Научная статья на тему 'К вопросу исследования психических детерминант безопасности личности водителя'

К вопросу исследования психических детерминант безопасности личности водителя Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
245
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОПАТОЛОГИЧЕСКИЕ СИМПТОМЫ / ПСИХИЧЕСКАЯ ТРАВМА / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / PSYCHOPATHOLOGICAL SYMPTOMS / MENTAL TRAUMA / SPECIFIC PSYCHOLOGICAL FEATURES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Обоймова С. М.

В статье рассматривается воздействие дорожно-транспортного происшествия как стрессорного события, исследуется взаимосвязь индивидуальных психологических особенностей с безопасным поведением на дороге.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Обоймова С. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE QUESTION OF THE RESEARCH OF MENTAL DETERMINANTS OF THE SECURITY

In the article the impact of an accident is considered as a stressor event, the relationship of individual psychological characteristics with safety on the road is researched.

Текст научной работы на тему «К вопросу исследования психических детерминант безопасности личности водителя»

Поскольку эмпирическое значение для экспериментальных и контрольных групп до начала эксперимента меньше критического, следовательно, начальные состояния экспериментальных и контрольных групп совпадают. Так как эмпирическое значение экспериментальных групп до и после окончания экспе-

Библиографический список

римента больше критического значения, а эмпирическое значение контрольных групп до и после окончания эксперимента меньше критического, то, можно сделать вывод, что эффект изменений обусловлен внедрением предложенных нами педагогических условий.

1. Назарова, О.Л. Новые информационные технологии в управлении качеством образовательного процесса в колледже // Информатика и образование. - 2003. - №11.

2. Зак, А.З. Проблемы психического изучения рефлексии // Исследование рече-мысли и рефлексии. - Алма-Ата, 1979. - Вып. 10.

3. Давыденко, Т.М Рефлексивное управление школой: теория и практика: монография / науч. ред. Т.И. Шамова. - Белгород, 1995.

4. Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, — М., 2007.

5. Хуторской, А.В. Дидактическая эвристика: теория и технология креативного обучения. — М., 2003.

6. Третьяков, П.И. Оперативное управление качеством образования в школе: теория и практика. Новые технологии. - М., 2004.

7. Ямбург, Е.А. Школа для всех. Адаптивная модель. - М., 1996.

Bibliography

1. Nazarova, O.L. Novihe informacionnihe tekhnologii v upravlenii kachestvom obrazovateljnogo processa v kolledzhe // Informatika i obrazovanie.

- 2003. - №11.

2. Zak, A.Z. Problemih psikhicheskogo izucheniya refleksii // Issledovanie reche-mihsli i refleksii. - Alma-Ata, 1979. - Vihp. 10.

3. Davihdenko, T.M Refleksivnoe upravlenie shkoloyj: teoriya i praktika: monografiya / nauch. red. T.I. Shamova. - Belgorod, 1995.

4. Polat, E.S. Sovremennihe pedagogicheskie i informacionnihe tekhnologii v sisteme obrazovaniya: ucheb. posobie / E.S. Polat, M.Yu. Bukharkina,

— M., 2007.

5. Khutorskoyj, A.V. Didakticheskaya ehvristika: teoriya i tekhnologiya kreativnogo obucheniya. — M., 2003.

6. Tretjyakov, P.I. Operativnoe upravlenie kachestvom obrazovaniya v shkole: teoriya i praktika. Novihe tekhnologii. - M., 2004.

7. Yamburg, E.A. Shkola dlya vsekh. Adaptivnaya modelj. - M., 1996.

Статья поступила в редакцию 16.09.12

УДК 159.9.072.432

Oboymova S.M. ON THE QUESTION OF THE RESEARCH OF MENTAL DETERMINANTS OF THE SECURITY. In the article the impact of an accident is considered as a stressor event, the relationship of individual psychological characteristics with safety on the road is researched.

Key words: psychopathological symptoms, mental trauma, specific psychological features.

