Научная статья на тему 'К вопросу о финансировании физической культуры и спорта'

К вопросу о финансировании физической культуры и спорта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
774
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСИРОВАНИЕ СПОРТА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СПОРТСМЕНЫ / ТРЕНЕР / СОРЕВНОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СПОРТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бондаренко Майя Павловна, Зубарев Юрий Александрович, Карпов Владимир Юрьевич, Скоросов Константин Константинович

Рыночный способ производства в настоящее время является преобладающим для подавляющего большинства стран мира. Это не может не отражаться на таком многогранном виде человеческой деятельности, как спорт. Спортивные состязания, первоначально строившиеся исключительно на культе физической силы и выносливости человека, стали впитывать в себя рыночные экономические отношения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the question of physical culture and sports financing

Nowadays, the market way of production is prevailing for the vast majority of the countries in the world. So, it can't be non-reflected in such many-sided human activity as sport. The sports competitions, which were originally based only on the cult of physical force and endurance of the person began to absorb in themselves the market economic relations.

Текст научной работы на тему «К вопросу о финансировании физической культуры и спорта»

Retraining, Moscow.

4. Filippova, Y.S. (2012), Sports aerobics program for the junior sports school, Novosibirsk.

Контактная информация: tatyana_tutulova.90@mail.ru

Статья поступила в редакцию 24.03.2016

УДК 796:336

К ВОПРОСУ О ФИНАНСИРОВАНИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Майя Павловна Бондаренко, кандидат экономических наук, доцент, Юрий Александрович Зубарев, доктор педагогических наук, профессор, Волгоградская государственная академия физической культуры (ВГАФК), г. Волгоград; Владимир Юрьевич Карпов, доктор педагогических наук, профессор, Российский государственный социальный университет (РГСУ), г. Москва; Константин Константинович Скоросов, кандидат педагогических наук, доцент, Пензенский государственный университет (ПГУ), г. Пенза

Аннотация

Рыночный способ производства в настоящее время является преобладающим для подавляющего большинства стран мира. Это не может не отражаться на таком многогранном виде человеческой деятельности, как спорт. Спортивные состязания, первоначально строившиеся исключительно на культе физической силы и выносливости человека, стали впитывать в себя рыночные экономические отношения.

Ключевые слова: финансирование спорта, профессиональные спортсмены, тренер, соревнования, профессиональный спорт.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.03.133.p39-43

TO THE QUESTION OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS FINANCING

Maya Pavlovna Bondarenko, the candidate of economic sciences, senior lecturer, Yury Ale-ksandrovich Zubarev, the doctor of pedagogical sciences, professor, Volgograd State Academy of Physical Culture, Volgograd; Vladimir Yuryevich Karpov, the doctor ofpedagogical sciences, professor, Russian State Social University, Moscow; Konstantin Konstantinovich Skorosov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Penza State University, Penza

Annotation

Nowadays, the market way of production is prevailing for the vast majority of the countries in the world. So, it can't be non-reflected in such many-sided human activity as sport. The sports competitions, which were originally based only on the cult of physical force and endurance of the person began to absorb in themselves the market economic relations.

Keywords: sport financing, professional athletes, couches, competitions, professional sport.

Несмотря на то, что Олимпийские игры до сих пор проводятся по образцу античных, многие другие серьезные соревнования уже давно стали чисто коммерческими мероприятиями. Особенно это касается современных видов спорта, использующих постоянно совершенствующиеся технические средства и достаточно большие объемы финансирования.

Так, например, корни популярных гонок Формула-1 лежат в чемпионате Европы по автогонкам Гран-при, который проводился в 1920-1930-е годы. В 1946 году образованная Международная автомобильная федерация (Federation internationale del'automobile (FIA)) представила правила Формулы-1, которые вступили в действие в 1947 году. В 1950 году прошел первый чемпионат мира Формулы-1, а уже в начале 70-х годов Берни Экклстоун, английский антрепренер в области мотоспорта, изменил тактику управления коммерческими правами Формулы-1 и превратил этот вид спорта в многомиллиардный международный бизнес.

