Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ДАТЕ ОБЩЕРУССКОЙ КАНОНИЗАЦИИ ПРП. АВРААМИЯ ГАЛИЧСКОГО, ЧУХЛОМСКОГО'

К ВОПРОСУ О ДАТЕ ОБЩЕРУССКОЙ КАНОНИЗАЦИИ ПРП. АВРААМИЯ ГАЛИЧСКОГО, ЧУХЛОМСКОГО Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
канонизация / прп. Авраамий Галичский (Чухломский) / Макариевский собор 1553 / святцы / рукописные сборники Игнатия Зайцева / знаки праздников / полиелейная служба / славословная служба / почитание пророка Илии / canonization / Saint Abraham of Galich (Chukhlomsky) / Makaryev Sobor 1553 / calendar of saints / handwritten collections of Ignaty Zaitsev / celebration signs / Polyeleos service / doxology service / veneration of the prophet Elijah

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Дорофеева Ксения Викторовна

Статья посвящена датировке канонизации прп. Авраамия Галичского (Чухломского). По гипотезе Е.Е. Голубинского, основанной на имеющем лакуну тексте святцев в рукописном сборнике XVI в., решение о канонизации было принято на Соборе 1553 года. Этот фрагмент текста мы сопоставили с другой близкой по содержанию и времени рукописью того же (Игнатия Зайцева) и обнаружили, что лакуна не является случайным пропуском имени преподобного Авраамия. Сообщение о начале празднования с 1553 года в день 20 июля относится к принятию соборного решения об установлении общерусского «среднего» («с полиелеем») вместо «малого» («со славословием») празднования пророку Илии. При изучении рукописных сборников учитывались киноварные пометы на полях, фиксирующие степень празднования, сопоставлялись знаки сносок на полях. Аргументы подтверждают почитание святого Авраамия в середине XVI века и подготовку к его канонизации, но не фиксируют факта и даты соборного решения об установлении празднования ему, обширности и степени торжественности этого празднования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF THE DATE OF THE ALL-RUSSIAN CANONIZATION OF SAINT ABRAHAM OF GALICH, CHUKHLOMSKY

The article is devoted to the dating of the canonization of St. Abraham of Galich (Chukhlomsky). According to the hypothesis of E. E. Golubinsky, based on the text of the calendar of saints in a handwritten collection of the 16th century, which has a lacuna, the decision on canonization was made at the Council of 1553. We compared this fragment of the text with another manuscript of the same complier (Ignatius Zaitsev), similar in content and time, and found that the lacuna is not an accidental omission of St. Abraham’s name. The message about the beginning of the celebration from 1553 on July 20 refers to the adoption of the council decision to establish an all-Russian "middle" ("with polyeleos") instead of the "small" ("with doxology") celebration of the prophet Elijah. When studying the handwritten collections, cinnabar marks in the margins recording the degree of celebration were taken into account, and footnote signs in the margins were compared. The arguments confirm the veneration of Saint Abraham in the mid-16th century and the preparation for his canonization, but do not record the fact and date of the council decision to establish a celebration for him, the extent and degree of solemnity of this celebration.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ДАТЕ ОБЩЕРУССКОЙ КАНОНИЗАЦИИ ПРП. АВРААМИЯ ГАЛИЧСКОГО, ЧУХЛОМСКОГО»

DOI: 10.34680/2411-7951.2024.3(54).551-560 Специальность ВАК: 5.9.5, 5.6.5

УДК 27-558.7 ГРНТИ 21.61.21+21.15.61

Дорофеева К. В.

К ВОПРОСУ О ДАТЕ ОБЩЕРУССКОЙ КАНОНИЗАЦИИ ПРП. АВРААМИЯ

ГАЛИЧСКОГО, ЧУХЛОМСКОГО

Аннотация. Статья посвящена датировке канонизации прп. Авраамия Галичского (Чухломского). По гипотезе Е.Е. Голубинского, основанной на имеющем лакуну тексте святцев в рукописном сборнике XVI в., решение о канонизации было принято на Соборе 1553 года. Этот фрагмент текста мы сопоставили с другой близкой по содержанию и времени рукописью того же составителя (Игнатия Зайцева) и обнаружили, что лакуна не является случайным пропуском имени преподобного Авраамия. Сообщение о начале празднования с 1553 года в день 20 июля относится к принятию соборного решения об установлении общерусского «среднего» («с полиелеем») вместо «малого» («со славословием») празднования пророку Илии. При изучении рукописных сборников учитывались киноварные пометы на полях, фиксирующие степень празднования, сопоставлялись знаки сносок на полях. Аргументы подтверждают почитание святого Авраамия в середине XVI века и подготовку к его канонизации, но не фиксируют факта и даты соборного решения об установлении празднования ему, обширности и степени торжественности этого празднования.

