Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЦП В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ'

СПЕЦИФИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЦП В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
216
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЦП / ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ / ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА / ДЕТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зиновьева Валентина Николаевна, Демидова Анна Петровна, Шачнева Анна Сергеевна

В связи с увеличением количество детей с диагнозом ДЦП, в настоящее время специалисты ищут причины возникновения и способы коррекции речевой патологии. В статье раскрываются особенности логопедической работы с детьми имеющими ДЦП. Обосновывается значимость логопедической работы с данной категорией детей, ее специфика. Приведены результаты обследования всех сторон речи у детей с этим диагнозом. В данный момент процесс логопедической работы получил дополнительный вариант реализации в виде дистанционного образования. Это форма обучения посредством ИКТ технологий. Показаны приемы использования инновационных технологий в коррекционном процессе. Выделены плюсы внедрения инновационных технологий в работу с детьми, страдающими ДЦП. Доказывается, что внедрение инновационных технологий, к которым относятся интерактивные презентации, позволяет реализовать множество логопедических целей и задач. Представленные в статье дистанционные формы обучения дадут возможность детям с ДЦП получать коррекционную помощь в режиме он-лайн.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зиновьева Валентина Николаевна, Демидова Анна Петровна, Шачнева Анна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFICS OF SPEECH THERAPY WORK WITH PRIMARY SCHOOL CHILDREN WITH CEREBRAL PALSY IN THE PROCESS OF USING INTERACTIVE PRESENTATIONS

Due to a certain number of children diagnosed with cerebral palsy, at present, experts are investigating the causes of the emergence and correction of the problem of river need. The article reveals the features of speech therapy work with children with cerebral palsy. The validity of speech therapy work with this category of children, its peculiarity. The results of a survey of all aspects of speech in children with a diagnosis are given. At the moment, the process of speech therapy work has received an additional implementation version in the form of distance education. It is a form of learning with the help of ICT technologies. The methods of using innovative technologies in the correctional process are shown. The advantages of introducing innovative technologies in working with children suffering from cerebral palsy are highlighted. It is proved that the introduction of innovative technologies, which include interactive presentations, makes it possible to realize many speech therapy goals and objectives. The distance learning forms presented in the article will enable children with cerebral palsy to receive correctional assistance online.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЦП В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ»

• Составление персонализированного плана, в котором отражены не только текущие, ближайшие цели, но и долгосрочные, которые могут быть связаны с дальнейшим обучением или карьерой.

• Определение системы ориентиров, позволяющей человеку действовать осознанно и эффективно, например, глобальные идеи, шкалированные цели, схемы для оценивания, познавательные техники.

• Система диагностического инструментария, позволяющая выявить профессиональные дефициты молодых педагогов.

• Определение стратегий достижения целей; предлагаются рекомендации по содержанию и структуре образовательной программы.

• Построение индивидуальной траектории достижения поставленных целей, в том числе самостоятельный выбор подходящих путей их выполнения.

Выводы. Исходя из вышесказанного, в процессе анализа данной проблемы были выделены следующие противоречия:

• между потребностью в молодых, стремящихся к саморазвитию, учителях, которые смогут «включиться» в жизнь школы с первых дней в ней и отсутствием способов облегчить процесс адаптации и поддержать неопытного учителя;

• между изменившимися в цифровом обществе требованиями к педагогу и его деятельности и в недостаточной степени изученностью условий развития в профессии, становления молодого педагога и критериев оценки достижения результатов;

• между потребностью системы образования в педагогических кадрах, которые постоянно стремятся к повышению своего профессионального уровня, и недостаточным обеспечением данной деятельности с научной и методической стороны.

Указанные противоречия актуализируют необходимость поиска комплекса мер педагогического сопровождения, который будет способствовать профессиональному становлению молодого учителя в контексте персонализированного подхода.

Литература:

1. Айрапетова, В.А. Педагогическое сопровождение духовного становления старшеклассников в процессе их приобщения к русской художественной культуре: диссертация ... канд. пед. наук.: 13.00.01 / Айрапетова Валентина Александровна. - СПб, 2005. - 184 с.

