Научная статья на тему 'О некоторых аспектах парламентаризма в республике Марий Эл'

О некоторых аспектах парламентаризма в республике Марий Эл Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
160
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ СОБРАНИЕ / STATE ASSEMBLY / ГОРОДСКИЕ РАЙОННЫЕ СОБРАНИЯ ДЕПУТАТОВ / COUNCIL OF MUNICIPALITIES / ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ОРГАН / LEGISLATURE (OR LEGISLATIVE BODY) / ПАРЛАМЕНТ / PARLIAMENT / ЗАКОНЫ / LAWS / КОНСТИТУЦИЯ / CONSTITUTION / СОВЕТ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ / ЗАКОНОТВОРЧЕСТВО / LAWMAKING / СОТРУДНИЧЕСТВО / COOPERATION / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / КАДРЫ / PERSONNEL / РЕФОРМА / REFORM / ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА / LEGISLATIVE INITIATIVE / CITY REGIONAL ASSEMBLIES OF DEPUTIES

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Гаранин Л.А.

В данной статье раскрываются взаимодействие и развитие выборных ветвей власти: высшего законодательного органа Государственного Собрания Республики Марий Эл и представительных органов местного самоуправления, развития общественных инициатив в лице Совета муниципальных образований Республики Марий Эл. Определены формы взаимодействия в законодательной деятельности, совершенствовании парламентаризма в республике. (Посвящается 20-летию Государственного Собрания и городских, районных Собраний депутатов Республики Марий Эл).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Гаранин Л.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT SOME ASPECTS OF PARLIAMENTARISM IN REPUBLIC OF MARI EL

In this article interaction and development of elective branches of the power reveal: the supreme legislative body of the State Assembly of the Mary El Republic and representative bodies of local government, development of public initiatives represented by Council of municipalities of the Republic of Mari El. Interaction forms in legislative activity, parliamentary governing improvement in the republic are defined. (It is all devoted to the 20 anniversary of the State Assembly and city, regional Assemblies of deputies of the Mary El Republic).

Текст научной работы на тему «О некоторых аспектах парламентаризма в республике Марий Эл»

Марийский юридический вестник

Выпуск 11

УДК 342.53

Л. А. Гаранин

О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ПАРЛАМЕНТАРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ

В данной статье раскрываются взаимодействие и развитие выборных ветвей власти: высшего законодательного органа Государственного Собрания Республики Марий Эл и представительных органов местного самоуправления, развития общественных инициатив в лице Совета муниципальных образований Республики Марий Эл. Определены формы взаимодействия в законодательной деятельности, совершенствовании парламентаризма в республике. (Посвящается 20-летию Государственного Собрания и городских, районных Собраний депутатов Республики Марий Эл).

Ключевые слова: Государственное Собрание, городские районные собрания депутатов, законодательный орган, парламент, законы, Конституция, Совет муниципальных образований, законотворчество, сотрудничество, мотивация, кадры, реформа, законодательная инициатива.

20 лет минуло с начала деятельности высшего законодательного органа власти республики. Это был активный период формирования и активной деятельности депутатского корпуса, становление и развитие органов местного самоуправления, активизации граждан через работу городских и районных Собраний депутатов, депутатских групп поселенческого уровня. Большую роль в совместной деятельности с законодательной властью играет Совет муниципальных образований нашей республики.

Необходимо отметить, что все Собрания депутатов муниципальных районов и городских округов тоже достигли своего двадцатилетнего возраста. С 1994 года законодательную власть на марийской земле осуществляет Государственное Собрание, а на уровне муниципалитетов представительные органы. А раз наши представительные органы местного самоуправления республики и Государственное Собрание ровесники - значит наша общая задача сегодня: обмениваться мнениями, услышать друг друга, поделиться удачным опытом работы.

За прошедшие годы законодательным органом нашей республики пройден интересный путь, и пройден он достойно. У нашего регионального парламента уже есть своя история, накоплена богатая практика, важная и ценная для всех нас, есть своя специфика и традиции.

К примеру, депутаты Государственного Собрания республики первого созыва приняли закон «О Конституционном Собрании Республики Марий Эл», который позволил принять новую Конституцию Марий Эл. Необходимо подчеркнуть, что в этом процессе активное участие принимали и депутаты муниципальных образований районов и городов Марий Эл.

Депутаты Госсобрания второго созыва определили стратегию развития законодательства в республике и приняли целый ряд законов, существенно влияющих на вопросы организации власти в республике, на характер парламентской деятельности. Среди них закон республики о Конституционном Суде Республики Марий Эл и закон о государственной счетной палате. В целях

8

2014

1. Российской Конституции - 20 лет

улучшения инвестиционного климата в республике был принят закон «О привлечении инвестиций в экономику Республики Марий Эл». С полной уверенностью можно сказать, что между высшим законодательным органом Республики Марий Эл и представительными органами местного самоуправления сложилась добрая, творческая атмосфера. Свидетельством тому является совместная работа по совершенствованию региональных законов, нормативноправовых актов по вопросам правового обеспечения деятельности органов власти на местах. Стали регулярными совместные мероприятия глав муниципальных образований - председателей Собрания депутатов с руководством республиканского парламента и депутатского корпуса. Так, с начала деятельности Государственного Собрания Республики Марий Эл было проведено более 270 встреч по разным направлениям деятельности органов местного самоуправления.