С.М. Обоймова, соискатель УРАО, г. Москва, E-mail: osm8991@mail.ru

К ВОПРОСУ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ДЕТЕРМИНАНТ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ ВОДИТЕЛЯ

В статье рассматривается воздействие дорожно-транспортного происшествия как стрессорного события, исследуется взаимосвязь индивидуальных психологических особенностей с безопасным поведением на дороге.

Ключевые слова: психопатологические симптомы, психическая травма, индивидуальные психологические особенности.

В современной психологической науке и практике достаточно широко рассматриваются проблемы профессионального психологического отбора в областях, связанных с действием стрессогенных факторов, таких как риск для здоровья или жизни, работа в сложных, необычных условиях, требующая высокой концентрации внимания, памяти [1; 2]. Психологическая диагностика и психологическое сопровождение в этих областях профессиональной деятельности позволяют снизить уровень неблагоприятных последствий для психологического и физического здоровья людей, количество допускаемых ошибок, которые являются потенциально опасными для физического или психического здоровья окружающих, привести к материальным потерям [3; 4]. В таких стрессогенных областях профессиональной деятельности психологическая диагностика является необходимой процедурой при приеме на работу сотрудников, а также при отборе кандидатов для профессионального обучения.

При изучении личности в процессе оценки его профессиональной пригодности рассматриваются, прежде всего, те индивидуально-психологические особенности человека, которые, главным образом, будут определять успешность его подготовки к практической работе и ее эффективность.

В настоящее время не снижается актуальность обеспечения психологической безопасности личности. Одним из стрессоров, влияющих на изменение психофизиологического статуса индивидуума, являются автомобильные аварии, а также участие водителей в дорожном движении, особенно в крупных мегаполисах.

ООН объявила 2011-2020 годы «Десятилетием действий по обеспечению безопасности дорожного движения». Для России эта задача сформулирована в Федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012

годах», в которой указано на необходимость создания профессионального стандарта определяющего перечень требований к водителям по каждой категории транспортных средств [5].

Можно говорить о том, что водитель - человек, находящийся в экстремальной ситуации. Индивидуально-психологические особенности индивидуума, участвующего в дорожном движении, находятся в прямой зависимости с его профессиональными действиями как водителя, субъективным восприятием дорожной обстановки, а так же особенностями переживания такого стрес-сорного события как дорожно-транспортное происшествие (ДТП). На настоящее время по-прежнему проблемой остается оценка пригодности граждан к управлению транспортными средствами, дифференциация в требованиях по отношению к профессиональной работе водителя или использования автомобиля для собственных нужд.

Система дорожного движения является наиболее сложной и опасной из всех систем, с которыми человек сталкивается в повседневной жизни. Развитие научно-технического прогресса выводит на потребительский рынок все более мощные, скоростные, маневренные модели автомобилей.

По оценкам Всемирной организации здравоохранения, в мире ежегодно в дорожных авариях около 50 млн. человек получают травмы и погибают 1,2 млн. человек. По прогнозам, если не предпринять соответствующих действий, к 2020 г. дорожно-транспортный травматизм может стать третьим ведущим компонентом глобального бремени болезней и травм по сравнению с 9 местом в 1990 году [6].

Актуальность исследования, заключающаяся в необходимости изучения психологических детерминант безопасности личности водителей в современных условиях, обусловлена противоречиями между:

- осознаваемой необходимостью изменения требований к программе подготовки водителей и не разработанностью психологического сопровождения данной программы;

- динамичным изменением модельного ряда и технических характеристик автомобилей и несоответствующей требованиям времени системой оценки психологических характеристик, имеющих большое значение в обеспечении безопасности движения;

- необходимостью совершенствования мер по предупреждению ДТП и отсутствием исследований направленных на выявление фактов и закономерностей, связанных с психическими детерминантами безопасности личности водителя;

- разработанностью, в существующих на настоящее время программных психофизиологических диагностических комплексах, физиологической составляющей и недостаточностью психологической компоненты;

- правом водителя знать о своих психологических особенностях для выработки безопасного поведения в системе дорожного движения и не разработанностью системы психологической диагностики водителей.

