Научная статья на тему 'Средства массовой коммуникации и формирование туристского имиджа Российской Федерации'

Средства массовой коммуникации и формирование туристского имиджа Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1929
410
Поделиться
Ключевые слова
СРЕДСТВА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ (СМК) / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ (СМИ) / ИМИДЖ / ТУРИСТСКИЙ ИМИДЖ / ИМИДЖ ТЕРРИТОРИИ / РЕГИОНА / СТРАНЫ / ВНУТРЕННИЙ И ВЪЕЗДНОЙ ТУРИЗМ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кривошеева Татьяна Михайловна, Костромина Наталья Владимировна

В статье поднята проблема нехватки каналов распространения информации для продвижения внутреннего и въездного туризм в России, раскрывается роль воздействия средств массовой коммуникации на формирование имиджа России как туристской территории, представлены примеры формирования туристского имиджа из зарубежной практики, а также рассмотрены вопросы формирования имиджа в процессе реализации Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 годы)»

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Кривошеева Татьяна Михайловна, Костромина Наталья Владимировна

MASS COMMUNICATION MEDIA AND RUSSIAN FEDERATION TOURIST IMAGE SHAPING

The article considers the issue of information spreading channel lack for Russian domestic and incoming tourism promotion. The article explains the role of media influence on the image of Russia as a tourist territory. The article gives examples of tourist image forming basing on foreign practice. The article considers image forming issues in the process of Federal target program “Development of domestic and incoming tourism in Russian Federation (2011-2018)” implementation.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Средства массовой коммуникации и формирование туристского имиджа Российской Федерации»

УДК 338.48

СРЕДСТВА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ И ФОРМИРОВАНИЕ ТУРИСТСКОГО ИМИДЖА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кривошеева Татьяна Михайловна, кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой экономики и предпринимательства, ktm-ipad@mail.ru,

Костромина Наталья Владимировна, аспирант кафедры экономики и предпринимательства, nata-kostromina@mail.ru,

ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,

г. Москва

В статье поднята проблема нехватки каналов распространения информации для продвижения внутреннего и въездного туризм в России, раскрывается роль воздействия средств массовой коммуникации на формирование имиджа России как туристской территории, представлены примеры формирования туристского имиджа из зарубежной практики, а также рассмотрены вопросы формирования имиджа в процессе реализации Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)»

Ключевые слова: средства массовой коммуникации (СМК), средства массовой информации (СМИ), имидж, туристский имидж, имидж территории, региона, страны, внутренний и въездной туризм.

MASS COMMUNICATION MEDIA AND RUSSIAN FEDERATION TOURIST IMAGE SHAPING

Krivosheyeva T.M., Kostromina N.V.

The article considers the issue of information spreading channel lack for Russian domestic and incoming tourism promotion. The article explains the role of media influence on the image of Russia as a tourist territory. The article gives examples of tourist image forming basing on foreign practice. The article considers image forming issues in the process of Federal target program “Development of domestic and incoming tourism in Russian Federation (20112018) ” implementation.

Key words: communication media; mass media; image; tourist image; territory, region, country image; domestic and incoming tourism.

Туризм уже давно рассматривается как одна из наиболее доходных и интенсивно развивающихся отраслей мирового хозяйства. Об этом свидетельствует тот факт, что на его долю приходится около 10% мирового валового национального дохода.

По данным Всемирной Туристской Организации, за последние 10 лет доходы от туризма росли ежегодно на 7,9% при ежегодном среднем росте количества туристских прибытий на 4,5%. В отдельных развивающихся странах рост доходности туризма составляет до 1000% (Португалия) [25].

Развитие туризма оказывает стимулирующее действие на такие секторы экономики, как транспорт, связь, торговля и др., способствует созданию значительного количества рабочих мест, увеличению налогооблагаемой базы и поступлений средств от налогов в казну государства.

По оценке экспертов Всемирной Туристской Организации, Российская Федерация занимает 15 место в мировой классификации по посещаемости иностранцами, что составляет 2,5% мирового рынка выездного туризма. А доля туризма в валовом внутреннем продукте России ничтожно мала - около 1,5% [26].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выделим основные проблемы российского туризма.

