12. РАЗНОЕ
12.1. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ) И ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ОРГАНА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ)
Грызулин Евгений Валерьевич. Должность: помощник начальника. Место работы: Мордовская таможня. E-mail:mrdpnt@mail. ru.
Аннотация: в статье проводится анализ и дается общая характеристика взаимодействия законодательного и исполнительного органа государственной власти Республики Мордовия.
Ключевые слова: законодательный орган власти, исполнительный орган власти.
INTERACTION OF THE LEGISLATIVE (REPRESENTATIVE) AND EXECUTIVE BODY OF STATE POWER IN THE RUSSIAN FEDERATION (ON-TO THE REPUBLIC OF MORDOVIA)
Gryzulin Evgenij Valerevich. Position: the assistant to the chief. Place of employment: the Mordovian customs. E-mail:[email protected].
Annotation: the article analyzes and gives general description of interaction between the legislative and executive body of state power in the Republic of Mordovia.
Keywords: legislative body of power, executive authority.
Основу во взаимоотношениях исполнительной и законодательной власти в субъектах Российской Федерации заложены Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», которым установлена самостоятельность субъектов в формировании законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации.
Согласно Конституции Республики Мордовия органы, представляющие государственную власть в республике, (законодательную, исполнительную и судебную) самостоятельны в своей деятельности.1 (Некоторые субъекты Российской Федерации принципы взаимодействия и взаимоотношений органов государственной власти прописывают в своих конституциях (уставах). Ст.117 Устава Курганской области говорит о том, что взаимоотношения главы (губернатора) области, законодательной и исполнительной властей строятся на принципах: разделения властей, наличия собственной компетенции и невмешательства в полномочия друг друга. Несколько другая формулировка используется в Уставах Липецкой (ст.47), Белгородской (ст.60) областей: органы законодательной и исполнительной
1 Конституция Республики Мордовия от 21.09.1995// «Известия Мордовии»,№180, 22.09.1995, ст.10
власти взаимодействуют исходя из принципа разделения властей).
Исходя из объема осуществляемых полномочий можно выделить несколько форм взаимодействия законодательного и исполнительного органа государственной власти Республики Мордовия:
1) организационное взаимодействие, проявляющееся в возможности участия в формировании иных органов государственной власти.
Данная форма взаимодействия базируется на том, что орган законодательной (представительной) власти субъекта Федерации участвует в формировании субъектного состава региональных органов государственной власти и наделении полномочиями отдельных должностных лиц, в процедуре отрешения указанных лиц от должности.
Так Глава Республики Мордовия представляет Государственному Собранию Республики Мордовия систему исполнительных органов власти Республики Мордовия, Государственное Собрание, в свою очередь, устанавливает соответствующую систему исполнительных органов власти.2 В первоначальном варианте к компетенции законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации относилось утверждение схемы управления субъектом Федерации, определение структуры высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации, но внесенные в Федеральный Закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в 2004 году изменения,3 закрепили за законодательным органом полномочие по установлению системы исполнительного органа.4
Государственное Собрание Республики Мордовия по предоставлению Президента Российской Федерации наделяет гражданина Российской Федерации полномочиями высшего должностного лица Республики Мордовия.
Кроме того, Государственное Собрание Республики Мордовия обладает рядом функций по согласованию представленных Главой Республики Мордовия кандидатур: - на должность Председателя Правительства Республики Мордовия; - заместителей Председателя Правительства Республики Мордовия; Уполномоченного по правам человека в Республике Мордовия5; на должности мировых судей Республики Мордовия6).
2 Закон Республики Мордовия от 20.07.2005 №60 - З «О системе исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия»// «Известия Мордовии», №105 -14, 22.07.2005.
3 Федеральный Закон Российской Федерации от 11.12.2004 №159-ФЗ ««О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон «Об общих принципах организации Законодательных (представительных) и исполнительных органов Государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный Закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»// «Российская газета», №277,15.12.2004
4 Собянин С.С. - «Высшие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в условиях административной реформы»/ «Журнал российского права», 2006,10
5 Постановление Государственного Собрания Республики Мордовия от 09.02.2007 №1448 - III П «О назначении на должность уполномоченного по правам человека в Республике Мордовия»// «Известия Мордовии», №23, 15.02.2007
6 Например, Постановление Государственного Собрания Республики Мордовия от 22.11.2005 №1868 - III П «О назначении на
Грызулин Е. В.
Взаимодействие законодательного и исполнительного органа
2) взаимодействие при осуществлении правотворчества.
