Научная статья на тему 'К вопросу о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации по защите прав и свобод осужденных к лишению свободы'

К вопросу о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации по защите прав и свобод осужденных к лишению свободы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
96
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CONSTITUTIONAL STATE / HUMAN RIGHTS / COMMISSIONER FOR HUMAN RIGHTS / CONVICT / CORRECTIONAL FACILITIES / ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА / ОСУЖДЕННЫЙ / ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Запивалов Д.А.

На основании проведенного опроса осужденных к лишению свободы автор раскрывает некоторые вопросы деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации по защите прав данной категории лиц, определяет состояние правового регулирования и формы взаимодействия Уполномоченного с исправительными учреждениями, пути повышения эффективности деятельности Уполномоченного в данном направлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Запивалов Д.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Revisiting the activities of the Commissioner for Human Rights in the Russian Federation for protection of the rights and freedoms of convicts

On the basis of the conducted survey among convicts the author reveals some issues of activities of the Commissioner for Human Rights in the Russian Federation for protection of the rights of this category of persons, defines a condition of legal regulation and a form of interaction of the Representative with correctional facilities, ways of increase in efficiency of activity of the Representative in this direction.

Текст научной работы на тему «К вопросу о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации по защите прав и свобод осужденных к лишению свободы»

Д. А. ЗАПИВАЛОВ D. A. ZAPIVALOV

начальник кафедры уголовного процесса и криминалистики ФКОУ ВО Пермский институт ФСИН России, кандидат юридических наук, подполковник внутренней службы

К вопросу о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации по защите прав и свобод осужденных к лишению свободы

Revisiting the activities of the Commissioner for Human Rights in the Russian Federation for protection of the rights and freedoms of convicts

Аннотация. На основании проведенного опроса осужденных к лишению свободы автор раскрывает некоторые вопросы деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации по защите прав данной категории лиц, определяет состояние правового регулирования и формы взаимодействия Уполномоченного с исправительными учреждениями, пути повышения эффективности деятельности Уполномоченного в данном направлении.

Ключевые слова: правовое государство, права человека, Уполномоченный по правам человека, осужденный, исправительные учреждения.

Annotation. On the basis of the conducted survey among convicts the author reveals some issues of activities of the Commissioner for Human Rights in the Russian Federation for protection of the rights of this category of persons, defines a condition of legal regulation and a form of interaction of the Representative with correctional facilities, ways of increase in efficiency of activity of the Representative in this direction.

Key words: constitutional state, human rights, Commissioner for Human Rights, convict, correctional facilities.

Одним из важнейших принципов построения правового государства является закрепление приоритета прав и свобод человека и гражданина. Статья 2 Конституции Российской Федерации [1] закрепила «аксиологическое предпочтение человека, его

прав и свобод, а также возложила на государство обязанность по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина. Рассматриваемая конституционная обязанность государства трансформируется в конкретные обязанности государственных органов

22

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

и должностных лиц» [2]. Одной из гарантий для реализации указанной конституционно-правовой нормы является закрепление института Уполномоченного по правам человека в Конституции Российской Федерации (пункт «е» части первой статьи 103).

В условиях современного реформирования уголовно-исполнительной политики Российской Федерации важная роль принадлежит обеспечению законности и соблюдению прав человека (осужденных) в уголовно-исполнительной системе. Лишая человека свободы, государство возлагает на себя обязанности по созданию надлежащих условий содержания и реализации прав осужденных, соблюдению требований законности, правового статуса осужденного, охране его жизни и здоровья [3]. Особое место в системе по защите прав и свобод осужденных принадлежит Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации (далее также -Уполномоченный по правам человека, Уполномоченный).

Для изучения деятельности и оценки института Уполномоченного в сфере защиты прав осужденных к лишению свободы нами было проведено анкетирование 427 осужденных из восьми субъектов Российской Федерации, так как, на наш взгляд, именно эта категория респондентов может дать более объективную оценку деятельности указанного института.

Анкетирование респондентов проводилось в исправительных учреждениях ГУФСИН (УФСИН) России следующих субъектов Российской Федерации: Пермский край, Кировская область, Свердловская область, Тюменская область, Республика Саха (Якутия), Республика Коми, Чувашская Республика - Чувашия, Удмуртская Республика.

