Научная статья на тему 'АДАПТАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРЕДМЕТОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ "ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ" В СВЕТЕ УСТАНОВОК ПРОЕКТА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ'

АДАПТАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРЕДМЕТОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ "ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ" В СВЕТЕ УСТАНОВОК ПРОЕКТА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
11
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ / КОМПЕТЕНЦИЯ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРЕДМЕТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бороздина Ольга Олеговна

В статье обозначены проблемы перехода традиционного для России образования на европейскую систему, предполагающую двухступенчатую структуру. В свете ключевого для новой системы понятия «компетенция» намечен принципиально новый подход в изучении психолого-педагогических предметов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADAPTATION OF PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL SUBJECTS IN FRAMEWORKS OF "ART EDUCATION" IN VIEW OF PURPOSES OF THE STATE EDUCATIONAL STANDARDS PROJECT OF THE THIRD GENERATION

Adaptation of psychological-pedagogical subjects in frameworks of «Art education» in view of purposes of the state educational standards project of the third generation (by Borozdina O.O.) designates problems of transition of traditional for Russia education to the European system supposing two-level structure. In view of "competence" as a key concept of new system essentially new approach in studying psychological-pedagogical subjects is planned.

Текст научной работы на тему «АДАПТАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРЕДМЕТОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ "ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ" В СВЕТЕ УСТАНОВОК ПРОЕКТА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ»

Примечания

1 Чтобы нормализовать ситуацию педагоги сами вынуждены ходить, агитировать учащихся, приглашать их в ДМШ, заинтересовывать, проводить встречи - беседы с учащимися дошкольных и школьных заведений [3].

2 Например, «согласно статистическим данным число Детских школ искусств (музыкальных, художественных, хореографических) в 1985 году составляло 5890, 1990 году - 6591, 2001 году -5837, 2005 году - 5555, 2007 году - 5477. Однако при сокращении общего количества Детских школ искусств число обучающихся в 2007 году составило 1 336 130 детей, тогда как в 2001 году обучалось 1 293 430 детей. При явно положительной тенденции увеличения количества обучающихся в Детских школах искусств настораживает заметное сокращение количества выпускников, многие из которых составляют основную часть будущих абитуриентов среднего специального образования в сфере культуры и искусства. Например, в Детских школах искусств в 2001 году было 145 368 выпускников, в 2002 - 148 405, а в 2007 году - 143 563. Согласно статистическим данным к выпускному классу остается только 50% обучающихся от количества поступивших в Детскую школу искусств 5-7 лет назад. Доклад Министерства культуры Российской Федерации «О концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации» к заседанию Координационного совета по культуре при Минкультуры России. 25-27 сентября 2008 г. г. Оренбург.// Дополнительное образование детей в отрасли культуры и искусства (Детская школа искусств) info@mkrf.ru.

3 Сегодня в стране уровень рождаемости превышает уровень смертности.

4 По данным Министерства культуры РСФСР на 1976 год в одной Российской Федерации насчитывалось 3920 детских музыкальных и художественных школ, в которых обучалось около 600000 детей и работало свыше 55000 преподавателей. Ежегодно число этих школ увеличивалось на 150 - 170 (см.: О перспективах развития детских музыкальных, художественных школ и школ искусств в РСФСР. - М., 1977, С. 5, 15).

Литература

1. Асафьев Б. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. - Л., 1973.

2. Бороздина О.О. Музыкальное образование в школе: планы и реальность // Влияние школы на формирование музыкальной культуры обучающихся. - Елец.: Муза, 2003.

3. Доклад министерства культуры Российской Федерации «О концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации» К заседанию Координационного совета по культуре при Минкультуры России. 25-27 сентября 2008 г. г. Оренбург.// Дополнительное образование детей в отрасли культуры и искусства (Детская школа искусств) info@mkrf.ru

4. Кабалевский Д.Б. Музыкальное воспитание в современном мире. Материалы IX конференции Международного общества по музыкальному воспитанию (ИСМЕ) // Баренбойм Л. Выдающиеся советские музыканты - просветители и развитие их традиций. - М.: Советский композитор, 1973.

5. Николаев А.А. Очерки по методике обучения игре на фортепиано. Вып. 1. - М., 1955.

6. О перспективах развития детских музыкальных, художественных школ и школ искусств в РСФСР. М., 1977.

7. Программа для детских музыкальных школ: класс специального фортепиано. - М.: 1973.

