Научная статья на тему 'Заметки о почитании русских святых в XVII в'

Заметки о почитании русских святых в XVII в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
528
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ АГИОГРАФИЯ / СВЯТОСТЬ / ИСТОРИЯ РОССИИ XVII В / ПОЧИТАНИЕ СВЯ-ТЫХ / МЕСТНОЧТИМЫЕ СВЯТЫЕ / МЕСЯЦЕСЛОВЫ / СТАТИСТИЧЕСКИЕ РАСЧЕТЫ / RUSSIAN HAGIOGRAPHY / SANCTITY / HISTORY OF RUSSIA OF THE 17-TH CENTURY / LOCAL SAINTS / MENOLOGIES / STATISTICS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Романова Анастасия Анатольевна

В статье рассматривается проблема «русской святости» в XVII веке. По до-статочно давно укоренившемуся мнению, XVII в. век достаточно резкого снижения коли-чества святых и упадка святости в целом. Автор полагает, что данные о количестве святых, живших в XVII в., не являются показательными в этой связи. В XVII начале XVIII в. было установлено празднование большому количеству святых, живших за несколько столетий до этого времени, в том числе и подвижников домонгольского времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Several Notes on Devotion of Russian Saints in the 17-th Century

The article deals with the problem of “Russian sanctity” in the 17-th century. There is an opinion, that in the 17-th century the sanctity in Russia degraded. This opinion is based on the data of Russia saints in previous centuries, and in XVII century. The author believes, that the 17th century became a time of a special interest to sanctity in Russia and a period of collect-ing of data and memories about saints who lived long before the 17-th century.

Текст научной работы на тему «Заметки о почитании русских святых в XVII в»

Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях

ПаХаюрыаю.: еп ХРошы, еп рроаыры, еп еьбеь

Выпуск 7

2017

страницы 272—280

оО^

Романова А. А.

Заметки о почитании русских святых в XVII в.

Феномен святости и святых в истории Древней Руси и России исследуется с различных точек зрения. Нередко он изучается с точки зрения, так сказать, статистической: внимательно анализируются колебания количества святых в зависимости от исторического периода, начиная с первых веков христианства и заканчивая ХУШ-Х1Х вв. Статистические подсчеты святых приводят к достаточно неутешительному выводу, что XVII в., особенно вторая его половина, характеризуется снижением количества святых и, в какой-то мере, снижением интереса к святости и святым. Впрочем, тенденция выявлять «упадок святости» прослеживается в исследовательской литературе еще со времен Г. П. Федотова, который указал: «...святая наша история... завершается к концу XVI столетия».1 Этот вывод подтверждается, казалось бы, и подсчетами, приводимыми современными исследователями. Так, Л. Е. Морозова в своей работе «Святые - нравственный идеал народа на переломных этапах русской истории» указала, что приводимые ею расчеты основаны на данных об общерусских святых и святынях, почитаемых Церковью к началу 1990-х гг. Возьмем для примера менее продолжительный период: с XV по XVIII в.

«Век святости», XV в., дал, по подсчетам Л. Е. Морозовой, 70 новых русских святых и 7 чудотворных икон. К ним добавилась «и новая святыня - чудотворные мощи 4 праведников». В XVI в. количество святых несколько уменьшилось - до 65. Однако, как отмечено в работе: «сохраняется тенденция к увеличению общего количества святынь: чудотворных икон уже 11, мощей - 8.» В XVII в. ситуация меняется - количество святых резко уменьшается - до 34, «причем на первую половину XVII в. приходится 27, а на вторую - только 7. На первое место выходят святыни, в первую очередь чудотворные иконы. Их появляется 23. ... Число святых мощей не увеличивается - их семь». В XVIII в.: 8 святых, 8 новых чудотворных икон, «святых мощей открыто только 2».2

Первый вопрос, который возникает при перечислении такого рода цифр, касается того, почему святые и мощи считаются отдельно (если это мощи неизвестного, то говорить об учете исключительно канонизированных святых нельзя, так как канонизация человека без имени невозможна - в этом причина того, что «святые из гробницы» в большинстве случаев достаточно быстро обретают имя - находятся «помятухи» тому, кто мог быть захоронен в этом месте).3 Если же

1 Федотов Г. П. Русские святые. М., 1990. С 195. О «понижении» духовной жизни говорит и прот. Александр Шмеман — Шмеман А., прот. Исторический путь православия. М., 1993. С. 366-367.