2. Исакова, Е.К. К определению понятия «педагогическое сопровождение» / Е.К. Исакова, Д.В. Лазаренко // Образование и наука: архив публикаций, 2012. - URL: http://www.rusnauka.com/9_NND_2012/Pedagogica/2_105510.doc.htm (дата обращения: 29.11.2022).

3. Казаева, Е.А. Цифровизация учебного процесса в вузе: анализ динамики отношения студентов к различным формам проведения учебных занятий / Е.А. Казаева, Н.М. Глухенькая, А.Г. Каленова // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. - 2022. - Т. 11. - № 2. - С. 30-34

4. Левитан, К.М. Деонтологический аспект в высшем образовании / К.М. Левитан // Специальное образование. - 2015. - №3. - С. 149-159

5. Макарова, Т.С. Терминологические аспекты определения понятия «персонализированное обучение» / Т.С. Макарова, М.А. Молчанова, Е.А. Морозова // Университетский научный журнал. - 2020. - № 53. - С. 89-96

6. Персонализация обучения: дорога в страну Оз? // EduTech, Корпоративный университет Сбербанка. - 2019. -№ 2 (25).

7. Персонализированное образование в проекции профессионального будущего: методология, прогнозирование, реализация: Монография / [Э.Ф. Зеер и др.]; под ред. Э.Ф. Зеера, В.С. Третьяковой. - Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2021. - 120 с.

8. Соколова, Е.А. Педагогическое сопровождение и педагогическая поддержка: взаимосвязь и различия / Е.А. Соколова // [Электронный ресурс]. - URL: conference.osu.ru/assets/files/conf_reports/conf8/566.doc (дата обращения: 27.11.2022)

9. Ханова, З.Р. Персонализированное обучение / З.Р. Ханова // Прикладная электродинамика, фотоника и живые системы - 2019: сборник трудов VI Международной научно-технической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов «Прикладная электродинамика, фотоника и живые системы - 2019» (г. Казань 18-20 апреля 2019 г.) / под ред. А.А. Иванова, Д.Е. Шаронова. - Казань: изд-во ИП Сагиева А.Р., 2019. - С. 612-614

Педагогика

УДК 376.37

кандидат педагогических наук, доцент Зиновьева Валентина Николаевна

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга); кандидат педагогических наук, доцент Демидова Анна Петровна Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга); бакалавр Шачнева Анна Сергеевна

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга)

СПЕЦИФИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЦП В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ

Аннотация. В связи с увеличением количество детей с диагнозом ДЦП, в настоящее время специалисты ищут причины возникновения и способы коррекции речевой патологии. В статье раскрываются особенности логопедической работы с детьми имеющими ДЦП. Обосновывается значимость логопедической работы с данной категорией детей, ее специфика. Приведены результаты обследования всех сторон речи у детей с этим диагнозом. В данный момент процесс логопедической работы получил дополнительный вариант реализации в виде дистанционного образования. Это форма обучения посредством ИКТ технологий. Показаны приемы использования инновационных технологий в коррекционном процессе. Выделены плюсы внедрения инновационных технологий в работу с детьми, страдающими ДЦП. Доказывается, что внедрение инновационных технологий, к которым относятся интерактивные презентации, позволяет реализовать множество логопедических целей и задач. Представленные в статье дистанционные формы обучения дадут возможность детям с ДЦП получать коррекционную помощь в режиме он-лайн.

Ключевые слова: ДЦП, дистанционные технологии, интерактивные презентации, логопедическая работа, дети младшего школьного возраста.

Annotation. Due to a certain number of children diagnosed with cerebral palsy, at present, experts are investigating the causes of the emergence and correction of the problem of river need. The article reveals the features of speech therapy work with children with cerebral palsy. The validity of speech therapy work with this category of children, its peculiarity. The results of a survey of all aspects of speech in children with a diagnosis are given. At the moment, the process of speech therapy work has received an additional implementation version in the form of distance education. It is a form of learning with the help of ICT technologies. The methods of using innovative technologies in the correctional process are shown. The advantages of introducing innovative technologies in working with children suffering from cerebral palsy are highlighted. It is proved that the introduction of innovative technologies, which include interactive presentations, makes it possible to realize many speech therapy goals and objectives. The distance learning forms presented in the article will enable children with cerebral palsy to receive correctional assistance online.

