Научная статья на тему 'К вопросу о философском осмыслении бизнеса как деятельности'

К вопросу о философском осмыслении бизнеса как деятельности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
239
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕС / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЫСЛЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕФЛЕКСИЯ / ЦЕННОСТИ / СИМВОЛИЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / BUSINESS / ACTIVITY / MENTAL ACTIVITY / A REFLECTION / VALUES / THE SYMBOLICAL CAPITAL

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Малыгина Марина Викторовна

В статье предложен оригинальный подход осмысления бизнеса на основе концепта мысле-деятельности организационно-деятельностных игр (ОДИ). В результате исследования указаны уровни рефлексии, на которые выходит субъект бизнеса и определена специфика субъекта бизнеса через категорию «ценность».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the question of philosophical understanding of business as activity

In the article an original approach of understanding of business on the basis of conception of mental activity of organizing and active games is offered. As the result of research the levels of reflection on which there is a subject of business are noted and it is specified the specificity of subject of business through the «value» category.

Текст научной работы на тему «К вопросу о философском осмыслении бизнеса как деятельности»

2. Маккайвер, Р. Реальность социальной революции // Американская социологическая мысль : тексты. — М. : Изд-во МГУ, 1994. - С. 79.

3. Мертон, Р. Социальная структура и аномия // Социология преступности (Современные буржуазные теории) ; перевод Е.А. Самарской. — М. : Издательство «Прогресс», 1966. — С. 300.

4. Там же. С. 304.

5. Там же. С. 307.

6. Федотова, В.Г. Ценностные изменения на Западе и в России // Вопросы философии. — 2005. — №11. — С. 8.

7. Там же. С. 23.

8. Феофанов, К.А. Социальная аномия: обзор подходов в американской социологии // Социологические исследования. — 1992. — №5. — С. 18.

9. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности

; перевод с нем. Э. Телятниковой. — М. : АСТ, 2006. — C. 203.

10. Фукуяма, Ф. Великий разрыв. — М. : АСТ, 2003. — С. 26.

11. Там же. С. 29.

ЗЕЛЕНЧУК Ирина Анатольевна, аспирантка кафедры философии и социальных коммуникаций Омского государственного технического университета, заведующая отделением «Сестринское дело» Омского медицинского колледжа Росздрава.

E-mail: irina [email protected]

Дата поступления статьи в редакцию: 18.02.2009 г.

© Зеленчук И.А.

УДК 1 М. В. МАЛЫГИНА

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

К ВОПРОСУ

О ФИЛОСОФСКОМ ОСМЫСЛЕНИИ БИЗНЕСА КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье предложен оригинальный подход осмысления бизнеса на основе концепта мысле-деятельности организационно-деятельностных игр (ОДИ).

В результате исследования указаны уровни рефлексии, на которые выходит субъект бизнеса и определена специфика субъекта бизнеса через категорию «ценность».

Ключевые слова: бизнес, деятельность, мыследеятельность, рефлексия, ценности, символический капитал.

Современному предпринимательству присуще такое отношение к миру, которое ориентируется на достижение реального результата своей деятельности наиболее целесообразным и выгодным ему путем.

В силу характера своей деятельности предприниматель руководствуется утилитарными соображениями пользы. Хозяйствующий человек погружен в мир повседневности, в заботы о выгоде и прибыли, ему некогда задумываться над этической и тем более духовной сущностью вещей и отношений.

Таким образом, по своей природе современный бизнес как деятельность, основным приоритетом которой является чистая прибыль и развитие дела, склонен пренебрегать интересами общества и забывать о социальной ответственности.

Как считает Н.Н. Зарубина, это связано с глубокими изменениями в культуре: не столько бизнес обслуживает общество с его реальными потребностями, сколько общество является для бизнеса ареной удовлетворения потребности в наращивании прибылей и раскручивании дела [1].

В России сложились специфически сложные взаимоотношения между предпринимательством, обществом и государством. Еще Аристотель выделял триаду общество — государство — личность, отводил государству главенствующую роль в решении проти-

воречий между обществом и личностью. Наилучшая жизнь, по Аристотелю, предполагает не только материальный достаток, но, в первую очередь, соблюдение справедливости [2].

Исходя из этого, государство и общество должны осуществлять контроль за социально-ответственной политикой бизнеса.

Итак, современная ситуация характеризуется масштабной деструкцией системы ценностей и социальных отношений.