Одна из проблем российского туризма - это дороговизна отдыха в собственной стране. Это касается как высоких цен на проживание в гостиницах и пансионатах, так и дорогой авиаперевозке. И этими проблемами умело пользуются зарубежные операторы, выпуская на российский рынок огромное количество предложений недорого отдыха в Турции, Египте, Греции, Италии, Испании, где уровень сервиса, как правило, превосходит тот, что могут предложить курорты Краснодарского края, причем цены из-за жесточайшей конкуренции туроператоров порой кричаще низкие.

Решение данной проблемы может заключаться в пересмотре тарифов на внутренние авиаперевозки, а также в формировании турпакетов по образцу зарубежных туров, что должно удешевить в целом стоимость тура.

Решение этой задачи крайне актуально, т.к. рынок туризма будет расти, соответственно, будет происходить и пополнение бюджета страны.

Вторая проблема - это слабая законодательная база. После отмены лицензирования на рынке появилось много турагентств, которые с цель закрепления на рынке предлагают необоснованные скидки на туристические услуги. Непрофессиональные агентства - это бич российского туризма.

Один из способов решения данной проблемы - это создание саморегулирующей организации, либо законодательное закрепление работы турагентств только по прямым договорам от туроператоров.

Третья проблема - появление онлайн бронирования. С одной стороны, удобство для туриста очевидно, но, с другой - не понятно, к кому обращаться за компенсацией, если туристу не будет оказана та или иная оплаченная услуга.

Требуются законодательные решения в этом вопросе.

Четвертая проблема - туроператорский демпинг. В борьбе за рынок операторы готовы продавать туры ниже себестоимости, тем самым разрушая его.

Данный вопрос очень сложный еще и потому, что нет единого видения по его решению. Разногласия между Роспотребнадзором и Минспорттуризма очевидны.

Пятая проблема - плохая инфраструктура в стране. Нехватка недорогих гостиниц, плохая инфраструктура отпугивают иностранцев от посещения нашей страны. Бюджет Российской Федерации мог значительно пополниться за счет туризма, но дальше Москвы и Санкт-Петербурга иностранные туристы практически не выезжают, хотя Алтай, Байкал, Дальний Восток - красивейшие территории нашей страны - могут поразить своим великолепием любого туриста.

Очень важно активизировать при поддержке экспертов мировой туриндустрии процесс формирования современного российского турпродукта, ориентированного и на российских, и на зарубежных туристов. Необходимы расширение ассортимента столичных туристских и экскурсионных программ, оптимизация событийного календаря, развитие туристической инфраструктуры, взаимодействие гостиниц, туроператоров, турагентов и музеев.

Препятствием для роста турпотока в Россию остается визовая проблема.

Все вышеперечисленные сложности мешают и привлечению инвестиций в туристическую отрасль.

Основной причиной низкой посещаемости России как культурной зоны является плохой имидж страны.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Территориальный (страновый, региональный и т.д.) имидж в настоящее время становится реальным и чрезвычайно важным ресурсом туристического сектора. Происходит это в связи с ростом значения информации для обеспечения конкурентных преимуществ хозяйствующих и политических субъектов. Имидж территории, ее репутация в отечественных и зарубежных общественно-политических и деловых кругах становятся основополагающими факторами продвижения общегосударственных и региональных, внешнеэкономических и политических проектов, важнейшим конкурентным ресурсом для налаживания партнерских отношений. «Доброе имя» выступает предпосылкой для ускорения социально-экономического развития стран/регионов/городов, повышения уровня и качества жизни населения, поскольку способствует решению ряда основополагающих вопросов, имеющих важное значение для интенсивного развития территории. Это, прежде всего, привлечение инвестиций (в т.ч. иностранных) и трудовых ресурсов, а также развитие въездного туризма. Благоприятный имидж той или иной территории во многом определяет успешность решения этих проблем, а ее репутация выступает главным фактором осуществления выбора.

Огромное значение в формировании имиджа территории имеют средства массовой информации. Их роль возрастает в случае необходимости сознательного построения или коррекции имиджа (например, в условиях социального или политического заказа). При этом искусственно созданный имидж может не отражать, например, основополагающих социальных и экономических характеристик, проблем и противоречий территории, реальных принципов и методов ведения национального/регионального бизнеса, особенностей жизни населения, влияния экономики территории на окружающую среду и т.д. И наоборот, иногда какая-либо реально существующая (или существовавшая ранее, а иногда даже вымышленная) особенность страны, региона, города в гипертрофированном или искаженном виде может подаваться как основная характеристика объекта.

