Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ МАССАЖА И КИНЕЗОТЕРАПИИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ В УСЛОВИЯХ ДОМАШНЕГО ОБУЧЕНИЯ'

ПРИМЕНЕНИЕ МАССАЖА И КИНЕЗОТЕРАПИИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ В УСЛОВИЯХ ДОМАШНЕГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
155
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ / КИНЕЗОТЕРАПИЯ / ДЕТИ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ / ДИЗАРТРИЯ / LOGOPEDIC MASSAGE / KINESOTERAPY / CHILDREN WITH CEREBRAL PALSY / DYSARTRIA

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Витязева Ольга Владимировна

Приведены условия эффективного использования массажа и кинезотерапии в работе логопеда с детьми, у которых наблюдается дизартрия на фоне церебрального паралича. Показаны особенности применения методик в условиях домашнего обучения. Содержание логопедической работы структурировано с учетом тяжести состояния ребёнка, ориентировано на коррегирование моторно-двигательных функций и динамики речевого развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Витязева Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF MASSAGE AND KINESITHERAPY IN SPEECH THERAPY WORK WITH CHILDREN WITH CEREBRAL PALSY IN HOME SCHOOLING

The conditions for the effective use of massage and kinesitherapy in the work of a speech therapist with children who have dysarthria on the background of cerebral palsy are given. The features of the application of methods in the conditions of home education are shown. The content of speech therapy work is structured taking into account the severity of the child’s condition, focused on correcting motor-motor functions and the dynamics of speech development.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ МАССАЖА И КИНЕЗОТЕРАПИИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ В УСЛОВИЯХ ДОМАШНЕГО ОБУЧЕНИЯ»

УДК 376.2+376.37

О. В. Витязева

ПРИМЕНЕНИЕ МАССАЖА И КИНЕЗОТЕРАПИИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ В УСЛОВИЯХ ДОМАШНЕГО ОБУЧЕНИЯ

Актуальность рассматриваемой темы обусловлена тем, что проблема по формированию моторной базы речи у детей с дизартрией, страдающих церебральным параличом, недостаточно изучена в педагогической практике. В структуре дефекта данной категории лиц наряду с нарушением моторной базы речи отмечаются грубые двигательные расстройства на фоне неврологической симптоматики, а также может быть нарушена интеллектуальная сфера этих детей. Трудности, с которыми сталкиваются логопеды, связаны с тем, что диагностика и коррекция детей с дизартрией, страдающих детским церебральным параличом, требует комплексного подхода со стороны не одного, а группы специалистов, таких как: врач-реабилитолог, дефектолог, психолог, массажист, инструктор по лечебной физкультуре.

На решение проблемы формирования моторной базы речи у детей с дизартрией, страдающих детским церебральным параличом, обращают своё внимание многие врачи и педагоги. Тем не менее, проблема оказания помощи детям со сложной структурой дефекта до сих пор остаётся неразрешенной, поскольку, на наш взгляд, во-первых, наблюдается отсутствие диагностических и кор-

рекционных методик, рассчитанных на детей с определенной комбинацией в структуре дефекта, и, во-вторых, отмечается неполная охваченность детей данной категории по причине их не транспортабельности. Особенно трудно приходится детям из неполных семей. Так, одинокой маме практически невозможно организовать передвижение не ходячего школьника в реабилитационный центр для ежедневного оказания ему помощи. Кроме этого, необходимо расширение методов воздействия, в том числе и нетрадиционных, таких как точечный, дифференцированный массаж и кинезотерапия в условиях домашнего обучения.

Особенности состояния моторной базы речи у детей с дизартрией на фоне ДЦП. М. Я. Смуглин, К. А. Семенова, Е. М. Мастюкова [1] отмечают общность функционирования двигательной и речевой систем, а также взаимосвязь в развитии общей и артикуляционной моторики как в норме, так и в условиях патологии. И. А. Смирнова [2] указывает, что у детей с ДЦП существуют различные формы речевых нарушений, которые редко встречаются в изолированном виде. Наиболее частой формой речевой патологии при этом заболевании является дизартрия.