2 Морозова Л. Е. Святые - нравственный идеал народа на переломных этапах русской истории // Проблема святых и святости в истории России: Материалы XX Международного семинара исторических исследований «От Рима к Третьему Риму» 2000 г. М., 2006. С. 212-214.

3 Ромодановская Е. К. «Святой из гробницы»: О некоторых особенностях сибирской и севернорусской агиографии // Русская агиография: исследования, публикации, полеми-

Романова А. А. о&т^--

речь идет о мощах неканонизированных святых, то возникает противоречие в отношении первоначальных установок автора - об учете канонизированных святых. Возможно, во внимание принимается открытие / перезахоронение мощей, но тогда получается, что некоторые святые учитываются дважды.

Второй вопрос касается критериев подсчета чудотворных икон и источников, на которых подсчеты базировались - к сожалению, отсутствие указаний на это в работе Л. Е. Морозовой не позволяет определенно говорить о том, какие иконы были сочтены чудотворными.

Примерно в то же время к теме количественного анализа святости обратился Г. М. Прохоров. Свою задачу он сформулировал следующим образом - создание «хронологического списка русских святых, чтобы посмотреть, как они распределяются по векам и внутри столетий».4 Эти наблюдения вошли также в монографию, вышедшую в свет в 2010 г.5 Г. М. Прохоров также указал критерии своих выкладок: «в расчет я беру только канонизованных общерусских святых»6 и предложил схему для периода начиная с первых веков существования христианства на Руси, согласно которой расчеты приводятся с делением каждого века на четверти.

В отличие от Л. Е. Морозовой Прохоров приводит если не конкретные источники, согласно которым он включает того или иного святого в свой перечень, то по крайней мере список целиком. В общем списке святых по Г. М. Прохорову те же данные о распределении святых по векам выглядят следующим образом:

Святые XV в. №№214-300 (86) - (в работе Л. Е. Морозовой учтено 70)

Святые XVI в. №№ 301-387 (86) - (у Л. Е. Морозовой — 65).

Святые XVII в. №№ 388-422 (34) — (у Л. Е. Морозовой — 34)

Святые XVIII в. №№ 423-426 (4) — (у Л. Е. Морозовой — 8).

Таким образом, данные по количеству святых совпали только за XVII в., что связано не в последнюю очередь с тем обстоятельством, что критерии учета святых несколько разнятся. Несмотря на заявление о данных по канонизированным святым Г. М. Прохоров берет в расчет данные источников, в которых учтены святые, об установлении празднования которым никаких данных нет. Среди таких источников прежде всего «Книга глаголемая Описание о российских святых», включающая значительное количество как раз неканонизированных святых, а именно тех подвижников, которых Е. Е. Голубинский относил к категории «почитаемых усопших», и даже «усопших, на самом деле не почитаемых».

По существу, Г. М. Прохоров учитывает всех святых, канонизированных по настоящее время, в том числе в соборах местных святых (но не канонизированных в эпоху до XVIII в.). Л. Е. Морозова, казалось бы, ведет подсчеты аналогичным образом, т.е. учитывает всех канонизированных к 90-м гг. прошлого века святых, т.е. и тех святых, которые были отнесены Голубинским к числу «по-

ка. СПб., 2005. С. 147; Романова А. А. Несколько наблюдений о почитании «недоведомых святых» в России // Круги времен: Исследования, посвящения и воспоминания. В память Е. К. Ромодановской. М., 2015. Т. 2. С. 323-330.