8. Приказ Министерства культуры СССР от 28.05.87 № 242; Источник: www.LawRussia.ru

9. Ушинский К.Д. Сочинения. Т.9. - М., 1950.

10. Цукерман В.С. Музыка и слушатель. Опыт социологического исследования. - М.: Музыка,

1972.

© 2009 г. Бороздина О.О.

АДАПТАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРЕДМЕТОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

В СВЕТЕ УСТАНОВОК ПРОЕКТА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ

В статье обозначены проблемы перехода традиционного для России образования на европейскую систему, предполагающую двухступенчатую структуру. В свете ключевого для новой системы понятия «компетенция» намечен принципиально новый подход в изучении психолого-педагогических предметов.

Ключевые слова: художественное образование, государственный стандарт, компетенция, психолого-педагогические предметы.

Присоединение России к Болонскому процессу в 2003 году по-разному оценивается руководителями вузов, учеными, специалистами, общественностью. Можно долго спорить о целесообразности этого шага. Но при этом нужно понимать главные его цели. Европейские страны все более и более интегрируются, их экономики требуют широкого перемещения труда (в том числе интеллектуального, в сфере промышленности, образовательных услуг и т.д.). В качестве необходимого условия, стимулирующего развитие рынка труда, выступает введение единого образовательного пространства, и, естественно, общих квалификационных требований для студентов ВУЗов, позволяющих работодателям ориентироваться в оценке специалистов из разных стран. Скажем, диплом о высшем образовании, который выдается в России, непонятен в большинстве европейских стран. Впрочем, и в Европе не все так просто: в Германии бакалавр - это специалист с высшим образованием, во Франции - со средним.

Для приведения в соответствие квалификационных характеристик, принято двухступенчатое образование. Оно включает подготовку бакалавров, чаще всего за 4 года, и магистров, со сроком обучения, как правило, два года. Сейчас вряд ли целесообразно обсуждать его достоинства или недостатки. Необходимость интеграции в европейскую систему не оставляет выбора. Остается лишь внимательно изучить все особенности обучения бакалавров и магистров и пластично, с меньшими потерями для традиционного российского образования перейти на двухступенчатую модель. При этом крайне важно привнести в нее то ценное, что лежало в основе лучших сторон традиционного для России образования.

Переход на двухступенчатое образование далеко не формальный шаг. Он требует глубокой перестройки содержания высшего образования, переосмысления критериев его оценки. Если раньше в центре обучения было освоение знаний, навыков, умений, то теперь упор делается на способности применять их в своей практической деятельности. Ключевым понятием в новой системе является компетенция. Она может выступать в двух видах: «1) функциональная (профессиональная) - перечисляет те функции, которые необходимо выполнять сотрудникам для того, чтобы успешно достигать целей профессиональной деятельности...; 2) личностная - показывает, какими личными качествами должны обладать сотрудники для успешного достижения целей профессиональной деятельности» [1].

Подобный подход по-иному расставляет акценты в образовательном процессе. Собственно, вопросы повышения качества подготовки специалистов в нашей стране всегда пользовались особым вниманием, но решались они чаще всего при помощи изменений в учебном плане или повышения качества преподавания дисциплин. В то время на содержание конкретного предмета это мало влияло. Если мы проанализируем содержание курсов психолого-педагогического блока в стандарте 2005 года направления «Художественное образование», то заметим, что он практически не отличается по наполнению от соответствующих предметов, изучаемых при подготовке по другим специальностям.

Проект государственного образовательного стандарта третьего поколения - это не просто модификация предыдущих. Он нацелен, прежде всего, на реализацию требований, декларируемых Болонским процессом, и широко опирается на компетентностный подход. В соответствие с ним, овладение базовыми понятиями, знаниями того или иного предмета уже недостаточно. Теперь важна готовность применять их в практической деятельности. А это по иному расставляет акценты в содержании учебного процесса: педагог отвечает не только за усвоение содержания того или иного предмета, но и за умение использовать его в своей профессиональной деятельности. В соответствие с этой установкой, в центре внимания должен быть не предмет, который осваивается студентом, а он сам как личность, его способность решать сложнейшие профессиональные задачи в своей послевузовской работе.

