Научная статья на тему 'МАТЕРИАЛЫ К ГИГИЕНИЧЕСКОМУ НОРМИРОВАНИЮ НИТРИТА ДИЦИКЛОГЕКСИЛАМИНА В ВОЗДУХЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПОМЕЩЕНИЙ'

МАТЕРИАЛЫ К ГИГИЕНИЧЕСКОМУ НОРМИРОВАНИЮ НИТРИТА ДИЦИКЛОГЕКСИЛАМИНА В ВОЗДУХЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПОМЕЩЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
35
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUBSTANTIATION OF HYGIENIC STANDARD FOR DICYCLOHEXYLAMINE NITRITE IN THE AIR OR INDUSTRIAL PREMISES

Dicyclohexylaminnitrite (DAN) is an inhibitor of the atmospheric corrosion of ferrous metals and belongs to a class of aminocyclic compounds. On intragastric introduction. LD50 of this compound for mice amounts to 80 mg/kg and for rats 325 mg/kg; no local irritating effect was noted. Repeated inhalation of DAN in the form of vapours at a concentration of 0.009, 0.004 and 0.002 mg/l produces no signs of intoxication. The maximum permissible concentration of DAN in the air of the working zone is recommended to be at a level of 0.001 mg/l.

Текст научной работы на тему «МАТЕРИАЛЫ К ГИГИЕНИЧЕСКОМУ НОРМИРОВАНИЮ НИТРИТА ДИЦИКЛОГЕКСИЛАМИНА В ВОЗДУХЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПОМЕЩЕНИЙ»

ЛИТЕРАТУРА

Кошкин В. Г., Ларкина В. На стройках России, 1962, № 11, стр. 6.— Криволуцкий И. Е., Каледин цев В. А. Наливные полы. М., 1962.—Ч е к у-н о в а М. П. В кн.: Труды научной сессии Ленинградск. ин-та гигиены труда и профессиональных заболеваний, посвящ. итогам работы за 1955 г. Л., 1958, стр. 224.

Поступила 3/VII 1964 г.

SANITARY AND CHEMICAL EVALUATION OF POLYVINYL ACETATE SEAMLESS

FLOORS WITH ADDITION OF CARBAMIDE RESINS

A. N. Bokov, S. Ya. Fedorchyuck, V. A. Prokopenko j

For a long period of time the authors examined the air in the rooms of a day nursery and kindergarten for harmful substances and attempted to determine certain factors influencing the intensity of their emittence by synthetic floor coating. The air of all the rooms contained formaldehyde at concentrations starting from traces up to those exceeding the maximal permissible ones for the atmosphere. The formaldehyde content of the air depended on the room ventilation regimen, the air temperature and the period of house exploitation. Methanol was detected in insignificant amounts. No vinyl acetate, acetic acid or dibutyl phthalate were discovered. The paper suggests the possible places, where the material could be used and the means of improvement of its hygienic properties.

УДК 613.155.3 : 613.634

А 9

МАТЕРИАЛЫ К ГИГИЕНИЧЕСКОМУ НОРМИРОВАНИЮ НИТРИТА ДИЦИКЛОГЕКСИЛАМИНА В ВОЗДУХЕ

ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПОМЕЩЕНИЙ

Канд. мед. наук Н. К. Стацек

Киевский научно-исследовательский институт гигиены труда и профзаболеваний

Нитрит дициклогексиламина (НДА) —эффективный препарат для защиты от атмосферной коррозии таких металлов, как сталь, алюминий, никель и монельметалл, — относится к классу полициклических аминосоединений. Химическая стойкость и относительно малая летучесть, незначительная растворимость в воде и большая эффективность при защите металла от ржавчины способствовали использованию этого вещества в качестве ингибитора коррозии во многих отраслях промышленности.

НДА применяют в виде водно-спиртовых растворов, распыляя их на поверхности деталей, окуная в них изделия и пропитывая ими оберточную бумагу для создания защитной пленки на поверхности изделий. Ингибитор НДА испытывался более чем на 100 предприятиях и показал хорошие защитные свойства при складском хранении деталей в течение 1 —10 лет.

Структурная формула НДА:

О

/

СН

N

О

2

сн2 нс/чсн.

Но с

н,с

СН

N

СН

Н н

НоС

СН

СН

СН

3

35

Синтез НДА осуществляется в 2 стадиях: на 1-й из них-получают дициклогексиламин гидрированием дифенила или анилина под давлением, на 2-й стадии из дициклогексиламина и нитрита натрия получают НДА.