4 Прохоров Г. М. Святые в истории Руси X-XVIII вв. // ТОДРЛ. СПб., 2003. Т. 54. С. 78-98.

5 Прохоров Г. М. «Некогда не народ, а ныне народ Божий...». Древняя Русь как историко-культурный феномен. СПб., 2010.

6 Прохоров Г. М. Святые в истории Руси X-XVIII вв. С. 80.

О&Т^--—-"^З^0"

читаемых усопших», но которые были причислены к лику святых благодаря возникшим в разное время соборам местных святых и установлению празднования всем святым, в земле Российской просиявшим.

Подсчеты на имеющемся обширном, но несистематизированном материале привели ученых к несколько разным выводам в количественном отношении, но к более или менее одинаковому наблюдению в том, что касается тенденции: святых в XVII в. было значительно меньше, чем в предшествующие два столетия.

Однако насколько показательны статистические расчеты, основанные на данных о времени жизни святых? Ведь время (более или менее точно установленное или предполагаемое) жизни значительного количества святых и время начала (возобновления) почитания может разделять не один десяток лет, а иногда и несколько столетий. Факт обретения мощей и прославления исторического или церковного деятеля XII в. в начале XVIII в. дает ли что-нибудь для истории святости в XII в.? Считали ли младшие современники Андрея Боголюбского святым своего князя и как это отразилось на установлении празднования ему в 1702 г.?

Подсчет по столетиям с учетом данных о времени жизни святого также могут быть поставлены под сомнение, так как для некоторого количества святых эти данные неизвестны, и собственно для изучения святости, ее роли и отношения к ней в обществе важнее не данные о времени жизни, а данные о времени, когда фиксируется почитание подвижника.

К какому столетию следует отнести, например, преп. Варнаву Ветлужско-го, который жил, как предполагают одни исследователи, в середине XV в., по другим данным - в середине XVI в., данные о почитании и прославлении которого относятся к эпохе после окончания Смуты, списки Жития известны только с XVIII в., и тогда же была создана по меньшей мере одна редакция Жития и похвальное слово?7

Собственно, подсчеты количества святых предпринимались и раньше. В своей классической работе по истории канонизации Е. Е. Голубинский всячески стремился разделить канонизированных и неканонизированных святых. В «Истории канонизации святых...» неоднократно повторяется тезис, что в связи с недостатком данных возможны ошибки, но что тем не менее очень важно отделить канонизированных святых от не прославленных церковью.8 В современной церковной литературе присутствует термин «прославление святых к местному почитанию»,9 который автору настоящих строк кажется не слишком удачным, хотя бы по той причине, что понятие «местное почитание», «местночти-мый» в современной литературе имеет достаточно широкое толкование. Так, А. Б. Мороз фактически относит святых, которым празднование было установлено местно, к числу «общецерковно почитаемых святых», в противовес «мест-нопочитаемым» (т. е. чтимым в отсутствие церковного празднования): «Этим термином мы обозначаем не местнопочитаемых, а тех общецерковно почитае-

7 Романова А. А. К хронологии Жития Варнавы Ветлужского // Грани русского средневековья: Сб. ст. к 90-летию Ю. Г. Алексеева. М., 2016. С. 181-192.

8 Голубинский Е. Е. История канонизации святых в русской церкви. М., 1903. С. 312.

9 Определение Священнаго Собора Православной Российской Церкви о порядке прославления святых к местному почитанию 21 августа (3 сентября) 1918 года // Священный Собор Православной Российской Церкви. Собрание определений и постановлений. М., 1918. Вып. 4. С. 24-25 (электронный ресурс, режим доступа: https://www.sedmitza.ru/lib/ text/887226/)

Романова А. А.

