Научная статья на тему 'К вопросу классификации инновационно-инвестиционных проектов'

К вопросу классификации инновационно-инвестиционных проектов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
593
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / ОЦЕНКА ПРОЕКТА / КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЕКТОВ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА / INNOVATIVE-INVESTMENT PROJECT / PROJECT ESTIMATION / CLASSIFICATION OF PROJECTS / INVESTMENT APPEAL OF THE PROJECT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Семина Лариса Анатольевна

Рассматривается важнейший методологический вопрос исследования проектов классификация инновационно-инвестиционных проектов, которая имеет прикладной характер и может быть использована для управления проектами. Представлена модель жизненного цикла инновационных проектов на основе маркетингового подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Семина Лариса Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the Question of Classifying Innovative-Investment Projects

In the article the major methodological question of researching projects a question of classifying innovative-investment projects is considered. The considered classification has applied character and can be used for managing projects. The model of life cycle of innovative projects on the basis of the marketing approach is presented.

Текст научной работы на тему «К вопросу классификации инновационно-инвестиционных проектов»

ББК 65.291.551-21

Л.А. Семина

К вопросу классификации инновационно-инвестиционных проектов

L.A. Semina

To the Question of Classifying Innovative-Investment Projects

Рассматривается важнейший методологический вопрос исследования проектов - классификация инновационно-инвестиционных проектов, которая имеет прикладной характер и может быть использована для управления проектами. Представлена модель жизненного цикла инновационных проектов на основе маркетингового подхода.

Ключевые слова: инновационно-инвестиционный проект, оценка проекта, классификация проектов, инвестиционная привлекательность проекта.

In the article the major methodological question of researching projects - a question of classifying innovative-investment projects is considered. The considered classification has applied character and can be used for managing projects. The model of life cycle of innovative projects on the basis of the marketing approach is presented.

Key words: innovative-investment project, project estimation, classification of projects, investment appeal of the project.

Проведение научно-технических мероприятий, связанных с внедрением инноваций в производственную деятельность сельскохозяйственных предприятий, осуществляется в рамках реализации инновационно-инвестиционных проектов. Одним из важнейших методологических вопросов исследования проектов является их классификация.

Экономический эффект от инновационно-инвестиционного проекта может быть достигнут, во-первых, если он обладает новизной по сравнению с уже применяемыми аналогами в данном или других предприятиях, во-вторых, если при этом требуемые для реализации инновационного проекта инвестиции окупятся относительно быстро и будут характеризоваться сравнительно высокой нормой прибыли (отношением прибыли или чистых денежных поступлений к величине совокупных инвестиционных затрат).

В.И. Нечаев, И.С. Санду и другие авторы выделяют семь признаков оценки инновационноинвестиционных проектов [1; 2]:

1) по характеру оценки (предмету оценки - что именно должно оцениваться);

2) главной особенности оцениваемого проекта (главному результату, который предполагается получить от реализации проекта);

3) маркетинговой (рыночной) особенности проекта;

4) воздействию на общую эффективность хозяйственной деятельности предприятия, предполагающего реализовать проект;

5) конкретным экономическим и иным преимуществам (социальным, экологическим и т.д.), открывающимся перед предприятием, реализующим проект, в сравнении с другими проектами или уже применяемыми на предприятии техническими, технологическими, организационными и иными решениями;

6) признакам эффективности, обоснованно отбираемым из их совокупности для оценки данного проекта;

7) непосредственным критериям (показателям), способным обеспечить комплексную оценку в конкретной цифровой форме.

Несмотря на то, что и инновационные, и инвестиционные проекты нужно оценивать по сходным направлениям, характер оценки применительно к типу проекта должен отличаться главным образом по форме и содержанию, представляющих собой диалектическое единство. При этом в роли содержания будут выступать инновационные проекты, в роли формы - инвестиционные.

По первому признаку - характеру оценки - обоснование инновационного проекта следует начинать с анализа его содержательной стороны, т.е. сущности представляемой им инновации, а обоснование инвестиционного проекта - с формальной стороны, сводящейся к определению способности проекта обеспечить своевременный возврат израсходованных на него финансовых ресурсов с тем или иным приростом (процентом на инвестируемый капитал).

К вопросу классификации инновационно-инвестиционных проектов

По признаку «главная особенность проекта» инновационные проекты следует оценивать по их способности положительно применять имеющиеся на предприятии технические средства, технологии и прочее, а инвестиционные - по их способности обеспечить инвестору (предприятию) получение большей прибыли или чистого дисконтированного дохода (превышение совокупных результатов проекта над совокупными расходами на его внедрение и использование в течение расчетного периода при приведении всех затрат и конечных финансовых результатов к денежной оценке базового периода).

