11. СУДЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ПРОКУРОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ПРАВОЗАЩИТНАЯ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
11.1. РАБОТА СПЕЦИАЛИСТА-ПСИХОЛОГА
В РАССЛЕДОВАНИИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ
Безруков Юрий Иванович, доцент кафедры правовой психологии судебных экспертиз
Место работы: Уральский государственный юридический университет
Argun061@gmail.com
Аннотация: Целью настоящей статьи является обоснование необходимости участия специалиста-психолога при расследовании дорожно-транспортных происшествий. Автор на основе применения методов социологического наблюдения и анализа, с учетом обобщения реальной практики дорожных происшествий формулируют идею включения специалиста-психолога в группу по расследованию ДТП.
Применение специалистом-психологом всего комплекса методик диагностики личности дает возможность при расследовании ДТП в полном объеме представить психологический портрет личности участников ДТП и глубже понять мотивы их действий на дороге. В заключении автор рассматривает проблемы, которые могут возникнуть у специалиста - психолога, осуществляющего диагностику психологических травм у участников ДТП
Ключевые слова: Дорожно-транспортное происшествие, специалист-психолог, метод диагностики психологических травм
WORK PROFESSIONAL PSYCHOLOGISTS IN THE INVESTIGATION ROAD ACCIDENTS
Bezrukov Yuriy I., associate professor Work place: Ural state law University
Argun061@gmail.com
Annotation: The purpose of this article is the rationale for the involvement of the psychologist in the investigation of traffic accidents. The author on the basis of application of methods of sociological observation and analysis, taking into account the generalization of the real practice of road accidents formulate the idea of including psychologist in a group to investigate the accident. The use of a psychologist the whole complex of methods of diagnostics of personality allows the investigation of an accident in full to present a psychological portrait of the personality of the participants of the accident and a deeper understanding of the motives of their actions on the road. In conclusion, the author formulates Consider problems which may arise from psychologist, carrying out diagnostics of psychological trauma liability
Keywords: Traffic accident, psychologist, method of diagnosis of psychological trauma
Целью настоящей статьи является обоснование необходимости участия специалиста-психолога при расследовании дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП).
Если ознакомиться с криминалистической литературой, посвященной правонарушениям, связанных с автотранспортом [1], становится понятно, что по способу, специальному субъекту и другим характеристикам дорожно-транспортные происшествия существенно отличаются от других категорий правонарушений [2,3-4]. Данное обстоятельство указывает на то, что расследование должно осуществляться с учетом специфики, учитывающей огромную роль личности правонарушителей, свидетелей, очевидцев, жертв ДТП и т.д. Поэтому корректно взаимодействовать с этими индивидами и получать от них правдивую информацию о ДТП сможет специалист-психолог. Последний должен сопровождать деятельность сотрудников полиции на всех этапах дознания и предварительного следствия -от выезда на место ДТП и осмотра места ДТП сотрудниками полиции до вынесения решения о привлечении в качестве стороны (участника) уголовного (административного) производства.
Еще один аргумент в пользу участия психолога в расследовании ДТП заключается в том, что любое ДТП - это конфликт сторон, водителей, пешеходов (потерпевших), сотрудников полиции. По нашим данным, в соответствии с проведенным в 2013-2014 г.г. опросам сотрудников ГИБДД г. Екатеринбурга (п-27), 64% опрошенных считают ситуацию дТп конфликтной, 12% опрошенных - очень конфликтной, 22% опрошенных затруднились с ответом.
Поэтому поскольку при наступлении факта ДТП его участники становятся активными сторонами в конфликте, постольку мы полагаем, что это с необходимостью создает условия для интеграции специалиста-психолога в административный (или уголовный) процесс. В этом случае одной из задач специалиста-психолога является снижение острой фазы конфликта, создание благоприятного психологического климата для участников ДТП.
В научной литературе описываются различные способы реагирования на последствия, которые имеют место после автомобильной аварии [3].
При этом становится понятно, что применение специальных психологических знаний, использование всего спектра современных психологических методов представляет из себя перспективный ресурс для получения достоверной информации о ДТП, а также эффективный способ снятия аномальных посттравматических состояний личности.
Практической основной для данной части работы послужили наблюдения автора за тем, как методы психологической диагностики применялись привлеченными специалистами - психологами в ходе расследования ДТП, совершенных в Свердловской области в 2010-2014 г.г. К сегодняшнему дню автором было проведено более 40 оценок полученных в результате ДТП психологических травм [4]. В ряде случаев психологическую диагностику осуществлял автор настоящей статьи.