мых святых, имена которых неизвестны широко в традиционной культуре и чей культ ограничивается регионом, связанным биографически со святым».10

Попытка четко очертить круг канонизированных святых была предпринята крупнейшим русским агиологом Сергием (Спасским), инициировавшим сбор сведений и издание «Верного месяцеслова 11 Составители «Верного месяцеслова» полагались в своем решении включать имена в издание на основании сведений о существовавшем праздновании святым в той или иной епархии, соответственно, многое зависело от мнения верхушки церковного руководства в конкретной епархии на определенный исторический момент - кон. XIX - нач. XX в. В связи с указанным обстоятельством опираться на перечень из «Верного месяцеслова» как на истину в последней инстанции, как это делается в современной церковной литературе,12 не следует.

Одним из достоверных свидетельств о том, что канонизация того или иного подвижника имела место, Голубинский считал недвусмысленное указание на то, что подвижнику поются молебны (а не панихиды) и наличие храма, часовни или придела в честь именно этого святого. Можно было бы добавить наличие икон - но это куда более редко встречающийся признак. Что касается пения молебнов, то самим Голубинским приводился пример (Софии-Соломонии Сабуровой), перечень которых можно продолжить, когда чтимому святому одновременно служились панихиды и молебны.13

Наличие письменного свидетельства о дате канонизации не было необходимым условием, по мнению Е. Е. Голубинского, при составлении перечня канонизированных святых, но все же отсутствие данных о канонизации ряда святых привело ученого к идее создать в своей работе два отдельных списка: святых, время канонизации которых известно точно, и святых, время канонизации которых неизвестно вовсе или известно очень приблизительно.

Со времен макариевских соборов и до учреждения Синода Е. Е. Голубин-ский насчитал 56 святых, время установления празднования которым известно достаточно точно, и 90 святых, время установления празднования которым было неизвестно. Цифры эти далеко не окончательные, хотя бы потому, что на самом деле в перечень из 146 святых были включены подвижники, относительно существования празднования которым у Е. Е. Голубинского были сомнения, как например в случае с Андреем Тотемским, Иосифом Заоникиевским или Макари-ем, основателем пустыни в Новгородском уезде.

Можно отметить вполне определенную тенденцию: свидетельства почитания многих подвижников, живших в XII-XV вв., сохранились только от XVII в. Среди них можно упомянуть следующие имена:

10 Мороз А. Б. Святые Русского Севера. М., 2009. С. 8.

11 Верный месяцеслов всех русских святых, чтимых молебнами и торжественными литургиями общецерковно и местно, составленный по донесениям Святейшему Синоду преосвященных всех епархий в 1901-1902 годах. М., 1903. В 2015 г. вышло обновленное и исправленное издание, составленное по тому же принципу: Верный месяцеслов всех русских святых прославленных с 1072 по 1918 годы. М., 2015.

12 См., например: Дамаскин (Орловский), игум. Святые, чтимые молебнами и торжественными литургиями: Порядок канонизации святых в русской православной церкви / / Журнал Московской патриархии. 2015. № 7. С. 34_39.

13 Голубинский Е. Е. История канонизации святых... С. 278, 341, 567.

О&Т^--—-"^З^0"

Авраамий Чухломской (ум. ок. 1375 г.), почитаемый как ученик Сергия Радонежского. Известно, что Житие и Служба ему существовали еще в третьей четверти XVI в., вероятно, тогда же подвижнику было установлено празднование в монастыре, местное епархиальное празднование датируется 1621 г.14

Епископы пермские, преемники Стефана Пермского, время жизни которых приходится на XV в. - Герасим, Питирим и Иона. Датой канонизации трех пермских владык (собора, созданного, как можно предположить, по образцу собора трех святителей московских) считается 1607 г. - когда по распоряжению царя Василия Шуйского и патриарха Гермогена была написана икона с изображением трех пермских епископов и начата запись чудес).15

Василий, еп. Рязанский, умерший в кон. XIII или XIV в., был прославлен в 1609 г., когда произошло обретение его мощей.16