Key words: Cerebral palsy, remote technologies, interactive presentations, speech therapy, children of primary school age.

Введение. На сегодняшний день, статистика показывает, что процент детей, рожденных с инвалидностью растет. Среди них большой процент отводится детям с ДЦП [7]. Эти дети, независимо от формы заболевания, нуждаются в помощи специалистов из разных областей, в том числе - логопедов. Мы предлагаем рассмотреть специфику логопедической работы с данной категорией детей и показать возможность внедрения инновационных технологий в данный процесс.

Для осмысления данной темы нами были использованы следующие методы исследования: теоретические: анализ научной и методической литературы; эмпирические: эмпирическое исследование, логопедическое и психолого-педагогическое обследование; интерпретационные: метод сравнения, анализа и синтеза; качественный и количественный анализ данных.

Проблему детского церебрального паралича пристально изучают специалисты различных областей науки: медицины -Е.М. Мастюкова, К.А. Семенова; педагогики - М.В. Ипполитова, И.И. Панченко; психологии - Н.М. Сараева, И.И. Мамайчук.

Детский церебральный паралич (ДЦП) - заболевание, возникающее в результате поражения головного мозга в перинатальном периоде или вследствие аномалии его развития и характеризующееся нарушениями двигательных и статокинетических функций, а также психоречевыми и сенсорными расстройствами, не прогрессирующее, отчасти поддающееся функциональной компенсации и коррекции.

Практическая значимость исследования заключается в том, что адаптированная, на основе полученных данных, система логопедической работы с детьми младшего школьного возраста с ДЦП, может быть использована в практике коррекционно-логопедической работы.

Изложение основного материала статьи. Согласно Международной статистической классификации МКБ-11 [6], выделяют:

- G80.0 - Спастический церебральный паралич;

- G80.1 - Спастическую диплегию;

- G80.2 - Детскую гемиплегию;

- G 80.3 - Дискинетический церебральный паралич;

- G 80.4 - Атаксический церебральный паралич.

В Российской Федерации часто используют клиническую классификацию К.А. Семеновой [8]:

- двойную гемиплегию;

- спастическую диплегию;

- гемипаретическую форму;

- гиперкинетическую форму;

- атоническиастатическую форму, смешанные формы.

Речь детей, страдающих ДЦП развивается хуже, чем у нормотипичных сверстников. Двигательные расстройства, которые у них имеются, влияют на все стороны развития речи: грамматика, лексика, звукопроизношение и другие. У таких детей, чаще всего страдает мотивационная сфера, так как контакт с окружающим миром не всегда возможен в полном объеме.

Также, стоит отметить то, что полноценная коррекционно-восстановительная работа детей с ДЦП невозможна без согласованной и комплексной работы специалистов, таких как: логопед, дефектолог, невролог, психиатр, психолог, ортопед, массажист. Специфика работы с такими детьми в том, что без коллективной работы над всеми нарушенными сферами развития ребенка, невозможно в полной мере скоррегировать последствия этого сложного дефекта [3].

Нами было проведено обследование детей с ДЦП. Все пятеро имели сложные речевые нарушения, сопровождаемые недостаточностью общей и мелкой моторики, один из исследуемых не мог самостоятельно передвигаться.

Обследование двигательных функций проводилось по методикам Е.Ф. Архиповой, И.С. Лопухиной, Е.М. Мастюковой по следующим направлениям [1], [5]:

- обследование общей моторики, которое включала в себя пробы, направленные на выявления нарушений в произвольной моторики, координации и переключаемости движений, ориентировке в сторонах собственного тела, нарушений самоконтроля и чувства ритма;

- обследование мелкой моторики включала в себя исследование кинетической и кинестетической основы движений кисти и пальцев рук, согласованности движений;

- обследование артикуляционной моторики было направлено на исследование особенностей кинетического орального праксиса, динамической координации артикуляционных движений, мышечного тонуса и наличия патологической симптоматики.

