Формальдегид, эпихлоргидрин, дибутилфталат и хлорорганические соединения при 8—9-кратном воздухообмене в тропических зонах Индийского (температура 30—35°, влажность 48—62%) и Атлантического океанов (тем-• пература 22—23°, влажность 56—76%), как правило, не обнаруживаются.
Метил мета к р ил ат выявляется в очень малом количестве (в 10—20 раз ниже ПДК). В отдельных случаях количество эпихлоргидрина было в 5—6 раз ниже ПДК.
Увеличение продолжительности испытаний до 14 суток привело к накоплению летучих выделений в объеме воздуха опытного помещения. Полученные в условиях плавайия в зонах тропического климата результаты санитарно-химических исследований выделений летучих веществ из судовой мебели, для изготовления которой используется пластмасса ЛКФ-2, свидетельствуют о том, что такая мебель может быть использована для оборудования жилых и служебных вентилируемых помещений судов с крат-9 ностью не менее 1 обмена в час при насыщенности материала 10,8 кг/м3
без вреда для здоровья членов экипажей.
ЛИТЕРАТУРА. Двоскин Я. Г., Вольский Э. В., Харитонова А. А. и др. В кн.: Актуальные вопросы здравоохранения на водном транспорте (Материалы Юбилейной научно-практической конференции). Киев, 1970, с. 60. — Во ль-ский Э. В., Харитонова А. А. Гиг. и сан., 1970, № 1, с. 88.
Поступила 4/У 1972 г.
DISCHARGE OF VOLATILE SUBSTANCES BY PLASTIC FURNITURE ON BOATS
E. V. Volsky, V. V. Tsarinnikov, V. D. Bartenev , V. V. Naletov
The paper deals with results of sanitary-hygienic investigations of volatile substances discharged by boat furniture made of plastics J7KO-2. This furniture may be used both in living and service quarters on condition of proper airing of premises (single volume air exchange an hour) and the extent of filling of a room with plastics within the ratio of 10.8 kg/m3.
УДК 613.63:620.197.7
Канд. мед. наук В. В. Паустовская, Г. П. Рожковская, проф.
\М. Б. Раппопорт , канд. биол. наук И. А. Анина, канд. мед. наук Г. А. Пастернак
К ВОПРОСУ О БИОЛОГИЧЕСКОМ ДЕЙСТВИИ КАРБОНАТА 4,4'-ДИАМИНОДИЦИКЛОГЕКСИЛМЕТАНА И ОКТАДЕЦИЛАМИНА
Киевский научно-исследовательский институт гигиены труда и профзаболеваний
В последние годы разработана технология применения ряда ингибиторов на основе аминов для защиты металлов от атмосферной коррозии (С. В. Левин и соавт.), в том числе карбоната 4,4'-диаминодициклогексил-~ метана (ингибитор В-30) и октадициламина (ОДА). Ингибитор В-30 [СН2)СвН10ЫНг)2-СО2] представляет собой мелкокристаллический порошок белого цвета с молекулярным весом 254,4 и температурой плавления 133—158°; рН 10,5, растворимость его в воде 0,03%, ацетоне 0,04%, спирте 0,05% и бензоле 0,06%; под действием соляной кислоты он разлагается на углекислоту и диамин; ингибитор В-30 предназначен для производства антикоррозийной бумаги. Октадециламин [СН3 (CH2)17NH2] представляет собой воскообразную массу коричнево-серого цвета, его средний молекулярный вес не выше 340, температура застывания 35—50°, он получается путем гидрирования стеарина II сорта, применяется под названием ЛО (лаполин с октадециламином 2 : 1) в виде 2% раствора в веретенном масле. Сведения о токсичности ингибитора В-30 отсутствуют. О. Я. Батманова указывает, что ОДА безвреден для мышей и кроликов при однократном воздействии в дозах 100 и 200 мг!кг. Длительное введение препарата в желу-
дочно-кншечный тракт в количестве 1,1 и 11 мг/кг приводит к снижению количества гемоглобина в крови.