Феодор Ярославич, князь, старший брат Александра Невского (ум. 1233). Мощи его были перенесены из Юрьева монастыря в Софийский собор в 1614 г., что и считается временем установления празднования.17

Кассиан Учемский умер в кон. XV в., в 1629 г. его мощи свидетельствованы ростовским митрополитом Варлаамом.18

Варлаам Важский (Шенкурский (1462 г.)). В 1552 г. были обретены его мощи, а в 1631 г. после проведения дознания о чудесах Киприаном митрополитом Новгородским была дана благословенная грамота на постройку деревянного придельного храма во имя преподобного Варлаама Пинежского.19

Анна Кашинская (ум., в соответствии с данными агиографии, в 1368 г.), празднование которой было установлено в 1650 г., в 1677 г. ее имя было исключено из святцев, а в 1908 г. празднование ей было установлено заново.20

Герман Соловецкий (ум. 1484) местное празднование установлено ок. 1692 г.21

Андрей Юрьевич Боголюбский (ум. 1174 г.), мощи были открыты в 1702 г.22 Глеб Андреевич, сын вел. кн. Андрея Боголюбского (ум. 1175), перенос мощей, как и установление празднования, датируется в современной литературе

1702 г.23

Герасим Вологодский (ум. 1178 (?)), чудеса известны с 1649 г., попытка установления празднования в 1691 г. была неудачной.24

14 См.: Дорофеева К. В. Житие преподобного Авраамия Галичского // Вестник церковной истории. 2011. № 3-4. С. 5-55.

15 Сказание о чудесах от мощей усть-вымских чудотворцев, Пермских епископов Герасима, Питирима и Ионы / Подг. текста А. Н. Власова, Н. А. Петренко // История Пермской епархии в памятниках письменности и устной прозы. Сыктывкар, 1996. С. 76-92.

16 См.: Назаренко А. В. Василий // ПЭ. М., 2004. Т. 7. С. 28-30.

17 Голубинский Е. Е. История канонизации. С. 121.

18 Каган М. Д. Варлаам II // СККДР. СПб., 1992. Вып. 3, ч. 1. С. 154-156.

19 Исидорова З. Н., Рыжова Е. А. Варлаам Важский // ПЭ. М., 2003. Т. 6. С. 611-613.

20 Кучкин В. А., Епифанов И. А. Анна Кашинская // ПЭ. М., 2000. Т. 2. С. 461-463.

21 Андрущенко Н. А., Андрущенко Е. Н., Чумичева О. В. Герман // ПЭ. М., 2006. Т. 11. С, 214-219.

22 Сиренов А. В. Житие Андрея Боголюбского и литературная традиция в Боголюбов-ском монастыре в XVIII-XIX вв. // «Хвалам достойный...»: Андрей Боголюбский в русской истории и культуре. Международная науч. конф. (Владимир, 5-6 июля 2011 г.). Сб. ст. Владимир, 2013. С. 5-11.

23 Сиренов А. В. Глеб Андреевич // ПЭ. М., 2006. Т. 11. С. 565-565.

Романова А. А. о&т^--

Владимир и Агриппина Ржевские (XIII в.). Об установлении празднования им где-то до конца XVII в. свидетельствуют в первую очередь данные о его прекращении.25

Феоктист, архиепископ Новгородский (ум. 1310), записи чудес известны со второй половины XVII в. (с 1653 г.), в первое десятилетие XVIII в. В Благовещенском монастыре имелся придел в его честь, откуда в 1786 г. его мощи были перенесены в Юрьев монастырь.26

Следует отметить, что подвижники, умершие в XVI в., а прославленные в XVII столетии; как и святые, почитание которых приобрело особый размах в по-слесмутное время, хотя и существовало раньше, а также святые, почитание которых существовало в XVII в., также могли бы расширить приведенный список.

