Виссаров А. В., Кудрявцев А. М.
т
I. G. Dudko, V. A. Maslennikova
ON THE ISSUE OF THE FORMS OF INTERACTION OF LEGISLATIVE (REPRESENTATIVE) AND EXECUTIVE BODIES OF STATE POWER IN THE RUSSIAN FEDERATION (BY THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF MARI EL)
The article considers the main forms of interaction between the two branches of state power - legislative (representative) and executive for the choice of the Republic of Mari El. Based on the amount of authority, analysis is conducted and gives a general description of the interaction of the legislative represented by the State Assembly of the Republic of Mari El and the executive body of state power - the Government of the Republic of Mari El. The main forms highlight the interaction of the State Assembly of the Republic of Mari El with the Head and Government of the Republic of Mari El in the framework of lawmaking and mutual control, the implementation of state regulation and in the formation of other public authorities. It is concluded that this interaction is the most important link in the system of checks and balances between the legislative and executive branches.
Key words: legislative (representative) body of power, executive authority, separation of powers, interaction of powers, State Assembly of the Republic of Mari El, the Head of the Republic of Mari El, the Government of the Republic of Mari El.
DUDKO Igor Gennadievich - Doctor of Law, Professor, Head of Department of the State and Administrative Law in Ogarev Mordovia State University, Saransk. E-mail: [email protected]
MASLENNIKOVA Valeria Aleksandrovna - Master student of the Mari State University, Yoshkar-Ola. E-mail: [email protected]
УДК 342.55
ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ
Виссаров Анатолий Васильевич,
кандидат юридических наук, доцент кафедры права Чебоксарского института (филиала) ФГБОУ ВО «Московский политехнический университет», г. Чебоксары. E-mail: [email protected]
Кудрявцев Антон Михайлович,
магистрант ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола. E-mall: t.k. [email protected]
Статья посвящена исследованию общих принципов взаимодействия органов государственной власти с органами местного самоуправления на примере Республики Марий Эл. Исследована система конституционных принципов, на которых основываются взаимоотношения органов государственной власти и органов местного самоуправления, определено место принципов организации местного самоуправления в рассматриваемой системе.
Ключевые слова: органы государственной власти, органы местного самоуправления, принципы взаимодействия.
Нормальное функционирование местного самоуправления невозможно без взаимодействия ее органов с органами государственной власти, без согласованных действий между ними по различным вопросам [5, с. 106]. От того, насколько эффективно происходит такое взаимодействие, в значительной степени зависит эффективность региональной политики, выражающаяся в решении экономических, политических и социальных проблем как отдельно взятого муниципального образования, так и субъекта РФ в целом.
Более того, как отмечает А. С. Кетова, «такая взаимосвязь обеспечивает продуктивность муниципальной политики, способствуя решению государственных задач посредством решения вопросов местного значения.
К задачам относятся: укрепление политической системы, формирование условий, обеспечивающих реализацию и защиту интересов общества, укрепление основ народовластия, подготовка кадров для муниципальных органов» [8].
Ф1
Конституционное, муниципальное и административное право
Вопросы взаимодействия органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в соответствии с Конституцией Российской Федерации урегулированы в конституциях (уставах) субъектов РФ, законах субъектов РФ о местном самоуправлении.
Так, например, закон Республики Марий Эл «О регулировании отдельных отношений, связанных с осуществлением местного самоуправления в республике Марий Эл» в ст. 2 закрепляет, что «к полномочиям органов государственной власти Республики Марий Эл в области местного самоуправления относятся, во-первых, правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в Республике Марий Эл в случаях и порядке, установленных Федеральным законом; во-вторых, правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов государственной власти Республики Марий Эл и их должностных лиц в области местного самоуправления в случаях и в порядке, установленных федеральными законами; в-третьих, правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены законами Республики Марий Эл в порядке, установленном Федеральным законом» [2] и ряд др.
Как отмечает Е. Г. Корж, «взаимодействие всегда носит конкретный характер. В каждом отдельном случае в его определении должны быть указаны направления, формы и принципы взаимодействия сторон» [9].
Следует отметить, что в некоторых субъектах РФ были приняты специальные регламенты, закрепляющие особенности и принципы взаимодействия органов исполнительной власти в субъектах РФ и органов местного самоуправления. Так, например, указанный Регламент был принят в Республике Татарстан, в Республике Дагестан и ряде других регионов нашей страны.
