Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К МУЗЫКЕ УРАЛЬСКИХ КОМПОЗИТОРОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К МУЗЫКЕ УРАЛЬСКИХ КОМПОЗИТОРОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
221
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / МУЗЫКАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / УРАЛЬСКАЯ МУЗЫКА / УРАЛЬСКИЕ КОМПОЗИТОРЫ / ДЕТСКИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ / МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Поляков Александр Владимирович

Целью статьи является описание дидактических и организационных условий развития интереса к музыке уральских композиторов в процессе обучения игре на фортепиано детей в детских музыкальных школах и детских школах искусств. В статье проанализированы подходы к определению понятия «музыкальный интерес» применительно к проблеме его формирования у учащихся ДМШ и ДШИ в региональной музыкальной культуре. Базисом для обучения игре на музыкальном инструменте и в целом всего педагогического процесса является интерес, который проявляется у разных детей в разной степени. Отсюда можно сделать вывод о наличии такой проблемы, как системное развитие интереса к музыкальному искусству. Данная проблема является одной из наиболее важных в музыкально-педагогическом образовательном процессе, поскольку без должного интереса невозможно достаточно качественно обучить ребенка игре на инструменте. В статье представлена характеристика традиций уральской композиторской школы, доказывается их перспективность в использовании произведений названной школы в обучении детей в ДМШ и ДШИ. Выявлена и описана специфика музыки композиторов Урала, такая как фольклорные элементы, связанные с народно-музыкальной культурой края, богатая жанровая основа музыки (уральские сказы, былины и т. д.). К дидактическим условиям, ориентированным на развитие интереса к музыке уральских композиторов, относится применение методов и приемов: метод словесной характеристики музыки, метод использования аудио- и видеозаписи, частично-поисковый метод, метод художественно-ассоциативного воздействия, аналитический метод, метод размышления о музыке. К организационным условия относятся: подбор определенного репертуара (включение в программу по инструменту произведений уральских композиторов); использование различных форм работы на уроках фортепиано (урок-концерт, урок самостоятельной работы, урок-музицирование, урок-импровизация и др.); разработка программ внеурочной деятельности учащихся с использованием музыки уральских композиторов (тематические лекции-концерты, конкурсы и викторины).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF INTEREST IN THE MUSIC OF URAL COMPOSERS AMONG STUDENTS OF THE CHILDREN’S MUSIC SCHOOL

The purpose of the article is to describe the didactic and organizational conditions for the development of interest in the music of Ural composers in the process of teaching piano playing to children in children’s music schools and children’s art schools. The article analyzes approaches to the definition of the concept of “musical interest” in relation to the problem of its formation among students of secondary school and secondary school in regional musical culture. The basis for learning to play a musical instrument and, in general, the entire pedagogical process, is the interest that manifests itself in different children to varying degrees. From this we can conclude that there is such a problem as the systematic development of interest in musical art. This problem is one of the most important in the musical and pedagogical educational process, because without proper interest it is impossible to teach a child to play an instrument with sufficient quality. The article presents the characteristics of the traditions of the Ural school of composition, proves their prospects in using the works of the named school in teaching children in the secondary school and secondary school. The specifics of the music of the composers of the Urals are identified and described, such as folklore elements associated with the folk music culture of the region, a rich genre basis of music (Ural tales, epics, etc.). The didactic conditions focused on the development of interest in the music of Ural composers include the use of methods and techniques: the method of verbal characterization of music, the method of using audio and video recordings, partially the search method, the method of artistic and associative influence, the analytical method, the method of thinking about music. Organizational conditions include: the selection of a certain repertoire (the inclusion of works by Ural composers in the instrument program); the use of various forms of work in piano lessons (concert lesson, independent work lesson, music-making lesson, improvisation lesson, etc.); the development of extracurricular activities of students using the music of Ural composers (thematic lectures, concerts, contests and quizzes).

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К МУЗЫКЕ УРАЛЬСКИХ КОМПОЗИТОРОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ»

УДК 371.398:372.887 ББК Щ310.70

DO110.26170/2079-8717_2022_01 _21 ГРНТИ 14.27.05

Код ВАК 13.00.02 (5.8.2)

Поляков Александр Владимирович,

кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры теории, истории музыки и музыкального исполнительства,

и. о. директора Института искусств, дизайна и технологии, Уральский государственный педагогический университет;

620075, Россия, г. Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, 9; e-mail: [email protected]

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К МУЗЫКЕ УРАЛЬСКИХ КОМПОЗИТОРОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: музыкальные интересы; музыкальная педагогика; музыкальное искусство; уральская музыка; уральские композиторы; детские музыкальные школы; музыкальная деятельность; музыкальное образование.

