Поскольку эмпирическое значение для экспериментальных и контрольных групп до начала эксперимента меньше критического, следовательно, начальные состояния экспериментальных и контрольных групп совпадают. Так как эмпирическое значение экспериментальных групп до и после окончания экспе-
Библиографический список
римента больше критического значения, а эмпирическое значение контрольных групп до и после окончания эксперимента меньше критического, то, можно сделать вывод, что эффект изменений обусловлен внедрением предложенных нами педагогических условий.
1. Назарова, О.Л. Новые информационные технологии в управлении качеством образовательного процесса в колледже // Информатика и образование. - 2003. - №11.
2. Зак, А.З. Проблемы психического изучения рефлексии // Исследование рече-мысли и рефлексии. - Алма-Ата, 1979. - Вып. 10.
3. Давыденко, Т.М Рефлексивное управление школой: теория и практика: монография / науч. ред. Т.И. Шамова. - Белгород, 1995.
4. Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, — М., 2007.
5. Хуторской, А.В. Дидактическая эвристика: теория и технология креативного обучения. — М., 2003.
6. Третьяков, П.И. Оперативное управление качеством образования в школе: теория и практика. Новые технологии. - М., 2004.
7. Ямбург, Е.А. Школа для всех. Адаптивная модель. - М., 1996.
Bibliography
1. Nazarova, O.L. Novihe informacionnihe tekhnologii v upravlenii kachestvom obrazovateljnogo processa v kolledzhe // Informatika i obrazovanie.
- 2003. - №11.
2. Zak, A.Z. Problemih psikhicheskogo izucheniya refleksii // Issledovanie reche-mihsli i refleksii. - Alma-Ata, 1979. - Vihp. 10.
3. Davihdenko, T.M Refleksivnoe upravlenie shkoloyj: teoriya i praktika: monografiya / nauch. red. T.I. Shamova. - Belgorod, 1995.
4. Polat, E.S. Sovremennihe pedagogicheskie i informacionnihe tekhnologii v sisteme obrazovaniya: ucheb. posobie / E.S. Polat, M.Yu. Bukharkina,
— M., 2007.
5. Khutorskoyj, A.V. Didakticheskaya ehvristika: teoriya i tekhnologiya kreativnogo obucheniya. — M., 2003.
6. Tretjyakov, P.I. Operativnoe upravlenie kachestvom obrazovaniya v shkole: teoriya i praktika. Novihe tekhnologii. - M., 2004.
7. Yamburg, E.A. Shkola dlya vsekh. Adaptivnaya modelj. - M., 1996.
Статья поступила в редакцию 16.09.12
УДК 159.9.072.432
Oboymova S.M. ON THE QUESTION OF THE RESEARCH OF MENTAL DETERMINANTS OF THE SECURITY. In the article the impact of an accident is considered as a stressor event, the relationship of individual psychological characteristics with safety on the road is researched.
Key words: psychopathological symptoms, mental trauma, specific psychological features.
С.М. Обоймова, соискатель УРАО, г. Москва, E-mail: osm8991@mail.ru
К ВОПРОСУ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ДЕТЕРМИНАНТ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ ВОДИТЕЛЯ
В статье рассматривается воздействие дорожно-транспортного происшествия как стрессорного события, исследуется взаимосвязь индивидуальных психологических особенностей с безопасным поведением на дороге.
Ключевые слова: психопатологические симптомы, психическая травма, индивидуальные психологические особенности.
В современной психологической науке и практике достаточно широко рассматриваются проблемы профессионального психологического отбора в областях, связанных с действием стрессогенных факторов, таких как риск для здоровья или жизни, работа в сложных, необычных условиях, требующая высокой концентрации внимания, памяти [1; 2]. Психологическая диагностика и психологическое сопровождение в этих областях профессиональной деятельности позволяют снизить уровень неблагоприятных последствий для психологического и физического здоровья людей, количество допускаемых ошибок, которые являются потенциально опасными для физического или психического здоровья окружающих, привести к материальным потерям [3; 4]. В таких стрессогенных областях профессиональной деятельности психологическая диагностика является необходимой процедурой при приеме на работу сотрудников, а также при отборе кандидатов для профессионального обучения.
При изучении личности в процессе оценки его профессиональной пригодности рассматриваются, прежде всего, те индивидуально-психологические особенности человека, которые, главным образом, будут определять успешность его подготовки к практической работе и ее эффективность.
В настоящее время не снижается актуальность обеспечения психологической безопасности личности. Одним из стрессоров, влияющих на изменение психофизиологического статуса индивидуума, являются автомобильные аварии, а также участие водителей в дорожном движении, особенно в крупных мегаполисах.
