Научная статья на тему 'Возможности применения массажа и кинезотерапии в логопедической работе с детьми с церебральным параличом в условиях домашнего обучения'

Возможности применения массажа и кинезотерапии в логопедической работе с детьми с церебральным параличом в условиях домашнего обучения Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
311
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Витязева О. В.

В данной статье рассмотрены современные подходы коррекции нарушения двигательной сферы, в том числе и моторной базы речи в условиях домашнего обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Витязева О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возможности применения массажа и кинезотерапии в логопедической работе с детьми с церебральным параличом в условиях домашнего обучения»

ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МАССАЖА И КИНЕЗОТЕРАПИИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ В УСЛОВИЯХ ДОМАШНЕГО ОБУЧЕНИЯ

© Витязева О.В/

Курганский государственный университет, г. Курган

В данной статье рассмотрены современные подходы коррекции нарушения двигательной сферы, в том числе и моторной базы речи в условиях домашнего обучения.

Актуальность рассматриваемой темы обусловлена тем, что проблема по формированию моторной базы речи у детей с дизартрией, страдающих церебральным параличом, недостаточно изучена в педагогической практике. В структуре дефекта данной категории лиц наряду с нарушением моторной базы речи отмечаются грубые двигательные расстройства на фоне неврологической симптоматики, а также может быть нарушена интеллектуальная сфера этих детей. Трудности, с которыми сталкиваются логопеды, связаны с тем, что диагностика и коррекция детей с дизартрией, страдающих детским церебральным параличом, требует комплексного подхода со стороны не одного, а группы специалистов, таких как врач-реабилитолог, дефектолог, психолог, массажист, инструктор по лечебной физкультуре.

На решение проблемы формирования моторной базы речи у детей с дизартрией, страдающих детским церебральным параличом, обращают свое внимание многие врачи и педагоги. Тем не менее, проблема оказания помощи детям со сложной структурой дефекта до сих пор остается неразрешенной, поскольку, на наш взгляд, во-первых, наблюдается отсутствие диагностических и коррекционных методик, рассчитанных на детей с определенной комбинацией в структуре дефекта, и, во-вторых, отмечается неполная охваченность детей данной категории по причине их нетранспортабельности. Особенно трудно приходится детям из неполных семей. Так, одинокой маме практически невозможно организовать передвижение не ходячего школьника в реабилитационный центр для ежедневного оказания ему помощи. Кроме этого, необходимо расширение методов воздействия, в том числе и нетрадиционных, таких как точечный, дифференцированный массаж и кинезотерапия в условиях домашнего обучения.

♦ Ассистент кафедры Коррекционной педагогики

Особенности состояния моторной базы речи у детей с дизартрией на фоне ДЦП

Смуглин М.Я., Семенова К. А., Мастюкова Е.М. отмечают общность функционирования двигательной и речевой систем, а также взаимосвязь в развитии общей и артикуляционной моторики как в норме, так и в условиях патологии [7]. Смирнова И.А. указывает, что у детей с ДЦП существуют различные формы речевых нарушений, которые редко встречаются в изолированном виде. Наиболее частой формой речевой патологии при этом заболевании является дизартрия [8]. Бадалян Л.О. выделяет следующие нарушения при дизартрии: нарушения тонуса артикуляционной мускулатуры (мышц лица, языка, губ, мягкого нёба) - по типу спастичности, гипотонии или дистонии [1]. Мастюкова Е.М. обращает внимание на наличие патологических рефлексов орального автоматизма и надсегментар-ных позотонических рефлексов (ЛТР, СШТР, АШТР). Сохранение и усиление этих рефлексов после первого года препятствуют развитию произвольных движений и задерживают развитие речи. Волкова Л. С. заостряет внимание на том, что характерным признаком дизартрии является нарушение проприоцептивной афферентной импульсации от мышц артикуляционного аппарата [4]. Нарушение проприоцепции, по мнению учёных, у детей с ДЦП наблюдается и в других группах мышц, так как основным нарушением при детских церебральных параличах является нарушение двигательного анализатора [7]. Таким образом наблюдается кинестетический и кинетический тип диспраксических расстройств. Кроме этого учёными зарегистрировано нарушение со стороны дыхания: поверхностный вдох и укороченный слабый выдох. Отмечаются нарушения голоса, которые обусловлены изменениями мышечного тонуса и ограничением подвижности мышц гортани, мягкого нёба, голосовых складок, языка и губ. Может наблюдаться наличие насильственных движений (гиперкинезов и тремора) в артикуляционной мускулатуре, синкинезии (открывание рта при любом произвольном движении или при попытке его выполнения). Одним из наиболее частых вегетативных расстройств при дизартрии является гиперсаливация [1]. Смуглин М.Я., Семенова К. А., Мастюкова Е.М. обращают внимание, что у всех детей с церебральным параличом в результате нарушения функций артикуляционного аппарата недостаточно развита, прежде всего фонетическая сторона речи, стойко нарушено произношение звуков [7]. Как отмечает Т.Г. Визель, симптомы дизартрии относятся к числу неврологических [3]. Большое значение в механизме речевых нарушений при ДЦП имеет сама двигательная патология, ограничивающая возможности передвижения и познания окружающего мира [8].