Рассматриваемая проблема, безусловно, актуальна, поскольку связана не только с масштабностью такого стрессора как автомобильная авария, но и с существованием такого юридического и социального термина как «моральный вред». Факт причинения морального вреда и компенсация его в судебной практике в нашей стране не регламентированы. Однако обоснование их возможно через оценку психологического симптоматического статуса людей, попавших в автомобильную аварию.

Следует отметить, что появление новых запросов в современной системе безопасности водителей и дорожного движения требует выхода за пределы уже полученных знаний, что рождает необходимость исследования новых фактов и зависимостей. Неоднозначность и неопределенность взаимосвязи психических детерминант личности водителя и безопасности его поведения на дороге требует тщательного теоретического и эмпирического изучения.

Увеличение количества автомобилей на дорогах и неуклонный рост уровня ДТП свидетельствуют о необходимости изменения требований к программе подготовки водителей.

На настоящий момент, в соответствии с федеральной целевой программой разработаны проекты профессиональных стандартов водителей по каждой категории транспортных средств.

Профессиональный стандарт определяет перечень требований к водителю. Что водитель должен знать и понимать, что он должен уметь и применять в ситуации дорожного движения наиболее эффективным и безопасным образом.

Особое значение приобретает вопрос подбора и подготовки водителей для профессиональной деятельности на спецтран-спорте, перевозки людей. Много вопросов вызывает уровень подготовки курсантов в автошколах, качество условий обучения и сам учебный процесс. Назрела необходимость рассмотреть возможность создания различных обучающих программ и методов в автошколах в зависимости от индивидуальных психологических особенностей обучающихся. А также, необходимость психологической диагностики перед обучением в автошколе для определения соответствующей программы обучения. Много неразрешенных вопросов остается в области обучения, переподготовки водителей и предупреждения попадания в дорожнотранспортные происшествия.

Существующая проблема определила цель нашего исследования - определить феномен дорожно-транспортное происшествие как стрессорное событие; исследовать зависимость между уровнем специфических категорий переживаний, возникающих в ответ на воздействие травматического события, и изменением психологического симптоматического статуса испытуемого.

Объект исследования - психологический симптоматический статус индивидов, ставших участниками дорожно-транспортного происшествия.

Предмет исследования - психопатологические симптомы, уровень влияния травматического события на испытуемого.

Исследование проводилось среди водителей 10 автопарка Мосгортранса г. Москвы и клиентов ООО «Центр экспертиз и экономико-правового консультирования «Центроконсалт». Среди испытуемых участников ДТП водители, попавшие в аварийные ситуации в течение года от 1 до 3 раз. Остальные испытуемые или никогда не попадали в аварийные ситуации, или не участвовали в ДТП не менее 3 лет.

В исследовании приняли участие 270 испытуемых:

1 группа - 169 человек участников ДТП:

• 114 человек, профессиональные водители (городской автотранспорт, перевозка пассажиров);

• 55 человек - другие профессии, водители личного автотранспорта (19 человек, 10,45% - женщины).

2 группа - 101 человек, не участвовавших в ДТП (контрольная группа):

• 27 человек - профессиональные водители (городской автотранспорт, перевозка пассажиров);

• 74 человека - другие профессии, водители личного автотранспорта (28 человек, 20,72% - женщины).

Нами были использованы такие методики как: шкала оценки влияния травматического события - ШОВТС (Impact of Even Scale - R), опросник выраженности психопатологической симптоматики (SCL-90-R), методика «Прогноз» Санкт-Петербургской военно-медицинской академии, шкала самооценки (методика изучения ситуативной и личностной тревожности Ч.Д.Спилбер-га - Ханина Ю.Л.), опросник структуры темперамента В.М. Ру-салова (ОСТ), опросник Басса - Дарки, методика диагностики уровня субъективного контроля Дж. Роттера (УСК), методика Берулава Г.А. «интегральность-индивидуальность».

