Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ КОРРЕКЦИИ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ДЦП'

К ВОПРОСУ КОРРЕКЦИИ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ДЦП Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
220
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧАЮЩИЕСЯ С ДЦП / КОРРЕКЦИЯ РЕИ У ДЕТЕЙ С ДЦП / НАПРАВЛЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ДЦП

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Лаврикова Д.Д.

В статье представлен теоретический аспект коррекции речи обучающихся с ДЦП: основные причины возникновения ДЦП,типичные речевые нарушения у обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата, принципы логопедической работы с обучающимися с дизартрией, направления коррекционной работы с детьми с ДЦП.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Лаврикова Д.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF SPEECH CORRECTION OF STUDENTS WITH CHILDREN'S CEREBRAL PARALYSIS

The article presents the theoretical aspect of speech correction in students with cerebral palsy: the main causes of cerebral palsy, typical speech disorders in students with musculoskeletal disorders, the principles of speech therapy work with students with dysarthria, directions of corrective work with children with cerebral palsy.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ КОРРЕКЦИИ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ДЦП»

УДК 376.37

Лаврикова Д. Д. студент магистратуры факультет «Психология педагогика и дефектология» кафедра «Дефектология и инклюзивное образование» ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет»

г. Ростов-на-Дону

К ВОПРОСУ КОРРЕКЦИИ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ДЦП

В статье представлен теоретический аспект коррекции речи обучающихся с ДЦП: основные причины возникновения ДЦП,типичные речевые нарушения у обучающихся с нарушением опорно -двигательного аппарата, принципы логопедической работы с обучающимися с дизартрией, направления коррекционной работы с детьми с ДЦП.

Ключевые слова; обучающиеся с ДЦП, коррекция реи у детей с ДЦП, направления логопедической работы с обучающимися с ДЦП.

Lavrikova D.D. graduate student faculty of psychology, pedagogy and defectology department of defectology and inclusive education FSBEIHE "Don State Technical University"

Rostov-on-Don

TO THE QUESTION OF SPEECH CORRECTION OF STUDENTS WITH CHILDREN'S CEREBRAL PARALYSIS

The article presents the theoretical aspect of speech correction in students with cerebral palsy: the main causes of cerebral palsy, typical speech disorders in students with musculoskeletal disorders, the principles of speech therapy work with students with dysarthria, directions of corrective work with children with cerebral palsy.

Key words: students with infantile cerebral palsy, rhea correction in children with infantile healing paralysis, directions of speech therapy work with students with infantile healing paralysis.

Особую актуальность в современном мире приобретает проблема образования, реабилитации и интеграции в общество детей, страдающих детским церебральным параличом. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ДЦП является сложной системой реабилитационных мероприятий, направленных на развитие

интеллектуальных умений, познавательной деятельности, на повышение социальной активности, развитие самостоятельности.

Детский церебральный паралич - одно из тяжелейших заболеваний центральной нервной системы, может проявляться в различных нарушениях (нарушение в развитии двигательной сферы, в психическом и речевом развитии).

Значительное число исследований в специальной медицинской и психолого-педагогической литературе посвящено изучению нарушений развития детей с церебральным параличом: симптоматики, механизмов и структуры двигательных расстройств (Л. О. Бадалян, Л. Т. Журба, В. Т. Кожевникова, Е. М. Мастюкова, Е. Н. Правдина-Винарская, К. А. Семенова, Е. Г. Сологубов, М. Б. Эйдинова и др.), особенностей психического развития (Л. Д. Данилова, Э. С. Калижнюк, Е. И.Кириченко, И. Ю. Левченко, И. И. Мамайчук, Е. М. Мастюкова, К. А. Семенова, Н. В. Симонова и др.); речевых нарушений (Е. Ф. Архипова, Л. Д. Данилова, М. И. Ипполитова, Е. М. Мастюкова, И. И. Панченко, О. Г. Приходько, Е. Н. Правдина-Винарская и др.); личностно-профессиональной ориентации подростков (И. Ю. Левченко). Все эти исследователи обеспечили решение важных, но отдельных вопросов в рассмотрении проблемы помощи детям с данной патологией.

