щихся отраслях с быстро изменяющимися технологиями. Альтернативой, которую реже всего выбирают руководители ПСАТ и которую называют стратегией последнего средства, является стратегия сокращения. Уровень преследуемых целей устанавливается ниже достигнутого в прошлом, когда предприятие нуждается в перегруппировке сил после длительного периода роста или в связи с необходимостью повышения эффективности, когда наблюдаются спады и кардинальные изменения условий конкурентной среды. В этих случаях предприятие прибегает к использованию стратегий целенаправленного и спланированного сокращения. Стратегии сочетания всех альтернатив будут, скорее всего, придерживаться крупные ПСАТ, активно действующие в нескольких отраслях;
б) второй подход к процессу формирования стратегии включает последовательность действий по определению общей, конкурентной и функциональной стратегий. Общая стратегия организации формируется высшим руководством. Конкурентная стратегия предпринимательской структуры нацелена на достижение конкурентных преимуществ. Если предпринимательская структура занята только одним видом бизнеса, то такая стратегия является частью общей стратегии. Если она включает н е-сколько деловых стратегических подразделений, то каждое из них разрабатывает собственную целевую стратегию. Функциональные стратегии разрабатываются специально для каждого функционального пространства организации. Они включают стратегию НИОКР, производственную, маркетинговую, финансовую и стратегию управления персоналом;
в) третий подход содержит наиболее распространенные стратегии развития бизнеса по четырем раз-
личным направлениям роста предприятия и связан с изменением состояния одного или нескольких следующих элементов: продукция, рынок, положение предприятия внутри отрасли, технология.
Стратегическое планирование представляет собой процесс моделирования эффективной деятельности ПСАТ на определенный период функционирования, с установлением его целей и их изменений в условиях неопределенности рыночной среды, а также определение способа реализации этих целей и задач в соответствии с его возможностями.
Таким образом, моделирование процесса стратегического планирования основывается на результатах прогнозирования условий хозяйственной деятельности предприятия и конъюнктуры рынка транспортной продукции. В рамках стратегического планирования очевидно влияние основных сил, определяющих конкурентную ситуацию.
Библиографический список
1. АнсоффИ. Новая корпоративная стратегия. - СПб: «Питер», 1999. - 416с.
2. Друкер П. Задачи менеджмента в XXI веке - М.: «Вильяме». 2001.-272 с.
3. Лафта Дж.К. Менеджмент - М.. ПБОЮЛ Григорян А.Ф., 2002,-264 с.
ТЕРЕНТЬЕВ Александр Владимирович, доцент кафедры менеджмента и маркетинга.
Дата поступления статьи в редакцию: 03.06.2006 г. © Терентьев A.B.
УДК 331 (47) С.С. СТАУРСКИЙ
Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия
К ВОПРОСУ ИССЛЕДОВАНИЯ СУЩНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
На основании проведенных исследований определена суть предпринимательства как объекта экономического исследования, усмотрена краткая история его возникновения и развития, определены важнейшие черты, факторы и функции современного ■юешюинимательства.
нП!аловажнь1м условием эффективного развития предпринимательства являются эммюмические и соци»ы«е уело»«, его фом^х«««, что также «мшю «ое отражен в датой статье.
ство (фр. entreprise) — инициативная самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, под свою имущественную ответственность или от имени и под юридическую ответственность юридического лица. Предприниматель (фр. entrepreneur) может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, не запрещенные законом, включая коммерческое посредничество, торгово-закупочную, консультативную и иную деятельность, а также операции с ценными бумагами». В экономи-
В современной экономической литературе существует множество определений понятия предпринимательства. На первый взгляд, под предпринимательством следует в первую очередь понимать деятельность, осуществляемую частными лицами, предприятиями или организациями по производству, оказанию услуг или приобретению и продаже товаров в обмен на другие товары или деньги квзаимной выгоде заинтересованных лиц или предприятий, организаций.
В энциклопедическом словаре предпринимателя мы находим такое определение: «Предприниматель-
ческой литературе можно найти и другие по форме определения понятия «предпринимательство», но сущность этого понятия не изменяется.
