Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ВОДИТЕЛЕЙ ТС В СОСТОЯНИИ АЛКОГОЛЬНОГО ОПЬЯНЕНИЯ'

К ВОПРОСУ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ВОДИТЕЛЕЙ ТС В СОСТОЯНИИ АЛКОГОЛЬНОГО ОПЬЯНЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
9
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и управление
ВАК
Область наук
Ключевые слова
медицинское освидетельствование / отстранение от управления / состояние опьянения / задержание транспортного средства.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кодзоков Беслан Валерьевич, Кривицкий Дмитрий Евгеньевич

Регистрируемое в Российской Федерации в течение последних лет сочетание негативных тенденций роста дорожно-транспортных происшествий (далее – ДТП), связанных суправлением транспортным средством (далее также ТС) в состоянии опьянения, и снижения числа зарегистрированных случаев управления ТС в состоянии опьянения свидетельствует онеобходимости поиска новых путей как превенции управления ТС в состоянии опьянения, так и выявления лиц, управляющих транспортным средством в состоянии опьянения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кодзоков Беслан Валерьевич, Кривицкий Дмитрий Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ВОДИТЕЛЕЙ ТС В СОСТОЯНИИ АЛКОГОЛЬНОГО ОПЬЯНЕНИЯ»

КОДЗОКОВ Беслан Валерьевич,

преподаватель кафедры организации правоохранительной деятельности Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России,

майор полиции, e-mail: mail@law-books.ru

КРИВИЦКИЙ Дмитрий Евгеньевич,

преподаватель кафедры специальных дисциплин Краснодарского университета МВД России, подполковник полиции, e-mail: mail@law-books.ru

К ВОПРОСУ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ВОДИТЕЛЕЙ ТС В СОСТОЯНИИ АЛКОГОЛЬНОГО ОПЬЯНЕНИЯ

Аннотация. Регистрируемое в Российской Федерации в течение последних лет сочетание негативных тенденций роста дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП), связанных суправлени-ем транспортным средством (далее также ТС) в состоянии опьянения, и снижения числа зарегистрированных случаев управления ТС в состоянии опьянения свидетельствует онеобходимости поиска новых путей как превенции управления ТС в состоянии опьянения, так и выявления лиц, управляющих транспортным средством в состоянии опьянения.

Ключевые слова: медицинское освидетельствование, отстранение от управления, состояние опьянения, задержание транспортного средства.

KODZOKOV Beslan Valerievich,

teacher of the department organization of law enforcement activities North Caucasus Institute for Advanced Studies (branch) Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, police Major

KRIVITSKY Dmitry Evgenievich,

Lecturer at the Department of Special Disciplines of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Police Lieutenant Colonel

DOI: 10.24412/2224-9133-2023-9-334-337 NIION: 2021-0079-9/23-556 MOSURED: 77/27-025-2023-09-556

ON THE ISSUE OF THE ACTIVITIES OF POLICE OFFICERS TO

IDENTIFY DRIVERS OF VEHICLES WHILE INTOXICATED

Annotation. The combination of negative trends in the growth of road traffic accidents (hereinafter referred to as road accidents) associated with driving a vehicle (hereinafter referred to as a vehicle) while intoxicated and a decrease in the number of registered cases of driving a vehicle while intoxicated, registered in the Russian Federation in recent years, indicates the need for a search new ways to both prevent driving a vehicle while intoxicated and identify persons driving a vehicle while intoxicated.

Key words: medical examination, removal from driving, state of intoxication, detention of a vehicle.

При наличии данных признаков, водителя необходимо направить на Медицинское освидетельствование. Также в случае наличия признаков опьянения, водителя можно отправить

на освидетельствование и в соответствии с законом «О полиции». Главным признаком для Освидетельствования, бесспорно, является поведение водителя, не соответствующее обстановке.