В процессе исследования нами был создан и применен «Водительский опросник».

Полученные в эксперименте данные были подвергнуты математической обработке.

Анализ экспериментальных данных и математической обработки результатов исследований, проведенных на испытуемых ставших участниками дорожно-транспортного происшествия, и испытуемых, никогда не попадавших в ДТП, показал, что реакция на стресс, вызванный таким травматическим событием как дорожно-транспортное происшествие, в области симптомов физиологического возбуждения, вторжения и избегания по средним значениям и индивидуальным показателям большинства испытуемых превышают средние показатели, полученные на выборке нормальной популяции. Средние показатели по шкалам симптоматических расстройств в группе испытуемых - участников ДТП существенно выше значений группы «норма», в то время как средние показатели контрольной группы несколько ниже средних значений группы «норма».

В группе испытуемых - участников ДТП доля лиц, у которых значения шкалы оценки влияния травматического события и общего индекса тяжести (GSI) выше «нормы», значимо больше, чем в контрольной группе (pd< 0,01).

Экспериментальные данные показали, что только 3% испытуемых участников ДТП имеют низкий уровень личностной и ситуативной тревожности. Одновременно, анализ экспресс -диагностики уровня невротизации (УН) позволяют сделать вывод, что испытуемые не относятся к группе риска психической дезадаптации.

Корреляция между уровнем влияния травматического события и показателями симптомов вторжения, симптомов избегания, симптомов физиологического возбуждения статистически значима (pd< 0,01) и является положительной.

Корреляция между уровнем влияния травматического события и показателями тревожности, враждебности, показателями количества симптомов статистически значима (pd < 0,05) и является положительной.

Корреляция между уровнем влияния травматического события и субъективной степенью эмоционального переживания физических недомоганий, а также между уровнем влияния травматического события и показателями шкалы депрессии не отличается от нуля.

Сопоставление данных эксперимента у испытуемых из контрольной группы, попавших в ДТП в период проведения исследования, показывает высокие «стартовые» показатели величины влияния травматического события, симптомов физиологического возбуждения, вторжения и избегания. Эти же показатели у испытуемого, попавшего в аварию в качестве пострадавшего за период эксперимента дважды, самые высокие в группе.

Результаты эмпирического исследования выявили следующие результаты:

- В группе водителей личного ТС среди участников ДТП значимо больше доля лиц, у которых выше нормы показатели по шкалам депрессии (фэ„„ = 4,275, р<0,01), тревожности (фэ„„ = 2,752, р<0,01), враждебности (ф.^ = 2,786, р<0,01),

паранойяльные симптомы (фэ„п = 5,106, р<0,01), психотизм (фэ„п = 4,128, р<0,01), GSI (фэмп = 2,623, р<0,01), PST (фэ„п = 2,752, р<0,01), с низким уровнем пластичности (фэ„п=3,488, р<0,01), с высоким уровнем социального темпа (фэ„п=2,451, р<0,01), с низким уровнем НПУ (фэ„п = 3,136, р<0,01), с низким уровнем интернальности в области неудач (фэ„п=6,554, р<0,01), с низким

уровнем интернальности в области семейных отношений (фэип=4,047, р<0,01), с высоким уровнем интернальности в области производственных отношений (фэ„„=4,585, р<0,01), с высоким уровнем реактивной тревожности (фэ„„=5,899, р<0,01), с дифференциально - теоретическим стилем (ф3„„=2,995, р<0,01).