ООН объявила 2011-2020 годы «Десятилетием действий по обеспечению безопасности дорожного движения». Для России эта задача сформулирована в Федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012
годах», в которой указано на необходимость создания профессионального стандарта определяющего перечень требований к водителям по каждой категории транспортных средств [5].
Можно говорить о том, что водитель - человек, находящийся в экстремальной ситуации. Индивидуально-психологические особенности индивидуума, участвующего в дорожном движении, находятся в прямой зависимости с его профессиональными действиями как водителя, субъективным восприятием дорожной обстановки, а так же особенностями переживания такого стрес-сорного события как дорожно-транспортное происшествие (ДТП). На настоящее время по-прежнему проблемой остается оценка пригодности граждан к управлению транспортными средствами, дифференциация в требованиях по отношению к профессиональной работе водителя или использования автомобиля для собственных нужд.
Система дорожного движения является наиболее сложной и опасной из всех систем, с которыми человек сталкивается в повседневной жизни. Развитие научно-технического прогресса выводит на потребительский рынок все более мощные, скоростные, маневренные модели автомобилей.
По оценкам Всемирной организации здравоохранения, в мире ежегодно в дорожных авариях около 50 млн. человек получают травмы и погибают 1,2 млн. человек. По прогнозам, если не предпринять соответствующих действий, к 2020 г. дорожно-транспортный травматизм может стать третьим ведущим компонентом глобального бремени болезней и травм по сравнению с 9 местом в 1990 году [6].
Актуальность исследования, заключающаяся в необходимости изучения психологических детерминант безопасности личности водителей в современных условиях, обусловлена противоречиями между:
- осознаваемой необходимостью изменения требований к программе подготовки водителей и не разработанностью психологического сопровождения данной программы;
- динамичным изменением модельного ряда и технических характеристик автомобилей и несоответствующей требованиям времени системой оценки психологических характеристик, имеющих большое значение в обеспечении безопасности движения;
- необходимостью совершенствования мер по предупреждению ДТП и отсутствием исследований направленных на выявление фактов и закономерностей, связанных с психическими детерминантами безопасности личности водителя;
- разработанностью, в существующих на настоящее время программных психофизиологических диагностических комплексах, физиологической составляющей и недостаточностью психологической компоненты;
- правом водителя знать о своих психологических особенностях для выработки безопасного поведения в системе дорожного движения и не разработанностью системы психологической диагностики водителей.
Рассматриваемая проблема, безусловно, актуальна, поскольку связана не только с масштабностью такого стрессора как автомобильная авария, но и с существованием такого юридического и социального термина как «моральный вред». Факт причинения морального вреда и компенсация его в судебной практике в нашей стране не регламентированы. Однако обоснование их возможно через оценку психологического симптоматического статуса людей, попавших в автомобильную аварию.
Следует отметить, что появление новых запросов в современной системе безопасности водителей и дорожного движения требует выхода за пределы уже полученных знаний, что рождает необходимость исследования новых фактов и зависимостей. Неоднозначность и неопределенность взаимосвязи психических детерминант личности водителя и безопасности его поведения на дороге требует тщательного теоретического и эмпирического изучения.
Увеличение количества автомобилей на дорогах и неуклонный рост уровня ДТП свидетельствуют о необходимости изменения требований к программе подготовки водителей.
На настоящий момент, в соответствии с федеральной целевой программой разработаны проекты профессиональных стандартов водителей по каждой категории транспортных средств.
Профессиональный стандарт определяет перечень требований к водителю. Что водитель должен знать и понимать, что он должен уметь и применять в ситуации дорожного движения наиболее эффективным и безопасным образом.
Особое значение приобретает вопрос подбора и подготовки водителей для профессиональной деятельности на спецтран-спорте, перевозки людей. Много вопросов вызывает уровень подготовки курсантов в автошколах, качество условий обучения и сам учебный процесс. Назрела необходимость рассмотреть возможность создания различных обучающих программ и методов в автошколах в зависимости от индивидуальных психологических особенностей обучающихся. А также, необходимость психологической диагностики перед обучением в автошколе для определения соответствующей программы обучения. Много неразрешенных вопросов остается в области обучения, переподготовки водителей и предупреждения попадания в дорожнотранспортные происшествия.
Существующая проблема определила цель нашего исследования - определить феномен дорожно-транспортное происшествие как стрессорное событие; исследовать зависимость между уровнем специфических категорий переживаний, возникающих в ответ на воздействие травматического события, и изменением психологического симптоматического статуса испытуемого.
