116
ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
УДК 343.95 Ю.И. Безруков
СПЕЦИАЛЬНЫЕ (ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ) ЗНАНИЯ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ДТП (ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)
Рассматриваются специальные (психологические) знания, которые, по мнению автора, должны широко использоваться сотрудниками полиции при расследовании дорожно-транспортных происшествий. Автор определяет специальные психологические знания как системно организованную информацию о закономерностях развития и функционирования психологических явлений и процессов личности, закрепляемую психологом-специалистом в знаковой (письменной или устной) форме. В статье осуществлено отграничение специальных (психологических) знаний от общепрофессиональных юридических знаний, которыми обладает большинство сотрудников полиции.
Анализируется структура специальных психологических знаний, куда включаются такие элементы, как специализированная научная информация, практический опыт, практические навыки и профессиональные умения, а также мыследеятельность специалиста. Приводятся данные, подтверждающие необходимость привлечения специалистов-психологов при расследовании дорожно-транспортных происшествий.
Ключевые слова: общепрофессиональные юридические знания, специальные психологические знания, дорожно-транспортное происшествие, специальные следственные ситуации.
Безопасность дорожного движения является одной из важных социально-экономических и демографических задач в Российской Федерации. В ряде стратегических программных документов вопросы обеспечения безопасности дорожного движения определены в качестве приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации. Так, принята и начала действовать Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах», координатором которой является МВД России1. Однако статистика остается тревожной: ежегодно в Российской Федерации в результате дорожно-транспортных происшествий погибают или получают ранения свыше 275 тыс. человек.
При расследовании ДТП сотрудники полиции применяют профессиональные юридические знания. Однако в сложных случаях расследования ДТП привлекаются специалисты различных областей знания: инженеры, техники, врачи, психологи и т. д. В связи с этим следует признать актуальной научную проблематику, связанную с осмыслением природы, характера, особенностей специальных (психологических) знаний, используемых в процессе расследования транспортных происшествий.
С нашей точки зрения, применение специальных (в том числе психологических) знаний может рассматриваться как одно из важных, эффективных и перспективных направлений альянса психологической науки и юридической практики.
Современная правоохранительная деятельность, осуществляемая органами полиции, ГИБДД, требует от сотрудников высочайшего уровня профессиональной юридической подготовки. В настоящее время в Российской Федерации профессиональная подготовка работников полиции вообще и сотрудников Государственной инспекции дорожного движения (далее - ГИБДД) в частности осуществляется в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами высшего и среднего профессионального образования2. В рамках этой специальности в учебных заведениях осуществляется также обучение юридико-психологического содержания. У обучающихся формируются соответствующие профессиональные компетенции высокого уровня3.
1 Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах». URL: http://www.pravo.gov.ru, 12.11.2014/ (дата обращения: 13.03.2015).
2 См.: ФГОС ВПО по направлению подготовки 030301.65 «Психология служебной деятельности» от 17 января 2011 г. № 67, утв. Приказом Минобрнауки РФ от 5 апреля 2011 № 20416; ФГОС СПО по спец. 40 02 02 «Правоохранительная деятельность», утв. приказом Минобрнауки РФ от 12. 05.2014 № 509.
3 Так, например, в Уральском государственном институте МВД России (г. Екатеринбург) реализуется в соответствии с ФГОС-3 специальность 030301.65 «Психология служебной деятельности» (специализация «Психологическое обеспечение служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов, деятельность под-
Среди дисциплин, непосредственно формирующих профессиональные психологические знания и умения будущих работников полиции (ГИБДД), следует, прежде всего, назвать такие учебные дисциплины, как юридическая психология, психология безопасности, психология конфликта, психология толпы и массовых беспорядков.
В рамках освоения данных дисциплин обучающиеся получают общие сведения по общей психологии, психологическим особенностям профессиональной правоохранительной деятельности, сведения о психологической основе отдельных следственных действий и т.д. В целом эти курсы можно отнести к группе пропедевтических (т.е. вводных), которые формируют общие представления о содержании отдельных научных направлений психологической науки и не углубляются в ее фундаментальные положения.
