Гареева Э.В., Габдуллин Т.Р.
использование специальных познаний при расследовании преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, совершенных водителями в состоянии опьянения
Цель: Раскрыть вопросы использования специальных знаний (познаний) при расследовании дорожно-транспортных преступлений.
Методология: Использовались формально-юридический и сравнительный методы, анализ, синтез.
Результаты: Осуществлено разграничение понятий «специальные знания» и «специальные познания» в уголовно-процессуальном законодательстве и юридической литературе, определены особенности применения специальных познаний при расследовании преступлений о нарушении правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, совершенных водителями в состоянии опьянения.
Новизна/оригинальность/Ценность: На основе научной доктрины, анализа следственной практики расследования преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, совершенных водителями в состоянии опьянения, определяются особенности использования специальных познаний.
Ключевые слова: специальные знания (познания), нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, совершенное водителем в состоянии опьянения, дорожно-транспортное происшествие.
Gareeva E.V., Gabdullin T.R.
THE USE OF SPECIAL KNOWLEDGE IN INVESTIGATION OF CRIMES RELATED TO VIOLATION OF TRAFFIC RULES AND OPERATION OF VEHICLES, COMMITTED BY DRIVERS IN A STATE OF INTOXICATION
Objective: To uncover issues use of expertise (knowledge) in the investigation of road traffic offences.
Methodology: Formal-legal and comparative methods, analysis, synthesis were used.
Results: The article reveals the relevance of the use of special knowledge (cognition) in the investigation of road traffic offences, the distinction between the concepts of expertise and special knowledge in criminal procedure legislation and legal literature, application of special knowledge in investigation of crimes on violation of traffic rules and operation of vehicles, committed by drivers in a state of intoxication.
Novelty/Originality/Value: Based on the scientific doctrine, analysis, investigative practice of investigation of crimes related to violation of traffic rules and operation of vehicles, committed by drivers in a state of intoxication, the features of special knowledge are definied.
Keywords: special knowledge (cognition), violation of traffic rules and operation of vehicles, committed by drivers in a state of intoxication, traffic accident.
Определяющее значение при расследовании преступлений о нарушении правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, совершенных водителями в состоянии опьянения, имеют специальные знания [12], результаты применения которых составляют основу доказательственной базы по уголовным делам данной категории.
Важное значение для сбора объективной доказательной базы о дорожно-транспортном преступлении имеют следственные действия: осмотр места происшествия, осмотр транспортных средств, следственный эксперимент и различные виды экспертиз. Поэтому следователю важно самому правильно применять не только юридические, но также специальные знания: владеть приемами и способами обнаружения, фиксации и изъятия следов на месте происшествия, мето-
диками проведения следственных экспериментов для получения исходных данных, для производства автотехнических экспертиз, знать практические возможности различных видов экспертиз, уметь правильно сформулировать вопросы экспертам.
На качество расследования дорожно-транспортных преступлений влияет множество факторов, при этом одними из важнейших являются недостатки в использовании сотрудниками полиции специальных познаний. Вопросы специфики использования специальных знаний при расследовании преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, рассматривались в диссертационных исследованиях С.В. Власовой, В.Р. Гайнельзяновой, В.А. Городокина и др. [5, 6, 8, 15, 16, 17].
eurasian
> 3 (28) 2017 <
advocacy
Сотрудниками правоохранительных органов при расследовании преступлений о ДТП применяются профессиональные знания. При этом они могут обладать специальными знаниями самостоятельно, и привлечение специалиста является правом, а не обязанностью следователей, дознавателей, судей (за исключением случаев, прямо предусмотренных законом). Как указывает Ю.К. Орлов, «критерий разграничения компетенции следователя и эксперта не в характере специальных познаний, а в процессуальной форме их использования» [14].
Анализ следственной практики расследования преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, совершенных водителями в состоянии опьянения, свидетельствует о необходимости применения специальных знаний на каждом этапе расследования уголовного дела. Привлечение специалиста чаще всего осуществляется при проведении следующих следственных действий: осмотр места происшествия, допросы свидетелей, потерпевших, подозреваемых, обвиняемых; очная ставка; назначение судебных экспертиз, проверка показаний на месте, следственный эксперимент. Осмотр места происшествия является «узловым» следственным действием при расследовании ДТП [11]. Анализ следственной практики свидетельствует о том, что данное следственное действие не всегда проводится профессионально, что приводит к трудностям в расследовании и раскрытии преступления. Как справедливо отмечает Е.В. Бурцева, «необходимо развивать способности к применению специальных познаний субъектами предварительного исследования на месте ДТП» [4]. Для этого требуется развивать криминалистическую наблюдательность, что проявляется в планомерном, целенаправленном восприятии всего, что имеет или может иметь отношение к событию преступления [3]; наличие индивидуализированной ответственности за групповой результат; а также грамотное руководство процессом групповой работы. Последнее условие применимо лишь к осмотрам места ДТП, проводимым следственно-оперативной группой.
