Кривошеева Т.М.
К вопросу изучения влияния туризма на экологическую С|ТЛ\/ии1 1М
обстановку и социо-культурное природное пространство, \|х\/пи ЛППЫ
в том числе в границах удаленных территорий ЖУ1ПАЛ
УДК 338.48; 502.33 DOI: 10.24411/1995-042X-2018-10302
КРИВОШЕЕВА Татьяна Михайловна
Российский государственный университет туризма и сервиса (Москва, РФ); кандидат экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник;
e-mail: [email protected]
К вопросу изучения влияния туризма на экологическую обстановку и социо-культурное природное пространство, в том числе в границах удаленных территорий
В статье использованы материалы, полученные в ходе выполнения научно-исследовательской работы «Методология оценки влияния туризма на состояние окружающей среды» в рамках государственного задания ФГБОУ ВО «РГУТИС» в 2018 г. (5.4747.2017/8.9). Задачами указанной научно-исследовательской работы являются разработка концептуальных принципов экологически безопасного туризма, методологии формирования сервисного и инфраструктурного пространства туризма с учетом минимизации факторов негативного воздействия на состояние окружающей среды и социо-культурное природное пространство, методологии прогнозирования влияния развития внутреннего и въездного туризма в регионах Российской Федерации на состояние окружающей среды и социо-культурное природное пространство.
Исходя из этого, в статье поднимаются вопросы изучения позитивного и негативного воздействия туризма на окружающую среду и общество на фоне «экологизации» общественного сознания. Как вида экономической деятельности, развитие туризма не может осуществляться без тесного взаимодействия с окружающей средой, однако, уменьшить факторы негативного воздействие и усилить положительные результаты, возможно при помощи внедрения системных инструментов управления и чёткого планирования направлений внутреннего и въездного туризма в регионах Российской Федерации.
Удаленные территории наиболее чувствительны к воздействию от массового развития туризма. В качестве инструментов управления и планирования развитием туризма в границах удаленных территорий, предлагается использовать метрики удаленных территорий. Также в статье: а) рассмотрены подходы к изучению социальных воздействий туризма, основанные на «индексе раздражения», «пороге толерантности», «эффекте демонстрации»; б) проиллюстрирована смена политики в развитии туризма со стратегии «Ставка на количество» на стратегию «Ставка на доходы»; в) обобщены меры по развитию экологически безопасных видов туристской деятельности, связанные с осуществлением кластерной политики в сфере
Ключевые слова:
воздействие туризма, экологически безопасные виды туристской деятельности, антропогенная нагрузка, туристские дестинации, удаленные территории, метрика удаленной территории
туризма, повышением степени организации туристских потоков в границах экологически уязвимых территорий и в антропогенно перегруженных туристских дестинациях.
Туризм в настоящее время - не только бурно развивающаяся область научных исследований, один из значительных социальных феноменов современности, но и важнейшая индустрия мира. Мировой туризм - это рынок высокой степени насыщенности, который демонстрирует стабильное приращение туристского потока, но потребительские предпочтения смещаются в пользу развивающихся экономик и «молодых» туристских дестинаций, это способствует активному туристскому освоению новых пространства. Такими новыми туристскими пространствами являются удаленные территории.
п " «
В целях данной статьи, под удаленной территорией будет пониматься местность, которая, как правило, расположена на значительном расстоянии от политических, финансово-экономических и социально-культурных центров. Доступ к подобным территориям может быть затруднен в силу природно-климатических и географических особенностей, а также инфраструктурных и логистических проблем. На фоне возрастания потребительского интереса к подобным территориям, одним из основных способов наращивания потенциала удаленных территорий является развитие туризма путём расширения экологически безопасных видов туристской деятельности, создания системы его финансовой поддержки на принципах государственно-частного партнерства.
Для принятия стратегических решений о развитии туризма в границах удаленной территории, по нашему мнению, необходимо сформировать «сборник метрик удаленных территорий», который будет содержать оценку их потенциала по нескольким направлениям:
1. Физико-географическое положение и административно-территориальная принадлежность удаленной территории.
2. Картографические материалы по удаленной территории с обозначением имеющихся транспортных возможностей (автодороги с указанием класса и категории, аэропорт/аэродром с указанием класса, хели-порты или вертолетные площадки, катерное/лодочное сообщение, аутентичные виды транспорта и иные виды транспорта).
3. Заключение о характере туристско-рекреационного потенциала природных и культурных ландшафтов удаленных территорий:
- количественная характеристика и описание природных и культурных ландшафтов удаленной территории;
- формирование банка фотографий объектов природных и культурных ландшафтов удаленных территорий.
4. Заключение о производственном потенциале и туристской аттрактивности традиционных видов деятельности местного (коренного) населения труднодоступной территории:
- качественное описание традиционных видов деятельности местного (коренного) населения удаленных территорий с целью выявления возможности стимулирования предпринимательских инициатив в туризме (возможность создания/развития аутентичных объектов показа, интерактивных программ, производства и продажи аутентичной сувенирной продукции);
- формирование банка фотографий традиционных видов деятельности коренного населения труднодоступных территорий и их результатов (готовая продукция, готовые товары, результаты выполненных работ/услуг).
5. Заключение о состоянии инфраструктурного благоустройства (водопровод, газ, электроэнергия, канализация, трубопроводы или другие инфраструктурные решения, например, автономные и т.п.).
Кривошеева Т.М.