Такой подход государства как генерального заказчика на подготовку профессиональных сотрудников полиции (в том числе сотрудников ГИБДД) вполне оправдан, поскольку в повседневной профессиональной деятельности для осуществления основных операций полицейскому вполне достаточно полученных общих психологических знаний о типах личности, особенностях протекания мыслительных операций, типах нервной деятельности и др.
Например, в ситуации допроса потерпевшего в ДТП сотруднику полиции не потребуется глубоко проникать в «тонкую душевную организацию» данного лица и применять весь спектр психологических методик по диагностике психологического портрета личности потерпевшего. Сотруднику ГИБДД достаточно будет применить общие психологические правила работы и психологические знания, использование которых направлено на снятие психологической напряженности, создание обстановки доверия между работником ГИБДД и потерпевшим. В результате синергии применения различных общих психологических знаний и навыков (приемов), потерпевший может «раскрыться» (если он был скован) и дать изложение существенных сведений о событии ДТП, адекватное действительному положению вещей.
Далее следует определиться с содержанием понятия «специальные знания» (в ряде работ используется термин «специальные познания»). Это понятий позволит отграничить этот тип знаний от тех знаний, которыми обладают все или большинство сотрудников полиции (ГИБДД), то есть знаний юридических, общепрофессиональных.
Общепрофессиональными знаниями следует, по нашему мнению, признавать информацию, полученную и усвоенную сотрудниками полиции (ГИБДД) в результате систематического профессионального образования в рамках специальности «юрист», то есть информацию, связанную с юриспруденцией и правоохранительной деятельностью.
Структура общепрофессиональных юридических знаний, получаемых сотрудником полиции такова, что она включает в себя информацию именно правового характера, что позволяет сформировать на ее основе соответствующие профессиональные умения и навыки юриста, а также применять их на профессиональной основе.
В области юридической психологии такими общепрофессиональными, общеюридическими знаниями является информация из области криминальной психологии, психологии предварительного следствия, психологии несовершеннолетних правонарушителей и т.д.
Что же такое специальные знания, которые, наряду с общепрофессиональными, в необходимых случаях может и обязан использовать сотрудник полиции (ГИБДД). Термин «специальные знания» упоминается законодателем в ст. 57, 58 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, а также ст. 2, 7, 9 Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».
В современной отечественной юридической науке вопросу о специфике специальных знаний уделяется определенное внимание4. При этом каждый исследователь, представляющий отдельную нау-
разделений психологического обеспечения органов внутренних дел», в Российском государственном гуманитарном университете (г. Москва) осуществляется подготовка по таким специальностям, как «Психологическое обеспечение служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов»; «Морально-психологическое обеспечение служебной деятельности», «Пенитенциарная психология», «Психологическое обеспечение служебной деятельности в экстремальных условиях». Это говорит о востребованности правоохранительной практикой специалистов-психологов.
4 См., напр.: Трапезникова И.И. Специальные знания в уголовном процессе России: понятие, признаки, структура: дис. .канд. юрид. наук. Челябинск, 2004. 232 с.; Трифонова Н.А. Специальные знания в раскрытии и рас-
ку (уголовного процесса, криминалистику и т.д.), не ставит перед собой цель выработать общее, родовое понятие «специальные знания», относящееся ко всем юридическим наукам. Напротив, все исследователи считают необходимым сформулировать «узкую», сугубо отраслевую дефиницию, которая несла бы в себе все черты соответствующей науки, в рамках которой формируется такое понятие5.
Так, в конце 1970-х гг. в книге «Использование специальных познаний при расследовании преступлений» отмечалось, что к специальным знаниям нельзя относить юридические знания, «познания перестают быть специальными, как только они становятся общедоступными, общеизвестными»6.