АННОТАЦИЯ. Целью статьи является описание дидактических и организационных условий развития интереса к музыке уральских композиторов в процессе обучения игре на фортепиано детей в детских музыкальных школах и детских школах искусств. В статье проанализированы подходы к определению понятия «музыкальный интерес» применительно к проблеме его формирования у учащихся ДМШ и ДШИ в региональной музыкальной культуре. Базисом для обучения игре на музыкальном инструменте и в целом всего педагогического процесса является интерес, который проявляется у разных детей в разной степени. Отсюда можно сделать вывод о наличии такой проблемы, как системное развитие интереса к музыкальному искусству. Данная проблема является одной из наиболее важных в музыкально-педагогическом образовательном процессе, поскольку без должного интереса невозможно достаточно качественно обучить ребенка игре на инструменте. В статье представлена характеристика традиций уральской композиторской школы, доказывается их перспективность в использовании произведений названной школы в обучении детей в ДМШ и ДШИ. Выявлена и описана специфика музыки композиторов Урала, такая как фольклорные элементы, связанные с народно-музыкальной культурой края, богатая жанровая основа музыки (уральские сказы, былины и т. д.). К дидактическим условиям, ориентированным на развитие интереса к музыке уральских композиторов, относится применение методов и приемов: метод словесной характеристики музыки, метод использования аудио- и видеозаписи, частично-поисковый метод, метод художественно-ассоциативного воздействия, аналитический метод, метод размышления о музыке. К организационным условия относятся: подбор определенного репертуара (включение в программу по инструменту произведений уральских композиторов); использование различных форм работы на уроках фортепиано (урок-концерт, урок самостоятельной работы, урок-музицирование, урок-импровизация и др.); разработка программ внеурочной деятельности учащихся с использованием музыки уральских композиторов (тематические лекции-концерты, конкурсы и викторины).

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Поляков, А. В. Педагогические условия развития интереса к музыке уральских композиторов у обучающихся детской музыкальной школы / А. В. Поляков. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2022. - № 1. - С. 184-191. - DOI: 10.2б170/2079-8717_2022_01_21.

Polyakov Aleksandr Vladimirovich,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Professor of Department of Theory, History of Music and Musical Performance,

Acting Director of Institute of Arts, Design and Technology, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF INTEREST IN THE MUSIC OF URAL COMPOSERS AMONG STUDENTS OF THE CHILDREN'S MUSIC SCHOOL

KEYWORDS: musical interests; musical pedagogy; musical art; Ural music; Ural composers; children's music schools; musical activity; musical education.

ABSTRACT. The purpose of the article is to describe the didactic and organizational conditions for the development of interest in the music of Ural composers in the process of teaching piano playing to children in children's music schools and children's art schools. The article analyzes approaches to the definition of the concept of "musical interest" in relation to the problem of its formation among students of secondary school and secondary school in regional musical culture. The basis for learning to play a musical instrument and, in general, the entire pedagogical process, is the interest that manifests itself in different children to varying degrees. From this we can conclude that there is such a problem as the systematic development of interest in musical art. This problem is one of the most important in the musical and pedagogical educational process, because without proper interest it is impossible to teach a child to play an instrument with sufficient quality. The article presents the characteristics of the traditions of the Ural school of composition, proves their prospects in using the works of the named school in teaching children in the secondary school and secondary school. The specifics of the music of the composers of the Urals are identified and described, such as folklore elements associated with the folk music culture of the region, a rich genre basis of music (Ural tales, epics, etc.). The didactic conditions focused on the development of interest in the music of Ural composers include the use of methods and techniques: the method of verbal characterization of music, the method of using audio and video recordings, partially the search method, the method of artistic

© Поляков А. В., 2022

and associative influence, the analytical method, the method of thinking about music. Organizational conditions include: the selection of a certain repertoire (the inclusion of works by Ural composers in the instrument program); the use of various forms of work in piano lessons (concert lesson, independent work lesson, music-making lesson, improvisation lesson, etc.); the development of extracurricular activities of students using the music of Ural composers (thematic lectures, concerts, contests and quizzes).

FOR CITATION: Polyakov, A. V. (2022). Pedagogical Conditions for the Development of Interest in the Music of Ural Composers among Students of the Children's Music School. In Pedagogical Education in Russia. No. 1, pp. 184-191. DOI: 10.26i70/2079-8717_2022_01_21.

Современная педагогика музыкального образования как отрасль науки находится в постоянном развитии. Деятельность учреждений дополнительного образования, в частности детских музыкальных школ (ДМШ) и детских школ искусств (ДШИ), связана с непрерывным поиском путей оптимизации учебного процесса. Однако одним из факторов успешного обучения игре на музыкальном инструменте является заинтересованность в его освоении.

Интерес всегда рассматривался как основание, на котором строится педагогический процесс. Проблема развития интереса к музыке является одной из наиболее значимых в педагогике музыкального образования. Обучение игре на фортепиано не может считаться эффективным, если ученик не проявляет интереса к музыке. Слабо развитый интерес, как и отсутствие мотивации, затрудняет педагогический процесс, в результате чего ребенок не осваивает необходимые навыки. В пункте 3.4 Федеральных государственных требований к программам по предмету «Фортепиано» в ДМШ указан ключевой результат освоения программы -«наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству». «Пробудить интерес и влечение к музыкально-прекрасному - таковы должны быть тут первоочередные и главные задачи педагога», - подчеркивает Г. М. Цыпин [12, с. 112].

