Научная статья на тему 'Воспитание концертмейстера в системе обучения пианиста'

Воспитание концертмейстера в системе обучения пианиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
583
223
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕРТМЕЙСТЕРСКИЙ КЛАСС / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ОБУЧЕНИЯ / СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ "КОНЦЕРТМЕЙСТЕРСКИЙ КЛАСС"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Байбикова Г.В., Быкова О.В.

В статье рассматривается актуальная для фортепианной педагогики проблема воспитания и развития концертмейстера в современной системе музыкального образования. Раскрывается роль всех звеньев обучения концертмейстерскому мастерству, содержание и методы данного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспитание концертмейстера в системе обучения пианиста»

ВОСПИТАНИЕ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ ПИАНИСТА

© Байбикова Г.В.*, Быкова О.В.*

Белгородский государственный институт искусств и культуры, г. Белгород Детская школа искусств № 1, г. Белгород

В статье рассматривается актуальная для фортепианной педагогики проблема воспитания и развития концертмейстера в современной системе музыкального образования. Раскрывается роль всех звеньев обучения концертмейстерскому мастерству, содержание и методы данного процесса.

Ключевые слова концертмейстерский класс, преемственность обучения, содержание дисциплины «Концертмейстерский класс».

Отечественное музыкальное образование сегодня переживает существенные изменения, касающиеся пересмотра целей и задач подготовки специалистов, обновления содержания и методов обучения. Достаточно остро звучит проблема преемственности ключевых звеньев музыкального образования в нашей стране.

Озабоченность по поводу утраты преемственности образовательных программ среднего звена и детской музыкальной школы, разрушения исторических традиций в подготовке творческих кадров для отрасли культуры высказываются известными деятелями музыкального искусства и педагогики [1, с. 7-8].

С целью усиления позиций ДМШ одним из важных шагов можно считать реализацию предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств на основе федеральных государственных требований (ФГТ). Федеральные государственные требования к образовательной деятельности музыкальных школ внедрили целый ряд учебных предметов, значимых для дальнейшего профессионального образования одаренных детей.

К числу таких дисциплин относится «Концертмейстерский класс», который согласно ФГТ рассматривается как обязательная дисциплина для учеников-пианистов. Следует отметить, что в предшествующих учебных планах данная дисциплина была предметом по выбору, и изучалось лишь в отдельных музыкальных школах страны.

Таким образом, ФГТ впервые в истории функционирования ДМШ / ДШИ подняли предмет «Концертмейстерский класс» на новый уровень, придав ему более высокий статус. Бесспорно, это положительный момент в

* Заведующий кафедрой Фортепиано Белгородского государственного института искусств и культуры, кандидат педагогических наук, доцент.

* Преподаватель ДШИ по классу фортепиано.

понимании задач и целей обучения учащихся фортепианных отделений. Ведь в исторически сложившихся традициях бытового и концертного музицирования фортепиано, как аккомпанирующий инструмент, занимает бесспорное лидерство. Отсюда следует, что формирование концертмейстерских навыков и умений важно на всех уровнях обучения пианиста. И Детская школа искусств является первичным звеном в этом процессе, обеспечивая связь с последующим этапом обучения, преемственность в накоплении опыта музыкально-исполнительской деятельности. Как известно, преемственность предусматривает последовательность в освоении знаний, умений, когда каждая новая ступень обучения опирается на предыдущую и готовит к переходу на более высокую ступень в развитии [2, с. 459].

Содержание дисциплины «Концертмейстерский класс» на всех этапах обучения нацелено на создание благоприятных психолого-педагогических условий для максимального развития творческого потенциала обучаемых; формирования и совершенствования навыков аккомпанемента, чтения с листа, транспонирования; развития музыкального кругозора, художественного вкуса, навыков совместного творчества обучающихся в области музыкального исполнительства.