По мнению Л.М. Исаевой, «специальные знания - это совокупность теоретических знаний, практических умений и навыков сведущих лиц - представителей различных видов профессиональной или иной деятельности (за исключением профессиональных знаний, умений и навыков должностных лиц органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность; представителей суда, стороны обвинения и защиты), применяемых в случае и порядке, определенных законом, и необходимых для выявления, раскрытия, расследования преступлений и рассмотрения уголовных дел в суде в целях содействия установлению истины по делу»7. В данном определении автор делает акцент на четырех важнейших особенностях специальных знаний:
1) это совокупность теоретических знаний и практических умений и навыков;
2) это знания, которыми не обладают сотрудники правоохранительных органов и юстиции;
3) это знания, которые используются в установленной законом форме;
4) это знания, которые используются для уголовных дел в суде в целях содействия установлению истины по делу.
Как можно убедиться, Л.М. Исаева дает достаточно «узкое» понимание специальных знаний: это только такие знания, которые имеют правовую форму и применяются для целей юстиции. По поводу последнего пункта рассуждений Л.М. Исаевой следует возразить: специальные знания не утрачивают своего специфического характера, своей специальной природы, если при этом не «используются для уголовных дел в суде в целях содействия установлению истины по делу». Специалист-психолог, даже если он не привлекается в качестве специалиста к расследованию ДТП, тем не менее свои специальные знания хранит в собственном профессиональном сознании и может их использовать при соответствующих условиях и в нужный момент. От того, что эти знания заключены в сознании носителя этого знания, они не перестают быть специальными.
В свою очередь, другой исследователь, Н.А. Трифонова, отмечает следующее: « "Специальные знания", используемые в раскрытии и расследовании преступлений, следует определять как знания, относящиеся к определенной отрасли и сфере их практического приложения, а также профессиональный опыт лиц, задействованных в раскрытии и расследовании преступлений (за исключением профессиональных знаний и профессионального опыта следователя и судьи), используемые для достижения целей раскрытия и расследования в установленных законом формах»8.
По мнению В.Р. Гайнельзяновой, «специальные знания - ...это совокупность знаний в различных областях теоретической и практической деятельности, полученных лицом в результате профессионального образования по определенной специальности и используемых сторонами уголовного судопроизводства и судом в целях раскрытия и расследования преступлений»9. Общим недостатком, характерным для дефиниций, даваемых Н.А. Трифоновой и В.Р. Гайнельзяновой, является их алогич-
следовании корыстно-насильственных преступлений: дис. ...канд. юрид. наук. Иркутск, 2006. 195 с.; Лазарева Л.В. Специальные знания в уголовном процессе России: монография. Владимир: Владимир. юрид. ин-т Федеральной службы исполнения наказаний, 2008. 183 с.; Кузякин Ю.П. Специальные знания в производстве по делам об административных правонарушениях. М.: Закон и право; Юнити, 2006. 179 с. и др.
5 О механизме образования понятий в науке см.: Войшвилло Е.К. Понятие как форма мышления. М.: Изд-во Моск.ун-та, 1989. С. 158-162.
6 Использование специальных познаний при расследовании преступлений / отв. ред. Ф.В. Глазырин. Свердловск, 1978. С. 3.
7 Исаева Л.М. Криминалистическое учение о специальных знаниях сведущих лиц: автореф. дис. ...докт. юрид. наук. СПб., 2009. С. 12.
8 Трифонова Н.А. Специальные знания в раскрытии и расследовании корыстно-насильственных преступлений: дис. ...канд. юрид. наук. Иркутск, 2006. С. 8.
9 Гайнельзянова В.Р. Использование специальных знаний при расследовании преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств: автореф. дис. .канд. юрид. наук. Челябинск, 2012. С. 11.
ность. Указанные авторы дают определения, которые содержат логическую ошибку, - понятие определяется через то же самое понятие10: «Специальные знания - .это совокупность знаний» (выделено мной. - Ю.Б.). С нашей точки зрения, было бы более точным определять специальные знания как особую системно организованную информацию определенного содержания и типа, закрепляемую специалистом в соответствующей знаковой форме.