Таким образом, в XVII веке жило, если сравнивать с XV или XVI столетием, немного святых, но почитание множества святых более раннего времени началось или возобновилось именно в XVII в., более всего в послесмутное время.27 О многих святых мы узнаем прежде всего из источников XVII в. (конечно, достоверность биографических сведений таких источников невелика, но в данном случае это не имеет большого значения). Таким образом, XVII в. - это время не «упадка святости», а эпоха напряженного поиска святости и святынь: сбора сохранившихся данных, реконструкции утраченных сведений, создания новых агиографических текстов.

Почитание новгородцев братьев Алфановых, живших, вероятно, в XIV в., известно с середины XVI в., но получает документальное оформление в начале XVII в.28 В тех случаях, когда дату жизни святого не удается установить, как в случае с уже упоминавшимся Варнавой Ветлужским или с основателем обители близ Старой Руссы Антонием Леохновским,29 место биографических сведений занимает легенда. В случаях, когда хотя бы что-то можно сказать о биографии, но нет фактов почитания, в целях создать это почитание создается целое житие, как в случае с Вассой-Феодорой Нижегородской.30

Еще в большей степени выводы о XVII в., по крайней мере о второй четверти этого столетия, как эпохе «процветания святости», можно сделать на материале, касающемся почитаемых святых и чудотворных икон. Конечно, XVII в.

24 Жития Игнатия Вологодского, Игнатия Ломского, Герасима Вологодского и Кассиа-на Угличского / Под ред. А. С. Герда. СПб., 2008. С. 27-33, 95-114.

25 Голубинский Е. Е. История канонизации. С. 139, 454-459; Назаренко А. В., Рома-ненко Е. В. Владимир и Агриппина // ПЭ. М., 2004. Т. 8. С. 722-724.

26 Романова А. А. Житие Феоктиста, архиепископа Новгородского // СККДР. СПб., 2004. Вып. 3, ч. 4. / Под ред. Д. М. Буланина. С. 414-416

27 Романова А. А. Смута и развитие русской агиографии // 1612 и 1812 годы как ключевые этапы в формировании национального исторического сознания. Сб. науч. тр. [Материалы Всероссийского круглого стола 21 ноября 2012 г.] СПб., 2013. С. 54-59.

28 Романова А. А. Рукописная традиция Сказания «о явлении мощей братьев Алфано-вых» // Рукописная книга Древней Руси и славянских стран: от кодикологии к текстологии. СПб., 2004. С. 95-103; Дубровин Г. Е. Легенды о братьях Алфановых // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2006. № 3. С. 35-47.

29 Романова А. А. Почитание св. Антония Леохновского в источниках XVIII-XIX вв. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016. № 8. С. 187-190.

30 Сиренов А. В. Степенная книга и русская историческая мысль XVI-XVIII вв. М.; СПб., 2010. С. 232-235.

О&Т^--—-"^З^0"

- это очень условная эпоха. Тенденция к почитанию прежде всего русских святых, а впоследствии - прежде всего местных святых и икон, к которым можно дойти и помолиться, прослеживается значительно раньше. Источники недвусмысленно свидетельствуют о том, что с середины XVI в. памяти русских святых все чаще и больше проникают в месяцесловы богослужебных книг. Месяцесловы эти могут отличаться, и вносимые памяти далеко не всегда имеют отношение к канонизированным святым.31 Этот процесс активизировался в послесмутное время, особенно в 1620-1640-х гг. С одной стороны, в годы интервенции и гражданской войны было уничтожено множество храмов и хранившихся в них книг, в том числе житий и «тетрадок» с чудесами, существовавших в единственном списке. Составленные в XVII в. жития и сказания нередко сообщают о таких утратах. Если историческая информация в большинстве случаев таким образом утрачивалась, то традиция почитания могла возродиться в новых формах. Светская и церковная власти на протяжении достаточно длительного периода всячески поощряла прославление русских святых и проявляла большой интерес к обретению новых списков чудотворных икон. В 1620-е - 1640-е гг. процесс внесения в месяцесловы памятей местных святых приобрел значительные масштабы. Был создан ряд святцев, содержащих многочисленные, а иногда и уникальные известия о местночтимых русских святых (примерами могут послужить рукописи РНБ, Кирилло-Белозерское собр., № 516/773, собр. Погодина, № 637, Месяцеслов Симона Азарьина РГБ. МДА № 201 и 203 и многие другие). В целом святцы, содержащие обильные памяти русских святых, - явление прежде всего XVII в.