К вопросу изучения влияния туризма на экологическую обстановку и социо-культурное природное пространство, в том числе в границах удаленных территорий
6. Заключение о состоянии социально-культурного благоустройства (медицинское обслуживание, образовательные учреждения, учреждения социальной адаптации и т.п.).
7. Социально-экономические проблемы удаленной территории, которые могут быть решены или уменьшена степень их настоятельности, посредством туризма.
8. Инфраструктурные и другие ограничения, которые не способствуют развитию туризма в границах удаленной территории.
На основе метрик удаленных территорий, необходимо проводить прогнозную оценку взаимовлияния туризма и экологической обстановки, экономической ситуации, социальных возможностей и состояния культурного ландшафта удаленной территории. Оценка воздействия туризма на социальную и культурную жизнь удаленной территории, ее окружающую среду, как природную, так и созданную человеком, это междисциплинарная проблематика, на которой фокусируются исследования в сфере экономики, социологии, культурологии, экологии, географии, технологии туризма и других областей научного знания.
Оценка степени непосредственного влияния туризма на окружающую среду имеет ряд сложностей методологии. Любая деятельность человека изменяет облик территории, поэтому невероятно сложно установить базовый уровень, относительно которого можно измерять изменения, последовавшие в результате туристской деятельности. Окружающая среда находится в постоянном процессе изменений даже без антропогенного воздействия, в связи с чем, отмечаемые изменения могут являться результатом стабильных природных явлений, однако иногда, эти явления могут быть ускорены туристской деятельностью человека. Одна группа исследователей считает туризм мощным агентом изменений окружающей среды, другая, говорит о том, что чрезвычайно трудно определить являются ли конкретные изменения следствием развития туризма или же туризм всего лишь один из воздействующих факторов, причем не пре-
обладающий.
Если рассматривать туризм как совокупность видов деятельности, согласно собирательной классификационной группировки видов экономической деятельности, в состав которой входит 12 наименований деятельности и 40 группировок на основе Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2)1, то становится практически невозможным измерить тотальное влияние туризма на окружающую среду. Некоторые виды деятельности могут оказывать явное воздействие, некоторые опосредованное, в совокупности несколько видов деятельности могут оказывать негативное воздействие, а изменение состава видов деятельности в совокупности, может привести к нивелированию отмеченного ранее негативного воздействия, например, в случае смены вида транспорта для перемещения туриста в границах туристской территории с автомобильного на фуникулер или канатную подвесную дорогу.
Также определенные трудности оценки воздействия туризма на окружающую среду, связаны с перекрестной и интерактивной природой экономического, социального и инвай-ронментального феномена туризма2 [2, 10]. Взаимодействия между компонентами каждой из этих сфер влияния, влекут за собой дальнейшие изменения, которые сказываются на всей системе, создавая сложный ряд потоков воздействий. Например, туризм, оказывая влияние на местное население удаленных территорий, которое может быть представле-
1 Приказ Министерства культуры РФ «Об утверждении собирательной классифицированной группировки видов экономической деятельности "Туризм"» от 25.03.2016 №687.
2 Энвайронментализм - это разнообразные явления, существующие в различных сферах общественной жизни, формирующие единую тенденцию в науке, идеологии, возникающую как реакция на существующий экологический кризис; это общественные и политические движения, новые сферы бизнеса, культура питания и многое другое; это движение за качество среды обитания.
но расовыми, этническими и культурными меньшинствами, носителями традиционных укладов жизнедеятельности, может изменить модели их социально-культурного, экономического и общественного поведения. Уникальные животные, редкие растительные виды и т.п. элементы экологической системы удаленной территории, высокоаттрактивны для туристов, и в связи с этим подвержены увеличенному негативному влиянию.
В настоящее время все больше вопросов поднимается о негативных последствиях туризма для принимающих туристских зон (локальных территорий, в том числе и удаленных). Подход к интерпретации негативных последствий может быть различным, в зависимости от того, оцениваются они с позиции локальных, региональных, национальных или международных перспектив. Туризм динамичен, и воздействия, и их значимость, постоянно меняются благодаря изменениям целей, как туристов, так и принимающей их стороны, колебаниям в процессах, затрагивающих экономическую и экологическую сферы, а также технологическим и другим переменам в самой туристской индустрии. Все это предполагает, что воздействия будут изменяться с течением времени, и что необходим периодический мониторинг туристской нагрузки и экологической ситуации в регионе и/или локальной территории.
На степень удовлетворения потребностей туристов и на обеспечение соответствия реалий ожиданиям туристов влияет энвай-ронмент3. Особенности окружающей среды, способствуют формированию модели туристского поведения, т.е. влияют на выбор места и средств размещения, на продолжительность пребывания, на степень мобильности в границах туристской территории, на содержание досугово-развлекательных и рекреационных мероприятий. Например, туристская аттрак-
3 В данном случае говорится о формировании / состоянии туристской среды, туристского окружения, в том числе уровня развития туристской инфраструктуры, возможностей разнообразия впечатлений.