Итак, специальные психологические знания - это системно организованная информация о закономерностях развития и функционирования психологических явлений и процессов личности, закрепляемая психологом - специалистом в знаковой (письменной или устной) форме.
Как следует из вышеприведенного определения, акцент сделан на качественном своеобразии специальных психологических знаний, которые специфичны тем, что являясь по сути узкоспециальной информацией, эти знания несут информацию о глубинных закономерностях11 (сторонах, свойствах) психологических явлений и процессов личности. При этом специальная информация получает свое выражение в письменной или устной форме.
В связи с этим под информацией (от лат. informatio, англ. information) мы понимаем разъяснение, изложение чего-либо, а также сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления12.
Становится понятно, что к специальным знаниям следует относить только такую информацию, которая не является общедоступной и общеизвестной. Это мнение соответствуе позиции таких криминалистов, как В.И. Шиканов и Л.П. Климович. Первый считает, что специальные познания есть любая возможная совокупность знаний за вычетом общеизвестных13, второй -, что специальные знания - это «профессиональный опыт сведущих лиц, .относящийся к какой-либо отрасли знания, используемый в уголовном судопроизводстве с целью получения новой информации»14.
Обратим внимание на следующий важный момент, раскрывающий природу специальных знаний вообще и специальных психологических знаний в особенности. С нашей точки зрения, любое специальное знание, в отличие от общепрофессионального, характеризуется следующими важными признаками:
1) выражается в специальном, собственном языке", использующем узкоспециальный психологический тезаурус (понятийно-терминологический набор специальных слов, выражений, понятий);
2) обозначает специфический объект психологического познания (психические явления и процессы) и выражает познанные закономерности психологического состояния личности (или аспектов этого состояния);
3) демонстрирует и фиксирует специально осуществляемые операции, совершаемые специалистом-психологом над определенным субъектом.
Поэтому специальное психологическое знание, с одной стороны, функционально зависит от самого объекта осмысления и познания, а с другой - от содержания того знания, которым лично обладает специалист. Например, специалист-психолог для познания особенностей личности может сконструировать опросник каузальных ориентаций и применить его в нужных целях. Понятно, что это есть именно специальные знания.
Каково содержание специальных знаний, используемых в деятельности сотрудников полиции?
10 С. К. Абачиев в этой связи отмечает: «Определение не должно содержать логического круга (тавтологии)» (См.: Абачиев С.К. Традиционная логика в современном освещении: Формальная логика как опытная наука: учебный курс. М.: КомКнига, 2010. С. 61).
11 См., напр.: Латынов В.В. Психологические закономерности объяснения неэтичных поступков // Психологический журнал. 2015. Т. 36, № 1. С. 61-70. Автор в этой статье попытался сформулировать именно закономерности, типичные в психологических образах и поведении людей, допускающих асоциальные поступки.
12 См. подробнее о теории и истории информации: Глик Дж. Информация. История. Теория. Поток. М.: АСТ, Corpus, 2013. 576 c.; Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1949. 22-е изд. С. 356.
13 См. подробнее: Шиканов В.И. Актуальные вопросы уголовного судопроизводства и криминалистики в условиях современного научно-технического прогресса. Иркутск: Изд-во Иркут. гос.ун-та им. А.А. Жданова. 1978. С. 23.
14 Климович Л.П. Научные основы современной судебной экономической экспертизы. М.: Проспект. 2014. С. 20-21.
15 Как верно отмечается в специальной литературе, «в процессе познания в связи с активной ролью языка и в силу его специфических особенностей возникает языковая картина мира,.. через вербальные образы и языковые модели происходит дополнительное видение мира». Колшанский Г.В. Объективная картина мира в познании и языке. М.: КомКнига, 2010. С. 29.
Мнение исследователей сводятся к тому, что специальные знания структурно включают в себя такие элементы, как профессиональные опыт, навыки и умения.