Субъектом, который применяет психологическую оценку психологических травм при ДТП, является, как мы уже отмечали, специалист-психолог. Он может осуществлять свою деятельность тогда, когда нане-
Безруков Ю. И.
РАБОТА СПЕЦИАЛИСТА-ПСИХОЛОГА В РАССЛЕДОВАНИИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ
сенная травма очевидна и легко диагностируема (например, истерические расстройства личности у одного из участников ДТП [5]), а также в более тяжких и не очевидных ситуациях. Именно в этом случае сотруднику полиции рекомендуется пригласить специалиста - психолога для оценки характера воздействия аварии на личность ее участников.
Психолог, привлекаемый для расследования ДТП способен оказать квалифицированную помощь следствию тем, что способен ответить на вопрос о том, какие психологические особенности личности, какие особенности протекания нервных процессов участников ДТП повлияли на совершение ДТП. В этой связи, очень показательна и эффективна диагностика такой типичной особенности личности участников ДТП, как склонность к риску [6].
По мнению С. Ипдуа!! [7, 35-57], риск аварий связан со следующими основными причинами: человеческой ошибкой в процессе движения; природой кинетической энергии и силой, с которой она воздействует на человека в результате таких ошибок; индивидуальной способностью переносить подобное воздействие; качеством и доступностью медицинской помощи.
Наши наблюдения показывают, что около 28% участников ДТП склонны к риску. Такие водители не обращают внимание на реакцию других участников дорожного движения, не всегда реагируют на сигналы светофора, предпочитают иметь шанс рискнуть, чтобы посмотреть, что получится из рискованного типа вождения. У 40 % опрошенных (п-34) уровень склонности к риску находился в пределах нормы. 20 % опрошенных проявили излишнюю осторожность. Такие участники ДТП предварительно обдумывают свои действия и их последствия, для них характерно недоверчивость и осмотрительность в поведении на дороге. Такая информация, получаемая в результате применения метода психологической диагностики весьма важна для расследования ДТП и может служить одним из объяснительных мотивов совершения ДТП.
В целях получения новых психологических знаний об участниках ДТП, специалист-психолог может применить диагностику склонности участников ДТП к отклоняющемуся поведению, что даст возможность лучше представить их психологический портрет.
Так, применение Шкалы склонности к преодолению норм и правил показало, что 20% опрошенных участников ДТП (п-34) склонны противопоставлять собственные нормы и ценности групповым, проявили тенденцию «нарушать спокойствие», искать трудности, которые можно было бы преодолеть. 80% опрошенных участников ДТП проявили склонность к следованию стереотипам общепринятым нормам поведения.
По шкале склонности к аддиктивному поведению [8,17-36] 70% опрошенных участников ДТП (п-34) обладали хорошим социальным контролем поведенческих реакций, 27% испытуемых показали удовлетворительный уровень социального контроля поведенческих реакций. У 3% наблюдалась предрасположенность к уходу от реальности с помощью изменения своего психического состояния.
По шкале склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению были получены следующие результаты.
У 18 % опрошенных участников ДТП (п-34) выявлена низкая оценка ценности собственной жизни, склонность к риску, потребность в острых ощущениях. По-
нятно, что эта категория лиц проявила самые опасные варианты поведения на дороге, что способствовало совершению ДТП. У 80% отсутствовала тенденция к саморазрущающему поведению, наблюдалась склонность к реализации комплексов вины. Еще раз отметим, что диагностика проводилась среди лиц, допустивших ДТП различной степени тяжести.
Далее, измерения по шкале склонности к агрессии и насилию показали наличие таких тенденций у 7% опрошенных (п-20). 30% наблюдалась агрессивная направленность во взаимоотношениях с людьми, склонность решать проблемы посредством насилия. 53% испытуемых не считали насилие средством решения проблем.
Таким образом, можно убедиться, что применение специалистом-психологом всего комплекса методик диагностики личности дает возможность при расследовании ДТП в полном объеме представить психологический портрет личности участников ДТП и глубже понять мотивы их действий на дороге.