Региональный компонент является важной частью воспитания и образования детей и подростков. Творчество уральских композиторов отражает реалии, близкие учащимся ДМШ и ДШИ данного региона. Это характерные картины природы, сценки, настроения, ведь начинающим музыкантам гораздо легче и интереснее воплощать в музыке то, что близко и доступно их пониманию. Благодаря исторически сложившемуся разнонациональному составу населения уральского региона (как коренного, так и переселенцев), одной из основных особенностей музыки уральских композиторов является тесная связь с фольклорными традициями народов, населяющих Урал. Отсюда же берет начало и богатая жанровая (уральские сказы, былины и т. д.) и гармоническая (лады и обороты народной музыки) основа музыки композиторов Урала. Их музыка отличается профессионализмом, разнообразием, претворением современных

подходов к развитию пианизма.

Она стала признанной частью российской и мировой музыкальной культуры. Вместе с тем и сейчас, в начале третьего десятилетия XXI в., музыка уральских композиторов не находит широкого применения в учебно-воспитательном процессе, ее недостаточно знают педагоги и методисты музыкальных школ. Остается открытой и проблема содержания и методов развития интереса к музыке уральских композиторов у учащихся-пианистов ДМШ и ДШИ. Огромный педагогический, развивающий и культурный потенциал музыки уральских композиторов остается невостребованным, так как подавляющее большинство педагогов музыкальных школ редко включают произведения композиторов уральского региона в программы своих учеников.

Целью нашего исследования является теоретическое обоснование и практическая реализация условий развития интереса к музыке уральских композиторов в процессе обучения игре на фортепиано в ДМШ и ДШИ.

Интерес - это одна из предпосылок обучения, и в то же время его результат. Так, процесс обучения выстраивается вокруг интересов учащихся, одновременно формируя их. Таким образом, интересы выступают в роли эффективного средства обучения и в качестве цели педагогической деятельности. С. Л. Рубинштейн определяет интерес как «тенденцию или направленность личности, характеризующуюся глубоким сосредоточением помыслов на определенном предмете. Человека интересует то, что имеет для него значимость, ценность, привлекательность» [7, с. 87].

В контексте нашего исследования мы рассмотрим интерес с точки зрения педагогической науки. В словаре В. Б. Шапаря понятие «интерес» определяется как особая направленность личности на избранные объекты окружающего мира, а также как побудительный фактор для активности и действия [13, с. 257].

Формирование интересов, их развитие и закрепление происходят в процессе деятельности, которая помогает индивиду углубиться в конкретную сферу или предмет. Именно поэтому у маленьких детей нет интересов, а только направленность, которая характеризуется слабой устойчивостью.

Направленность быстро появляется и так же быстро исчезает.

Неустойчивость интересов у детей в определенной мере отражает интересы социального окружения. При этом большей устойчивостью характеризуются те интересы, которые связаны с деятельностью детей. Например, у дошкольников появляются «сезонные» интересы, которые отличаются непродолжительностью и частой сменой другими интересами. Чтобы поддерживать интерес у детей более-менее длительный промежуток времени, А. Н. Леонтьев рекомендует осуществлять деятельность с материализованным результатом или продуктом. Это необходимо для того, чтобы отдельные элементы этой деятельности и ее результатов воспринимались детьми как ступени на пути к цели [4].

Интерес может выражаться в заботе, приобщении, особой эмоциональной окрашенности, в изменении отношения личности к окружающему миру. Кроме того, С. Л. Рубинштейн считает интересы «специфическими мотивами» деятельности [7, с. 89].

В педагогике музыкального образования понятие «интерес к музыке», «музыкальный интерес» чаще определяется в связи с положительным отношением к музыке, мотивацией к занятиям музыкой. Н. А. Фролова и М. Б. Дмитриева характеризуют музыкальный интерес как «определенное моти-вационное состояние, побуждающее к познавательной, продуктивно-творческой музыкальной деятельности, которая является основой для динамичного развития музыкально-творческих способностей и личностных качеств и ведет к культурному обогащению личности» [10, с. 238].

Музыкальные интересы могут относиться к самым разным из указанных видов и классов. Они столь же многообразны, как и социальные функции музыки, и притом всегда более или менее конкретны. Предметом музыкального интереса не бывает музыка «вообще». Это либо какой-то вид музыкального творчества или исполнительства, либо какой-то круг музыкальных произведений. Поскольку музыкальный интерес есть факт сознания личности и заключает в себе субъективный момент, он зависит от индивидуального опыта субъекта. Не может появиться у человека интерес к тому, с чем он никогда не сталкивался, о чем он никогда не слышал [11, с. 19].