В современном мировом сообществе на конкурентоспособность территории, страны, региона значительно влияют информационные ресурсы, которыми они располагают, и то, какой репутацией обладают эти территории, во многом зависит от СМК. За последние полвека СМК стали основным каналом трансляции информации и изменения общественного мнения. Основываясь на информации, полученной посредством различных СМК, общественность формирует свое мнение о происходящем, и сфера влияния СМК не ограничивается границами национальных государств. Поэтому в процессе формирования имиджа региона очень важно, какая информация о курортном регионе попадает в СМК. Очевидно, что для курортного региона особенно важно, как его воспринимают потенциальные туристы. Стабильная политическая ситуация, благоприятный климат, высокий уровень сервиса, развитая инфраструктура - все это делает регион привлекательным для туристов. И, безусловно, в эпоху «господства информации» именно СМК принадлежит львиная доля в формировании базовых представлений о регионе. СМК могут по-разному отобразить одни и те же события или действительность.

Но прежде чем определить роль и значимость СМК, разберёмся в самом понятии.

Массовая коммуникация - это систематическое распространение сообщений (через печать, радио, телевидение, кино, звукозапись, видеозапись и другие каналы передачи информации) среди численно больших рассредоточенных аудиторий с целью информирования и оказания идеологического, политического, экономического, психологического или организационного воздействия на оценки, мнения и поведение людей.

Зачастую данное понятие отождествляют со СМИ.

Средства массовой информации - это средство донесения информации (словесной, звуковой, визуальной) по принципу широковещательного канала, охватывающее большую (массовую) аудиторию и действующее на постоянной основе.

Согласно российским источникам, СМИ имеют следующие признаки:

- массовость (применительно к законодательству Российской Федерации, 1000 и более экземпляров для газет, журналов и рассылок);

- периодичность, которая не должна быть меньше одного раза в год;

- принудительность: один источник сигнала (вещатель, редакция) - много слушателей.

Согласно ст. 2 закона РФ от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации» СМИ - это совокупность таких субъектов массовой коммуникации, как периодическое печатное издание: газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год, радио-, теле-, видеопрограммы, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации.

К СМИ в России не относятся стенгазеты, малотиражные издания, библиотеки, Интернет в целом: Интернет-блоги, чаты, форумы, конференции и т.д.

Каждое из этих средств информации обладает своими особенностями в области производства и подачи сведений.

Пресса - это массовые периодические печатные издания: газеты и журналы. Через прессу человек отождествляет себя с обществом, она помогает ему ощущать себя гражданином, членом профессиональной или иной социальной группы. Газету или журнал, в отличие от информации радио и телевидения, можно сохранить, обратиться к ней повторно, собирать в подшивку. Газеты все еще остаются приоритетной целью в отношениях со средствами массовой информации. Создание и поддержание позитивной известности - паблисити - через ежедневную газету - критическая задача менеджеров крупных и средних туристических компаний.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К началу второго десятилетия XXI века в Российской Федерации было зарегистрировано 27 425 газет и еженедельников, но в постоянном обороте находятся не более 14 тысяч из них. Также зарегистрировано 20 433 журнала, 787 альманахов, 1297 сборников, 1519 бюллетеней и 214 изданий на магнитных носителях. Таким образом, всего зарегистрировано 51 725 печатных СМИ [27].

Уникальность радио в его вездесущности и общедоступности. Люди слушают радио, занимаясь другими делами. Они пользуются радио, чтобы узнать новости,

послушать музыку, развлечься и чувствовать себя причастными к жизни окружающего мира.

Для проведения сравнительного анализа и выявления уровня доверия к радио в муниципальном образовании г. Пушкино Московской области был проведен социологический опрос среди жителей. В результате опроса было получено 69 действительных анкет респондентов. Аналогичный опрос был проведен по территории всей России и опубликован в научно-статистической статье Поляковой И.Н. [17]. Опрос респондентов по муниципальному образованию г. Пушкино показывает, что процент опрашиваемых, доверяющих определенному радио, разниться с общероссийскими показателями.