тивность культурно-исторического наследия территории значительно возрастает, если дополняется природной уникальностью, а иногда и фактором «ограниченности посещения» из-за удаленности территории. Но массовое увеличение туристского потока вследствие повышения туристской аттрактивности, может сказаться на качестве окружающей среды и привести к ухудшению экологической обстановки. В такой ситуации важно соблюдение баланса интересов «производителей» туристских услуг и специально уполномоченных органов по охране окружающей природной среды. Некоторые исследователи считают, что между этими сторонами возможно несколько типов взаимоотношений [10, 13]:
1. Независимая деятельность. «Производители» туристских услуг и специально уполномоченные органы по охране окружающей природной среды стремятся к минимальному числу контактов, ведут не координированную деятельность, каждый в рамках своего функционала, целей и задач. Такой тип взаимоотношений малоэффективен в условиях массового развития туризм.
2. Взаимовыгодное сотрудничество. «Производители» туристских услуг и специально уполномоченные органы по охране окружающей природной среды координируют свою деятельность в целях разумного и контролируемого использования ресурсов природных экосистем, сохранения, поддержания и улучшения экологической обстановки, проведения мониторинга антропогенного воздействия.
3. Конфликтная ситуация. Данный тип взаимоотношений может быть реализован по двум сценариям. В первом, «производители» туристских услуг, имея политическую и экономическую поддержку, реализуют бесконтрольное наращивание темпов развития массового туризма, не ограничивая разрушающую активность туристов: сбор гербариев дикорастущих редких цветов, собирание частей растений, неконтролируемая охота, неосторожное обращение с огнем, вырубка деревь-
Кривошеева Т.М.
К вопросу изучения влияния туризма на экологическую обстановку и социо-культурное природное пространство, в том числе в границах удаленных территорий
ев, замусоривание лесов и береговых линий, прокладывание пешеходных и велосипедных дорожек сквозь лесные массивы, организация кемпингов, разрушение коралловых рифов и т.п.
Во втором, специально уполномоченные органы по охране окружающей природной среды, имея общественную и административную поддержку, реализуют необоснованно жесткую политику по введению специальных режим использования территорий, ограничивающих развитие туризма, или отдельных его форм.
Указанные выше типы взаимоотношений справедливы не только системе «Производители» туристских услуг и специально уполномоченные органы по охране окружающей природной среды, но при взаимоотношениях различных стейкхолдеров, в том числе государственных и частных. Например, в производственной сфере конфликтом будет считаться подмена продукции аутентичных местных производств, более дешевыми аналогами, визуально сымитированными при помощи более дешевой автоматизированной технологии.
В случае же взаимовыгодного сотрудничества всех заинтересованных сторон:
- туризм стимулирует возрождение культурно-исторических и производственных традиций;
- туризм способствует ревитализации выведенных из хозяйственного и общественного оборота зданий, сооружений, пространств;
- туризм активизирует сохранение или восстановление природных ресурсов, в том числе через инструменты волонтерства и социальной ответственности;
- туризм совершенствует качество эн-вайронмента через стимулирование ответственного управления и административного контроля, что, в свою очередь, создает более комфортную среду пребывания туристов на территории, а соответственно в большей степени удовлетворять потребности туристов.
Для оценки социальных и культурных воздействий туризма исследования целесообразно проводить по трем направлениям:
- исследование потребительского интереса - определение характера спроса на туристские услуги, мотивационных установок и ожиданий туристов;
- исследование территории приема -анализ инфраструктурного и экологического состояния территории, выявление особенностей использования трудовых ресурсов, определение специфики социального, экономического и культурного поведения местного населения;
- исследование процесса и итогов взаимодействия носителей потребительского интереса, хозяйствующих субъектов и местного населения принимающей территории - определение сущности, особенностей и последствий социально-культурных, экономических и иных видов контактов туристов и представителей принимающей территории. Здесь же происходит изучение способов влияния туризма на ценностную систему местного населения, изменение моделей поведения, семейные отношения, общий стиль жизни, уровень безопасности, творчество, традиции и обряды, производственно-хозяйственную деятельность.
Многие зарубежные и отечественные специалисты, результаты туристской деятельности, изначально интерпретировали в терминах экономического подхода и характеризовали показателями дохода, налоговых поступлений от деятельности, объемов реализации в стоимостном и натуральном выражении, дополняя их изменениями уровня занятости и заработной платы местного населения. В настоящее время происходит фокусирование проблематики на социокультурных эффектах и отдельных типах воздействий туризма на экологическую обстановку.
Изучение воздействия туризма на состояние окружающей среды и социо-культурное природное пространство базируется на нескольких подходах.
В основу первого подхода заложен «индекс раздражения» [14], который имеет пять уровней [12, 10]:
I. Эйфория - местное население с энтузиазмом и благосклонностью относится к идеи развития туризма, осознавая возможности для повышения качества и уровня жизни местного сообщества, а также привлечения инвестиций и усиления денежных потоков. Этому уровню характерна для административных органов власти пропаганда, так называемых, принципов гостеприимства, а для местных жителей их принятие и следование их положениям.
II. Апатия - местное население начинает воспринимать туристов как чужаков, которые постепенно вносят изменения в их культурные нормы и образ жизни, а также оказывают негативное влияние на окружающую среду. В этих условиях, местное население, взаимодействует с туристами с позиции извлечения личной выгоды, их «полезности» для роста личного благосостояния. Этому уровню характерна постановка местными жителями проблем, связанных с развитием туризма, перед административными органами власти.