Говоря о конституционных принципах организации местного самоуправления, следует отметить, что большинство исследователей, в качестве основного выделяют принцип самостоятельности местного самоуправления в пределах своих полномочий, закрепленный в ст. 12 Конституции РФ [1]. Среди других принципов организации местного самоуправления можно назвать также закрепленный в ст. 12 Конституции РФ принцип организационной обособленности местного самоуправления. Именно на этих принципах строится система взаимоотношений органов государственной власти и местного самоуправления.
Однако, следует также согласиться с высказанной в специальной литературе позицией, что указанные принципы являются далеко не единственными конституционными принципами, которые следует учитывать, анализируя взаимоотношения между этими органами [3]. Более того, принципы организации местного самоуправления могут находиться в иерархической подчиненности с другими, более значимыми конституционными принципами. Поэтому, как минимум, надо рассмотреть вопрос о системе конституционных принципов, на которых основываются взаимоотношения органов государственной власти и органов местного самоуправления, и о месте в этой системе принципов организации местного самоуправления. Будучи организационно обособленными публично-властными структурами, они находятся в сложной системе взаимосвязей, характеризующихся социально-целевым единством их предназначения.
Как отмечается в специальной литературе, «в процессе осуществления органами государственной власти и органами местного самоуправления своих функций происходит неизбежное взаимодействие между данными управляющими структурами» [11]. Как указывает В. Г. Карташов, взаимодействие представляет собой активную, согласованную деятельность двух и более субъектов правоотношений, которое выражается в принятии решений и совершении действий, направленных на достижение единой цели.
Можно выделить ряд сущностные черт взаимодействия. Во-первых, взаимодействие подразумевает наличие двух и более субъектов правоотношений; во-вторых, взаимодействие представляет собой активную форму деятельности - субъекты принимают решения и действуют, влияя друг на друга, а не ожидают пассивного воздействия; в-третьих, взаимодействие подразумевает согласованность действий субъектов правоотношений - они принимают решения и совершают действия, вытекающие из закона или иных нормативно-правовых актов, заранее известные другим субъектам правоотношений; в-четвертых, взаимодействие подразумевает под собой наличие единой цели, которую субъекты правоотношений стремятся достичь [7].
Другими словами, взаимодействие между органами государственной власти и местного самоуправления можно определить как совокупность организационно-правовых форм и методов, направленных на совместное решение как общегосударственных, так и местных вопросов.
Следует сказать, что принципы взаимоотношений производны от начальных, но вместе с тем обладают собственной спецификой, собственным содержанием. Их особенность заключается в том, что они находят свое проявление в процессе взаимодействия государ-
Виссаров А. В., Кудрявцев А. М.
ственных органов с органами местного самоуправления.
Большинство авторов указывает, что в настоящее время взаимодействие региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления строится на основе принципов:
- законности;
- сочетания интересов населения субъекта и соответствующего муниципального образования, учета исторических и местных традиций (принцип согласования интересов);
- самостоятельности органов местного самоуправления в пределах их полномочий;
- взаимного согласия органов государственной власти и органов
местного самоуправления при выработке совместного решения;
- обеспеченности финансовыми и материальными ресурсами при реализации вопросов, требующих совместного решения;
- добровольности заключения договоров и соглашений;
- взаимной ответственности;
- гласности [6; 8].
Указанные принципы можно классифицировать на общие и специальные. Рассмотрим некоторые из них.
Первым принципом, на котором строится взаимодействие органов государственной власти Республики Марий Эл и органов местного самоуправления, является принцип законности. Подчеркнем, что принцип законности является одним из основополагающих принципов построения взаимоотношений между любыми органами государственной власти и местного самоуправления. Рассматриваемый принцип означает, что взаимодействия органов государственной власти Республики Марий Эл и органов местного самоуправления должны опираться на определенную нормативно-правовую базу, а общественные отношения, возникающие в процессе взаимодействия органов государственной власти Республики Марий Эл и местного самоуправления, должны быть максимально регламентированы.
Принцип четкого определения своих полномочий заключается в том, что и органы государственной власти субъектов РФ, и органы местного самоуправления наделяются конкретными полномочиями, т. е. правами и обязанностями для реализации их компетенции.
Полномочия, которыми наделяются органы власти рассматриваемых уровней, можно разбить на две группы. К первой группе полномочий относятся права и обязанности по непосредственному разрешению вопросов, отнесенных к компетенции того или иного органа власти одного из рассматриваемых уровней;
ко второй группе - права и обязанности, обеспечивающие процедуру их деятельности.
