СТУДЕНЧЕСКАЯ ТРИБУНА
УДК 342.5
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ОРГАНА СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ (на примере Республики Марий Эл)
Батухтина Юлия Андреевна,
магистрант ФГБОУ ВО «Марийский
государственный университет», г. Йошкар-Ола.
E-mail: ybatuhtina@gmail.com
В статье рассматриваются формы взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, особенности взаимодействия Государственного Собрания Республики Марий Эл с представительными органами муниципальных образований. Автор обосновывает необходимость разработки федерального закона, регламентирующего понятие и содержание форм взаимодействия органов государственной власти субъекта Российской Федерации и местного самоуправления.
Ключевые слова: местное самоуправление, законодательный орган, представительные органы, муниципальное образование, взаимодействие.
В рамках взаимодействия всех уровней власти (Российской Федерации, субъектов РФ и местного самоуправления) выделяются две формы близких друг к другу отношений. При этом если отношения Российской Федерации и ее субъектов строятся на конституционном принципе федерализма, то выстраивание отношений Российской Федерации и ее субъектов, вместе взятых и каждого из них в отдельности, с муниципальными образованиями (органами местного самоуправления) не получило своего «принципиального» определения. Большинство ученых считает, что отношения органов государства и органов местного самоуправления не могут быть такими же, как отношения между государственными органами России и ее субъектов. Однако есть мнения о распространении принципа федерализма и на эти отношения. Существующие отличия отношений между федеральным и региональным уровнями государственной власти, отношений между государством и местным самоуправлением не позволяют распространить на них в полной мере такое понятие, как «федерализм». Автономная природа формы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления более предпочтительна перед федеративной. Муниципальные образования не имеют признаков государственных образований, а органы местного самоуправления организационно обособлены от органов государственной власти, в отличие от органов власти субъектов Российской Федерации, образующих с последними единую систему.
В вопросе о формах взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации
и органов местного самоуправления важное место отводится критериям (основаниям) классификации существующих форм взаимодействия. В зависимости от того, по чьей инициативе происходит взаимодействие органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, Н. И. Соломка подразделяет все формы взаимодействия на три группы: 1) осуществляемые по инициативе органов государственной власти субъектов Российской Федерации (нормативное регулирование деятельности органов местного самоуправления, контроль, наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, оказание поддержки органам местного самоуправления и пр.); 2) осуществляемые по инициативе органов местного самоуправления (законодательная инициатива, обращения в органы государственной власти и т. д.); 3) инициируемые и осуществляемые органами государственной власти и органами местного самоуправления (заключение соглашений и договоров, создание органами государственной власти структур, специализирующихся на взаимодействии с органами местного самоуправления, создание консультативных и координационных органов и т. п) [3].
Как известно, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Тем не менее, органы местного самоуправления не лишены права взаимодействовать или вступать в различного рода взаимоотношения с органами государственной власти Российской Федерации, поскольку в России органы местного самоуправления обязаны не только решать повседневные вопросы жизнеобеспе-
Ф1
Студенческая трибуна
чения населения, но и вправе осуществлять отдельные государственные полномочия.
Ежегодно в Республике Марий Эл разрабатывается и утверждается Программа взаимодействия Государственного Собрания Республики Марий Эл с представительными органами муниципальных образований Республики Марий Эл, в рамках которой рассматриваются законодательные инициативы и предложения представительных органов муниципальных образований в Республике Марий Эл, проводятся совещания глав муниципальных образований - председателей Собраний депутатов при Председателе Государственного Собрания Республики Марий Эл. Главы муниципальных образований - председатели Собраний депутатов участвуют в работе сессий Государственного Собрания Республики Марий Эл, заседаниях Президиума, Днях депутата, парламентских слушаниях и взаимодействуют с комитетами Государственного Собрания Республики Марий Эл через постоянные комиссии Собраний депутатов муниципальных образований в Республике Марий Эл [4].
Наиболее эффективной формой взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления является осуществление права законодательной инициативы органами местного самоуправления в законодательных (представительных) органах субъектов Российской Федерации. Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» право законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации принадлежит депутатам, высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), а также представительным органам местного самоуправления [5].
Согласно статье 74 Конституции Республики Марий Эл, принятой Конституционным Собранием Республики Марий Эл 24 июня 1995 года, представительные органы муниципальных образований наделены правом законодательной инициативы [2] и активно его используют. На сессии Государственного Собрания Республики Марий Эл в сентябре 2016 года Глава городского округа «Город Йошкар-Ола» - председатель Собрания депутатов А. Н. Принцев представил внесенный представительным органом проект закона о регулировании вопросов, связанных с проведением публичных мероприятий, согласно которому предложено расширить перечень мест, в которых запрещается проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций. К ним отнесены здания и сооружения, иные
места и объекты, специально предназначенные для богослужения, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества), а также сады, парки, пляжи и мосты. Проект закона был поддержан депутатам.