Для полного представления о сущности предпринимательства необходимо проследить краткую историю его возникновения и развития.
История предпринимательства начинается со средних веков. Уже в то время купцы, торговцы, ремесленники, миссионеры представляли собой начинающих предпринимателей. С зарождением капитализма стремление к богатству приводит к желанию получать неограниченную прибыль. Действия предпринимателей принимают профессиональный и цивилизованный характер. Нередко предприниматель, будучи собственником средств производства, и сам трудится на своей фабрике или заводе.
С середины XVI в. появляется акционерный капитал, организуются акционерные общества. Первые акционерные компании возникли в сфере международной торговли. Самой первой была основана английская торговая компания для торговли с Россией (1554 г.). Позже, в 1600 г., была создана английская Ост-Индская компания, в 1670 г. - Компания Гудзонова залива. В дальнейшем акционерная форма хозяйствования проникает в другие отрасли экономики.
В конце XVII в. возникают первые акционерные банки. Так, в 1694 г. был основан на акционерных началах Английский банк, в 1995 г. - Банк Шотландии. В конце XVIII - начале XIX в. акционерная форма организации банковского дела получает широкое развитие во многих странах. В этот период собственность ранее существовавших крупных семейных фирм распадается на сотни, тысячи паев вкладчиков - владельцев акций, все шире определяя пропасть между малым и крупным бизнесом. Все труднее становится выживать мелким фирмам, которым оказываются не под силу нововведения, зато бурно развиваются средние и крупные фирмы, мотивиру-ясь на получение максимальной прибыли. В этот период появляется новая профессия — менеджер (руководитель и организатор крупного производства). Предпринимательские функции, ранее сосредоточенные в одном лице, расчленяются по специализированным направлениям, что определило появление финансистов, экономистов, бухгалтеров, юристов, конструкторов, технологов, над которыми возвышался менеджер, освободившийся от многих функций и сосредоточившийся на руководстве и организации производства.
В России предпринимательство существует с давних времен, зародившись еще в Киевской Руси в форме торговли и промыслов. Первыми предпринимателями в России можно считать мелких торговцев, купцов. Наиболее бурное развитие предпринимательства приходится направление Петра! (1689-1725 гг.), когда по всей России создаются мануфактуры, развиваются горная, оружейная, суконная, полотняная промышленность. Известнейшим представителем династии предпринимателей в промышленности в ту пору явилась семья Демидовых, родоначальником которой был тульский кузнец.
Дальнейшее развитие предпринимательства сдерживалось существованием крепостного права. Серьезным стимулом развития предпринимательства стала реформа 1861 г. С отменой крепостного права начались строительство железных дорог, реорганизация тяжелой промышленности, оживление акционерной деятельности. Развитию и переустройству промышленности способствовал иностранный капитал.
В 90-е годы XIX в. в России окончательно сложилась индустриальная база предпринимательства. В начале XX в. предпринимательство становится массовым явлением в России, предприниматель формируется как собственник, хотя влияние иностранного капитала и государства остается значительным,
В этот период формируется рынок рабочей силы, развивается акционерно-паевая форма предпринимательства, открываются частные акционерные банки: коммерческий, земельный и др. К началу XX в. в российской экономике 2/3 всей промышленной продукции производилось предприятиями коллективных форм собственности (акционерных, паевых), и лишь 1/3 приходилась на единоличные хозяйства. Особо доходными были вложения средств в хлопчатобумажное производство, торговлю и кредит, Начался процесс монополизации фирм. Среди крупных фирм известны «Продамет», «Продвагон», «Продуголь», товарищества Российско-американской мануфактуры, братьев Нобелей и др.
К сожалению, в России после окончания Первой мировой войны и по завершении двух революций -Февральской и Октябрьской - был взят курс на ликвидацию рыночных экономических связей. Были национализированы все крупные предприятия, экспроприированы средства производства и имущество всех частных предпринимателей.