Он представляет собой кристаллическое вещество белого цвета со слабым запахом. Температура его плавления 162—178°, молекулярный вес 228,3. Упругость паров при 20° 0,0001 мм рт. ст. Растворимость НДА при 25° в воде 3,9%, в этиловом спирте 9,2%.

В литературе имеются данные о токсичности НДА для животных (Г. Б. Плисс; Кге]саг и соавторы) и человека (К. А. Лопухова). Основное внимание авторы уделяют изучению острой токсичности вещества; сведения о свойствах его при длительном поступлении в организм через дыхательные пути и кожные покровы не приводятся; рекомендаций о предельно допустимом содержании НДА в воздухе не дается.

В связи с широким внедрением НДА в промышленность возникает необходимость в токсикологическом исследовании препарата для решения вопроса о возможности его применения и гигиеническом нормировании в воздухе. Это и явилось целью исследований, проведенных нами. Были изучены токсические свойства НДА при введении его через желудочно-кишечный тракт, нанесении вещества на кожные покровы и слизистые оболочки и поступлении его через дыхательные пути в однократных и хронических опытах. Опыты проведены на 250 животных.

Полученные данные мы подвергли обработке методом вариационной статистики: ЬОб0 вычисляли по методу Миллера и Тейнтера.

Установлено, что ЬОб0 НДА и его доверительные границы в опытах на мышах составляют 80 мг/кг (61—99), на крысах—325 мг/кг (233—417); минимальная токсическая доза для мышей равна 40 мг/кг, для крыс—100 мг/кг; иными словами, препарат обладает сравнительно узкой зоной токсического действия, причем мыши оказались более чувствительными, чем крысы.

Симптомы отравления НДА указывают на поражение функции различных отделов нервной системы. После введения препарата в токсических и смертельных дозах у животных учащается дыхание, они становятся малоподвижными, у них появляются дискоординирован-ность движений, судорожные подергивания. При дальнейшем развитии интоксикации возникают приступы клонических судорог, резко затрудняется дыхание, животные занимают боковое положение.

Для выяснения общерезорбтивного и местного действия НДА мы наносили препарат в виде масляной суспензии на участок кожи крыс и кроликов, с которого предварительно удаляли покров шерсти. При однократной аппликации препарата в дозе 1500—2000 мг/кг у крыс наблюдается угнетение общего состояния; других признаков токсического действия нет. При ежедневной (в течение 30 дней) аппликации препарата кроликам в 40% эмульсии в дозе 100 мг/кг в первые дни возникает гиперемия; в поведении животных нет признаков токсического действия. Действие НДА мы изучали также, окуная хвост мышей в 10 и 2% водно-спиртовой раствор в течение 6 дней с ежедневной 2-часовой экспозицией. У мышей не отмечено признаков местного и резорбтивного действия препарата.

Кумулятивные свойства НДА изучали в опытах на крысах и кошках. Препарат при ежедневном в течение 3 месяцев введении его в желудок крыс в 0,1 и 0,2 ЬЭбо не вызывает гибели животных в продолжение всего срока опыта. Суммарно введенные дозы составляли 8,6—17,2 ЬО50 НДА. Через 1/г—Р/2 месяца после начала опыта спустя 1—2 часа после очередного введения препарата у животных наблюдаются признаки токсического действия — учащение дыхания, тремор

конечностей и головы, атаксия. Вес подопытных крыс отстает от веса контрольных животных. Трем кошкам ежедневно в мясном шарике скармливали НДА в дозе 20 мг/кг\ опыт длился 14 дней. Видимых признаков токсического действия и гибели животных не отмечено. Таким образом, НДА обладает слабо выраженными свойствами накопления токсического эффекта при ежедневном введении в 0,1

и 0,2 LDso.

Поступая в организм животных через дыхательные пути в однократных опытах при 4-часовой экспозиции, НДА оказывается малотоксичным веществом. Концентрации порядка 0,03—0,09 мг/л не вызывают у мышей и крыс видимых признаков интоксикации. Более высокие концентрации создать в камере нам не удалось.

В многократных ингаляционных опытах исследовано воздействие на животных НДА 4 средних концентраций: 0,02—0,009, 0,004 и 0,002 мг/л. Опыты I серии длились 30 дней; использовано 3 крысы; концентрации составляли в среднем 0,02 мг/л. Во II серии концентрации колебались от 0,003 до 0,02 мг/л (в среднем 0,009 мг/л); 5 крыс затравляли в течение 3 месяцев. В III и IV серии опытов использовали по 10 крыс и 10 мышей; их подвергали воздействию НДА в концентрациях от 0,001 до 0,008 мг/л (в среднем 0,004 мг/л) и 0,001—0,006 мг/л (в среднем 0,002 мг/л) в течение 4 месяцев. Во всех 4 сериях опытов на протяжении всего срока наблюдения у животных не обнаружено изменений в поведении; вес их не отставал от веса животных контрольной группы.