Так, авторы монографии «Использование специальных знаний при расследовании преступлений, связанных со взрывами» считают, что «профессиональный опыт - это совокупность психических и психофизиологических особенностей человека, . необходимых для достижения общественно-приемлемой эффективности в той или иной деятельности», навыки - это «доведенные до совершенства действия, которые выполняются субъектом максимально эффективно», умение - это «способность человека правильно и эффективно осуществлять какие-либо действия» 16. Представляется, что объем данного понятия следует дополнить таким компонентом, как знания и информация, востребованные криминалистической практикой. Достоинство этого уточнения кроется в том, что в понятие специальных знаний мы включаем не только некие эффективные действия специалиста, но и ту полезную информацию о каком-либо предмете, объекте, свойстве, которая может быть востребована при расследовании дела, связанного с ДТП.
С нашей точки зрения, феномен специальных знаний профессионального сознания психологов, привлекаемых полицией (ГИБДД), включает в себя следующие элементы:
1) специальную научную информацию, теоретические научные сведения и общетеоретические положения из области соответствующей специальности (профессии). В области юридической психологии такими специальными право-психологическими теориями, которыми должны владеть профессионалы-психологи, являются, например, теории дифференциальной психологии, современные теории инженерной психологии и т.д.;
2) практический опыт деятельности в конкретной профессиональной области знаний, составляющий фундамент научных познаний, к которому можно отнести опыт, полученный профессионалом-психологом, например, в ходе его практической работы в кризисных ситуациях (террористические акты, техногенные катастрофы, стихийные бедствия и т.п.)17;
3) практические навыки18 и профессиональные умения19, выражающие способность специалиста поступать в соответствии с нормами профессиональной деятельности.
К практическим можно, например, отнести навыки установления контакта с участниками следственных действий; специальные навыки перефразирования, прояснения, отражения и присоединения чувств и др.; преодоления ловушек психологического консультирования; формулировки вопросов и заключений; формулировок проблемных ситуаций и психологических проблем; формулировок и переформулировок запросов в ходе общения с участниками психологического общения и т. д.
К важнейшим умениям в структуре профессиональных знаний психолога следует отнести умение проводить психологическое обследование с учетом нозологической и возрастной специфики; в связи с задачами медико-психологической экспертизы - создавать необходимый психологический контакт и адекватный текущий контроль психологической дистанции; осуществлять дифференциальную диагностику, анализ тяжести состояния личности, оценку эффективности проводимой терапии и др.; владеть основными интерпретационными схемами и подходами; адекватно представлять имеющиеся данные в психодиагностических выводах; владеть основными клинико-психологическими методами (психологическая беседа, сбор психологического анамнеза, психологический анализ биографии, естественный эксперимент и т. д.).
16 Использование специальных знаний при расследовании преступлений, связанных со взрывами: учеб. пос. / М.А. Асташов, А.А. Беляков, Л.В. Грушин и др. Челябинск: Челябин. юрид. ин-т МВД России, 2007. С. 23.
17 Например, речь может идти об опыте психологического реагирования на последствия террористических актов (см. подробнее: Соснин В.А. Последствия террористических актов: проблема оценки и психологического реагирования (зарубежный опыт) // Психологический журнал. 2010. № 1. С. 100-112. Автор рассматривает основные психологические расстройства личности, вызванные актами террора, а также методы психотерапевтического вмешательства.
18 См.: Старшейбаум Г.В. Тренинг навыков практического психолога. М.: Психотерапия, 2008. 416 с. В книге автор относит к практическим навыкам психолога такие, как активное слушание и вербализацию, установление контакта, навыки групповой супервизии и др. Очевидно, что такими навыками не может обладать среднестатистический работник полиции, прослушавший несколько курсов по психологии в сфере профессиональной деятельности.
19 Умение - способность делать что-нибудь, основанная на знании, опытности, навыке. URL: http://dic.academic.ru/ contents.nsfushakov/ (дата обращения: 25 мая 2015 г.