К основным причинам возникновения ДЦП относят: раннее (внутриутробное) поражение мозга, нарушение родовой деятельности, асфиксия плода, инфекционные заболевания, осложненные энцефалитом, а также травмы головного мозга, перенесенные ребенком после рождения. К наиболее часто встречаемым формам ДЦП можно отнести: спастическая диплегия, двойная гемиплегия, атонически-астатический синдром, гиперкинетическая форма. Важно подчеркнуть, что у большинства детей наблюдаются часто смешанные формы ДЦП. Перечисленные психофизиологические и речевые особенности развития детей с ДЦП важно учитывать при организации коррекционной работы с детьми

На основании исследованииЕ.М. Мастюковой, М.Я. Смуглина, К.А. Семеновойбыли выделены следующие типичные речевые нарушения у детей с ДЦП:

-первая группа - задержка речевого развития у детей с церебральным параличом (задержка обусловлена тяжелой двигательной и интеллектуальной недостаточностью, выраженной соматикой, социальным окружением2 ребенка, связанным, например, с длительной госпитализацией, изоляцией от общения со сверстниками);

-вторая группа - дизартрии и анартрии у детей с церебральным параличом (обусловлены нарушением нейромоторного механизма речи, проявляется в трудностях с артикуляцией, дефектами в звукопроизношении, диспросодией, возможны затруднения в глотании, гиперсаливации, расстройства в произвольной моторики и координации);

-третья группа - алалия у детей с церебральным параличом (отсутствие речи или недоразвитие речи, связанное с органическим поражением речевых зон коры головного мозга, у детей данной группы алалия чаще всего сочетается с дизартрией);

-четвертая группа - речевое недоразвитие у детей церебральным параличом, которое 6 связано со снижением слуха, с умственной отсталостью [1; 2; 3].

Важно подчеркнуть, что речевые нарушения у детей с церебральным параличом редко встречаются в изолированной форме, чаще всего сочетается с дизартрией, с задержкой речевого развития, дизартрией, алалией.

К наиболее распространённым нарушениям в развитии речи детей с ДЦП можно отнести дизартрию (дизартрия3 диагностируется примерно у 75% детей, в 95% случаях - дизартрические расстройства различной степени тяжести.

Дизартрия у ребенка с церебральным параличом — это сложный синдром дезинтеграции акта произношения, обусловленный нарушением регуляции речедвижений при органическом поражении центральной нервной системы. Симптоматика дизартрии определяется локализацией патологического очага, а также ходом процессов, характерных для дефицитарного психического развития: появлением вторичных дефектов, компенсаторных и псевдокомпенсаторных систем, наличием асинхроний.

Ядром речевой патологии при дизартрии является искаженное развитие фонетико-фонематической системы. В связи с этим основные усилия логопедов должны быть направлены на коррекцию этой стороны речи.

Основными принципами логопедической работы с обучающими с дизартриейявляются:

1. Логопедическая работадолжна быть направлена на коррекцию не только произношения, но и развитие психических процессов ребенка.

2. Формирование фонетико-фонематической системы должно быть органично связано с развитием всех компонентов речи.

3.Формирование у ребенка с ДЦП мотивации к совершенствованию звучания своей речи.

4.Выработка коммуникативных умений и навыков у детей с ДЦП.

5.Преодоление или предупреждение вторичных нарушений у детей с

ДЦП.

6.Развитие лексико - грамматической стороны речи у детей с ДЦП.

Учитывая психолого-педагогические и речевые особенности детей с

ДЦП нами были выделены основные направления коррекционной работы с детьми с ДЦП:

- развитие коммуникативных навыков со сверстниками, в семье, с педагогами. В рамках этого аспекта учитывается развитие активного

словаря и формирование связной речи. Также коррекция нарушений грамматического и лексического строя речи;

-развитие высших психических функций - внимания, памяти и мышления;

-развитие мелкой, общей и артикуляционной моторики; -развития бытовых умений, гигиены и навыков самообслуживания; -развитие количественно-временных характеристик и др. Таким образом, для эффективной коррекционной работы с детьми с ДЦП важно комплексное воздействие специалистов: невролога, дефектолога, психолога, ЛФК-специалиста, логопеда. Каждому обучающемуся с ДЦП необходим индивидуальный подход. Если ребенок не справляется с программой обучения, то в первую очередь ему необходима консультация педагога-психолога (специалист проведен психологическое диагностирование особенностей развития психических процессов, при необходимости -психологические занятия, даст рекомендации педагогам и родителям по воспитанию и обучению ребенка), что позволит обучающимся более успешно освоить учебные компетенции, справится с учебной программой, скорректировать способы поведения.

Использованные источники:

1.Мастюкова Е.М. Виды, и причины отклонений в развитии. -Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития. — СПб.: Питер, 2002. -384 с.

2.Семенова К.А. Восстановительное лечение детей с перинатальным поражением нервной системы и детским церебральным параличом. М.: Кодекс, 2007. - 616с.

3.Семёнова К.А. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей /Семёнова К.А., Мастюкова Е.М., Смуглин М.Я. - М.: Книга по Требованию, 2013. - 328 с.

4. Семенова К. А. Восстановительное лечение больных с резидуальной стадией детского церебрального паралича. - М.: Антидор, 1999. -с.56.

5. Сологубов Е. Г. Комплексная реабилитация детей с невролого-ортопедической патологией в условиях медицинского стационара / Коррекционная педагогика: теория и практика. - № 3 (27). - 2008. - С. 1621.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.