Л. О. Бадалян и соавт. [3] выделяют следующие нарушения при дизартрии: нарушения тонуса артикуляционной мускулатуры (мышц лица, языка, губ, мягкого нёба) - по типу спастичности, гипотонии или дистонии. Е. М. Мастюкова и соавт. [4] обращают внимание на наличие патологических рефлексов орального автоматизма и надсегментарных по-зотонических рефлексов (ЛТР, СШТР, АШТР). Сохранение и усиление этих рефлексов после первого года препятствуют развитию произвольных движений и задерживают развитие речи. Л. С. Волкова и соавт. [5] заостряют внимание на том, что характерным признаком дизартрии является нарушение проприоцептивной афферентной импульсации от мышц артикуляционного аппарата. Нарушение проприоцепции, по мнению учёных, у детей с ДЦП наблюдается и в других группах мышц, так как основным нарушением при детских це-ребебральных параличах является

нарушение двигательного анализатора [6].

Таким образом наблюдается кинестетический и кинетический тип диспраксических расстройств. Кроме этого, учёными зарегистрировано нарушение со стороны дыхания: поверхностный вдох и укороченный слабый выдох. Отмечаются нарушения голоса, которые обусловлены изменениями мышечного тонуса и ограничением подвижности мышц гортани, мягкого нёба, голосовых складок, языка и губ. Может наблюдаться наличие насильственных движений (гиперкинезов и тремора) в

артикуляционной мускулатуре, син-кинезии (открывание рта при любом произвольном движении или при попытке его выполнения).

Одним из наиболее частых вегетативных расстройств при дизартрии является гиперсаливация [7]. М. Я. Сму-глин и соавт. [8] обращают внимание, что у всех детей с церебральным параличом в результате нарушения функций артикуляционного аппарата недостаточно развита, прежде всего фонетическая сторона речи, стойко нарушено произношение звуков. Как отмечает Т. Г. Визель [9], симптомы дизартрии относятся к числу неврологических. Большое значение в механизме речевых нарушений при ДЦП имеет сама двигательная патология, ограничивающая возможности передвижения и познания окружающего мира [10].

Опираясь на эти данные, можно сделать вывод, что между функционированием двигательной и речевой систем у детей с ДЦП наблюдается патогенетическая общность, которая выражается в нарушении артикуляционного праксиса, как кинетического, так и кинестетического, пальцевого праксиса и общих произвольных движений. Состояние моторной базы речи у детей с дизартрией на фоне ДЦП зависит от локализации поражения, и патологические процессы наблюдаются на уровне произвольных движений.

Возможности применения массажа и кинезотерапии в практической логопедии. О. Г. Приходько [11] предлагает положение, которое является основным принципом в

коррекционной работе логопеда. Она отмечает, что важным условием комплексного воздействия является согласованность действий логопеда, невропатолога, врача ЛФК. Цель логопедической работы - развитие и облегчение речевого общения, улучшение разборчивости речевого высказывания ребёнка для того, чтобы обеспечить ему большее понимание его речи окружающими.

Мы считаем, что одним из эффективных методов для коррекции моторной базы речи у детей с дизартрией на фоне ДЦП в условиях домашнего обучения является массаж и кинезо-терапия. К основным видам массажа относятся классический ручной, точечный, аппаратный, зондовый. К кинезотерапии относятся пассивная и активная гимнастика, дыхательные упражнения, голосовые упражнения, работа с рукой. Нередко массаж является необходимым условием эффективности логопедического воздействия, он изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей, благотворно влияет на физическое развитие ребёнка. Логопедический массаж, в свою очередь, представляет собой одну из техник, способствующих нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающих речевыми нарушениями [12].