III. Раздражение - у местного населения наблюдается агрессивное отношение к туристам, которое начинает нарастать, когда индустрия туризма достигает предельных показателей. Как правило, туризм уже повлек необратимые изменения инфраструктуры локальной территории, произошли нарушения баланса привычных коммуникационных процессов и веками сохраняющихся культурных и производственных традиций. Этому уровню характерно противопоставление стандартизированных норм комфорта для туристов формата «Френдли Стандарт»4 и усредненных
4 В РФ эта практика стала внедряться относительно недавно и нашла отражение в системах добровольной сертификации услуг предприятий туристической индустрии на соответствие потребностям туристов с учетом их специфических требований к проживанию и питанию, свойственных тем или иным национальностям и конфессиям: «Halal friendly» и «China friendly».
условий проживания и труда местного населения. Агрессию можно снизить созданием дополнительных возможностей для местного сообщества по повышению уровня и качества жизни.
IV. Антагонизм - на этом уровне туристы исключаются из системы вежливого обхождения [10], местное сообщество поднимает проблемные вопросы сокращения потока туристов.
V. Примирение - местное население соглашается с возможностью и необходимостью изменений экосистемы, связанной с высокой туристской активностью. По нашему мнению, пятый уровень достигается, только в том случае, если имеются возможности перераспределения массового туристского потока, его рассредоточения и совершенствования инфраструктуры в приемлемых для местного населения формах.
В краткосрочной ретроспективе, можно отметить такую тенденцию последних 3-4 лет, что успешные и высокоаттрактивные туристские территории, которыми являются Лондон в Великобритании, Барселона в Испании, Санкт-Петербург в Российской Федерации и подобные туристские дестинации, предпочитают сменить свою политику в развитии туризма со стратегии «Ставка на количество» на стратегию «Ставка на доходы». Ключевыми причинами этого стало перегрузка всех видов инфраструктур и снижение толерантности местного населения, внешними проявлениями чего стали, понижение качества обслуживания и уровня комфортности пребывания под лозунгом «tourists go home». В научно-практической деятельности это явление связано с таким понятием, как «порог толерантности», который и заложен в следующий подход изучения воздействия туризма на состояние окружающей среды и социо-культурное природное пространство.
В ответ на туристскую активность поведенческие реакции отдельных лиц или социальных групп могут быть позитивными или негативными, а также активными или пассив-
Кривошеева Т.М.
К вопросу изучения влияния туризма на экологическую обстановку и социо-культурное природное пространство, в том числе в границах удаленных территорий
ными. Понятие «порог толерантности» используется для характеристики некоего критического уровня, за пределами которого позитивное влияния туризма и позитивное отношение к нему сменяются негативными.
Установление «порога толерантности» по мнению таких российских авторов как Покровский Н.Е. и Черняева Т.И. зависит от места, времени, культурной и экономической дистанции между туристами и жителями принимающей стороны, способности территории физически и психологически компенсировать наплыв туристов, скорости и интенсивности развития туризма. Физическое присутствие туристов в границах локальной территории в определенное время года существенно меняет привычный социальный уклад, вызывает возрастание социальных рисков. Поэтому увеличивающееся число туристов на курортах и признанных местах отдыха требует определения критических величин, например, индексов присутствия или иных аналогичных или дополняющих показателей [10].
Развитие туризма, особенно, в границах удаленных территорий, запускает «эффект демонстрации», который проявляется во внедрении идеологии и образа жизни со стороны. Оценка этого эффекта, формирует следующий подход к изучению воздействия туризма на состояние окружающей среды и со-цио - культурное природное пространство. Этот эффект может быть определен как преимущество, если позволяет жителям адаптироваться или получать дополнительную работу. Вместе с тем, этот эффект может вызывать и разнообразные заблуждения относительно туристов. Последствия «эффекта демонстрации» могут быть:
Первичные: повышение уровня преступности и напряженности, что связано с невозможностью удовлетворить инициированные туристами потребности законным образом; усиление возмущения по поводу привлечения эмигрантов для обслуживания туристов; разрушение традиционного уклада и общинных границ в связи с миграцией [10].
Вторичные: связаны с изменением внутренней структуры локальной территории, например, изменяется роль женщин, уровень сплоченности, демографическая и институци-альные структуры [10].
Некоторые технологи туризма и проектировщики туристско-рекреационных пространств одним из вариантов снижения последствий «эффекта демонстрации» предлагают осуществлять «вынос» туристских территорий за пределы мест проживания местного населения. В этом случае, туристская аттрак-тивность территории будет формироваться за счет искусственного создания ландшафтов «моментальной культуры», которые инсценируют аутентичность [12]. В некотором роде этому созвучна кластерная политика развития внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации, которая в том числе, предполагает реализацию инвестиционных проектов по созданию туристских кластеров вне границ населенных пунктов5.
Туризм, является индустрией, которая с одной стороны, активно использует обширный спектр различных видов ресурсов, в том числе и природно-экологических, а с другой, сильно зависит от качества окружающей среды. В связи с этим есть мнения, что показатели развития туризма (количество размещенных лиц в коллективных средствах размещения, объемы платных туристских услуг населению, инвестиции в основной капитал сферы туризма и т.п.), должны в обязательном порядке дополняться показателями увеличения потребляемых ресурсов и выбрасываемых отходов. Помимо этого, необходимо поднимать вопрос о расширении территорий, используемых под создание туристской инфраструктуры. Позитивной тенденцией здесь будет являться то, что в туристский оборот вовлекаются ревитализируемые старопромышленные и рекультивируемые сельскохозяйственные
5 Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 — 2018 годы)», утвержденная постановлением Пр-ва РФ №644 от 2.08.2011 г.