Некоторое оживление в предпринимательскую деятельность внесла новая экономическая политика - нэп (1921-1926 гг.). Однако с конца 1920-х годов предпринимательство вновь свертывается, и лишь в 1990-е годы началось его возрождение в России. В октябре 1990 г. был принят Закон РСФСР «О собственности в РСФСР», в декабре 1990 г. - Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности». С момента восстановления частной собственности и предпринимательской деятельности в правах, началось развитие акционерных обществ, товариществ, других форм предприятий.
Субъектами предпринимательства могут быть как отдельные частные лица, так и объединения партнеров. Частные лица как субъекты предпринимательства выступают в этом качестве обычно путем организации единоличного или семейного предприятия, ограничивавшись затратами собственного труда или использовать наемный труд.
Объединения партнеров как субъекты предпринимательства могут выступать в форме различных хозяйственных ассоциаций: арендных коллективов, акционерных обществ открытого и закрытого типов, различных товариществ и др.
К важнейшим чертам предпринимательства следует отнести:
- самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов (любой предприниматель свободен в принятии решения по тому или иному вопросу в рамках правовых норм);
- экономическую заинтересованность (главная цель предпринимательства - получение максимально возможной прибыли. Вместе с тем, преследуя свои сугубо личные интересы получения высокого дохода, предприниматель служит и общественным интересам;
- хозяйственный риск и ответственность (при любых, самых выверенных расчетах неопределенность, риск остаются);
Перечисленные важнейшие признаки предпринимательства взаимосвязаны и действуют одновременно, при этом любая предпринимательская организация действует не изолированно, а в определенной среде.
На развитие предпринимательской деятельности, ее результаты существенное влияние оказывает предпринимательская среда - внешние и внутренние условия и факторы, которые воздействуют на результативность функционирования того или иного предприятия, организации, фирмы.
Таким образом, различают внутреннюю и внешнюю среду предпринимательства.
К числу факторов внутренней среды предпринимательства следует отнести: правильный выбор организационно-правовой формы предприятия; уровень оптимальности организационной его структуры (как производственной, так и общей); наличие необходимых финансов для успешной деятельности; уровень знаний персонала и стиль руководства менеджеров; социально-психологическую атмосферу организации, ее моральный климат; состояние маркетинговых исследований и глубокое знание рынка; уровень деловых взаимоотношений сотрудников и их поведения и многое другое.
Внешняя среда предпринимательской организации представляет собой совокупность экономических, социальных, правовых и прочих условий, способствующих формированию и развитию предпринимательства.
К экономическим условиям относятся: предложения товаров и спрос на них; виды товаров, которые могут приобрести покупатели; объемы денежных средств, которые покупатели могут истратить на эти покупки; избыток или недостаточность рабочих мест, рабочей силы, влияющие на уровень заработной платы рабо тников, т.е. на их возможности приобретения товаров.
На экономическую обстановку существенно влияют наличие и доступность денежных ресурсов, уровень доходов на инвестированный капитал, а также размер заемных средств, к которым готовы обратиться предприниматели для финансирования своих деловых операций и которые готовы предоставить им кредитные учреждения.
Всем этим занимается множество разнообразных организаций, составляющих инфраструктуру рынка, с помощью которой предприниматели могут устанавливать деловые взаимоотношения и вести коммерческие операции: банки, оказывающие финансовые услуги; поставщики, снабжающие сырьем, материалами, полуфабрикатами, комплектующими изделиями, топливом, энергией, машинами и оборудованием, инструментом и др.; оптовые и розничные продавцы, предоставляющие услуги по доведению товаров до потребителя; специализированные фирмы и учреждения, оказывающие профессиональные, юридические, бухгалтерские, посреднические услуги; агентства по трудоустройству, помогающие в подборе рабочей силы; учебные заведения, обучающие рабочих и специалистов-служащих; рекламные, транспортные, страховые и прочие агентства; средства связи и передачи информации.