Ключевые слова: канонизация, прп. Авраамий Галичский (Чухломский), Макариевский собор 1553, святцы, рукописные сборники Игнатия Зайцева, знаки праздников, полиелейная служба, славословная служба, почитание пророка Илии.

Для цитирования: Дорофеева К. В. К вопросу о дате общерусской канонизации прп. Авраамия Галичского, Чухломского // Ученые записки НовГУ. 2024. 3(54). 551-560. DOI: 10.34680/2411-7951.2024.3(54).551-560

Преподобный Авраамий Галичский (Чухломский, Городецкий (+ 1375), память 20 июля (2 августа)) почитается как просветитель Галичской земли (с XIII века по 1363 год - самостоятельное княжество, ныне район Костромской области). Здесь им были основаны четыре монастыря, первые три из которых указом 1764 года были обращены в приходские храмы, а четвертый - Авраамиев Городецкий Покрова Богородицы на Чухломском озере - «из уважения к почивающим в нем мощам преподобного» оставлен как заштатный общежительный, а ныне восстановлен как действующий монастырь после разорения в годы богоборчества.

В литературу о прп. Авраамии вошло утверждение, что прославление святого состоялось на Макариевском Соборе 1553 года. Эту дату приводит в своем исследовании «История канонизации святых в Русской церкви» Е. Е. Голубинский [Голубинский, 1903, с. 111]. В своих построениях он опирается на текст святцев в рукописи Часослов с восследованием и некоторыми выписками из собрания Иосифо-Волоколамского монастыря РГБ Ф. 113 № 362 третьей четверти XVI века [РГБ Ф. 113 № 362, л. 220], цитируя её текст (рис. 1). Данная рукопись примечательна также текстом, сообщающим об установлении 26 февраля 1547 митрополитом Макарием «со всем священным собором» празднования «повсюду» двенадцати «новы(м) чюдотворцем», а девяти «пЪти и праз(д)новати» «на МосквЪ», в Твери, в Муроме, «на настюге» (вм. «на Устюге») [РГБ Ф. 113 № 362, л. 223 об.-225 об.]. Именно эти двенадцать перечисленных отдельным списком имен в основном тексте Святцев записаны с определением «нового чудотворца», в пяти из их памятей отмечена дата начала празднования «лЪт(а) 7055 (1547)

почали праз(д)новати». Для двух памятей в тексте святцев о начале празднования сообщается «лЪт(а) 7061 (1553) почали праздновали» [РГБ Ф. 113 № 362, л. 220, 222 об.].

Рассмотрим эту рукопись. Она включена в Опись иеромонаха Иосифа [Опись..., 1882, с. 28], но святцы в её составе не упомянуты. В составленной в 1972 году Дополнительной описи коллекции заглавие рукописи уточнено: Сборник слов, исторических и богослужебных статей, составленный Игнатием Зайцевым [Дополнительная опись., 1972, с. 45-47]. В описании перечислены упомянутые в святцах на л. 191-223 об. имена русских и славянских святых с днями памяти (49 памятей). Прп. Авраамия Чухломского в этом списке нет. Однако к русским святым ошибочно отнесены «свв. Иоанн и Симеон юродивые (21 июля, указано, что празднование с 1553 г.)» [Дополнительная опись., 1972, с. 47], в то время как прп. Симеон, Христа ради юродивый, и спостник его Иоанн (память 21 июля ст. ст.) были сирийцами, жили в VI в. в городе Едессе. Поводом для ошибки является строка основного текста со словами «...лЪт(а). / 7061 (1553) почали праздновати /» (без имени святого), расположенная ниже даты «к» (20 июля) и выше «ка» (21 июля), помещенных на правом поле. Именно на этой строке строит свои заключения Е.Е. Голубинский, относя её к предыдущему дню - «к» (20 июля) [РГБ Ф. 113 № 362, л. 220] (рис. 1).

Обратим внимание, что текст каждого дня писец начинает с новой строки, располагая дату в той же строке на правом поле. Под некоторыми датами на полях имеются знаки «крест в круге красный», «крест красный без круга», отмечающие тип праздника. В подавляющем большинстве случаев запись памяти, отмеченной «крестом красным без круга», после имени празднуемого святого завершается уточнением «веч(е)р бл(а)ж(е)нъ муж». Во всех пяти случаях, где сообщается о начале празднования с 1547 года, текст с этой информацией помещен после характеристики степени празднования.

В логике авторского структурирования текста интересующее нас «...лЪт(а). / 7061 (1553) почали праздновати /» включено в состав 20 июля, закономерно вызывая недоумение исследователя, к какому же русскому святому оно относится. Хотя, в отличие от прочих, очередной день 20 июля не начинается с новой строки, но относящаяся к предыдущему дню 19 июля её часть «/ н(а)шего Д1а •» отчеркнута красной чертой [РГБ Ф. 113 № 362, л. 220] (рис. 1) (Прим. 1).