Наша цель состояла в установлении параметров токсичности, выяснении способности обоих соединений к накоплению в организме их кожно- • резорбтивного действия, а также в разработке гигиенических рекомендаций при работе с ингибиторами В-30 и ОДА.
Экспериментальные исследования проведены на 60 белых мышах, 234 белых крысах, 21 морской свинке и 11 кроликах. Ввиду того что В-30 под действием соляной кислоты разлагается на углекислоту и диамин, мы избрали парентеральный путь воздействия: препарат вводили животным под кожу и в брюшную полость, ОДА— в желудок. Препараты наносили также на кожу морских свинок, крыс (2x2 см) и кроликов (4x5 см) в виде водно-масляной эмульсии (растворитель ОП-7) и в конъюнктивальный мешок кролика в химически чистом виде. Кумулятивные свойства определяли при действии ингибиторов в дробных дозах, составляющих 1/10 и 9 1/ао ЬО50. Таким образом, соответственно ингибитор В-30 введен в количестве 3750 мг/кг (I серия) и 2500 мг/кг (II серия), ОДА— в количестве от 479 до 7664 мг/кг (III серия) и от 1436 до 4548,6 мг/кг (IV серия). В каждой серии опыта данные о 10 животных обрабатывали статистически (П. П. Толоконцев).
У всех крыс учитывали внешний вид, поведение и отношение к пище, обращали внимание на частоту и глубину дыхания, регистрировали динамику веса. Изучали состояние периферической крови (количество эритроцитов и лейкоцитов, число ретикулоцитов, процентное содержание гемоглобина). Оценивали водовыделительную функцию почек по количеству мочи, выделенной за сутки, а также по диурезу с функциональной нагрузкой водой и кофеином (Н. И. Шуйская и К. М.'Карамзина), азотовыдели-тельную — по количеству мочевины в крови и моче (метод Рашкована в модификации С. Г. Гасанова) и солевыделительную — по количеству ио- •
нов С1 в крови и моче (метод Шельса в модификации Нейтельсона — И. Тодорова). Удельный вес мочи измеряли рефрактометрически. Исследование мочи на наличие белка проводили по колориметрическому методу Лоури. О функциональном состоянии печени судили по активности аспартат-аминотрансферазы (метод Пасхиной), альдолазы (метод Брунса в модификации В. И. Товарницкого и 3. Н. Волуйской), по количеству общего белка (рефрактометрически) и соотношению белковых фракций сыворотки крови (метод микроэлектрофореза на микроэлектрофорезметре, сконструированном в экспериментальных мастерских Института физиологии АН УССР). У погибших и забитых животных наблюдали патоморфологические изменения в головном мозге, легких, печени, почках, селезенке и сердце. Гистологические срезы окрашивали гематоксилин-эозином, а нервную ткань — тионином по Нисслю для выявления хроматофильного вещества.
Параметры острой токсичности рассчитывали пробит-анализом с использованием метода наименьших квадратов по Прозоровскому (1962). Ф
Достоверность результатов, полученных в хроническом эксперименте, определяли по критерию 1 Стьюдента—Фишера (М. Л. Беленький). Использовали ряд непараметрических критериев (К- В. Дашков и М. Я. Поляков).
Установлено, что при подкожном введении В-30 его ЬО50 для крыс равна 500 (420-=-595) мг/кг, максимально переносимая доза — 250 мг/кг, ЬО 99 — 750 мг/кг, а при введении в брюшную полость соответственно 244,5 (1634-316,7), 50 и 500 мг/кг. При введении в желудок ОДА его ЬЭ60 для крыс и мышей составила 2395 (17234-3323) и 3000 (23444-3840) мг/кг, максимально переносимая доза — 500 мг/кг и ьЬ9в—4000 и 6000 мг/кг. В-30 при однократном парентеральном воздействии в соответствии с классификацией С. Д. Заугольникова и соавт. относится к сильно токсичным соединениям (класс II16), ОДА при введении в желудок— к умеренно токсичным веществам. В остром опыте ингибиторы вызывают поражение центральной •
нервной системы, проявляющееся либо возбуждением (при введении В-30), либо угнетением (ОДА). Морфологически наблюдались выраженные гемо-динамические нарушения в головном мозге и паренхиматозных органах.