В целом, процесс формирования правовой основы взаимодействия регионального и местного уровней идет очень активно. Тем не менее, полная картина процесса взаимодействия сторон в нем не отражается. Уставы (Конституции) субъектов Российской Федерации не содержат в большинстве случаев каких-либо особенностей взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Как правило, в уставах (конституциях) субъектов Российской Федерации находит отражение лишь договорная форма взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Во многих уставах (конституциях) имеются специальные статьи, посвященные взаимодействию органов государственной власти субъектов Российской Федерации с органами местного самоуправления и соответствующей передаче полномочий [1].
Отсутствие законодательно определенных форм на вышестоящем уровне приводит к тому, что на уровне муниципальных образований вопрос о формах взаимодействия либо не регулируется вообще, либо регулируется частично. В то же время обеспечение баланса соблюдения свободы муниципальных образований и государственного интереса невозможно без определения форм взаимодействия органов государственной власти субъекта Российской Федерации и местного самоуправления с их четким законодательным регулированием. В связи с этим целесообразным является принятие самостоятельного федерального закона, регламентирующего понятие и содержание форм взаимодействия органов государственной власти субъекта Российской Федерации и местного самоуправления.
Литература
1. Дементьев А. Н. Местное самоуправление как уровень публичной власти // Федерализм. 2013. N° 1. С. 37-58.
2. Конституция Республики Марий Эл [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Гарант».
3. Мурычев К. В. Правовые основы взаимодействия федеральных органов законодательной власти, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов местного самоуправления // О взаимодействии законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации с представительными органами местного самоуправления: межвуз. сб. науч. тр. / под ред. Т. А. Москаленко. М., 2012. Вып. 7. С. 30-36.
4. Программа взаимодействия Государственного Собрания Республики Марий Эл с представительными органами муници-
Швецов Е. А.
т
пальных образований Республики Марий Эл на 2017 год. URL: http://parlament.mari.ru/plan/plmo.html
5. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Феде-
УДК
Реализация полномочий органов местного самоуправления в сфере благоустройства направлена на сохранение или восстановление благоприятной среды пребывания и проживания населения муниципального образования, а также на предотвращение или уменьшение негативного воздействия на эту среду различных видов деятельности человека, в том числе хозяйственной. Необходимо разделять полномочия в сфере благоустройства на общие и специальные.
Местное самоуправление является особым институтом народовластия. Его органы действуют самостоятельно и несут ответственность перед населением местного сообщества. Известно, что для нормального функционирования и развития местного самоуправления необходимо законодательное закрепление конституционно-правового статуса муниципальных органов, важной составляющей которого выступают их полномочия.
рации» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Консультант-Плюс».
6. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
У. А БэШШтэ
Вопрос об определении полномочий органов местного самоуправления - один из центральных в системе правового обеспечения их деятельности. Полномочия органов местного самоуправления обусловлены предметом их ведения и состоят из собственных полномочий (вопросов местного значения) и делегированных полномочий. Сфера полномочий муниципальных органов закреплена в ст. 132 Конституции России [1]. Кроме того, в силу ч. 2 этой статьи данные органы могут наделяться и некоторыми государственными полномочиями, для реализации которых им передаются необходимые материальные и финансовые средства, а сама реализация контролируется государством.
Полномочия органов местного самоуправления определены в федеральных и региональных законах, уставах муниципальных образований. Некоторые из полномочий указаны в статье 17 базового закона
THE INTERACTION BETWEEN THE LEGISLATIVE BODY OF A CONSTITUENT ENTITY OF THE RUSSIAN FEDERATION WITH REPRESENTATIVE BODIES OF MUNICIPAL FORMATIONS (BY THE EXAMPLE OF MARI EL REPUBLIC)
In the article the author highlights the forms of interaction of bodies of state power of subjects of the Russian Federation and bodies of local self-government. It is highlighted the features of interaction of the State Assembly of the Mari El Republic with representative bodies of municipal formations. The author substantiates the need for a Federal law that regulates the concept and content of the forms of interaction of bodies of state power of a Russian Federation subject and local self-government.
Key words: local self-government, the legislature, representative bodies, municipalities, cooperation.
BATUKHTINA Yuliy Andreevna - Master student of the Mary State University, Yoshkar-Ola. E-mail: ybatuhtina@gmail.com
342.55
ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ БЛАГОУСТРОЙСТВА
Швецов Евгений Андреевич,
магистрант ФГБОУ ВО «Марийский
государственный университет», г. Йошкар-Ола.
E-mail: av.shvetsov@yandex.ru
В статье на основе анализа теоретических основ функционирования местного самоуправления формулируются выводы о необходимости усиления отдельных правовых позиций для сферы благоустройства уровня муниципалитетов.
Ключевые слова: полномочия органов местного самоуправления, благоустройство, устав муниципального образования, развитие муниципалитета, улучшение жизнедеятельности, ресурсы муниципалитета.