Научная статья на тему 'ДЖАЗ КАК УЧЕБНЫЙ КУРС ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА'

ДЖАЗ КАК УЧЕБНЫЙ КУРС ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
19
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ / КУРС ДЖАЗОВОЙ ИМПРОВИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайлова Валерия Михайловна

В статье обоснована необходимость включения в учебный план педагогического колледжа курса джазовой импровизации. Раскрывая собственный опыт внедрения подобного курса в учебный процесс, автор подчеркивает позитивные аспекты влияния джаза на молодое поколение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JAZZ AS A TRAINING COURSE OF PEDAGOGIC COLLEGE

Jazz as a training course of pedagogic college (by Mihailova V.M.) proves necessity of inclusion the course of jazz improvisation studies to the curriculum of pedagogic college. Demonstrating own experience of introduction of such course in educational process, the author emphasizes positive aspects of jazz influence on young generation.

Текст научной работы на тему «ДЖАЗ КАК УЧЕБНЫЙ КУРС ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА»

произведения, но нельзя принудить полюбить его, проникнуть в выразительную сущность. При любом проявлении «насилия» ребенок станет рефлекторно «закрываться» от учителя, встреча с прекрасным превратится в передачу информации, которая может быть и усвоится, но никогда не станет частью его личности. Ребенок будет безразличным, а то и проявлять нежелание заниматься музыкой.

Но если пробудить в ребенке интерес к предмету обучения, то он может делать большие успехи, часто даже превосходя самые смелые ожидания преподавателя. Для этого необходимо создать специальные условия. Поможет в этом опора на теорию деятельности.

Для реализации учебной цели проникновения в образно-смысловой строй музыкальных произведений нужно сформировать такую деятельность, которая была бы интересна для детей, а изучение музыкальных произведений стало необходимым условием ее проведения, операцией, с помощью которой достигались цели. Этим условиям удовлетворяет игра «Музыкальный режиссер». Она обладает ярко выраженным творческим содержанием, а значит, привлекательна для детей. Мотивом этой деятельности станет создание видеофильма. Ученикам будет предложен зрительный ряд, который нужно озвучить для придания эмоциональной окраски действию. Чтобы выполнить это задание необходимо прослушать произведения из предложенного списка, оценить их образно-эмоциональный строй, выбрать из нескольких вариантов наиболее подходящий для каждого конкретного случая. Таким образом, прослушивание музыкальных произведений, их образно-смысловая и эмоциональная оценка становятся важнейшим условием выполнения деятельности, связанной с созданием видеофильма и занимают в ней место операций.

Понятно, что, прежде всего, следует освоить довольно простую программу Windows Movie Maker, с помощью которой будет создаваться видеофильм. С этой целью детям можно предложить нетрудное задание. В его основе могут быть фотографии, картинки, которые надо озвучить. Они формируются по теме, эмоционально близкой ребёнку, например тема: «Моя семья». Объяснив детям, как работает программа, вместе с ними создадим небольшой клип.

Далее задания усложняются и потребуют от ребенка уже творческой самостоятельности. В одном случае нужно озвучить определённый сюжет, который им уже дан, добавив музыку из имеющихся нескольких композиций. В другом, предлагается только видеоряд, а право поиска и выбора музыки останется за детьми. Таким образом, заинтересовав детей творческой игрой, мы сформируем мотив: создание видеофильма, в процессе чего будет достигаться и учебная цель (в нашем случае - тщательное прослушивание музыки, глубокое погружение в ее образно-эмоциональное содержание). А творческий элемент обеспечит притягательность этой деятельности, а значит и нужный учебный эффект.

Литература

1. Бороздина О. Музыкальное образование в школе: планы и реальность. - Елец: Муза, 2003.

2. Педагогика. Большая современная энциклопедия. - Минск: Современное слово, 2005. С.123-124.

3. Талызина Н.Ф. Влияние идей А.Н.Леонтьева на развитие педагогической психологии. //А.Н.Леонтьев и современная психология. М.: МГУ, 1983. С.78.

4. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. - М.: Просвещение, 1984.

5. Масару Ибука. После трех уже поздно. - М.: РУССЛИТ, 1991. Перевод на русский язык М. и Н.Перовых, 1991.

6. Сраджев В.П., Бороздина О.О. Воспитание направленности личности на музыкально-художественное саморазвитие как основная задача музыкального обучения в школе. «Музыка и школа», 2007. №3.

© 2009 г. Михайлова В.М.

ДЖАЗ КАК УЧЕБНЫЙ КУРС ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА

В статье обоснована необходимость включения в учебный план педагогического колледжа курса джазовой импровизации. Раскрывая собственный опыт внедрения подобного курса в учебный процесс, автор подчеркивает позитивные аспекты влияния джаза на молодое поколение. Ключевые слова: педагогический колледж, курс джазовой импровизации, воспитание молодежи.

