Марий Эл в соответствии с Конституцией Республики Марий Эл распускает Государственное Собрание Республики Марий Эл в случае принятия Государственным Собранием Республики Марий Эл Конституции Республики Марий Эл, закона Республики Марий Эл, иного нормативного правового акта, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Марий Эл, Конституции Республики Марий Эл.
Государственное строительство в регионах базируется не только на самостоятельной деятельности каждого органа власти, но и на их взаимодействии. Качество государственного строительства, безусловно, зависит от эффективности взаимоотношений высших органов власти субъектов РФ. Последнее обусловлено многими факторами: социальными, экономическими, политическими и т. д.
Рассмотренные формы взаимодействия законодательной и исполнительной власти в Республики Марий Эл показывают, что они не только вписываются в принцип разделения властей, но и служат важнейшими сдержками и противовесами между законодательной и исполнительной властями. Достаточно активное взаимодействие Государственного Собрания и Правительства Республики Марий Эл обуславливается также достаточно стабильной политической обстановкой и политической культурой в республике, способствующей позитивному и активному законотворчеству.
Литература
1. Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
2. Чиркин В. Е. Современное государство. М.: Норма; ИНФРА-М, 2013. С. 59.
3. Конституция Республики Марий Эл. Ст. 6 (принята Конституционным Собранием Республики Марий Эл 24 июня 1995 г.) // Марийская правда. 1995. 7 июля.
4. Закон Республики Марий Эл от 7 дек. 2001 г. № 45-З «О Государственном Собрании Республики Марий Эл», ст. 8.
5. Закон Республики Марий Эл от 18 сент. 2001 г. № 23-З «О Правительстве Республики Марий Эл», ст. 2.
6. Закон Республики Марий Эл от 11 марта 1997 г. № 14-З «О Конституционном суде Республики Марий Эл», ст. 4.
7. Закон Республики Марий Эл от 21 сентября 2000 г. № 44-З «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Марий Эл», ст. 2.
8. Закон Республики Марий Эл от 18 сентября 2001 г. № 23-З «О Правительстве Республики Марий Эл», ст. 13.
9. Хабриева Т. Я., Сивицкий В. А. Федеральное Собрание в 2015 году: вклад законодателей в развитие федерализма и местного самоуправления // Журнал российского права. 2015. № 12. С. 7.
10. Постановление Правительства Республики Марий Эл от 31 авг. 2007 г. № 214-П «Об утверждении Стратегии долгосрочного социально-экономического развития Республики Марий Эл на 2008-2025 гг.».
11. Послание Главы Республики Марий Эл Л. И. Маркелова депутатам Государственного Собрания Республики Марий Эл и членам Правительства Республики Марий Эл «Инвестиционный климат и инвестиционная политика Республики Марий Эл» на 2017 год.
Виссаров А. В., Кудрявцев А. М.
т
I. G. Dudko, V. A. Maslennikova
ON THE ISSUE OF THE FORMS OF INTERACTION OF LEGISLATIVE (REPRESENTATIVE) AND EXECUTIVE BODIES OF STATE POWER IN THE RUSSIAN FEDERATION (BY THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF MARI EL)
The article considers the main forms of interaction between the two branches of state power - legislative (representative) and executive for the choice of the Republic of Mari El. Based on the amount of authority, analysis is conducted and gives a general description of the interaction of the legislative represented by the State Assembly of the Republic of Mari El and the executive body of state power - the Government of the Republic of Mari El. The main forms highlight the interaction of the State Assembly of the Republic of Mari El with the Head and Government of the Republic of Mari El in the framework of lawmaking and mutual control, the implementation of state regulation and in the formation of other public authorities. It is concluded that this interaction is the most important link in the system of checks and balances between the legislative and executive branches.
Key words: legislative (representative) body of power, executive authority, separation of powers, interaction of powers, State Assembly of the Republic of Mari El, the Head of the Republic of Mari El, the Government of the Republic of Mari El.
DUDKO Igor Gennadievich - Doctor of Law, Professor, Head of Department of the State and Administrative Law in Ogarev Mordovia State University, Saransk. E-mail: idu2000@yandex.ru
MASLENNIKOVA Valeria Aleksandrovna - Master student of the Mari State University, Yoshkar-Ola. E-mail: brit-94@mail.ru
УДК 342.55
ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ
Виссаров Анатолий Васильевич,
кандидат юридических наук, доцент кафедры права Чебоксарского института (филиала) ФГБОУ ВО «Московский политехнический университет», г. Чебоксары. E-mail: vlssar21@mall.ru
Кудрявцев Антон Михайлович,
магистрант ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола. E-mall: t.k. 1985@yandex.ru
Статья посвящена исследованию общих принципов взаимодействия органов государственной власти с органами местного самоуправления на примере Республики Марий Эл. Исследована система конституционных принципов, на которых основываются взаимоотношения органов государственной власти и органов местного самоуправления, определено место принципов организации местного самоуправления в рассматриваемой системе.
Ключевые слова: органы государственной власти, органы местного самоуправления, принципы взаимодействия.
Нормальное функционирование местного самоуправления невозможно без взаимодействия ее органов с органами государственной власти, без согласованных действий между ними по различным вопросам [5, с. 106]. От того, насколько эффективно происходит такое взаимодействие, в значительной степени зависит эффективность региональной политики, выражающаяся в решении экономических, политических и социальных проблем как отдельно взятого муниципального образования, так и субъекта РФ в целом.
Более того, как отмечает А. С. Кетова, «такая взаимосвязь обеспечивает продуктивность муниципальной политики, способствуя решению государственных задач посредством решения вопросов местного значения.
К задачам относятся: укрепление политической системы, формирование условий, обеспечивающих реализацию и защиту интересов общества, укрепление основ народовластия, подготовка кадров для муниципальных органов» [8].