Коэффициенты кумуляции, рассчитанные по методу Ю. С. Кагана и В. В. Станкевича, составили для В-30 4,06 и 3,00, для ОДА — 1,97 и 1,54. Под воздействием ОДА гибель животных наступала в более ранние сроки (со 2-х суток при г/10 ЬО50 и с 10-х суток при 72о ЬО50), а при воздействии В-30 — с 6-й недели от начала опытов. Ингибиторы вызывают статистически достоверную задержку прироста веса тела: В-30 — с 3-й недели (доза 1/10 ЬО50) и ОДА — с 4-й недели (доза Уго ЬО50) и в последующие сроки эксперимента.
Длительное воздействие препаратов в больших дозах приводило к раздражению органов кроветворения, что проявлялось в повышении количества эритроцитов в крови на 2-й, 9-й и 17-й неделях под влиянием В-30 и на 2-й недели при введении ОДА, а также в значительном увеличении числа ретикулоцитов. Изменения уровня гемоглобина были неоднонаправленными. Так, под воздействием ОДА в дозе Ч10 ЬО50 на 2-й и 4-й неделях он повышался (в опыте 76,1 и 100,1 ед. Сали, в контроле 74,1 и 85,7 ед. Сали), а при введении В-30 на 10-й и 12-й неделях снижался (в опыте 81,1 ±0,89 и 67,5±2,9 ед. Сали, в контроле 87,8±2 и 78,4±3,8 ед. Сали).
Многократное подкожное введение В-30 приводило к достоверному увеличению активности альдолазы и аспартатаминотрансферазы. Так, доза 1/20 ЬО50 привела к повышению активности этих ферментов в сыворотке крови соответственно на 49 и 42%, под действием ОДА в той же дозе активность альдолазы достоверно снижалась на 37%, а активность аспартатаминотрансферазы и щелочной фосфатазы практически не изменялась.
Данные литературы свидетельствуют о том, что алифатические амины нарушают функциональное состояние печени (Н. К. КукЛина и соавт.; Е. А. Асташонок и Г. А. Минин; Н. Г. Демешкевич). Как показали наши исследования, при действии обоих препаратов в большей или меньшей степени нарушается ферментная активность печени. При интоксикации В-30 возрастает активность альдолазы и аспартатаминотрансферазы, что можно связать с нарушением паренхимы согласно современным представлениям об активности сывороточных ферментов, синтезируемых в печени. При воздействии ОДА в конце 4-месячного опыта выявлено снижение активности альдолазы. Однако для оценки изменений этого фермента следует указать на то, что при разных поражениях печени и на разных стадиях его изменения могут быть разнонаправленны. В. И. Товарницкий и Е. Н. Во-луйская отмечают наиболее резкие сдвиги при эпидемическом гепатите в первые 10 дней болезни. М. Д. Подильчак наблюдал разную активность альдолазы при вирусном гепатите и механической желтухе, хотя и в том и в другом случае происходит поражение печени. Тот же автор сообщает, что в случае хронического гепатита активность альдолазы снижается (на 19%).
Содержание белка и соотношение белковой фракции сыворотки крови подопытных животных при действии В-30 не отличались от данных контро-роля. У подопытных животных по сравнению с контрольными выявились некоторые сдвиги функционального состояния почек. Регистрировались тенденции к нарушению водовыделительной функции почек; В-30 в дозах 1/10 и 1/20 ЬЭ50 вызывал сдвиги в спонтанном диурезе и диурезе при водно-кофеиновой нагрузке, носящие фазовый характер. Так, на 6-й неделе обнаружилась тенденция к полиурии, на 10-й — к олигурии (1/10 ьЬ50). Доза 7го 1-О50 вызывалаю тенденци к полиурии на 13-й неделе. К концу эксперимента водовыделительная функция почек у подопытных животных не отличалась от контрольных. Под действием ОДА (7го 1-ОБ0) на 2-й неделе наблюдалась олигурия при водно-кофеиновой нагрузке (в опыте 1,6 мл, в контроле 6,6 мл\ Я<0,01). Ингибиторы снижали количество хлоридов в крови и моче, однако разница по сравнению с контролем не была статистически достоверной. К концу эксперимента в центральной нервной систе-
2 Гигиена и санитария № II
33
ме и паренхиматозных органах развивалась дистрофия клеток (особенно выраженная в печени и почках), а также регистрировались умеренно выраженные гемодинамические нарушения.