Для распространения почитания русских святых особое значение имели и новые тенденции в книгопечатании, и прежде всего - выпуск печатных книг с обновленными месяцесловами. Данные о почитавшихся уже в течение некоторого времени святых вошли в ряд печатных изданий - прежде всего в Святцы 1646 и 1648 гг., в Пролог 1642/43, и особенно 1662 года издания.

Таким образом, XVII в. сыграл особую роль в истории русской святости. Прежде всего XVII век стал веком накопления и сохранения сведений о святынях предшествующих столетий.32 Одним из итогов «взыскания святости» стало появление нового типа святого - приверженца старой веры, о котором мы здесь специально говорить не будем.

31 Это демонстрирует, например, помещение в месяцеслове Тропарника при Псалтири с восследованием сер. XVI в. памяти Анурия (Ианнуария) Соловецкого, почитаемого как ученик Зосимы Соловецкого. Память его встречается и в более поздних святцах, однако данных об установлении празднования и о почитании преподобного в более позднее время, в том числе XIX в., не сохранилось (см.: Андрущенко Е. Н., Андрущенко Н. А., Мошко-ва Л. В. Ианнуарий // ПЭ. М., 2009. Т. 20. С. 582).

32 Конечно, прежде всего это относится к период патриаршества Филарета, Иоасафа I и Иосифа. Вторая четверть XVII в. была названа С. А. Зеньковским «апофеозом русского православия» (Зеньковский С. А. Русское старообрядчество: Духовные движения семнадцатого века. М., 1995. С. 179).

оО

Источники и литература

Романова А. А.

1. Андрущенко Е. Н, Андрущенко Н. А., Мошкова Л. В. Ианнуарий // ПЭ. М., 2009. Т. 20. С. 582.

2. Андрущенко Н. А., Андрущенко Е. Н, Чумичева О. В. Герман // ПЭ. М., 2006. Т. 11. С, 214-219.

3. Верный месяцеслов всех русских святых прославленных с 1072 по 1918 годы. М., 2015.

4. Верный месяцеслов всех русских святых, чтимых молебнами и торжественными литургиями общецерковно и местно, составленный по донесениям Святейшему Синоду преосвященных всех епархий в 1901-1902 годах. М., 1903.

5. Голубинский Е. Е. История канонизации святых в русской церкви. Изд. 2.М., 1903.

6. Дамаскин (Орловский), игум. Святые, чтимые молебнами и торжественными литургиями: Порядок канонизации святых в русской православной церкви // Журнал Московской патриархии. 2015. № 7. С. 34-397. Дорофеева К. В. Житие преподобного Авраамия Галичского // Вестник церковной истории. 2011. № 3-4. С. 5-55.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Дубровин Г. Е. Легенды о братьях Алфановых // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2006. № 3. С. 35-47.

9. Жития Игнатия Вологодского, Игнатия Ломского, Герасима Вологодского и Кассиана Угличского / Под ред. А. С. Герда. СПб., 2008. С. 27-33, 95-114.

10. Зеньковский С. А. Русское старообрядчество: Духовные движения семнадцатого века. М., 1995.

11. Исидорова З. Н, Рыжова Е. А. Варлаам Важский // ПЭ. М., 2003. Т. 6. С. 611-613.

12. Каган М. Д. Варлаам II // Словарь книжников и книжности Древней Руси. СПб., 1992. Вып. 3, ч. 1. С. 154-156.

13. Кучкин ВА, Епифанов ИА. Анна Кашинская // ПЭ. М., 2000. Т. 2. С. 461-463.

