3. Каморина Е.А. Логопедическая работа с младшими школьниками при нарушении письма и чтения, обусловленных смешением букв по кинетическому сходству. Журнал «Логопед». № 2. - 2007. - 14 с.
4. Кондракова О.Г. Готовность к школе: зрительно-моторная координация. - М., 2012.
5. Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. - СПб., 1995.
6. Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей: учеб.-метод. пособие. - СПб.: ИД«МиМ», 1997.
7. Леонтьев А. А. Психолингвистика. - Л.: Наука, 1967. - 360 с.
8. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М., 1997.
А. А. Кичигина, Л. Р. Лизунова
Исследование состояния темпо-ритмической организации движений и речи у детей дошкольного возраста с дизартрией
Исследования Л.Т. Журбы, Е.М. Мастюковой, М.Б. Эйдиновой, Е.Н. Правдиной-Винарской и других ученых свидетельствуют о том, что в настоящее время отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи, обусловленные перинатальной патологией, в том числе, дизартрию.
В специальной литературе, посвященной проблеме изучения и преодоления дизартрии (Г.В. Гуровец, С. И. Маевская, Р.И. Мартынова, Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова и др.) отмечается, что в синдроме имеющихся нарушений у детей, наряду с речевой симптоматикой, отмечается целый ряд неречевых симптомов, в частности, нарушение моторных функций. При этом у них наблюдается двигательная неловкость, малоподвижность, скованность, замедленность всех движений или явления двигательной гиперактивности, беспокойства, быстрый темп, большое количество лишних движений при выполнении произвольных двигательных актов.
Данные, полученные в ходе анализа специальной литературы, свидетельствуют о том, что дети с дизартрией не могут спонтанно выйти на онтогенетический путь развития речи и моторных функций, свойственный нормально развивающимся детям, так как их развитие протекает на фоне нарушения деятельности центральной нервной системы. Дизартрия, как стертая, так и выраженная, изучению которой посвящено большое количество работ медицинского и педагогического (логопедического) плана, встречается часто в логопедической практике. Основными жалобами при данной форме речевого нарушения является невнятная невыразительная речь, плохая дикция, искажение и замена звуков в сложных по слоговой структуре словах и т. д. Дети с дизартрией моторно неловки, у них ограничен объем активных движений, мышцы быстро утомляются
174
при функциональных нагрузках. Данные особенности проявляются в темпах освоения двигательно-речевых умений и навыков. Нейропсихологические исследования А. Р. Лурии, Л. С. Цветковой и других показывают, что основой становления функциональной системы речи у детей является адекватный уровень развития темпоритмических функций, проявляющихся в дошкольном возрасте, прежде всего, в состоянии темпо-ритмической организации движений. В связи с этим, объектом нашего исследования стали особенности развития темпо-ритмической организации движений и речи у детей дошкольного возраста, а предметом - состояние данных функций у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Таким образом, целью проведенного нами исследования явилось определение характеристик темпо-ритмической организации движений и речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
В основу исследования состояние темпо-ритмической организации движений и речи были положены методики, предложенные Е. Ф. Архиповой, Л. Р. Лизуновой, З. А. Репиной, Н. М. Трубниковой. Они были адаптированы с учетом задач исследования, а также возрастных особенностей и структуры дефекта обследуемых дошкольников.
Исследование проводилось на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения (МДОУ) № 67 и Центра комплексной реабилитации инвалидов (ЦКРИ) Индустриального района г. Перми. В состав экспериментальной группы вошли15 детей 5-6 лет с логопедическими диагнозами: «фонетико-фонематическое недоразвитие речи» (ФФНР) и «фонетическое недоразвитие речи» (ФНР) при стертой дизартрии, а также дети, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата (НОДА) в структуре нарушений при детском церебральном параличе (ДЦП). Эксперимент проводился в марте 2014 года.
В начале эксперимента нами была проведена беседа с учите-лями-логопедами МДОУ и ЦКРИ с целью получения общих данных о психологических особенностях детей экспериментальной группы. В ходе проведения эксперимента нами было изучено состояние общей и мелкой моторики пальцев рук, ритмического чувства; динамической координации артикуляционных движений; мышечного тонуса и подвижности губ и языка; особенностей восприятия и воспроизведения темпа движений и речи, а также способности их произвольного изменения.