Методология разграничения полномочий может быть следующая. На каждый предмет ведения накладывается соответствующая функция, состоящая из общих и специальных полномочий. Полномочия служат мерой должного поведения органов, их самостоятельности в выполнении установленных задач и функций, выражением конкретного вида решений и юридически значимых действий. Именно через полномочия просматривается характер взаимоотношений государственных органов субъектов РФ и органов местного самоуправления [4].
Принцип учета исторических и местных традиций нашел отражение при установлении наименований органов муниципального образования и должностных лиц.
В соответствии с п. 4 ст. 15 Закона Республики Марий Эл «О регулировании отдельных отношений, связанных с осуществлением местного самоуправления в Республике Марий Эл» с учетом сложившихся исторических и иных местных традиций установлены следующие наименования органов муниципального образования и должностных лиц:
«1) для представительных органов местного самоуправления: Собрание депутатов муниципального района; Собрание депутатов городского округа; Собрание депутатов городского поселения; Собрание депутатов сельского поселения;
2) для главы муниципального образования - председатель Собрания депутатов муниципального района, городского округа, городского (сельского) поселения, избранный из числа депутатов представительного органа и являющийся высшим должностным лицом;
3) для администрации муниципального образования: администрация муниципального района; администрация городского округа; городская администрация (для городских поселений); сельская администрация (для сельских поселений)» [2].
Можно выделить также такие принципы, как принцип рационального сочетания государственных и общественных интересов, согласования приоритетов социальной, хозяйственной, финансовой, культурной политики, обеспечения многообразия в самоуправлении народов и территорий [12]; а также принципы единства, иерархичности и соподчиненности, строгой регламентации и обусловленности, подзаконности, государственной поддержки местного самоуправления [10].
Таким образом, можно сделать вывод, что в Республики Марий Эл необходимо разработать регламент, закрепляющий особенности и принципы взаи-
т
Конституционное, муниципальное и административное право
модействия органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.
Литература
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
2. Закон Республики Марий Эл от 4 марта 2005 г. № З-З «О регулировании отдельных отношений, связанных с осуществлением местного самоуправления в Республике Марий Эл» (Принят Госсобранием РМЭ 24.02.2005) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Консультант Плюс».
3. Зарипова С. Р. Нормативное правовое регулирование взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления в субъекте Российской Федерации (на примере Республики Татарстан): дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2012.
4. Иванов А. Г. Организационно-правовые проблемы взаимоотношений органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления // Вестник российского университета дружбы народов. 2008. № 2. С. 105-113.
5. Казанцева О. Л. Формы взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления (система, содержание) // Известия алтайского государственного университета. 2013. № 2. С. 106-109.
6. Карасев А. Т. Органы местного самоуправления как элемент системы местного самоуправления // Проблемы обеспечения, реализации, защиты конституционных прав и свобод человека. 2015. № 4. С. 85-87.
7. Карташов В. Г. Взаимодействие органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 19.
8. Кетова А. С., Тихомирова К. А. Проблема взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления в России // Проблемы экономики, организации и управления в России и мире: материалы IV международной научно-практической конференции / отв. ред.: Н. В. Уварина. 2014.
9. Корж Е. Г., Макаренко С. Н. Взаимодействие органов государственной власти с органами местного самоуправления // Известия южного федерального университета. 2013. № 6 (143).
10. Наумов С. Ю., Подсумкова А. А. Основы организации муниципального управления: учебное пособие. М., 2009.
11. Носко В. Д. Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления: понятие, признаки, принципы и формы // Ученые записки Алтайского филиала российской академии народного хозяйства и государственной службы: сборник статей / под. ред. И. А. Панарина. Барнаул: АЗБУКА, 2011. Вып. 8. С. 6-18.
12. Селютина Е. Н. Взаимоотношения органов государственной власти РФ и органов местного самоуправления. Орел, 2003.
A. V. Vissarov, A. M. Kudriavtsev
GENERAL PRINCIPLES OF INTERACTION OF PUBLIC AUTHORITIES OF THE REPUBLIC OF MARI EL AND LOCAL AUTHORITIES
The article investigates the general principles of cooperation of state authorities with local authorities on the case of the Republic of Mari El.
A system of constitutional principles upon which relations between the state authorities and local self-government, defines the place of the principles of organization of local self-government in the system.
Key words: public authorities, local governments, the principles of interaction.
VISSAROV Anatoly Vasilievich - Candidate of Law, Associate Professor of the Department of Theory and History of State and Law, Cheboksary Institute (branch) Moscow Polytechnic University, Cheboksary. E-mail: vissar21 @mail.ru
KUDRIAVTSEV Anton Michaylovich - Master student of the Mary State University, Yoshkar-Ola. E-mail: [email protected]