Наряду с другими дисциплинами в учебный план Нижегородского педагогического колледжа включён факультативный курс джазовой импровизации. Это авторский курс, разработанный мной на основе многолетней практики. Джаз многие годы помогает мне заинтересовывать учеников искусством исполнения на фортепиано не только джазовой музыки, но и классической. Джазовая импровизация раскрепощает ученика, дает возможность ощутить психологический комфорт, что очень необходимо в наше тревожное время.

В настоящее время молодёжь увлечена западной культурой, идеализирует её, не разбирая, где высокое искусство, а где - низкопробное. Переориентировать молодое поколение на высокие идеалы в наших силах. Эту проблему и поможет нам решить искусство джаза, которое всё активнее завоёвывает популярность среди молодёжи, и очень важно поддерживать интерес в этом направлении.

Подготовка учителей музыки общеобразовательных школ предполагает владение различными языками музыкального искусства. Будущие преподаватели должны ориентироваться в его многообразии: это и фольклор, и рок-музыка, и джаз, и академические традиции, и авторская песня и т.д.

Что такое джаз? Луи Армстронг говорил: «Если вы спрашиваете что такое джаз, то вам этого не понять». Джаз - это особый музыкальный язык. Чтобы его понимать и «говорить» на нём, его надо обязательно изучать. Следует отметить, что джаз - один из наиболее привлекательных языков для молодого поколения. Почему молодёжь любит джаз? Да потому, что она чувствует в нём ту свежесть, избыток жизненной энергии, которая не столь ярко выражена в других направлениях современной музыке.

Джаз - явление многоликое. Безусловно, существуют направления в гармонической и ритмической эволюции джаза, движение от элементарного языка к более сложному языку. Это так называемая ладовая музыка, где пьеса строится на одном-двух аккордах, она трансформируется в более сложные ладовые композиции. Историческое развитие джаза тесно связано с европейской академической музыкой (ведь гармонической основой джаза являются традиции классической гармонии). Вспомним узловые моменты эволюции джаза: спиричуэлс, регтайм, буги-вуги, нью-арлеанский стиль, чикагский стиль, свинг, би-боп, кул-джаз, хард-боп, рок-н-ролл и другие, всего более тридцати направлений.

Конечно, чтобы научиться исполнять джаз, музыкант должен быть прежде всего ритмически организован. Умение почувствовать определенную пульсацию в джазовом произведении, а особенно синкопированную пульсацию - главнейшая задача. Способность исполнять виртуозные классические произведения также является необходимым подспорьем в работе над джазовой импровизацией.

Исходя из вышесказанного понятно, что назрела необходимость включения в программу Нижегородского педагогического колледжа курса обучения основам джаза. Странно слышать рекомендации некоторых преподавателей студентам не исполнять джаз ввиду якобы того, что они не могут это делать. Причина, видимо, кроется в том, что сами преподаватели скрывают дилетантизм в этой области и вместо того, чтобы учиться понимать джаз, отрицают его полностью.

Очевидно, что по-настоящему овладеть искусством исполнения джазовой музыки очень сложно. Исполняя классическое произведение, музыкант следует всем текстовым рекомендациям композитора или редактора до мельчайших подробностей. Джазовая импровизация контрастна точному и выверенному исполнению классики, она раскрепощает ученика, дает возможность ощутить психологический комфорт и свободу.

Разработанная мной программа ставит следующие задачи:

1. Научить студентов разбираться в стилистических особенностях эстрадно-джазового направления. В связи с этим предусматривается ряд лекций, освещающих различные направления мирового джаза. Параллельно в ходе занятий студенты услышат лучшие образцы джазовой импровизации в исполнении корифеев-джазменов (на аудиокассетах и дисках).

2. Научить студентов свободно исполнять эстрадно-джазовые произведения в ансамбле, добиваясь качественного профессионального результата.

3. Научить студентов элементам джазовой импровизации, что необходимо при исполнении данного стиля.

4. Научить студентов пропагандировать джазовую музыку, самим организовывать лектории по данной тематике и кружки в общеобразовательных школах.

5. Провести в конце годового обучения показательный концерт для студентов колледжа, а также с целью профориентационной работы провести концерты-беседы в музыкальных школах, студиях, домах творчества силами студентов кружка.

Учащиеся должны знать:

1. Основные направления в джазовой музыке (зарождение и становление джаза как самостоятельной формы искусства).

2. Основы джазовой импровизации.

Учащиеся должны уметь:

1. Аранжировать простейшие произведения.

2. В стиле исполнять джазовые и эстрадные произведения.

3. Слушать друг друга в ансамблевом исполнении.

4. Иметь начальные навыки импровизации.

Занятия в данном кружке включает следующую тематику:

1. Основные направления в джазовой музыке (обзорная лекция).

2. Основы импровизации.

3. Разбор и разучивание джазовых произведений со студентами.

Очень интересен педагогический опыт обобщения элементарных навыков импровизации доктора искусствоведения, профессора Казанской консерватории А.Л.Маклыгина. Основательным подспорьем в теоретическом вопросе послужили издания А.Рогачёва, И.Бриля, Ю.Чугунова, предназначенные для преподавателей и учащихся эстрадных отделений музыкальных училищ, колледжей и вузов, для профессиональных музыкантов, композиторов и всех, кто любит джаз.