Объект исследования - психологический симптоматический статус индивидов, ставших участниками дорожно-транспортного происшествия.
Предмет исследования - психопатологические симптомы, уровень влияния травматического события на испытуемого.
Исследование проводилось среди водителей 10 автопарка Мосгортранса г. Москвы и клиентов ООО «Центр экспертиз и экономико-правового консультирования «Центроконсалт». Среди испытуемых участников ДТП водители, попавшие в аварийные ситуации в течение года от 1 до 3 раз. Остальные испытуемые или никогда не попадали в аварийные ситуации, или не участвовали в ДТП не менее 3 лет.
В исследовании приняли участие 270 испытуемых:
1 группа - 169 человек участников ДТП:
• 114 человек, профессиональные водители (городской автотранспорт, перевозка пассажиров);
• 55 человек - другие профессии, водители личного автотранспорта (19 человек, 10,45% - женщины).
2 группа - 101 человек, не участвовавших в ДТП (контрольная группа):
• 27 человек - профессиональные водители (городской автотранспорт, перевозка пассажиров);
• 74 человека - другие профессии, водители личного автотранспорта (28 человек, 20,72% - женщины).
Нами были использованы такие методики как: шкала оценки влияния травматического события - ШОВТС (Impact of Even Scale - R), опросник выраженности психопатологической симптоматики (SCL-90-R), методика «Прогноз» Санкт-Петербургской военно-медицинской академии, шкала самооценки (методика изучения ситуативной и личностной тревожности Ч.Д.Спилбер-га - Ханина Ю.Л.), опросник структуры темперамента В.М. Ру-салова (ОСТ), опросник Басса - Дарки, методика диагностики уровня субъективного контроля Дж. Роттера (УСК), методика Берулава Г.А. «интегральность-индивидуальность».
В процессе исследования нами был создан и применен «Водительский опросник».
Полученные в эксперименте данные были подвергнуты математической обработке.
Анализ экспериментальных данных и математической обработки результатов исследований, проведенных на испытуемых ставших участниками дорожно-транспортного происшествия, и испытуемых, никогда не попадавших в ДТП, показал, что реакция на стресс, вызванный таким травматическим событием как дорожно-транспортное происшествие, в области симптомов физиологического возбуждения, вторжения и избегания по средним значениям и индивидуальным показателям большинства испытуемых превышают средние показатели, полученные на выборке нормальной популяции. Средние показатели по шкалам симптоматических расстройств в группе испытуемых - участников ДТП существенно выше значений группы «норма», в то время как средние показатели контрольной группы несколько ниже средних значений группы «норма».
В группе испытуемых - участников ДТП доля лиц, у которых значения шкалы оценки влияния травматического события и общего индекса тяжести (GSI) выше «нормы», значимо больше, чем в контрольной группе (pd< 0,01).
Экспериментальные данные показали, что только 3% испытуемых участников ДТП имеют низкий уровень личностной и ситуативной тревожности. Одновременно, анализ экспресс -диагностики уровня невротизации (УН) позволяют сделать вывод, что испытуемые не относятся к группе риска психической дезадаптации.
Корреляция между уровнем влияния травматического события и показателями симптомов вторжения, симптомов избегания, симптомов физиологического возбуждения статистически значима (pd< 0,01) и является положительной.
Корреляция между уровнем влияния травматического события и показателями тревожности, враждебности, показателями количества симптомов статистически значима (pd < 0,05) и является положительной.
Корреляция между уровнем влияния травматического события и субъективной степенью эмоционального переживания физических недомоганий, а также между уровнем влияния травматического события и показателями шкалы депрессии не отличается от нуля.
Сопоставление данных эксперимента у испытуемых из контрольной группы, попавших в ДТП в период проведения исследования, показывает высокие «стартовые» показатели величины влияния травматического события, симптомов физиологического возбуждения, вторжения и избегания. Эти же показатели у испытуемого, попавшего в аварию в качестве пострадавшего за период эксперимента дважды, самые высокие в группе.
