ФИЛОСОФИЯ
Вестн. Ом. ун-та. 2012. № 3. С. 74-78.
УДК 1
М.В. Малыгина
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В ИССЛЕДОВАНИИ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ И МЕЦЕНАТСТВА
КАК СОЦИАЛЬНЫХ ФОРМ БИЗНЕСА
Рассмотрены методологические подходы, позволяющие исследовать бизнес с позиции его социальных форм и определить влияние социальных форм бизнеса на социокультурное развитие России. Определены понятия «бизнес», «социальные формы бизнеса», «благотворительность» и «меценатство». Понятие «благотворительность в бизнесе» определено с использованием категориально-системной методологии.
Ключевые слова: благотворительность, меценатство, социальные формы бизнеса, символический капитал, нравственность.
В течение ХХ в. произошли глобальные цивилизационные преобразования, которые привели к формированию новых мировоззренческих ориентаций, требующих изменения старой системы общественных отношений. На этом фоне актуализируются проблемы духовно-нравственных оснований развития мировой цивилизации. Актуализация духовно-нравственного фактора эволюции человека и общества в современном мире нуждается во всестороннем философском осмыслении, включая всеобщие, особенные и частные формы его проявления. Обозначенное время «духовного поиска» и «мировоззренческого выбора» также подтверждают, что для развития цивилизованного бизнеса в России необходимо его философское осмысление в целом и его социальных форм, в частности. Социальные формы бизнеса, на наш взгляд, представляют собой либерально-демократические способы перераспределения ресурсов, в отличие от государственного перераспределения, что является проявлением гражданского общества и способствует возрождению гражданских инициатив.
Сегодня большинство предпринимателей осознают, что само по себе финансовое благополучие не является конечной целью бизнеса. В связи с этим проблема нравственных ценностей рано или поздно встает перед каждым бизнесменом.
В нашей статье мы выделим методологические подходы в исследовании социальных форм бизнеса, которые позволяют определить влияние социальных форм бизнеса на социокультурное развитие России.
Междисциплинарный характер исследуемой проблемы обуславливает применение различных методологических принципов. Поскольку бизнес -это особый материально-духовный мир, то его социально-философское осмысление велось в рамках диалектического метода, системной методологии, метода историзма.
Системная методология разработана в концепциях К.С. Пигрова, Ю.М. Резника, П. Бурдье. Диалектическая методология нацелена на раскрытие внутренних причин движения, саморазвития предметов и явлений в единстве их материальных и идеальных, духовных субстанций и представлена в трудах Г. Гегеля, К. Маркса, В.И. Ленина, Т. Адорно.
Для анализа категории «социальная форма» на основе метода историзма выделим основные направления исследований:
1) немецкая классическая социология (работы Г. Зиммеля, Ф. Тенниса, Леопольда фон Визе);
2) диалектический материализм (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин);
3) современная социальная философия (К.Е. Кемеров, А. М. Ковалев,
Н.С. Розов).
© М.В. Малыгина, 2012
Интересным, на наш взгляд, является методологический подход Н.С. Розова в русле социальной онтологии. Анализируя социальные формы через понятие социосферы, он выделяет четыре сферы бытия социально-исторической реальности:
1) биотехносфера - материальный мир;
2) психосфера - психические свойства, процессы;
3) культуросфера - пространство образцов, передающихся из поколения в поколение;
4) социосфера - объединяет социальные, политико-правовые и экономические сущности и процессы.
Эволюция социальных форм происходит через качественные и структурные изменения во всех четырех сферах бытия. Н.С. Розов сформулировал основные принципы социальной эволюции через категорию «социальная форма». Остановимся более подробно на принципе распространения социальных форм. Социальные формы с течением времени заполняют все «свободное пространство», где они обнаруживают свою эффективность. Они также имеют тенденцию вытеснять менее эффективные «конкурирующие» формы (через подражание, принуждение, изоляцию носителей старых форм или их физическое уничтожение) при условии отсутствия специальных противодействующих факторов.
Распространение социальных форм (равно как и культурных образцов) является надстройкой над более фундаментальным биологическим принципом распространения популяции [5, с. 195].