Обследование фонетико-фонематической стороны речи проводилось по общепринятой в логопедии методике, опубликованной в работах Р.Е. Левиной, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной [5].

Обследование фонетико-фонематической стороны речи включало в себя:

- изучение состояния звукопроизношения, которое было направлено на определение количества нарушенных звуков, фонетических групп, характера нарушенных звуков в различных фонетических условиях;

- изучение фонематического слуха, включавшее в себя задания, направленные на опознавание фонем, различение фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакам; умение выделять исследуемый звук среди слов;

- изучение фонематического восприятия было направлено на выявление умения определять место звука в слове, последовательность звуков в слове, последовательность звуков в слове, составлять слова из звуков, стоящие в правильной и неправильной последовательности.

При исследовании лексико-грамматической стороны речи мы опирались на работы Т.П. Бессоновой, О.Е. Грибовой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной [1], [5], [2].

Обследование лексико-грамматического строя включало в себя:

- исследование особенностей сформированности словарного запаса через подбор синонимов, антонимов, называния частей предмета, подбор слова, объединяющие видовые, родовые понятия;

- выявление навыков словообразования, словоизменения, согласования имен существительных с различными частями речи;

- определение умения правильно понимать и употреблять предлоги;

- исследование умения находить ошибки в предложении и составлять предложения из слов в начальной форме;

- исследование понимания логико-грамматических отношений в предложении.

В процессе работы с данной группой детей, нами были выделены следующие направления коррекционно-логопедической работы:

- Развитие общей, артикуляционной и мелкой моторики.

- Коррекция звукопроизношения.

- Развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза.

- Коррекция лексико-грамматического строя речи.

Необходимо работать над всеми направлениями непрерывно и точно. Каждый коррекционный шаг педагога, должен быть согласован с другими специалистами, которые работают с этим ребенком.

Логопедическая работа не должна заканчиваться вне кабинета. Важно провести консультации и беседы с родителями, давать домашние задания и объяснять важность их выполнения. Стоит отметить, что своевременное и полное выполнение того, что дети получают на дом - уменьшает время освоения того или иного логопедического навыка. Дети с ДЦП, нуждаются в создании правильной речевой среды и проведении занятий не только со специалистом, но и дома [4].

Логопедия, как и другие науки, не стоит на месте и постоянно развивается. В мире цифровых технологий, у нас появилось больше возможностей для работы с детьми, для улучшения качества и продуктивности занятий. Обучение стало доступнее и удобнее. Дети из разных частей страны получили коррекционную помощь, несмотря на свое местонахождение и физические особенности. Логопедам инновационные технологии дали возможность иначе посмотреть на свою работу, расширить круг учеников и помочь детям, для которых логопедическая работа доступна только онлайн. Специалисты работают над коррекцией всех сторон речи, в том числе и над процессом ее запуска.

Хочется отметить плюсы внедрения инновационных технологий в работу с детьми, страдающими ДЦП:

- местонахождение ребенка и педагога не имеет значения;

- возможность проводить занятия в любое время;

- можно варьировать численность обучающихся, за счет возможностей интернет-платформ;

- взаимодействие с детьми проходит как синхронно на онлайн-занятиях, так и с помощью почты, мессенджеров;

- есть возможность заниматься в любой период времени с учетом особенностей ребенка;

- можно учитывать индивидуальный темп занятий ребенка и провести занятия без стресса для ребенка;

- экономически выгодно: не тратиться на дорогу, аренду помещения и др.

Есть конечно и некоторые сложности в процессе организации:

- обязательно наличие устойчивого интернет-соединения;

- важно активное участие родителей в работе;

- ребенка сложнее заинтересовать и удержать его внимание;

- педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и возможности в ИКТ;

- могут возникнуть трудности в процессе выбора образовательной онлайн-площадки.

Один из вариантов инновационных технологий: интерактивная презентация. В ходе работы с детьми, имеющими ДЦП, выяснив специфику логопедической работы с ними, нами была выявлена потребность детей в работе над артикуляционной моторикой. Так как мотивационная и познавательная сфера детей с ДЦП страдает, было найдено решение использовать интерактивную презентацию.