Принимая участие в расследовании ДТП, специалист-психолог может помочь в ответе на ряд актуальных для следствия вопросов. Наиболее важные из них таковы:
- Какие психологические переживания [9], возникшие в результате аварии и физической травмы имеют место;
- Какие последствия для жертвы ДТП (в плане психологической травмы) имеют место и как они сказывается на его жизнедеятельности;
- Каков прогноз динамики последствий психологической травмы для потерпевшего от ДТП. Это тем более важно, что как правильно отмечается в литературе, «любая психокоррекция должна быть направлена на актуализацию имеющихся у человека психологических и психофизиологических ресурсов, которые включают поведенческую активность, соматические и психические возможности, вегетативные и обменные процессы, а также личностные особенности ... Особое внимание следует уделить личностным характеристикам, относящимся к мотивационно-смысловой сфере и уровню самооценки, играющих важную роль в формировании межличностных отношений, способах разрешения кризисных ситуаций, адаптации в целом» [10].
Рассмотрим проблемы, которые могут возникнуть у специалиста - психолога, осуществляющего диагностику психологических травм у участников ДТП.
Общие научно-практические аспекты при диагностике психологических травм заключаются в следующем.
1. Негативные психологические последствия (в активной форме) испытываются участниками ДТП примерно до 6 месяцев, в менее острой (сглаженной) форме - до 3 лет с момента ДТП. Участниками ДТП являлись не только водители, но и пассажиры, которые наряду с психологическими травмами получали также и физические ушибы, травмы более тяжелого характера - особенно в области шеи и нижней части спины.
Даже незначительные ДТП оказывали шокирующее воздействие на участников, сам факт аварии активно присутствовал в сознании ее участников [11]. Наши опросы показывают, что от 3-х дней до 5 месяцев участники аварии возвращались в своих воспоминаниях к факту аварии дважды и более раз в неделю. В течение этого времени у участников наблюдались такие последствия как нарушения сна, раздражительность и другие негативные психологические последствия. Ни о каком полном 100% восстановлении психического здоровья даже в течение нескольких меся-
цев после ДТП говорить нельзя. Напротив, в ряде случаев возникала опасность формирования навязчивых образов аварии, фобий [12,5]. Еще одно негативное последствие ДТП заключается в формировании негативного впечатления и резких эмоциональных оценок, злобы по отношению к личности другого участника ДТП, который признается виновником аварии. Дополнительные отрицательные эмоции, взаимная неприязнь у участников дорожной аварии возникает тогда, когда со всей остротой осознается необходимость финансовых затрат по восстановлению автомобилей. Негативное восприятие личности переносится на того, кого индивид рассматривает как причину несчастий -физических, материальных и т.п. Именно в этой ситуации специалист-психолог может провести диагностику личности, проанализировать те симптомы, переживания, которые возникли в результате ДТП и негативно сказываются на жизни личности после аварии. Конечно, в ряде случаев, люди склонны преувеличивать произошедшее, однако и в этом случае задача психолога в том, чтобы не допустить стрессовых состояний и обеспечить корректное поведение участников аварии в ходе следствия и после него.
Автор настоящей диссертации изучил 13 историй болезней лиц, которые были участниками ДТП. Истории болезни - по нашему мнению один из объективных источников информации, свидетельствующие о последствиях для психического здоровья лиц, ставших участниками ДТП. Автор в ходе своих бесед убедился в том, что интервьюеры неохотно говорят о своих посттравматических синдромах, не желают открыто говорить о своих переживаниях. Поэтому был предпринят анализ медицинских документов, который дал определенную объективную картину психического облика жертв ДТП [13].
Знакомство с историями болезни показывает, что в ряде случаев подавленное состояние, депрессии и импотенция были следствием существования проблем в семье, а не следствием ДТП. Скорее всего ДТП стал фактором, который усугубил проблемы пациентов, и записи врача в истории болезни подтвердили это.
2. В ряде случаев автор смог диагностировать наличие симуляции или преувеличении симптомов психологических расстройств. В частности участники ДТП говорили о повышенной возбудимости, перепадах настроения, отсутствии интереса к жизни и т.п. По нашим данным, полученным в результате применения методик многостороннего исследования личности, доля таких преувеличенных симптомов составляет от 5 до 15%, особенно по таким пациентам, которые находились на излечении в стационаре. Таким образом, это также составляет проблему, которую мы будем именовать «проблемой практической полезности».
Таким образом, сказанное позволяет заключить, что следуя отдельным оценкам юристов, утверждающих создание специологии [14, 222-226], работа специалиста-психолога может дать много нужной и необходимой информации об участниках ДТП, что позволит органам полиции объективно и полно осуществить расследование и доказывание [16, 209-214] дорожно-транспортных происшествий.