Результаты эмпирического исследования выявили следующие результаты:
- В группе водителей личного ТС среди участников ДТП значимо больше доля лиц, у которых выше нормы показатели по шкалам депрессии (фэ„„ = 4,275, р<0,01), тревожности (фэ„„ = 2,752, р<0,01), враждебности (ф.^ = 2,786, р<0,01),
паранойяльные симптомы (фэ„п = 5,106, р<0,01), психотизм (фэ„п = 4,128, р<0,01), GSI (фэмп = 2,623, р<0,01), PST (фэ„п = 2,752, р<0,01), с низким уровнем пластичности (фэ„п=3,488, р<0,01), с высоким уровнем социального темпа (фэ„п=2,451, р<0,01), с низким уровнем НПУ (фэ„п = 3,136, р<0,01), с низким уровнем интернальности в области неудач (фэ„п=6,554, р<0,01), с низким
уровнем интернальности в области семейных отношений (фэип=4,047, р<0,01), с высоким уровнем интернальности в области производственных отношений (фэ„„=4,585, р<0,01), с высоким уровнем реактивной тревожности (фэ„„=5,899, р<0,01), с дифференциально - теоретическим стилем (ф3„„=2,995, р<0,01).
- Среди водителей личного ТС, не участвовавших в ДТП,
значимо больше представителей с высоким уровнем НПУ (фэ„„ = 5,532, р<0,01), с высоким уровнем пластичности (фэи„= 4,755, р<0,01), с низким уровнем эмоциональности (ф3„„=2,783 , р<0,01), с низким уровнем социальной эмоциональности (фэи„=6,271, р<0,01), с высоким уровнем общей интернальности (фэи„=5,236, р<0,01), с высоким уровнем интернальности в области межличностных отношений (ф3„„=6,905, р<0,01),
значимо больше представителей с низким уровнем реактивной (фэи„=6,748, р<0,01) и личностной тревожности (фэ„„=3,759, р<0,01), с интегрально - деятельностным стилем (фэм„=3,968, р<0,01).
- В группе профессиональных водителей среди участников ДТП значимо больше доля лиц, у которых выше нормы показатели по шкалам: соматизация (фэм„ =5,399, р<0,01), депрессии (фэм„ =7,093, р<0,01), тревожности (фэм„ =6,929, р<0,01), враждебности (фэм„ =6,180, р<0,01), паранойяльные симптомы (фэм„ =7,421 , р<0,01), психотизм (фэм„ =5,664 , р<0,01), GSI (фэ„„ =2,952, р<0,01), PST (фэ„„=4,940 , р<0,01), с низким уровнем эргичности (фэм„=4,262 , р<0,01), с высоким уровнем социальной эргичности (фэ„„=5,085, р<0,01), с низким уровнем социального темпа((фэ„„=2,572, р<0,01), с низким уровнем социальной эмоциональности (фэ„„=4,809, р<0,01), с низким уровнем интернальности в отношении здоровья (фэи„=3,582, р<0,01), а также значимо больше участников эксперимента, у которых на медицинской комиссии не проводилась проверка поля зрения (фэ„„ =3,057, р<0,01).
- Среди профессиональных водителей, не участвовавших в ДТП, значимо больше испытуемых: с высоким уровнем пластичности (фэ„„=3,154, р<0,01), с низким уровнем по шкале темп (фэ„„=2,338, р<0,01), с высоким уровнем интернальности в семейных отношениях (фэ„„=4,512, р<0,01), с низким уровнем личностной тревоги (фэ„„=2,369, р<0,01).
В гргурпупеп епропфреосфсеисосниаолньанлыьхнвыохдитвеолдеийт, еклаекйс, редкаик учассртендии-ков ДТП, так и среди испытуемых, не участвовавших в ДТП, значимого преобладания какого либо из стилей не выявлено, также не выявлено значимой взаимосвязи между уровнем психической устойчивости и участием в ДТП.
Сравнение показателей по шкалам симптоматических расстройств у испытуемых до и после аварии, а также с показателями контрольной группы и «нормой» говорит об изменении психологического симптоматического статуса. Данные результаты позволяют рассматривать возможность обоснования морального вреда, причиненного пострадавшим в результате ДТП, что у нас в стране в судебном делопроизводстве пока не применяется.
В данной работе новыми являются следующие положения и результаты:
Библиографический список
1. Выявлена специфика комплекса психических детерминант субъекта:
- управляющего транспортным средством как личным средством передвижения и являющегося безопасным участником дорожного движения;
- управляющего транспортным средством как личным средством передвижения и действующего на дороге аварийноопасно;
- управляющего транспортным средством для перевозки пассажиров и являющегося безопасным участником дорожного движения;
- управляющего транспортным средством для перевозки пассажиров и действующего на дороге аварийноопасно.