4) мыследеятельность. Данное понятие представляет собой новеллу юридической науки, которую мы предлагаем использовать для обозначения комплекса интеллектуальных и коммуникативных процессов, включенных в контекст организованной коллективной деятельности20. Понятие, разработанное методологами и философами Московского методологического кружка (1965 -1980-е гг.) под руководством Г.П. Щедровицкого, в юриспруденции стало применяться сравнительно недавно21. В то же время, на наш взгляд, именно это понятие позволяет глубоко проанализировать особенности содержания специальных знаний. Используя категорию «мыследеятельность», мы хотим подчеркнуть, что структура специальных знаний, применяемых полицией в ходе расследования ДТП, гораздо сложнее, чем это представлялось ранее. В частности, очевидно, что при расследовании ДТП применяется, во-первых, социально организованное и культурно закрепляемое коллективно-групповое мыследействование, направленное на воссоздание полной и истинной картины ДТП; во-вторых, создается мыслекоммуникация, подразумевающая активный обмен версиями, объяснительными суждениями, доводами и контрдоводами по поводу происшествия, что выражается в речевых и формализованных текстах; в-третьих, сотрудниками полиции осуществляется «чистое мышление» (Г.П. Щедро-вицкий), разворачивающееся в невербальных схемах, формулах, графиках, таблицах, картах, диаграммах и т.п. Поэтому, как мы полагаем, деятельность по использованию специальных знаний при расследовании ДТП подразумевает неразрывную связь этой работы с подготавливающими ее мыслительными и коммуникативно-смысловыми процессами всех участников расследования ДТП.
Таким образом, становится ясным, что специальные знания - это неразрывная синергия элементов, обеспечивающих успех деятельности специалиста в области юридической психологии: знания + умения + навыки + мыследеятельность.
Мы исходим из того, что содержательно специальные знания очень разнообразны и множественны, они существуют в разных областях человеческой и природной деятельности, выражаются в разных формах. Применительно к деятельности работников ГИБДД специальные знания объективируются в разных видах и содержательно обусловлены различными процессами, осуществляемыми в рамках правоохранительной деятельности.
Специфика специального психологического знания, используемого сотрудниками полиции (ГИБДД), заключается в следующем: 1) имеет свой особый предмет научного познания; 2) особое средство коммуникации специалистов-психологов; 3) подразумевает оригинальные и эффективные практические операции и приемы, совершаемые специалистом и нацеленные на получение новой психологической информации.
Таким образом, рассуждая в методологическом аспекте, мы должны констатировать, что специальное знание обладает множественностью форм своего выражения и закрепления и направлено на получение новой информации, нового знания.
Специальные (психологические) знания должны применяться далеко не во всех случаях, когда осуществляются определенные следственные действия или расследуется ДТП. Мы полагаем, что применение и использование специальных (психологических) знаний допустимо в строго определенных специальных следственных ситуациях22.
Д.В. Ким следственной ситуацией считает информационно-познавательную систему, в которой выделяет гносеологический и онтологический аспекты, а также информационную структуру23.
20 См. подробнее: Розин В.М. Развитие права в России как условие становления гражданского общества и эффективной власти. М.: МПСИ, 2005. 352 с.; Щедровицкий Г.П. О методе исследования мышления. М.: Фонд «Институт развития им. Г.П. Щедровицкого», 2006. 600 с.
21 Одно из последних исследований с применением оргдеятельностной методологии Г.П. Щедровицкого см.: Осинцев Д.В. Система административного права. Методология, наука, регламентация. М.: Инфра-М, 2014. 228 с. Автор, в частности, с методологических позиций трактует понятие функции применительно к деятельности ГИБДД (С. 181-182).
22 В общей психологии такие ситуации получили наименование кризисных. См. подробнее: Росс Л., Нисбетт Р. [Ross L., Nisbett R.] Человек и ситуация. Перспективы социальной психологии. М.: АспектПресс, 1999; Grishina N.V. Problems of theperception of situations // Journal of Russian and East European Psychology. 2010. Vol. 48(3). P. 7-16.