Пленум ВС в своем Постановлении[1] подчеркивает, что для Освидетельствования обязательно необходимо наличие признаков опьянения оснований

Основания для освидетельствования должны выявить компетентные уполномоченные лица самостоятельно так как вывить их помощью средств объективного контроля невозможно. Если должностное лицо считает, что есть основания для освидетельствования, он составляет соответствующий протокол об отстранении водителя от управления ТС и составляет протокол о его направлении на Медицинское освидетельствование. Возражения водителя и свидетелей в данном случае не учитываются[2].

Есть много случаев оспаривания наличия оснований для направления водителя ТС на освидетельствование. В отношении подобных споров Конституционный Суд РФ вынес Постановле-ние[3] о том, что если действительно, водитель без наличия необходимых оснований был направлен на Освидетельствование, должностное лицо, повинное в этом, должно нести соответствующую административную ответственность.

До сих пор главным признаком для направления на освидетельствование остается наличие запаха алкоголя изо рта водителя ТС. У сотрудников ДПС пять главных признаков опьянения, а у врачей - 17.

Признаки опьянения сложно установить и это становится предметом многочисленных споров. Безусловное опьянение можно установить лишь при большом опьянении, тогда как малые дозы алкоголя визуально выявить сложно.

В большинстве медицинских рекомендаций о выявлении опьянения большинство главным считает наличие этанола в крови в малых долях по внешним признакам узнать сложно.

Правоприменительная практика часто сталкивается с проблемой не состоятельности введенных основных признаков выявления состояния опьянения у водителя ТС. В 61 % случаев при Медицинское освидетельствование дает отрицательный результат, что свидетельствует о низком уровне выявления водителей в состоянии опьянения.

Выявление опьянения по видам является очень сложным вопросом. Опьянение водителя в клиническом плане зависит от источника опьянения. В законодательстве до сих пор нет выделения признаков опьянения по виду психоактивного вещества[4]. Это сделать очень затруднительно в связи с тем, что у них очень много общих внешних черт и признаков.

До сих пор для установления алкогольного опьянения главным признаком считается запах изо рта, что вполне обоснованно и логично. Но здесь есть оговорка. Водители ТС специально

принимают алкоголь для того, чтобы скрыть факт употребления наркотиков. Наркотическое опьянение можно выявить по внешним признакам лишь по тому как увеличились зрачки[5]. При алкогольном опьянении зрачки не увеличиваются. У наркомана зрачки неестественно увеличены или сужены. Можно найти также след от инъекции.

Предлагаем обратить внимание на опыт Украины, где в законодательстве закреплены следующие признаки наркотического опьянения, которых нет в нашем законодательстве:

1. зрачки, не реагирующие на свет, суженные или расширенные;

2. признаки алкогольного опьянения при отсутствии запаха алкоголя;

3. излишняя активность или замедленность движений;

4. покраснение или бледность.

Данные признаки наркотического опьянения мы считаем весьма точными и требующими нормативного закрепления в России[6]. При определении данных визуальных признаков, необходимо направить водителя ТС на специальную медицинскую диагностику на предмет наркотического опьянения[7].

В США, к примеру, готовят специальных экспертов, на 94 % точно определяющих наркотическое опьянение. Для России это не совсем актуально, так как включение экспертов в личный состав еще больше увеличит количество полицейских, что потребует дополнительных средств из бюджета. Более целесообразно, по нашему мнению, пройти действующим сотрудникам ДПС специальные учебные программы, которые помогут им более точно определять наличие опьянения и его вид.

При проведении сплошной проверки рекомендуется проводить диагностику на алкогольное опьянение, а при проведении повседневной проверки проводить на наркотическое опьянение. Это связано с тем, что сотрудникам очень трудно определить наркотическое опьянение. Оно для них является малоизвестным и специальные приборы по его выявлению должны быть всегда в наличии.

Специальные приборы для определения наркотического опьянения тоже имеют свои недостатки. Они могут выявить только до шести видов наркотиков в то время, когда с каждым годом появляется все новый вид наркотика[8].