При использовании таких форм артикуляционной гимнастики дети не зацикливаются на выполнении упражнений и процессе обучения. Они увлечены игрой, процесс становится интереснее и эмоциональнее, что дает мотивацию к дальнейшей работе и увлечение процессом развития органов речевого аппарата. Что способствует более быстрому и успешному результату работы артикуляционной гимнастики, как одного из средств работы над речью детей, страдающих ДЦП.

Стоит отметить, что артикуляционная гимнастика является неотъемлемой частью любой логопедической работы. Она необходима для развития артикуляционной мускулатуры и праксиса. Ее используют в коррекционной работе при разных речевых патологиях.

Артикуляционная гимнастика включается в каждое логопедическое занятие, независимо от направления коррекционной работы. Она проводится с детьми не только на занятиях, но и с родителями, а также ребенком самостоятельно, для достижения запланированного результата. Все артикуляционные упражнения можно разделить на два вида: статические, направленные на то, чтобы ребенок научился удерживать позу, и динамические, которые помогают выработать четкие движения и их координацию. Все эти упражнения можно объединить в комплексы:

1. Вырабатывание основных движений и положений органов артикуляционного аппарата.

2. Выработка движений и положений для произнесения определенных звуков.

3. Упражнения, направленные на постановку звуков, способствующие выработке определенных движений: подвижность кончика языка, мягкого нёба, для растягивания подъязычной связки.

Для занятий артикуляционной гимнастикой имеется ряд методических указаний:

- схема работы: от грубых движений к более дифференцированным;

- неправильно выполняемые движения тормозятся зрительным контролем;

- работа должна иметь ритм, отдельные движения ограничиваются определенной длительностью и прерываются паузами такой же длительности согласно такту;

- упражнения должны иметь четкую направленность;

- работа строится не на количестве, а на правильности и качестве выполнения гимнастики;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- важно не только работать над движениями нуждающимися в коррекции, но и нужно научить ребенка правильно осуществлять сопутствующие, выработать устойчивые и точные переходы от одного к другому, чистоту и темп;

- точность движений определяется конечным результатом, который специалист оценивает по форме и местоположению задействованного органа речи;

- при выполнении артикуляционной гимнастики необходимо соблюдать определенную последовательность — идти от простых упражнений к более сложным;

- проводить гимнастику надо эмоционально, в игровой форме.

В занятие с презентацией входят профили нескольких артикуляционных упражнений, таких как:

1) «Заборчик» - губы в улыбке, видны верхние и нижние зубы.

2) «Хоботок» - губы вытянуты вперёд трубочкой.

3) «Лопатка» - широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10-15 секунд.

4) «Иголочка» - рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперёд. Чередовать «Лопатка» - «Иголочка».

5) «Часики» - рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

6) «Качели» - движение языка: нос - подбородок.

7) «Улыбка» - удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

Для реализации исследования нами была выделена группа детей, находящихся на дистанционном обучении в период карантина. Мы установили контакт с родителями и пригласили их в специальную, заранее созданную группу в электронном образовательном ресурсе ZOOM. На первом занятии мы провели подготовительную беседу и объяснили принцип нашей работы родителям, также познакомились с детьми. После этого три раза в неделю, в 11:00 все подключались к занятию.

Работа была направлена на улучшение произносительных навыков детей, посредством артикуляционной гимнастики в условиях дистанционного образования. Дети выполняли различные упражнения вместе с интерактивными героями, под нашим руководством. Параллельно, дети развивали речь, внимание и праксис.

После проведения занятий, была сделана повторная диагностика, показавшая эффективность работы. Также после беседы с родителями, выяснилось, что домашняя работа для детей с ДЦП стала более интересна, они выполняют упражнения, проявляют активность и мотивацию. Родители, опираясь на зрительный образ, также формируют представление и правильности выполнения гимнастики и точности совершаемых движений.

Таким образом, апробирован метод интерактивной работы, включающий в себя комплекс артикуляционных упражнений, которые будут способствовать улучшению звукопроизношения детей, страдающих диагнозом ДЦП.