Исследования показали, что ингибиторы обладают местным и общере-зорбтивным действием при нанесении на кожу крыс, морских свинок № кроликов. Однократные аппликации В-30 в дозах 1000 и 100 мг/кг вызывали у крыс развитие воспалительных процессов (отек, гиперемия, утолщение кожи, потеря эластичности, образование корок и изъязвлений) с последующим возникновением рубцов на коже. ОДА в остром опыте (доза 2400 мг/кг для крыс и 500 мг/кг для морских свинок) приводил к появлению' гиперемии. Десятикратные аппликации крысам В-30 (500 мг/кг) и двукратные аппликации ОДА (1000 мг/кг) сопровождались более выраженными местными изменениями, а также клиническими симптомами интоксикации, аналогичными хроническому отравлению этими соединениями при энте-ральном и парентеральном пути воздействия.
При однократных и повторных накожных аппликациях ингибиторов морфологически наряду с местными изменениями в коже (полнокровие дермы, отсутствие эпидермиса, развитие эрозий) в головном мозге и паренхиматозных органах наблюдались гемодинамические изменения и сосудистые нарушения, а также дистрофия клеток печени, почек и мышцы сердца. Степень выраженности патологического процесса зависела от дозы препаратов и экспозиции. Однократное внесение ингибиторов в конъюнкти-вальный мешок кроликов приводило к развитию гнойно-воспалительного-процесса и помутнению роговицы, обратимых при действии В-30, а также-к последующему образованию бельма под влиянием ОДА.
Таким образом, экспериментальные исследования указывают на то,, что ингибиторы В-30 и ОДА, несмотря на различия химической структуры,, обладают некоторыми общими чертами действия на организм. Это проявляется в преимущественном поражении центральной нервной системы, раздражении органов кроветворения, нарушении функции печени и почек, как и при действии НДА, МСДА-П и других ингибиторов атмосферной коррозии металлов (Ю. И. Кундиев и соавт.). Вместе с тем указанные нарушения более выражены под влиянием В-30 по сравнению с ОДА, что, по всей вероятности, можно объяснить наличием в молекуле соединения 2 фенильных радикалов и 2 аминогрупп.
Учитывая результаты экспериментальных исследований 1 и возможность неблагоприятного действия В-30 и ОДА на организм работающих, необходимо в процессе трудовой деятельности строго соблюдать гигиенические мероприятия, изложенные в методических указаниях по вопросам! токсикологии, промышленной санитарии и медицинского обслуживания, рабочих при производстве и применении ингибиторов атмосферной коррозии металлов (1973). В частности, консервация изделий ингибиторами должна производиться при максимальной механизации и автоматизации с герметизацией производственного оборудования. Производственное оборудование следует эксплуатировать лишь при наличии местной вентиляции;, приточно-вытяжную вентиляцию необходимо устроить таким образом, чтобы обеспечивался достаточный воздухообмен и исключалась возможность проникновения паров и аэрозоля ингибиторов в смежные помещения.
Рабочие, занятые на процессах консервации, межоперационной защиты, должны проходить предварительный и периодический (раз в 12 месяцев) медицинские осмотры при участии терапевта и невропатолога, а по показаниям — дерматолога. Из лабораторных исследований следует проводить клинический анализ крови (определение содержания эритроцитов, гемоглобина, РОЭ, лейкоцитов). Ввиду возможности поражения печени и> почек показаны также определение содержания билирубина в крови и
1 К сожалению, авторы ограничились изучением лишь действия на организм высоких, доз ингибиторов, чем сузили возможности гигиенической оценки ингибиторов.
уробилина в моче, анализ мочи. С целью выявления наиболее ранних симптомов неблагоприятного действия на организм В-30 и ОДА целесообразно определять активность аланинаминотрансферазы и других ферментов в сы-
• воротке крови, изменение которых наступает наиболее рано при токсических поражениях печени.