В случае если логопед имеет среднее медицинское образование и специализацию по массажу и лечебной физкультуре, его вклад в процесс коррекции детей с сочетанной структурой дефекта будет весомым в условиях домашнего обучения, особенно

в неполных семьях. Специалист в домашних условиях в рамках одного индивидуального занятия может оказать помощь ребёнку комплексно, воздействуя на всю моторную сферу. Комплексное воздействие со стороны логопеда должно проводиться под потранажем врача-реабилитолога.

Следует отметить, что даже при наличии медицинского заключения, логопед должен самостоятельно провести диагностику состояния мышц. Это поможет определить тактику массажа в каждом конкретном случае. Базируясь на работах Е. А. Дьяковой, Е. М. Мастюковой, Е. Ф Архиповой, мы предлагаем следующий алгоритм обследования:

Осмотр. При осмотре ребёнка следует обратить внимание на положение головы по отношению к туловищу, отметить, нет ли привычных асимметричных поз. При осмотре лица надо помнить о возможной асимметрии в виде сглаженности но-согубной складки, опущенного уголка рта, расширенной или суженной глазной щели, наличии постоянно приоткрытого рта, слюнотечения.

Пальпация. Большое значение в диагностике состояния мышц тела, кисти и артикуляционного аппарата имеет ощупывание, так как даёт логопеду возможность точнее определить характер нарушений мышечного тонуса.

Особенности состояния движений (общих и артикуляционных) оцениваются при выполнении двигательных проб, используемых в традиционных логопедических методиках. Оцениваются: объём, скорость,

динамика, истощаемость, сила и координация движений.

Содержание логопедической работы по формированию моторной базы речи у детей с дизартрией на фоне ДЦП в условиях домашнего обучения.

Исходя из клинических и психолого-педагогических особенностей детей школьного возраста с дизартрией, страдающих ДЦП, в условиях домашнего обучения, по нашему мнению, целесообразно применять на коррекционных занятиях традиционные и нетрадиционные методы воздействия. Нетрадиционные методы воздействия состоят из приемов общего классического массажа, точечного массажа, дифференцированного логопедического, в том числе, зондового массажа, а также элементов пассивной и активной гимнастики для туловища, верхних и нижних конечностей. Для последующих занятий в условиях дома следует обучить родителей, используя такие приемы, как консультация, демонстрация, беседа, показ, тренинг. При разработке плана занятий целесообразно использовать в адаптированной форме рекомендации, описанные в работах Е. А. Дьяковой, Е. Краузе, Е. В. Новиковой, Е. Ф. Архиповой, Н. А. Белой. Индивидуальные занятия рекомендуется проводить систематически, следующим образом:

В первые две недели - основной курс коррекционной работы, включающий в себя занятия специалиста с ребенком и обучение родителей. Ежедневно, индивидуальное занятие следует проводить в первой половине дня, длительностью 30-40 минут,

которое включает в себя разделы: вводная часть, основная часть, заключительная часть.

Последовательность воздействия на массируемые области в процессе одного сеанса следующая:

1) область стопы правой ноги, правая нога;

2) область стопы левой ноги, левая нога;

3) область кисти правой руки, правая рука;

4) область кисти левой руки, левая рука;

5) область спины;

6) область лица и артикуляции.

Основная часть также включает в себя пассивные и активные упражнения лечебной физической культуры. В заключительную часть входят упражнения на дыхание, расслабление. В середине курса, после адаптации ребёнка к воздействию, предлагаем обучать родителей основным приёмам массажа и ЛФК [13].

После завершения основного курса занятия должны проводятся мамой в течение десяти недель, с периодичностью 2-3 раза в неделю. Затем основной курс коррекционной работы с помощью нетрадиционных методов рекомендуется повторить.

Результат коррекционной работы логопеда, имеющего среднее медицинское образование и специализацию по массажу и лечебной физкультуре, предполагает повышение уровня развития моторной базы речи у детей школьного возраста с дизартрией на фоне детского церебрального паралича в условиях домашнего обучения, особенно в неполных семьях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Смуглин М. Я., Семенова К. А., Мастюкова Е. М. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей. М.: Медицина, 1972. 328 с.

