Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ МУЗЫКАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ НА ОСНОВЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА'

К ВОПРОСУ МУЗЫКАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ НА ОСНОВЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
19
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / МУЗЫКАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Анна Андреевна, Шувалова Дина Валерьевна

Обосновывая деятельностный подход к обучению детей в музыкальной школе, авторы описывают обучающую игру «Музыкальный режиссер», учебная цель которой - воспитание интереса к музыке через тщательное прослушивание музыки и глубокое погружение в ее образно-эмоциональное содержание. Эта цель достигается благодаря формированию привлекательного для детей мотива (создание фильма) и опоре на творческие установки при его реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванова Анна Андреевна, Шувалова Дина Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO A QUESTION OF MUSICAL-ART DEVELOPMENT OF CHILDREN ON A BASIS OF THE ACTIVITY APPROACH

To a question of musical-art development of children on a basis of the activity approach (by Ivanova A.A., Shuvalova D.V.). Proving the activity approach to training children at music school, authors describe training game, The Musical Director, which the educational purpose - upbringing of children's interest to music by means of careful listening of music and deep immersing in its emotional contents - is solved due to formation of attractive motive (creation of film) and a support on creative purposes during its realization.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ МУЗЫКАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ НА ОСНОВЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА»

Литература

1. Пискунова Е.В. Подготовка педагогов: как оценивать качество //Оценка качества освоения педагогических дисциплин в контексте аттестации вуза. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2008.

2. Перевод итоговой брошюры по международному проекту «Настройка образовательных структур в Европе - вклад университетов в Болонский процес» (An Introduction to Tuning Educational Structures in Europe Universities' contribution to the Bologna Process, 2007) представлен на сайте российского проекта http: //www .iori.hse. ru/tuning/analytical. shtm.

© 2009 г. Иванова А.А., Шувалова Д.В.

К ВОПРОСУ МУЗЫКАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ НА ОСНОВЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

Обосновывая деятельностный подход к обучению детей в музыкальной школе, авторы описывают обучающую игру «Музыкальный режиссер», учебная цель которой - воспитание интереса к музыке через тщательное прослушивание музыки и глубокое погружение в ее образно-эмоциональное содержание. Эта цель достигается благодаря формированию привлекательного для детей мотива (создание фильма) и опоре на творческие установки при его реализации.

Ключевые слова: деятельностный подход, музыкально-художественное развитие детей, метод игры, ДМШ.

Музыкальное развитие ребенка является неотъемлемой частью учебно -воспитательного процесса. Музыка есть вид искусства, необходимый для умственного эмоционального, психологического становления личности, в сильнейшей степени активизирующий творческий потенциал. В то же время музыкальные занятия способствуют концентрации внимания, формированию социально полезных свойств характера [5]. Поэтому можно полностью согласиться с В.А.Сухомлинским: «музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека» [4, 176].

Активная роль в этом принадлежит общеобразовательным и музыкальным школам, кружкам в детских клубах, отделениям дополнительного образования при музыкальных училищах и консерваториях. Там часто организуются концерты, культурно-массовые мероприятия для повышения образовательного и эстетического уровня детей.

Тем не менее, проблемы музыкального воспитания детей очень далеки от решения. Более того, можно утверждать, что музыкальное образование сегодня находится в критическом состоянии [6]. Причин этому много. Одна из них - слабое внедрение творческой составляющей в учебный процесс. Это проявляется в том, что педагог музыки стремится дать ребенку как можно больше знаний, в ущерб эмоционально-содержательному погружению в мир звучащей музыки. Часто, из-за дефицита времени, он не ставит перед собой цель заинтересовать, научить ребенка слушать и слышать, понимать ее суть, эмоциональную сторону.

С другой стороны, проблемы возникают из-за недостаточной эффективности программы Д.Кабалевского, принятой в качестве базовой для уроков музыки в общеобразовательных школах. Созданная в 70-х годах прошлого столетия, в наше время она перестала отвечать жизненным реалиям. Ее основная цель - «ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всем богатстве

ее форм и жанров, иначе говоря, воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть всей их духовной культуры» [4, 5]. Но «музыкальная культура человека - явление многокомпонентное,... она является синтезом свойств личности, проявляющимся в интересе к музыке, в музыкально-эстетических критериях (музыкальный вкус), в музыкальных знаниях, умениях, в способности понимать, чувствовать, переживать и критически оценивать музыку» [1, 23]. Разве можно воспитать в детях музыкальную культуру за 45 минут в неделю в течение 8 лет обучения?

Кризисные явления наблюдается и в музыкальных школах. Обучение в ДМШ традиционно шло в двух направлениях: общее художественно-эстетическое развитие и подготовка наиболее способных учеников к дальнейшей профессиональной музыкальной деятельности. Но реально упор делается на втором, причем без учета способностей, желаний и стремлений большинства учеников. Как правило, ребенок на занятиях в ДМШ сталкивается с тем, что учитель, чаще всего, озабочен обучением музыкальному исполнительству, причем выдвигаемые технологические требования столь высоки, что исчезает возможность познать удивительный мир музыки. Более того, чрезмерная трудность заданий отбивает желание заниматься музыкой вообще.

Исправить сложившееся положение вряд ли возможно в одночасье. Нужна продуманная работа по реформированию всей системы музыкального образования, учитывающая реалии сегодняшнего дня, нацеленная на познание тех изменений, с которыми столкнулось общество в последние годы.