14. Мороз А. Б. Святые Русского Севера. М., 2009.

15. Морозова Л. Е. Святые - нравственный идеал народа на переломных этапах русской истории // Проблема святых и святости в истории России: Материалы XX Международного семинара исторических исследований «От Рима к Третьему Риму» 2000 г. М., 2006. С. 208-216.

16. Назаренко А. В. Василий // ПЭ. М., 2004. Т. 7. С. 28-30.

17. Назаренко А. В., Романенко Е. В. Владимир и Агриппина // ПЭ. М., 2004. Т. 8. С. 722-724.

18. Определение Священнаго Собора Православной Российской Церкви о порядке прославления святых к местному почитанию 21 августа (3 сентября) 1918 года // Священный Собор Православной Российской Церкви. Собрание определений и постановлений. М., 1918. Вып. 4. С. 24-25 (электронный ресурс, режим доступа: https://www.sedmitza.ru/lib/text/887226/)

19. Прохоров Г. М. «Некогда не народ, а ныне народ Божий.». Древняя Русь как историко-культурный феномен. СПб., 2010.

20. Прохоров Г. М. Святые в истории Руси X-XVШ вв. // ТОДРЛ. СПб., 2003. Т. 54. С. 78-98.

О&Т^--—-"^З^0"

21. Романова А. А. Житие Феоктиста, архиепископа Новгородского // Словарь книжников и книжности Древней Руси. СПб., 2004. Вып. 3, ч. 4. / Под ред. Д. М. Буланина. С. 414-416

22. Романова А. А. К хронологии Жития Варнавы Ветлужского // Грани русского средневековья: Сб. ст. к 90-летию Ю. Г. Алексеева. М., 2016. С. 181-192

23. Романова А. А. Несколько наблюдений о почитании «недоведомых святых» в России // Круги времен: Исследования, посвящения и воспоминания. В память Е. К. Ромодановской. М.: Индрик, 2015. Т. 2. С. 323-330.

24. Романова А. А. Почитание св. Антония Леохновского в источниках XVIII-XIX вв. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016. № 8. С. 187-190.

25. Романова А. А. Рукописная традиция Сказания «о явлении мощей братьев Алфановых» // Рукописная книга Древней Руси и славянских стран: от ко-дикологии к текстологии. СПб., 2004. С. 95-103

26. Романова А. А. Смута и развитие русской агиографии // 1612 и 1812 годы как ключевые этапы в формировании национального исторического сознания. Сб. науч. тр. [Материалы Всероссийского круглого стола 21 ноября 2012 г.] (Сборники Президентской библиотеки). СПб., 2013. С. 54-5927. Ромодановская Е. К. «Святой из гробницы»: О некоторых особенностях сибирской и севернорусской агиографии // Русская агиография: исследования, публикации, полемика. СПб., 2005. С. 143-159.

28. Сиренов А. В. Глеб Андреевич // ПЭ. М., 2006. Т. 11. С. 565-565.

29. Сиренов А. В. Житие Андрея Боголюбского и литературная традиция в Бо-голюбовском монастыре в XVШ-XIX вв. // «Хвалам достойный.»: Андрей Боголюбский в русской истории и культуре. Международная науч. конф. (Владимир, 5-6 июля 2011 г.). Сб. ст. Владимир: ГВСМЗ, 2013. С. 5-11.

30. Сиренов А. В. Степенная книга и русская историческая мысль XVI-XVIII вв. М.; СПб., 2010. С. 232-235.

31. Сказание о чудесах от мощей усть-вымских чудотворцев, Пермских епископов Герасима, Питирима и Ионы / Подг. текста А. Н. Власова, Н. А. Петренко // История Пермской епархии в памятниках письменности и устной прозы. Сыктывкар, 1996. С. 76-92.

32. Федотов Г. П. Русские святые. М., 1990.

33. Шмеман А., прот. Исторический путь православия. М., 1993 (с изд. Нью-Йорк, 1954).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.