- Среди водителей личного ТС, не участвовавших в ДТП,

значимо больше представителей с высоким уровнем НПУ (фэ„„ = 5,532, р<0,01), с высоким уровнем пластичности (фэи„= 4,755, р<0,01), с низким уровнем эмоциональности (ф3„„=2,783 , р<0,01), с низким уровнем социальной эмоциональности (фэи„=6,271, р<0,01), с высоким уровнем общей интернальности (фэи„=5,236, р<0,01), с высоким уровнем интернальности в области межличностных отношений (ф3„„=6,905, р<0,01),

значимо больше представителей с низким уровнем реактивной (фэи„=6,748, р<0,01) и личностной тревожности (фэ„„=3,759, р<0,01), с интегрально - деятельностным стилем (фэм„=3,968, р<0,01).

- В группе профессиональных водителей среди участников ДТП значимо больше доля лиц, у которых выше нормы показатели по шкалам: соматизация (фэм„ =5,399, р<0,01), депрессии (фэм„ =7,093, р<0,01), тревожности (фэм„ =6,929, р<0,01), враждебности (фэм„ =6,180, р<0,01), паранойяльные симптомы (фэм„ =7,421 , р<0,01), психотизм (фэм„ =5,664 , р<0,01), GSI (фэ„„ =2,952, р<0,01), PST (фэ„„=4,940 , р<0,01), с низким уровнем эргичности (фэм„=4,262 , р<0,01), с высоким уровнем социальной эргичности (фэ„„=5,085, р<0,01), с низким уровнем социального темпа((фэ„„=2,572, р<0,01), с низким уровнем социальной эмоциональности (фэ„„=4,809, р<0,01), с низким уровнем интернальности в отношении здоровья (фэи„=3,582, р<0,01), а также значимо больше участников эксперимента, у которых на медицинской комиссии не проводилась проверка поля зрения (фэ„„ =3,057, р<0,01).

- Среди профессиональных водителей, не участвовавших в ДТП, значимо больше испытуемых: с высоким уровнем пластичности (фэ„„=3,154, р<0,01), с низким уровнем по шкале темп (фэ„„=2,338, р<0,01), с высоким уровнем интернальности в семейных отношениях (фэ„„=4,512, р<0,01), с низким уровнем личностной тревоги (фэ„„=2,369, р<0,01).

В гргурпупеп епропфреосфсеисосниаолньанлыьхнвыохдитвеолдеийт, еклаекйс, редкаик учассртендии-ков ДТП, так и среди испытуемых, не участвовавших в ДТП, значимого преобладания какого либо из стилей не выявлено, также не выявлено значимой взаимосвязи между уровнем психической устойчивости и участием в ДТП.

Сравнение показателей по шкалам симптоматических расстройств у испытуемых до и после аварии, а также с показателями контрольной группы и «нормой» говорит об изменении психологического симптоматического статуса. Данные результаты позволяют рассматривать возможность обоснования морального вреда, причиненного пострадавшим в результате ДТП, что у нас в стране в судебном делопроизводстве пока не применяется.

В данной работе новыми являются следующие положения и результаты:

Библиографический список

1. Выявлена специфика комплекса психических детерминант субъекта:

- управляющего транспортным средством как личным средством передвижения и являющегося безопасным участником дорожного движения;

- управляющего транспортным средством как личным средством передвижения и действующего на дороге аварийноопасно;

- управляющего транспортным средством для перевозки пассажиров и являющегося безопасным участником дорожного движения;

- управляющего транспортным средством для перевозки пассажиров и действующего на дороге аварийноопасно.

2. Сформирована комплексная диагностическая программа оценки психические детерминанты субъекта, позволяющая:

- выявить готовность личности к безопасному поведению на дороге в качестве водителя личного транспорта;

- выявить готовность личности к безопасному поведению на дороге в качестве водителя занимающегося перевозкой пассажиров;

- выявить необходимость специальной программы обучения вождению.

В настоящее время, когда обстановка на дорогах все более усложняется, уровень профессионализма и психологической устойчивости каждого водителя имеет особое значение. Выезжая на дорогу, водитель берет ответственность за себя и за других участников дорожного движения. При этом для него стерты индивидуальные особенности других водителей. Он действует в условиях физиологически не свойственных человеку, когда скорость в десятки раз выше скорости пешехода. Поэтому так значима роль автошкол в подготовке водителей.