С другой стороны, применение специальных приборов приведет к снижению субъективной погрешности сотрудников ДПС при выявлении водителей в состоянии опьянения и без использования визуальных признаков. Если специальные приборы не показывают положительного результата на опьянение водителя, но

сотрудник визуально определяет по внешним признакам наличие у водителя опьянение, то эти признаки должны быть отражены в протоколе.

Сотрудник ДПС должен обладать полномочиями применения специальных приборов для предварительной диагностики и иметь право возбуждать производство проведения Освидетельствования.

Основания проведения Освидетельствования должны быть четко определены в законе и связаны с компетентностью проверяющего лица. Применение специальных приборов является самым объективным методом выявления состояния опьянения. В то же время, ограниченность их применения и ошибочность данных вызывает необходимость одновременного применения метода выявления и внешних признаков опьянения сотрудниками ДПС[9].

При исследовании законодательства на предмет определения состоянии опьянения, мы видим, что для алкогольного опьянения главным является количество алкоголя. А для наркотического опьянения важен его качественный показатель.

В соответствии с законодательством России, если лицо отказывается от медицинского

опьянения, он автоматически считается находящимся в состоянии опьянения.

С каждым днем расширяется перечень запрещенных медицинских препаратов, приводящих людей в состояние наркотического опьянения. В соответствии с данными изменениями были введены два критерия опьянения по статусу проверяемого лица:

1. проведение освидетельствования у водителей ТС в соответствии с ч. 1 и 1.1 ст. 27 КоАП;

2. иные граждане, кроме водителя ТС.

У первой категории граждан проводится проверка на алкогольное и наркотическое опьянение. Алкогольное опьянение проводится в виде проверки наличия этилового спирта в выдыхаемом водителем воздухе. Если установлено, что у водителя ТС есть не менее трех признаков опьянения, по перечню Минздрава и при наличии в пробе превышения суммарной доли этилового спирта.

Проверка на наркотическое опьянение проводится в виде сдачи пробы на проверку наличия одного или нескольких наркотических средств, которые вызывают различные психические и физические нарушения состояния водителя ТС.

Список литературы:

[1] Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 г. № 18 (ред. от 09.02.2012 г.) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». // Консультант Плюс: комп. справ. правовая система [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru.

[2] Жмурин Н.А. Правовой подход к вопросу об ответственности водителя за управление транспортным средством в состоянии опьянения.//Сервис в России и за рубежом. 2007. № 4 (4). С. 26.

[3] Определение Конституционного Суда РФ от 19.12.2017 г. № 3062-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Пименовой Юлии Владимировны на нарушение ее конституционных прав ч. 1 ст. 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также п. 3 и 4 Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов». // Консультант Плюс: комп. справ. правовая система [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru.

[4] Бадзюк И.Л., Ермаков А.Р. Пробелы в нормативно-правовых документах при оформлении сотрудниками ДПС водителей в состоянии алкогольного опьянения.//Вестник Алтайской академии экономики и права. 2018. № 5. С. 252-254.

[5] Шайхутдинова Л.Н., Миндубаев И.В. Проведение контрольно-надзорных мероприятий за организацией медицинского освидетельствования водителей транспортных средств на состояние опьянения.//Вестник Росздравнадзора. 2010. № 1. С. 47-51.

[6] Иванова О.А. Проблемы производства по делам об административных правонарушениях, связанных с управлением водителем транспортным средством в состоянии опьянения.//Полицейское право. 2006. № 1 (5). С. 77-81.

[7] Румянцев Н.В., Журавлев В.В. нормативное регулирование порядка освидетельствования на состояние опьянения водителей транспортных средств в законодательстве стран СНГ: сравнительно-правовой анализ.//Вестник Московского университета МВД России. 2020. № 5. С. 212-216.

[8] Левитская Е.А. Возможность скрытой дистанционной оценки степени алкогольного опьянения водителя транспортного средства.//Вестник Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. 2013. № 1 (29). С. 31-35.