Развитие рыночных отношений в спорте привело к появлению удивительного феномена, когда спортивная команда комфортно себя чувствует, не имея серьезных спортивных достижений. В National Football League (NFL) команда Cincinatti Bengals редко доходила до конца плей-офф сезона в конце 90-х годов и начале XXI века, но, благодаря экономии расходов и стратегии выравнивания доходов проводимой лигой, зарабатывала больше, чем какая-либо из самых популярных команд. В итоге, она стала, возможно, самой известной командой благодаря своей способности делать деньги, а не выигрывать.

В России вопрос о предпринимательстве в сфере спорта был поставлен практически сразу на старте рыночных преобразований начала 90-х годов XX века. Положительная динамика процесса формирования индустрии спорта в России подтверждается нашими успехами на зимней Олимпиаде в Сочи в 2014 году.

Все это не может не обострить проблему финансирования спортивных учреждений и социально-трудовых отношений в индустрии спорта высших достижений и не поставить вопрос формирования и развития эффективных систем оплаты труда, в первую очередь, профессиональных спортсменов и их тренеров. При этом сама спортивная деятельность начинает рассматриваться как отдельная специфическая деятельность, нуждающаяся в особом финансировании.

В России спонсорство спорта развито слабо. Как и ранее главным и основным, можно даже сказать единственным источником для финансирования сферы физической культуры и спорта выступает федеральные бюджет Российской Федерации. Ни кто не умаляет значение физической культы и спорта не только для населения страны, но и для экономик и общества в целом. Различные государственные органы власти, как в России, так и за рубежом оказывают постоянное финансовое содействие развитию не только профессиональных видов спорта, но и поддерживают любительские спортивные организации в своих странах и на международном уровне. Если более детально рассматривать направления государственной поддержки физической культуры и спорта, то на наш взгляд целесообразно выделить следующие уровни:

1. Законодательные уровень - именно на нем создаются и закрепляются благоприятные условия для становления и развития различных видов физкультуры спорта.

Уровень прямого финансирования - данные финансовые средства поступают из бюджетов всех уровней страны и направляются исключительно на различные научно-исследовательские и опытно конструкторские разработки (НИОКР) в сфере спорта, оплату образования особо выдающимся спортсменам, поддержку спортивных команд, оплату управленческого персонала спортивных организаций и т. д.

2. Уровень не прямого финансирования - сюда относится льготное налогообложение спортивных организаций, поскольку именно полное или частичное освобождение от налогов позволяется руководству организации расходовать финансовые средства на прямые спортивные нужды.

3. Уровень капитального прямого финансирования - в данном случае речь идет исключительно о целенаправленном вложении капитальных средств в строительство новых стадионов, спортивных сооружений, бассейнов, катков, различных спортивно-оздоровительных комплексов (сюда моно отнести и строительство Олимпийской деревни).

Все перечисленные уровни финансирования осуществляются в соответствии с определенным планированием. Естественно для каждого уровня существуют свой особый план, и он составляется не только на федеральном уровне. Подобное планирование ведется и на местном, областном, районном уровнях. Увязка всех планов позволяет сформировать единый план государственного развития для сферы физической культуры и спорта и обоснованно определить необходимый размер денежных средств для реализации всех запланированных мероприятий.

Как и в других сферах общества, в сфере физической культуры и спорта с помощью планирования можно решить ряд важнейших, первостепенных задач:

- в долгосрочном и краткосрочном планах выявить наиболее приоритетные и важные направления развития данной сферы;

- напрямую, в зависимости от поставленных целей и запланированных задач, регулировать количественный состав управленцев сферы физической культуры и спорта;

- поддерживать наиболее приоритетные направления НИОКР в сфере спорта и определять, какие именно научно-исследовательские организации будут вести эти исследования (кто получит государственный заказ на финансирование);

- конкретизировать развитие массового и любительского спорта по видам спортивной деятельности;

- определить необходимое количество занятых в сфере физической культуры и спорта людей для поддержания финансирования образовательных программ (определить количество бюджетных мест для обучения в вузах стран);

- исключительно комплексно рассматривать развитие физической культуры и спорта как единой системы;

- мотивировать к совершенствованию спортивного мастерства всех участников физкультурно-спортивной деятельности.