Разницу между требованиями стандарта второго поколения и компетентностным подходом можно увидеть в таблице составленной Е.В.Пискуновой по материалам европейского проекта «Настройка образовательных структур в Европе» [2], направленного на создание единого образовательного пространства:

Имеющаяся формулировка Возможная формулировка

1 2

Специалист должен: - быть знаком с основными учениями в области гуманитарных и социально-экономических наук; Выпускник демонстрирует: - базовые знания в различных областях; - способность применять знания на практике;

- знать этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к человеку, обществу, окружающей среде, уметь учитывать их при разработке экологических и социальных проектов; - приверженность этическим ценностям; - принятие различий и мультикультурности; - понимание культуры и обычаев других стран; - навыки межличностных отношений;

- иметь целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в неживой природе, понимать возможности научных методов познания природы и владеть ими на уровне, необходимом для решения задач, имеющих естественнонаучное содержание и возникающих при выполнении профессиональных функций; - базовые знания в различных областях; - способность применять знания на практике

- быть способным в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, уметь приобретать новые знания, используя современные информационные образовательные технологии. - элементарные навыки работы с компьютером; - навыки управления информацией; - способность к критике и самокритике; - способность учиться.

Итак, в стандарте: студент должен знать, иметь.. Если же ориентироваться на компетенции, то студент демонстрирует базовые знания и умение применять их на практике, он не только знает этические и правовые нормы, но и принимает их на личностном уровне, демонстрируя приверженность к этическим ценностям.

Это обуславливает принципиально другой подход в изучении предметов, в том числе и психолого-педагогических. Курс должен выступать не в виде абстрактного набора лекций, отражающих его базовые понятия, а учитывать будущую профессиональную деятельность студента.

Для этого необходимо:

1. Знать потребности рынка труда и на этой основе определять содержание будущей профессиональной деятельности.

2. Определить место и функцию учебной дисциплины в общем процессе формирования компетенций.

3. Учитывая вышеизложенное, наполнить адекватным содержанием дисциплину, предусмотреть формирование умений применять полученные знания на практике.

Литература

1. Пискунова Е.В. Подготовка педагогов: как оценивать качество //Оценка качества освоения педагогических дисциплин в контексте аттестации вуза. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2008.

2. Перевод итоговой брошюры по международному проекту «Настройка образовательных структур в Европе - вклад университетов в Болонский процес» (An Introduction to Tuning Educational Structures in Europe Universities' contribution to the Bologna Process, 2007) представлен на сайте российского проекта http: //www .iori.hse. ru/tuning/analytical. shtm.

© 2009 г. Иванова А.А., Шувалова Д.В.

К ВОПРОСУ МУЗЫКАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ НА ОСНОВЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

Обосновывая деятельностный подход к обучению детей в музыкальной школе, авторы описывают обучающую игру «Музыкальный режиссер», учебная цель которой - воспитание интереса к музыке через тщательное прослушивание музыки и глубокое погружение в ее образно-эмоциональное содержание. Эта цель достигается благодаря формированию привлекательного для детей мотива (создание фильма) и опоре на творческие установки при его реализации.

Ключевые слова: деятельностный подход, музыкально-художественное развитие детей, метод игры, ДМШ.

Музыкальное развитие ребенка является неотъемлемой частью учебно -воспитательного процесса. Музыка есть вид искусства, необходимый для умственного эмоционального, психологического становления личности, в сильнейшей степени активизирующий творческий потенциал. В то же время музыкальные занятия способствуют концентрации внимания, формированию социально полезных свойств характера [5]. Поэтому можно полностью согласиться с В.А.Сухомлинским: «музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека» [4, 176].

Активная роль в этом принадлежит общеобразовательным и музыкальным школам, кружкам в детских клубах, отделениям дополнительного образования при музыкальных училищах и консерваториях. Там часто организуются концерты, культурно-массовые мероприятия для повышения образовательного и эстетического уровня детей.

Тем не менее, проблемы музыкального воспитания детей очень далеки от решения. Более того, можно утверждать, что музыкальное образование сегодня находится в критическом состоянии [6]. Причин этому много. Одна из них - слабое внедрение творческой составляющей в учебный процесс. Это проявляется в том, что педагог музыки стремится дать ребенку как можно больше знаний, в ущерб эмоционально-содержательному погружению в мир звучащей музыки. Часто, из-за дефицита времени, он не ставит перед собой цель заинтересовать, научить ребенка слушать и слышать, понимать ее суть, эмоциональную сторону.

С другой стороны, проблемы возникают из-за недостаточной эффективности программы Д.Кабалевского, принятой в качестве базовой для уроков музыки в общеобразовательных школах. Созданная в 70-х годах прошлого столетия, в наше время она перестала отвечать жизненным реалиям. Ее основная цель - «ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всем богатстве

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.