Отсутствие навыков импровизации у большинства академических музыкантов можно объяснить программными установками существующей системы музыкального образования, где с первых же шагов обучения доминирует воспитание «чистого» исполнителя, затем - из неудавшегося исполнителя - теоретика, а подчас и композитора. Новое время требует нового подхода к подготовке музыканта - он должен стать не только исполнителем, но и композитором, и теоретиком. Будущему специалисту необходимо научиться раскрывать искусство звуков и его многообразие через внутреннее творческое самовыражение. Здесь импровизации отводится особая роль - и как методу практическому (за инструментом), и как способу развития творческих (композиторских и исполнительских) навыков ученика, и как эффективному пути развития личностных качеств ученика. Личность, таким образом, развивается многогранно и всесторонне.

Существует мнение, что импровизация - это удел особо одарённых учеников, которые испытывают большое желание концертного музицирования, психологически раскрепощены и свободны в самовыражении. Однако, эта довольно распространённая точка зрения лишена оснований: ведь в каждом ученике заложена способность к творчеству, и раскрыть эту способность - задача педагога.

Студенты колледжа регулярно участвуют в концертах, которые проводятся в общеобразовательных и музыкальных школах города Н.Новгорода и области с целью

профориентации. Выступления дают студентам великолепный опыт для организации своих концертов после окончания колледжа. Как правило, студенты с радостью участвуют в агитбригадах: это новые впечатления, интересные поездки и встречи с музыкой.

Начало третьего тысячелетия можно назвать «многоликим джазом» или «тысячелетием джаза». Джазу принадлежит будущее, так как это искусство энергичных, жизнелюбивых, как и сам джаз, молодых людей. Язык джаза понятен, доступен, многонационален, вечен.

© 2009 г. Соколов С.В.

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ПИАНИСТОВ

Автор раскрывает суть деятельностного подхода в обучении и воспитании личности на основе трудов представителей отечественной психологии и педагогики ХХ века, показывает специфику его применения в фортепианном обучении, подчеркивает необходимость приобретения учащимся-пианистом навыков рациональной самостоятельной работы. Ключевые слова: деятельностный подход, воспитание пианиста.

Формирование профессиональной самостоятельности, умения пользоваться накопленными знаниями является актуальной задачей педагогики. Поэтому для любого педагога важно не просто преподать готовые знания, но и научить учеников самостоятельно добывать и усваивать информацию, то есть «научить учиться». С.Л.Рубинштейн писал: «Говоря платоновскими формулами, знание не сообщается как бы переливанием из одного сосуда в другой (Symposium 175 D), учиться - значит самому у себя находить (Theaetetus, 150 D), овладевать своим собственным познанием (Phaedo, 75 E)» [4, 433]. Серьезные перспективы в этом плане даёт применение деятельностного подхода в обучении.

Предпосылки деятельностного подхода в обучении и воспитании личности зародились в отечественной психологии 1920-х годов. Деятельностный подход (англ. activity approach) — это «совокупность теоретико-методологических и конкретно-эмпирических исследований, в которых психика и сознание, их формирование и развитие изучаются в различных формах предметной деятельности субъекта, а у некоторых представителей деятельностного подхода психика и сознание рассматриваются как особые формы (виды) этой деятельности, производные от внешне-практических ее форм» [3, 120]. Методологическое обоснование деятельностного подхода было отражено в 1930-е годы в работах советских психологов А.Н.Леонтьева и С.Л.Рубинштейна. Так, в статье С.Л.Рубинштейна «Принцип творческой самодеятельности» (1922) автор, опираясь на философские взгляды И.Канта, выводит первое объяснение главного теоретического принципа деятельностного подхода - принципа единства сознания и деятельности. Согласно С.Л.Рубинштейну, «лишь когда со стороны субъекта есть акт творческой самодеятельности, его объект - самостоятельный мир, объективное бытие. Каждый "акт" рецептивности -восприятие "явлений", не имеющих никакого в себе обоснованного существования; каждый акт, в котором выстраивается передо мною мир, есть акт творческой самодеятельности: я непрерывно его воздвигаю, а он, законченный, передо мной. Объективизм, который познаёт то, что есть так, как оно есть, не пассивизм, который приемлет то, что дано так, как оно дано» [4, 437]. Далее С.Л.Рубинштейн определяет, что «субъект в своих деяниях, в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется; но в них созидается и определяется. Поэтому тем, что он делает, можно определять то, что он есть: направлением его деятельности можно определять и формировать его самого. На этом только зиждется возможность педагогики, по крайней мере, педагогики в большом стиле» [4, 435].

Наиболее детальное и систематическое обоснование этого принципа С.Л.Рубинштейн даёт в монографии «Основы психологии» (1935). Здесь он определяет, что в деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.