Но необходимость глобальной перестройки музыкального образования не исключает локального усовершенствования методов преподавания, поиска новых возможностей эффективной работы. Одна из них может быть реализована с помощью деятельностного подхода. В психологии под ним понимается «совокупность теоретико-методологических и конкретно-эмпирических исследований, в которых психика и сознание, их развитие и формирование изучаются в различных формах предметной деятельности субъекта.» [2, 123-124].

Применительно к образованию, деятельностный подход - это оценка и реализация процесса обучения с позиции теории деятельности, разработанной советскими психологами. Причем, как утверждала Н.Талызина: «Деятельность обучаемых должна быть направлена на предметный мир, на мир человеческих отношений» [3, 78]. Согласно теории А.Леонтьева, деятельность представляется «единицей» жизни и имеет следующую структуру:

Потребность - мотив

Действие - цель

Условия - операции.

Потребность, при возникновении возможности, превращается в мотив, который служит основанием для осуществления деятельности. В ее процессе необходимо предпринимать действия, подчиняющиеся целям, достижение которых приводит к удовлетворению потребности. В свою очередь, действия выполняются с помощью операций. На их содержание влияют условия. Для нас важно то, что существование соответствующего мотива способно не только организовать деятельность, но и сделать ее результативной. Повышают ее и специальным образом применяемые операции. Последние, составляющие часть системы, позволяют включать учебный материал в деятельность, которая напрямую и не связана с мотивом обучения. Как это выглядит в практике музыкальной педагогики?

Одной из первейших и сложнейших задач, стоящих перед любым музыкантом-преподавателем, является воспитание любви к музыке, страстного увлечения ею. Для этого необходим целый комплекс воздействий, одним из которых является прослушивание и осмысление музыкального произведения.

Художественное развитие - долговременный и специфический процесс. Его характерность проявляется в том, что для ребенка он должен обладать «личностным смыслом», а значит притягательностью, желанием общения и познания музыкальных произведений. Можно «заставить» ученика выучить темы, запомнить образный строй

произведения, но нельзя принудить полюбить его, проникнуть в выразительную сущность. При любом проявлении «насилия» ребенок станет рефлекторно «закрываться» от учителя, встреча с прекрасным превратится в передачу информации, которая может быть и усвоится, но никогда не станет частью его личности. Ребенок будет безразличным, а то и проявлять нежелание заниматься музыкой.

Но если пробудить в ребенке интерес к предмету обучения, то он может делать большие успехи, часто даже превосходя самые смелые ожидания преподавателя. Для этого необходимо создать специальные условия. Поможет в этом опора на теорию деятельности.

Для реализации учебной цели проникновения в образно-смысловой строй музыкальных произведений нужно сформировать такую деятельность, которая была бы интересна для детей, а изучение музыкальных произведений стало необходимым условием ее проведения, операцией, с помощью которой достигались цели. Этим условиям удовлетворяет игра «Музыкальный режиссер». Она обладает ярко выраженным творческим содержанием, а значит, привлекательна для детей. Мотивом этой деятельности станет создание видеофильма. Ученикам будет предложен зрительный ряд, который нужно озвучить для придания эмоциональной окраски действию. Чтобы выполнить это задание необходимо прослушать произведения из предложенного списка, оценить их образно-эмоциональный строй, выбрать из нескольких вариантов наиболее подходящий для каждого конкретного случая. Таким образом, прослушивание музыкальных произведений, их образно-смысловая и эмоциональная оценка становятся важнейшим условием выполнения деятельности, связанной с созданием видеофильма и занимают в ней место операций.

Понятно, что, прежде всего, следует освоить довольно простую программу Windows Movie Maker, с помощью которой будет создаваться видеофильм. С этой целью детям можно предложить нетрудное задание. В его основе могут быть фотографии, картинки, которые надо озвучить. Они формируются по теме, эмоционально близкой ребёнку, например тема: «Моя семья». Объяснив детям, как работает программа, вместе с ними создадим небольшой клип.

Далее задания усложняются и потребуют от ребенка уже творческой самостоятельности. В одном случае нужно озвучить определённый сюжет, который им уже дан, добавив музыку из имеющихся нескольких композиций. В другом, предлагается только видеоряд, а право поиска и выбора музыки останется за детьми. Таким образом, заинтересовав детей творческой игрой, мы сформируем мотив: создание видеофильма, в процессе чего будет достигаться и учебная цель (в нашем случае - тщательное прослушивание музыки, глубокое погружение в ее образно-эмоциональное содержание). А творческий элемент обеспечит притягательность этой деятельности, а значит и нужный учебный эффект.

Литература

1. Бороздина О. Музыкальное образование в школе: планы и реальность. - Елец: Муза, 2003.

2. Педагогика. Большая современная энциклопедия. - Минск: Современное слово, 2005. С.123-124.

3. Талызина Н.Ф. Влияние идей А.Н.Леонтьева на развитие педагогической психологии. //А.Н.Леонтьев и современная психология. М.: МГУ, 1983. С.78.

4. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. - М.: Просвещение, 1984.

5. Масару Ибука. После трех уже поздно. - М.: РУССЛИТ, 1991. Перевод на русский язык М. и Н.Перовых, 1991.

6. Сраджев В.П., Бороздина О.О. Воспитание направленности личности на музыкально-художественное саморазвитие как основная задача музыкального обучения в школе. «Музыка и школа», 2007. №3.

© 2009 г. Михайлова В.М.

ДЖАЗ КАК УЧЕБНЫЙ КУРС ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.