2. Смирнова И. А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР. Учеб.-метод. пособие для логопедов и дефектологов. СПб.: Детство—Пресс, 2004. 318 с.

3. Бадалян Л. О., Журба Л. Т., Ти-монина О. В. Детские церебральные параличи. Киев: Здоровья, 1988. 326 с.

4. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. М.: Просвещение, 1973. 224 с.

5. Волкова Л. С., Лалаева Р. И., Ма-стюкова Е. М. Логопедия: Учеб. для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ВЛАДОС, 2002. 677 с.

6. Смуглин М. Я., Семенова К. А., Мастюкова Е. М. Указ. соч.

7. Бадалян Л. О., Журба Л. Т., Ти-монина О. В. Указ. соч.

8. Смуглин М. Я., Семенова К. А., Мастюкова Е. М. Указ. соч.

9. Визель Т. Г. Аномалии речевого развития ребёнка: в помощь родителям. М.: В. Секачев, 2011. 46 с.

10. Смирнова И. А. Указ. соч.

11. Приходько О. Г. Рекомендации к организации и содержанию логопедической работы по преодолению тяжёлых дизартрических расстройств // Коррекционная педагогика. 2004. № 1 (3). С. 28-35.

12. Дьякова Е. А. Логопедический массаж. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 96 с.

13. Бортфельд С. А., Рогачева Е. И. Лечебная физическая культура и массаж при детском церебральном параличе. Л.: Медицина. Ленингр. отд-ние, 1986. 171 с.

REFERENCES

1. Smuglin M. Ya., Semenova K. A., Mastyukova E. M. Clinical and rehabilitation therapy of cerebral palsy. M.: Medicine, 1972. 328 p. (In USSR).

2. Smirnova I. A. Logopedic diagnostics, correction and prevention of speech disorders in preschool children with cerebral palsy. Alalia, dysarthria, ONR. Educational method. manual for speech therapists and defectologists. St. Petersburg: Detstvo-Press, 2004. 318 p. (In Russ.).

3. Badalyan L. O., Zhurba L. T., Timonina O. V. Cerebral palsy. Kyiv: Zdorov'ya, 1988. 326 p. (In USSR).

4. Zhukova N. S., Mastyukova E. M., Filicheva T. B. Overcoming speech delay in preschoolers. M.: Prosveshcheniye, 1973. 224 p. (In USSR).

5. Volkova L. S., Lalaeva R. I., Mastyukova E. M. Speech therapy: A textbook for students of defectological faculties of pedagogical universities / Edited by L. S. Volkova, S. N. Shakhov-skaya. 3rd edition, revised and supplemented M.: VLADOS, 2002. 677 p. (In Russ.).

6. Smuglin M. Ya., Semenova K. A., Mastyukova E. M. Index of the composition.

7. Badalyan L. O., Zhurba L. T., Timonina O. V. Index of the composition.

8. Smuglin M. Ya., Semenova K. A., Mastyukova E. M. Index of the composition.

9. Wiesel T. G. Anomalies of speech development of a child: to help parents. M.: V. Sekachev, 2011. 46 p. (In Russ.).

10. Smirnova I. A. Index of the composition.

11. Prikhodko O. G. Recommendations for the organization and content of speech therapy work to overcome severe

dysarthric disorders // Correctional Pedagogy. 2004. No. 1 (3). P. 28-35. (In Russ.).

12. Dyakova E. A. Speech therapy massage. Textbook for students of higher educational institutions. M.: Publishing Center "Academy", 2003. 96 p. (In Russ.).

13. Bortfeld S. A., Rogacheva E. I. Therapeutic physical culture and massage in children with cerebral palsy. L.: Medicine. Leningrad. Department, 1986. 171 p. (In USSR).

Поступила в редакцию 11.02.2021 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.