Как известно, проект федерального бюджета принимается в трех чтениях за период равный 60 дням. Однако, прежде комитет передаст все материалы в Совет Государственной Думы, которая в свою очередь перенаправит их в Совет Федерации для получения итогового заключения по разделам (речь идет о внебюджетных разделах), а также президенту и в Счетную палату. Одновременно с этим проходит процедура обязательной научной экспертизы.

Бюджеты местных органов власти финансируют не большие соревнования (например, первенство города или области, зональные соревнования), выделяют средства для обновления спортивного инвентаря, для оплаты коммунальных счетов спортивным школам, для поддержки спортивных команд (покупка формы, финансирование поездки на соревнования). Так же сюда следует отнести ремонтные работы на спортивных площадках, модернизацию спортивных площадок, поддержание их в рабочем виде, как в городе, так и в сельских районах.

Впервые в истории существования органа управления спортом в стране и бюджетного финансирования сферы физическая культура и спорт с 2011 года предусмотрено в федеральном бюджете выделение самостоятельного раздела «Физическая культура и спорт» с соответствующими подразделами [1]:

01 - «Физическая культура»;

02 - «Массовый спорт»;

03 - «Спорт высших достижений»;

04 - «Прикладные научные исследования в области физической культуры и спорта»;

05 - «Другие вопросы в области физической культуры и спорта».

Это действительно историческое событие, позволяющее говорить об отрасли, а не о сфере физической культуры и спорта.

Сегодня очень важно, чтобы в официальных статистических сборниках Росстата различные показатели, характеризующие социально-экономическое развитие страны, вопросы физической культуры и спорта представлялись бы самостоятельным разделом.

На 2013 год по разделу «Физическая культура и спорт» выделено около 42,4 млрд.

руб.

На подразделы:

Физическая культура - более 95 млн. руб.

Массовый спорт - около 12,4 млрд. руб.

Спорт высших достижений - около 28,7 млрд. руб.

Прикладные научные исследования в области физической культуры и спорта - более 509,3 млн. руб.

Другие вопросы в области физической культуры и спорта - около 731 млн. руб. Расходы, предусмотренные на сферу физической культуры и спорта в федеральных бюджетах на 2014 и 2015 годы [2], представлены в таблице 1.

Расходы федерального бюджета на физическую культуру и спорт в целом сокращены на 8,0%. Сокращение коснулось затрат на спорт высших достижений (на 17,4%) и другие вопросы области физической культуры и спорта (на 32,2%). Остальные подразделы сферы физической культуры и спорта запланированы к финансированию из федерального бюджета в больших объемах: физическая культура - на 44,3%, массовый спорт

- на 49,6%, прикладные научные исследования в области физической культуры и спорта

- на 8,6%.

Характерно, что возрастание затрат на научные исследования меньше инфляции декабря 2014 года по отношению к декабрю 2013 года. (11,4%) [3].

Таблица 1

Расходы федерального бюджета на 2014 и 2015 годы_

Наименование Расходы 2014 года (тыс. руб.) Расходы 2015 года (тыс. руб.)

1 2 3

Физическая культура и спорт (всего) 79 868 051,5 73 461 014,4

Физическая культура 2 242 550,0 3 236 902,3

Массовый спорт 9 242 340,5 13 827 904,4

Спорт высших достижений 66 770 135,2 55 175 687,6

Прикладные научные исследования в области физической культуры и спорта 310 183,6 336 718,3

Другие вопросы в области физической культуры и спорта 1 302 842,2 883 801,8

Расходы на оплату труда работников сферы физической культуры и спорта относятся к разделу «Другие вопросы в области физической культуры и спорта» и представляют особый интерес в рамках данного исследования (таблица 2).

Что касается расходов на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными (муниципальными) органами, казенными учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами, то они были незначительно (меньше годовой инфляции, зафиксированной в декабре 2014 года) увеличены всего на 1,3% [4].