Для выделения социальных форм бизнеса определим понятие «социальные формы бизнеса», используя методологию В.Е. Кемерова и Н.С. Розова, диалектический подход.
Под бизнесом мы понимаем предпринимательскую деятельность, целями которой является не только получение прибыли, но и повышение имиджа, статуса предпринимателя (бизнесмена) [2, с. 105].
Таким образом, социальные формы бизнеса - это способ организации общественной деятельности предпринимателей, отличительной особенностью которой является перевод части экономического капитала в символический капитал, что находит яркое выражение в благотворительности и меценатстве.
Все социальные формы бизнеса можно разделить на два уровня:
• первичные формы (связаны с системой налогов, созданием новых рабочих мест);
• вторичные формы (связаны с нравственностью: благотворительность и меценатство).
Данная классификация учитывает действие двух факторов:
1. Субъективное желание и стремление субъекта бизнеса совершить нравственный поступок в интересах социума;
2. Определенную необходимость: соблюдение баланса интересов общества и бизнеса.
Мы определяем только две социальные формы бизнеса, так как именно они в современном мире становятся инструментом, посредством которого общество удовлетворяет свои основные социальные, общечеловеческие потребности. Это представляется особенно важным при глубочайшей поляризации «богатства и бедности» в обществе. В связи с этим отмеченные формы являются регулятором социального равенства, часто неосознанным средством устранения общественного экономического дискомфорта, возникающего в результате несправедливого отношения труда и присвоения.
Благотворительность - это деятельность, посредством которой частные ресурсы добровольно распределяются их обладателями в целях содействия нуждающимся людям, для решения социальных проблем, а также усовершенствования условий общественной жизни. В качестве частных ресурсов могут быть финансовые и материальные средства, способности и энергия людей [1, с. 51]. Меценатство - вид общественно полезных действий - один из видов благотворительности в сфере культуры и искусства [6, с. 134].
Заслуживает внимания метод организационно-деятельностных игр (ОДИ) Г.П. Щед-ровицкого. По нашему мнению, метод позволяет в аспекте концепта мыследеятельности осмыслить любую деятельность, в том числе и бизнес. Для построения картины мысле-деятельности Щедровицкий использует следующие схемы: схему переноса опыта, схему рефлексии, схему воспроизводства деятельности через трансляцию культуры [7, с. 155]. Согласно ему, человек (субъект) строит свою мыследеятельность, находясь в рефлексии. То, что было, он фиксирует в форме знания, а будущее фиксирует в виде проектов, программ и планов [7, с. 160-161]. Итак, автор выделяет два пространства мира ситуаций: социетальное и культурное. Социетальное состоит из множества популяционно живущих ситуаций. Культурное представляет собой мир образов, эталонов и норм, который четко фиксирован и транслируется во времени, переходя из поколения в поколение [7, с. 168]. Предложенная схема мыследеятель-ности позволяет субъекту бизнеса заранее осуществлять программирование будущей деятельности. Именно благодаря рефлексии мысль и деятельность приобретают сознательный характер и становятся целенаправленными. Однако вначале субъект бизнеса должен сформировать определенную систему ценностей, которая служит объектом его интересов и является ориентиром в деятельности, а затем конкретизировать цель. Традиционные представления о бизнесе как деятельности, направленной на получение прибыли путем производства товаров и услуг, необходимо, на наш взгляд, дополнить пониманием бизнеса как источника роста общественного благосостояния.
Рис. 1. Представление социального субъекта в формате планшетов сознания и на уровнях целей, ценностей и парадигм
На сегодня актуально звучит вопрос: каким должен быть бизнес в глобальном мире? Мы считаем, что это повлекло за собой стремление найти адекватные формы мировой интеграции и кооперации. В связи с этим на уровне общества была признана необходимость пересмотра существующего образа жизни, форм деятельности, социальных ценностей. Мы полагаем, что для устойчивого развития экономики и решения социальных проблем в обществе должно наблюдаться принципиальное изменение смысла бизнеса как деятельности: с получения прибыли он должен переноситься на решение общественных вопросов (хотя получение прибыли будет продолжать оставаться важнейшим приоритетом деятельности корпораций). Однако сопутствующее такому изменению представление о бизнесе как социально значимой ценности, а не только источника индивидуального обогащения, влечет за собой постановку вопроса о соотношении целей и ценностей.