В настоящее время проблема развития интереса к музыке является одной из наиболее актуальных в теории и практике музыкального образования. Об этом свидетельствует немалое количество диссертационных работ, посвященных данной проблеме. Это

диссертации Е. В. Бояковой, В. Л. Яконюка, Н. А. Меньшиковой, А. Н. Байчоровой, Н. Е. Судаковой, Р. А. Тельчаровой, Т. П. Плес-ниной, Н. И. Буториной, Ю. В. Талановой, Т. В. Красноперовой и другие. Однако несмотря на достаточное количество работ, само понятие «интерес» в области музыкальной педагогики не имеет устойчивого определения, это относится как к терминологии, так и к сущности самого понятия [10, с. 235].

Ю. В. Таланова определяет музыкальный интерес учеников-пианистов как «осознанное положительное отношение к музыке. Оно проявляется в познавательной активности, эмоционально-волевой характеристике отношений (мотивации), практическом освоении музыки как искусства (опыта) ребенка и выступает предпосылкой формирования основ его музыкальной культуры» [8, с. 11].

Музыкальный интерес тесно связан с музыкальностью и определяется как осознанное положительное отношение к музыке, желание заниматься ею. Музыкальный интерес включает в себя познавательный, эмоционально-волевой, деятельностно-творческий компоненты, классифицируется по степени устойчивости, содержанию, числу носителей, предмету. В своем развитии музыкальный интерес проходит стадии любопытства, любознательности, устойчивого интереса. Говорить о развитии устойчивого музыкального интереса можно лишь к концу среднего школьного возраста [5].

Рассматривая научные подходы к определению ключевого понятия нашего исследования, можно выделить основное направление, которое используется в современной музыкальной педагогике. Представители этого направления (Ю. В. Таланова, Т. П. Плеснина) в центр интереса помещают мотивационный аспект, который, в свою очередь, выступает как движущая сила обучения, как средство побуждения к продуктивной деятельности. Авторы этого подхода пишут, что музыкальный интерес -интегративное качество индивида, сущность которого проявляется в положительном отношении к музыкальному искусству при условии участия компетентного музыканта-педагога.

Одной из приоритетных задач педагогов ДМШ и ДШИ является раскрытие перед их учениками диалектической взаимосвязи между классическими произведениями композиторов прошлых эпох и современными произведениями композиторов, живущих прямо сейчас, зачастую рядом с нами. Внедрение в учебный процесс современной академической музыки необходимо с точки зрения формирования культуры

личности образованного человека.

Отечественная композиторская школа обладает долгой историей и включает в себя целые плеяды композиторов, чья музыка повсеместно используется как в концертно-исполнительской, так и учебной деятельности. Среди выдающихся российских композиторов есть много тех, кто был связан с Уралом - как в этническом, так и в творческом смысле.

При всей широте творческих интересов композиторов уральского региона, множественности жанров и тем, богатой образной амплитуде четко прослеживается один лейтмотив, который роднит всех авторов: это тема родного уральского края, воспевающая неповторимую природу каменного пояса, духовную красоту и силу уральцев, трудовые подвиги, наш сегодняшний день.

Фортепианная музыка уральских композиторов обладает огромным педагогическим потенциалом. Во-первых, она расширяет музыкальный кругозор учащихся, формирует эстетический вкус. Во-вторых, она включает в себя фольклорные элементы, связанные с народно-музыкальной культурой края. В-третьих, фортепианная музыка уральских композиторов особенно актуальна для учащихся в уральских ДМШ и ДШИ, так как она способствует углублению эстетических переживаний и формирует любовь к музыкальному наследию родного края.

Известный уральский музыковед, доктор искусствоведения, заведующий кафедрой истории и теории исполнительского искусства Уральской государственной консерватории имени М. П. Мусоргского, профессор кафедры специального фортепиано Б. Б. Бородин отмечает такие особенности периферийных композиторских школ, как: образование школы не естественным (как в столице), а административным путем; включение композиторов различных направлений. «Как правило, подобные содружества поначалу составляли воспитанники различных школ и направлений, волею судеб оказавшиеся в одном городе и лишь постепенно, в результате сложных взаимовлияний приходившие к некоему, весьма относительному, единству» [1, с. 10].

Становление современной композиторской школы на Урале связано с приездом в 1920-30-е гг. в Свердловск (ныне Екатеринбург) профессиональных композиторов - это были В. Н. Трамбицкий (1895-1970), В. А. Золотарев (1873-1964), М. П. Фролов (1892-1944), В. И. Щелоков (1904-1975). Начало профессиональному композиторскому образованию на Урале было положено открытием В. А. Золотаревым в 1930 г. класса композиции в Свердловском музы-

кальном техникуме. Свердловская консерватория была основана в 1934 г. (с 1946 г. -Уральская консерватория), композиторское отделение в ней - в 1936 г.