земли, а негативной, когда под строительство отелей, подъемников, смотровых площадок, автомобильных трасс вырубаются леса, выделяются луга и пашни, изменяется береговая линия [3].
При отсутствии надлежащего планирования и управления, развитие, связанное с туризмом может вести к социально-экономическим проблемам, также как к негативным изменениям окружающей среды как эрозия почвы, потеря биологического разнообразия, снижение качества воды и т.п.
Можно выделить следующие факторы отрицательного влияния туризма на состояние окружающей среды и социо-культурное природное пространство [8, 9]:
- загрязнение сточными водами, мусором;
- шумовое загрязнение и эмиссия воздушного транспорта;
- эрозия берега (пляжа) из-за удаления дюн и выравнивания прибрежных поверхностей;
- чрезмерное использование естественных областей (лесов, горных склонов, озер);
- разрушение естественных областей для размещения объектов туризма;
- нарушение природных связей в цепочке: воздух, вода, земная поверхность и живые организмы;
- влияние на культуру местных жителей;
- потеря исторического и архитектурного наследия;
- единовременное увеличение плотности населения в местах отдыха;
- обострение социально-экономической напряженности;
- распространение использования труда несовершеннолетних.
Это лишь неполный набор факторов отрицательного влияния туризма на состояние окружающей среды и социо-культурное природное пространство. Как правило, при грамотно выстраиваемой схемой стратегического и тактического управления развитием туризма, с учетом принципов экологической без-
опасности и интересов местного сообщества, острота проблемы значительно уменьшается.
Более остро негативное воздействие туризма ощущают территории, которые не обладают достаточно высоким технико-технологическим потенциалом и финансовыми возможностями для восполнения вовлеченных в туристский оборот ресурсов, удаления и переработки увеличенного объема бытовых отходов. Проблема восполнения особо значима, когда речь идет о биоресурсах, в некоторых туристских зонах спрос на дары моря со стороны туристов настолько высок, что становится основным фактором увеличения нагрузки на популяции съедобных моллюсков. Также туристская мода на аутентичные натуральные продукты, нередко ставит тот или иной биоресурс на грань исчезновения.
Множество прекрасных уголков планеты, не исключая заповедные зоны, уже существенно пострадали в результате притока туристов - «любителей природы», что чревато пагубными последствиями для биоразнообразия этих мест.
Туризм, как отмечалось выше, также ведет к загрязнению окружающей среды: сброс необработанных стоков в воды рек и морей, транспортные выбросы, содержащие двуокись углерода и окись азота, а также производство мусора и других твердых отходов. Строительство объектов и развитие инфраструктуры туристского назначения, без прогнозирования их влияния на окружающую среду, могут оказывать губительное влияние на экологию и биоразнообразие не только туристских территорий, но и глобальной экосистемы. В связи с чем, можно поднимать вопрос о формировании глобальной ответственности за сохранение и защиту природы. В работах некоторых авторов, это уже нашло отражение. Например, в работе В.С. Боголюбова и В.П. Орловской отмечается, что поскольку в молодых дестинациях большая часть туристских объектов принадлежит иностранному капиталу, то должен иметься справедливый баланс между местным участником и инве-
Кривошеева Т.М.
К вопросу изучения влияния туризма на экологическую обстановку и социо-культурное природное пространство, в том числе в границах удаленных территорий
стором. Местные жители, как основной источник рабочей силы, должны быть заинтересованы в интересной и хорошо оплачиваемой работе, привлекаться к участию не только на самых низких уровнях занятости. Индустрия туризма - один из немногих секторов, где развивающиеся молодые дестинации могут предложить качественный товар на международном рынке туризма. Эти страны получают доходы от туризма, а сами туристы в подавляющем большинстве приезжают туда из высокоразвитых и ведущих в экономическом и промышленном отношении государств. Следовательно, рост глобализации мировой экономики требует и глобальной ответственности6.
Потребительская удовлетворенность туристов, которая является основой возвратных посещений, формирования лояльности к туристской территории, трансляции личного позитивного туристского опыта среди своего круга общения, в решающей степени зависит от того, насколько условия отдыха и уровень обслуживания соответствует ожиданиям туриста. Поскольку качественная природная среда -необходимое условие для качественного отдыха, ее сохранение становится важным экономическим фактором для индустрии туризма, осуществляемом в сотрудничестве частного и государственного сектора, т.е. при тесном взаимодействии руководителей и специалистов государственных и муниципальных органов управления, курирующих развитие сферы туризма и представителей бизнес-сообщества индустрии туризма.
В связи с этим должны быть внедрены организационно-управленческие механизмы и нормативные меры, направленные на предотвращение и минимизацию ущерба, который туризм наносит окружающей среде и биологическому разнообразию. Указанные механизмы и меры должны включать не только контроль за уже функционирующими объ-
6 Боголюбов В.С., Орловская В.П. Экономика туризма. М.: ИЦ «Академия», 2013.
ектами индустрии туризма, но и затрагивать прогнозную оценку воздействий на окружающую среду новых туристских проектов, особенно тех, которые затрагивают уникальные и уязвимые природные системы, какими, в том числе являются удаленные территории. Например, с 2011 года в Российской Федерации, действует мера, закрепляющая в составе критериев экспертной оценки инвестиционных проектов предлагаемых к включению в перечень мероприятий и реализации в рамках Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2016 годы)» заключение государственной экологической экспертизы в соответствии с требованиями Федерального закона от 23 ноября 1995 г. №174-ФЗ «Об
^ 7
экологической экспертизе»7.