На первый взгляд, вполне обоснованным представляется отнесение Е.Е. Голубинским даты 1553 г. как «начала празднования» к прп. Авраамию Чухломскому, так как из двух празднуемых в этот день русских святых именно он преставился ранее 1553 года (второй, прмч. Афанасий Брестский, скончался в 1648 г., обретение мощей 20 июля 1679 г.). Однако, аналогичный неясный текст есть и в другом сборнике, связанном с именем Игнатия Зайцева: РГБ Ф. 113 № 416 [РГБ Ф. 113 № 416, л. 151 об.] (илл. 2): «к (на левом поле) /с(вя)т(а)го пр(о)р(о)ка Ил'|'и . на веч(е)р(н)е . / бл(а)ж(е)нъ муж . [п]р(е)п(о)добных шт(е)ць (зачеркнуто) / лЪта . 7061 (1553) почали пра/здновати . Ил'ш пр(о)р(о)коу . /».

-f u- г 7 ■ ■ »

f«nbidAidí<'pMHbif/-fmpb»i/f/iM j-l I»

-, Л-О 1 —Т -,

HUJffo-^М V СпТойМДОИ^Гв К QJlnBHbit-iJbHaiH ïtoH/t-KW/nf ftd

в 0/1 reftAfA■ис шГо

(Vf НА ÏFjfKf ИЛА ~ ^

Гт'Ь1^мрвно1|м,И(Мом> f<p

Рис. 1. Святцы на 20 июля в списке ОР РГБ Ф. 113 № 362 л.220

afAHKorodaCh ЛЫ ' И п^/ГГС

1С (mronpjnCA ÙAÏtyJiAOfff-Л SVIAMÎÏ/U*^

í<4 nfn£Htifoïlfé,H/IUU*'1biJ

Рис. 2. Святцы на 20 июля в списке ОР РГБ Ф. 113 № 416 л. 151 об.

Оба сборника содержат (помимо прочих статей) Святцы с датами начала празднования при некоторых именах русских святых и пометами о степени торжественности празднования на полях, Постановление собора 1547 года о канонизации русских святых и Краткий летописец. По мнению составителей Дополнительной описи, упомянутые части рукописи № 416 написаны рукой Игнатия Зайцева. [Дополнительная опись..., 1972, с. 59]. На основании содержания Краткого летописца в этих двух рукописях, сборник № 362 оказывается, по наблюдению Р. П. Дмитриевой [Дмитриева, 1974, с. 221, 222, 226], вторичен по отношению к сборнику № 416.

Сопоставим эти два сборника. В Дополнительной описи наличие в тексте Святцев сборника № 416 сведений о годе начала празднования указано только для прп. Александра Свирского (30 августа, с 1547 года), в то время как в действительности в рукописи они приведены также и для прп. Павла Обнорского (10 января, с 1547 года), прп. Михаила Клопского (11 января, с 1547 года), св. пророка Илии (sic! - с упоминанием имени!) (20 июля, с 1553 года) и для Перенесения мощей митр. Петра (24 августа, с 1553 года) (рис. 3). Последнее дописано киноварью на нижнем поле с использованием знака сноски из четырех штрихов (два красных, черный, красный) дважды: 1) в основном тексте во второй строке снизу и 2) на нижнем поле перед текстом вставки.

В сборнике № 362 в тексте Святцев сведения о годе начала повсеместного празднования указаны для свт. Ионы (30 марта, с 1547 г.), прп. Зосимы Соловецкого (17 апреля, с 1547 г.), прп. Пафнутия Боровского (1 мая, с 1547 г.), прп. Дионисия Глушицкого (1 июня, с 1547 г.), св. прор. Илии (20 июля, с 1553 г., без упоминания имени), для Перенесения мощей митр. Петра (24 августа, с 1553 года), для прп. Александра Свирского (30 августа, с 1547 года). В Дополнительной описи вынесенная на нижнее поле вставка с упоминанием имени митр. Петра ошибочно отнесена к 26 августа - празднованию Владимирской иконе Божией Матери (илл. 4, л. 222 об.), а Голубинский и вовсе относит ее к Петру, царевичу Ордынскому (29 или 30 июня) [Голубинский, 1903, с. 111], который в сборниках № 362 и № 416 в святцах ни с датой начала празднования, ни без неё не упоминается. Здесь причиной ошибочного прочтения стал

пропуск писцом знака сноски из трех штрихов (черный, красный, черный) в основном тексте (рис. 4). Без сопоставления со сборником № 416 не очевидно, куда следует вставлять киноварный текст на нижнем поле.