В содержательном плане эта деструкция выразилась в нарушении хрупкого равновесия индивиду-ально-достижительного, государственного и коллективного начал в устройстве общества, баланс между которыми всегда был подвижен и неустойчив [3].

Таким образом, как считает известный российский философ К.С. Пигров, для России наступило время духовного поиска. Вопросы, ответы на которые ранее, в условиях относительно стабильного состояния общества, были, казалось бы, определены, выглядят сейчас совершенно по-иному. И к ним требуется философский подход [4] .

Поэтому, на наш взгляд, необходимо философское осмысление бизнеса как деятельности.

Цель данного исследования — на основе сложившихся в истории познания представлений о деятель-

«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 4 (79), 2009 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 4 (79), 2009

ности объяснить специфику субъекта бизнеса как деятельности.

Проблема исследования заключается в установлении связи в понимании цели и ценностей субъекта бизнеса, включая субъект-объектное взаимодействие.

Предлагаемое в настоящей статье решение проблемы основывается на гипотезе, что специфика субъекта бизнеса как деятельности определяется категорией «ценность».

Наша задача состоит в том, чтобы выявить взаимосвязь, сложившую в представлениях ученых о категории «деятельность» с понятием бизнеса как деятельности.

Поскольку бизнес — это деятельность, вначале рассмотрим концепции деятельности.

В качестве мировоззренческого принципа понятие деятельности утвердилось, начиная с немецкой классической философии.

Наиболее заметный вклад в изучение данной проблемы внесли И. Кант, Г. Гегель, И.Г. Фихте.

И. Кант, рассматривая теорию субъекта, ввел понятие субъекта деятельности, поставил вопрос о цели и средствах деятельности, что представляется важным для нашего исследования.

Кант определил рассудок как деятельность. Человек, по его мнению, житель двух миров: воспринимаемого, в котором он как чувственное существо подчинен законам природы, и умопостигаемого, где он свободно подчиняет себя закону разума, т.е. нравственному закону.

Знание умопостигаемого мира сводится к содержанию высшего нравственного закона, категорического императива, гласящего: «Поступай так, чтобы максимума твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства» [5].

Поэтому данный закон означает: не превращай другое разумное существо только в средство для реализации своих частных целей.

К сожалению, для современного бизнеса применение этого закона зачастую является нецелесообразным. Так как в современную эпоху для достижения цели бизнеса — хозяйственной эффективности — оказываются приемлемыми и морально оправданными все средства.

Деятельность предпринимателей представляется сугубо эгоистической, и поэтому, даже при внешней полезности, разрушительной как для общества и государства, так и для личности.

Значит, ориентированный на конкретный материальный и денежный результат, лишенный идеальных целей предприниматель выглядит в глазах общества ущербным человеком.

В отличие от современного бизнеса в дореволюционном предпринимательстве господствовало противоположное представление о соотношении цели и средств: никакая эффективность там не оправдывала отступления от общепринятых норм морали, «профессиональная этика», противоречащая общей, не признавалась [6].

Однако на рубеже ХХ — ХХ1 вв. дело уже тяготеет над человеком, оно обретает самостоятельную ценность. Нравственен не тот, кто делает дело для людей, а тот, кто экономически эффективен. Люди и их интересы становятся производными от деловой рациональности.

Вследствие этого в деятельности современного бизнеса нравственный закон Канта не является основополагающим.

Иоганн Готлиб Фихте впервые в истории философии возвел деятельность в ранг всеобщего основания

культуры, рассматривал субъект «я» как чистую самодеятельность, как свободную активность, которая созидает мир («не-я»), ориентируясь при этом на этический идеал [7].

Активность, деятельность субъекта становятся у Фихте единственным источником всего сущего.

Таким образом, заслуга Фихте состоит в том, что он раскрыл субъективно-деятельное начало во всем объективно сущем.

Значительный вклад в изучение деятельности внес Г. Гегель. Он построил наиболее рационалистическую концепцию деятельности [8].

С позиций объективного идеализма он трактует деятельность как всепроникающую характеристику абсолютного духа, порождаемую имманентной потребностью последнего в самоизменении.

Главную роль он отводит духовной деятельности и ее высшей форме — рефлексии, т.е. самосознанию. Итак, в рамках данного подхода центральное место занимает работа духа.

Для нас идеи Гегеля интересны тем, что позволяют представить бизнес как деятельность в виде социально значимой ценности.

Для этого вначале необходимо определить такие понятия, как деятельность и бизнес как деятельность.