Многие уральские композиторы опираются на уральский фольклор, который сам по себе весьма разнообразен (на Урале живут русские, башкиры, марийцы, удмурты, коми, татары, манси и др.). Наиболее ярко фольклорная линия прослеживается в произведениях В. И. Горячих, В. Д. Бибер-гана, М. Д. Смирнова, М. А. Кесаревой [1]. В обработках А. Б. Бызова соединяются особенности народной музыки и академических традиций, в результате возникает новый пласт «профессиональной народно-инструментальной музыкальной литературы» [3, с. 124].

Интересный синтез искусств можно наблюдать в органическом взаимодействии уральской литературы и музыки: это песни уральских композиторов на стихи уральских поэтов И. И. Тарабукина, И. К. Паль-мова, Б. А. Ручьева, Ю. И. Клюшникова, Г. М. Суздалева, В. В. Тимофеева и других.

Очень обширна и значительна часть творчества композиторов уральского региона, которая представлена вокально-хоровыми, кантатно-ораториальными, циклическими, жанрами - опера «Аносов» В. П. Веккера; оратории: В. Я. Семененко «Поэма о Магнитке» на стихи поэтов-уральцев, «Седой Урал» М. Д. Смирнова; хоровые циклы: «Времена года» Е. Г. Гуд-кова, «Осенние гармонии», «Вечный огонь» Б. Д. Гибалина, «Край любимый» С. И. Сиротина и многие другие.

Большое внимание в своем творчестве композиторы Урала уделяют музыке для детей, ведь именно с этих пьес в детских музыкальных школах начинается знакомство учеников с музыкой. Н. М. Пузей - цикл для фортепиано «Детские игры». С. И. Сиротин - Три пьесы для фортепиано в 4 руки: «Полька-Карабас», «Шутливый менуэт», «Ну-ка, догони!»; фортепианные пьесы для детей: «Игра в мяч», «Сны приходят», «Часы с кукушкой», «Грустная песенка», Марш, «Конек-горбунок», «Из-за рощицы», «Со скакалкой», «Дюймовочка». А. Б. Бы-зов - «Стойкий оловянный солдатик», «Поездка Баха в Кострому»; пять детских пьес для фортепиано. И. В. Забегин - фортепианные пьесы для юношества (цикл в 5 ч.); сюита «Бабушкины игрушки». К. А. Кац-ман - «Детский театр», 12 пьес: «Про зайку-зая», «Олина полька», «Тает снег...», «Галчата», «Про дождик и Катю», «Леший топит печку», «Танец балерины», «Принцесса», «Дразнилки», «Художник рисует радугу», «Снежный городок», «Весенний звон». М. А. Басок - две детские пьесы для форте-

пиано: «Элегия», «Колыбельная с боем часов»; «Робот»; фортепианные ансамбли в 4 руки: «Грустное скерцо», «Два зеленых огонька», «Кот и мышка», «Колыбельная», «Мечтает котенок» и многие другие. А. А. Беспалова - «Бабайка», «Менуэт», «Море». В. И. Горячих - «Две детские пьесы». Ю. Е. Щекалева - пьесы для детей. Приведенные выше примеры - лишь небольшая часть богатого творческого наследия уральских композиторов.

Среди композиторов уральского региона много имен, известных как в России, так и за рубежом (Б. Д. Гибалин, И. А. Парфенов, Н. М. Пузей, С. И. Сиротин, М. Д. Смирнов, А. Б. Бызов, И. В. Забегин, В. А. Кобекин, Л. И. Гуревич, М. И. Сорокин, К. А. Кацман, Г. Н. Топорков, Е. Г. Гудков, В. Г. Трапезников, М. А. Басок, Б. Б. Бородин, А. Н. Ни-менский, А. А. Пантыкин и многие другие). Современная композиторская школа на Урале активно развивается и пополняется новыми именами (Е. Н. Кармазин, Р. Б. Цы-пышев, А. А. Беспалова, А. В. Жемчужников, Я. И. Зильберман, Ю. Е. Щекалева и другие). При этом ощущается существенная разница между композиторскими традициями прошлого и настоящего, что, безусловно, является природным процессом культурной и музыкальной эволюции. В музыке современных уральских композиторов можно заметить не только элементы популярных музыкальных направлений, но и соединение разных стилей и техник. Можно сказать, что современная фортепианная музыка молодых композиторов Урала - это синтез стилей и направлений, обуславливающий уникальность и неповторимость региональной композиторской школы.

В педагогике музыкального образования достижение любых воспитательных и просветительских целей невозможно без создания конкретных условий. В развитии музыкального интереса условия также играют важнейшую роль. Если стоит определенная задача - развить устойчивый интерес к фортепианной музыке уральских композиторов, то ее решение будет связано со многими компонентами педагогического процесса, в том числе и с созданием определенных условий. Таковыми могут быть дидактические и организационные условия развития интереса к музыке, в том числе и к музыке уральских композиторов у обучающихся в классе фортепиано детской музыкальной школы.