Для того чтобы классификация проектов носила прикладной характер и использовалась в управлении ими, следует рассмотреть классификацию инновационно-инвестиционных проектов:

- по источникам финансирования проекта: а) за счет собственных средств; б) за счет заемных средств;

в) за счет средств бюджета; г) за счет меценатов; д) смешанное финансирование;

- по эффективности проекта: а) высокоэффективные; б) среднеэффективные; в) низкоэффективные;

- по затратности проекта: а) крупнозатратные; б) среднезатратные; в) низкозатратные;

- по периоду внедрения проекта: а) долгосрочные; б) среднесрочные; в) краткосрочные;

- по инновационному потенциалу предполагаемой инновации: а) предполагающие создание новых инноваций; б) предполагающие обновление существующих инноваций; в) предполагающие создание модифицированных инноваций;

- по уровню риска проекта: а) высокорисковые;

б) среднерисковые; в) низкорисковые;

- по степени привлекательности проекта: а) высокопривлекательные; б) низкопривлекательные.

Особое внимание в рассмотренной классификации заслуживает такой признак, как степень привлекательности проекта, под которой, по мнению автора, следует понимать совокупность условий, формирующих представление инвестора о целесообразности и эффективности инвестирования в проекты, предусмотренные к реализации предприятием в данном регионе. Инвестиционная привлекательность проекта на территории региона - интегральная характеристика отдельных регионов страны с позиции инвестиционного климата, уровня развития инфраструктуры, возможности привлечения инвестиционных ресурсов и других факторов, существенно влияющих на формирование дохода от инвестирования в проект и инвестиционных рисков. Инвестиционная привлекательность проекта оценивается характеристиками потенциального спроса на инвестиции в проект на территории региона. Необходимо отметить, что создание предприятием условий инвестиционной привлекательности проекта - очень сложная задача, решение которой способствует экономическому

росту данного предприятия или получению иного полезного эффекта.

Для того чтобы определить место совокупности мероприятий по оценке привлекательности инновационно-инвестиционных проектов, следует рассмотреть основные этапы реализации проектов, что позволит упорядочить решение отдельных задач в стройную систему по достижению главной цели, определить последовательность выполнения работ.

Импонирует позиция К.А. Бармута, которая рассматривает проекты с позиции маркетингового подхода [3] (рис.), из которого видно, что в случае проведения НИОКР в ходе реализации инновационного проекта число его этапов существенно увеличивается. Традиционное разделение процесса создания инновации на стадии не позволяет провести детальный анализ инновационного процесса в отрасли. Применение эволюционных принципов дает возможность описать жизненный цикл инновации как последовательную смену фаз, в каждой из которых определяющую роль играют факторы НТП (превращение новшества в инновацию), рыночный спрос и конкуренция (имитация и совершенствование). Соответственно, государственная инновационная политика в различных отраслях может быть направлена на стимулирование определенного типа инноваций.

Следует добавить, что в рамках традиционного подхода цели предприятия направлены на получение прибыли как важнейшего критерия результативности инвестиционной деятельности. Однако универсальные цели инвестирования в проекты должны найти отражение в получении экономической выгоды или положительного социального эффекта (обеспечение устойчивого развития сельскохозяйственного производства и конкурентоспособности продукции и т.п.).

Любой инновационный проект характеризуется такими свойствами, как:

- нестационарность - непрерывные изменения всех параметров процесса с момента возникновения бизнес-идеи до включения инновации в процесс производства;

- структура - инновационный процесс состоит из отдельных взаимодействующих подпроцессов создания информационных, материальных и человеческих ресурсов для процесса производства и развития инвестиционной деятельности;

- ограниченность - инновационный процесс разграничен с научным и производственным процессами, и эти разграничения носят системный характер.

Проведение научно-технических мероприятий, связанных с внедрением инноваций в производство, осуществляется в рамках реализации инновационных проектов, поэтому в ее основу следует положить такие классификационные признаки, как инновационный потенциал предполагаемой инновации, период вне-

Моделирование жизненного цикла инновационных проектов на основе концепции маркетинга

дрения проекта, уровень риска проекта, затратность и эффективность проекта, степень привлекательности проекта, источник финансирования проекта.

Активизация инновационного развития предприятий предполагает создание системы инвестирования. Влияние инвестиций в инновационную сферу сельскохозяйственных предприятий на объем продукции и балансовую прибыль описывается различными уравнениями связи и носит нелинейный характер, что подтверждает комплексный характер эффекта от инноваций.

Таким образом, одним из компонентов создания эффективной методики формирования инвестиционного портфеля на предприятии является разработка многоцелевой модели. Для отбора проектов, позволяющих сохранить устойчивость предприятия на долгосрочную перспективу, необходимо использовать систему показателей (экономических, инвестиционных, экологических и социальных), которая позволит наиболее полно реализовать идею системного подхода к решению задач инвестиционного проектирования и отражать принципы инвестирования.

Библиографический список

1. Нечаев В.И. Организация инновационной деятельности в АПК : учебник / под ред. В.И. Нечаева. - М., 2010.

2. Санду И.С., Боговиз А.В., Бобиков А.А. Проблемы и перспективы инвестиционного развития АПК Московской области. - М., 2007.

3. Бармута К.А. Управление эффективным развитием промышленных предприятий в условиях освоения инноваций: теория, методология, практика : автореф. дис. ... д-ра экон. наук. - М., 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.