В лице заинтересованных сторон определения правильного вектора развития туризма, должны выступать органы государственного, регионального и муниципального управления, в том числе с учетом требований международного характера8. Именно государственная политика должна обеспечить регулирующую силу, используя принципы концепции устойчивого развития. Из-за своей си-нергетичности туризм может выступать движущей силой, которая выведет и смежные отрасли на путь устойчивого развития. Для того чтобы следовать основным принципам концепции устойчивого развития необходимо на системной основе, оценивать характер и интенсивность оказываемого воздействия, осу-
7 Приказ Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ «О создании Экспертного совета по проведению экспертизы инвестиционных проектов, предлагаемых к включению в перечень мероприятий и реализации в рамках Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2016 годы)» №829 от 2.08.2010 г.
8 Принятая ЮНВТО концепция развития устойчивого туризма призвана регулировать и разрешать противоречия во взаимодействиях между предприятиями туриндустрии, потребителями туруслуг и населением принимающих туристских дестинаций.
ществлять экологические мониторинги, учитывать потенциальную нагрузку на среду, оптимизировать ресурсопотребление, инвестировать в энергосберегающие и восстанавливающие технологии. Всемирный совет по туризму и путешествиям9 утвердил многомерную стратегию для внедрения и распространения культуры устойчивого развития и сформировал динамичную структуру для достижения этой цели [9].
Основные задачи на ближайшее будущее выглядят так [9]:
- заменить культуру интенсивного потребления культурой разумного роста;
- уравновесить экономические и экологические факторы воздействия;
- найти общие интересы туристов и местного населения;
- распределять полученную выгоду среди всех членов общества, и в первую очередь среди наиболее бедных и неблагополучных категорий населения.
В Российской Федерации сбережение для нынешних и для будущих поколений окружающей среды и социо-культурного природного пространства - один из государственных приоритетов.
В Концепции федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019 - 2025 годы)» (далее Концепция), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2018 г. №872-р, предусмотрены меры, которые позволят обеспечить устойчивое развитие туризма в границах локальных территорий Российской Федерации, в том числе и удаленных.
Концепцией предусмотрено, например:
- обеспечение поддержки традиционного образа жизни и устойчивого развития коренных малочисленных народов Дальнего Востока и Байкальского региона;
- обеспечение экологической безопасности и охраны окружающей среды Дальнего
9 World Travel & Tourism Council (WTTC)
34 1-
Востока и Байкальского региона;
- при создании в Арктической зоне Российской Федерации туристских кластеров, будут учитываться пересекающиеся ареалы хозяйственной деятельности крупнейших корпораций и традиционного природопользования, распространенные и уникальные системы расселения, наличие территорий активного хозяйственного освоения и особого природоохранного статуса и т.п.
Реалии туризма на Байкале сегодня таковы, что неорганизованные отдыхающие и самодеятельные туристы, каждое лето буквально обрушиваются на побережье Байкала. По расчетам, от каждого такого неорганизованного туриста только после кратковременного отдыха выходного дня остается до одного ведра мусора, а за год от одного человека на побережье скапливается около 1,8 кубического метра бытовых отходов. В связи с этим, назрела острая необходимость в регулировании потока неорганизованных туристов. Одним из эффективных направлений такого решения стало развитие организованного экологического туризма - это такой вид туризма, при котором обслуживание любителей природы не нарушает экологического равновесия; это путешествия в экологически чистых районах, а иногда и оказание посильной помощи в исследовании и восстановлении природы. Экотуризм уделяет серьёзное внимание экологическому образованию туристов. Некоторые туристические компании проводят специальное обучение своих клиентов экологически грамотному поведению, не нарушающему экологическое равновесие. Главная цель популярных занятий - научить туристов не оставлять после себя следов пребывания в естественной природной среде.
Для туристского переосвоения Арктической зоны Российской Федерации, была выбрана форма круизного туризма, которая тоже наделена высокой степенью организации и устойчивости маршрутной сети.
Таким образом, базовый набор концептуальных принципов экологически безопасно-
Кривошеева Т.М.
К вопросу изучения влияния туризма на экологическую обстановку и социо-культурное природное пространство, в том числе в границах удаленных территорий
го туризма, сформулированных в научно-исследовательской работе «Методология оценки влияния туризма на состояние окружающей среды» в рамках государственного задания ФГБОУ ВО «РГУТИС» в 2018 г. (5.4747.2017/8.9), включает в себя следующее: - меры по развитию экологически безопасных видов туристской деятельности, в обязательном порядке закрепляются в документах стратегического планирования и управления внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации;
- тактическое управление по развитию экологически безопасных видов туристской деятельности, основывается на реализации кластерного подхода в сфере туризма, с применением механизма государственно-частного партнерства;
- развитие туризма в границах экологически уязвимых территорий и в антропогенно перегруженных туристских дестинациях, осуществляется в режиме повышения степени организации туристских потоков и устойчивости маршрутной сети.
Список источников:
1. Блага Н.Н., Рудык А.Н. Нормирование рекреационных нагрузок на городские и пригородные ландшафты // Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. Серия «География». 2001. Т.14. №1. С. 22-25.
2. Дзех А.В. Энвайронментализм как новая концепция отношения к природе // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история: Сб. ст. по матер. XLIV-XLV междунар. науч.-практ. конф. №1(42). Новосибирск: СибАК, 2015. С. 59-65.