Опыт показывает, что интерес развивается на основе целенаправленного, постоянного и методически выверенного включения произведений в исполнительский репертуар. Обязательным условием является также доскональное знание педагогом класса фор-

тепиано изучаемых произведений.

Одним из важнейших дидактических условий формирования музыкального интереса является отбор содержания репертуара. Б. М. Теплов указывал на недопустимость поиска в музыкальных произведениях конкретных жизненных ситуаций или угадывания программы, так как в основе такого «методического приема» лежит понимание музыки как искусства изображения, а не выражения [9, с. 294]. Возникновение и поддержание музыкального интереса зависит от доступности музыкального произведения пониманию ребенка. Картины природы родного края, сценки из фольклорных произведений, ментальность, заложенная «между строк» в музыкальных мотивах, все это способствует усвоению музыкального материала обучающимися. Так, одним из условий формирования музыкального интереса детей является накопление музыкально-интонационного и эмоционального опыта восприятия.

Для реализации этого условия педагог должен учитывать следующие факторы: эмоциональную и личностную значимость произведения для ученика; соответствие произведений уровню пианистического развития (произведение должно быть чуть выше по сложности, делать некий «вызов» ученику). Среди постоянно расширяющегося наследия композиторов уральской школы есть произведения различных жанров и форм - пьесы, полифония, произведения крупной формы. Подбирая программу обучающимся ДМШ любого возраста, среди произведений уральских композиторов можно найти пьесы, удовлетворяющие как образовательным целям, так и эстетическим предпочтениям учеников. Часть пьес подготавливается для публичного выступления, часть - в порядке ознакомления. Репертуар обязательно фиксируется в индивидуальном плане каждого ученика.

Одним из организационных условий являете внеурочная деятельность. В начале года обсуждается с детьми, педагогами ДМШ и выстраивается план внеурочной деятельности. Он традиционно включает: мини-концерты, тематические лекции-концерты, викторины и конкурсы.

Мини-концерты - выступления детей класса перед родителями. Такие выступления особенно мотивируют детей. Дети показывают свои достижения своим родным и близким. Такие мини-концерты всегда проходят в теплой, дружелюбной атмосфере.

Тематические лекции-концерты - концерты, в которых выступления детей и педагогов ДМШ сопровождаются историко-музыкальным текстом. Тематика: творчество одного или нескольких уральских ком-

позиторов (например, «Основоположники уральской композиторской школы Маркиан Фролов и Виктор Трамбицкий», «Поэзия детской музыки Игоря Парфенова» и др.). Мероприятие может быть подготовлено к определенной дате (дню рождения, дню памяти композитора). К составлению словесного текста привлекаются педагоги-теоретики, инициативные старшеклассники. Ведущими могут быть и педагоги, и дети. Лучше, если лекция-концерт сопровождается презентацией, выставкой рисунков детей (по пьесам композитора) и т. д.

Тематическая викторина - игра-соревнование, в которой ученики по очереди отвечают на вопросы о творчестве уральских композиторов. Выигрывает тот или та команда, которая дала наибольшее число верных ответов. Жюри - педагоги фортепианного отдела. Привлекательность викторин в том, что вопросы могут быть различного уровня сложности. Подготовка к тематической викторине объявляется заранее и проводится на уроках слушания музыки, музыкальной литературы, специальности (фортепиано).

Тематический детский конкурс может проводиться на уровне фортепианного отдела, одной школы, нескольких школ. Выбирается конкурсная пьеса, дата проведения, разрабатывается положение о конкурсе. О подготовке тематического детского исполнительского конкурса объявляется заранее (не менее чем за полгода). Особенно интересно учащимся, если на конкурсе присутствует композитор (композиторы), который общается с педагогами и учащимися, исполняет свою музыку.

Педагогу необходимо обратить внимание на круг методов и приемов, помогающих ученику быстрее преодолеть сложности рутинной работы. Е. М. Тимакин говорил: «Ученику хочется получать от музыки удовольствие и радость, но он не согласен достигать этого ценой длительной, нудной и однообразной работы. Избавить его от ощущения однообразия, сделать так, чтобы труд доставлял радость, а время занятий проходило незаметно, - важнейшая задача в педагогической работе этого периода. И путь к этому один - научить ребенка работать за инструментом, то есть наполнять процесс разучивания осмысленными, интересными и доступными ученику заданиями. Только на этой основе можно развить концентрацию внимания и привить интерес не только к результату, но и к самому процессу работы» [12, с. 135].

Важными дидактическими условиями создания интереса к музыке уральских композиторов, наряду с подбором репертуара, является выбор педагогом определенных

приемов и методов, таких как: частично-поисковый, метод использования аудио- и видеозаписи, художественно-ассоциа-

тивного воздействия, аналитический метод, метод размышления о музыке.