Изучено также влияние НДА на гематологические показатели в острых и хронических опытах; при этом испытывались минимальные токсические и субтоксические дозы и концентрации. При однократном введении НДА в желудок кошек в дозе 50 мг/кг в 1-й день отмечена заторможенность, пониженная реакция на пищу. На 2-е сутки поведение животных обычное. Данные о гематологических показателях свидетельствуют, что через 1 час после затравки содержание гемоглобина у животных увеличивается на 18—26% (по Сали), метгемоглобин с 0,7—2% до затравки возрастает до 11,8—23,2%; количество эритроцитов у 2 кошек увеличивается на 1,6—2,5 млн. в 1 мм?. Через 3 часа показатели красной крови остаются на том же уровне, что и через 1 час, только у 1 кошки уменьшается содержание метгемоглобина, количество лейкоцитов возрастает в 2—3 раза по сравнению с исходным уровнем. Через 24 часа и на 3-й сутки указанные показатели нормализуются.

Со стороны лейкоцитарной формулы у всех кошек через 1 и 3 часа отмечается увеличение палочко- и сегментоядерных нейтрофилов, уменьшение количества эозинофилов и лимфоцитов; нормализация формулы наблюдается через 1—3 суток.

У крыс, подвергавшихся однократному воздействию НДА в дозах 70 и 150 мг/кг—субтоксической и минимальной токсической, через 1 час после введения образуется от 8,1 до 38,5% метгемоглобина (норма 0±5%). В содержании гемоглобина, количества эритроцитов и лейкоцитов нет достоверных изменений. При ежедневном введении в желудок НДА в дозе 70 мг/кг (0,2 LD50) статистически достоверное уменьшение количества лейкоцитов и увеличение эритроцитов наблюдаются спустя IV2—2 месяца от начала опыта и примерно совпадают с появлением у животных видимых признаков интоксикации. К концу 1-го месяца у крыс обнаруживается метгемоглобинемия (до 10—16% метгемоглобинов); количество ретикулоцитов в этот же период возрастает примерно вдвое по сравнению с тем, каким оно было до опыта.

Однократная 4-часовая экспозиция НДА в концентрации 0,03 мг/л

воздуха вызывает у крыс через 1 час после окончания ингаляции по-

вышение содержания метгемоглобина до 15,4%; через сутки этот показатель возвращается к исходному уровню. Следовательно, указанная концентрация при однократном воздействии может быть принята в качестве пороговой.

При многократном отравлении животных НДА в концентрации 0,004 мг/л через 10 дней от начала эксперимента обнаружено статистически достоверное увеличение содержания гемоглобина; оно сохраняется в течение 5 недель, а затем снижается до исходного уровня. Количество эритроцитов мало изменяется в течение 3 месяцев; значительное понижение его наблюдается лишь на 4-м месяце опыта. Количество лейкоцитов колеблется в довольно широких пределах, но эти изменения статистически недостоверны. Содержание метгемоглобина через 2 недели повышается до 9—12% у 2 крыс из 10. В последующие сроки наблюдения этот показатель изменяется незначительно. При концентрации НДА 0,002 мг/л у животных в течение 4 месяцев не обнаружено достоверных изменений гематологических показателей.

Таким образом, НДА в токсических и субтоксических дозах вызывает изменения гематологических показателей и является слабым метгемоглобинообразователем. При многократном воздействии на животных пороговой концентрацией НДА можно считать 0,004 мг/л, недействующей — 0,002 мг/л.

Мы исследовали у подопытных животных также электрофизиологические показатели — способность нервной системы к суммации под-пороговых импульсов при ежедневном (в течение 3 месяцев) введении в желудок НДА в дозе 70 мг/кг и 4-месячном поступлении этого препарата через дыхательные пути в концентрации 0,004 мг/л. Вычисленные коэффициенты достоверности разности средних величин в опыте и контроле свидетельствуют об отсутствии изменений.