Респондентов попросили назвать радиостанции, к информационным передачам которых они относятся с доверием. Результаты опроса приведены в таблице 1 (данные в % от числа опрошенных).

Таблица 1 - Сравнительный анализ результатов социологических опросов

Название радиостанции Опрос по России, доля респондентов, подтвердивших доверие Опрос по МО г. Пушкино, доля респондентов, подтвердивших доверие

«Радио России» 16 20

«Маяк» 14 14

«Эхо Москвы» 13 9

«Русское радио» 12 12

«Европа плюс» 10 10

«Авторадио» 2 1

«Наше радио» 2 3

Синтезируя звук и изображение, телевидение обеспечивает более широкие коммуникационные возможности. Для зрителя, наблюдающего прямую трансляцию с места события, телевидение способно создать «эффект присутствия» больший, чем радио или газета. «Эффект личностного общения» сближает телевизионную коммуникацию с формами межличностного общения. Зритель знает, что передачу одновременно с ним смотрят миллионы людей и тем не менее воспринимает выступление с телеэкрана как обращенное непосредственно к нему. В настоящее время на территории РФ вещают 16

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

общероссийских телеканалов, около 117 спутниковых и кабельных телеканалов, 15 телеканалов, вещающих за пределами российских границ, около 180 региональных телеканалов и около 30 каналов малых городов и сёл. Общее количество телеканалов примерно 330.

Исходя из назначения нашей статьи, выделим телеканалы с туристической направленностью:

- Discovery Channel (самое интересное из жизни планеты);

- National Geographic Channel (приключения, наука и исследования);

- Моя планета (путешествия, наука, история и люди);

- Viasat Explorer (захватывающие приключения и путешествия);

- Viasat History (история древних и современных цивилизаций);

- Travel Channel (путешествия и организация отдыха);

- Discovery World (люди и события в судьбе цивилизации);

- RTG (географическое и культурное разнообразие России);

- TLC (развлекательные программы для женщин: мода и стиль, кулинария и путешествия);

- Телепутешевствия;

- Телепутешествия HD (путешествия и дикая природа нашей планеты).

Также ряд других каналов имеет регулярные или цикловые передачи, ориентированные на туризм, например:

- Туризм и отдых (канал РБК);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Их нравы (канал НТВ);

- PROтуризм (канал Москва 24);

- Непутевые заметки (Первый канал);

- Городское путешествие (канал Домашний) и др.

Но, к сожалению, большинство подобных программ нацелено на продвижение зарубежных курортов, турпродуктов и т.п. Большая доля передач информационнорекламного и общекультурного назначения, ориентированная на внутренний туризм, в основном создается при поддержке или по заказу Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ, а крупные туроператоры и другие представители туриндустрии не ориентированы на внутренние туристские продукты.

В международном же пространстве доля ознакомительных передач о туристском пространстве России ничтожно мала [28].

Для определения степени доверия по отношению к различным видам СМИ обратимся к отчету о результатах социологического опроса населения России [17]. Исходя из результатов указанного отчета, в настоящее время наиболее популярным средством массовой информации является телевидение (рисунок 1).

Респондентам был задан вопрос: «Какому средству массовой информации Вы доверяете в наибольшей степени?»

34% респондентов при ответе на данный вопрос говорят, что из средств массовой информации больше всего доверяют телевидению.

13% опрошенных ответили, что доверяют печатным СМИ.

10% принимавших участие в исследовании больше доверяют радио.

30% участников опроса не доверяют ни одному из средств массовой информации.

13% респондентов указали ответ «Затруднились ответить» на вышеуказанный вопрос.

Рисунок 1 - Результаты опроса населения о доверии к различным видам СМИ (% опрошенных)

Подытоживая изложенное, отметим, что для полного отождествления СМИ и массовой коммуникации не хватает интерактивности СМИ, т.е. обратной связи.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В современном мире массовая коммуникация невозможна без помощи сетевых технологий, к которым в первую очередь относятся Интернет, мобильная связь, социальные сети.

Интернет - относительно новое информационное средство, постепенно обретающее черты СМИ. В последнее время очень часто можно встретить такие понятия, как ОпНпе-СМИ, Интернет-СМИ и т.п. Число пользователей этой международной

информационной супермагистрали растет в геометрической прогрессии. Коммуникации через Интернет используют письменную речь в интерактивном режиме, гипертекст (поиск связанных текстов по словам исходного текста), звук речи и музыки, а также анимацию -движущиеся цветные образы. В настоящее время Яи-пространство Интернет изобилует страничками и сообщениями о туриндустрии различной направленности и качества, однако единой стратегии по формированию позитивного имиджа туристических ресурсов России не отмечается.