23 Ким Д.В. Следственная ситуация как информационно-познавательная система в деятельности по расследованию преступлений (по материалам корыстно-насильственных преступлений): дис. ... канд. юрид. наук. Барнаул, 1999. С. 15-27.
А.Н. Васильев называет следственной ситуацией совокупность установленных по делу обстоятельств, а также обстоятельств, подлежащих установлению24.Этой позиции придерживается и А.Е. Шуклин, который при этом выделяет три типа ситуаций: проблемные, конфликтные и тактического риска25. В этом контексте полагаем, что применение специальных психологических знаний возможно в рамках проблемной следственной ситуации, для которой, по мнению А.Е. Шуклина, характерна «семантическая неопределенность, обусловленная сложностью выявления элементов предмета доказывания»26. Именно в сложной, проблемной следственной ситуации требуется использование специальных психологических знаний. В этом заключается, по нашему мнению, общий принцип их применения и использования.
Специальные следственные ситуации - это обусловленные необходимостью выполнения профессиональных задач по расследованию правонарушений и фиксации необходимых доказательств такие жизненные обстоятельства, которые объективно требуют применения специальных (психологических) знаний специалистом, обладающим соответствующим уровнем психологических знаний и навыков (умений).
Другими словами, специальные психологические знания - это своего рода дополнительное «тяжелое» вооружение, инициация применения которого позволит сотрудникам полиции добиться значительных успехов в борьбе за законность и правопорядок в гражданском обществе.
Общим правилом, детерминирующим использование специальных (психологических) знаний, является возникающая перед сотрудником полиции проблема своевременного и эффективного расследования ДТП, в рамках которой специальные (психологические) знания выступают одним из способов эффективного разрешения этой проблемы.
К принципам использования специальных психологических знаний в деятельности работников полиции (ГИБДД) относятся:
1) гуманистический подход, означающий признание неповторимости каждой личности, ее уникальности, значимости и автономности27. Анализируя личность, следует принимать во внимание, что личность может иметь сформировавшиеся установки (Д.Н. Узнадзе), что человек есть результат его жизненного пути (Б.Г. Ананьев), человек - это объективное выражение предметной деятельности человека, который имеет неповторимый субъективный внутренний мир (С.Л. Выготский);
2) деятельностный подход, в основе которого лежит анализ конкретного поступка человека. При этом поступок должен быть подвергнут анализу как психологический феномен, обладающий соответствующей структурой (ситуация, мотивация, действие, последействие);
3) ситуативный подход228. В психологической науке давно признано, что ситуационные факторы способны детерминировать поведение человека29. Применение принципов ситуационного подхода к анализу ДТП способствует осмыслению фактов и коррекции их оценки, а также рефлексии практических следственных действий, что является значимым для практики расследования ДТП. Как показывает практика ситуационного подхода, во многих случаях у виновника ДТП отсутствует опора, устойчивые удовлетворяющие отношения, способные защитить его от деструктивных внутренних или внешних влияний. Именно на эти аспекты нацеливает ситуативный подход;
4) мотивационный подход20. Из пяти групп базовых потребностей, выделяемых А. Маслоу, в результате которых формируются мотивы поведения, заслуживают особого упоминания потребности
24 Васильев А.Н. О криминалистической классификации преступлений // Методика расследования преступлений. Общие положения. М., 1976. С. 23-27.
25 Шуклин А.Е. Особенности принятия информационных и тактических решений в сложных следственных ситуациях: автореф. дис. .канд. юрид. наук. Екатеринбург. 2012. С. 9.
26 Там же. С. 10.
27 См.: Дергачева О.Е. Личностная автономия как предмет психологического исследования: дис. ...канд. психол. наук. М., 2005.
28 См. подробнее: Гришина Н.В. Психология социальных ситуаций // Вопр. психологии. 1997. № 1. С. 121-132. Автор в качестве одного из типовых жизненных сценариев, приводящих к возникновению кризисной ситуации, называет «трагические обстоятельства - гибель родителей, травмы в автомобильной аварии и др.» (С. 127).