Выводы. Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие вывод, что постоянно растущее количество детей с ДЦП требует повышения квалификации специалистов и создания единой среды для коррекционно-восстановительной работы.

Дети с ДЦП имеют свою специфику логопедической работы. Важно правильно подобрать коррекционный маршрут, опираясь на форму заболевания, рекомендации других специалистов и имеющиеся способности ребенка, его сохранные функции. Педагог, должен работать над всеми сферами речевой деятельности, обеспечивая непрерывное логопедическое воздействие. Также, необходимо вести работу с родителями, для того, чтобы дома дети отрабатывали и совершенствовали приобретенные умения.

Для осуществления логопедической работы есть множество средств и одно из них - инновационные технологии. Так, используя презентации, как одно из средств, можно достичь более быстрого и качественного результата, за счет мотивации и интереса детей, а также за счет возможности выполнения заданий дома, с помощью родителей.

Литература:

1. Архипова, Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом / Е.Ф. Архипова. - Москва: Просвещение, 1989. - 80 с.

2. Бессонова, Т.П. Дидактический материал по обследованию речи детей / Т.П. Бессонова, О.Е. Грибова // Серия: "Библиотека практикующего логопеда". - Ч. II: Словарный запас и грамматический строй. - Москва: АРКТИ, 1997. - 64 с., цв. таблицы.

3. Киселева, М.М. Инклюзивное образование детей младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ода) / М.М. Киселева, Е.Н. Медведева, В.В. Евдокимова // Вестник Курганского государственного университета. - 2018. - №3 (50). - URL: https://cyberieninka.m/article/n/inklyuzivnoe-obrazovanie-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta-s-narusheniyami-opomo-dvigatelnogo-apparata-oda

4. Кожанова, Д.К. Особенности коррекционно-логопедической работы с детьми с ДЦП / Д.К. Кожанова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2016. - №3. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-korrektsionno-logopedicheskoy-raboty-s-detmi-s-dtsp

5. Мастюкова, Е.М. Клиника и реабилитационная терапия детского церебрального паралича / Е.М. Мастюкова, К.А. Семенова, М.Я. Смуглин. - Москва: Медицина. - 1972. - 328 с.

6. Международная классификация болезней / [Электронный ресурс] // icd11.ru: [сайт]. - URL: https://www.who.int/standards/classifications/intemational-classification-of-functioning-disability-and-health (дата обращения: 18.12.2022)

7. РОССТАТ Заболеваемость ДЦП / РОССТАТ [Электронный ресурс] // РОССТАТ: [сайт]. - URL: РОССТАТ

8. Семенова, К.А. Восстановительное лечение детей с перинатальным поражением нервной системы и детским церебральным параличом / К.А. Семенова. - Москва: Кодекс, 2007 - 612 c.

Педагогика

УДК 372.881.111.1

старший преподаватель кафедры иностранных языков Зонова Ольга Евгеньевна

Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет имени С.М. Кирова (г. Санкт-Петербург); старший преподаватель кафедры иностранных языков Филипова Наталья Алексеевна

Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет имени С.М. Кирова (г. Санкт-Петербург)

ВОЗМОЖНОСТИ ОНЛАЙН-СРЕДЫ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ НАПИСАНИЮ АННОТАЦИЙ

Аннотация. Статья посвящена проблеме педагогического дизайна электронного модуля «написание аннотации» в рамках раздела рабочей программы «письмо» для иноязычной подготовки студентов неязыковых специальностей. Развитие цифровых образовательных технологий сопровождалось перераспределением фонда учебного времени в пользу самостоятельной работы. Преимуществом выполнения самостоятельной работы в онлайн-формате является возможность ее автоматизированной проверки. В статье рассматриваются критерии выбора учебного материала для его реализации в электронном формате. Учебная тема «письмо» в большой мере отвечает этим критериям. Также рассматриваются критерии формирования цифровой обучающей среды. В связи с этим большое значений уделяется организации взаимодействия обучающихся между собой в учебном процессе. Задания, выполняемые онлайн, включают лексико-грамматические и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.