3. Ермакова А.А. Ландшафтная архитектура и устойчивое развитие рекреационной деятельности // Проблемы устойчивого развития горных территорий: Материалы Дня науки, 22 апреля 2010 г. Владикавказ: Изд-во СОГУ им. К.Л. Хетагурова, 2010. С. 37-41.
4. Ермакова А.А. Проблемы определения рекреационных нагрузок и рекреационной емкости территорий // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: География. Геоэкология. 2009. №2. С. 16-20.
5. Киякбаева Е.Г. Социально-экономические механизмы устойчивого развития в туризме // Туризм и рекреация: фундаментальные и прикладные исследования: Труды VII Междунар. науч.-практ. конф. СПб.: Д.А.Р.К., 2012. С. 151-155.
6. Мозговая О.С. Оценка воздействия экологического туризма на социальную среду // Беларусь в современном мире: мат. XII Междунар. конф., посв. 92-летию обр-я Бел. гос. ун-та, 30 окт. 2013 г. / редкол.: В.Г. Шадурский [и др.]. Минск: Изд. центр БГУ, 2013. С. 235-237.
7. Мустафин А.А. Новая энвайронментальная парадигма в контексте современного экологического кризиса // Вестник КемГУКИ. 2012. №21. С. 15-19.
8. Нечаева Т.А. Потребность в геоэкологических знаниях для успешной профессиональной деятельности специалиста по туризму // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. Том 3. Педагогика. №2. 2012. С. 61-71.
9. Петрасов И. Концепция устойчивого развития применительно к мировому туризму // Все о туризме: туристическая библиотека. URL: http://tourlib.net/books_tourism/petrasov2-1.htm (дата обращения: 20.09.2018).
10. Покровский Н.Е., Черняева Т.И. Туризм: от социальной теории к практике управления. М.: Логос, 2009.
11. Рогачева Е.Ю., Черняева Т.И. Антропогенное воздействие туриндустрии - причина возникновения экологического туризма // Экологические проблемы промышленных городов: Сб. науч. тр. V Всеросс. науч.-практ. конф. с междунар. уч. Саратов, 2011. С. 285-287.
12. Суханова Н.Е. Актуальные проблемы организации социальной среды туризма // Власть. 2013. №7. С. 46-49.
13. Budowski G. Tourism and conservation: conflict, coexistence or symbiosis // Environmental Conservation. 1976. №3. Pp. 27-30.
14. Doxey G.V. A Causation Theory of Visitor-Resident Irritants // Methodology and Research Inference: paper presented to The Travel Research Association Conference. San Diego, California, Conference №6, TTRA, 1975. Pp. 195-198.
Tatiana M. KRIVOSHEEVA Russian State University of Tourism and Service (Moscow, Russia);
PhD in Economics, Associate Professor; e-mail: [email protected]
ON STUDYING THE TOURISM INFLUENCE ON THE ENVIRONMENT AND SOCIO-CULTURAL NATURAL SPACE, INCLUDING IN THE REMOTE TERRITORIES
The article uses the materials obtained as the result of the research work "Methodology for assessing the impact of tourism on the environment" in the framework of the state task of Russian State University of Tourism and Service in 2018 (5.4747.2017/8.9). The objectives of this research work are the development of conceptual principles of environmentally friendly tourism, the methodology for forming the service and infrastructure of tourism, taking into account the minimization of factors negative affecting the environment and socio-cultural natural space, methodologies for predicting the impact of the domestic and inbound tourism development in the regions of the Russian Federation on the state of the environment and socio-cultural natural space. Based on this, the article raises issues of studying the positive and negative tourism impact on the environment and society against the background of the "greening" of public consciousness. As a type of economic activity, tourism development cannot be carried out without close interaction with the environment, however, reducing negative impact factors and enhancing positive results is possible through the introduction of system management tools and accurate planning of domestic and inbound tourism trends in the regions of the Russian Federation. Remote areas are most sensitive to the effects of mass tourism development. As tools for managing and planning the development of tourism within remote territories, the author proposes to use metrics of remote territories. Also the article considers approaches to the studying f social benefits of tourism, based on the "irritation index", "tolerance threshold", and "demonstration effect"/ The author illustrates the change of policy in the tourism development from the strategy "Bet on quantity" to the strategy "Bet on revenues", and summarizes measures for the development of environmentally friendly types of tourist activities related to the implementation of cluster policy in tourism, increasing the level of organization of tourist flows within the boundaries of environmentally sensitive areas and in anthropogenic overloaded tourist destinations.
Т. ]2, No. 3 (В]) 208
Keywords:
impact of tourism ecologically friendly types of tourist activities, anthropogenic load, tourist destinations remote areas
metric of remote territories
Кривошеева Т.М.
К вопросу изучения влияния туризма на экологическую СЕТлВ/Ой1 \\Л
обстановку и социо-культурное природное пространство, \|х\/пи лЧНЫЙ
в том числе в границах удаленных территорий /I\У1НАЛ I
References
1. Blaga, N. N., & Rudyk, A. N. (2001). Normirovanie rekreacionnyh nagruzok na gorodskie i prigo-rodnye landshafty [Rationing of recreational loads on urban and suburban landscapes]. Uchenye zapiski Tavricheskogo nacional'nogo universiteta im. V.I. Vernadskogo. Seriya «Geo-grafiya» [Scientific notes of the V.I. Vernadsky Tauride National University. Series: Geography], 14(1), 22-25. (In Russ.).