2. Сформирована комплексная диагностическая программа оценки психические детерминанты субъекта, позволяющая:
- выявить готовность личности к безопасному поведению на дороге в качестве водителя личного транспорта;
- выявить готовность личности к безопасному поведению на дороге в качестве водителя занимающегося перевозкой пассажиров;
- выявить необходимость специальной программы обучения вождению.
В настоящее время, когда обстановка на дорогах все более усложняется, уровень профессионализма и психологической устойчивости каждого водителя имеет особое значение. Выезжая на дорогу, водитель берет ответственность за себя и за других участников дорожного движения. При этом для него стерты индивидуальные особенности других водителей. Он действует в условиях физиологически не свойственных человеку, когда скорость в десятки раз выше скорости пешехода. Поэтому так значима роль автошкол в подготовке водителей.
Особую актуальность на сегодняшний день имеет задача психологического тестирования при подготовке или переподготовке водителей в автошколах, а также диагностика профессиональной пригодности к данному виду трудовой деятельности. Проблемы решения этих задач поднимаются в письме Министерства образования и науки Российской Федерации и государственной инспекции безопасности дорожного движения Российской Федерации от 30 декабря 2008 года «О требованиях к образовательным учреждениям и организациям, осуществляющим подготовку и переподготовку водителей транспортных средств» [4]. Министерство образования и науки Российской Федерации выдвигает требования к автошколам иметь аппаратно-программные комплексы психологического тестирования.
Результаты проведенного нами исследования говорят о перспективности дальнейшего исследования темы в направлении прогнозирования группы риска, позволяют по-новому планировать и проводить теоретические и практические разработки, направленные на эффективную подготовку и переподготовку водителей пассажирского и личного транспорта. Анализ результатов указывает на необходимость учета психофизиологических особенностей личности при профессиональной подготовке водителей, при оценке пригодности граждан к управлению транспортными средствами; дифференциации в требованиях к профессиональной работе водителя и при использовании автомобиля как личного транспорта для своих потребностей.
1. Агеев, B.C. Методика составления социально-психологической характеристики для аттестации кадров / B.C. Агеев, Т.Ю. Базаров, В.В. Скворцов. - М., 1995.
2. Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 N 100 (ред. от 02.08.2011) «О федеральной целевой программе “Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах”».
3. Кекелидзе, З.И. Посттравматическое стрессовое расстройство у пострадавших при чрезвычайных ситуациях // Посттравматическое стрессовое расстройство / под ред. Т.Б. Дмитриевой. - М., 2005.
4. Тарабрина, Н.В. Посттравматический стресс: междисциплинарные аспекты изучения // Психология. Современные направления междисциплинарных исследований: материалы науч. конф. - М., 2003.
5. Всемирный доклад о предупреждении дорожно-транспортного травматизма: резюме / Марджи Педен [и др.]. - М., 2004.
6. О требованиях к образовательным учреждениям и организациям, осуществляющим подготовку и переподготовку водителей транспортных средств: письмо Минобрнауки РФ №ИК-2218/03, ГИБДД РФ №13/5-255 от 30.12.2008.-М.:2008.
Bibliography
Ageev, B.C. Metodika sostavleniya soci-aljno-psikhologicheskoyj kharakteristiki dlya attestacii kadrov / B.C. Ageev, T.Yu. Bazarov, V.V. Skvorcov. - M., 1995.
Postanovlenie Praviteljstva RF ot 20.02.2006 N 100 (red. ot 02.08.2011) «O federaljnoyj celevoyj programme “Povihshenie bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya v 2006 - 2012 godakh”».
Kekelidze, Z.I. Posttravmaticheskoe stressovoe rasstroyjstvo u postradavshikh pri chrezvihchayjnihkh situaciyakh // Posttravmaticheskoe stressovoe rasstroyjstvo / pod red. T.B. Dmitrievoyj. - M., 2005.
Tarabrina, N.V. Posttravmaticheskiyj stress: mezhdisciplinarnihe aspektih izucheniya // Psikhologiya. Sovremennihe napravleniya mezhdisciplinarnihkh issledovaniyj: materialih nauch. konf. - M., 2003.
Vsemirnihyj doklad o preduprezhdenii dorozhno-transportnogo travmatizma: rezyume / Mardzhi Peden [i dr.]. - M., 2004.
O trebovaniyakh k obrazovateljnihm uchrezhdeniyam i organizaciyam, osuthestvlyayuthim podgotovku i perepodgotovku voditeleyj transportnihkh sredstv: pisjmo Minobrnauki RF №IK-2218/03, GIBDD RF №13/5-255 ot 30.12.2008.-M.:2008.
Статья поступила в редакцию 25.09.12
2
3
4