В практике массовой коммуникации сегодня широко используются методы подсознательного воздействия, когда отношение общества к тем или иным явлениям окружающего мира формируется с помощью стереотипных представлений, которые внедряются в поток новостей, автоматически вызывая в массовом сознании либо отрицательную, либо положительную реакцию на конкретное событие.

Все указанные в рамках массовой коммуникации каналы могут быть задействованы при формировании позитивного туристского имиджа России как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

Обратимся к понятию туристский имидж. Как правило, трактовка понятий «туристский имидж» и «имидж туристских территорий» совпадают. Котлер Ф., Асплунд Кр. и др. в своей работе «Маркетинг мест» определяют имидж места (территории) как сумму убеждений, представлений и впечатлений людей в отношении этого места (территории). Имидж - это упрощенное обобщение большого числа ассоциаций и кусков информации, связанных с данным местом. Имидж является продуктом ума, пытающегося обработать и выбрать существенную информацию из громадных объемов сведений о месте (территорий). Имидж больше, чем просто убеждение. Имидж подразумевает целый набор убеждений [9].

В других работах, имидж - это образ (территории, страны, региона) в представлении групп общественности. Правильно сформированный имидж представляет собой наиболее эффективный и действенный способ работы с массовым сознанием. Имидж страны - это совокупность эмоциональных и рациональных представлений, вытекающих из сопоставления всех признаков страны, собственного опыта потребителей и слухов, как неофициальной, но очень важной информации, влияющей на создание определенного образа [4].

В зависимости от качественных характеристик имидж территории может быть как положительным, так и отрицательным (с самым различным содержанием в том и другом случае). При этом следует помнить, что не может быть абсолютного «минуса» или

безусловного «плюса». Речь всегда идет о преобладании положительных или отрицательных характеристик.

Так, например, Флоренция в Италии, Дубай в Арабских Эмиратах, Москва в России вызывают преимущественно положительные ассоциации, связанные с ценным историческим прошлым, финансовым благосостоянием, уникальностью архитектуры и т. д. Такой имидж требуется поддерживать и продвигать.

Образ территории со знаком «минус» формируется вследствие доминирования аномальных природно-климатических или негативных политических, социальноэкономических или других явлений, представляющих какую-либо угрозу для человека, для его жизни и деятельности, для бизнеса.

Колумбия в обыденном сознании однозначно ассоциируется с наркомафией, Эфиопия - с крайней нищетой населения, нью-йоркский Гарлем - с разгулом афроамериканской преступности и т.д.

Достаточно часто территория может иметь смешанный имидж, когда разные аспекты образа территории могут быть как положительными, так и отрицательными. Так, например, таиландский остров Пхукет до недавнего времени считался раем для туристов; теперь даже после полного восстановления туристической инфраструктуры и наличия привлекательных туристских продуктов, он у некоторых потребителей ассоциируется с разрушительными, опасными для жизни цунами и выбравшимися за пределы ферм крокодилами.

В ряде случаев территория имеет противоречивый имидж, который, с одной стороны, свидетельствует о существенных возможностях, а с другой стороны -демонстрирует негативные факторы, которые являются обратной стороной позитивных составляющих. Так, например, столичные города предоставляют огромные возможности для жизни, карьеры, бизнеса, творчества именно в силу своего исключительного статуса. Одновременно именно столичные мегаполисы вызывают отрицательные ассоциации в связи с перенаселенностью, слишком интенсивным движением, загрязненным воздухом и водой, с высоким уровнем преступности, и т. д. В этом случае коррекция имиджа неразрывно связана с работой по устранению этих негативных явлений.

Большинство территорий характеризует слабо выраженный имидж. Это находит свое отражение в том, что потенциальные потребители почти ничего не знают о возможностях, предоставляемых для них территорией. Даже жители России, не говоря уже об иностранцах, слабо представляют себе отличия одного российского региона от другого, одной области от другой. Причины такой ситуации - отсутствие необходимой

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

информации и рекламы, слабое позиционирование конкурентных преимуществ территории на рынке, недооценка необходимости грамотного продвижения территории, неумение или по каким-либо причинам нежелание привлекать внимание к возможностям региона.