По дорожно-транспортным преступлениям с погибшими людьми в составе следственно-оперативной группы выезжает эксперт-криминалист (автотехник).
По всем делам о дорожно-транспортных преступлениях их участники должны быть освидетельствованы на состояние алкогольного опьянения либо пройти медицинское освидетельствование на состояние опьянения. В этих целях лица,
которые не доставлены в медицинские учреждения по состоянию здоровья, освидетельствуются на состояние алкогольного опьянения на месте дорожно-транспортного происшествия сотрудниками Госавтоинспекции.
В век глобальной информатизации все большую популярность приобретают специальные знания в области электронных систем безопасности и управления транспортными средствами. Ведь при установлении механизма совершения дорожно-транспортного происшествия определяющее значение имеет выяснение данных о транспортном(ых) средстве(ах) на момент аварии и до нее (техническое состояние, скорость движения и т. п.) [9, 10]. Как правило, данные сведения могут быть получены по следовой информации, добытой в ходе осмотра места происшествия, из показаний участников и свидетелей дорожно-транспортного происшествия. Однако, например, по следу торможения можно судить лишь о минимальной скорости на момент дорожно-транспортного происшествия, а на восприятие участников и свидетелей аварии влияют различные субъективные и объективные факторы. Поэтому одним из перспективных путей решения вопросов, связанных с получением объективных доказательств при расследовании преступлений о нарушении правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, является исследование информации, содержащейся в памяти электронных систем управления, комфорта и безопасности транспортного средства.
Анализ отечественной следственной и судебной практики, проведенный А.В. Головчанским, показывает, что установление параметров движения транспортного средства на момент дорожно-транспортного происшествия носит пока единичный характер и вызывает много трудностей. В качестве одного из путей решения этой проблемы предлагается для участия в осмотре транспортного средства приглашать специалиста официального сервисного центра, обслуживающего автомобили конкретной марки [7]. Так, в Чехии согласно договоренности полиции с отделом безопасности автомобильного концерна «Skoda» при дорожно-транспортных происшествиях с участием автомобилей данной марки выезжают специалисты, которые извлекают и расшифровывают информацию с различных датчиков и электронного блока управления. Полученные сведения позволяют осуществить компьютерное моделирование автоаварии, установить причины и восстановить механизм совершения дорожно-транспортного происшествия [18].
> 3 (28) 2017 адвокатура
евразийская
Таким образом, применение специальных знаний при расследовании дел о дорожно-транспортных преступлениях является необходимой составляющей, имеющей свои, характерные для данного вида преступлений, особенности.
Пристатейный библиографический список
1. Состояние преступности в России за январь-декабрь 2016 года. М.: ФКУ «ГИАЦ» МВД России, 2017.
2. Арсеньев В.Д., Заблоцкий В.Г. Использование специальных знаний при установлении фактических обстоятельств уголовного дела. Красноярск, 1986.
3. Баранов П.П., Курбатов В.И. Юридическая психология / под общ. ред. А.Н. Ерыгина. М., 2006. С. 158.
4. Бурцева Е.В. О способности сотрудников ОВД к использованию специальных познаний в процессе предварительного исследования следов на месте ДТП // Теория и практика общественного развития. 2011. № 7.
5. Власова С.В. Способы собирания доказательств по уголовным делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009.
6. Гайнельзянова В.Р. Использование специальных знаний при расследовании преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств: дис. . канд. юрид. наук. Челябинск, 2012.
7. Головчанский А.В. Использование данных электронных систем безопасности и управления транспортного средства при расследовании дорожно-транспортных преступлений // Вестник Воронежского института МВД России. 2014. Вып. 3.
8. Городокин В.А. Использование специальных автотехнических знаний при расследовании преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств: дис. . канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2009.
9. Игбаева Г.Р. Актуальные проблемы защиты прав страхователей и третьих лиц по договорам страхования. Уфа, 2014.
10. Игбаева Г.Р. Мошенничество в сфере обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств // Евразийский юридический журнал. 2015. № 12 (91). С. 187-189.
11. Жулев В.И., Степанищев А.В. Расследование дорожно-транспортных преступлений. М., 2004.
12. Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. М.: Наука, 1975.
13. Нагорный Г.М. Гносеологические аспекты понятия «специальные знания» // Криминалистика и судебная экспертиза. Киев, 1980. Вып. 21.
14. Орлов Ю.К. Судебная экспертиза как средство доказывания в уголовном судопроизводстве. М.: ИПК РФЦСЭ, 2005.
15. Россинская Е.Р., Усов А.М. Судебная компьютерно-техническая экспертиза. М.: Право и закон, 2001.
16. Шуматов Ю.Т. Использование специальных познаний на предварительном следствии: автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 1996.
17. Хрусталев В.Н., Трубицын Р.Ю. Участие специалиста - криминалиста в следственных действиях. СПб.: Питер, 2003.
18. http://www.alcotest.ru/article. Html?id=32536.
References (transliterated)
1. Sostojanie prestupnosti v Rossii za janvar'-dekabr' 2016 goda. M.: FKU «GIAC» MVD Rossii, 2017.
2. Arsen'ev V.D., Zablockij V.G. Ispol'zovanie speci-al'nyh znanij pri ustanovlenii fakticheskih obstojatel'stv ugolovnogo dela. Krasnojarsk, 1986.
3. Baranov P.P., Kurbatov V.I. Juridicheskaja psiholo-gija / pod obshh. red. A.N. Erygina. M., 2006. S. 158.
4. Burceva E.V. O sposobnosti sotrudnikov OVD k ispol'zovaniju special'nyh poznanij v processe predvari-tel'nogo issledovanija sledov na meste DTP // Teorija i praktika obshhestvennogo razvitija. 2011. № 7.
5. Vlasova S.V. Sposoby sobiranija dokazatel'stv po ugolovnym delam o prestuplenijah, svjazannyh s narush-eniem pravil dorozhnogo dvizhenija i jekspluatacii trans-portnyh sredstv: dis. ... kand. jurid. nauk. M., 2009.
6. Gajnel'zjanova V.R. Ispol'zovanie special'nyh znanij pri rassledovanii prestuplenij, svjazannyh s narusheniem pravil dorozhnogo dvizhenija i jekspluatacii transportnyh sredstv: dis. . kand. jurid. nauk. Cheljabinsk, 2012.
7. Golovchanskij A.V. Ispol'zovanie dannyh jelek-tronnyh sistem bezopasnosti i upravlenija transportnogo sredstva pri rassledovanii dorozhno-transportnyh prestu-plenij // Vestnik Voronezhskogo instituta MVD Rossii. 2014. Vyp. 3.
8. Gorodokin V.A. Ispol'zovanie special'nyh av-totehnicheskih znanij pri rassledovanii prestuplenij, svja-zannyh s narusheniem pravil dorozhnogo dvizhenija i jek-spluatacii transportnyh sredstv: dis. . kand. jurid. nauk. Ekaterinburg, 2009.
9. Igbaeva G.R. Aktual'nye problemy zashhity prav strahovatelej i tret'ih lic po dogovoram strahovanija. Ufa,
2014.
10. Igbaeva G.R. Moshennichestvo v sfere objazatel'nogo strahovanija grazhdanskoj otvetstvennosti vladel'cev transportnyh sredstv // Evrazijskij juridicheskij zhurnal.
2015. № 12 (91). S. 187-189.
11. Zhulev V.I., Stepanishhev A.V. Rassledovanie doro-zhno-transportnyh prestuplenij. M., 2004.
12. Kondakov N.I. Logicheskij slovar'-spravochnik. M.: Nauka, 1975.
13. Nagornyj G.M. Gnoseologicheskie aspekty ponjatija «special'nye znanija» // Kriminalistika i sudebnaja jeksper-tiza. Kiev, 1980. Vyp. 21.
14. Orlov Ju.K. Sudebnaja jekspertiza kak sredstvo do-kazyvanija v ugolovnom sudoproizvodstve. M.: IPK RFC-SJe, 2005.
15. Rossinskaja E.R., Usov A.M. Sudebnaja komp'ju-terno-tehnicheskaja jekspertiza. M.: Pravo i zakon, 2001.
16. Shumatov Ju.T. Ispol'zovanie special'nyh poznanij na predvaritel'nom sledstvii: avtoref. dis. . kand. jurid. nauk. M., 1996.
17. Hrustalev V.N., Trubicyn R.Ju. Uchastie special-ista - kriminalista v sledstvennyh dejstvijah. SPb.: Piter, 2003.
18. http://www.alcotest.ru/article. Html?id=32536.