Воспользуемся схемой В.И. Разумова и укажем уровни рефлексии, на которые выходит субъект бизнеса при установлении приоритетов деятельности (рис. 1).
По мнению В.И. Разумова, в настоящее время наблюдается переход от «последовательных» к «параллельным» стратегиям мышления и жизнедеятельности. Автор выделяет три уровня рефлексии социального субъекта: цели, ценности и парадигмы (технологии согласования и выбора целей и ценностей) [4, с. 47]. Как считает автор, только в пределах целеполагания возможно осуществление последовательной стратегии, когда любое начальное состояние предусматривает переход в данный момент только к одному из желаемых состояний как возможных вариаций. На более высоких уровнях рефлексии: ценности, парадигмы -
индивидуум способен переходить к параллельным стратегиям жизнедеятельности, достигая одновременно несколько целей.
Рассмотрим данную схему применительно к бизнесу. Важным становится осознание социально-психологической сути предпринимательства и его роли в современном обществе. Деятельность предпринимателя не ограничивается только экономикой и извлечением прибыли, а проявляется в самых разнообразных сферах социальной жизни, поэтому символические, имиджевые моменты необходимо учитывать. В традиционном понимании бизнес выступает как производство товаров и услуг, приносящее прибыль. Следовательно, основная цель субъекта бизнеса - это получение прибыли, т. е. экономическая. Однако поскольку бизнес обслуживает общество с его реальными потребностями, то необходимым является, на наш взгляд, признание его заслуг обществом.
Таким образом, не просто само по себе развитие предпринимательства имеет ценность для развития общества, а одобрение предпринимательства и его престиж способны повысить значимость предпринимательства как экономической деятельности в глазах общества. Вследствие этого символический капитал создает субъектную ценность, выраженную в форме общественной установки, реализуемой как рост благосостояния общества. К тому же именно символический капитал гармонизирует социальное существование субъекта бизнеса. На третьем уровне рефлексии (парадигм) субъект бизнеса вырабатывает технологии согласования и выбора целей и ценностей. Значит, субъект бизнеса должен согласовать индивидуальные и общественные цели.
Итак, предприниматели стремятся к гармонизации разных видов капитала, в
частности, перевода части экономического капитала в символический посредством благотворительности и меценатства. Здесь мы видим переход к параллельным стратегиям деятельности, когда одновременно можно достичь несколько целей. Совершенно очевидно, что, накапливая символический капитал, предприниматель получает и экономическую прибыль.
Кроме того, благотворительность и меценатство не только не препятствуют наращиванию прибыли, но и помогают снять основное социальное противоречие между бизнесом и обществом, так как позволяют обществу относиться к предпринимательской деятельности не как к «нечестному делу», а как к активной социальной деятельности, что является важным для легитимизации бизнеса в глазах общества.
В последние годы появляются исследования, посвященные различным аспектам такого социокультурного явления как благотворительность. Объясняется это не только малой изученностью этой темы, но и тем, что частная и общественная благотворительная деятельность - один из интереснейших механизмов выражения разнообразных общественных настроений, а также практического взаимодействия общества и государства, выражающее как их гармоничное сотрудничество, так и конфронтацию. Вместе с тем нельзя не отметить характерную для таких исследований фрагментарность, отсутствие целостного взгляда на анализируемое явление. Отсюда противоречивость терминологии. В связи с этим, на наш взгляд, необходимо решать данную проблему системно. Для этого воспользуемся категориально-системной методологией,
предложенной В.И. Разумовым. Определим понятие «благотворительность в бизнесе» с помощью выражения противоречий в компенсационном гомеостате. Противоречие есть взаимодействие по обмену ресурсами
между множеством элементов системы. Содержание ресурсов в каждом из компонентов противоречия изменяется в диапазоне от их минимального до максимального значений с обязательным фазовым сдвигом по каждому из компонентов [3].