29 Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: учеб. пос. для вузов / пер. с англ. Т. Гудков и др. 2-е изд. СПб. : Питер, 2003. 859 с.
30 Общая теория мотивации личности изложена в трудах Абрахама Х. Маслоу. См: Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2011. 400 с.
в автономии, достижении успеха, признании, а также потребность в самоактуализации . На наш взгляд, именно этими базовыми (по терминологии А. Маслоу) потребностями определяется мотивация деятельности многих участников ДТП.
Помимо специальных следственных ситуаций, специальные психологические знания могут применяться при обстоятельствах, которых следует именовать «травмирующими». Речь идет о необходимости привлечения специалистов-психологов в целях ликвидацией психологических травм у участников и пострадавших в ДТП.
Исследования зарубежных ученых свидетельствуют, что по крайней мере одна треть всех людей, вовлеченных в нефатальные аварии, получают в результате посттравматическое стрессовое расстройство, тревожность, депрессию, фобии. Все это жертвы аварий испытывают в течение одного года после инцидента31.
По нашим наблюдениям, даже если дорожно-транспортные происшествия с медицинской точки зрения не были серьезными, тем не менее они порождали психологические травмы. Большинство из 1000 мужчин и женщин, которые поступили в больницу, после аварии смогли оправиться от психологической травмы в срок от трех до 12 месяцев после аварии . У некоторых внезапно развивалась тревожность и другие симптомы. При том что большинство из них были пассажирами, а не водителями. Исследования показывают, что люди получают увеличение уровня стрессовых гормонов в течение месяца после даже незначительных травмирующих событий. В принципе, эти виды реакций являются нормальным явлением в краткосрочной перспективе после ДТП. Однако если расстройства становятся постоянными, то это признак того, что есть необходимость обратиться к специалистам. Только он поможет избавиться от тревожности, фобии, и т.д. В связи с этим деятельность специалиста-психолога, привлекаемого к такой работе органами ГИБДД, трудно переоценить.
Резюмируя сказанное, следует отметить, что использование специальных (психологических) знаний в ходе работы полиции ( в частности, при расследовании ДТП) необходимо и востребовано. Различные аспекты использования такого знания, определение наиболее эффективных форм и способов его применения требует дальнейшего научного осмысления.
Поступила в редакцию 17.05.15
Yu.I. Bezrukov
SPECIAL (PSYCHOLOGICAL) KNOWLEDGE AND ITS USE BY THE POLICE
IN THE INVESTIGATION OF AN ACCIDENT (THEORETICAL - METHODOLOGICAL ASPECTS)
The paper refers to special (psychological) knowledge that, in author's opinion, should be widely used by the police during the investigation of road accidents. The author defines the special psychological knowledge as systematically organized information on the laws governing the development and functioning of psychological phenomena and processes of an individual fixed by a psychologist expert in sign (written or oral) form. The delimitation of special (psychological) knowledge from general legal knowledge possessed by the majority of police officers is carried out in the paper. The structure of special psychological knowledge is analyzed, which includes such items as specialized scientific information, experience, skills and professional abilities, as well as mental activity of a specialist. The data confirming the need to attract professional psychologists in the investigation of road accidents is presented.
Keywords: general professional legal knowledge, special psychological knowledge, traffic accident, special investigative situation.
Безруков Юрий Иванович,
доцент кафедры правовой психологии
и судебных экспертиз
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный юридический университет»
620062, Россия, г. Екатеринбург, ул. Колмогорова, 54 E-mail: ppsea@usla.ru
Bezrukov Yu.I.,
Associate Professor at Department of Legal Psychology and Forensic Expertise
Ural State Law University
Kolmogorova st., 54, Ekaterinburg, Russia, 620062
E-mail: ppsea@usla.ru
31 См. подробнее: Hickling E.J., Blanchard E. B. International Handbook of Road Traffic Accidents and Psychological Trauma: Current Understanding, Treatment and Law Paperback., 1999 . December 1. Р. 17-23.