Частично-поисковый метод, когда преподаватель, не давая готового ответа, стимулирует ученика к активному участию в поиске решения какой-то проблемы, наилучшего варианта исполнения, аппликатуры, к поиску подходящих средств выразительности и т. д.

Метод использования аудио- и видеозаписи - прослушивание произведений (в том числе с нотами в руках). Перед прослушиванием задаются вопросы о характере музыки, средствах выразительности и др. Проанализировав запись можно выявить и наглядно продемонстрировать ученику все недостатки: область эмоциональная (создание эмоциональной программы исполнения, характеристика музыкального образа, формирование культуры исполнения и т. д.); область метроритмическая, временная техника (ритмичность, беглость, ровность и т. д.); область организации музыкального целого (целостный охват произведения, драматургия и способы развития музыкального материала, жанровые обозначения и т. д.); область звуковысотная, пространственная (артикуляция, чистая игра); область колористическая (владение тембром, динамикой, педалью и т. д.).

Сравнительные записи на разных этапах работы над произведением стимулируют слуховой самоконтроль учащихся. Сопоставляя звучание, педагог и учащийся имеют возможность объективно оценить общее продвижение в работе над произведением. Одной из важных задач педагога является не только научить ученика внимательно слушать свою игру, но и самостоятельно анализировать свое исполнение. На завершающем этапе работы над произведением полезно записывать собственное исполнение, выявлять недостатки исполнения [6, с. 140].

Метод художественно-ассоциа-

тивного воздействия основывается на применении ассоциаций, аналогий из других искусств (поэзия, живопись, балет, кино и др.). Художественно-образные ассоциации с картинами художников, изображавших природу и быт уральского региона, произведениями писателей, воспевавших родные просторы, помогают обогатить эмоциональную и звуковую палитру учеников, вызвать нужное настроение, способствуют развитию воображения, помогают найти верную исполнительскую трактовку музыкального произведения.

Аналитический метод может опираться на «Алгоритм анализа произведения

уральского композитора» (оформляется как Памятка для ученика):

1. Что ты знаешь об этом композиторе? Какие еще сочинения для фортепиано написал композитор?

2. Выявление главного настроения (Какие чувства передаются в музыке?).

3. Определение средств музыкальной выразительности (лад, тональность, темп, динамика, штрихи) и формы произведения.

4. Постижение главной идеи произведения («Как ты думаешь, почему произведение названо именно так? Как ты думаешь, для чего композитор создал это произведение?»).

5. Личностный подход к пьесе («Какие события из твоей жизни напоминает тебе эта музыка? Что тебе захотелось бы сделать, прослушав эту музыку?»).

Метод размышления о музыке (Д. Б. Кабалевский) способствует формированию музыкального мышления ученика, развитию осознанного отношения к музыке. Метод направлен не на усвоение зафиксированного в различных понятиях и категориях готового знания о музыке, а на формирование у ребенка способности к индивидуальному «слышанию» и творческой интерпретации музыки, в процессе которых обучающийся, опираясь на собственное воображение, фантазию, музыкальный и жизненный

опыт, интуицию, сравнивает, сопоставляет, выбирает, приходит к открытию новых истин, не осознававшихся им ранее.

В процессе реализации данного метода на музыке уральских композиторов педагог побуждает ребенка к осмыслению не только музыки, но и собственного «Я» и окружающего мира. При этом стимулируются такие психологические процессы, как сотворчество, сопереживание, сочувствие. Целевая функция метода не в том, чтобы «повторить», «усвоить», «закрепить», а в том, чтобы «выразить», «пережить», «оценить» [2, с. 57].

Таким образом, в статье были рассмотрены педагогические (организационные и дидактические) условия развития интереса к музыке уральских композиторов. Данные условия были апробированы и успешно внедрены в практику в детской музыкальной школе № 3 г. Нижний Тагил. При опоре на выявленную в статье специфику музыки композиторов Урала приобщение учеников ДМШ к музыкальному искусству родного края и освоение на этом материале необходимых навыков проходит эффективно. Реализация описанных в работе условий будет способствовать развитию музыкальной культуры, в том числе и такого ее компонента, как региональная-уральская.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бородин, Б. Б. Уральская композиторская организация / Б. Б. Бородин. - URL: http://ulabook.ru/ katalog/ (дата обращения: 22.10.2021). - Текст : электронный.

2. Кабалевский, Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? / Д. Б. Кабалевский. - М. : Просвещение, 2005. - 224 с.

3. Ковалева, А. А. Традиции претворения фольклора в современной музыке (на примере творчества уральского композитора А. Б. Бызова) / А. А. Ковалева // Вестник культуры и искусств. - 2016. - № 3 (47). - С. 124.

4. Леонтьев, А. Н. Потребности, мотивы, эмоции / А. Н. Леонтьев. - М. : Смысл, 1971. - С. 134.

5. Поляков, А. В. Взаимодействие педагога и обучающихся в классе музыкального инструмента (фортепиано) / А. В. Поляков, А. П. Лукьянов // Художественное образование и наука. - 2018. - № 1 (14). - С. 49-56.