Таблица 2

Расходы федерального бюджета по «Другим вопросам в области физической культуры и спорта» на 2014 и 2015 годы_

Наименование Расходы 2014 год (тыс. руб.) Расходы 2015 год (тыс. руб.)

1 2 3

Расходы на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными (муниципальными) органами, казенными учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами 267 400,3 270 841,10

Закупка товаров, работ и услуг для государственных (муниципальных) нужд 170 772,7 149 500,8

Иные бюджетные ассигнования 99 232,8 99 243,8

Социальное обеспечение и иные выплаты населению 8 075,0 8 500,0

Капитальные вложения в объекты недвижимого имущества государственной (муниципальной) собственности 757 361,4 355 716,1

При этом доля расходов на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными (муниципальными) органами, казенными учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами в общих расходах на

сферу физической культуры и спорта увеличилась на 10,0%.

Однако, если из расходов на физическую культуру и спорт исключить расходы на спорт высших достижений, то доля расходов на выплату персонала в оставшейся части снизилась на 27,4%.

Бюджетное финансирование, наряду с нормативно-правовым обеспечением формирования и развития систем оплаты труда бюджетных организаций сферы физической культуры и спорта, определяют базовую заработную плату спортсменов и тренеров.

Развитие профессионального спорта невозможно без массовых занятий населения физкультурой, а это повышает уровень здоровья нации, а, следовательно, способствует росту общественной производительности труда [5]. При этом заинтересованность занятиями физкультурой, например, среди школьников, может возрасти в результате как уровня профессионализма учителя физкультуры, так и успешных выступлений конкретных спортсменов, играющих роль кумиров, но на заработной плате ни учителя физкультуры, ни конкретных спортсменов это не может отразиться, так как обозначенная взаимосвязь трудна для количественного выражения. Победы в международных соревнованиях, кроме денежных премий, повышают престиж страны, что имеет определенные последствия и в ее положении на мировых рынках товаров и услуг, однако провести однозначные количественные соотношения между рассматриваемыми явлениями также достаточно сложно.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бондаренко, М.П. Источники финансирования спортивных организаций / М.П. Бондаренко, Е.М. Губина, Ю.А. Зубарев // Вестник Евразийской академии административных наук. - 2012. - № 4 (21). - С. 76-85.

2. О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2016 и 2017 годы : (Федер. закон от 01.12.2014, №384-Ф3 ; ред. от 01.12.2014, №384-Ф3) [Электронный ресурс] // URL : http://base.garant.ru/70810756/1/. - Дата обращения 01.02.2016.

3. Данные Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] / Федеральная служба государственной статистики // URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/prices/potr/tab-potr1.htm. - Дата обращения 01.02.2016.

4. Бондаренко, М.П. Формирование системы оплаты труда спортивных тренеров / М.П. Бондаренко // Уровень жизни населения регионов России. - 2013. - № 8 (186). - С. 75-79.

5. Бондаренко, М.П. Рынок труда и рынок образовательных услуг в области физкультуры и спорта / М.П. Бондаренко // Российское предпринимательство. - 2012. - № 22 (220). - С. 153-158.

REFERENCES

1. Bondarenko, M.P., Gubin, E.M. and Zubarev, Yu.A. (2012), "Sources of financing of the sports organizations", Bulletin of the Eurasian academy of administrative sciences, No. 4 (21), pp. 76-85.

2. About the federal budget for 2014 and on planning period 2016 and 2017, (Federal law from 12/1/2014, No. 384-FZ; an edition from 12/1/2014, No. 384-FZ), available at: http://base.garant.ru/70810756/1/.

3. Data Federal State Statistics Service, Federal State Statistics Service, available at: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/prices/potr/tab-potr1.htm.

4. Bondarenko, M.P. (2013), "Formation of system of compensation of sports trainers", Standard of living of the population of regions of Russia, No. 8 (186), pp. 75-79.

5. Bondarenko, M.P. (2012), "Labor market and education market in the field of physical culture and sport", the Russian business, No. 22 (220), pp. 153-158.

Контактная информация: mayya_k@mail.ru

Статья поступила в редакцию 23.03.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.