Опираясь на эти данные, можно сделать вывод, что между функционированием двигательной и речевой систем у детей с ДЦП наблюдается патогенетическая общность, которая выражается в нарушении артикуля-

ционного праксиса, как кинетического, так и кинестетического, пальцевого праксиса и общих произвольных движений. Состояние моторной базы речи у детей с дизартрией на фоне ДЦП зависит от локализации поражения, и патологические процессы наблюдаются на уровне произвольных движений.

Возможности применения массажа и кинезотерапии в практической логопедии

Приходько О.Г. предлагает положение, которое является основным принципом в коррекционной работе логопеда. Она отмечает, что важным условием комплексного воздействия является согласованность действий логопеда, невропатолога, врача ЛФК. Цель логопедической работы - развитие и облегчение речевого общения, улучшение разборчивости речевого высказывания ребёнка для того, чтобы обеспечить ему большее понимание его речи окружающими [6].

Мы считаем, что одним из эффективных методов для коррекции моторной базы речи у детей с дизартрией на фоне ДЦП в условиях домашнего обучения является массаж и кинезотерапия. К основным видам массажа относятся классический ручной, точечный, аппаратный, зондовый. К кинезотерапии относятся пассивная и активная гимнастика, дыхательные упражнения, голосовые упражнения, работа с рукой. Нередко массаж является необходимым условием эффективности логопедического воздействия, он изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей, благотворно влияет на физическое развитие ребенка. Логопедический массаж, в свою очередь, представляет собой одну из техник, способствующих нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающих речевыми нарушениями [5].

В случае если логопед имеет среднее медицинское образование и специализацию по массажу и лечебной физкультуре, его вклад в процесс коррекции детей с сочетанной структурой дефекта будет весомым в условиях домашнего обучения, особенно в неполных семьях. Специалист в домашних условиях в рамках одного индивидуального занятия может оказать помощь ребёнку комплексно, воздействуя на всю моторную сферу. Комплексное воздействие со стороны логопеда должно проводиться под потранажем врача-реабилитолога.

Следует отметить, что даже при наличии медицинского заключения, логопед должен самостоятельно провести диагностику состояния мышц. Это поможет определить тактику массажа в каждом конкретном случае. Базируясь на работах Е.А. Дьяковой, Е.М. Мастюковой, Е.Ф Архиповой, мы предлагаем следующий алгоритм обследования:

Осмотр. При осмотре ребёнка следует обратить внимание на положение головы по отношению к туловищу, отметить, нет ли привычных асимметричных поз. При осмотре лица надо помнить о возможной асим-

метрии в виде сглаженности носогубной складки, опущенного уголка рта, расширенной или суженной глазной щели, наличии постоянно приоткрытого рта, слюнотечения.

Пальпация. Большое значение в диагностике состояния мышц тела, кисти и артикуляционного аппарата имеет ощупывание, так как даёт логопеду возможность точнее определить характер нарушений мышечного тонуса.