Тема взаимодействия законодательной и представительной властей и проста, и сложна. Проста - потому, что можно просто обоснованно перечислить все существующие виды нашего взаимодействия, а сложна в том, что взаимодействие осуществляется между ветвью государственной власти субъекта и органом муниципальной власти, представительным органом местного самоуправления. С одной стороны 52 депутата госвласти, с другой тысячи депутатов представительных органов местного самоуправления.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации государственная и муниципальная власти самостоятельны, и действует принцип невмешательства. Но взаимодействие органов законодательной власти каждого субъекта Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований является важнейшим элементом реализации основных направлений государственной политики. Без систематического и глубокого сотрудничества реализация данного направления невозможна.

В настоящий момент действующим законодательством предусмотрены многие возможные аспекты такого взаимодействия. В частности, Федеральным законом № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» представительным органам муниципальных образований предоставлено право законодательной инициативы в законодательном органе субъекта. Законом Республики Марий Эл от 27 апреля 2009 г. № 18-3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Марий Эл, связанные с осуществлением местного самоуправления» установлены направления и формы взаимодействия органов государственной власти Республики Марий Эл с Советом муниципальных образований Республики Марий Эл. В реальной жизни наше взаимодействие не исчерпывается только реализацией законодательной инициативы.

Президентом России В. В. Путиным как в Послании Федеральному Собранию, так и в ходе пресс-конференции, которая состоялась в декабре прошлого года, перед органами государственной власти субъектов и органами местного самоуправления были поставлены задачи по дальнейшему развитию страны, а также фактически открыт диалог по необходимости дальнейшего реформирования местного самоуправления. Совершенно очевидно, что ука-

9

Марийский юридический вестник

Выпуск 11

занные вопросы необходимо совместно решать, в том числе используя различные формы взаимодействия.

В развитие норм федерального и республиканского законодательства в республике осуществляется взаимодействие Государственного Собрания с Советом муниципальных образований и ведется работа по совершенствованию системы взаимодействия с представительными органами муниципалитетов. Что особенно важно, данное взаимодействие строится на основании программ. И не во всех субъектах это так.

Для обеспечения постоянного взаимодействия Совета с Государственным Собранием в Совет назначен представитель Государственного Собрания -с 2009 года им является Цветкова Ольга Николаевна, заместитель Председателя Г осударственного Собрания Республики Марий Эл, председатель Комитета Государственного Собрания по социальному развитию.

Взаимодействие наше осуществляется и на основании статей 6.1-6.4 Закона Республики Марий Эл от 4 марта 2005 г. № 3-3 «О регулировании отдельных отношений, связанных с осуществлением местного самоуправления в Республике Марий Эл», в рамках которого можно выделить сотрудничество по направлениям:

Первое - в законотворческой деятельности, в области анализа практики применения и контроля исполнения законов региона. Здесь необходимо выделить рассмотрение Государственным Собранием законодательных инициатив муниципалитетов республики, совместное обсуждение проектов законов, оказание Госсобранием организационно-методической помощи в реализации права законодательной инициативы. Проекты законов Республики Марий Эл, постановления Государственного Собрания, затрагивающих в той или иной степени интересы местного самоуправления направляются в Совет для изучения мнения и информирования муниципалов. За прошедший 2013 год Советом были высказаны мнения по 13 проектам законов Республики Марий Эл. Все это позитивно сказывается на развитии местного самоуправления на территории Республики Марий Эл.

Второе направление сотрудничества - сотрудничество в нормотворческой деятельности, организация обмена опытом. Это и оказание методической помощи в подготовке муниципальных правовых актов, направление справочной информации по принятым законам, а также анализ и распространение положительного опыта по применению законов нашего региона.

В течение всего периода существования Совета муниципальных образований мы все принимаем активное участие в мероприятиях, организуемых и государственным Собранием и Советом. И это тоже эффективная форма сотрудничества и взаимодействия, которая способствует профессиональному обмену опытом между законодательным органом республики и представительными органами муниципальных образований.

Уже много лет проводятся совещания глав муниципальных образований муниципальных районов и городских округов при Председателе Госсобрания Ю. А. Минакове, где рассматриваются совместно вопросы, которые возникают в ходе исполнения государственных и муниципальных полномочий. И этот

10

2014

1. Российской Конституции - 20 лет

наш своеобразный «круглый стол» может быть как раз очередной весомой каплей для поддержки тех решений, которые необходимо претворять в жизнь.