2. Dzekh, A. V. (2015). Envajronmentalizm kak novaya koncepciya otnosheniya k prirode [Envi-ronmentalism as a new concept of relationship to nature]. Aktual'nye voprosy obshchestvennyh nauk: sociologiya, politologiya, filosofiya, istoriya [Current issues of social sciences: Sociology, political science, philosophy, history]: Coll. of articles based on the XLIV-XLV int. scientific and practical conf. Novosibirsk: SibAK, 1(42), 59-65. (In Russ.).
3. Yermakova, A. A. (2010). Landshaftnaya arhitektura i ustojchivoe razvitie rekreacionnoj deya-tel'nosti [Landscape architecture and sustainable recreational activities]. Problemy ustojchivogo razvitiya gornyh territorij [Problems of sustainable development of mountain areas]: Science Day Materials, April 22, 2010. Vladikavkaz: Izd-vo SOGU im. K.L. Hetagurova, 37-41. (In Russ.). //:
4. Yermakova, A. A. (2009). Problemy opredeleniya rekreacionnyh nagruzok i rekreacionnoj em-kosti territorij [Problems of definition of recreational pressure and recreational capacity of territories]. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Geografiya. Ge-oehkologiya [Proceedings of Voronezh State University. Geography. Geoecology], 2, 16-20. (In Russ.).
5. Kiyakbaeva, E. G. (2012). Social'no-ekonomicheskie mekhanizmy ustojchivogo razvitiya v turiz-me [Socio-economic mechanisms for sustainable tourism development]. Turizm i rekreaciya: fundamental'nye i prikladnye issledovaniya [Tourism and recreation: Basic and applied research]: Works of the VII int. scientific and practical conf. St. Petersburg: D.A.R.K., 151-155. (In Russ.).
6. Mozgovaya, O. S. (2013). Ocenka vozdejstviya ekologicheskogo turizma na social'nuyu sredu [Assessing the impact of ecological tourism on the social environment]. Belarus' v sovremen-nom mire [Belarus in the modern world]: Works of the XII International conf., dedicated to the . 92 Anniversary of the Belgorod State university, October 30, 2013 r. Minsk: Publ. center BSU, 235-237. (In Russ.).
7. Mustafin, A. A. (2012). Novaya envajronmental'naya paradigma v kontekste sovremennogo ekologicheskogo krizisa [A new environmental paradigm in the current environmental crisis]. Vestnik KemGUKI [Bulletin of Kemerovo State Institute of Culture], 21, 15-19. (In Russ.). //. 2012. №21. C. 15-19. (In Russ.).
8. Nechaeva, T. A. (2012). Potrebnost' v geoekologicheskih znaniyah dlya uspeshnoj profession-al'noj deyatel'nosti specialista po turizmu [The need for geoecological knowledge for the successful professional activity of a tourism specialist]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.S. Pushkina. Pedagogika [Bulletin of A. S. Pushkin Leningrad state University. Series Pedagogy], 3(2), 61-71. (In Russ.). //. №2. 2012. C. 61-71. (In Russ.).
9. Petrasov, I. (w/y). Koncepciya ustojchivogo razvitiya primenitel'no k mirovomu turizmu [The concept of sustainable development related to world tourism]. Vse o turizme: turisticheskaya biblioteka [All about tourism: Tourist library]. URL: http://tourlib.net/books_tourism/petrasov2-1.htm (Accassed on: 20.09.2018). (In Russ.).
10. Pokrovskiy, N. E., & Chernyaeva, T. I. (2009). Turizm: ot social'noj teorii k praktike upravleniya [Tourism: from social theory to management practice]. Moscow: Logos. (In Russ.).
11. Rogacheva, E. Yu., & Chernyaeva, T. I. (2011). Antropogennoe vozdejstvie turindustrii - prichi-na vozniknoveniya ekologicheskogo turizma [Anthropogenic impact of the tourism industry: The cause of ecological tourism]. Ekologicheskie problemy promyshlennyh gorodov [Environ-
Т. 12, No. З (В1) 20]8
mental problems of industrial cities]: Coll of scientific works of the V All-Russian scientific and practical conf. with int. participation. Saratov, 285-287. (In Russ.).
12. Sukhanova, N. E. (2013). Aktual'nye problemy organizacii social'noj sredy turizma [Actual problems of organizing social environment of tourism]. Vlast'[Power], 7, 46-49. (In Russ.).
13. Budowski, G. (1976). Tourism and conservation: conflict, coexistence or symbiosis. Environmental Conservation, 3, 27-30.
14. Doxey, G. V. (1975). A Causation Theory of Visitor-Resident Irritants. In book: Methodology and Research Inference: paper presented to The Travel Research Association Conference. San Diego, California, Conference №6, TTRA, 195-198.
Кривошеева Т.М. К вопросу изучения влияния туризма на экологическую обстановку и социокультурное природное пространство, в том числе в границах удаленных территорий // Сервис в России и за рубежом. 2018. Т. 12. Вып. 3. С. 25-38. DOI: 10.24411/1995-042X^018-10302.
Krivosheeva, T. M. (2018). On studying the tourism influence on the environment and socio-cultural natural space, including in the remote territories. Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad], 12(3), 25-38. doi: 10.24411/1995-042X-2018-10302. (In Russ).