Поэтому, естественно, через СМК необходимо пропускать как на внешний, так и на внутренний рынок по большей части положительную и привлекательную для потенциальных туристов информацию о России.

К великому сожалению, маркетинг российских возможностей в сфере туризма, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Хотя, по исследованиям Всемирной Туристской Организации, каждый доллар, вложенный в рекламу туризма, приносит рекламодателю более 500 долларов прибыли.

Маркетинговая политика России может быть ориентирована на следующие направления:

1) участие в международных туристических выставках и ярмарках (Лондон, Мадрид, Милан, Токио и др.) с уникальными турпредложениями, которые имеют статус бренда территории;

2) расширение спектра Интернет-проектов в сфере туризма;

3) разработка и продвижение рекламно-информационных теле- и радиопрограмм в стране, в субъектах Федерации и за рубежом;

4) использование для этих целей периодической печати: республиканской, областной или краевой, муниципальной;

5) возобновление рекламы туристических возможностей страны путем издания буклетов, плакатов, календарей, туристских карт и маршрутов на основных мировых языках и налаживание каналов распространения данной рекламной продукции на территории страны и за рубежом;

6) проведение ознакомительных поездок по туристическим центрам России для иностранных журналистов и работников туристической сферы;

7) расширение сети информационных центров для отечественных и иностранных туристов в местах наибольших туристских потоков.

При построении имиджа территории необходимое условие планирования мероприятий по продвижению города/региона/страны - это выявление целевой аудитории, поскольку следует знать мнение людей и организаций, которые принимают решение о выборе территории для того или иного вида сотрудничества, их оценки и исходные установки.

Для каждой группы целевой аудитории на первый план выступают те составляющие имиджа и репутации территории, которые им интересны. Например, для постоянных жителей важны уровень и качество жизни, особенности социальноэкономической политики территории, деятельность национальных/региональных властей по созданию для населения благоприятных условий жизни, работы, ведения бизнеса, уровень развития социальной инфраструктуры, социальная и экологическая безопасность и т. д. Для потенциальных инвесторов на первый план выступают гарантии сохранности бизнеса, возможности минимизации рисков, наличие необходимых для организации бизнеса ресурсов, развитость инфраструктуры, законодательные и налоговые условия ведения бизнеса, репутация национальных/региональных руководителей и т.д.

Важность обозначенных выше составляющих имиджа усилилась после утверждения Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)».

Реализация мероприятий программы в соответствии со сценарием, предполагающим использование достоинств кластерного подхода, позволит создать условия привлечения на 1 рубль бюджетных средств как минимум 2,2 рубля внебюджетных инвестиций с целью повышения конкурентоспособности российского туристического рынка, удовлетворяющего потребности российских и иностранных граждан в качественных туристических услугах.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На текущую дату в программу внесено 13 проектов по созданию туристско-рекреационных и автотуристских кластеров (таблица 2).

Таблица 2 - Кластеры, подлежащие созданию в рамках реализации ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации

(2011-2018 годы)»

№ п/п Наименование туристского кластера Тип туристского кластера Планируемый социально-экономический результат от создания туристского кластера

1. Кластер "Золотое кольцо", Ярославская область туристско- рекреационный более 3 тыс. дополнительных рабочих мест, увеличение туристского потока на 350 тыс. туристов в год (общее число туристов - до 0,81 млн. туристов в год)

2. Кластер "Плес", Ивановская область туристско- рекреационный более 500 дополнительных рабочих мест; увеличение туристского потока в 2,3 раза (общее число туристов - до 1,2 млн. туристов в год)

3. Кластер "Рязанский", туристско- Более 2,3 тыс. дополнительных рабочих

Рязанская область рекреационный мест; увеличение туристского потока в 3,3 раза (общее число туристов - до 1 млн. туристов в год)

4. Кластер "Всплеск", Ростовская область автотуристский Более 1 тыс. дополнительных рабочих мест; увеличение туристского потока в 2 раза (общее число туристов - до 1 млн. туристов в год)