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 6/2019

Краткая характеристика опрошенных

Пол

Мужчины............59,0 %

Женщины............41,0 %

Возраст

18-20 лет..............1,4 %

21 год - 25 лет.........6,8 %

26-30 лет..............9,9 %

31 год - 35 лет ........20,6 %

36-40 лет.............17,6 %

41 год - 45 лет.........17,1 %

46-50 лет ..............8,7 %

51 год - 55 лет..........3,3 %

56-60 лет ..............2,6 %

61 год - 70 лет..........1,9 %

71 год - 80 лет..........0,2 %

Срок лишения свободы

От 1 года до 2 лет......15,8 %

От 2 до 5 лет ..........36,6 %

От 5 до 10 лет.........36,6 %

От 10 до 15 лет.........7,7 %

От 15 до 20 лет.........1,9 %

От 20 до 25 лет.........1,0 %

От 25 до 30 лет .........0,5 %

В процессе анкетирования респондентам были заданы следующие вопросы:

1. Знакомы ли вы с предусмотренным Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации порядком обращения осужденных к Уполномоченному по правам человека?

2. Нарушались ли ваши права во время отбывания наказания в виде лишения свободы? Если нарушались ваши права и законные интересы, то в чем это выражалось?

3. Обращались ли вы к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации или в субъекте Российской Федерации? Если обращались, то в какой форме?

23

4. Какие меры по улучшению обеспечения прав и законных интересов осужденных должны быть приняты?

5. Сферы, требующие совершенствования законодательства по защите прав и законных интересов осужденных?

6. Пути повышения роли Уполномоченного по правам человека в обеспечении прав и законных интересов осужденных?

Предлагалось оценить по пятибалльной системе состояние правового регулирования взаимодействия Уполномоченного по правам человека с исправительными учреждениями в сфере защиты прав осужденных, роль субъектов по обеспечению прав осужденных, степень взаимодействия субъектов по обеспечению прав осужденных с исправительными учреждениями.

Предлагалось указать причины нарушения прав и законных интересов осужденных.

Результаты исследования можно изложить в следующих тезисах.

Подавляющее большинство осужденных, участвовавших в анкетировании, знакомы с порядком обращений к Уполномоченному. Однако, несмотря на то, что треть опрошенных подтверждают факты нарушения своих прав и свобод со стороны сотрудников органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, возможности данного института по восстановлению нарушенных прав ими активно не используются.

По мнению Борсученко С. А., «поступающие Уполномоченному обращения являются основным источником получения информации о нарушении прав и законных интересов лиц, находящихся в местах принудительного содержания,

а также одним из главных способов реализации им контрольных функций» [4].

Уполномоченный выступает в качестве представителя государства в общении с осужденными, и прежде всего с их малообеспеченными категориями. Занимаясь рассмотрением их жалоб, обращений, принимая в рамках своей компетенции меры по восстановлению нарушенных прав, Уполномоченный оказывает бесплатную юридическую помощь в тех формах, которые предусмотрены федеральным конституционным законом, а также наработаны практикой их правозащитной деятельности [5].

Результаты исследования свидетельствуют, что распространенными способами обращений к Уполномоченному являются: жалоба (42 %), ходатайство (25 %), заявление (23 %), предложение (10 %).

Самыми распространенными сферами нарушений были названы: оплата труда осужденных (25 %), нарушения порядка и условий содержания осужденных в учреждениях уголовно-исполнительной системы (18 %), отказ в предоставлении медицинской помощи (13 %), наложение необоснованных взысканий (11 %), неправомерные вычеты из пенсий и пособий осужденных (10 %), отказ в переводе в другое учреждение (8 %). Остальные нарушения заняли в указанной иерархии незначительное место. Помимо предложенных вариантов респонденты могли самостоятельно назвать другие сферы нарушений. Указывались следующие: отсутствие информации о вновь принятых законах, отсутствие квалифицированной юридической помощи, унижение человеческого достоинства, отсутствие права выбора вида трудовой деятельности и так далее.

24

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

Более половины опрошенных (57 %) оценили состояние правового регулирования взаимодействия Уполномоченного по правам человека с исправительными учреждениями в сфере защиты прав осужденных на «хорошо» и «отлично».

По мнению респондентов, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации и Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации занимают первое место среди других субъектов (органы судебной власти, прокуратуры, общественные наблюдательные комиссии, помощник начальника ГУФСИН (УФСИН) по уровню взаимодействия с исправительными учреждениями в сфере обеспечения прав осужденных. Наиболее распространенными формами взаимодействия исправительных учреждений с Уполномоченным по вопросам защиты прав и свобод осужденных являются:

- оказание содействия в проведении проверок по жалобам и заявлениям осужденных, обратившихся к Уполномоченному;

- инициативные проверки Уполномоченным соблюдения прав и законных интересов осужденных, совместный прием осужденных;

- участие Уполномоченного в работе коллегий территориальных органов уголовно-исполнительной системы;

- участие Уполномоченного в рассмотрении вопросов об изменении условий отбывания наказания, об условно-досрочном освобождении и так далее [5].