КОГПТПМЛУН»«- АГА^ОНИКА-| кг (тПм\<л лХппл-ЦДан)р. | \ пращник*: (тгосуннй

к мчн КА Ратинаоучн К А

ПгпаиДнЬ П^нГ(Гн1рмту( ^ЧАнашгго

мЩопалиЦ 1<(Гаи<аго

ч\'5£ Пф(НГСГН1Гм ауКап ГОАПЛА

Рис.3. Святцы на 24 августа в списке ОР РГБ Ф. 113 № 416 л. 156 об.

41 1ТГ лХппа аин

К +

Стго(¡^нол^на гати^/у, ¿у

чнка стго1ын4еГо(лоаА ■

ЦП7(тЬн^Аншт-тт^Яы т по (> а лл и (у ОП ел и ¡а и но г £ Гонпгглр/Ш - |> -В/1 Ф П^Н^НУЛИО^/ИТ; етга/1П/1»1-

ЦЛофвАолл(А . / (М/ИЛМ'ГТТ Го

—, .+- •— • ■ 4ПЛ4ГПИ1Г14;- 1гпЬ|/иК4ДНр'

Ана,ин4т4/\)ч: «-пгпои^нь П{ишггтп1гпр'ты/1Ш<°НЬ1 чч\ гтр ч'го ь щ е^а • н^г Г|> л 4 "

\ 'п 0 ЯЛ-пЩ % ■

КГ

Рис. 4. Святцы на 24 августа в списке ОР РГБ Ф. 113 № 362 л. 222 об.

В обоих сборниках день 20 июля и все 12 памятей «новым чудотворцам» сопровождаются пометой «красный крест без круга» на поле и «бл(а)ж(е)н муж» в тексте, означающей совершение службы с полиелеем.

Для сравнения отметим, что в созданном до Макариевских соборов сборнике из собрания Троице-Сергиевой Лавры 1487 года Ф. 304/1 № 761 [РГБ Ф. 304/1 № 761, л. 286]) в Святцах, содержащих на полях пометы о степени торжественности празднования, день 20 июля («огненое въсхожение чю/деснаго пр(о)р(о)ка великаго И/льи») помечен тремя точками в полукружии, означающими совершение службы со славословием, т.е. на одну ступень менее торжественную (рис. 5).

кгЬ^и йм *1'?к4

Рис.5. Святцы на 20 июля в списке ОР РГБ Ф. 304/1 № 761 л. 286

В Палею собрания Иосифо-Волоколамского монастыря РГБ Ф. 113 № 551 [РГБ Ф. 113 № 551, л. 311 об.], [Опись., 1882, с. 195-196], [Дополнительная опись., 1972, с. 111-112] также включено постановление Собора 1547 года («уложили праздновати .

в царствующем граде Москве и по всем градом православного християнства») со списком новых русских чудотворцев, завершающееся словами: «ПЪли б естя / им . бл(а)ж(е)нъ муж . да паремии . да величание . да еvа(н)г(е)лíе . / да славословие . а у которые ц(е)ркви . не будет котш/рому с(вя)т(о)му . и вы поите в минЪи . шбщеи . с(вя)т(ите)лю . или / пр(е)п(о)д(о)бному . или Х(ри)с(т)а ради уродивому» [РГБ Ф. 113 № 551, л. 311 об.].

Как видим, Собор 1547 года определил для перечисленных в тексте новых русских чудотворцев обширность празднования (общецерковное) и степень его торжественности - «с полиелеем» (лишь на одну ступень ниже двунадесятых Господских и Богородичных праздников). Упоминание в святцах начала празднования с 1553 года св. пророку Илии и Перенесению мощей свт. Петра (состоявшемуся в 1479 году и, скорее всего, местно празднуемому с того же времени), могло иметь в виду предписание о назначении им такого же общецерковного празднования «с полиелеем», как и для списка русских святых Собора 1547 года. Отметим, что в Новгороде, где митр. Макарий начинал свое епископское служение, почитание св. прор. Илии было значительно обширнее, чем в Москве (ср. выше указание о службе прор. Илии «со славословием» в Троицком сборнике 1487 года [РГБ Ф. 304/! № 761, л. 286]). Так, в 1-й четв. XVII века в Великом Новгороде было шесть Ильинских храмов и два придела, а в Москве - два [Турилов, 2009, с. 243].

Таким образом, через упоминание памятей русских святых в святцах Иосифо -Волоколамских сборников № 362 и № 416 факт канонизации прп. Авраамия Чухломского на Соборе 1553 года к общерусскому празднованию пока не удается подтвердить.