Следует заметить, что преемственность в воспитании концертмейстера тесно связана с принципом концентричности, который проявляется в обращении к музыкальным произведениям одного и того же стиля, художественного направления на всех ступенях образования. Например, вокальные произведения мастеров русского бытового романса проходят на уроках концертмейстерского класса и в детской школе искусств, и в музыкальном ссу-зе. Однако, если на начальной ступени музыкального обучения пианиста обращение к романсам А. Гурилева, А. Варламова, А. Алябьева ставит задачу формирования первоначальных концертмейстерских навыков, первичное знакомство с различными эмоционально-образными сферами данного направления, то уже в среднем звене студент психологически углубляется в знакомые интонации и образы, осмысливает специфику музыкального языка, разнообразие фактурного письма аккомпанемента. Аналогичные примеры можно привести, обращаясь к творчеству представителей классического романса, романтической вокальной лирики и др.

Такое повторение можно сравнить с движением по восходящей концентрической спирали, каждый виток которой выявляет новые свойства уже ранее знакомого. Реализации этого принципа позволяет формировать устойчивые связи с предшествующим художественно-эстетическим опытом музыканта, музыканта-исполнителя.

Основной формой обучения концертмейстерскому мастерству в музыкальных учебных заведениях различного уровня является индивидуальный урок. В условиях индивидуальных занятий, при непосредственном контакте с педагогом и взаимодействии с солистами-иллюстраторами, пианисты имеют возможность:

122

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ

- развивать исполнительское мастерство;

- осваивать репертуар (вокальный и инструментальный), специфику работы в качестве концертмейстера;

- овладевать навыками репетиционной работы с вокалистами и инструменталистами;

- самостоятельно изучать и накапливать репертуар, включающий оперные арии, романсы, инструментальный аккомпанемент.

Особое внимание в классе уделяется вокальным камерным произведениям (в жанрах песни и романса), в которых объединены поэтические и музыкальные художественные образы, созданные поэтом и композитором. Таким образом, вокальные жанры, являясь синтетическим искусством, сплавом поэзии и музыки, выступая основным содержанием предмета «Концертмейстерский класс» обладают двойным эмоционально-эстетическим воздействием на ученика и являются благодатным материалом для его музыкально-художественного и профессионального воспитания.

Общеизвестно, что формирование музыкальной культуры, профессиональных навыков определяется в процессе обучения содержанием музыкального образования, представленном в исполнительской педагогике художественным репертуаром, музыкальными произведениями, изучаемыми учащимися. Исходя из этого, педагоги стремятся к тому, чтобы репертуар был высокохудожественным, раскрывал вечные общечеловеческие проблемы, тем самым побуждал ученика к их осмыслению, воспитанию ценностного отношения, как к явлениям жизни, так и к произведениям музыкального искусства.

В процессе реализации опыта музыкально-художественного развития пианиста авторами статьи проделана большая работа по отбору высокохудожественного, и в то же время, доступного, с точки зрения возрастных особенностей учащихся, репертуара, поэтические источники которого включают западноевропейскую и русскую классику, современную поэзию, народные тексты.

Приобретая концертмейстерские умения и навыки, музыканты сталкиваются с отображением в музыке самых различных образов, и, в первую очередь, с ведущей эмоционально-образной сферой вокальной лирики -темой любви.

Следует заметить, что жанр романса не ограничивается лишь передачей личных переживаний и чувств. Остановимся на важности изучения вокальных произведений, раскрывающих социальную тематику. Сегодня, когда в нашем обществе наблюдается резкое расслоение людей по материальному благосостоянию, социальному неравенству, обучаемые активвно обсуждают на уроках реалии современной жизни. Толчком к осмыслению социальных явлений, конфликтов, истинных ценностей - добра, справедливости - являются такие романсы, как «Нищая» А. Алябьева, «Червяк» и «Титулярный советник» А.С. Даргомыжского, «Деревенский сторож», «Песнь ямщика» А. Гурилева и др.

Перечисленные вокальные миниатюры, представляя собой меткие и умные наблюдения, клеймя зло, обличая несправедливость, высмеивая уродливое в действительности, «обогащают душу и разум человека».

Особое место в концертмейстерском классе занимает раздел «природоведение». Взор композиторов, работающих в вокальном жанре, постоянно был обращен к природе, страницы их творчества овеяны её поэзией. Пейзажные зарисовки здесь выступают не только как отражение красоты внешнего мира, но и как резонанс человеческой души. Природа дает импульс переживанию, расцвечивает и очерчивает чувства, делает их более объемными и интенсивными.