[9] Епифанцев Б.Н., Жумажанова С.С., Нигрей А.А.О скрытом обнаружении алкогольного опьянения водителя в процессе управления транспортным средством.//Динамика систем, механизмов и машин. 2016. № 4. С. 252-255.

Spisok literatury:

[1] Postanovlenie Plenuma Verhovnogo Suda RF ot 24.10.2006 g. № 18 (red. ot 09.02.2012 g.) «O nekotoryh voprosah, voznikayushchih u sudov pri primenenii Osobennoj chasti Kodeksa Rossijskoj Federacii ob administrativnyh pravonarusheniyah». // Konsul'tant Plyus: komp. sprav. pravovaya sistema [Elektronnyj resurs] URL: http://www.consultant.ru.

[2] ZHmurin N.A. Pravovoj podhod k voprosu ob otvetstvennosti voditelya za upravlenie transportnym sredstvom v sostoyanii op'yaneniya.//Servis v Rossii i za rubezhom. 2007. № 4 (4). S. 26.

[3] Opredelenie Konstitucionnogo Suda RF ot 19.12.2017 g. № 3062-O «Ob otkaze v prinyatii k rassmo-treniyu zhaloby grazhdanki Pimenovoj YUlii Vladimirovny na narushenie ee konstitucionnyh prav ch. 1 st. 12.26 Kodeksa Rossijskoj Federacii ob administrativnyh pravonarusheniyah, a takzhe p. 3 i 4 Pravil osvidetel'stvo-vaniya lica, kotoroe upravlyaet transportnym sredstvom, na sostoyanie alkogol'nogo op'yaneniya i oformleniya ego rezul'tatov, napravleniya ukazannogo lica na medicinskoe osvidetel'stvovanie na sostoyanie op'yaneniya, medicinskogo osvidetel'stvovaniya etogo lica na sostoyanie op'yaneniya i oformleniya ego rezul'tatov». //Konsul'tant Plyus: komp. sprav. pravovaya sistema [Elektronnyj resurs] URL: http://www.consultant.ru.

[4] Badzyuk I.L., Ermakov A.R. Probely v normativno-pravovyh dokumentah pri oformlenii sotrudnikami DPS voditelej v sostoyanii alkogol'nogo op'yaneniya.//Vestnik Altajskoj akademii ekonomiki i prava. 2018. № 5. S. 252-254.

[5] SHajhutdinova L.N., Mindubaev I.V. Provedenie kontrol'no-nadzornyh meropriyatij za organizaciej medicinskogo osvidetel'stvovaniya voditelej transportnyh sredstv na sostoyanie op'yaneniya.//Vestnik Roszdravnadzora. 2010. № 1. S. 47-51.

[6] Ivanova O.A. Problemy proizvodstva po delam ob administrativnyh pravonarusheniyah, svyazannyh s upravleniem voditelem transportnym sredstvom vsostoyanii op'yaneniya.//Policejskoe pravo. 2006. № 1 (5). S. 77-81.

[7] RumyancevN.V., ZHuravlev V.V. normativnoe regulirovanieporyadka osvidetel'stvovaniya na sostoyanie op'yaneniya voditelej transportnyh sredstv v zakonodatel'stve stran SNG: sravnitel'no-pravovoj analiz.// Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2020. № 5. S. 212-216.

[8] Levitskaya E.A. Vozmozhnost' skrytoj distancionnoj ocenki stepeni alkogol'nogo op'yaneniya voditelya transportnogo sredstva.//Vestnik Sibirskoj gosudarstvennoj avtomobil'no-dorozhnoj akademii. 2013. № 1 (29). S. 31-35.

[9] Epifancev B.N., ZHumazhanova S.S., Nigrej A.A.O skrytom obnaruzhenii alkogol'nogo op'yaneniya voditelya v processe upravleniya transportnym sredstvom.//Dinamika sistem, mekhanizmov i mashin. 2016. № 4. S. 252-255.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.