Однако местное почитание Авраамия в Чухломе и других близлежащих севернорусских землях как святого преподобного чудотворца в это время подтверждается другими фактами, а именно:

1) именованием его преподобным и чудотворцем во вкладной грамоте в Покровский Чухломский монастырь 1564 года [Прилуцкий, 1861, с. 51-52]: Михаил Филиппов Френёв с сыном Федором отдавали покосы «в дом Пречистой Богородицы честнаго и славнаго Покрова и преподобному Авраамию чудотворцу и игумену Протасию с братиею» (Прим. 2);

2) присутствием тропаря прп. Авраамию Городецкому («От мирскаго мятежа исшед преподобне..») и кондака ему («Чистотою душевною божественно вооружився..») под 20 июля в рукописной Псалтири следованной 1540-1550-е гг. [БАН Арханг. Д. 58, л. 494 об.-495 об.], [Описание..., 1989, с. 61-63];

3) существованием списка его Жития 50-х гг. XVI века [ГИМ Барс. № 843] и списка Жития с чудесами 60-х годов XVI века [РГБ Ф. 556 № 92, л. 1-30 об.];

4) существованием списка службы ему 60-х годов XVI века [БАН Арханг. Д. 159, л. 524-534 об.] из библиотеки Антониево-Сийского монастыря [Описание., 1989, с. 211-213] (Прим. 3);

5) упоминанием имени Авраамия прп. Иосифом Волоцким в своей «Духовной грамоте» [ВМЧ, 1868, стлб. 548].

Как известно, рассуждая о необходимости не только личного подвига настоятеля и его устных поучений, но и письменных наставлений своим пасомым, прп. Иосиф

перечисляет «блаженных святых отцев наших, иже в Русстей земли въсияша»: «Антоние и Феодосие Печерьскии, и Сергии, и Варлаам, и Кирил, и Димитрие, и Дионисие, и Авраамие, и Павел». Е. Е. Голубинский относит это упоминание к прп. Авраамию Ростовскому, память которого стала общецерковной ещё до Макариевских соборов [Голубинский, 1903, с. 82]. Однако прп. Иосиф выстраивает, начиная с прп. Кирилла Белозерского, ряд подвижников, отшельников, основателей расположенных географически недалеко друг от друга северных общежительных монастырей со строгим уставом, подвизавшихся в конце XIV - начале XV века, учеников или собеседников прп. Сергия Радонежского. При жизни прп. Иосифа Волоцкого их почитание ещё не было общецерковным, общерусским, они почитались местно, как основатели своих монастырей. В отличие от прпп. Авраамия Ростовского и Авраамия Смоленского, прп. Авраамий Галичский (Чухломский) идеально вписывается в этот ряд как современник и постриженик прп. Сергия, выходец из его обители, основатель четырех северных монастырей, в т.ч. многолюдных, постоянно стремившийся к уединению, но не оставлявший наставлениями братию. По сообщению Жития прп. Иосифа Волоцкого [ВМЧ, 1868, стлб. 462], скрывая свой сан, «яко невеглас простый», «в простых вменяшеся», прп. Иосиф прошел по многим (судя по тексту Духовной грамоты, многим северным) русским монастырям, «чтобы избирать от них, яже на пользу». Специально интересуясь устроением монастырской жизни в разных обителях, он мог слышать рассказы о географически близких монастырях прп. Авраамия Галичского от других иноков, даже если бы сам не подвизался в них.

Итак, отсутствие имени прп. Авраамия под 20 июля в тексте Святцев Сборника № 362 Ф. 113 (Иосифо-Волоколамского монастыря) из собрания РГБ, послужившем Е.Е. Голубинскому поводом датировать общерусскую канонизацию прп. Авраамия 1553-м годом, не является случайным пропуском, поскольку аналогичный сборник (№ 416) того же собрания под 20 июля сообщает о «начале празднования» в 1553 году пророку Илии, а также содержит киноварную помету, фиксирующую степень празднования «с полиелеем». Этот текст может пониматься как сообщение о принятии соборного решения об установлении пророку Илии более торжественного общерусского празднования. Для доказательства утверждения Е.Е. Голубинского о канонизации прп. Авраамия (Галичского, Чухломского, Городецкого) в 1553 г. необходимо разыскание иных рукописных источников соответствующего времени.

Примечания

1 - Иллюстрации с открытого электронного ресурса lib-fond.ru: Свято-Троицкая Сергиева Лавра / Собрание рукописей и старопечатных книг / Российская государственная библиотека URL: https://lib-fond.ru/lib-rgb/113/f-113-362/ , URL: https://lib-fond.ru/lib-rgb/113/f-113-416 , URL: https://lib-fond.ru/lib-rgb/304-i/f-304i-761/ (дата обращения 10.02.2024).

2 - Грамота цитируется Д. Ф. Прилуцким по писарской копии XVIII века, хранившейся в Костромской духовной консистории.