Вплотную к экономическим примыкают социальные условия формирования предпринимательства. Прежде всего это стремление покупателей приобретать товары, отвечающие определенным вкусам и моде, меняющие на разных этапах потребности. Существенную роль в этом играют нравственные и религиозные нормы, зависящие от социально-культурной среды, оказывающие прямое воздействие на образ жизни потребителей и спрос на товары. Социальные условия влияют на отношение отдельного индивидуума к работе, что в свою очередь определяет его отношение к заработной плате и условиям труда, предлагаемым бизнесом.
При этом, участвуя в решении социальных вопросов, касающихся трудовой деятельности своих сотрудников, охраны их здоровья, сохранения рабочих мест и др., предприниматель должен получать удовлетворение от предпринимательской деятельности.
Важную роль в формировании предпринимательства играют различные виды подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров предпринимателей: организация обучения современным методам ведения предпринимательской деятельности; обучение и переобучение кадров, их стажировка в развитых странах; организация подготовки и переподготовки преподавательских кадров для обучения предпринимателей; создание сети консультативных центров, проводящих профессиональный отбор и ориентацию кадров предпринимательского сектора и др.
Поскольку любая предпринимательская деятельность осуществляется в рамках соответствующей правовой среды, большое значение имеет создание необходимых правовых условий, в виду наличия законов, регулирующих предпринимательскую деятельность и создающих наиболее благоприятные условия для развития предпринимательства: упрощенную и ускоренную процедуру открытия регистрации предприятий; защиту предпринимателя от государственного бюрократизма; совершенствование налогового законодательства в направлении мотивации производственной предпринимательской деятельности, развития совместной деятельности отечественных предпринимателей с зарубежными. Входят сюда и создание региональных центров поддержки малого предпринимательства, усовершенствование методов учета и форм статистической отчетности. Важную роль играеттакже подготовка законодательных инициатив по вопросам правовой гарантии предпринимательской деятельности, включая в первую очередь право на собственность и соблюдение договорных обязательств.
В западных странах предпринимательство характеризуется как особый, новаторский, антибюрократический стиль хозяйствования, в основе которого лежат постоянный поиск новых рыночных возможностей, ориентация на инновации, умение привлекать и использовать для решения поставленной задачи ресурсы из самых разнообразных источников.
Сущность предпринимательской деятельности наиболее полно проявляется в сочетании присущих ей функций, среди которых можно выделить следующие:
1. Общеэкономическая функция, реализуемая в производстве товаров (услуг) и их доведении до конкретного потребителя. Развитие предпринимательства является одним из определяющих условий экономического роста.
2. Инновационная функция, имеющая наибольшую значимость для предпринимательства, связанная не только с использованием в процессе предпринимательской деятельности новых идей, но и с выработкой новых средств и факторов для достижения поставленных целей.
3. Ресурсная функция, предполагающая эффективное использование как воспроизводимых, так и ограниченных ресурсов противоречива и имеет двоякий характер. Суть ее противоречия заключается в том, что предприниматель как собственник ресурсов, заинтересованный в их рациональном использовании, в то же время может нерационально использовать общественные ресурсы (в частности природные), о чем широко свидетельствует как мировая, так и общественная практика.
В связи с этим важное значение приобретает регулирующая роль государства, устанавливающего
формы ответственности предпринимателя за неправильное осуществление ресурсной функции.
4. Организаторская функция, проявляющаяся в принятии предпринимателем самостоятельных решений об организации собственного дела, в формировании стратегии деятельности, выборе стиля управления.
5. Социальная функция, выражающаяся в возможности каждого дееспособного индивидуума проявить свои таланты и возможности. Эта функция реализуется в формировании нового социального слоя - людей предприимчивых, тяготеющих к самостоятельной хозяйственно-экономической деятельности, способных рисковать, преодолевать сопротивление внешней среды, добиваться поставленных целей.
Мировой опыт показывает, что малое предпринимательство дает 50-60% ВВП, на его предприятиях сосредоточено 50% трудоспособного населения мира. Базой развития занятости являются создаваемые рабочие места. Развитие занятости на малых предприятиях способствует сокращению безработицы.