Реформа местного самоуправления в Российской Федерации идет не первый год, даже можно сказать, уже не один десяток лет. Основными проблемами местного самоуправления остаются три: финансы, кадры и отношения с надзорными органами. Президент Российской Федерации В. В. Путин в послании Федеральному Собранию 12 декабря 2013 года отметил, что «сегодня в системе местного самоуправления накопилось немало проблем. Объем ответственности и ресурсы муниципалитетов, к сожалению, не сбалансированы». Но, не смотря на проблемы, глава государства выразил уверенность в том, что и «сейчас сильное местное самоуправление способно стать мощным ресурсом для пополнения и обновления кадрового потенциала страны. Все мы заинтересованы в том, чтобы через механизмы выборов во власть приходили подготовленные и профессиональные люди, готовые ответственно исполнять свои обязанности».

Кадровая проблема существует как в администрациях поселений, так и на депутатском уровне. И проблема очевидна - это поиск людей для участия в избирательной кампании, избрания эффективных депутатов различного уровня. Много говорится об экономической составляющей деятельности муниципалитетов. Еще есть один очень важный, на мой взгляд, момент - это мотивация тех людей, которые будут у нас в дальнейшем депутатами сельских поселений и других уровней власти.

Если на уровне Госсобрания, городского округа или муниципального района есть заинтересованность идти в депутаты, то на уровне сельских поселений мы зачастую с большим трудом можем найти желающих ими стать. Поэтому вопрос мотивации является, на наш взгляд, очень важным.

Весомый вклад внесло Государственное Собрание в решение данной кадровой проблемы - я имею в виду принятие 26 декабря прошлого года Закона Республики Марий Эл, устанавливающего гарантии депутатов представительного органа муниципального образования, осуществляющих полномочия на непостоянной основе. В соответствии с принятым Законом депутатам представительного органа муниципального образования, осуществляющим полномочия на непостоянной основе, могут возмещаться расходы, связанные с выполнением депутатских полномочий. Работа по указанному закону была проведена совместная. Инициатива городов Йошкар-Ола, Волжск, других муниципальных образований была поддержана высшим законодательным органом власти республики.

В заключении хотелось бы подчеркнуть то, что основное взаимодействие Совета, представительных органов муниципальных образований и Государственного Собрания возможно сосредоточить на законодательной деятельности. Поскольку в силу действующего законодательства представительные органы местного самоуправления наделены правом законодательной инициативы только в органах государственной власти субъекта Российской Федерации, то именно органы государственной власти субъекта могут выполнять функцию «проводника» между федеральной властью и местным самоуправлением. В связи с этим, с помощью реализации, скажем так, «совместной» законода- 11

11

Марийский юридический вестник

Выпуск 11

тельной инициативы муниципальных образований и законодательных органов государственной власти субъектов представляется возможным инициировать в Государственной Думе РФ изменения в федеральном законодательстве.

Как уже было отмечено мною выше, Президент России открыл диалог по необходимости дальнейшего реформирования местного самоуправления. В настоящее время идет активное обсуждение возможных направлений этого реформирования и как будет ясна какая-то конкретика, думаю, нашим муниципалитетам будет, что предложить в плане законодательной инициативы.

Законотворчество - это большая, сложная и очень ответственная работа, требующая высокого профессионализма, приложения максимальных усилий и самоотдачи.

От имени Совета муниципальных образований благодарю депутатский корпус, внесший свой вклад в формирование правовой системы нашей республики. Уверен, что нынешняя дата станет «точкой отсчета» нового периода в развитии республиканского парламентаризма, а дальнейшая законотворческая деятельность депутатского корпуса в интересах укрепления российской государственности, обеспечения стабильности и согласия в обществе будет такой же эффективной и плодотворной.

L. A. Garanin

ABOUT SOME ASPECTS OF PARLIAMENTARISM IN REPUBLIC OF MARI EL

In this article interaction and development of elective branches of the power reveal: the supreme legislative body of the State Assembly of the Mary El Republic and representative bodies of local government, development of public initiatives represented by Council of municipalities of the Republic of Mari El. Interaction forms in legislative activity, parliamentary governing improvement in the republic are defined. (It is all devoted to the 20 anniversary of the State Assembly and city, regional Assemblies of deputies of the Mary El Republic).

Key words: State Assembly, city regional Assemblies of deputies, legislature (or legislative body), parliament, laws, Constitution, Council of municipalities, lawmaking, cooperation, motivation, personnel, reform, legislative initiative.

ГАРАНИН Леонид Ананьевич - кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой правового обеспечения государственного и муниципального управления МарГУ, Глава ГО «Город Йошкар-Ола», Председатель Собрания депутатов ГО «Город Йошкар-Ола», Председатель Совета муниципальных образований Республики Марий Эл, г. Йошкар-Ола.

E-mail: gor_sobr.y-ola@mail.ru

GARANIN Leonid Ananievich - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Legal Support of Public and Municipal administration of Mari State University, Head of GO «Yoshkar-Ola», Chairman of the Assembly of Deputies of GO «Yoshkar-Ola», the President of the Council of Municipalities of the Republic of Mari El, Yoshkar-Ola.

E-mail: gor_sobr.y-ola@mail.ru

12

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.