3 - Бумага листов 524-534 рукописи НИОР БАН Арханг. Д.159, по данным составителей каталога [Описание... (1989), с. 211], имеет водяные знаки 1563, 1566 годов.

Литература и источники

БАН Архангельск. Д. 159. Минея избранная (Трефологий) с дополнениями: рукопись / Научно-исследовательский отдел рукописей Библиотеки РАН; Архангельское собрание (Х^-Х1Х вв.) XVI в. (1560-е, 1540-е гг.). Санкт-Петербург. 608 л.

БАН Архангельск. Д. 58. Псалтирь следованная / Научно-исследовательский отдел рукописей Библиотеки РАН. Архангельское собрание (Х^-Х1Х вв.) XVI в. (1540-1550-е гг.). Санкт-Петербург. 615 л.

ВМЧ (1868). Великия Минеи Четии: [Вып. 1-16] / Собранныя Всероссийским митрополитом Макарием; Издание Императорской археографической комиссии. Санкт-Петербург: тип. Императорской Академии наук, 1868-1917. (Памятники славяно-русской письменности, изданные Императорскою Археографическою коммиссиею; 1). Сентябрь, дни 1-13. 1868. III л. цв. факс., VI с., 672 стб.

ГИМ Барс. № 843. Житие Авраамия Чухломского (Галицкого) / Государственный исторический музей; Отдел рукописей и старопечатных книг; Коллекция «рукописные книги». XVI в. Москва. 17 л.

Голубинский Е. Е. (1903). История канонизации святых в Русской церкви/ Сочинения Е. Голубинского, заслуженного ординарного профессора Московской духовной академии. 2-е изд., испр. и доп. Москва: Императорское общество истории и древностей российских при Московском университете. 600.

Дмитриева Р. П. (1974). Волоколамские четьи сборники XVI в. Труды Отдела древнерусской литературы / Российская академия наук, Институт русской литературы (Пушкинский дом); ответственный редактор Д. С. Лихачев. Т. 28: Исследования по истории русской литературы XI-XVII вв. Ленинград: Наука. 202-230.

Дополнительная опись. (1972). Собрание Иосифо-Волоколамского монастыря. Фонд 113: Дополнительная опись к печатному описанию иером. Иосифа «Опись рукописей, перенесенных из библиотеки Иосифова монастыря в библиотеку Московской духовной академии» (М., 1882). Москва: Отдел рукописей РГБ. Машинопись. 155 л.

Описание. (1989). Описание Рукописного отдела Библиотеки Академии наук СССР. Т. 8, вып. 1: Рукописи Архангельского собрания. Ленинград: Наука, 326.

Опись. (1882). Опись рукописей, перенесенных из библиотеки Иосифова монастыря в библиотеку Московской духовной академии иеромонаха Иосифа. Москва: Императорское общество истории и древностей российских при Московском ун-те. II, 316, XIV.

Прилуцкий Д.Ф. (1861). Историческое описание Городецкого Авраамиева монастыря в Костромской губернии. Санкт-Петербург: тип. Королева и К°. 57.

РГБ Ф. 113 № 362. Часослов с восследованием и некоторыми выписками. [Уточненное заглавие по Дополнительной описи]: сборник слов, исторических и богослужебных статей, составленный Игнатием Зайцевым / Научно-исследовательский отдел рукописей Российской государственной библиотеки. Собрание рукописных книг Иосифо-Волоцкого монастыря. 3-я четв. XVI в. Москва. 364 л. Святцы на л. 191-223 об.

РГБ Ф. 113 № 416. Сборник. [Уточненное заглавие по Дополнительной описи]: сборник богослужебных и уставных статей, составленный Игнатием Зайцевым / Научно-исследовательский отдел рукописей Российской государственной библиотеки. Собрание рукописных книг Иосифо-Волоцкого монастыря. 3-я четв. XVI в. Москва. 512 л. Святцы на л. 117 об.-156.

РГБ Ф. 113 № 551. Палея, с прибавлениями. [Уточненное заглавие по Дополнительной описи]: сборник летописно-хронографический / Научно-исследовательский отдел рукописей Российской государственной библиотеки. Собрание рукописных книг Иосифо-Волоцкого монастыря. Сер. XVI в. (не ранее 1547 г.). Москва. 331 л.

РГБ Ф. 304/ № 761. Сборник. [Уточненное заглавие по Дополнительной описи]: сборник житий и слов / Научно-исследовательский отдел рукописей Российской государственной библиотеки. Главное собрание рукописей библиотеки Троице-Сергиевой Лавры. 1487 г. Москва. 334 л. Святцы на л. 254 об.-292.

РГБ Ф. 556 № 92. Избранные жития святых. [Уточненное заглавие по Дополнительной описи]: сборник житий и слов / Научно-исследовательский отдел рукописей Российской государственной библиотеки. Собрание рукописных книг библиотеки Вифанской Духовной семинарии. XVI в., кон. XVI - нач. XVII в., XVII в. Москва. 579 л.