Для определения понятия «благотворительность в бизнесе» будем использовать схему противоречия в компенсационном гомеостате. Рассмотрим два противоположных элемента системы: предприниматели и бенефициарии. Предприниматели осуществляют передачу финансовых ресурсов (реинвестиции) бенефициантам для удовлетворения их материальных потребностей. Между двумя противоположностями необходимо выделить третий (средний) элемент. Третий (средний) элемент является необходимым, поскольку регулирует взаимодействия противоположностей. В нашем случае в отношении предприниматели/бенефициарии третьим элементом, обуславливающим динамику их взаимодействия, является символический капитал. Символический капитал способствует не только решению экономических проблем предпринимателей, но и помогает снять социальные противоречия и повысить качество жизни общества. Таким образом, в представленной нами схеме (рис. 2) происходит обмен ресурсами между элементами системы, в результате формируется символический капитал, который характеризует деятельность всей системы.
Благотворительность в бизнесе - передача финансовых ресурсов предпринимателей (реинвестиции) бенефициариям, в качестве которых выступают благотворительные организации и фонды, в результате чего предприниматели решают, с одной стороны, экономические проблемы, соблюдая свои интересы, с другой - снимают социальные противоречия и повышают качество жизни в обществе путем формирования символического капитала.
Соблюдение своих Решение
интересов ______экономических Ъ
(произведенный ^ проблем
капитал)
X Предприниматели
Символический капитал
Новые смыслы (символическая Ъ продукция)
____ Рис. 2. Выражение противоречия в компенсационном гомеостате:
- переключатель для положительной и отрицательной обратной связи;
Х1 - реинвестиции;
Х2 - материальные потребности;
Связь У1-Х2 - передача финансовых ресурсов предпринимателей бенефициантам; Связь У2-Х1 - формирование символического капитала
Опираясь на методологию Н.С. Розова, определим влияние социальных форм бизнеса на социокультурное развитие России. Воспользуемся динамическими стратегиями, предложенными автором. Данный подход в свете сегодняшних реалий позволяет по-новому оценить развитие культуры общества, одной из форм которой является бизнес. Под данными стратегиями Н.С. Розов понимает устойчивые комплексы поведения индивидов и групп с единой объективной ориентацией в течение двух и более поколений [5, с. 181].
Важно отметить, что стратегия культурного развития применительно к бизнесу, по нашему мнению, предполагает возрождение национальных традиций дореволюционного предпринимательства, процесс формирования нравственных ценностей хозяйственной деятельности, этические основы предпринимательской деятельности, так как было отмечено ранее, что именно этика в будущем станет главным конкурентным оружием.
Таким образом, выделенные нами методологические подходы помогают исследовать бизнес с позиции его социальных форм. Используемая методология позволила сделать вывод о том, что перспективы развития бизнеса в России связаны с развитием социальных форм, таких как благотворительность и меценатство. Кроме того,
нравственность в качестве социальной формы становится оплотом человечности и духовности, а в качестве культурной формы связывает единое существование человека с социальным бытием. Итак, благотворительность и меценатство как социальные формы бизнеса влияют на социокультурное развитие России через традиции, нравственные ценности, этику.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Апресян Р. Г. Филантропия: милостыня или социальная инженерия // ОНС. 1998. № 5. С. 51-60.
[2] Малыгина М. В. Роль социальных форм в философском осмыслении бизнеса // Ом. науч. вестн. Сер. «Общество. История. Современность». 2008. № 5 (72). С. 104-107.
[3] Разумов В. И. Категориально-системная методология в подготовке ученых : учеб. пособие. Омск : Ом. гос. ун-т, 2004. 277 с.
[4] Разумов В. И. Новая эпоха и участие философии в интеллектуальной культуре // Дискурсо-логия. Методология. Теория. Практика. 2008. № 1. С. 47.
[5] Розов Н. С. Философия и теория истории. Кн. 1. Пролегомены. М. : Логос, 2002. 656 с.
[6] Свердлова А. Л. Меценатство в России как социальное явление // Социс. 1999. № 7. С. 134-137.
[7] Щедровицкий Г. П. Организационно-деятельностная игра. М. : Наследие ММК, 2004. 288 с.