Оценка результатов осуществлялась на основе использования разработанных нами количественных критериев:
4 балла - задание выполнено без ошибок;
175
3 балла - неточное выполнение задания, незначительное отклонение от заданного темпа, с сохранением всех элементов ритмического рисунка;
2 балла - задание выполняется с нарушением заданного темпа и элементов ритмического рисунка;
1 балл - количество правильно выполненных ритмических рисунков ограничено двумя - тремя;
0 баллов - невозможность выполнения задания.
В ходе проведения констатирующего эксперимента были выявлены особенности состояния темпо - ритмической организации движений и речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией. Анализ полученных результатов показал наличие симптомов недоразвития данных двигательно-речевых функций.
Так, в ходе выполнения диагностических заданий дошкольники испытывали трудности в статической и динамической координации движений, удержании артикуляционных поз, переключаемости с одного движения на другое. Они не могли управлять темпом своей речи, испытывали затруднения при повторении ритмического рисунка за экспериментатором.
Наиболее ярко недостаточность общей моторики проявлялась у детей при выполнении сложных движений, требующих четкого управления, координированной, точной работы различных групп мышц, правильной пространственной и временной организации движений. Особые трудности возникали у детей при самостоятельном выполнении серии сложных движений по словесной инструкции. При этом у дошкольников часто наблюдались синкинезии, нарушения мышечного тонуса в плечевом поясе и в артикуляционной мото-рике-преимущественно в виде спастичности.
Помимо данных особенностей несформированность моторной сферы у детей с дизартрией проявлялась в замедлении темпа движений, сопровождающегося нарушением последовательности и точности движений, недоразвитием ритмического чувства.
Особенности состояния общей моторной сферы дошкольников с дизартрией проявлялись и в мелкой моторике (в 100 % случаев). В артикуляционной моторике детей с дизартрией наблюдались аналогичные симптомы. Картину двигательных расстройств дополнили нарушения темпо-ритмической организации артикуляционных движений. При этом в большинстве случаев у детей отмечалось постепенное замедление темпа движения при патологическом изменении произвольной регуляции тонуса мышц языка, губ и нижней челюсти, что свидетельствует о наличии у них экстрапирамидной недостаточности в рамках гиперкинетического синдрома.
Нарушения темпо-ритмической организации речи у детей с дизартрией проявлялись в виде неправильной расстановки словесных,
176
ритмических и динамических ударений, неумения произвольно изменять темп речи, нарушениях слоговой структуры при отраженном воспроизведении однотипно оформленных речевых ритмических структур (слоговые ряды, ряды слов с однотипным ударением, словосочетания и короткие фразы с однотипной ритмической структурой).
Результаты проведенного нами исследования свидетельствуют о наличии у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией стойких нарушений темпо-ритмической организации движений и речи. Составленная нами характеристика состояния данных двигательно-речевых функций дополняет существующие научные исследования и позволяет в дальнейшем перейти к моделированию системы коррекционно-педагогической работы с данной категорией лиц с нарушениями речи.
Список литературы
1. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. - М.: Астрель, ХРАНИТЕЛЬ,
2009.
2. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. - М., 2010.
3. Лизунова Л.Р. Коррекционно-педагогическая работа при псевдобульбарной дизартрии легкой степени у дошкольников: учеб.-метод. пособие. - Ч. I. Логопедическое обследование / Л.Р. Лизунова. - Пермь: ПКИПКРО, 2009.
4. Репина З.А. Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми дефектами речи / З.А. Репина. - Екатеринбург, 2009.
5. Трубникова Н. М. Исследование чувства ритма. - М., 2009.
Г. М. Криницына
Исследование фонематического самоконтроля у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии
Потребности общества и государства в гармоничном развитии личности детей, в том числе и дошкольников с ОНР, в их готовности к школьному обучению и в предупреждении школьной дезадаптации становятся актуальными проблемами современной психологопедагогической науки и практики. Усвоение школьных навыков во многом определяется состоянием фонематических процессов. От уровня их зрелости зависит сформированность языковых обобщений, элементарного осознания явлений языка и речи, интереса к разным сторонам языковой действительности, навыков речевого самоконтроля. При стихийном развитии лишь немногие дети достигают достаточно высокого уровня освоения языка, являющегося обязательным условием профилактики школьной дезадаптации. Особые трудности в усвоении школьной программы испытывают дети с нарушениями речи, количество которых в настоящее время
177