Турилов (2009). Турилов А. А., Артюхова Т. А., Лосева О. В., Моисеева С. А. Илия. Православная энциклопедия. Т. 22: Икона-Иннокентий. Москва: Православная энциклопедия. 236-259.

Refereces

BAN Arkhangelsk. D. 159. Mineya izbrannaya (Trefologiy) s dopolneniyami: rukopis' [Festal Menaion ^refology) with additions] / Scientific Research Department of Manuscripts of the Library of the Russian Academy of Sciences. Arkhangelsk collection (14th-19th centuries). 16th cent. (1560s, 1540s). Saint-Petersburg. 608 p.

BAN Arkhangelsk. D. 58. Psaltir' sledovannaya. [Psalterion with Supplement] / Scientific Research Department of Manuscripts of the Library of the Russian Academy of Sciences. Arkhangelsk collection (14th-19th centuries). 16th cent. (1540-1550s). Saint-Petersburg. 615 p.

Dmitrieva R. P. (1974). Volokolamskie chet'i sbornikiXVI v. [Menaion collections of the 16th century from the Volokolamsk monastery] Trudy Otdela drevnerusskoy literatury. [Works of the Department of Old Russian Literature] / Russian Academy of Sciences, Institute of Russian Literature (Pushkin House); editor-in-chief D. S. Likhachev. Vol. 28: Research on the history of Russian literature of the 11th-17th centuries. Leningrad. Nauka, 202-230.

Dopolnitel'naya opis'... (1972). Sobranie losifo-Volokolamskogo monastyrya. Fond 113: Dopolnitel'naya opis' k pechatnomu opisaniyu ierom. losifa «Opis' rukopisey, perenesennykh iz biblioteki losifova monastyrya v biblioteku Moskovskoy dukhovnoy akademii». [The collection of the St. Joseph-Volokolamsk Monastery. Fund 113: Additional inventory to the printed description of Hieromonk Joseph's "Inventories of manuscripts of the Joseph-Volokolamsk Monastery transferred from the library of the Joseph Monastery to the library of the Moscow Theological Academy" (M., 1882)]. Moscow. Department of Manuscripts of the Russian State Library. Typewriting. 155 p.

GIM Bars. No. 843. Zhitie Avraamiya Chukhlomskogo (Galitskogo). [The Life of Saint Abraham Chukhlomsky (of Galich)] / The State Historical Museum. Department of Manuscripts and old printed books. The "handwritten books" collection. 16th cent. Moscow. 17 p.

Golubinskiy E. E. (1903). Istoriya kanonizatsii svyatykh v Russkoy tserkvi. [The history of the canonization of saints in the Russian Church] / Works by E. Golubinsky, Honored Full Professor of the Moscow Theological Academy. 2nd ed., corrected and supplemented. Moscow. Imperial Society of Russian History and Antiquities at Moscow University. 600.

Opis'. (1882). Opis' rukopisey, perenesennykh iz biblioteki losifova monastyrya v biblioteku Moskovskoy dukhovnoy akademii ieromonakha losifa. [An inventory of manuscripts transferred from the library of the Joseph Monastery to the library of the Moscow Theological Academy, by hieromonk Joseph] Moscow. Imperial Society of Russian History and Antiquities at the Moscow University, [2], II, 316, XIV.

Opisanie... (1989). Opisanie Rukopisnogo otdela Biblioteki Akademii nauk SSSR. T. 8, Vyp. 1: Rukopisi Arkhangel'skogo sobraniya. [Description of the Manuscript Department of the Library of the Academy of Sciences of the USSR. Vol. 8, Issue 1: Manuscripts of the Arkhangelsk collection.] Leningrad. Nauka, 326.

Prilutskiy D.F. (1861). Istoricheskoe opisanie Gorodetskogo Avraamieva monastyrya v Kostromskoy gubernii. [Historical description of the monastery of Saint Abrahamy on Gorodets in Kostroma province]. St. Petersburg. Typography of Korolev and Co. 57.