Респондентам было необходимо оценить по пятибалльной системе и роль субъектов по обеспечению прав осужденных. Деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 6/2019

была оценена на «хорошо» и «отлично». Указанные субъекты расположились на третьем и втором месте соответственно, уступив по данным показателям помощнику начальника ГУФСИН (УФСИН). По мнению опрошенных осужденных, органы судебной власти в данной иерархии занимают последнее место.

Среди причин нарушений прав и законных интересов осужденных 50 % опрошенных отмечают судебное и административное усмотрение. Границы вариативности и альтернативы способов действия сотрудников учреждений уголовно-исполнительной системы должны иметь правовые основания. Если же модель поведения и принятое решение должностного лица выходят за рамки правовых границ либо не соответствуют правовым предписаниям, то, очевидно, имеет место превышение должностных полномочий.

В процессе анкетирования 42 % опрошенных отметили допускаемые сотрудниками учреждений уголовно-исполнительной системы злоупотребления своим должностным положением, 8 % -неэффективность законодательства, отсутствие информации об изменениях в кодексах и вообще информации, отсутствие реакции на заявление, бездействие и попустительство со стороны администрации, равнодушие к их интересам, незнание законов должностными лицами и так далее.

Что касается мер, которые должны быть приняты в целях улучшения обеспечения прав и законных интересов осужденных, то более 40 % опрошенных указали на введение в закон в качестве обязательных признаков характеристики личности осужденного при решении вопросов об изменении условий отбывания наказания, досрочном освобожде-

25

нии от отбывания наказания. Несмотря на то, что, как было отмечено выше, среди причин нарушений прав и законных интересов осужденных абсолютное большинство опрошенных назвали судебное и административное усмотрение, в качестве меры по улучшению обеспечения прав - уменьшение норм, предусматривающих судебное и административное усмотрение, назвали лишь 26 % респондентов. Наделение Уполномоченного процессуальными правами при рассмотрении вопросов прав и законных интересов осужденных отметили 31 % осужденных.

Трудовые права, трудовое и бытовое устройство, охрана здоровья, по мнению 61 % опрошенных, - самые актуальные сферы, требующие совершенствования законодательства по защите прав и законных интересов осужденных. Изменение правового регулирования в сфере семейных прав, прав на информацию и обеспечение безопасности - менее значимы в данном контексте: 12 % указали на отсутствие необходимости изменения законов.

В заключение необходимо изложить мнение участников опроса о путях повышения роли Уполномоченного в обеспечении прав и законных интересов осужденных. По значимости ответы расположились следующим образом: участие Уполномоченного в рассмотрении вопросов об изменении условий отбывания наказания; образование при Уполномоченном совещательного органа, объединяющего суды, правоохранительные и другие органы по рассмотрению вопросов соблюдения прав и законных интересов осужденных; доведение заключений Уполномоченного до сотрудников исправительных учреж-

дений; привлечение к ответственности должностных лиц.

Таким образом, несмотря на свой достаточно «молодой возраст», Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации прочно занял свое место в государственном механизме России, является самостоятельным институтом, реализующим свою деятельность в целях осуществления независимого контроля за соблюдением прав и свобод осужденных. ф

1. Конституция Российской Федерации // Офиц. интернет-портал правовой информации. 01.08.2014. № 0001201408010002. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document /View/0001201408010002 (дата обращения: 16.11.2018).

2. Вершинина И. Ф, Деменева А. В., Новикова А. Е., Дурнова И. А. Комментарий к Федеральному конституционному закону от 26.02.1997 № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» (постатейный). Доступ из СПС «Гарант» (дата обращения: 16.11.2018).

3. Губарев Н. В. Реализация прав осужденных к лишению свободы в процессе отбывания наказания в исправительных колониях в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы России : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.08. Российская правовая академия Министерства внутренних дел Российской Федерации. М., 2006. С. 12.

4. Борсученко С. А. Контроль за соблюдением прав и законных интересов осужденных к лишению свободы Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 123.

5. Беляков А. Ю. Правовое регулирование и деятельность Уполномоченного по правам человека в сфере защиты прав и законных интересов осужденных : дис. ... канд. юрид. наук. ФГКОУ ВО Ростовский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2017. С. 90-91.

26

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.