Список литературы:
1. Безруков Ю.И., Сабанин С. Н. Тактика и психология расследования автотранспортных преступлений. Екатеринбург. 2014.
152 с.; См. также о психологических аспектах расследования:
Корчагин А.А. Психология поддержания государственного об-
винения по делам об убийствах, рассматриваемых судом присяжных // Пробелы в российском законодательстве". 2011. №3. С. 208-212.
2. Кольчурин А.Г. Особенности расследования дорожно-транспортных преступлений, совершенных в сельской местности. Автореф. дис. ... кандидата юридических наук. Краснодар. 2004. 27 с.
3. Так, психологами было проведено двухгодичное лонгитюд-ное исследование 382 человек, пострадавших в ДТП спустя 6, 12 и 24 месяца после травматического события. Во всех случаях были отмечены психологические травмы различной степени тяжести. См. подробнее: Justin Alistair Kenardy. Citation: European Journal of Psychotraumatology 2014, 5: 22612. http://dx.doi.org/1Q.3402/eipt.v5.22612. (Последнее обращение: 19.06. 2015).
4. В качестве методов работы автором применялся метод анкетирования, а также интервьюирование с участниками ДТП, либо с их доверенными лицами (супругом, другим близким родственником).
5. Теоретические аспекты этого психического расстройства см.: Спасенников Б. А., Спасенников С. Б. Психические расстройства и их уголовно-правовое значение. Москва: Юрли-тинформ, 2011. 272 с.
6. Методика диагностики степени готовности к риску А.М. Шуберта позволяет оценить особенности поведенческих реакций человека в ситуациях, сопряженных с неопределенностью, опасностью для жизни, требующих нарушения установленных норм, правил. См. подробнее: Ильин Е.П. Психология риска. СПб.: Питер, 2012. 267 с.
7. Tingvall C. The Zero Vision // In: Transportation, traffic safety and health: the new mobility. Proceedings of the 1 st International Conference, Gothenburg (Sweden, 1995). Berlin: Springer-Verlag, 1995. 242 p.
8. См. подробнее об аддикативном поведении: Психология и лечение зависимого поведения / Под ред. С. Даулинга/ Пер. с англ. Р.Р. Муртазина. М.: Независимая фирма «Класс». 2000. 240 с.
9. Начало изучения проблемы переживания людьми дорожно-транспортных происшествий было положено зарубежными авторами в 90-е годы ХХ столетия (N. Breslay (1987), A. Burstein (1989). Отечественные ученые также уделили внимание этой проблеме. См. подробнее: Дроздов А.З., Кекелидзе З.И., Да-ровская Н. Д., Шемчук Н.В. Психические расстройства у водителей - участников дорожно-транспортных происшествий // Российский психиатрический журнал. 2002. № 5. С. 26-29 (Сообщение 1); Они же. Российский психиатрический журнал. 2004. № 2. С. 9-14 (Сообщение 2).
10. Зелянина А. Н. Динамика индивидуально-психологических особенностей ветеранов боевых действий с различным характером военной травмы. Автореф. дисс. соискание уч. степени канд. психологических наук. М., 2013. С.4. См. также содержательную работу: Трубицына Л.В. Переживание травмирующего события как проблема психологии личности: дисс. ... канд. психолог. наук : 19.00.01. Москва, 2005. 201 с.
11. Дроздов А.З., Кекелидзе З.И., Даровская Н. Д., Шемчук Н.В. Психические расстройства у водителей - участников дорожно-транспортных происшествий // Российский психиатрический журнал. 2002. № 5.
12. В психологической литературе отмечается, что «такие процессы и состояния, как руминации (умственная жвачка), беспокойство и отвлечение, могут быть дисфункциональными и способствовать развитию психопатологии, если их частота и интенсивность имеют высокую выраженность». См.: Падун М.А. Регуляция эмоций и ее нарушения // Психологические исследования. 2015. № 8(39).
13. В основном изучались истории болезни лиц, находившихся на излечении в Горбольнице № 36 г. Екатеринбурга (МБУ ГБ №36 «Травматологическая»), в которую в направлялись потерпевшие в ДТП в 2013-2014 г.г.
14.Жданов С.П. О формировании специологии как нового направления в юридических науках // Пробелы в российском законодательстве" №5 2014.
15. Антонова Э.Ю. Доказывание как вид познания и его теоретическое и практическое значение // Пробелы в российском законодательстве. 2015. №1. С.