RGB F 113 No. 362. Chasoslov s vossledovaniem i nekotorymi vypiskami. (Utochnennoe zaglavie po Dopolnitel'noy opisi: Sbornik slov, istoricheskikh i bogosluzhebnykh statey, sostavlennyy Ignatiem Zaytsevym.) [Horologion with Supplement and some extracts. (Updated title according to the Additional Inventory: Collection of homilies, historical and liturgical articles compiled by Ignatius

Zaitsev)] / Scientific Research Department of Manuscripts of the Russian State Library. Collection of handwritten books of the Joseph-Volotsky monastery. 3rd quarter of the 16th cent. Moscow. 364 p. Svyattsy [Calendar of saints], 191-223. RGB F 113 No. 416. Sbornik. (Utochnennoe zaglavie po Dopolnitel'noy opisi: Sbornik bogosluzhebnykh i ustavnykh statey, sostavlennyy Ignatiem Zaytsevym). [Collection. (Updated title according to the Additional Inventory: Collection of liturgical and statutory articles compiled by Ignatius Zaitsev]. Scientific Research Department of Manuscripts of the Russian State Library. Collection of handwritten books of the Joseph-Volotsky monastery. 3rd quarter of the 16th cent. Moscow. 512 p. Svyattsy [Calendar of saints], 117-156. RGB F 113 No. 551. Paleya, s pribavleniyami. (Utochnennoe zaglavie po Dopolnitel'noy opisi: Sbornik letopisno-khronograficheskiy). [Palea, with additions. [Updated title according to the Additional Inventory]: Chronological and chronographic collection]. Moscow. Scientific Research Department of Manuscripts of the Russian State Library. Collection of handwritten books of the Joseph-Volotsky monastery. Middle of the 16th century (not earlier than 1547). Moscow. 331 p. RGB F 304/I No. 761. Sbornik [Utochnennoe zaglavie po Dopolnitel'noy opisi]: Sbornik zhitiy islov). [Collection [Updated title according to the Additional Inventory]: A collection of lives and homilies]. Scientific Research Department of Manuscripts of the Russian State Library. The main collection of manuscripts of the library of the Holy Trinity-St. Sergius Lavra. 1487. Moscow. 334 p. Svyattsy [Calendar of saints], 254-292.

RGB F 556 No. 92. Izbrannye zhitiya svyatykh [Utochnennoe zaglavie po Dopolnitel'noy opisi: Sbornik zhitiy i slov]. [Selected Lives of the Saints (Updated title according to the Additional Inventory: Collection of lives and homilies)] Scientific Research Department of Manuscripts of the Russian State Library. Collection of handwritten books from the library of the Bethany Theological Seminary. 16th cent., late 16th - early 17th cent., 17th cent. Moscow. 579 p. Turilov (2009). Turilov A.A., Artyukhova T.A., Loseva O.V., Moiseeva S.A. Iliya [Elijah] // Pravoslavnaya entsiklopediya. [Orthodox Encyclopedia]. vol. 22: Ikona-Innokentiy. Moscow, Pravoslavnaia entsiklopediia, 236-259.

VMCH (1868). Velikie minei chet'i, sobrannye vserossiyskim mitropolitom Makariem. Sentyabr', dni 1-13. [Great Menology collected by Macarius, Metropolitan of Moscow. September, 1-13 days] Saint-Petersburg. Imperial Academy of Sciences typography, 6, 672, 3.

Статья публикуется впервые.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поступила в редакцию 1.03.2024.

Принята к публикации 10.07.2024.

Об авторе

Дорофеева Ксения Викторовна - научный сотрудник, Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева (ФГБУК); ORCID 0009-0000-0736-5713; xeniadorothe@yandex.ru.

Dorofeeva K. V.

ON THE ISSUE OF THE DATE OF THE ALL-RUSSIAN CANONIZATION OF SAINT ABRAHAM OF GALICH, CHUKHLOMSKY

Abstract. The article is devoted to the dating of the canonization of St. Abraham of Galich (Chukhlomsky). According to the hypothesis of E. E. Golubinsky, based on the text of the calendar of saints in a handwritten collection of the 16th century, which has a lacuna, the decision on canonization was made at the Council of 1553. We compared this fragment of the text with another manuscript of the same complier (Ignatius Zaitsev), similar in content and time, and found that the lacuna is not an accidental omission of St. Abraham's name. The message about the beginning of the celebration

from 1553 on July 20 refers to the adoption of the council decision to establish an all-Russian "middle" ("with polyeleos") instead of the "small" ("with doxology") celebration of the prophet Elijah. When studying the handwritten collections, cinnabar marks in the margins recording the degree of celebration were taken into account, and footnote signs in the margins were compared. The arguments confirm the veneration of Saint Abraham in the mid-16th century and the preparation for his canonization, but do not record the fact and date of the council decision to establish a celebration for him, the extent and degree of solemnity of this celebration.

Key words: canonization, Saint Abraham of Galich (Chukhlomsky), Makaryev Sobor 1553, calendar of saints, handwritten collections of Ignaty Zaitsev, celebration signs, Polyeleos service, doxology service, veneration of the prophet Elijah.

For citation: Dorofeeva K. V. On the issue of the date of the All-Russian canonization of Saint Abraham of Galich, Chukhlomsky. Memoirs of NovSU, 2024, 3(54), 551-560. DOI: 10.34680/2411-7951.2024.3(54).551-560

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.