Согласно В.Е. Кемерову, который в своей концепции опирается на немецкую классическую философию, понятие деятельности используется для характеристики специфического способа человеческого бытия, т.е. оно трактуется как принцип исследования, объяснения и понимания совместной и индивидуальной жизни людей.

Таким образом, проводится разграничение в истолковании деятельности как одного из аспектов, уровней или объектов социального бытия и понимания ее как принципа созидания и исследования специфических процессов, качеств и форм этого бытия [9].

Исходя из этого, автор определил понятие «деятельность». По мнению В.Е. Кемерова, деятельность — это способ воспроизводства социальных процессов, самореализации человека, его связей с окружающим миром [10].

Итак, в дальнейшем мы будем понимать деятельность как принцип объяснения и понимания совместной и индивидуальной жизни людей, как один из объектов социального бытия, как принцип исследования специфических процессов, качеств и форм этого бытия.

Бизнес как деятельность — это способ воспроизводства социальных процессов, т.е. социальная форма, которая находит выражение в переводе части экономического капитала в символический.

Следует отметить, что сущность деятельности предполагает определенное противостояние субъекта и объекта деятельности: человек противополагает себе объект деятельности как материал, который должен получить новую форму и свойства, превратившись из материала в продукт деятельности.

Поэтому укажем основные общие черты деятельности и бизнеса как деятельности. Любая деятельность включает в себя: цель, средства, мотивы, потребности, ценностные установки, процесс деятельности и результат.

Но бизнес как деятельность имеет свою специфику субъекта.

Определим категории: «субъект» и «объект».

Категория «субъект» — это обозначение объективированного «я», т.е. индивида, которому противопоставляется объект и который направляет на этот объект

свое познание или действие, — в этом отношении он выступает как «субъект действия» [11].

Категория «объект» указывает то, на что направлена активность (реальная и познавательная) субъекта. В действительности объектом может стать все, что существует [12].

Для осмысления бизнеса как деятельности и определения специфики субъекта бизнеса, на наш взгляд, необходимо обратиться к концепциям современных исследователей.

Так, идеи Фихте получили дальнейшее развитие в трудах Г.П. Щедровицкого, разработчика организационно-деятельностных игр (ОДИ).

По нашему мнению, данный метод позволяет в аспекте концепта мыследеятельности осмыслить любую деятельность, в том числе и бизнес.

ОДИ есть коллективная мыследеятельность. Смысл этого определения состоит в том, что он дает возможность выйти на онтологическую картину [13].

Следуя гегелевской триаде «тезис — антитезис — синтез», можно представить следующую схему: теория мышления, теория деятельности, теория мыследеятельности.

Благодаря этому, теория мыследеятельности отражает системные принципы исследования.

Для построения картины мыследеятельности Щед-ровицкий использует следующие схемы: схему переноса опыта, схему рефлексии, схему воспроизводства деятельности через трансляцию культуры [14].

Согласно Щедровицкому, человек (субъект) строит свою мыследеятельность, находясь в рефлексии. То, что было, он фиксирует в форме знания, а будущее фиксирует в виде проектов, программ и планов [15].

Итак, автор выделяет два пространства мира ситуаций: социетальное и культурное. Социеталь-ное состоит из множества популяционно живущих ситуаций. Культурное представляет собой мир образов, эталонов и норм, который четко фиксирован и транслируется во времени, переходя из поколения в поколение [16].

Таким образом, мыследеятельностным является только то, что существует дважды: один раз — в социетальной ситуации, а другой — в образце или в норме культуры.

Поскольку в культуре все должно быть неизменным, стандартизированным, а в социетальности все изменяется, варьируется, сообразно с этим деятельность задается схемой воспроизводства и трансляции культуры.

Предложенная схема мыследеятельности позволяет субъекту бизнеса заранее осуществлять программирование будущей деятельности. Именно благодаря рефлексии мысль и деятельность приобретают сознательный характер и становятся целенаправленными.

Осуществляя деятельность, субъект бизнеса создает проект, в который закладываются цели и результат всегда получается не в работе, а в рефлексии, потому что именно рефлексия позволяет дать ответ на вопросы: что делал субъект, почему он делал так, а не иначе?

Поэтому вначале субъект бизнеса формирует цели, а затем определенную систему ценностей, которая служит объектом его интересов и является ориентиром в деятельности.

Следует сказать, что мыследеятельность формирует цели и проекты, выраженные в нормах и принципах действия, т.е. субъективные ценности.