Глава и Правительство Республики Мордовия наделены правом законодательной инициативы в Государственное Собрание Республики Мордовия. Законопроект, внесенный в Государственное Собрание Главой Республики Мордовия, оформляется в форме распоряжения, и рассматриваются по его предложению в первоочередном порядке. Вносимые Правительством проекты законов проходят экспертную оценку в отделах Аппарата Правительства, управлении по вопросам законодательства и правовой экспертизы Администрации Главы Республики Мордовия, а если они касаются экономических вопросов, и в управлении экономической политики Администрации Главы Республики Мордовия.
Участие Правительства Республики Мордовия в законотворчестве является одним приоритетных направлений его деятельности. Это объективно вытекает из статуса Правительства, уполномоченного при осуществлении исполнительной власти решать важные вопросы управления Республикой Мордовия. Современная роль Правительства Республики Мордовия характеризуется тем, что тот орган государственной власти, реализуя полномочия в законотворческой деятельности, конкретизирует и воплощает их на практике как самостоятельно7, так и совместно с другими субъектами, наделенными такими полномочиями. Заслуживает внимания позиция ряда ученых, согласно которой в основу законопроектной и законодательной деятельности положены принципы "рационализированного парламентаризма", предполагающие активное влияние исполнительной власти на законодательную как в части разработки проектов законов, так и при их прохождении.8
3) взаимодействие при осуществлении государственного регулирования.
Глава Республики Мордовия представляет Государственному Собранию проекты программ социальноэкономического развития Республики Мордовия и отчеты об их исполнении. Государственное Собрание в свою очередь, придают данным программам правовую оболочку в виде закона.9
Целью данных программ является обеспечение устойчивого экономического роста на основе перехода экономики республики на модель инновационного развития, предусматривающую активизацию предпринимательской деятельности, создание экспортоориентированных и импортозамещающих производств, выпуск наукоемкой, высокотехнологичной, конкурентоспособной продукции, построение целостной инфраструктуры и ее современной информационной составляющей, а также более эффективное использование человеческого капитала и новых знаний, что позволит повысить уровень и качество жизни населения и обеспечить улучшение экологической ситуации.
должность мирового судьи Республики Мордовия» // «Ведомости ГС РМ», 2005, №19 (69), ст.593
7 Закон Республики Мордовия от 12.11.2001 №42-З «О правительстве Республике Мордовия»// «Известия Мордовии», №170, 13.11.2001. ст.1
8 Хабриева Т.Я., Сивицкий В.А. Федеральное Собрание в 2003 году: вклад законодателей в развитие федерализма и местного самоуправления // Журнал российского права. 2003. N 12. С.7.
9 Закон Республики Мордовия от 08.12.2003 №62-З « Об утвер-
ждении программы социально-экономического развития Республики Мордовия на 2003 - 2007 годы»// «Известия Мордовии»,
спецвыпуск, 10.12.2003
Глава Республики Мордовия выступает с ежегодным посланием Государственному Собранию Республики Мордовия о внутреннем и внешнем положении республики, о важных вопросах жизни республики.10
Кроме того, Главе Республики Мордовия принадлежит исключительное право представлять проект республиканского бюджета и отчет о его исполнении.
Правительство Республики, согласно Конституции Республики Мордовия отчитывается перед Государственным Собранием о проделанной работе, причем данный отчет может представлять из себя анализ исполнения нормативно-правового акта, принятого Государственным Собранием. По результатам заслушивания отчета Правительства Государственное Собрание может рекомендовать Правительству провести определенную работу, направленную на исполнение нормативно-правового документа.
(В качестве примера можно рассмотреть Постановление Государственного Собрания Республики Мордовия от 28.10.2007 года №1060 - I «О ходе выполнения Постановления Государственного Собрания Республики Мордовия от 28 октября 1997 года №1015 - I «Об отчете о работе Правительства Республики Мордовия» по приостановлению жилищно-коммунальной реформы в части повышения платы за жилье и коммунальные услуги»
4) осуществление взаимного контроля.
Государственное Собрание вправе выразить недоверие Председателю Правительства, его первому заместителю или заместителю. Предложение о выражении недоверия вносится депутатами в количестве не менее пятнадцати человек. Решение о недоверии Председателю Правительства, первому заместителю, заместителю Председателя Правительства принимается большинством голосов от числа избранных депутатов Государственного Собрания.
Глава Республики Мордовия вправе требовать созыва внеочередного заседания законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации, а также созывать вновь избранный законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Федерации на первое заседание ранее срока, установленного для этого законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта Федерации его конституцией (уставом); вправе участвовать в работе законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации с правом совещательного голоса
Государственное Собрание Республики Мордовия может принять решение о недоверии Главе Республике Мордовия. Решение законодательного органа носит только предварительный характер, само отрешение от должности осуществляется Президентом Российской Федерации, что переводит санкцию выражения недоверия в плоскость федеральной или смешанной ответственности. Выражение недоверия высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации законодательным органом этого субъекта приобрело характер именно недоверия, а не отрешения от должности, чем оно на самом деле являлось.11
10 Послание Главы Республики Мордовия Государственному Собранию Республики Мордовия // «Известия Мордовии», №187, от 13.12.2006.