Особенности состояния движений (общих и артикуляционных) оцениваются при выполнении двигательных проб, используемых в традиционных логопедических методиках. Оцениваются: объём, скорость, динамика, истощаемость, сила и координация движений.

Содержание логопедической работы по формированию моторной базы

речи у детей с дизартрией на фоне ДЦП в условиях домашнего обучения

Исходя из клинических и психолого-педагогических особенностей детей школьного возраста с дизартрией, страдающих ДЦП, в условиях домашнего обучения, по нашему мнению, целесообразно применять на кор-рекционных занятиях традиционные и нетрадиционные методы воздействия. Нетрадиционные методы воздействия состоят из приемов общего классического массажа, точечного массажа, дифференцированного логопедического, в том числе, зондового массажа, а также элементов пассивной и активной гимнастики для туловища, верхних и нижних конечностей. Для последующих занятий в условиях дома следует обучить родителей, используя такие приемы, как консультация, демонстрация, беседа, показ, тренинг. При разработке плана занятий целесообразно использовать в адаптированной форме рекомендации, описанные в работах Е.А Дьяковой, Е. Краузе, Е.В. Новиковой, Е.Ф. Архиповой, Н.А. Белой. Индивидуальные занятия рекомендуется проводить систематически, следующим образом:

В первые две недели - основной курс коррекционной работы, включающий в себя занятия специалиста с ребенком и обучение родителей. Ежедневно, индивидуальное занятие следует проводить в первой половине дня, длительностью 30-40 минут, которое включает в себя разделы: вводная часть, основная часть, заключительная часть. Последовательность воздействия на массируемые области в процессе одного сеанса следующая: 1.Область стопы правой ноги, правая нога; 2. Область стопы левой ноги, левая нога; 3. Область кисти правой руки, правая рука; 4. Область кисти левой руки, левая рука; 5. Область спины; 6. Область лица и артикуляции. Основная часть также включает в себя пассивные и активные упражнения лечебной физической культуры. В заключительную часть входят упражнения на дыхание, расслабление. В середине курса, после адаптации ребенка к воздействию, предлагаем обучать родителей основным приёмам массажа и ЛФК. После завершения основного курса занятия

должны проводятся мамой в течение десяти недель, с периодичностью 2-3 раза в неделю. Затем основной курс коррекционной работы с помощью нетрадиционных методов рекомендуется повторить.

Результат коррекционной работы логопеда, имеющего среднее медицинское образование и специализацию по массажу и лечебной физкультуре, предполагает повышение уровня развития моторной базы речи у детей школьного возраста с дизартрией на фоне детского церебрального паралича в условиях домашнего обучения, особенно в неполных семьях.

Список литературы:

1. Бадалян Л.О., Журба Л.Т., Тимонина О.В. Детские церебральные параличи [Текст]. - И.: «Здоровье», 1988. - 328 с.

2. Бортфельд С.А., Рогачева Е.И. Лечебная физическая культура и массаж при детском церебральном параличе [Текст]. - Л., 1986.

3. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. учеб. для студентов вузов / Т.Г. Визель. - М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2005.

4. Волкова Л.С. Логопедия. - М.: «Владос», 2002.

5. Дьякова Е.А. Логопедический массаж [Текст]: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 96 с.

6. Приходько О.Г. Рекомендации к организации и содержанию логопедической работы по преодолению тяжёлых дизартрических расстройств [Текст] // Коррекционная педагогика. - 2004. - № 1 (3). - С. 28-35.

7. Смуглин М.Я., Семенова К.А., Мастюкова Е.М. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей [Текст]. - М.: «Медицина», 1972. - 328 с.

8. Смирнова И. А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР.: учеб.-метод. пособие для логопедов и дефектологов. - СПб.: «Детство-Пресс», 2004.

К ВОПРОСУ О СТАНОВЛЕНИИ ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

© Горохов Н.М/

Челябинский государственный педагогический университет, г.Челябинск

Статья посвящена проблеме становления в сфере физической культуры. В ней представлены основные этапы развития, начиная с деятельности Петра I и до наших дней. Особенное внимание уделяется

♦ Заведующий кафедрой Легкой атлетики, кандидат педагогических наук, доцент

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.