В данный момент Россия находится в самом начале пути формирования сектора малого предпринимательства, отставая от стран с развитой рыночной экономикой. Но надо отметить, что на фоне стран СНГ Россия выглядит далеко не худшим образом. Но оценка исполнительного комитета СНГ, доля населения, занятого в малом бизнесе, составляет в Азербайджане около 13%, В Армении, Беларуси, Казахстане, Украине - около 5, в Кыргызстане - около 4, в Туркменистане и Узбекистане - около 3, в Таджикистане - чуть более 1%.
При этом с функционированием и развитием регионального рынка труда связаны этапы развития предпринимательской деятельности. Условно можно выделить два этапа:
1. Этап функционирования, когда предпринимательство функционирует в заданных, статистических условиях (этап функционирования).
2. Этап развития, когда перед предпринимательством стоят задачи другого качества, появляются другие факторы и тогда, чем выше «скачок» роста, тем качественнее предпринимательство.
Отсюда велика роль фактора времени в деятельности предпринимателя — от этапа функционирования к этапу развития. К тому же переход к этапу развития предполагает активное участие государства в регулировании отношений между работодателями и наемными работниками, так как при функционировании предпринимательства проще прогнозировать ситуацию и чиновникам не нужно проявлять большей активности.
Становление же предпринимательства в реформируемой России сопровождается определенными трудностями, определяемыми факторами, препятствующи-
ми динамичному развитию предпринимательства, которые можно структурировать в три группы:
1. Первая группа связана с политикой искоренения всех форм предпринимательской деятельности, проводившейся в Советском Союзе с конца 1920-х годов, результатом которой явилась потеря широкого слоя предпринимателей, обладавших самобытным национальным и социальным сознанием, психологией, культурой.
2. Вторая группа факторов связана с тем, что реанимация предпринимательства в России в 1990-е годы осуществлялась преимущественно на основе заимствования зарубежного опыта без адаптации рыночных структур и институтов к своеобразным российским условиям, обеспечивающим скорый положительный результат, для достижения необходимо немало времени, направленного на освоение практической философии бизнеса, формирование культуры и этики российского предпринимательства.
3. Следующая группа факторов, препятствующих становлению предпринимательства в России, связана с нестабильностью и неопределенностью внешней среды функционирования предпринимательских структур, постоянными изменениями в области законодательства, отсутствием четко разработанной государственной политики по отношению к бизнесу, высокой степенью монополизации отдельных отраслей.
Решение проблем развития предпринимательства в России предполагает: стабильность государственной экономической и социальной политики, льготный налоговый режим, развитую инфраструктуру поддержки предпринимательства, существование эффективной системы защиты интеллектуальной собственности, формирование гибких рыночных механизмов повышения деловой активности предпринимателей, осознанную необходимость создания доступной кредитной системы, предоставление возможности приобретать необходимые средства производства, сырье и комплектующие изделия, в чем российские предприниматели испытывают зачастую значительные трудности.
Подводя итог выше изложенному, можно сказать, что предпринимательство - это «основажизни современного общества», важный элемент рыночной экономики, без которого она не может гармонично и эффективно развиваться.
СТАУРСКИЙ Станислав Станиславович, преподаватель каф. «Общая экономика и право».
Дата поступления статьи в редакцию: 23.05,2006 г. ® Стаурский С.С.
Книжная полка
оЯпГК£Г,В-И- Информационная безопасность. Учебник для вузов. - 3-е изд. - М.: Академический I |роект, лл)5. - 543 с.
_ В современном информационном обществе информация прееоатилась в особый пр™пг любой деятельности, следовательно, как и всякий другой ресурс ™ в обеспечении ее сохранности, целостности и безопасности Кто1и как угоКГинЛопмаиионноЙ безопасности и как этим угрозам противодействовать, вы узнаете прочитав э™ кни™ ФРЦ
Учебник рассчитан на студентов высших учебных заведений, институтов повышения квалификации и школ подготовки специалистов, изучающих проблемы защиты конфиденциальной