Особую актуальность на сегодняшний день имеет задача психологического тестирования при подготовке или переподготовке водителей в автошколах, а также диагностика профессиональной пригодности к данному виду трудовой деятельности. Проблемы решения этих задач поднимаются в письме Министерства образования и науки Российской Федерации и государственной инспекции безопасности дорожного движения Российской Федерации от 30 декабря 2008 года «О требованиях к образовательным учреждениям и организациям, осуществляющим подготовку и переподготовку водителей транспортных средств» [4]. Министерство образования и науки Российской Федерации выдвигает требования к автошколам иметь аппаратно-программные комплексы психологического тестирования.

Результаты проведенного нами исследования говорят о перспективности дальнейшего исследования темы в направлении прогнозирования группы риска, позволяют по-новому планировать и проводить теоретические и практические разработки, направленные на эффективную подготовку и переподготовку водителей пассажирского и личного транспорта. Анализ результатов указывает на необходимость учета психофизиологических особенностей личности при профессиональной подготовке водителей, при оценке пригодности граждан к управлению транспортными средствами; дифференциации в требованиях к профессиональной работе водителя и при использовании автомобиля как личного транспорта для своих потребностей.

1. Агеев, B.C. Методика составления социально-психологической характеристики для аттестации кадров / B.C. Агеев, Т.Ю. Базаров, В.В. Скворцов. - М., 1995.

2. Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 N 100 (ред. от 02.08.2011) «О федеральной целевой программе “Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах”».

3. Кекелидзе, З.И. Посттравматическое стрессовое расстройство у пострадавших при чрезвычайных ситуациях // Посттравматическое стрессовое расстройство / под ред. Т.Б. Дмитриевой. - М., 2005.

4. Тарабрина, Н.В. Посттравматический стресс: междисциплинарные аспекты изучения // Психология. Современные направления междисциплинарных исследований: материалы науч. конф. - М., 2003.

5. Всемирный доклад о предупреждении дорожно-транспортного травматизма: резюме / Марджи Педен [и др.]. - М., 2004.

6. О требованиях к образовательным учреждениям и организациям, осуществляющим подготовку и переподготовку водителей транспортных средств: письмо Минобрнауки РФ №ИК-2218/03, ГИБДД РФ №13/5-255 от 30.12.2008.-М.:2008.

Bibliography

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ageev, B.C. Metodika sostavleniya soci-aljno-psikhologicheskoyj kharakteristiki dlya attestacii kadrov / B.C. Ageev, T.Yu. Bazarov, V.V. Skvorcov. - M., 1995.

Postanovlenie Praviteljstva RF ot 20.02.2006 N 100 (red. ot 02.08.2011) «O federaljnoyj celevoyj programme “Povihshenie bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya v 2006 - 2012 godakh”».

Kekelidze, Z.I. Posttravmaticheskoe stressovoe rasstroyjstvo u postradavshikh pri chrezvihchayjnihkh situaciyakh // Posttravmaticheskoe stressovoe rasstroyjstvo / pod red. T.B. Dmitrievoyj. - M., 2005.

Tarabrina, N.V. Posttravmaticheskiyj stress: mezhdisciplinarnihe aspektih izucheniya // Psikhologiya. Sovremennihe napravleniya mezhdisciplinarnihkh issledovaniyj: materialih nauch. konf. - M., 2003.

Vsemirnihyj doklad o preduprezhdenii dorozhno-transportnogo travmatizma: rezyume / Mardzhi Peden [i dr.]. - M., 2004.

O trebovaniyakh k obrazovateljnihm uchrezhdeniyam i organizaciyam, osuthestvlyayuthim podgotovku i perepodgotovku voditeleyj transportnihkh sredstv: pisjmo Minobrnauki RF №IK-2218/03, GIBDD RF №13/5-255 ot 30.12.2008.-M.:2008.

Статья поступила в редакцию 25.09.12

2

3

4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.