6. Поляков, А. В. Видео- и аудиозаписи в формировании навыка слухового самоконтроля студентов в классе музыкального инструмента / А. В. Поляков, А. И. Турутов / / Педагогическое образование в России. - 2017. - № 12. - C. 130-134.

7. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии : монография / С. Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер Отрасль, 2002. - 720 с.

8. Таланова, Ю. В. Формирование музыкального интереса у детей на занятиях по фортепиано в системе дополнительного образования : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Таланова Ю. В. - М., 2007. - 25 с.

9. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей : монография / Б. М. Теплов. - М. : Наука, 2003. - С. 294.

10. Фролова, Н. А. Музыкальный интерес как специфическая разновидность категории интереса / Н. А. Фролова, М. Б. Дмитриева // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. -2011. - Т. 13, № 2 (1). - С. 235-239.

11. Халабузарь, П. В. Методика музыкального воспитания : учебное пособие / П. В. Халабузарь, В. С. Попов, Н. И. Добровольская. - М. : Музыка, 1989. - С. 19.

12. Цыпин, Г. М. Музыкальная педагогика и исполнительство. Афоризмы, цитаты, изречения : учебное пособие / Г. М. Цыпин. - М. : Прометей, 2011. - 404 с.

13. Шапарь, В. Б. Новейший психологический словарь / В. Б. Шапарь, В. Е. Россоха, О. В. Шапарь. -Ростов-на-Дону : Феникс, 2016. - 816 с.

REFERENCES

1. Borodin, B. B. Ural'skaya kompozitorskaya organizatsiya [Ural Composer Organization]. URL: http://ulabook.ru/katalog/ (mode of access: 22.10.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Kabalevsky, D. B. (2005). Kak rasskazyvat' detyam o muzyke? [How to Tell Children about Music?]. Moscow, Prosveshchenie. 224 p.

3. Kovaleva, A. A. (2016). Traditsii pretvoreniya fol'klora v sovremennoi muzyke (na primere tvorchestva ural'skogo kompozitora A. B. Byzova) [Traditions of Implementation of Folklore in Modern Music (on the Example of the Work of the Ural Composer A. V. Vyzov)]. In Vestnik kultury i iskusstv. No. 3 (47), p. 124.

4. Leont'ev, A. N. (1971). Potrebnosti, motivy, emotsii [Needs, Motives, Emotions]. Moscow, Smysl, p. 134.

5. Polyakov, A. V., Luk'yanov, A. P. (2018). Vzaimodeistvie pedagoga i obuchayushchikhsya v klasse muzykal'nogo instrumenta (fortepiano) [Interaction between the Teacher and Students in the Class of a Musical Instrument (Piano)]. In Khudozhestvennoe obrazovanie i nauka. No. 1 (14), pp. 49-56.

6. Polyakov, A. V., Turutov, A. I. (2017). Video- i audiozapisi v formirovanii navyka slukhovogo samokontrolya studentov v klasse muzykal'nogo instrumenta [Video and Audio Recordings in the Formation of the Skill of Auditory Self-Control of Students in the Class of a Musical Instrument]. In Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. No. 12, pp. 130-134.

7. Rubinshteyn, S. L. (2002). Osnovy obshchei psikhologii [Fundamentals of General Psychology]. Saint Petersburg, Piter Otrasl'. 720 p.

8. Talanova, Yu. V. (2007). Formirovanie muzykal'nogo interesa u detei na zanyatiyakh po fortepiano v sisteme dopolnitel'nogo obrazovaniya [Formation of Musical Interest in Children in Piano Lessons in the System of Additional Education]. Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Moscow. 25 p.

9. Teplov, B. M. (2003). Psikhologiya muzykal'nykh sposobnostei [Psychology of Musical Abilities]. Moscow, Nauka, p. 294.

10. Frolova, N. A., Dmitrieva, M. B. (2011). Muzykal'nyi interes kak spetsificheskaya raznovidnost' kategorii interesa [Musical Interest as a Specific Variety of the Category of Interest]. In Izvestiya Samarskogo nauchnogo tsentra Rossiyskoi akademii nauk. Vol. 13. No. 2 (1), pp. 235-239.

11. Halabuzar', P. V., Popov, V. S., Dobrovol'skaya, N. I. (1989). Metodika muzykal'nogo vospitaniya [Methods of Musical Education]. Moscow, Muzyka, p. 19.

12. Tsypin, G. M. (2011). Muzykal'naya pedagogika i ispolnitel'stvo. Aforizmy, tsitaty, izrecheniya [Music Pedagogy and Performance. Aphorisms, Quotes, Sayings]. Moscow, Prometei. 404 p.

13. Shapar', V. B., Rossokha, V. E., Shapar', O. V. (2016). Noveishii psikhologicheskii slovar' [The Newest Psychological Dictionary]. Rostov-on-Don, Feniks. 816 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.