После окончания 3-месячного опыта с введением НДА в желудок крыс в дозе 70 мг/кг была проведена гексеналовая проба. Продолжительность сна считали с момента внутрибрюшинного введения гексена-ла до момента выхода животных из бокового положения после сна. Обнаружено, что длительность сна у подопытной группы животных (М±т) равна 37±5,4, у контрольной группы — 65±4,8; коэффициент достоверности разности средних 3,9. Иначе говоря, полученные данные свидетельствуют о статистически достоверном уменьшении длительности сна у подопытной группы, что может быть объяснено результатом усиления функциональной способности печени разрушать гексенал при длительном воздействии НДА. У крыс, подвергавшихся хроническому ингаляционному воздействию НДА в концентрации 0,004 мг/л, обнаружено увеличение весовых коэффициентов почек (0,84±0,63), надпочечников (0,042±0,0045) и печени (5,25±0,16). Эти изменения отсутствуют при концентрации НДА 0,002 мг/л.

При патоморфологическом исследовании органов животных, погибших и убитых после интоксикации НДА, найдены изменения воспалительного и дистрофического характера. Острая интоксикация токсическими и смертельными дозами НДА приводит к гемодинамическим и сосудистым нарушениям, которые выражаются в умеренном полнокровии, нарушении проницаемости стенок сосудов паренхиматозных органов и мозга, стазах и плазморрагиях.

При многократном воздействии НДА в 0,1 и 0,2 ЬО50 выявляются более выраженные изменения, чем при однократном; сюда следует отнести полнокровие печени и других органов, изменения проницаемости сосудистых стенок почек и белого вещества мозга, отек миокарда, под-слизистого и мышечного слоев желудка и кишечника, периваскулярный отек легких. Дистрофические изменения характеризуются зернистой дистрофией миокарда, почек и печени. Отмечается мелкоочаговая пневмония. /

Выводы-

1. НДА обладает нерезко выраженными кумулятивными и местно-раздражающими свойствами, является слабым метгемоглобинообразс вателем, при длительном поступлении через дыхательные пути в концентрациях 0,009, 0,004 и 0,002 мг/л не вызывает у животных видимых признаков токсического действия.

2. В концентрации 0,004 мг/л НДА вызывает пороговые изменения некоторых гематологических показателей, а в концентрации 0,002 мг/л в течение 4 месяцев не оказывает влияния на состав периферической крови.

3. На основании изложенного можно рекомендовать предельно допустимую концентрацию НДА в воздухе производственных помещений на уровне 0,001 мг/л.

ЛИТЕРАТУРА

Лопухова К. А. Гигиена труда, 1962, № 3, стр. 43.—П л и с с Г. Б. Вопр. онкол., 1958, № 6, стр. 659.—К г е j с а г М., Vojens Zdravot. Listy, 1961, т. 30, стр. 172.

Поступила 3/VIII 1964 г.

SUBSTANTIATION OF HYGIENIC STANDARD FOR DICYCLOHEXYLAMINE

NITRITE IN THE AIR OR INDUSTRIAL PREMISES

N. K. Statsek

Dicyclohexylamin nitrite (DAN) is an inhibitor of the atmospheric corrosion of ferrous metals and belongs to a class of aminocyclic compounds. On intragastric introduction. LD50 of this compound for mice amounts to 80 mg/kg and for rats 325 mg/kg; no local irritating effect was noted. Repeated inhalation of DAN in the form of vapours at a concentration of 0.009, 0.004 and 0.002 mg/l produces no signs of intoxication. The maximum permissible concentration of DAN in the air of the working zone is recommended to be at a level of 0.001 mg/l.

УДК 612.79 : 612.13]-06 : 612.592.1+612.592.1 : [612.79 : 612.13]

РЕАКЦИЯ СОСУДОВ КОЖИ НА ДЛИТЕЛЬНОЕ МЕСТНОЕ ОХЛАЖДЕНИЕ

Проф. Н. И. Бобров

Военно-медицинская ордена Ленина академия им.С. М. Кирова, Ленинград

Имеется ряд исследований, в которых отмечаются изменения в сосудистых реакциях, наступившие в результате приучения организма

к холоду (М. Е. Маршак; Н. И. Бобров; Б. Б. Койранский; Н. И. Лу-каш 1; К. М. Смирнов, и др.). Однако развитие этих изменений в процессе закаливающих процедур до сих пор недостаточно освещено в литературе. Между тем выявление физиологических закономерностей в процессе закаливания может в значительной степени способствовать обоснованию и разработке профилактических мероприятий против неблагоприятного действия холода на отдельные участки тела. Учитывая это обстоятельство, мы и предприняли настоящее исследование.

Были взяты под наблюдение 2 группы мужчин в возрасте 20—24 лет; в 1-й группе—14 человек, во 2-й — 5. У 1-й группы испытуемых подвергали охлаж-

1 Кандидатская диссертация, 1952.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.