Под ценностями мы понимаем положительные функции тех или иных явлений в системе деятельности человека.

В связи с тем, что современная эпоха характеризуется активным освоением человеком новых видов технологий, поэтому наблюдается постепенная потеря когнитивного контроля над существом собственной деятельности, что проявляется в том числе и в бизнесе [17].

Вследствие этого должны быть сменены ценностные ориентиры в бизнесе.

Традиционные представления о бизнесе как деятельности, направленной на получение прибыли путем производства товаров и услуг, необходимо дополнить пониманием бизнеса как источника роста общественного благосостояния, который достигается путем производства товаров и услуг.

Мы полагаем, что наблюдается принципиальное изменение смысла бизнеса как деятельности: с получения прибыли он постоянно переносится на рост общественного благосостояния (хотя получение прибыли продолжает оставаться важнейшим приоритетом деятельности корпораций).

Однако сопутствующее такому изменению представление о бизнесе как социально значимой ценности, а не только источника индивидуального обогащения, влечет за собой постановку вопроса о соотношении целей и ценностей.

Воспользуемся схемой В.И. Разумова и укажем уровни рефлексии, на которые выходит субъект бизнеса при установлении приоритетов деятельности. По мнению В.И. Разумова, в настоящее время наблюдается переход от «последовательных» к «параллельным» стратегиям мышления и жизнедеятельности. Автор выделяет три уровня рефлексии социального субъекта: цели, ценности и парадигмы (технологии согласования и выбора целей и ценностей) [18].

Как считает автор, только в пределах целепола-гания возможно осуществление последовательной стратегии, когда любое начальное состояние предусматривает переход в данный момент только к одному из желаемых состояний как возможных вариаций.

На более высоких уровнях рефлексии: ценности, парадигмы — индивидуум способен переходить к параллельным стратегиям жизнедеятельности, достигая одновременно несколько целей.

Рассмотрим данную схему применительно к бизнесу.

Под бизнесом мы понимаем предпринимательскую деятельность, целями которой является не только получение прибыли, но и повышение имиджа, статуса предпринимателя (бизнесмена) [19].

В традиционном понимании бизнес выступает как производство товаров и услуг, приносящее прибыль. Следовательно, основная цель субъекта бизнеса — это получение прибыли, т.е. экономическая.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Однако, поскольку бизнес обслуживает общество с его реальными потребностями, то основной потребностью бизнеса, на наш взгляд, является признание его заслуг обществом.

Позитивное отношение общества к бизнесу есть его символический капитал, который, наряду с собственно экономическим, политическим, культурным, образует его совокупный капитал [20].

Символический капитал определяется как символ престижа и статуса.

Таким образом, не просто само по себе развитие предпринимательства имеет ценность для развития общества, а одобрение предпринимательства и его престиж способны повысить значимость предпринимательства как экономической деятельности в глазах общества.

Поэтому символический капитал создает субъек-

«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 4 (79), 2009 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 4 (79), 2009

тивную ценность, выраженную в форме общественной установки, реализуемой как рост благосостояния общества. К тому же именно символический капитал гармонизирует социальное существование субъекта бизнеса.

На третьем уровне рефлексии (парадигм) субъект бизнеса вырабатывает технологии согласования и выбора целей и ценностей. Значит, субъект бизнеса должен согласовать индивидные и общественные цели.

Итак, предприниматели стремятся к гармонизации разных видов капитала, в частности перевода части экономического капитала в символический посредством благотворительности и меценатства.

Здесь мы видим переход к параллельным стратегиям деятельности, когда одновременно достигается несколько целей. Так как, накапливая символический капитал, предприниматель получает и экономическую прибыль.

Кроме того, благотворительность и меценатство не только не препятствуют наращиванию прибыли, но и помогают снять основное социальное противоречие между бизнесом и обществом, так как позволяют обществу относиться к предпринимательской деятельности не как к «нечестному делу», а как к активной социальной деятельности, что является важным для легитимизации бизнеса в глазах общества.

Подводя итоги, следует отметить, что бизнес — это тоже деятельность, но имеет определенную специфику субъекта.

Поскольку субъект бизнеса участвует в воспроизводстве социального процесса, то в результате деятельности он создает как предметную ценность (экономический капитал), так и субъективную (символический капитал), выраженную в форме общественной установки, реализуемой как рост благосостояния общества.

Все сказанное позволяет сделать вывод, что специфика субъекта бизнеса определяется категорией «ценность».