11 Дзидзоев Р.М. «Некоторые Вопросы федеративной ответственности субъектов Российской Федерации» // «Конституционное и муниципальное право», 2006, №11
Глава Республики Мордовия в соответствии с Конституцией Республики Мордовия распускает Государственное Собрание Республики Мордовия в случае принятия Государственным Собранием Республики Мордовия Конституции Республики Мордовия, закона Республики Мордовия, иного нормативного правового акта, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Мордовия, Конституции Республики Мордовия, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а Государственное Собрание Республики Мордовия не устранило их в течение шести месяцев со дня вступления в силу судебного решения.
Представленная классификация форм взаимодействия законодательного и исполнительного органа государственной власти Республики Мордовия имеет достаточно условный характер. В своей деятельности данные органы государственной власти Республики Мордовия, занимаясь конкретными видами государственной деятельности, могут осуществлять в различных формах одновременно.
Говоря о взаимодействии Главы и Правительства Республики Мордовия с Государственным Собранием Республики Мордовия следует отметить, что работа данных органов власти Республики Мордовия не строиться по принципу «выяснения силы полномочий». В основу построения взаимоотношений законодательной и исполнительной ветвей власти Республики Мордовия заложено - закон, его исполнение, разрешение конфликтов, а существующая система сдержек и противовесов рассматривается как необходимый элемент эффективного элемент управления Республикой Мордовия. Взаимодействие осуществляется в рамках установленных федеральными законами и законами Республики Мордовия в целях эффективного управления процессами экономического и социального развития Республики Мордовия и в интересах ее населения. Достаточно активное взаимодействие Государственного Собрания и Правительства Республики Мордовия обуславливается также достаточно стабильной политической обстановкой и политической культуры в республики, способствующей позитивному и активному правотворчеству.
Список литературы
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 11.12.2004 №159-ФЗ ««О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон «Об общих принципах организации Законодательных (представительных) и исполнительных органов Государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный Закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»// «Российская газета», №277,15.12.2004.
2. Конституция Республики Мордовия от 21.09.1995// «Известия Мордовии»,№180, 22.09.1995, ст.10.
3. Закон Республики Мордовия от 12.11.2001 №42-З «О Правительстве Республике Мордовия»// «Известия Мордовии», №170, 13.11.2001. ст.1.
4. Закон Республики Мордовия от 20.07.2005 №60 -З «О системе исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия»// «Известия Мордовии», №105 -14, 22.07.2005.
5. Закон Республики Мордовия от 08.12.2003 №62-З «Об утверждении программы социально-экономичес-
кого развития Республики Мордовия на 2003 - 2007 годы»// «Известия Мордовии», спецвыпуск, 10.12.2003.
6. Послание Главы Республики Мордовия Государственному Собранию Республики Мордовия // «Известия Мордовии», №187, от 13.12.2006.
7. Постановление Государственного Собрания Республики Мордовия от 22.11.2005 №1868 - III П «О назначении на должность мирового судьи Республики Мордовия» // «Ведомости Гс РМ», 2005, №19 (69), ст.593.
8. Постановление Государственного Собрания Республики Мордовия от 09.02.2007 №1448 - III П «О назначении на должность уполномоченного по правам человека в Республике Мордовия»// «Известия Мордовии», №23, 15.02.2007.
9. Дзидзоев Р.М. «Некоторые Вопросы федеративной ответственности субъектов Российской Федерации» // «Конституционное и муниципальное право», 2006, №11
10. Собянин С.С. - «Высшие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в условиях административной реформы»/ «Журнал российского права», 2006, №10.
11.Хабриева Т.Я., Сивицкий В.А. Федеральное Собрание в 2003 году: вклад законодателей в развитие федерализма и местного самоуправления // Журнал российского права. 2003. N 12.
Рецензия
Представленная на рецензирование статья с позиции актуальности и научной значимости заслуживает положительной оценки. В статье представлен качественный анализ взаимодействия законодательного и исполнительного органа государственной власти Республики Мордовия. Автором исследуются основы построения и критерии, оказывающие влияние на данное взаимодействие, выделяются несколько форм правовых взаимоотношений законодательного и исполнительного органа государственной власти Республики Мордовия.
Данная статья рекомендуется к опубликованию в юридическом журнале, включенном в перечень СМИ, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией для научных публикаций.
Заведующий кафедрой государственного и административного права юридического факультета МГУ ««им. Н.П.Огарева» Доктор юридических наук, профессор И.Г.Дудко.