5. Кластер "Псковский", Псковская область туристско- рекреационный Более 3,8 тыс. дополнительных рабочих мест; увеличение туристского потока более чем в 2 раза (общее число туристов - до 700 тыс. туристов в год)

6. Кластер "Белокуриха", Алтайский край туристско- рекреационный Более 6,8 тыс. дополнительных рабочих мест; увеличение туристского потока в 2,8 раза (общее число туристов - до 1,2 млн. туристов в год)

7. "Золотые ворота", г. Бийск, Алтайский край автотуристский более 6,8 тыс. дополнительных рабочих мест; увеличение туристского потока в 2,8 раза (общее число туристов - до 1,2 млн. туристов в год)

8. Кластер "Подлеморье", Республика Бурятия туристско- рекреационный Более 2500 дополнительных рабочих мест; увеличение туристского потока на 450 тыс. туристов в год

9. Кластер "Кяхта", Республика Бурятия автотуристский более 1000 дополнительных рабочих мест; увеличение туристского потока региона на 350 тыс. туристов в год

10. кластер "Байкальский", Республика Бурятия автотуристский Более 1200 дополнительных рабочих мест; увеличение туристского потока региона на 400 тыс. туристов в год

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Кластер "Тункинская долина", Республика Бурятия автотуристский Более 1000 дополнительных рабочих мест; увеличение туристского потока региона на 300 тыс. туристов в год

12. Кластер "Елец", Липецкая область туристско- рекреационный Более 2800 дополнительных рабочих мест; увеличение туристского потока региона на 300 тыс. туристов в год

13. кластер "Задонщина", Липецкая область автотуристский Более 1100 дополнительных рабочих мест; увеличение туристского потока региона на 380 тыс. туристов в год

Планируется, что целиком потенциал данных зон будет реализован в течение ближайших 20 лет. Но для этого должна быть построена эффективная система массовой коммуникации, которая бы являлась транслятором позитивной, правдивой и качественной информации о вновь создаваемых и уже существующих объектах туристского показа, о туристских территориях РФ в целом и о России как о туристской стране.

И в заключение в качестве примера приведем опрос, который ярко иллюстрирует нехватку информации о стране. Этот опрос был заказан Правительством РФ и проведен среди американцев: их попросили назвать 10 вещей, которые ассоциируются у них с Россией. Чаще всего респонденты называли коммунизм, КГБ, снег и мафию. Единственная положительная ассоциация - русское искусство и культура - оказалась последней. Единственные «бренды», которые сумели вспомнить иностранцы, - автомат Калашникова и коктейль Молотова.

Вышеизложенное иллюстрирует важность вопроса формирования положительного имидж страны как туристской территории и, конечно же, налаживания устойчивых каналов массовой коммуникации с определенным уровнем доверия среди граждан нашей страны и иностранных туристов.

Литература

1. Закон РФ от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации». Ст.2.

2. Барзилов С., Чернышев А. Маневры местной элиты: политика информации и манипуляции в регионах // Свободная мысль. 2001. №3.

3. Галумов Э.А. Международный имидж России: стратегия формирования. М.: Известия, 2003.

4. Джанджугазова Е.А. Маркетинг туристских территорий. М.: ИЦ «Академия»,

2006.

5. Доронин А.И. Информационно-аналитическая работа: обработка материалов средств массовой информации [Электронный ресурс] // www.agentura.ru/library/analit-ргеББа/. (Дата обращения: 09.03.2012).

6. Кирюнин А. Е. Имидж региона как интерниоризация культуры. М: Книжный дом «Университет», 2000.

7. Коновченко С.В. Общество - СМИ - власть. Ростов н/Д: СКАГС, 2001. С. 8-9.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Корконосенко С.Г. Теория журналистики: моделирование и применение. М.: Логос, 2010.

9. Маркетинг мест / Ф. Котлер и др. Серия «Книги Стокгольмской школы экономики в Санкт-Петербурге». СПб., 2005.

10. Кривошеева Т.М. Формы инноваций в сфере туризма. Экономико-финансовая и управленческая компоненты в современных социально-экономических системах:

материалы Всероссийской научно-практической конференции (Волгоград: Центр

прикладных научных исследований, 2010г.). М.: ООО «Планета», 2010.

11. Кривошеева Т.М., Маркова С. А. Вопросы формирования системы туристской аттрактивности: сб. материалов IV Международной научно-практической конференции «Человек в российской повседневности: история и современность». Пенза: МНИЦ, 2011.