При возникновении дерматитов, обусловленных раздражающим действием ингибиторов, профилактические мероприятия должны быть направлены на защиту кожи кистей и предплечий нанесением перед работой паст «Биологические перчатки», ИЭР-I и «Миколан». Для смягчения сухой кожи после работы рекомендуются ожиряющие смеси, а в качестве моющего средства от производственных загрязнений — мыло ДНС-АК.
ЛИТЕРАТУРА. Асташонок Е. А., Минин Г. А. Здравоохр. Бело» руссин, 1965, M« 9, с. 46. — Беленький М. Л. Элементы количественной оценки фармакологического эффекта. Л., 1963. — Гасанов С. Г. Лабор. дело, 1961, Ni 8—11, % с. 8. — Д е м е ш к е в и ч Н. Г. Гиг. труда, 1964, № 4, с. 60. — 3 а у г о л ь н и -к о в С. Д., Л о й т А. О., Иваницкий А. М. В кн.: Общие вопросы промышленной токсикологии. М., 1967, с. 46. — Каган Ю. С., С т а н к е в и ч В. В. В кн.: Актуальные вопросы гигиены труда, промышленной токсикологии и профессиональной патологии в нефтяной и нефтехимической промышленности. Уфа, 1964, с. 48. — К у к -л и и a H. М. и др. Гиг. и сан., 1969, № 9, с. 18. — К у н д и е в Ю. И., Паустовская В. В., К р а с н ю к Е. П. В кн.: Гигиена труда и профессиональные заболевания (Тезисы научной конференции). Иркутск, 1972, с. 68.—Дашков К. В., Поляков Л. Е. Методические вопросы санитарной и медицинской статистики. М., 1965. — По д и л ь ч а к М. Д. Врач, дело, 1965, № 4, с. 15. — Товарницкий В. И. В кн.: Современные методы в биохимии. М., 1964, т. 1, с. 303. — Тодоров Й. Клинические лабораторные исследования в педиатрии. София, 1966. — Толоконцев H.A. В кн.: Гигиена применения, токсикология пестицидов иклиника отравлений. Киев, 1968, е. 6, с. 839. — Шумская Н. И., Кар амзина К. М. В кн.: Токсикология новых промышленных химических веществ. М., 1966, в. 8, с. 14.
Поступила 6/Vr 1972 г.
• ON THE BIOLOGICAL ACTION OF CARBONATE 4,4'-DIAMINODICYCLOHEXYLMETHANE AND OCTADECYLAMINE
V. V. Paustovskaya, G. P. Rozhkovskaya, M. B. Rappoport, /. A. Anina, G. A. Pasternak
Experimental investigations performed showed the inhibitor B-30 to be a highly toxic compound and the inhibitor ODA to be a moderately toxic substance. The inhibitors have a cumulative property and their prolonged action in high concentrations is accompanied by pronounced disturbances of body functions. B-30 and ODA cause local irritation and general re-sorptive effect in case of their application on the skin. Certain hygienic measures are suggested for work with inhibitors.
УДК 612.766.1+613.6]:674.02-053
H. H. Кузнецова
ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРУДА СТАНОЧНИКОВ-ДЕРЕВООБРАБОТЧИКОВ РАЗЛИЧНОГО ВОЗРАСТА
^ Институт геронтологии АМН СССР, Киев
Современные демографические процессы в СССР, как и в большинстве экономически развитых стран, характеризуются увеличением доли пожилых людей в общей численности населения. Отмечается постарение и части населения трудноспособных возрастов. В связи с этим назрела необходимость накопления физнолого-гигиенических данных, которые позволили бы разработать критерии оптимизации трудовой деятельности стареющего населения, возможно дольше сохранить его здоровье и работоспособность, широко использовать свойственный ему богатый жизненный и профессиональный опыт.
Мы изучали особенности функционального состояния организма рабочих различного возраста, занятых в сфере физического труда, при одинаковом комплексе профессионально-производственной обстановки. Исследо-Ь ванию подвергли группу станочников мебельного производства, трудовая
2»
35