Мы привели далеко неполный перечень образных сфер, изучаемых в концертмейстерском классе. Но и это немногое позволяет сделать вывод о том, что в процессе музыкально-художественного развития учащиеся приобщаются к вокальному искусству, которое по праву считается одним из высших рангов духовной деятельности человека. Сила воздействия этого искусства, а также профессиональное мастерство педагога-музыканта оказывают влияние на воспитание в ученике общечеловеческих ценностей, музыкально-художественной культуры, нравственных чувств и нравственной позиции.

Огромный потенциал музыкального воспитания концертмейстера-пианиста реализуется не только в концертмейстерском классе, но и формами внеклассной работы, которые можно разделить на познавательно-просветительские и соревновательные. К познавательно-просветительским формам относятся тематические концерты и вечера, музыкально-литературные композиции, отчетные концерты концертмейстерских классов.

К соревновательным формам внеклассной работы, прежде всего, относятся исполнительские конкурсы различного уровня. Развитие концертмейстерского мастерства во всех звеньях обучения пианиста сегодня немыслимо без исполнительских конкурсов. Отрадно отметить, что в последнее время появились не только взрослые, но и детские конкурсы пианистов-концертмейстеров.

По отношению к конкурсам и их постоянно растущей численности существуют разные мнения. Очевидно следующее: конкурсы приносят реальную пользу в деле выявления молодых талантов, в возможности сравнивать творческие достижения, в расширении творческих контактов. Это и пропаганда передового педагогического опыта, и новых педагогических технологий. Кроме того, конкурсы позволяют участникам познакомиться с представителями различных исполнительских школ, сравнить уровень исполнения, пообщаться на мастер-классах с прекрасными музыкантами и ведущими педагогами.

Сегодня, в связи с введением концертмейстерского класса как обязательного, в ДМШ появляются проблемы организационного характера, и, конечно же, проблемы, связанные с повышением уровня преподавания данного предмета.

В чем же сложность обучения концертмейстерству? Во-первых, концертмейстерский класс является относительно самостоятельным направле-

124

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ

нием воспитания музыканта, имеющим свою специфику, и требует от педагогов специальных знаний и соответствующего опыта.

Во-вторых, преподаватели проходят достаточно длинный процесс подготовки к самостоятельной педагогической деятельности в качестве педагогов специальных классов, изучая при этом методику обучения игре на инструменте, репертуар ДМШ. Что же касается концертмейстерского класса, то в отечественном музыкальном образовании и в ссузе, и в вузе, к сожалению, отсутствует предмет «Методика преподавания концертмейстерского класса». Введение такого предмета является актуальной задачей еще со времени открытия первых консерваторий в Москве и Петербурге во второй половине 19 века. Следует также добавить, что в последние десятилетия концертмейстерский класс существовал далеко не во всех музыкальных школах страны. Поэтому сегодня актуальной является задача освоения форм и методов обучения концертмейстерскому делу, изучения исполнительско-педагогических проблем в данной области, осуществления преемственной связи между различными звеньями фортепианного обучения.

Отводя дисциплине «Концертмейстерский класс» важную роль в профессиональном становлении и развитии пианиста, мы исходим из положения, что только педагог, имеющий опыт концертмейстерской практики, сформированную методическую компетентность по вопросам концертмейстерского дела сможет научить учащихся этому ремеслу, а также добиться высоких результатов в обучении и развитии личности.

Список литературы:

1. О реализации дополнительных общеобразовательных предпрофес-сиональных программ в области искусств / авт.-сост. А.О. Аракелова. - М: Минкультуры России, 2012. - Ч. 1.

2. Педагогика: Большая современная энциклопедия / сост. Е.С. Рапаце-вич. - Мн.: «Соврем. слово», 2005.

ПРАВОВОЙ УНИВЕРСИТЕТ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА

© Мазина О.Н.*

Оренбургский государственный университет, г. Оренбург

В статье рассматривается инновационная форма обучения студентов -правовой университет, направленный на формирование гражданской и правовой компетентности у будущих бакалавров профессионального

* Доцент кафедры Общей и профессиональной педагогики факультета Гуманитарных и социальных наук, кандидат педагогических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.