12. Маркова С.А., Кривошеева Т.М. Практика применения программного метода

управления в сфере туризма: материалы международной научно-практической

конференции «Управление современным инновационным обществом в посткризисный период (экономические, социальные, философские, правовые аспекты)»: в 5-ти частях. Ч.3. Саратов: Издательство «КУБиК», 2011.

13. Михайлов В.А., Михайлов С.В. Особенности развития информационнокоммуникативной среды современного общества: сб. научных трудов «Актуальные проблемы теории коммуникации». СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2004. С. 34-52.

14. Морозов И.Л. Информационная безопасность // Полис. 2002. № 5.

15. Панкрухин А.П. Территориальный маркетинг // Маркетинг в России и за рубежом. 1999. № 5-6.

16. Платонова Н.А., Погребова Е.С., Кривошеева Т.М., Харитонова Т.В. Программа повышения квалификации «Методические основы разработки региональной программы развития туризма». М.: ФГОУ ВПО «РГУТиС», 2011.

17. Полякова И. Н. Отчет о результатах социологического опроса населения России // Неделя. 19 июля 2010.

18. Стальная В.А. Индустрия развлечений: тенденции развития // Маркетинг. 2009. № 4. С. 91-104.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Тарасенко Н. Туристическая отрасль страдает от плохого Интернета // Туризм: право и экономика. 2006. № 3. С. 17-19.

20. Харитонова Т.В., Кривошеева Т.М. Маркетинговые стратегии развития территорий (на примере городов): сб. научных трудов VII Всероссийской научнопрактической конференции «Проблемы практического маркетинга в сфере сервиса» М.: МГУС, 2006.

21. Харитонова Т. В., Кривошеева Т. М. Разработка маркетинговых стратегий развития городских поселений в России. Технологии управления социальноэкономическим развитием региона: материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. В 3-х частях. Часть III. Уфа: ИСЭИ УНЦ РАН, 2009.

22. Черная И.П. Маркетинг имиджа как стратегическое направление территориального маркетинга // Маркетинг в России и за рубежом. 2002. №4.

23. Шабалин И. А. Имидж региона как информационно-политический ресурс: дис. ... канд. полит. наук. 10.01.10. М., 2005.

24. Имидж России: мониторинг информационного пространства. [Электронный ресурс] // URL: http://imageofrussia.info/content/view/26/30/. (Дата обращения: 09.03.2012).

25. http://lexandbusiness.ru/catalog .(Дата обращения: 09.03.2012).

26. www.inmoment.ru/holidays/world-day-tourism.html. (Дата обращения:

09.03.2012).

27. www.rg.ru (Российская газета) №727. (Дата обращения: 09.03.2012).

28. rusemb.org.uk/tourism. (Дата обращения: 13.05.2012).

УДК 338.462

ВНЕДРЕНИЕ МЕХАНИЗМА СОЦИАЛЬНОГО ЗАКАЗА В СИСТЕМУ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СФЕРЫ УСЛУГ

Михалев Игорь Васильевич, руководитель аппарата Комитета, IVMihalev@council.gov.ru,

Комитет Совета Федерации по социальной политике,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

г. Москва

В статье изложены подходы к формированию и внедрению в систему государственного регулирования сферы услуг на уровне субъектов РФ механизма социального заказа. Особое внимание уделено формированию модели финансирования отраслей социальной сферы на основе социального заказа, а также предложены процедуры контроля за исполнением социального заказа.

Ключевые слова: социальный заказ, сфера услуг, государственное регулирование.

SOCIAL MANDATE MECHANISM IMPLEMENTATION INTO SERVICE SECTOR STATE REGULATION SYSTEM

Mikhalyov I.V.

The article considers approaches to service sector forming and implementation of the social mandate mechanism into the system of state regulation at the level of the RF constituent territories. The article pays special attention to forming social sector financing model on the basis of social mandate. The article offers procedures to control social mandate execution.

Key words: social mandate, service sector, state regulation.

Рассматривая возможные в современных условиях организационно-экономические механизмы регулирования сферы услуг, следует учитывать, что наряду с чисто рыночными отраслями она включает в себя и отрасли, относящиеся непосредственно к