Следует сказать, что ценности — это то, на что ориентируется субъект в своей практической деятельности, и то, что достигается в ходе такой деятельности.

Мы полагаем, что категория «ценность» применительно к бизнесу находит свое выражение в форме символического капитала.

Представляется целесообразным использование этих выводов для обоснования социокультурного феномена бизнеса, формирования системы взаимоотношений между институтом предпринимательства и обществом.

Материалы статьи могут быть использованы для дальнейшего уточнения вопросов, связанных с конструированием ценностных оснований и социальных решений субъекта бизнеса, а также для этической регуляции в сфере бизнеса.

Библиографический список

1. Зарубина, Н.Н. Этика служения и этика ответственности в культуре русского предпринимательства [Текст] / Н.Н. Зарубина // Общественные науки и современность. — 2004. — № 1. — С. 99.

2. Аристотель. Собрание сочинений [Текст] : в 4 т. / Аристотель. — М. : Мысль, 1983. Т. 4. — 1983. — С. 462.

3. Зарубина, Н.Н. Социально-культурные основы хозяйства и предпринимательства [Текст] / Н.Н. Зарубина. — М. : Магистр, 1998. — С. 130.

4. Пигров, К.С. Социальная философия [Текст] : учебник / К.С. Пигров. — СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та. — 2005. — С. 4.

5. Кант, И. Собрание сочинений [Текст] : в 6 т. / И. Кант. — М. : Мысль, 1965.

Т. 4 - 1965. - С. 347.

6. Зарубина, Н.Н. Этика предпринимательства в русской культуре [Текст] / Н.Н. Зарубина // Отечественные записки. — 2002. — № 4-5. — С. 293.

7. Фихте, И. Сочинения. Работы 1792-1801 [Текст] / И. Фихте. — М. : Ладомир, 1995. — С. 53.

8. Новая философская энциклопедия [Текст] : в 4 т. / под ред. В.С. Степина. — М. : Мысль, 2001.

Т. 3. — 2001. — С. 634.

9. Социальная философия: словарь [Текст] / под ред. В. Е. Кемерова. — М. : Академический проект, 2003. — С. 120.

10. Социальная философия: словарь [Текст] / под ред.

B.Е. Кемерова. — М. : Академический проект, 2003. —

C. 120.

11. Философия [Текст] : энциклопедический словарь / под ред. докт. философ. наук А.А. Ивина. — М. : Гардарики, 2004. — С. 441.

12. Новая философская энциклопедия [Текст] : в 4 т. / под ред. В.С. Степина. — М. : Мысль, 2001.

Т. 3. — 2001. — С. 136.

13. Щедровицкий, Г.П. Организационно-деятельностная игра. Сборник текстов [Текст] / Г.П. Щедровицкий. — М. : Наследие ММК, 2004. — С. 154.

14. Щедровицкий, Г.П. Организационно-деятельностная игра. Сборник текстов [Текст] / Г.П. Щедровицкий. — М. : Наследие ММК, 2004. — С. 155.

15. Щедровицкий, Г.П. Организационно-деятельностная игра. Сборник текстов [Текст] / Г.П. Щедровицкий. — М. : Наследие ММК, 2004. — С. 160-161.

16. Щедровицкий, Г.П. Организационно-деятельностная игра. Сборник текстов [Текст] / Г.П. Щедровицкий. — М. : Наследие ММК, 2004. — С. 168.

17. Разумов, В.И. Новая эпоха и участие философии в интеллектуальной культуре [Текст] / В.И. Разумов // Дис-курсология: Методология. Теория. Практика, 2008. — № 1. — С. 45.

18. Разумов, В.И. Новая эпоха и участие философии в интеллектуальной культуре [Текст] / В.И. Разумов // Дис-курсология: Методология. Теория. Практика, 2008. — № 1. — С. 47.

19. Малыгина, М.В. Роль социальных форм в философском осмыслении бизнеса [Текст] / М.В. Малыгина // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. — 2008. — № 5 (72). — С. 105.

20. Зарубина, Н.Н. К вопросу о символическом капитале русского капитализма [Текст] / Н.Н. Зарубина // Личность. Культура. Общество. — 2006. — № 1 (33). — С. 11.

МАЛЫГИНА Марина Викторовна, соискатель кафедры философии.

E-mail: [email protected]

Дата поступления статьи в редакцию: 04.02.2009 г.

© Малыгина М.В.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.